Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Да прольется свет на грехи Калварда, во всех смыслах! Похоть, расовая дискриминация, сговор с преступниками, плохой геймдизайн... Настал час суда игры года.

Жанр: Пошаговая JRPG

Время прохождения: 100 часов (не на 100%, но с выполнением побочных квестов)

Платформы: PC, PS5, PS4, Switch

Языки: английский, японский; китайский, корейский азиатской версии игры)

Поддержка Steam Deck: есть

Страница в Steam

Все серьезные спойлеры находятся в скрытых блоках.

Содержание:

Классный опенинг игры

Азы. Что представляет из себя игра

Сейчас, когда серия празднует свое двадцатилетие, любопытно заглянуть назад — во времена разработки Trails in the Sky. Тогда Falcom планировали всего три игры на три больших региона: Либерл, Эребонию и Калвард. В итоге три игры ушло только на небольшое королевство Либерл, и в Калвард мы попали аж в одиннадцатой части серии — в Trails through Daybreak. Или же Kuro no Kiseki, как называют игру дома.

Серия разрослась до таких масштабов, что сейчас в Японии ждут тринадцатую часть, и после неё сквозной сюжет будет закрыт только на 80-90%. Что из себя представляет франшиза, и как в ней разобраться, можете почитать здесь:

Ну а мы, гайдзины, возвращаемся к одиннадцатой части, потому что её только недавно официально перевели на английский. Спустя три года после японского релиза и спустя два после выхода фанатского перевода.

Это хорошая возможность для новичков присмотреться к серии, потому что в Trails through Daybreak разворачивается история совершенно новых героев в ранее невиданном регионе. Да, отсылок на прошлые части будет очень много, но это не помешает насладиться историей о наёмном «решале». Конечно, лучше начать знакомство с серией с Trails in the Sky, но если очень интересно, что там в Daybreak, то можно и заглянуть.

В каждой арке мы управляем некой группой стражей порядка и помощников всем нуждающимся:

  • В первой арке, начиная с Trails in the Sky, это были брасеры. Члены независимой организации для помощи населению.
  • Во второй арке, Trails from Zero и Trails to Azure, нам дали роль специального отряда полиции с упором на помощь гражданам.

  • В Эребонии, играх с заголовком Trails of Cold Steel, формально мы учились в академии, но выполняли запросы граждан для практики.

  • А в Trails through Daybreak герои работают в «Arkride Solution» — агентстве по решению нестандартных вопросов. Сотрудник этого агентства — «Спригган».

Ван Аркрайд, директор агентства, понимает, что он сам далеко не святой, вот и хочет помочь таким же людям. К нему обращаются с просьбами, с которыми не пойти в полицию или к брасерам. Это может быть что-то личное, постыдное или незаконное. Ван не откажет нуждающемуся, даже если тот не вписывается в портрет примерного гражданина.

Одним утром, к Вану приходит 16-летняя студентка Аньес Клодель со сложной просьбой — отыскать загадочный орбмент «Генезис». Механизм с невероятной силой, созданный её прадедом, Клодом Эпштейном. Величайшим гением и отцом орбал-революции. Именно на Генезисах базируются современные орбменты и поэтому технологии способны на сверхъестественные эффекты. Если верить дневникам Эпштейна, необходимо найти все восемь Генезисов, иначе настанет «конец всего».

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Очень быстро просьба «найти первый Генезис» перетекает в долгосрочное сотрудничество на почве «найти все Генезисы», и так Аньес становится подручной Вана. Arkride Solution, как и раньше, берется за разные поручения, путешествует по стране, и, между делом, выполняет просьбу Аньес.

В ходе поиска орбментов назревает конфликт с местной мафией «Алмата» — нынешними недобросовестными обладателями Генезисов. Они также путешествуют по стране, но с целью экспериментов по демонификации. Аньес раз за разом наблюдает, как сокровища её прадедушки используют для издевательств над людьми и превращения их в демонов.

Команда Вана

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Пока герои следуют за Алматой, к Arkride Solution присоединяются другие неравнодушные:

Ферида (Фери) Аль-Файед.

13-летняя воительница из средневосточной егерской группировки.

Сначала обращается к Вану, чтобы он помог найти её «старшую сестру». Вследствии поисков, становится косвенной жертвой Алматы, и остается со Спригганом, чтобы набраться жизненного опыта.

Сочетает в себе несочетаемое: детский характер и страсть к боевым действиям. В одну минуту может наивно не понимать, о чем там говорят взрослые, а в другую — консультировать группу по формированиям наемных убийц. Немножечко бред, но допустим.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Аарон Вей.

19-летний юноша, надежда восточного квартала в городе Лангпорт. Талантливый актер, умный парень, душа компании и неплохой боец одной из трех главных школ боевых искусств Калварда — стиля «Гекка». Все в нем хорошо, кроме дурных манер, заносчивости и плохой привычки оскорблять людей. Особенно 24-летнего дедушку Вана за возраст и увлечение сладостями и машинами.

Аарон в роли
Аарон в роли

Вот серьезно, если бы диалоги с ним не сводились к однообразному петросянству, был бы отличным персонажем. Дизайн, геймплей, харизма… Отлично. Пока не откроет рот.

Тоже стал жертвой Алматы и присоединился к офису Вана с нескрываемой жаждой мести.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Ризетт Твайнингс.

20-летняя девушка, консьерж корпорации «Marduk Total Security Company». В один момент приходит на помощь Вану, так как он их важный клиент. А Ризетт, как консьерж, должна все делать ради своего клиента. Да-да…

Marduk Company — крупный игрок на рынке технологий с самыми разными заказчиками: от представителей государств до егерей с сомнительным статусом легальности. Компания построила свой бизнес буквально «на костях»: спасибо неблагоприятной обстановке на континенте в последние годы. Фанаты серии вспомнят не одну войну из прошлых арок.

Весь необычный арсенал оружия Вана — награда за тестирование продуктов Marduk Company. Это и его странное оружие: электризующийся Stun Caliber, и AI-ядро орбмента по имени «Марэ».

В этой арке AI-ядра — одни из ключевых механик геймплея. В каждом боевом орбменте установлен AI-помощник, дающий различные эффекты. Марэ самый необычный из них, потому что помогает Вану превращаться в некое сверхсильное существо. Спасибо магии Генезисов и экспериментам Алматы.

Ризетт удивилась такой необычной статистике тестирования их оборудования, поэтому пришла сама посмотреть, во что вовлечены Arkride Solution. И осталась с ними до конца.

Про неё становится известно несколько любопытных деталей в ходе игры, но прошлое девушки так и не раскрывается. Узнаем всё в сиквеле.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Катр Сализион.

15-летний исследователь с таинственным прошлым. Постоянно прячется от совместных ванн с парнями и смущается спать с ними в одной комнате. Судя по его мгновенной симпатии к Аньес и реакции на тело Вана, видимо, нас пытаются убедить, что его главный секрет — неподконтрольное влечение. Пусть хранит свои секреты… до второй части.

Присоединился к Arkride Solution, потому что сильно сблизился с группой во время приключений в своем городе. Там случилось многое, и теперь он обязан, как инженер, проследить за злодеяниями Алматы до самого конца.

Слаб физически, но зато способен управлять двумя боевыми роботами с зачатками самосознания: ФИО и КСЕРОСОМ.

Катр и КСЕРОС. Полагаю, отсылка к Кассяну и его псу Фуренде
Катр и КСЕРОС. Полагаю, отсылка к Кассяну и его псу Фуренде

Джудит Ланстер.

