Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Подробнейший гайд по вкатыванию в самую амбициозную JRPG серию! Рассмотрим термины, порядок прохождения, каждую арку, дополнительные материалы и всё-всё-всё!

<i>Протагонисты разных арок</i>
Протагонисты разных арок

Содержание:

Расшифровка названий

Начнем с наименований. The Legend of Heroes (Eiyuu Densetsu) — подзаголовок для JRPG от Falcom, не обязательно связанных между собой. Первая игра с таким названием, Dragon Slayer: The Legend of Heroes 1989-го года, и последняя, The Legend of Heroes: Kai no Kiseki, не имеют ничего общего.

Устаревшая схема The Legend of Heroes, чтобы вы понимали масштаб
Устаревшая схема The Legend of Heroes, чтобы вы понимали масштаб

Trails (не путать с Tales) — уже другой разговор. Они же “Kiseki” в Японии. Азиатское название очень распространено из-за отсутствия локализации у ряда частей. Если после “Legend of Heroes” идет приписка “Trails” — мы заходим на территорию игр, о которых пойдет речь в статье. Это серия пошаговых японских ролевых игр для PC и консолей от Sony, продолжающая выходить с 2004-го года. Сейчас линейка состоит из:

  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki FC)
  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky SC (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki SC)
  • The Legend of Heroes: Trails in the Sky the 3rd (Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki the 3rd)
  • The Legend of Heroes: Trails from Zero (Eiyuu Densetsu: Zero no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails to Azure (Eiyuu Densetsu: Ao no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki II)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki III)
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV (Eiyuu Densetsu: Sen no Kiseki -THE END OF SAGA)
  • The Legend of Heroes: Trails into Reverie (Eiyuu Densetsu: Hajimari no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails through Daybreak (Eiyuu Densetsu: Kuro no Kiseki)
  • The Legend of Heroes: Trails through Daybreak II (Eiyuu Densetsu: Kuro no Kiseki II - CRIMSON SiN)
  • Eiyuu Densetsu: Kai no Kiseki -Farewell, O Zemuria- (пока без официального английского названия)
Хронологический порядок серии, с местным летоисчислением
Хронологический порядок серии, с местным летоисчислением

На русский переведены фанатами: первые три части Trails in the Sky и Trails of Cold Steel.

Почему серию так любят?

События игр серии происходят в фэнтезийном мире с технологиями, сопоставимыми нашим с вами. Герои пользуются компьютерами, водят автомобили, и, вместе с этим, сражаются с монстрами мечами и луками. Религия и сказочность сочетаются с политическими интригами и становятся инструментами в сложных международных и экономических отношениях.

Дальше по статье будет видно, как история игр полагается не столько на привычные противостояния сторон, сколько на социальные противоречия.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

В отличие от привычной JRPG формулы, в Trails любая часть напрямую связана с предыдущими. Каждая новая локация и каст героев раскрывают общий сеттинг, где происходят события игр. Тосихиро Кондо, отец линейки, продумал общую сюжетную нить на долгие годы, и в первой игре уже можно отыскать отсылки на последние части.

Мир воспринимается правдоподобно и органично из-за, без преувеличения, потрясающей проработки. Можно наглядно посмотреть, что читают герои, узнать о модных брендах и послушать, почему монстры на дорогах стали сильнее. Каждую деталь пытаются обосновать без опоры на "игровые условности".

Игрок тоже без проблем может вписаться в игровой мир. Полноценно прикоснуться к литературе, сыграть с персонажами в игры или даже сходить в кино. Все, чтобы вы прониклись культурой и бытом стран серии.

Более того, в играх проработан каждый NPC, а их диалоги меняются после каждого сюжетного события. Незначительный прохожий без портрета может кочевать из арки в арку, а его история будет пополняться щепетильными подробностями.

Из-за такого старательного подхода, игры серии занимают почти все строчки топа самых длинных игровых сценариев. За это благодарить стоит как упомянутую проработку всех и вся, так и побочные задания, над которыми Falcom действительно трудятся. И это не говоря уже о запутанных и длинных сюжетах в каждой части.

При этом, никогда не возникает желания выкинуть весь геймплей как лишнее. Даже первые части резво и интересно проходятся: игроку дают многочисленные журналы для удобства, не заставляют перепроходить игру после смертей, не сталкивают со случайными противниками, не заставляют гриндить, и даже позволяют ускорять игру и пользоваться автоматическими сохранениями! В совокупности, все это роскошь даже для современных JRPG.

И когда дело доходит до боя, начинается не сегмент “для галочки”, а интересное сражение. В серии очень детальная кастомизация персонажей, позволяющая настроить каждого героя как душе угодно. Отсюда множество путей для экспериментов в бою. Не буду таить: есть тактики, которые намного выигрышнее остальных, но это не отменяет шанса проходить игру так, как вздумается. Trails одна из немногих серий, где не отказались от пошаговой боевой системы, и где пытаются с каждой игрой разнообразить и приблизить к идеалу все механики.

