Я у мамы вээфыксер
Итак, вы захотели делать эффекты для игр. Куда бежать, с чего начать?
Специально для телеграм-чата Real-Time VFX. Осторожно! Огромное количество ссылок может вызвать эпилепсию.
1. База
Для начала вам нужно обладать какими-то базовыми знаниями по 3м софтовым направлениям:
- Графический редактор (Photoshop, GIMP, Krita)
- 3D-пакет (Blender, Maya, 3D’s Max, Cinema4D, Houdini)
- Игровой движок (Unreal Engine, Unity)
С первыми двумя пунктами все относительно просто:если не обладаете базовыми знаниями, то, открываете строку гугла и вбиваете “<название_софта> базовые уроки”.
Из редакторов я бы выбрал фотошоп, потомучто он более универсален и по нему больше уроков. Что вы выберете из 3D-пакетов - не столь существенно. Единственное из всего списка хочется отметить Houdini — это самый сложный для старта с нуля в 3D софт, но для позиций Middle VFX Artist и выше вам так и так придется в нём работать :)
После успешного изучения основ, когда слова RGBA каналы вас перестанут пугать, простой моделинг будет освоен и придет четкое понимание, что такое развёртка, можно переходить к движку.
Я сам прокачивал своего перса по ветке Unreal Engine, поэтому начнём с него. А так же по этой причине ветка Unity будет выглядеть ампутированной культёй на фоне анриловской (но статья будет ещё дополняться, поэтому я открыт к предложениям ссылок на материалы по Unity эффектам в чате).
Так вот, анрил, и опять же, прежде чем творить красоту, нужно изучить инструмент и основы. Регистрируетесь и скачиваете двиг с офф сайта, и переходите в раздел с обучением, где собраны бесплатные мини-курсы по различным тематикам движка. Ищете основы и проходите пару-тройку таких мини-курсов как эти — Your First Hour in Unreal Engine или Editor Introduction. Помимо основ делаете упор на создание материалов (например вот Materials Master Learning и Material Editor Fundamentals). Эти знания вам пригодятся при создании эффектов.
Помимо этого есть рускоязычный канал Unreal Engine Rus с большой библиотекой базовых уроков по различным тематикам. Также обратите внимание на канал Мэтью Вадштейна WTF Is?, в котором наглядно можно посмотреть как работать с тем или иным инструментом\нодой в движке. Ну и конечно можно влиться в рускоязычное комьюнити в телеге или международное в дискорде.
Отмечу, что не стоит искать курсы или уроки только по пятой версии движка — четвертая версия в базовых вещах практически не отличается от пятой, поэтому вам подойдут уроки по обеим версиям. Ну и тем более стоит забыть про русский язык в обучении и запастись гугл транслейтом или переводчиком ютуба в яндекс браузере, если с этим проблемы.
Что можно сказать про Unity? Так же качается с офф сайта, так же есть раздел с обучением, где можно найти базовые уроки по движку. Так же уделяйте внимание шейдерам. Есть ещё хороший канал со всякими разными вещами, в том числе и базовыми. И есть рускоязычный чат в телеге.
2. Системы частиц
В двигле разобрались, самое время переходить непосредственно к эффектам. Для начала рекомендую внимательно ознакомиться с этими двумя супер полезными ссылками:
В ссылках представлен материал и по Unity и по Unreal Engine. Ну а мы по традиции начнём со второго. Итак, при создании эффектов в движке зачастую вы будете работать с двумя вещами: редактор материалов и системы частиц. В Unreal Engine на данный момент существуют две системы частиц: старая Cascade и новая Niagara. В идеале неплохо бы знать обе, потомучто старые проекты в компаниях скорее всего используют Каскад и, если вы попадете на такой проект только со знаниями Ниагары, то придется в экстренном порядке переучиваться :)
Однако, на текущий момент думаю целесообразнее начинать обучение именно с Ниагары, так как она начинает быть более востребованной и все новые проекты будут уже на этой системе частиц. Ну и зная Ниагару, будет сильно легче потом при надобности изучить Каскад, так как они достаточно схожи по логике.
Изучение Niagara я советую начать с этого плейлиста от хорошего спеца Томаса Харле и с этого плейлиста базовых уроков канала GameDev Outpost. Они отлично дополняют друг друга и дают неплохую базу в понимании системы частиц. Также можно собственноручно посмотреть и потрогать примеры систем частиц на уровнях Niagara_Particles и Niagara_Advanced_Particles в проекте Content Examples, который можно найти во вкладке Samples в лаунчере. В нём же, кстати, а также вообще в разделе Samples, можно найти много интересного по базе движка.