22-летняя актриса. Скажу на радость дтферам: актриса, в том числе, и фильмов «для взрослых». Довольно неуклюжая и вспыльчивая, вечно попадает во всякие неприятности. Тем не менее, умудряется вести двойную жизнь. Ночью она превращается в «Гримкэта» — грозу улиц и сущую неприятность для плохих людей.

Регулярно срабатывается с Arkride Solution, и, к концу игры, окончательно вступает в их ряды по стечению обстоятельств. Как минимум, из собственного чувства справедливости. А ещё у Arkride Solution отличная жилплощадь, где легко спрятаться от журналистов и где прекрасно кормят.

Сначала раздражала своей заносчивостью, но когда раскрылась в интермиссии как вспыльчивый и человечный персонаж, начала нравиться. Знакомо, у меня тоже перманентный батхерт на всех.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

И последний сотрудник Arkride Solution — Бергард Земан.

69-летний дед на байке. Сплошная загадка, которую я не буду раскрывать. Скажу только, что сначала не понимала, зачем нам нужен дед, но потом приняла его как одного из лучших персонажей партии. Спасибо его принадлежности к весьма любопытным структурам.

Появляется в самом конце игры, так что ждем еще больше подробностей в сиквеле.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Довольно большая постоянная команда для первой игры, и это далеко не все играбельные персонажи. При различных обстоятельствах Вану помогут и брасеры, и «Черная луна» (я без понятия как писать Heiyue по-русски), и Уроборос… Но чаще всего это будут два друга детства и бывшие одноклассники Вана — Элейн Оклер и Рене Кинкейд.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

С Элейн нас познакомили еще в Trails into Reverie. Чтобы подогреть интерес к Daybreak, в бесплатном DLC к Reverie добавили историю про студенческие будни Ренн в Калварде, про бой Рина и бойцов Икаруги, и про непростые брасерские будни Элейн.

История Элейн из Reverie посвящена ее внутренним терзаниям. Ей предлагают А-ранг, но все понимают, что это популизм. Ход в гонке между Эребонией и Калвардом. У Эребонии был свой «самый молодой брасер А-ранга», значит и Калварду нельзя отставать. Штаб быстро догадывается, что Элейн — отличный кандидат. Популярная красавица из знатной семьи и весьма квалифицированный брасер.

Благодаря популярности, девушка обретает титул Sword Maiden. Приторно напыщенный, подчеркивающий всю неестественность происходящего для Элейн. Локализаторы подумали, что надо еще сильнее подчеркнуть вычурность титула, и перевели его с английского на английский. В Западной версии Элейн это Beauty's Blade.

Один рабочий эпизод все-таки помогает Элейн с выбором и принятием «незаслуженного» ранга. Она спасает детей, и осознает важность своего долга. В Daybreak она уже полноценный брасер А-ранга.

Но так как мы смотрим на происходящее глазами Вана, прежде всего Элейн это… бывшая. Неловкие диалоги, старые обиды, намек на оставшиеся чувства… Уж простите, фанаты Аньес, но видимо все ведет к тому, что Элейн уготована роль избранной Вана.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Но пока их отношения выглядят как-то так:

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Рене это амбициозный правительственный агент из знатной семьи. По всей видимости, метит «наверх», в политику. Вроде и полезное знакомство для Вана, но чаще всего сам Рене пользуется старым одноклассником, а не наоборот.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

И последняя достойная внимания союзница Вана — Шизуна Рэм Мицуруги.

Её очень мало в игре, но она стала важной частью рекламной кампании. Спасибо дополнительному эпизоду из Reverie, в котором Шизуна без шансов побеждает Рина, протагониста прошлой арки.

«Принцесса» Икаруги, наемников SSS-класса. Тайная ученица Юна Ка-Фая. Божественный Клинок Серебра. Витающая в облаках красавица с необычными фривольными манерами. Всех этих данных уже достаточно, чтобы стать самым интересным персонажем. И знаете, после прохождения игры, к её образу ничего не прибавляется, в то время как остальные герои идут вперед. Reverie подогревает интерес к Шизуне сильнее, чем её собственная игра.

Это не минус, просто факт. Так-то я уважаю проработку персонажей на уровне «давайте создадим крутой образ», потому что надо использовать ВСЕ инструменты, а не только сценарий. Дизайн, озвучку, архетипы, геймплей, связь с другими интересными личностями… пожалуйста! И все это в Шизуне прекрасно. Только прошу, раскройте принцессу хотя бы во второй части.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Очень много ключевых персонажей в первой же игре арки, неудивительно, что приключение раздулось на сотню-другую часов.

К основным героям относишься нейтрально. Даже бывало, что предлагают список бондингов, и ты понимаешь, что не особо-то хочешь проводить время с людьми из списка. Очень много предысторий оставили на вторую часть, а «раскрытых» персонажей нередко тяготит вниз какая-то неприятная черта характера. Вон, как с Аароном.

Как обычно, мне куда интереснее было наблюдать за второстепенными героями с двумя строчками диалогов. Особенно понравились президент и инспектор Дасвани с его семейными драмами из бондингов. Пример с Дасвани говорит о хорошей проработке NPC, но случай президента похож на ситуацию Шизуны — все держится на харизме, продемонстрированной еще в Reverie.

Как команда, Arkride Solutions показана на удивление хорошо. Лучше, чем предыдущие группы, потому что нас не пытаются убедить в том, что все максимально сблизились и стали семьей. Никто не скрывает, что в Daybreak все собрались ради Вана и личных интересов. Персонажи не стесняются показывать неприязнь друг к другу, а сам Ван мечтает (не всерьез, конечно же) прогнать детишек из своего офиса. Уже выглядит куда искреннее, чем дружба только на словах.

На моменте «все собрались ради Вана» ненавистники Рина должны были насторожиться, но почему-то за одни и те же тропы Рина принято ругать куда сильнее, чем Вана. Здесь повторяется та же арка с «не грузи себя, положись на друзей» и разговоры о сияющих узах. Не хватает только гарема, хаха…

Буквально все вертится вокруг Вана. И сюжет, и персонажи, и нарратив… Повезло, что он весьма приятный человек. В меру циничный, ВЗРОСЛЫЙ (почему-то это очень важно для создателей и игроков) и добрый парень с милыми хобби. Игра пытается выставить Вана хуже, чем он есть, но сами поступки героя по идеалам идентичны прошлым протагонистам.

Главный герой — это фундамент игры и самые первые наработки Falcom в сочинении новой арки. Сначала команда хотела рассказать историю от лица Энфорсера Уробороса, но затем выбрала героя, который сможет проникать во все слои общества Республики. По задумке, мы должны наблюдать события как со «светлой» стороны, такой как гильдия, так и с «темной», вроде того же Уробороса или «Черной Луны».

Взаимодействие протагониста и многогранного мира Республики — каркас игры. Если верить Falcom, дальше серия будет углубляться в дела неоднозначных структур, и история будет все мрачнее и мрачнее...

После знакомства с офисом Вана, быстро пройдемся по вернувшимся персонажам.

Как и положено, мы увидели на своей родине Зина и Килику. Оба помогали нам еще в Trails in the Sky со стороны гильдии брасеров.