Trails into Reverie
Trails into Reverie

Немало тех, кого влюбили в серию музыкальные треки. Не особо люблю разглагольствовать о музыке, вместо этого в пунктах о конкретных частях буду вставлять любимые треки из этих игр. Так что не упускайте возможности насладиться прекрасными мелодиями!

Если коротко, Trails — крайне амбициозная сюжетно-ориентированная серия с прекрасной музыкой и интересными тактическими боями. Без фанбойства, могу заручиться за уникальность серии как минимум в двух пунктах. Это я о грандиозной истории, что продолжается уже не одно десятилетие, и о глубине проработки мира. Однако, справедливости ради, уделю пункт вещам, что могут смутить новых игроков.

Что может отпугнуть от серии?

С первого взгляда на Trails кажется, будто бы это игры второго сорта. У Falcom никогда не было много денег, несмотря на богатую историю компании и ее роль в индустрии. Конечно, фанаты скажут и о прогрессе в графике, и о новом движке, но стороннего зрителя отпугнет внешний вид игр серии.

<i>Особенно сильно отпугивают первые Cold Steel'ы с первой попыткой в полноценное 3D</i>
Особенно сильно отпугивают первые Cold Steel'ы с первой попыткой в полноценное 3D

Также настораживает эта самая амбициозность, которую я хвалила ранее. Нередко человек просто хочет оценить новую JRPG, а его отправляют проходить игры, начиная с 2004-го года. В конце статьи мы рассмотрим варианты для вхождения в серию, но факт остается фактом: какие-то игры действительно непригодны к прохождению для новичков.

И еще одна маленькая деталь… У ряда игр нет перевода. Конечно, уже прошли времена, когда одну часть переводили по четыре года, однако задержка между Японией и Западом все еще существенная. Жизнь кисеки-фанатов трудна, но мы научились приспосабливаться. Переводы в таблицах, оверлеи, и, конечно же, полноценные фанатские патчи. Условия не роскошные, но терпимые.

Остальные спорные моменты субъективны. После сотен часов, каждый расскажет как бы он хотел видеть сюжет, что делать с персонажами и так далее. Это все тонкости, которые затрагиваются уже где-то в глубинах специализированных обсуждений, к которым новичкам еще предстоит прийти. Так что, если ваш интерес все еще не погас, приглашаю к подробному разбору Trails!

Трилогия Либерла и заложенные основы (Trails in the Sky FC/SC/the 3rd)

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Серия стартовала в 2004-ом году с релизом The Legend of Heroes: Trails in the Sky FC, где “FC” в названии обозначает “First Chapter”. Изначально Falcom просто разрабатывали огромную JRPG, но переборщили, и проект пришлось разбить на две части. В первой главе сестра и брат, Эстель и Джошуа соответственно, ищут пропавшего отца, и все заканчивается государственным переворотом. А потом еще одним неожиданным поворотом, и игра кончается вопиющим клиффхэнгером.

<i>К слову, вот такая графика в трилогии Либерла</i>
К слову, вот такая графика в трилогии Либерла

Пост с ранними концептами игры:

В этом году ждем ремейк первой части с освеженным нарративом, улучшенной боевой системой и, конечно же, современным визуалом.

После Trails in the Sky FC с игроком не будут особо церемониться и объяснять “очевидные” вещи, так что представляю вам словарик общих терминов. Это поможет как влиться в серию не с самого начала, так в принципе понимать кисекофанов.

Словарик

(Произношение и написание многих терминов спорно, я во многом опираюсь на фанатский русский перевод)

Гильдия Брасеров — негосударственная добропорядочная организация, выполняющая поручения мирных граждан за деньги. Любой может обратиться как с запросом об уничтожении монстра, так и о нахождении пропавшей вещи. Единственное, брасеры не могут вмешиваться в политику, но и это можно обойти. Гильдия функционирует на всем континенте Земурия. Существуют как младшие, так и старшие брасеры. Последние делятся на ранги. Из-за постоянных командировок старших брасеров, знакомых персонажей можно встретить в самых разных странах.

<i>Герб Гильдии Брасеров</i>
Герб Гильдии Брасеров

Земурия — континент, на котором происходят события игр серии. Полная карта все еще неизвестна. Каждая арка охватывает одно из государств. Действия Sky трилогии происходят в королевстве Либерл. Дилогия из игр Trails from Zero/Trails to Azure охватывает события в штате Кроссбелл. Четыре части Trails of Cold Steel повествуют об истории Эребонийской Империи. И последняя на данный момент арка, начиная с Trails through Daybreak, разворачивается в республике Калвард.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Орбменты — местное название технологий. Условная стиральная машина в мире Trails будет “орбал-стиральной машиной”. Ресурс, используемый для орбментов — септий. Он несет в себе загадочную силу, которая послужит поводом для многих проблем в истории. Почти вся “магия”, которую используют персонажи — действие тактических боевых орбментов.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Септийская Церковь — общая религия континента. Летоисчисление происходит по Септианскому календарю. Например, события Trails in the Sky FC происходят в 1202 году. Согласно религии, все поклоняются богине Эйдос, на востоке её зовут Аруша. Главный штаб церкви находится в городе-государстве Артерия.

