Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Всем привет. Для прокачки геймдизайнерских навыков важно уметь исследовать и анализировать игры. В этой статье я предлагаю рассмотреть, как Rockstar обучает и погружает игроков в GTA 3, VC, San Andreas. Будет много скриншотов, я предупредил :)
Все скриншоты я делал в GTA Definitive Edition, прошу понять и простить
Оглавление
GTA 3
После стартового ролика нам сразу предлагают прокатиться на авто и показывают подсказку, как сесть в машину. Обратите внимание, что подсказок, о том, как в целом управлять персонажем - нет. Только горячая клавиша посадки в авто. Авто, что даже следует из названия игры - одна из главных фишек, ездим мы много и на большом количестве автомобилей, и не удивительно, что в самом начале игры нам сразу дают прокатиться.
По мере нашей поездки до нужной точки нас знакомят с основами управления автомобилем и с радаром.
Приехав на точку видим подсказку по основной механике, которая будет встречаться нам дальше на протяжении всей игры - светящиеся круги (маркеры), в которых мы получаем и сдаём миссии.
Тут же видим пару подсказок про сохранение игры и гараж.
Дальше нам предлагается проехать к Луиджи. В процессе мы получаем подсказку по ориентированию в мире игры - нам предлагается открыть карту. (FIX - в оригинальной версии не было карты в меню)
Пока едем, получаем ещё охапку обучалок - как переключать радио, менять режим обзора камеры и (на мой взгляд поздновато) - как осмотреться. Тут же до нас доносится важное для GTA правило - вы можете или взять задание или пойти гулять. Вы свободны в своём выборе.
Мы здесь, конечно же, не для прогулок по городу, а с вполне конкретной целью, поэтому принимаем задание и получаем обучение ещё одной основополагающей механике в игре - оружие.
Следуем цели задания и приезжаем к Мисти, где нам показывают, что в игре ещё можно и сигналить.
В следующем задании в самой кат-сцене нам подскажут, что для выполнения миссии неплохо бы обзавестись огнестрельным оружием. Небольшой дизайнерский промах, никому не интересны кат сцены :) Но держим в голове, что это 2001 год, поэтому простительно.
Уже после кат-сцены с диалогом мы видим крупным кадром магазин оружия, во дворике которого для нас припрятано оружие. Даже не смотрев кат-сцену можно догадаться, что нам нужно туда.
Направляемся в оруженый магазин. Если зайти в сам магазин, продавец подскажет нам, что надо идти во двор
Идём во двор, обнаруживаем там огнестрельное оружие и в очередной раз смотрим подсказку про смену оружия. Всё верно, иногда лучше несколько раз подсказать игроку, иногда одного раза мало.
К этому моменту, по факту мы узнали о всех кор-механиках игры и уже имеем представление о том, чем нам предстоит заниматься практически на всём протяжении игры.
GTA Vice City
Вы когда-нибудь задумывались, почему в нашей стартовой точке в Vice City стоит мотороллер? Да потому что двухколёсного транспорта не было в GTA 3! В этом вся суть Рокстар, в каждой последующей части игры они будут сразу стараться показать, что нового появилось в игре. И это, на мой взгляд, правильно.
Едем к отелю и получаем пачку подсказок, аналогичных третьей части, как управлять транспортом. Если поехать на мотороллере, то вам будет показана ещё подсказка по езде на заднем колесе.
Приехав в отель видим подсказку о сохранениях. В третьей части игры мы фактически не сталкивались с помещениями, а вот в VC мы сразу оказываемся в шикарном отеле, по которому можно погулять и в глубине которого у нас есть свой номер. Рокстар не стесняются хвастать нововведениями :)
Едем на нашу первую миссию, и тут нас сходу отправляют переодеться. Да, это новая механика и грех её не показать. Переодевшись в костюм и выходя из магазина мы видим сцену с мотоциклом. Задумывались, для чего она? Да, для того, чтобы показать, что в Vice City появились мотоциклы!
Выполнив миссию получаем уведомление, что одежда доставлена в наше убежище. Мы можем переодеваться и об этом нам будут всячески напоминать следующие минут 20.
Берём следующее задание с поездкой в клуб Малибу и получаем обучающую подсказку про быстрый бег и прыжки. В третьей части это было упущено и подобной подсказки я не видел.
После разговора в Малибу, едем в подворотню, убиваем повара и...
Получаем проклятый сотовый телефон. Тоже новинка GTA Vice City, в предыдущей части такого не было. Соответственно, звонить нам будут много и часто, чтобы мы не забывали, что у нас он есть.
Встречаемся с Ленс Венс Денсом и едем в оружейный магазин, где получаем подробный экскурс по оружию.
Берём следующую миссию... А нет, подождите, звонок.
Так вот, берём следующую миссию и нас снова просят переодеться. На этот раз в рабочего, чтобы устроить мясо на стройке.