Килика, как известно еще с первой арки, теперь правительственный агент. В сюжете не играет особой роли и появляется рядом с Рене, как его начальница, или разнимает старых «братьев» по школе боевых искусств.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Зин все еще брасер А-ранга, как и в Trails in the Sky. Ему предлагали повышение до «S», но он отказался. Забавно, что мы видели больше отказавшихся от S-ранга, чем полноценных обладателей. Ариос из Кроссбелла отказался из-за внутренних терзаний, а Зин… Не знаю, просто? Возможно, потому что тайно мечтает уволиться и учить всех Тайто-стилю, на это были призрачные намеки. В Daybreak гильдия совсем озверела и отказывается отпускать уволенных сотрудников, так что пусть крепится.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Роль Зина все такая же, как и в первой части серии: приглядывать за молодняком. На фоне обидчивых местных брасеров он выглядит особенно надежным и рассудительным. Пока не встретит Вальтера… С ним слишком велик соблазн подраться. Да-да, Вальтера тоже вернули.

Волчара Вальтер
Волчара Вальтер

Еще один знакомый брасер — Фи из Эребонии. Она здесь в обычной командировке, чтобы разгрузить Калвардское отделение.

Все мы понимаем, что решение принято под давлением рейтингов популярности, но формально она в истории еще и для раскрытия егерских тяжб Фери. У девушек одна и та же «старшая сестра», и им есть о чем поговорить. Неплохо, но жаль, что Falcom не вернули Анелас под предлогом помощи гильдии. Внучке Ка-Фая точно было бы чем заняться в Калварде и о чем поговорить с Шизуной.

Наверное ее лучший дизайн
Наверное ее лучший дизайн

Ренн поступила в местный ВУЗ как студентка по обмену и сразу же стала президентом студсовета. Дальше как обычно — бесконечное облизывание гениальной школьницы. Это началось еще с эпизода Ренн в Reverie, но ту абсурдность происходящего можно было списать на фирменный юмор игры. Здесь все по-серьезному.

По тону можно догадаться, рада ли я возвращению самого заезженного и обласканного персонажа. Ходят слухи, что её появление в Калварде обретет смысл в сиквеле. Я даже верю, потому что Falcom очень любят Ренн. Это чуть ли не единственный персонаж, который развивался за пределами своей арки. Остается надеяться, что это будет подано не слишком навязчиво, и не дойдет до пропуска диалогов.

Как бы она не раздражала, Ренн теперь очень красивая
Как бы она не раздражала, Ренн теперь очень красивая

И последняя примечательная знакомая парочка — Цао Ли и Рийша Мао из «Черной луны».

Цао, как обычно, занят «построением мастер-планов» или что-то в этом духе. Его дело. К его появлению ноль претензий: игроку показывают «Черную луну» глубже, чем когда-либо, и Цао ожидаемо служит проводником к верхам мафии. К слову, хороший пример, что игроков действительно стали детальнее знакомить с нелегальными структурами.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

С Рийшей сложнее… Falcom пытаются загипнотизировать игроков раздутыми формами, чтобы они не задавали вопросов, и не спроста. Будет сложно, но давайте все-таки задумаемся.

Анонимус
Анонимус

Почему Рийша, как Инь, в команде с Цао? Что об этом думают ее новые сверхдобрые друзья-полицейские? Такое ощущение, будто по дороге обронили арку метаний Рийши. У нее какие-то проблемы, что ей не к кому обратиться, кроме как к Цао? Она так и не научилась эмоциям и не обрела принципы? Или Рийша решила стать Инем-приколом, как Гримкэт, а не убийцей?

Если не пытаться додумывать и воспринимать все буквально, то на помощь приходит эпизод Рийши из Reverie, в котором она говорит, что не видит проблем в том, чтобы работать ассасином. Будто бы она буквально «по привычке» объединилась с Цао. Без особых метаний и рефлексии. А потом также вернется танцевать в Кроссбелл без ущерба репутации. Особенно контрастирует с ситуацией Вана, ведь на него все тыкают пальцем, просто потому что он «точно в чем-то замешан»… Мда.

Вся эта тематика героини «я как луна, живу в тени и на свету» какой-то синоним безнаказанности. Веселиться с друзьями, появляться на публике без осуждения, а ночью помогать верхам преступного мира... Это неплохой концепт, и у меня не столько вопросы к Рийше как к персонажу, сколько к тому, как к ней относятся окружающие.

Случай Рийши странный, потому что не вписывается в картину мира. Обычно в такой ситуации «заблудших девочек» пытаются вернуть в семью, помочь проработать травму, или еще чего. Хоть как-то оправдать, почему преступный аморальный элемент не в тюрьме. Это мы видели на примере не одного персонажа, и к этому все вело с Рийшей в арке Кроссбелла. Но теперь она лишена тяжелых мыслей, что компенсируется тяжелыми…

Злодеи

Когда я первый раз увидела опенинг и там показывали очевидных злыдней, я подумала, что дизайны Энфорсеров окончательно деградировали. На деле это оказались члены мафиозной группировки «Алмата». Отбросы общества, устраивающие беспорядки по всей стране.

У фанатов был запрос на жестокость и явных злодеев без серой морали, и Falcom услышали аудиторию. Члены Алматы не боятся как убивать, так и умирать. А главная цель лидера, Дантеса, — как можно больше людей повергнуть в страх, чего он успешно добивается.

Такие, злодеи-функции, к котором и не пытаются расположить. Неплохо. Мне даже нравился Дантес в своих первых эксцентричных появлениях, а Олимпия в час своего раскрытия заставила посочувствовать. Жаль только, ее арку сразу же перечеркнули ретконом…

Так что если вы когда-то дропнули серию из-за «соевости», возможно, Daybreak вас приятно удивит.

Больше антагонистов нет, даже Уроборос и «Черная луна» — союзники по сравнению с Алматой.

Республика Калвард

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Во времена Trails in the Sky и первого знакомства с Калвардом через Зина и Килику, казалось, что Калвард это сугубо восточная страна, как Китай. Возможно, так и было задумано, пока в планах было только три игры. Вышло бы колоритно: мирное королевство, милитаризированная империя и страна с далекой самобытной культурой. Сейчас, как вы знаете, планы ушли далеко вперед...

Карта континента и мира Trails
Карта континента и мира Trails

Тосихиро Кондо, продюсер серии, упоминал, что даже сотрудники Falcom долгое время думали, что Калвард это восток-восток. Да и первый арт, который мы увидели по Daybreak, демонстрировал квартал с китайской архитектурой.

Тот самый арт, лежал в календаре в японской коллекционке Reverie
Тот самый арт, лежал в календаре в японской коллекционке Reverie

Внимательные игроки еще с арки Кроссбелла поняли, что «дикий восточный Калвард» это миф, а Килика с Зином там на правах мигрантских народов. Бывшее западное королевство разрывают внутренние конфликты, и разные народы борются за свое место под крылом республики. Шовинисты все еще терроризируют простых граждан и вносят свою лепту в ужаснейшие инциденты Республики.

Яркий пример — один из побочных квестов в бывшей столице, где все еще крепки идеи национального превосходства. В нем девочка из среднего востока получает главную роль в театре, и ей приходят письма с угрозами. Как раз случай для Arkride Solution, чтобы наказать мерзкого супремасиста.

К счастью, идеи превосходства теряют популярность, и страна уже сто лет движется к демократии. В 1100 году по септианскому календарю, за 108 лет до начала игры, монархия пала. Республика начала становиться такой, какой её знают сейчас.

Кадры революции из исторического фильма
Кадры революции из исторического фильма

Если нынешний Калвард и похож на некую восточную страну, то скорее на Казахстан, чем на Китай. Вся жизнь кипит в современных мегаполисах, а китайские/японские/среднеазиатские мотивы прослеживаются только в приграничных городах. Имена у местных чаще всего французские или американские.