Герб церкви
Герб церкви

Егери — элитные наемные солдаты, запрещены во многих странах континента. Существуют различные группировки егерей, со своими названиями и историей.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Знания этих элементарных терминов достаточно, чтобы воспринимать мир, как обычный человек в сеттинге. Собственно, как в Trails in the Sky FC. В ней мы изучаем Либерл с точки зрения обычной девочки-подростка Эстель. В этом плане игра отличается от других частей серии, в которых делается больший упор на сверхъестественное. Зато потом, в Trails in the Sky SC, игрока заваливают тайнами и историями о потерянных сокровищах древности.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во второй части Kiseki показывают свое истинное лицо. Много вопросов без ответов, сдерживания на каждом углу и мутные организации. Это компенсируется множеством эмоциональных моментов и интересных вещей, о которых трудно было подумать заранее. Falcom стали стремительнее развивать мир вглубь, и оставили тонну загадок, которые разрешаются в играх серии по сей день. С этого момента надо ввести еще два термина.

Уроборос — Таинственная организация. Скорее злая, чем добрая. Охотятся за сокровищами Богини, и, кроме этого, преследуют прочие непонятные цели странными способами. Антагонисты серии.

Уроборос состоит из множества крайне могущественных людей и владеет технологиями, которые многократно опережают те, что можно купить в орбал-магазине или даже встретить в государственных структурах. Примечательные члены Уробороса начинаются с Энфорсеров. Каждому соответствует аркана из Таро. Во главе операций Уробороса выступают более важные фигуры, Ангусы. А повелевает всей организацией девушка, которую называют Грандмастер.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

И второй термин.

Гралсриттеры — Элита церкви, что так же, как и Уроборос, собирают сокровища Эйдос. Выступают на стороне протагонистов. Высшие члены, Доминионы — носители стигм, дающих особую силу. Им в заданиях помогают Рыцари (средний класс) и Эсквайры (начальная должность).

<i>Герб Гралсриттеров</i>
Герб Гралсриттеров

Если в Trails in the Sky SC большую часть времени уделяют Уроборосу, и лишь поверхностно говорят о церкви, то в Trails in the Sky the 3rd все наоборот. Вместо Эстель, протагонистом становится Кевин и его помощница Рис. Доминион и Эсквайр соответственно. Третья часть уникальна в том плане, что мы видим историю со стороны весьма таинственных персонажей. Впрочем, Trails in the Sky the 3rd выделяется не только этим.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Falcom решили не делать стандартную JRPG с путешествиями, разговорами с NPC и так далее, а сделали мрачный данжн-кроулер. Герои попадают в таинственное измерение и изучают уровни, попутно копаясь в воспоминаниях.

Притом воспоминаниях не только церковников. Если самоанализ Кевина и его напарницы и есть основная история, то другие персонажи осмысливают себя в отдельных мини-играх и историях, что расставлены по всему измерению. Туда попадают почти все ключевые персонажи трилогии, так что Falcom прекрасно справляются с удовлетворением интереса о тех или иных героях, прежде чем начать новую арку.

Trails in the Sky the 3rd не только позволяет попрощаться с полюбившимися героями, но и закладывает почву для следующих игр. В дверях иностранцев нам показывают детали лора, которые сыграют свою роль куда позже. В частности важно первое появление канцлера Эребонии Осборна, который станет чуть ли не важнейшим персонажем на протяжении всех следующих игр.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Дилогия Кроссбелла (Trails from Zero, Trails to Azure)

<i>Не обложка, но очень милый официальный арт</i>
Не обложка, но очень милый официальный арт

Раз почва заложена, движемся дальше! К новым героям и новой стране.

Начну с небольшой ремарки. События Кроссбелла и Эребонии происходят примерно в одно время. Из-за этого получается забавная ситуация, что арки спойлерят друг друга. Так что советую легкомысленнее относится к спойлерам, как разработчики, и насладиться шансом оценить геополитическую обстановку с двух сторон.

Также дилогия Кроссбелла отличилась еще одним моментом: ее очень долго не хотели переводить на английский. В фэндоме даже долго наблюдались депрессивные мысли, что Кроссбелл до нас так и не дойдет. Но нет, опасения не подтвердились! С 2017 года разные любительские группы локализаторов начали радовать западных фанатов, и теперь у дилогии аж несколько версий перевода. А в 2022-м году состоялся еще и официальный релиз первой части, спустя 12 лет после выхода в Японии. Со второй частью, Ao no Kiseki (Trails to Azure), аналогичная история. Сиквел получил фанатский перевод в 2018-м году и официальный в 2023-м.