Если вдруг имеется потребность в изучении Cascade, то можно с начать с этого официального плейлиста, а далее по ссылкам ниже, в некоторых из них уроки по старой системе. Также в проекте Content Examples можно изучить примеры систем частиц на уровнях Cascade_Legacy_Particles и Cascade_Legacy_Effects.
Дальше можно двигаться так:
- Туториалы от Луоса по эффектам в Cascade и материалам на его канале (вообще весь его канал советую прошерстить, там много полезного и интересного)
- Туториалы по Niagara от Art Hiteca, где вы не только будете настраивать модули, но и попрактикуетесь в написании своих
- Много базовых и продвинутых вещей по материалам от Бена Кловарда
- Хороший контент по материалам в Unreal Engine все от того же tharleVFX
- Tips&Tricks в эффектах и системах частиц (и каскад и ниагара) от Саймона, а так же его бомбезный сайт с описанием некоторых визуальных трюков, которые использовались в играх
- Канал Jason Keyser на котором куча полезной инфы по эффектам
- Крутые туторы по шейдерной логике от техарта Epic Games Taizyd Korambayil. К сожалению, открываются только через веб-архив, но этот гемор того стоит.
- Туторы от Janga FX: всплески и серия из трех уроков про огненный прожектайл
- Неплохие туторы по эффектам с материалами на канале UnrealCG
- Канал выступлений с GDC, на котором можно найти много лекций по визуальным эффектам
А что по Unity?
Сейчас там тоже присутствуют две системы частиц: старая Shuriken (вводник туть) и новая VFX Graph (вводник туть). Но из каналов с эффектами на Unity я знаю только эти:
- Супер клёвый канал Hovl Studio с подробными уроками на русском и украинском
- Канал про эффекты в Unity от Gabriel Aguiar
- И этот, который уже фигурировал здесь выше. Там тоже есть уроки по эффектам
- Канал PolyTools - туторы по эффектам и шейдерам
Принимаю ваши предложения по дополнению этого раздела с уроками по юнити в чате.
Во всей этой суматохе не забывайте про теорию! Терминология в эффектах, принципы создания визуальных эффектов, математика и вектора. А еще неплохо бы пользоваться принципами анимации в своих работах. Можно так же глянуть стайл-гайды стилизованных эффектов для LoL.
Вдохновляться эффектами других людей и вообще всяким разным можно вот здесь:
3. Симуляции
Параллельно с изучением систем частиц в движке следует начать изучать и симуляции в сторонних пакетах. Это необходимо для создания реалистичных эффектов дымов, огня, взрывов, всплесков воды, крови, флюидной магии и прочего, чего невозможно с нуля создать в игровом движке. Вы будете симулить это в соответствующем пакете, а затем переносить в движок спрайт-шитом или вертексной анимацией.
Для подобного рода симуляций идеально подойдет Houdini, но, так как он неописуемо сложен, добавлю ещё несколько альтернативных вариантов:
- EmberGen — новый пакет для рил-таймовых флюидных симуляций ориентированный на геймдев. Очень функциональная вещь, хотя и до сих пор в активной разработке. Отлично заменяет гудини в изготовлении огня, дыма, взрывов. С симуляцией воды пока никак, но обещают после релиза заняться и ею. Бесплатный 14-ти дневный триал без ограничений можно забрать на офф сайте. Туторы смотреть на офф канале тут, и тут (старый интерфейс) по дефолту с программой ставится около сотни пресетов разных эффектов их тоже можно поковырять, чтобы разобраться. А ещё есть чат в телеге.
- Плагины для симуляций для вашего почти любого любимого 3D-пакета. Такие как FumeFX, TurbulenceFD, Krakatoa, RealFlow. Туторы под конкретно ваш пакет и выбранный вами плагин лежат в широком ассортименте в этих ваших ютубах.
- Из коробки флюидные симуляции есть в Maya и Blender. К сожалению, сильно не в курсе в каком они там состоянии и с каким функционалом, но для начала возможно может хватить.
Ну и вернемся к любимому Houdini. На офф сайте есть бесплатная урезанная версия для обучения. Начать обучение можно отсюда, отсюда и отсюда. Затем перейти к Энтагме и Houdini по-русски.Ещё вам может очень сильно помочь чат в телеге.