Сравниваем с Алматы:

В третьей части арки в Калварде появится свой Байконур. Тоже первый космодром в мире
В третьей части арки в Калварде появится свой Байконур. Тоже первый космодром в мире

Обстановка определяет мышление. В Либерле все были одной большой семьей, в Кроссбелле люди думали о сложной политической обстановке, в Эребонии каждый стремился померяться благородными титулами, а в Калварде — приземленная жизнь с мыслями о рутине.

Приключения Сприггана и его команды начинаются со столицы, Эдита. Офис Arkride Solutions расположен в старой части города. Всюду потертое величие архитектуры и годами знакомые соседи.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Лучшее занятие в Trails through Daybreak — исследование мира. Стоит подойти к ларьку — там играет своя музыка, глянешь на трассу — по ней регулярно проезжают машины и автобусы. Душа поет от бесшовного перехода между помещениями и от как никогда ранее живых улиц.

Серия все ближе подходит к реализму и избавляется от игровых условностей. Теперь у домов более реалистичная планировка, наконец-то появились туалеты и душевые. В магазинах — цветастые полки с разнообразными товарами. Современного геймера таким не удивить, но поймите нас, фанатов: мы наблюдаем развитие серии с околостимпанк-сеттинга на старом движке и в кои-то веки дошли до полноценной современности!

Совершенно нормальный скриншот, чтобы показать унитаз
Совершенно нормальный скриншот, чтобы показать унитаз
Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Стало люднее за счет того, что не всем NPC прописали диалоги. По улицам все так же ходят жители и с ними всегда есть о чем поговорить, но часть населения превратилась в массовку.

Такой уход в реализм сильно изменил представление о той же гильдии брасеров. Оказывается, на каждый мегаполис не по паре работяг. Их много, просто часть из них на правах безмолвных NPC. Полагаю, во всех прошлых арках тоже было много брасеров, которых мы попросту не видели.

Среднестатистическая брасерша
Среднестатистическая брасерша

Мир уже живее и красивее реального. В столице, Эдите, больше прогулочных мест с уникальной архитектурой, чем в наших миллионниках. В городе есть как исторические районы с богатой королевской архитектурой, так и современные деловые кварталы. А ведь тут всего 800 000 жителей!

Выборочные районы Эдита:

Помимо туристических улочек, есть тайные места для отбросов, куда не попасть обычным людям, и где царят свои понятия и атмосфера. Вспоминаем, что Калвард — страна всего спектра красок. Несчастье для местных жителей, но раздолье для игроков-туристов. Даже по запущенным ангарам гулять невероятно интересно. Совсем другой сеттинг в том же самом городе.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Так что советую наслаждаться каждым кварталом, рассматривать полочки и вкусняшки. С атмосферой у игры все отлично. Даже хватило на отдельный пост про местную гастрономию:

Модельки, конечно, не на уровне современных AAA, но еде уделено столько любви и внимания, и про нее столько милейших диалогов за совместными ужинами, что принимаешь посиделки за столом как важную часть игры.

Еще один из важнейших символов Калварда — автопром. Либерл славится воздушными кораблями, Эребония — поездами, а Калвард — машинами. Транспорт всегда сильно влияет на ощущения от игры. Сложно забыть миссию «поговорить со всеми на воздушном корабле» от лица Эстель, или поездки на собственном поезде в Cold Steel III с разбиением лагерей. Посмотрим, что ответит на это Daybreak.

Ван — фанат автомобилей, в особенности своего пикапа. Он часто говорит о тюнинге, о новых моделях разных фирм, а на улицах регулярно угождает в гоночные передряги. Ласточка Вана уже успела вступить в конфронтацию и с главной гоночной звездой, и с Энфорсером Уробороса.

С точки зрения логики игры, пикап Вана — способ попасть в разные города республики. Дорога сама по себе довольно атмосферный процесс. Поражает видеть огромные трассы в серии, в которой совсем недавно все королевство можно было обойти пешком.

Веселуха, если ты не за рулем
Веселуха, если ты не за рулем
Перекусываем
Перекусываем

По пути герои могут столкнуться с интересными личностями в пробке или просто убить тишину разговорами ни о чем. Иногда показывают милые картинки с остановками по дороге, но их убирают так быстро, что трудно что-то разглядеть.

На своих четверых команда побывает в:

  • Деревне Крейл
  • Лангпорте, втором по величине городе республики
  • Тарбаде, приграничном южном городе
  • Базеле, городе науки

  • Лонглее, восточном туристическом городке

  • Орасионе, бывшей столице

Набор городов, чтобы ощутить всю многогранность республики. С одной стороны хорошо, но с другой Калвард ощущается плацдармом для «демо-версий» различных восточных сеттингов. Некая компенсация за то, что серия закончится раньше, чем мы побываем во всех странах.

Но не будем о грустном, лучше немного о городах.

Деревня Крейл — место первого эксперимента Алматы. Уютное местечко с добрыми людьми и хорошей кухней.

Лангпорт — портовой город и место переплетения двух культур. Здесь два крупных района: современный мегаполис и старый восточный квартал. В городе господствует «Черная луна», и именно они пригласили Вана присмотреть за Алматой…и Аароном, местной знаменитостью.

Командировка в Лангпорт привела героев в еще одну неожиданную локацию — заброшенный город Heilong Cheng Zhai. Место по типу Коулуна, огромная многоуровневая крепость. Во всех смыслах мертвая, но атмосферная локация.

Дальше Сприггана приглашают на кинофестиваль в Тарбаде! Южный город танцовщиц и шейхов, со всевозможными развлечениями для богачей и шумными рынками для простых работяг. Оазис посреди пустыни. Один из самых колоритных городов и пример «демо-версии» среднего востока, который мы вряд ли увидим.

Совсем рядом с Тарбадом находится княжество Эльсаим. Принц этого княжества как раз спонсор фестиваля, а теперь еще и новый друг Вана. Через общение с принцем, Шеридом, и его адъютанткой, Наже Беркой, можно хоть что-то узнать о ранее неназванном княжестве.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Четвертая глава протекает в Базеле, городе технологий. Доступ в секретные лаборатории по пропускам, лучшие умы страны в докторских халатах, новейшие разработки в фирменных магазинах, опасные эксперименты — все атрибуты технологической столицы на месте.

Обычно технологические города в серии характеризовались огромным эскалаторам, ведущим в разные районы. Здесь этого нет. Вместо этого, по горной живописной местности пролегает аэро-трамвай. Прекрасное место для работы и туризма в горах республики Каз… Калвард. Ладно, стоит признать, Базель это точно не Казахстан. Город буквально назвали в честь швейцарского аналога.

Красивые окрестности в моем любимом стиле «разруха»:

Между «рабочими» главами коллегия Arkride Solutions решила отдохнуть в Лонглее — милом городке с архитектурой, похожей на японскую, а также с восточными мечниками и ниндзя.

В прошлой игре тут отдыхал Рин со своей семьей, пока не отхватил от Шизуны. Так что туристы: берегитесь! В лесах Лонглея нападают опасные принцессы с большим одати.

Красивые леса, горы, водопады, горячие источники, туристические активности… Все для отдыха и тренировок!

И напоследок, столица — Орасион. Красивейшее место с древней архитектурой и таинственными подземными лабиринтами. Туристический город с мрачнейшим закулисьем.

Игровой процесс

Trails through Daybreak — одна из самых скудных на активности частей. Все, что здесь можно делать, это: читать, выбирать варианты ответов и драться. Никаких мини-игр, даже рыбалки, здесь нет. Особенно грустно выглядят «гоночные» квесты, где мы просто выбираем, как поступит Ван. Поддаст газу или поедет тише?! Оочень интересно.