Ну а теперь вернемся к сеттингу и рассказу о самих играх. Кроссбелл — буферный штат, находящийся между Эребонийской Империей и Калвардом. Это порождает немало проблем, вокруг которых строится история игр дилогии. Крупные державы недвусмысленно делят земли маленького штата, а в недалеком прошлом и вовсе устраивали разборки с жертвами на землях Кроссбелла. Добавляет негатива и высокий уровень преступности и коррупции в самом штате. Люди совсем не доверяют полиции, и единственным лучом надежды остаются брасеры.

<i>Центр города и обновленная графика. Больше всего прогресс виден в наполненности локаций</i>
Центр города и обновленная графика. Больше всего прогресс виден в наполненности локаций

Полиция, в свою очередь, решает пойти на эксперимент, и создает особый отдел — Special Support Section (SSS). В него и входят главные герои. “Специальность” этой службы в том, что они, по сути, брасеры с политическим влиянием. Глава отряда поставил себе цель заручиться поддержкой граждан, набрал молодняк, и так же решил снимать кошек с деревьев и уничтожать монстров по первому зову граждан. Но, вместе с этим, SSS могут вмешиваться в дела государства! Такой вот необычный социальный эксперимент.

<i>SSS со своим ребенком</i>
SSS со своим ребенком

Интересна арка и сменой обстановки. Кроссбелл, несмотря на все свои проблемы, экономический центр запада континента. Все выглядит высокотехнологично и богато в сравнении с Либерлом. Интересно бродить туда-сюда: от роскошных районов до трущоб, в которых все проблемы налицо. Кроме столицы (она называется как и штат, Кроссбелл), в государстве присутствует и парочка небольших населенных пунктов, до которых можно добраться на автобусе, или, после продвижения по службе, на своей тачке!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Trails from Zero знакомит игрока со штатом и героями, а также позволяет новому отделу раскрыть свое первое крупное дело. Примечательна отсутствием клиффхэнгера, так что подходит для пробы серии если нет уверенности, что осилите все части. Trails from Zero — самостоятельная, полноценная игра.

Falcom выпустили действительно отличную полицейскую детективную историю и удачно ввели игроков в новую обстановку, не заставляя скучать по старым персонажам. Но не на все вопросы даны ответы, так что… Проследуем в Trails to Azure.

А про Zero вы можете почитать подробнейший материал без спойлеров, зато с множеством интересных фактов и рассуждений:

Вторая часть арки сильнее демонстрирует геополитические проблемы Кроссбелла, рефлексию жителей штата и сложность сеттинга серии. Количество неожиданных поворотов на единицу времени зашкаливает, накал страстей становится горячее солнца, и игра отпечатывается в сердце и памяти фанатов на веки вечные. Лучшая игра по мнению многих и абсолютный мастплей.

Если не боитесь спойлеров, советую почитать свой обзор, который чуть ли не имитирует прохождение игры, но с фанатскими мыслями и интересными фактми:

И небольшое конкурсное эссе про отдельных персонажей:

Не хочу портить впечатления спойлерами и конкретикой, так что перейдем к другой стороне событий 1204-го года. В Эребонийскую Империю.

Начало арки Эребонии (Trails of Cold Steel I&II)

Все любят Persona, поэтому Falcom решили сделать свой школьный симулятор со свиданиями и регулярными походами в одно и одно и то же подземелье. Это стало поводом для неприятных сравнений, будто бы Trails — клоны сами понимаете каких игр. Неприятная ситуация, которая компенсируется возросшей популярностью серии. На мой взгляд, неплохой "обман", чтобы привлечь людей к хорошим играм.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Вдобавок к модным трендам, игры следуют традициям собственной серии. Во главе истории все еще политические интриги, социальные конфликты и могущественные сокровища Эйдос. А если конкретно, то в Империи назревает гражданская война между знатью и обычными людьми/государством. Trails of Cold Steel I посвящена предпосылкам конфликта, а в Trails of Cold Steel II мы видим его разгар.