Что касается взаимодействия Houdini и игровых движков:
- Очень хорошая серия туторов Houdini for Games от Андреаса Глада. Собрал все выпущенные уроки здесь в одном месте. Делаем сетапы в Houdini, переносим в Unreal Engine. Крайне рекомендуется к просмотру даже если вы не собираетесь пока сильно лезть в гудини.
- От него же годный маленький курс на плюре про создание и перенос взрыва из Houdini в Unreal Engine. На сайте вроде есть триальный период, за который можно успеть глянуть курс.
- Официальная серия уроков по взаимодействию Houdini и Niagara.
- Перенос эффектов с помощью вертексной анимации (VAT) в Unreal Engine и Unity. На текущий момент самая актуальная это версия 3.0, гайды по ней здесь. Но в сети вы можете встречаться с туторами по более ранним версиям 1.0 и 2.0. Они немного отличаются пайплайном, но суть одна и та же.
- На Houdini по-русски есть серия уроков (около 20ти штук) про перенос эффектов и всякого в Unity. Жаль нету для серии отдельного плейлиста, но легко находится на канале по превьюшкам, например один из уроков вот.
- У Энтагмы есть серия уроков про UE от Матеаса Винкельмана, но там больше для моушен-дизайна, чем про эффекты.
- А еще есть канал чатика Houdini for Games в котором подобного добра навалом для Unity и UE.
4. Дополнительный софт
Помимо всего вышепречисленного VFX артисты активно юзают Adobe After Effects для эффектов и работы со спрайт-шитами и Substance Designer для процедурной генерации текстур для эффектов.
Для After Effects из полезного могу направить только на полезные бесплатные скрипты: один собирает спрайт-шит из анимации, другой наоборот превращает спрайт-шит в обычную анимационную композицию.
По сабстансу можно начать с этого: Basics of SD for Real-time FX. Также могу отметить паренька, который делает уроки по текстурам для стилизованных эффектов. Хороший канал с уроками так же тут. И этот полезный тред Substance Designer for VFX. А ещё бесплатный мини-курс на артстанции.
5. Не лезь, она тебя сожрёт
Для тех, кто всё ещё хочет, чтобы ему напихали по самые небалуйся ещё, вот дополнительные ссылочки:
- Лекция раз и лекция два от Александра Виноградова про визуальные эффекты
- Отличный плейлист с уроками по написанию шейдеров в Unity от Артёма Кагарманова
- Хороший видос про базовые аспекты и продвинутые штуки в материалах Unreal Engine
- Подборка клевых докладов с GDC про эффекты
- Новые возможности Niagara и возможности модулей симуляции в ней
- Сайт Тома Лумана с полезной технической и шейдерной инфой
- Niagara Tips&Tricks от Андреаса Глада
- Короткие, но ультраполезные типсы по Ниагаре от Beyond-FX
- Тутор про разные типы дисолвов в UE4 от Семёна Альмяшева
- Огромная база уроков по Niagara от Ashif Ali. Но новичкам следует быть осторожными — часто техники, которые он показывает очень неоптимизированы. Поэтому этот канал я рекомендую смотреть, только когда вы уже немного понимаете что нагружает фпс
- Твиттер Klemen Lozar с разборами эффектов
- Твиттер Криса Мёрфи с типсами и триксами по анрилу и эффектам
- Подборка лекций и уроков по Ниагаре с официального канала Эпиков
- Для тех, кто хочет потратить шекели на курсы: мой курс про эффекты в Ниагаре, курс на Udemy VFX for Games — Beginner to Intermediate, курсы на RebelWay по стилизованным эффектам и по реалистичным, курсы от Jason Keyser по традиционным эффектам
- Группа в вкшечке, в которой рассказывают про эффекты, телеграм-канал и, конечно же, телеграм-чат где эффекты обсуждают
Круто! Изучишь все эти ссылки и пакеты - а там уже и на пенсию пора. )
Добро пожаловать в CG
А там уже нейросетка тебя заменит
Вариант проще - завод
Да нормально.
Я там светотехником работал.
На студиях.
У многих режиссёров поснимался.
Потом к певцам подался (ну их нафиг, платят хорошо, но постоянно или бухие, или упоротые)
Вернулся в кино.
Со Шварцем за руку при входе здоровались)
Как человек, он неплох.
В отличии от сонма тварей, зазвездившихся.
На гифке в начале кстати очень уёбищный пример, когда эффект появляется позади-сбоку кастующего. Создатель - рукожоп, так ему и передайте.