«Чтение» заключается не только в прокликивании сюжетных и побочных диалогов. Например, можно сходить в кино и посмотреть на фрагмент фильма, купить и почитать брошюру, а также обсудить картину со случайно встреченным знакомым. Это дает очки отношений.

Кино
Кино

Если углубляться в механики отношений, то отсюда проистекают еще подарки и бондинг-эвенты (точнее, коннект-эвенты, но буду называть как привыкли). Про подарки лучше забыть: я как-то потратилась и не поняла зачем. Даже сценок благодарности нет, подарил и забыл. Нужно только для небольшого бонуса очков отношений.

Бондинг-эвенты мое почтение, отличные визуально-новелльные эпизоды. По проработке почти тянут на «двери» из Trails in the Sky the 3rd. Даже поражает, что Falcom так постарались над совершенно опциональной вещью. Это полноценные приключения, нередко затрагивающие несколько локаций в городе, и источник новой информации и лоре и персонажах. Не путать с романтическими опциями из прошлых арок, бондинги нужны для чистейшей дружбы!

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

И, наконец, визитная механика игры — LGC Alignment. L значит «Law», G — «Gray», а C — «Chaos». Очки мировоззрения.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Соглашаясь на задание, игрок видит, какие очки поднимет квест. Также во время игры Вану придется сделать моральный выбор, и это тоже повлияет на зарабатываемые очки.

Показатели LGC Alignment важны для сотрудничества с определенными командами и для доступа к опциональным боссам. Если вам важнее выбор компаньонов, то старайтесь накопить по три очка (из пяти) в каждом показателе к пятой главе.

POV: жизнь не удалась
POV: жизнь не удалась

Из всего, что придумали в контексте LGC Alignment, мне нравится только механика выборов. Нередко они действительно влияют на ситуацию, порой очень критично. Наконец-то игры серии немного RPG в дословном понимании.

В остальном, это просто способ позлить игрока и заблокировать контент, потому что он не выполнил что-то там. Было очень грустно не накопить нужное количество очков на желанную команду. Подписчики помнят мои жалобные посты…

А еще нельзя за одно прохождение прокачать все три столбца до максимума. Вместе с невозможностью посмотреть все бондинг-эвенты за раз, какие-то дешевые уловки для загрузок игры или NG+. Просто дайте предостаточно очков для всего!!

Экшн-система

Вся суть. Со звуком, если интересно, как ощущается игра

Все, что я знала о боевой системе до прохождения — мобов можно убивать как в пошаговой, так и в экшн-боевке. Всех мало-мальски важных врагов придется бить по-старинке. Отличная идея, которую Atlus уже взяли на вооружение в Metaphor: ReFantazio.

Экшн-боевка заключается в атаке, уклонении и атаке посильнее. Каждый персонаж ощущается по-своему, а монстры уязвимы к разным типам атак. Уже не самая примитивная система, но еще не Ys.

Как только накопится шкала оглушения врага, выгоднее переключиться на пошаговый бой (также это можно сделать в любое время) и добить монстра с огромным преимуществом по скорости на шкале ходов. Высока вероятность, что мобик так и не сходит.

Плохой сценарий это если вас сильно ударят, и игра, не спрашивая, сама перебросит вас в пошаговый бой. Ходить придется уже после монстров. Так что совсем бездумно лучше не играть. Как минимум, стоит иногда лечиться.

Если Falcom хотели ускорить экшн-боевкой «филлерные» бои, то бывали решения и поудачнее. Например, групповое избиение в Trails from Zero, благодаря которому сражения заканчивались за один ход. Здесь мало того, что битвы все еще долгие, так и монстров в данже больше обычного. Так что увы, рутину убить не получилось. Экшн-атаки скорее эдакий способ бездумно накопить CP, чтобы подготовиться к битве с боссом.

И еще минус за то, что в интерфейсе непонятно, сколько у персонажей CP. Приходится заходить в меню, неудобно!

Тактическая система

Не буду писать технический гайд, а сфокусируюсь на впечатливших меня вещах. Если что, самый базис артов/крафтов остался.

Заметка, чтобы старички знали, в какую сторону решили двигаться Falcom. Новичкам этот пункт будет тяжело понять, так что не стесняйтесь мотать дальше.

Даже не знаю, что лучше — пустая и простенькая боевка из Trails in the Sky или глупый даунгрейд в Daybreak.

Начну с похвалы…постараюсь. Falcom снова сделали шаг в ускорении процесса — перемещение по полю стало свободным действием и не требует хода. При этом, «тактическая» составляющая совсем не исчезла — нужно выныривать из под области атаки врага и располагаться так, чтобы получать бонусы к ряду атак.

Да и в целом система неплохая, просто дьявол кроется в мелочах. Начну с общего описания.

Орбмент разделен на несколько «линий», как в первых двух арках, и в линиях нужно комбинировать значения сепита разных стихий. Это дает не заклинания, как раньше, а разные «навыки» — например, добавление стихийного элемента к ударам.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Из обширного списка умений не совсем понятно, что самое крутое и нужное, так что я снова почувствовала себя новичком из 2016-го, который только запустил Trails in the Sky, и вставляет камни, лишь бы баффнуть характеристики.

Единственные скиллы, которые я целенаправленно выбивала — Guardian (защита союзника) и ответный удар, подсмотренный у Шизуны. Вообще, грамотнее было бы дать кратковременным союзникам крутые навыки, чтобы было видно, к чему стремиться. С UX у игры та еще беда, дальше будет видно.

Вместо мастер-кварцев теперь Holo Core. Ваш виртуальный помощник с особенными функциями. Баффы Holo Core’а активируются при трате шкалы Boost в бою. Два деления шкалы, кстати, требуются для S-Craft’а — просто так его не применить. Holo Core может давать преимущества по типу «+50% к физической атаке» и так далее. Также при активации Boost-шкалы увеличиваются шансы срабатывания навыков, которые мы обсуждали ранее (изначально шанс совсем небольшой, обычно 10-20%).

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Магия поставляется вместе с «плагинами». Каждый плагин содержит ряд заранее предустановленных заклинаний и пару слотов для собственного выбора. К концу игры появятся плагины с множеством свободных слотов.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Ограничения мешают установить каждому минимальную «базу», а пользу предустановленной магии я вижу в одном конкретном случае — если ты знаешь стихийную слабость босса наперед. Тогда да, можно взять плагин с, условно, сильной ветряной магией, и продувать босса с соответствующей слабостью. Ни разу не воспользовалась этой тактикой, так как прохожу без гайда, а загружаться не приходилось из-за простоты игры. Очередные ограничения ради ограничений…

С экипировкой более-менее разобрались, как это все показывает себя на практике? Если вы не заметили, Daybreak любит все менять на корню, так что боевая система вызывает недоумение. Я же старичок серии, и не стала вчитываться в гайд. Думала: «Да что я не знаю об этих статус эффектах?!», надеялась на старую работу шкалы ходов… Хаха… Зачем-то поменяли ВСЁ из этого.

Посмотрите на интерфейс. Нарисован симпатично, только при тщательном рассмотрении окажется, что нас ограбили на удобства. Особенно я ненавижу шкалу ходов. На ней буквально невозможно понять, где персонаж окажется после своего хода, если в бою больше одного врага. Даже Тосихиро Кондо признал это как существенную ошибку и пообещал переработать к следующей части.