Полноценное 3D
Полноценное 3D

Главные герои — снова участники социального эксперимента. В престижной военной академии Торс испокон веков знать и обычные граждане учились в разных классах. И вдруг, директора решили объединить два слоя населения в классе VII! Так что игроку предстоит примерить на себя роль кадета, и наслаждаться школьной жизнью. Состоит она как из обучения в стенах академии, так и из полевых вылазок в разные города. Пока идет теоретическое обучение, герои как раз ходят в упомянутое выше подземелье, а конкретно в старое здание школы. Звучит не очень весело, но вы бы знали, что там творится… Именно там главный герой, Рин Шварцер, стал пилотом мехи!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Trails of Cold Steel II уже не назовешь школьным симулятором. Да и от Persona там остались только свидания, в остальном игра скорее Suikoden II. Даже есть механика сбора соратников на базе! Во второй части мы выступаем за “независимую третью сторону” в разгоревшейся гражданской войне, и потихоньку подбираемся к тайнам империи.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Эта арка подвергается критике из-за заметных штампов, излишнего количества персонажей, более простых диалогов и непривычного аляповатого 3D. Тем не менее, множество людей начинают знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel I и пребывают в восторге. Это JRPG для современных игроков с более быстрой и простой для понимания системой кастомизации и боя, с вайфу войнами и гаремом, и при этом с все еще эпичными моментами и достоинствами серии. Да и Trails фанатам будет интересно посмотреть на большие имперские города и узнать кровавые секреты Эребонии!

Trails of Cold Steel III&IV

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Проходит год с конца событий Trails of Cold Steel II. Рин уже не ученик, а учитель! Правда, не в основном кампусе Торса, а лишь в филиале, куда ссылают всяких проблемных ребят и иммигрантов. Старый класс VII разбежался кто куда, и в центр внимания выходят другие ученики, нового класса VII.

Новый класс VII с новой графикой
Новый класс VII с новой графикой

Помимо других протагонистов, Trails of Cold Steel III&IV выглядит “новой аркой” еще в нескольких аспектах. Это: сильно улучшенная графика в сравнении с предшественниками, некстген (серия добралась до PS4) и повторение структуры прошлых игр. Знакомство с новыми героями берет на себя школьный симулятор Trails of Cold Steel III, а в Trails of Cold Steel IV игроки наблюдают за масштабным конфликтом.

Только ленивый не назвал Cold Steel III “работой над ошибками” Trails of Cold Steel I. Как и там, учеба снова делится на школьную жизнь и полевые задания. Только в этот раз мы путешествуем в другие города уже на личном поезде академии и разбиваем лагерь возле железнодорожных путей по прибытию.

За два года Торс стал ощутимо богаче. Мехи выдают уже не в заброшках, а на специальных уроках пилотирования. Да и теперь подземелье для регулярного посещения — здание с симуляцией испытаний.

При первом прохождении все это вызывает “вау-эффект”: новые технологии и в игре, и в реальности! Мы дождались некстгена, а ученики обновления корпуса. Очень мило воспринимаются путешествия по Эребонии на высокотехнологичном поезде. Правда, поездочки зачастую волнительные: в стране беспорядки, а ученикам и преподавателю неловко вместе уживаться. Рин между делом успел побыть грязным захватчиком, и теперь пытается учить молодежь из оккупированных провинций.

<i>Внутри персонального поезда</i>
Внутри персонального поезда

К концу Trails of Cold Steel III ставки поднимаются до предела. Осборн и Уроборос начинают клонить к тому, что затевалось все прошлые части. Игроки пребывают в огромном ажиотаже вплоть до следующего релиза. И вот, Falcom выпускают четвертую часть с подзаголовком -THE END OF SAGA-. Trails of Cold Steel IV берет на себя роль закончить массивную часть истории Trails, а также завершить арку Эребонии.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Справилась игра или нет – судить каждому, но Рин и Эребония нас еще не отпустят. Тем не менее, Falcom действительно закрыли ряд давно волновавших вопросов. Trails of Cold Steel IV объединила всех главных героев серии в масштабном противостоянии и бросила их в мировую войну.

<i>Три героя...</i>
Три героя...

Trails into Reverie: аналог “the 3rd” для арок Кроссбелла и Эребонии

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

После конца самой масштабной арки, Falcom решили расслабиться и вспомнить 2007-ой. А что было в том году? Правильно, Trails in the Sky the 3rd! Раз у героев Либерла была своя фансервисная игра, надо сделать аналогичную и для ребят из Кроссбелла и Эребонии.

Как и тогда, персонажи попадают в загадочное измерение и вынуждены исследовать его. Правда, в этот раз Falcom написали еще и сюжет в духе других частей: с путешествием по привычным локациям, NPC и прочими прелестями JRPG. Игрокам предстоит переключаться между обычным миром и альтернативным измерением. В привычном режиме тоже все не так просто: в управление дается три группы героев. Их истории идут параллельно и постепенно приводят к общему финалу.

Новые три героя
Новые три героя

Подробнее что из этого получилось, и как отличается от конца первой арки можете рассудить из моего обзора, который я настоятельно рекомендую прочитать в обзоре:

Сейчас нас больше интересует место игры во франшизе. Trails into Reverie не особо раскрывает вглубь персонажей с которыми прощается, зато заглядывает в будущие части. Целые сюжетные эпизоды посвящены персонажам из Daybreak, а заставка эпилога выполнена на новом движке. Falcom окончательно обводят точку на истории Эребонии и движутся в долгожданную арку Калварда.