После выполнения задания мы получаем ещё один звонок. Я же говорил, что нам не дадут забыть про этот чёртов мобильный телефон?
Берём следующую миссию. Угадаете, чего от нас хотят? Верно, снова переодеться, на этот раз мы едем в гольф-клуб.
Ещё примечательное из первых миссий - поездка на пирс, где мы можем увидеть морской транспорт, которого ранее не было в игре и миссия, где нам надо разделаться с одним бедолагой бензопилой. Такого обилия оружия в 3-ей части не было.
Таким образом, в первые 30-60 минут игры мы узнали все основные механики игры, с упором на новые, которых не было в GTA 3. Подход к обучению игрока практически не изменился, но здесь мы могли увидеть типичный почерк Рокстар к демонстрации новых возможностей игры. Фактически, первые 30-60 минут игры, это просто демонстрация новинок. Ещё более ярко мы увидим это в...
GTA San Andreas
Снова первое, что мы видим в игре - новый транспорт, которого не было ранее. Кстати, обучения, как двигаться мы здесь не наблюдаем, видимо, разработчики предполагают, что как двигаться мы разберёмся и так. На мой взгляд, это верный подход. Если в вашей игре классическое управление, давать подсказку, как двигаться, не обязательно.
Садимся и едем к себе домой, по пути получая пачку обучений, как крутить педали, тормозить и прочее.
Я думаю, мы уже понимаете, что будет следующие 30-60 минут игры. Мы будем наблюдать новые механики и особенности игры. Первая же миссия - мы ВЧЕТВЕРОМ катимся на велосипедах, уезжая от напавшей на нас враждебной банды.
Тут нам сразу дают пощупать одну из главных особенностей игры - банды. И последующий добрый десяток (а то и больше) миссий мы всегда будем с кем-то.
Берём следующую миссию. Конечно же, получив перед этим звонок на мобилку.
Тут миссия предлагает нам сначала заехать подстричься. Узнаёте почерк? Да, это новая механика.
А после - зайти и перекусить. А есть нам надо, потому что GTA San Andreas уже почти РПГ с набором характеристик, среди которых есть и вес.
В следующей миссии мы уже едем закрашивать граффити, и снова не одни. Одних нас вообще ещё не скоро оставят.
В процессе закрашивания получаем уведомление о том, что наш авторитет вырос и что мы, внимание, можем управлять бандой из двух человек! Круто, правда? :) Помню, когда играл первый раз, это имело вау-эффект, хотя ещё даже было не понятно, для чего это и как нанять кого-то в свою банду.
В процессе закрашивания граффити сталкиваемся с балласами и получаем подсказку, что это - враждующая банда. Если вдруг вы не поняли после поездки на велосипедах.
Расправившись с противниками, получаем ещё одну новую механику - теперь наш персонаж может перелазить через препятствия.
Берём следующую миссию и едем с Райдером разбираться с нарко-притоном. Снова мы не одни.
Следующая миссия - знакомимся более близко с механикой стрельбы из автомобиля. Стреляем, конечно, не мы, а наши собандийцы, но всё же.
Берём следующую миссию (не забыв получить перед этим очередной звонок на мобилку) и едем ближе знакомиться с оружием. И узнаём пару новых механик, которых не было в предыдущих частях - стрельба из положения сидя с возможностью перекатов и стрельба по бензобакам в автомобилях (Это даже в наше время ВАУ!).
Далее - снова звонок на мобильный и просьба зайти в магазин и одеться в цвета банды. Тут мы знакомимся с новой системой одежды, где каждый элемент гардероба можно выбрать отдельно.
Ах, да, нам ещё звонили и говорили, что можно зайти в качалку и подкачаться. Это же почти РПГ, помните?
Приоделись, подкачались и едем на следующее задание. В процессе выполнения этой миссии мы знакомимся сразу с тремя новыми механиками - тачка на прокачку(тюнинг), лоурайдерство и мини-игра танец, где нужно вовремя нажимать стрелочки.
Таким образом снова в первый час игры на нас вывалили большое количество новых механик (но не все. В GTA SA было такое обилие новых механик, что рассказать обо всех за начало игры, наверное, было просто невозможно.)
Выводы
Rockstar обладает достаточно уникальным подходом к погружению игроков в свои игры. Каждая часть серии не только знакомит игрока с базовыми механиками, но и сильно акцентирует внимание на нововведениях, чтобы подчеркнуть их значимость. Во всех играх серии последовательно демонстрируются новые возможности игры, начиная с первого же взаимодействия с игроком.
Невозможно не отметить, как мастерски Рокстар, беря всё лучшее из предыдущих частей и добавляя к этому новые механики, в итоге каждый раз получает качественный продукт, который не кажется и не ощущается вторичным.
Так же важно взять на заметку, как происходит обучение игрока через непосредственный опыт, что делает обучение органичной частью игры.