Предлагаю угадать какой по счету сходит Ризетт после делея. Не обращайте внимание на смену персонажа, отображение порядка хода на ту же кнопку, что и смена союзника
Предлагаю угадать какой по счету сходит Ризетт после делея. Не обращайте внимание на смену персонажа, отображение порядка хода на ту же кнопку, что и смена союзника
Для сравнения, обозначение делея в прошлой игре серии. Цифры делея, которых сейчас нет вообще, помогали расценить рациональность хода
Для сравнения, обозначение делея в прошлой игре серии. Цифры делея, которых сейчас нет вообще, помогали расценить рациональность хода

Вместо адекватной процентовки шансов негативных статусов у врагов какие-то фигуры, кооперация с союзником дает непонятный эффект (систему линков из Cold Steel’а переработали, да), множество новых статусов остается только запоминать… Ужас.

Шанс нанесения эффекта: круг
Шанс нанесения эффекта: круг

Но что смешнее, я без проблем проходила игру на последней, «кошмарной» сложности, не до конца понимая все новые механики. А зачем, если все выносятся S-Craft’ами? Только на ~20 часу я поняла, что бонус хода закреплен к персонажу, и не воруется. Еще через столько же часов я поняла, что своровать как-то можно, но там такие ритуалы, что не особо-то надо…

Когда захотелось критануть S-Craft'ом по старой памяти

Статусы вообще отдельная тема. Сначала я думала, что Falcom просто хочет потроллить игроков, и, например, когда персонаж заморожен, ему все еще дают сходить, чтобы он впустую потратил ход. Такой, бан за невнимательность, знаете… Еще и статус помечается какой-то там мизерной иконкой, а не ледышкой вокруг тела, как раньше.

Потом я присмотрелась, что боссы, например, ходят при заморозке. Пришлось лезть во внутриигровой гайд… Оказывается, статусы теперь не абсолютные. У тебя есть ШАНС пропустить ход.

Покажите это ветерану серии, еще не игравшему в Daybreak, чтобы он вообще ничего не понял

Игра вообще неуверенная: например, до самого конца игры у нас не будет экипировки на абсолютный резист к тем или иным статусам. Все в процентах!! Хорошо, что «неуверенность» распространяется и на врагов: абсолютные резисты стоят (чаще всего) только на мгновенное убийство.

На этом троллинг старичков не заканчивается. Часть статусов переименовали и поменяли им значки, при тех же эффектах. Гениально.

Я теперь понимаю, почему Daybreak — хороший старт для новичков… Чтобы возвращаясь к прошлым частям, они почувствовали прогресс в плане интерфейса и удобства.

Очень много небольших даунгрейдов: исчез пропуск коротких анимаций, пропал автобой… Вроде боевая система все еще лучше, чем у 99% конкурентов, но неприятно, когда со временем серия становится хуже в простейших вещах.

Если в целом — Shard Skills неплохая наработка, но поменяли много того, чего не следовало. А еще сохранилась извечная проблема — баланс. «Кошмар» не представляет никакой сложности и не мотивирует учить механики или экспериментировать со стратегиями. Мне даже не пришлось качать мага, или заморачиваться с критом/уклонением… Самая простая тактика — спам S-Craft’ами, и она зачастую работает.

За всю игру было два сложных босса. Первый заставил прокачать устаревшее оружие, а второй (финальный босс) просто дался попытки так с четвертой-пятой. Так и не заставили менять билд, учить новые тактики или углубляться в механики. Прошлая арка уже была слишком легкой и сломанной, но там победа (на «кошмаре») обеспечивалась хотя бы полным пониманием того, что ты делаешь.

Разбор полетов

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Я следила за Daybreak еще с момента анонса, когда игра еще была «Kuro no Kiseki». Так вот, у нее сложился образ эдакого «мученика». Наконец-то ШАГ ВПЕРЕД, чуть ли не лучшая игра серии, и при этом очень низкие продажи на старте и очень высокие скидки уже через три месяца после релиза. Глупые анимешники недосчитались Рина Шварцера и не дали шанса легендарной игре, общество прогнило…

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Фанаты не только рассказывали, какая Daybreak замечательная, но и показывали. С внешним видом здесь все отлично: вернули лучшего художника и чардизайнера, Энами Кацуми, и здорово подняли качество анимации. Я очень долго заглядывалась на первое появление Ризетт, лучший мультик.

Это арт Энами Кацуми. Также можете полюбоваться в разделе с персонажами
Это арт Энами Кацуми. Также можете полюбоваться в разделе с персонажами
Kino

Про то, каким тиражом разошлись этти-гифки, я умолчу… 4chan'еры заочно продали игру.

Общество однозначно прогнило, и Daybreak действительно заслуживает побольше славы, но давайте не замалчивать минусы.

Будь я японцем, тоже не стала бы покупать Kuro в первые дни, потому что игра ужасно работала. Я жалуюсь, что не все анимации во время боя можно пропустить, но на старте продаж в игре вообще отсутствовал пропуск всего. Игроки месяц ждали патч с доработкой нового движка, с переделанными анимациями и с добавлением уже привычных QoL-функций.

Рассказываю просто ради ретроспективы, западным игрокам повезло получить финальную версию. У нас PC-порты делает известный Durante, а в Falcom главный программист игры не имел практического опыта в программировании. Думайте. Это не шутка, кстати.

Далее я бы поспорила со статусом чуть ли не лучшей части, с «шагом вперед» и вот этим всем. Начну со своего опыта.

Больше всего я нахваливала атмосферу, и неспроста. Первые главы рассматриваешь Калвард, наслаждаешься новым движком, уютненько путешествуешь на машинке… Все здорово. Прямо как в Cold Steel III. Эмоции практически аналогичные: там тоже похорошевший внешний вид, ранее невиданные значимые локации и уникальная атмосфера путешествия. Существенное отличие только в том, что боевая система Cold Steel III не пытается тебя затроллить.

Поговаривают, Daybreak еще похожа на Zero, но я вижу только одну общую черту — ощущение «города». Снова скачок технологий и снова эмоции от куда более продвинутой инфраструктуры, чем в прошлой арке.

Кисеки-жители познакомились с думскроллингом, 10/10 реализм
Кисеки-жители познакомились с думскроллингом, 10/10 реализм

Наверное, «похожесть на Zero» заключается и в сюжете, но, как по мне, эксперименты по демонификации больше похожи на Sky SC. Там тоже злые злыдни наводили шумиху в регионе непонятными артефактами.

Как я понимаю, фанаты очень ценят попытку в жестокость и «взросление» серии. Жестокие злодеи, состоявшийся протагонист… Только вот весь этот флер «взрослости» и «нелегальности» скорее раздражает. Каждый встречный спешит отчитать Вана за его «серые» методы, да и сам Ван сто раз уточняет, что с «такими как он» связываться нечего. Извините, а с какими «такими»? Что отличает Вана от других протагонистов? Все они любили помогать людям и связываться с сомнительными личностями.

Ладно, Ван уникален тем, что способен нарушить шестую заповедь. Молодец. Только вот от этого нет ощущения, что играешь за подонка, скорее чувствуешь себя уже матерым воином, неким «старшим брасером». Я не осуждаю, это отличный типаж, но некоторые фанаты и персонажи склонны драматизировать. Никакого принципиально нового героя Daybreak не показала.

Сама игра иногда спешит напомнить об особенности Вана, получается неуместно и стыдно. В частности, расстроила реплика о том, что так-то Ван рассмотрел бы взятку, если бы не его окружение. Черт возьми, он даже оплату от своих союзников отказывался брать, как в это можно поверить?! Ну не способен этот человек на такие аморальные поступки!