Арка Калварда (Trails through Daybreak/II/Kai…)

<i>Первый официальный арт, что фанаты увидели по </i>Daybreak
Первый официальный арт, что фанаты увидели по Daybreak

В 2021-м году серия наконец дошла до арки еще одного гиганта континента — республики Калвард. Мы о ней наслышаны еще с Trails in the Sky FC. Игрокам любезно объясняли через глупенькую Эстель, что Калвард это не какой-то там модный магазин, а влиятельная страна на Востоке. Даже государственный переворот Либерла помог успокоить брасер из республики! И, что не менее важно, анон на фочане каждый тред спрашивал “Calvard when” все эти годы. И вот, спустя столько лет… мы тут!

Геймплей
Геймплей

Еще с трейлеров Falcom вселяют большие надежды на новую арку. Графика приблизилась до современных JRPG стандартов. Случайные враги если и раньше не особо докучали, то теперь разрубаются буквально на ходу. При этом пошаговая система никуда не исчезла, и все еще регулярно развивается! Калвард выглядит потрясно, и вновь заметны отличительные черты региона. Стрип-клубы, кино, туалеты в домах… такого серия еще не видела!

Одна из самых популярных сцен в игре

Ладно, новшества и инновации посмотрите в трейлерах, сейчас речь о другом. В новой арке главным героем выступает “Спригган” Ван. Его профессия это тоже разновидность наемника во вселенной, только теперь чуть более хаотичного! Герой не стесняется иметь дело с мутными персонажами, и готов принимать запрос от абсолютно любого гражданина. Это слегка делит игру на несколько рутов, где игроки вольны выбирать с какой фракцией дружить. Falcom даже подчеркивали, что серия переходит в новую эпоху, где фокус уходит с очевидно положительных героев к более неоднозначным.

<i>Ван спит в своем офисе</i>
Ван спит в своем офисе

Вторая часть вышла осенью 2022-го года и рассказывает о последнем загадочном орбменте невероятной силы — Генезисе, а также раскрывает персонажей из окружения Вана.

Сколько еще будет игр — неизвестно. Но Falcom заверяют, что арка получится не из коротких.

Перевод второй части Trails through Daybreak на английский выйдет в начале 2025-го года.

Kai No Kiseki - Farewell O Zemuria

В декабре 2023-го года анонсировали новую часть с таинственным заголовком: Kai No Kiseki - Farewell O Zemuria. Я суммировала новости об игре в постах с тегом #kainokiseki.

На деле это оказалась ещё одна игра про Вана, несмотря на обилие вернувшихся персонажей из прошлой арки. Игра уже вышла в Японии, ждем англоязычного релиза.

Помимо основных игр

Манга The Ring of Judgment

Мир Trails состоит не только из игр основной серии. Falcom время от времени выпускают Drama CD, мангу, театральные постановки и новеллы. Самой важной и неочевидной из них выступает The Ring of Judgment. Это предыстория попадания Эстель и Джошуа в Кроссбелл перед Trails from Zero, а также дебют Товала (немаловажный брасер из Эребонии). Манга небольшая и очень красивая благодаря иллюстрациям Синки Китсутсуки, так что настоятельно рекомендую ознакомиться перед аркой Кроссбелла!

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Манга Sora no Kiseki Gaiden - Loewe Monogatari

Также выходила манга об истории Леонхардта, персонажа трилогии Либерла — "Sora no Kiseki Gaiden - Loewe Monogatari". С полным переводом на английский можно ознакомиться тут.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Drama CD “Returning home”

Перед выпуском Trails of Cold Steel II на Западе, локализаторы посчитали важным познакомить игроков с Drama CD “Returning home”. Прочесть ее можно прямо на английском официальном сайте второй части.

История “3&9”

Перед игрой в Trails into Reverie важно прочесть историю “3&9”. Она повествует о новых героях, что сразу оказываются в главных ролях. Falcom распространяли новеллу как внутри Trails of Cold Steel IV, так и на официальном сайте и в меню следующей части. Фанатский перевод на английский можно почитать тут.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

ARPG с платформингом Nayuta no Kiseki

Часто путаницу вызывает игра от Falcom под названием Nayuta no Kiseki в жанре ARPG. Не зря я говорила: “Если после “Legend of Heroes” идет приписка “Trails” — мы заходим на территорию игр, о которых пойдет речь в статье”. У Наюты нет подзаголовка “Legend of Heroes”, и она не является частью Trails серии, о которой идет речь в статье. По крайней мере, пока Кондо не решит неожиданным поворотом объединить миры. Тем не менее, игра стоящая, так что советую обратить внимание, ищите на Западе под названием The Legend of Nayuta: Boundless Trails.