Или вся сцена убийства Аиды в первой главе… Смысл был брать грех на душу, если она все равно умирала? Как по мне, только чтобы впечатлить игроков тем, как все стало ЖЕСТКО. Жалкое зрелище…

Хорошо, что несмотря на неловкие попытки во «взрослость», игра все еще добрая и учит всему наилучшему. Вся команда решительно против расовой дискриминации, измен, сексизма, осуждения стриптизерш… В серии много странностей, но сердце у нее всегда в нужном месте.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

К третьей главе темп проседает, и начинаешь замечать, что играешь скорее для того, чтобы ПОТОМ было вау. И знаете… Не зря. Ненадолго Daybreak все же обретает свое лицо.

Четвертая глава отличная. Атмосферу путешествий дополняют оригинальные районы и свежие для серии темы. Я даже выпускала позитивный пост-реакцию:

Видно, что Falcom говорили о том, что им интересно в данный момент. AI, ядерное (точнее, «реакторное») оружие, продолжение жизни внутри компьютера (Лейн, привет!)... Выглядит увлекательно и искренне. Четвертую главу можно поругать только за бессмысленные растягивания в ряде мест.

Между четвертой и пятой главами расположилась интермиссия, которая по масштабам напоминает полноценную главу. В ней тоже находится место свежим для серии темам — семейным драмам. Оказывается, не всех влюбленных разлучает только смерть.

Пятая глава лучше всего постаралась исправить болезни серии.

Наш сёнен теперь и правда сёнен — с эпичными боями и высокими ставками! Множество сильнейших групп столкнули между собой, и все разрешилось без прерывания боев подоспевшей подмогой и без дешевых отмазок. В кои-то веки дали насладиться заслуженной победой и посмотреть на могучих героев в действии.

Но самые лучшие моменты это, конечно же, муки выбора: убить озверевших оппонентов или рискнуть собственной шкурой?

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Особенно зацепил последний выбор, с Олимпией. Каждая опция — спасти или убить — исходит из сочувствия. Настоящая дилемма. Вопрос не только внутриигровой, но и жизненный… Что лучше, мучиться или спокойно умереть? Стоит ли сломанная жизнь того, чтобы быть прожитой? Я думала, наверное, минут десять, и все-таки решила, что Олимпия заслуживает такую же арку, как у Ренне, Фи и прочих «исправившихся» девочек. В мире серии это смотрится лучшим вариантом. Но вот при других обстоятельствах, возможно, я бы убила ее из гуманности.

Эти выборы — отличная, шокирующая вещь, и первый раз в жизни, когда я почувствовала, что Trails это «ролевая игра» во всех смыслах. Дилемма не просто на уровне игры, а внутри подсознательного монолога с самим собой.

А потом, в шестой главе, все наши решения буквально откатили, и разрушили арку Олимпии. Вроде как мертвые потом все же вернулись в ад, но факт, что Олимпии то возвращают эмоции, то забирают, это несерьезно. И не понятно до конца, что в итоге с ней стало.

Шестая глава. Финал, а значит точка в итоговых впечатлениях от игры. Полное фиаско.

Начинается все неплохо: парад, военная выставка… Аутентичненько. Как раз не хватало политики, а я в серии по большей части за этим. Но потом начался какой-то позор и откровенное копирование Trails in the Sky the 3rd вместе с Cold Steel IV.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Глава безыдейна как с точки зрения геймплея, так и со стороны нарратива. Бегаешь по всему городу, бьешь одинаковых монстров, ломаешь унылые ромбы, смотришь одинаковые сцены «героизма»… Безумный предсказуемый цикл. А кончается все, возможно, худшим финальным данжем за все долгие годы жизни серии.

Примерный опыт прохождения этого магазина люстр:

PEAK GAMING

Я буквально не вижу причины останавливаться на мобах, кроме фарма CP, потому что многие из них вообще пришли из прошлых локаций.

Falcom всегда умели спасти даже самый унылый данж. В Cold Steel II финальные коридоры вообще генерировались рандомно, и ничего — было интересно, потому что дали поиграться эксклюзивными имбалансными персонажами. Здесь никакого веселья — партия та же самая, что и на протяжении всей игры. Чисто сотрудники Arkride Solution. Очень весело, аж плакать хочется.

Боссы? Рефайты с алматинцами. Очень весело, аж плакать хочется [2]. Вроде как я должна радоваться, ведь рефайты — фирменная особенность другой моей любимой серии, но там в финале удосуживались делать еще и новых боссов. Отсылка не засчитана, в Azure было смешнее.

И ради чего весь этот позор? Чтобы не заканчивать игру клиффхэнгером и раскрыть секрет Вана. Ради этого украли особенность с «персональным» кошмаром из 3rd, и ради этого законсплеили Рина.

Кстати, вопрос фанатам Вана-хейтерам Рина…

Почему это кринж:

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

А это — нет?!

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Неприятный «десерт» и убийца финального впечатления. Игра была бы куда лучше, если бы финальным данжем стал подземный «Карнавал» из пятой главы. Так я бы тоже восхитилась и начала говорить, что серия оправилась после Cold Steel’а и встала на «нужные рельсы». Так Daybreak закончился бы на высокой ноте, на пике своей аутентичности. У игры есть отличные 4, 5 главы и интермиссия. У нее был шанс на свое лицо. Но… У нее и до финальной главы не было шанса стать лучшей игрой серии в моем списке.

Понимаете, я ценю Falcom далеко не только как мастеров нарратива, а скорее за их геймдизайнерскую школу. У них всегда были самые удобные и грамотные игры. Вот так заходишь в случайную игру, Baldur’s Gate 3 там, и понимаешь, что Falcom бы никогда так не облажались… Но нет, и на старуху бывает проруха. Даже Falcom умеют стрелять себе в ногу.

Это первый из двух самых неприятных фактов. А второй — вечное чувство дежавю. Постоянно ловишь себя на мысли, что игра дает тот же опыт, что и прошлые части серии. В шестой главе уже задаешься вопросом: а зачем я все еще играю в Trails? Может, пора отправится за новым опытом в максимально непохожие игры? Вся финансовая стратегия Falcom полагается на старых фанатов, так что лучше бы им не провоцировать такие мысли. Жгите в Daybreak II.

Перевод

Пункт уважающего себя виабушника, который послушал, как его друг сходил на занятие по кэндо, и решил поучить всех переводу. Итадакимас! Ставь лайк, если любишь суси и рамэн
Пункт уважающего себя виабушника, который послушал, как его друг сходил на занятие по кэндо, и решил поучить всех переводу. Итадакимас! Ставь лайк, если любишь суси и рамэн

Закончим консенсусным негативом, чтобы не обижать фанатов. Даже ленивый и тот, кто в восторге от творения Falcom, успел пнуть NISA за локализацию. Все ли так плохо?

Фразочки не такие броские и более сглаженные, чем в фанатском нецензурном переводе, но все терпимо. Пресновато, но терпимо. Даже Beauty's Blade — нормально. Раздражают неуместные вставки «ass», «shit» и производных в речь не-гопников (не так я представляла себе Селис), откровенные перевирания, но и это можно принять.

Но вот перевод умений Шизуны… Такое терпеть нельзя. NISA, зря вы разбудили фанатку «Восьми Листьев». Сейчас я покажу, что такое максимально виабушные придирки.

В сеттинге есть такая школа искусств, «Восемь листьев и один клинок». 八葉一刀. Это важная часть сеттинга и стиль многих ключевых персонажей серии, включая прошлого протагониста — Рина Шварцера.