Подробный разбор:

Файтинг Ys vs. Sora no Kiseki: Alternative Saga

Немногие помнят, но по Trails был файтинг! А точнее, по самым разным играм Falcom, преимущественно сериям Ys и Trails. Я сейчас об игре Ys vs. Sora no Kiseki: Alternative Saga. Сюжет в ней простенький и не влияет на сеттинг того или иного мира. Это спин-офф, не признанный каноном. Зато в игре забавный геймплей: файтинг с RPG-механиками. Притом в боях участвует до четырех персонажей, и все они бегают по большой трехмерной локации, дабы догнать и прибить друг друга.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Minna Atsumare! Falcom Gakuen

Еще из примечательных кроссоверов вселенных Falcom надо выделить Minna Atsumare! Falcom Gakuen. Это долгоиграющий сборник ёнком с самыми разными персонажами компании. Студия DAX Production даже экранизировали некоторые истории в виде короткометражного аниме-сериала. Пусть со стороны Falcom Gakuen выглядит страшненьким, гэги там добротные, и часть из них ушла в народ. По сути, Falcom Gakuen — это как Carnival Phantasm из Насуверса.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki The Animation

Помимо пародий, были попытки и в обычное аниме. По Trails in the Sky SC в 2011-2012-ых годах сняли двухсерийную OVA Eiyuu Densetsu: Sora no Kiseki The Animation. Получился сборник каких-то случайных сцен, которые дают совершенно неверное представление о сюжете. Kinema Citrus, не побоюсь этого выражения, переврали игру. Зато аниме дало шанс посмотреть на действия орбментов в живом бою, а также подарило фанатам неплохой музыкальный трек.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Аниме Sen no Kiseki Northern War

В 2023-м году вышел полнценный аниме-сериал Sen no Kiseki Northern War. В нем повествуют о войне в княжестве Северная Амбрия, событии между Trails of Cold Steel II и Trails of Cold Steel III. Главной героиней выступает новый персонаж — Лави.

Аниме очень недружелюбно к новичкам и изобилует терминами из местного словарика, так что будьте аккуратны! Обзор картины можно прочитать тут:

Браузерная игра Akatsuki no Kiseki

И последнее, что мы разберем в этом пункте: The Legend of Heroes: Akatsuki no Kiseki. Онлайн free-to-play JRPG от UserJoy Technology. Планов на английский перевод нет даже у фанатов, скажу сразу. Но даже так, игра представляет собой немалую ценность.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во-первых, в ней просто море играбельных персонажей. Если вы когда-нибудь хотели поиграть за второстепенных брасеров, легенд вроде Кассиуса Брайта или еще кого — все это можно сделать в Akatsuki no Kiseki. Еще это способствует обилию контента: герои получают новые спрайты и костюмы.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Во-вторых, в игре действительно неплохая история. Falcom позволяли себе не объяснять некоторые моменты, которые любезно раскрыли здесь. Например, если вы проходили арку Кроссбелла, можете помнить упоминания некого инцидента, что раскрыл брасер Ариос в княжестве Ремиферия. А вот что там случилось конкретно, рассказали только UserJoy Technology. Княжество в принципе слабо затрагивалось в основной серии, зато здесь ему посвящается несколько сюжетных глав. В Akatsuki no Kiseki есть возможность посмотреть на локации Ремиферии и познакомиться с местными жителями. На изображениях ниже можно увидеть столицу княжества — Ардент.

Я сильно опиралась на историю из Akatsuki для заполнения пробелов в истории Ao no Kiseki, можете почитать.

Помимо Ремиферии, главные герои активны в Кроссбелле и Либерле. Каст протагонистов напоминает аналогичный в Trails in the Sky: все они младшие брасеры или их помощники, а если конкретнее: беззаботная девочка, загадочный бывший егерь, принцесса, полицейский. Сюжетные главы The Legend of Heroes: Akatsuki no Kiseki продолжают выходить, всего их планируется десять. Сейчас доступно семь глав.

Falcom никогда не признавали Akatsuki no Kiseki каноном, зато отсылались на нее. В Trails of Cold Steel IV вспоминают принцессу Ремиферии. Кроме как в Akatsuki no Kiseki, она нигде не появлялась и не упоминалась до этого. Это не стопроцентный аргумент в пользу каноничности, но надежду дает. В конце-концов, сам Кондо тепло отзывался о UserJoy Technology, и уверял о тесном сотрудничестве Falcom с ними в работе над сюжетом.

Порядок прохождения игр серии

На повестке статьи остался последний вопрос — как влиться в серию?! Это обсуждают в фендоме уже очень долго, и у каждого своя точка зрения. Так что рассмотрим несколько путей.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Первый способ — самый правильный, но самый трудоемкий. Это проходить все игры в порядке выхода, не забывая почитывать всякие Drama CD, новеллы и мангу в нужные моменты. Так вы поймете все отсылки, шутки, конфликты стран, будете плакать от восторга при виде вернувшихся персонажей и насладитесь играми по-максимуму. В этой статье арки располагаются в порядке выхода, так что если вы честно дочитали до сюда, то знаете как действовать. Идёте в Steam или GOG, и покупаете Trails in the Sky! Притом важно упомянуть, что русскоязычные фанаты сделали перевод первой трилогии, так что условия для вхождения в серию максимально удачные.

Забавно, но многие рекомендующие этот способ не следовали ему по ряду причин. Банально потому что до 2017-го года не было никакого перевода арки Кроссбелла и Trails in the Sky the 3rd, зато уже была официальная локализация у Trails of Cold Steel I-II.

И второй способ — начать с первой части любой арки. В них игрока знакомят с новым местом и героями, а также поверхностно рассказывают об общем положении дел на континенте. Может, при выборе этого способа вам даже поможет мой словарик из начала статьи!

Если начать с арки Кроссбелла, наибольшие непонятки возникнут с историей Рен, которая активно продолжается еще с Trails in the Sky SC. В остальном, Trails from Zero — хорошая точка вхождения. Трудности могут возникнуть только в следующей части, где возвращается очень много персонажей.

Скриншот из Ao с вернувшимися персонажами из арки Либерла
Скриншот из Ao с вернувшимися персонажами из арки Либерла

Если начинать сразу с Cold Steel’ов, то могут возникнуть проблемы с финала Cold Steel II. Кроссбелл и Эребония к тому моменту буквально сливаются, так что фанатам Рина приходится слушать про каких-то там SSS, и даже играть за них. В Trails of Cold Steel III становится все больше вернувшихся персонажей, и Falcom заостряют внимание на определенном конфликте с Либерлом. А в Cold Steel IV, как я уже упоминала, все протагонисты объединяются перед общим врагом. Так что если вы очень хотите проходить только Cold Steel’ы, хотя бы проштудируйте Kiseki Wiki или внутриигровые энциклопедии перед третьей частью.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Falcom и NISA в своей рекламной компании заявляли, что знакомство с серией можно начать как раз с Trails of Cold Steel III. Это разлетелось на мемы, и в принципе является вредной точкой зрения. Хотя соблазн большой: похорошевшая боевая система и графика, прекрасные отзывы… На ваш страх и риск, конечно, но не советую.

<i>Мем, не надо так делать</i>
Мем, не надо так делать

В 2024-м году появилась новая дверь в серию — Kuro no Kiseki, она же Trails through Daybreak.

Путеводитель в мир Trails/Kiseki

Новичкам придётся нелегко из-за огромного количества отсылок и вернувшихся персонажей, но в целом это неплохой способ.

Во-первых, это начало новой арки и законченная игра без клиффхэнгера. Как и в случае с Zero, если будете не уверены, что осилите всю серию, можете закончить на Trails through Daybreak без соблазна увидеть конец истории.

А во-вторых это новинка с лучшей графикой и горящим обсуждением! Всегда приятнее прыгнуть в поезд хайпа.

И напоследок, игра умудряется быть не самой дружелюбной к старичкам. Поменяли многие привычные механики в бою, а от сюжета нередко возникает чувство дежавю. Новым игрокам это не грозит.

Если обозначить пути вхождения в серию схематично, то получится следующее:

  • Прямой порядок игр по дате релиза: FC -> SC -> 3rd -> Zero -> Azure -> CSI -> CSII -> CSIII -> CSIV-> Reverie-> Daybreak

Это самый лучший и логичный вариант.

Жирным шрифтом выделены "чекноинты" серии. Это старт новых арок и с этих игр можно вкатиться. В каждой такой игре собственный каст героев и новый регион.

Далее на ваше усмотрение — идти дальше по хронологическому списку или наверстать упущенное, вернувшись к более старым частям.

А теперь более тривиальные случаи:

  • Начало с Cold Steel’а и возврат в прошлые игры серии перед третьей частью для гранд финала: CSI -> CSII -> FC -> SC -> 3rd -> Zero -> Azure -> CSIII -> CSIV->Reverie->Daybreak
  • “Я хочу играть только в новые игры”: Daybreak
  • Самодостаточные части без клиффхэнгеров: Zero и Daybreak(если не уверены, что хотите тратить сотни часов на всю серию)

Вывод

<i>Вывод — тянучки сила, проходим кисеки ради…</i>
Вывод — тянучки сила, проходим кисеки ради…

Статья получилась немаленькой, зато разобрались во всех составляющих серии. Надеюсь, гайд действительно кому-то поможет, а сама серия заинтересует. Все-таки, я давний фанат Trails, и пытаюсь всячески способствовать расширению фанбазы. Хочется, чтобы люди переставали игнорировать такую уникальную в своей проработанности и действительно качественную серию игр, в которой нет провальных частей, а талантливые разработчики с каждым разом удивляют своей старательностью. Если останутся какие-то вопросы, или вы просто хотите обсудить какие-то моменты — обращайтесь!

490
2
150 комментариев