И знаете, в фанбазе очень много любителей обсудить этот стиль, и при этом нести откровенную чушь… Например то, что Кассиус — мастер седьмой формы. Или то, что Ариос знает ТОЛЬКО вторую форму. Какое-то время я даже хотела написать статью, полностью посвященную «Восьми листьям», но:

  • Для этого хорошо было бы сначала пройти Kuro
  • Это слишком узкоспециализированный материал, который вряд ли кому-то нужен

Увы, здешний перевод совсем не помогает людям уловить суть школы, и только подначивает дальше нести бред. NISA неправельно обозвали меч Шизуны (в катсценах его называют тати, хотя это одати) и совсем проигнорировали отсылки на приемы «Восьми листьев» в её умениях.

Шизуна владеет школой «Черного Бога и Одного Клинка». Юн Ка-Фай образовал «Восемь листьев» от этой школы, и у них много общего: от ряда приемов до финального титула. Мастеров обеих школ называют «Божественными Клинками».

Так вот, в навыках Шизуны отчетливо слышны и видны отсылки на уже знакомые приемы «Восьми листьев», но до этого невозможно догадаться исходя из перевода. Это совсем немного оправдано тем, что в приемах Шизуны те же слова написаны другими иероглифами, но мне больше нравится подход фанатского перевода «в лоб». В нем игроки видят, что Gale это Gale, Helix это Helix, и так далее.

Навыки Шизуны в фанатском переводе

Если фанаты начнут видеть специфику приемов и брать информацию еще и из геймплея, в коммьюнити станет меньше глупых мнений. К счастью, уровень графомании в серии еще не достиг того, чтобы комментировать каждый прием персонажа, и объяснять, какие формы сочетаются в том или ином ударе. Старайтесь анализировать самостоятельно. Даже каждый статус-эффект в навыках «восьмилистников» указан не просто так.

Если вас заинтересовал фанатский перевод — ищите в шапке Falcom-треда на 4chan в /vg/. Постоянную ссылку удаляет NISA.

Манга

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

В качестве рекламы второй части, в 2022-м году Хината Нонока нарисовала веб-комикс про начало приключений Аньес и Вана. Он распространяется бесплатно, на английском можно почитать здесь.

Kuro no Kiseki - Agnès' Style — рассказ от лица Аньес, полный фансервиса и метаний влюбленной девушки. Если чувства второй главной героини не супер очевидны в игре, здесь про это вся манга.

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Комикс не несет какой-то лорной ценности, но шипперам понравится. Миленько и смешно. Чтение всех восьми глав займет минут пятнадцать.

Вывод

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Было много критики, но это не значит, что Daybreak — плохая игра. Она очень атмосферная, красивая и действительно качественная. Особенно я уважаю ее за побочные квесты и бондинг-эвенты. Это те необязательные вещи, которые проработали на уровне основной сюжетной линии и даже выше.

Меня не так интересовала история про собирательство и превращение в демона, как посиделки с принцем соседней страны, поиск куклы для непутевого мужа-детектива или спасение глупенькой богачки в полуподдельном выкупе.

В повседневных мелочах игра периодически удивляет и развлекает. Я так и не сделала пост с хорни-моментами, но не волнуйтесь, я работаю над этим. В игре было что заснять и будет что вспомнить.

UPD: оно вышло!

Даже саундтрек прежде всего настраивает на размеренную прогулку. Если обычно лучшие темы — боевые, то в Daybreak наоборот: многое сливается с фоном, и сильнее всего ценишь треки, которые подчеркивают городскую атмосферу. Ночную, утреннюю, дневную… Жизнь меняется и подстраивается под каждое время суток и погоду. Игра умеет расположить игрой света и настроения.

Trails-момент: останавливаешься, чтобы насладиться атмосферой и послушать музыку. Смотреть со звуком, естественно.

Если очень вкратце...

Плюсы:

  • Динамика группы персонажей
  • Атмосфера
  • Новый движок
  • Три отличные главы
  • Новая боевая система с неплохим потенциалом
  • Отличные бондинг-эвенты
  • Замечательные квесты и побочные квесты
  • Система моральных выборов

Минусы:

  • Обилие самоповторов
  • Деградировавший интерфейс
  • Бессмысленные изменения в боевой системе
  • Из персонажей хорошо раскрыли только Вана
  • Много моментов, которые стоило вырезать и не растягивать игру
  • Нет акцентов на политике и септ-террионах (если вы следите за серией ради этого)
  • Отсутствие мини-игр
  • Позорный финал
Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak

Такие вот впечатления сразу после игры. Годы покажут, как Daybreak выдержала проверку временем и куда повела серию.

Всем спасибо за чтение! Не стесняйтесь поддерживать автора активом, пришлось хорошенько потрудиться над лонгом ради любимой серии и подписчиков. Буду очень благодарна, если поможете распространить труды и привлечь новых людей к игре.

На днях уезжаю в отпуск, так что не стесняйтесь донатить на турблог (без денег в российских курортах делать нечего...). Каждому потенциальному донатеру обещаю фото из Kiss_Love_одска.

И, конечно же, благодарю своих постоянных бустеров! Эти герои помогают выживать независимому лонгеру. Вот они, слева направо:

Sydo (4 тир), VioleGreis (3 тир), Кирилл Ефимов (3 тир), Monstrrro из Анимемании (3 тир), Макак Бананович (2 тир), Grisha Pavlov (2 тир), GalaxyAngel (2 тир), cptnSail (2 тир), MayoSamurai (2 тир), Деrьмак (2 тир), Kavich (2 тир), xyberia (1 тир), Andrei Apanasik (1 тир), Гумир Агафуров (1 тир), Сода (1 тир), Artem Gorbatyuk (1 тир), Erya (1 тир), Дмитрий Савин (1 тир).

Если хочешь стать таким же крутым — присоединяйся!

И особая благодарность тем, кто донатил конкретно на лонг про 黎の軌跡 . Это была одна из "целей", на очереди еще ряд других. Вот эти особенные донатеры:

HiddenTroll (4150 рублей), cptnSail (500 рублей), BlackNet (250 рублей), Антон Волочаев (100 рублей).

Большое спасибо им за мотивацию! Без этого материал бы не вышел, или был бы куда проще.

Как только пройду или посмотрю что-нибудь интересное, вернусь к написанию заметок. Поймите, сто часов кисек потребовали весь месяц...

Такие дела! Жду общения и фидбэка в комментариях (только без токса, а то бан). Удачи всем!

Точно ли исправление ошибок? Подробный разбор Trails through Daybreak
213213
22
22
11
226 комментариев
1000 ₽

Жесть, час читал, аж отдышка появилась.

Несмотря на все минусы, я бы хоть сейчас ворвался. Все круто выглядит и звучит. Хонкай, который я хотел, но от бедных япошек. Ван крутой (вандерфул). Хоть одну игру всего прошел, но ради Килики не в бабкиных лохмотьях можно пропустить все прошлые части и улучшить себе опыт игры.

После лонгп я почитал комментарии (не наоборот) ветеранов серии, и как-то грустно становится, что многие устали или вообще дропнули. Грустно от того, что со мной то же самое может случиться, и таких положительных впечатлений об игре от твоего лонга совсем не останется. Начну ворчать на шкилу вместе со всеми и там же дропну. О ужас.

Сейчас выгляжу как-то так, но, может быть, школьники из стилов выбьют дверь и забьют меня учебными мечами.

13
500 ₽

За качественный лонг и за то, что вкатила меня в эту серию.

6