Реальный исторический контекст Assassins Creed: Shadows
Коничива, самураи. Вот и ожидаемый лонг по истории Японии. Сейчас мы поступим так, поговорим о зарождении самого государства, о том как оно развивалось, как пережило период феодальной раздробленности, ну и завершим это все установлением сёгуната Токугава, и пару слов о жизни при нем скажем.
Для всех тех, кому эту стену текста читать не хочеться, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
И выдам небольшой дисклеймер. В данном лонге я вообще темы тамплиеров и ассасинов, Ису, и яиц Эдема или как там они, касаться не буду, просто потому что я в этом ничего не понимаю. Аккурат после окончания арки Дезмонда Майлса я за историей Ассасинов следить перестал, да и в целом интерес мой к серии закончился. Так что если вы хотите глубокой аналитики лора ассасинов такого тут не будет, уж простите. Будем говорить именно про нашу простую, но от этого не менее интересную, реальную историю.
Во времена палеолита Японский архипелаг вовсе и не был архипелагом, а был частью основной суши. Связанно это с тем, что Земля была сильнее скована ледниками и уровень воды был значительно ниже. Например Японское море в то время было простой долиной. В те времена здесь обитали мамонты и большерогие олени, приходящие сюда прямиком из Сибири.
Примерно тогда же сюда начинают приходить и первые люди, от них осталось не так уж и много следов, но все же остатки каменных инструментов и примитивного жилья археологи нет-нет, да и находят.
Интересный момент, судя по всему первые люди заселившие Америку, пришли туда как раз таки через Японию, ибо орудия со стоянки Ками-Сиритаки 2, что находиться на Хоккайдо, почти идентичны инструментам со стоянки Куперс-Ферри, что находиться в штате Айдахо.
Около 10 тысяч лет до нашей эры эпоха ледников наконец-то подошла к концу, а вместе с этим поднялся и уровень мирового океана. Тогда то Япония и стала островом. Вместе с этим изменился климат, стало гораздо теплее, и теперь большая часть архипелага представляла из себя тропики и субтропики.
Изменился и образ жизни людей, от охоты и собирательства они поголовно пересели на рыболовство. Одним из главных достижений этих людей была керамическая посуда, которую они в это время и начали изготовлять. Характерной чертой всех этих изделий был орнамент, похожий на шнурок, по японски это называется “дзёмон”. Подобные изделия производились вплоть до второго века до нашей эры, и весь этот огромный промежуток так и назвали период Дзёмон.
Постепенно человечество оседало на местах, и начинало заниматься земледелием. Разводили рис, гречиху и бобы, но делали это в суходольном порядке, и это важно. Ведь именно с приходом в быт ирригационных методов началось заливное рисоводство, которое изменило людей навсегда. Начинают появляться новые инструменты, а чтобы их развивать люди познают обработку меди, бронзы и железа. Делали, впрочем, не только инструменты, но и оружие.
Археологи нашли ранние японские мечи, их называют докэн.
Ранние японские копья, под названием дока.
Судя по всему из Китая через море приехало такое оружие как гэ, это что то вроде алебарды, по принципу своего действия. То есть, колюще режущее древковое оружие.
Причем что интересно, когда во втором веке до нашей эры архипелаг полностью пересел на железные инструменты и оружие, бронзовое снаряжение никуда не делось, став судя по всему неким предметом культа.
Постепенно меняется и керамика, теперь она тоже больше начинает напоминать Китайские образцы, первые сосуды нового типа нашли в поселке Яёй, в честь этого и этот этап развития называют периодом Яёй.
Благодаря рисоводству население Японии существенно выросло. Люди стали объединяться все в более и более крупные сообщества, вырастили довольно крупные селения. Однако, начались и конфликты за наиболее плодородные места, за ценные ресурсы и все в таком духе. Городки защищали частоколом, а для их защиты выделилось воинское сословие. В общем, начались первые шаги к появлению государства.
Впервые о древних японцах мы можем прочитать в исторических хрониках китайской империи Хань от первого века уже нашей эры. Впрочем, в то время Китайцы насчитали на архипелаге аж сто разных государств, и это только те, о ком они знали. Сохранились записи о том, что многие вожди этих стран даже становились Ханьскими данниками. Например в 57 году, ван страны На прибыл в Китай с посольством и получил от императора золотую печать.
Уже в третьем веке в китайской хронике империи Вэй упоминаются всего тридцать японских стран. Самой могучей было государство Яматай, которым правила женщина по имени Химико. Если верить китайским летописям, то жила она в огромном замке и была у нее целая тысяча служанок. Но доказательств этому нет.
А вот чему точно есть, так это что в 239 году Химико отправила в империю Вэй посольство с довольно богатой данью, за что и получила от императора титул “вана всех Японцев”.
В четвертом веке государство Ямато сделало по настоящему большой шаг к созданию единой Японии, впрочем знаем мы о нем довольно мало. Китай в это время погряз в своих собственных междоусобицах и им резко стало не до заморских соседей.
Мы знаем что именно в это время начинает складываться адекватная феодальная система. Страной правит окими, что держит в руках и религиозную и светскую власть. Ему подчиняются региональные владыки, объединенные в дома удзи, согласно силе конкретного дома, окими определял их место в иерархии государства, выдавая титулы кабанэ.
Благодаря неспокойным временам в Китае, оттуда на острова перебралось довольно много беженцев, именно с их легкой руки в Японии прижилась иероглифическая письменность, появились новые способы обработки металла, инженерное дело и медицина. А в шестом веке ко двору Ямато были доставлены буддийские сутры и на островах появилась новая вера, которая правда вступит в конфликт с верой старой, что приведет к небольшой гражданской войне, в результате которой к власти пришел принц Сётоку. И это ознаменовало новую эру для японии, которую прозовут период Асука, продлившийся с 538 по 710 годы.
Принц оказался парнем довольно прозорливым и потому быстро смекнул, что ему бы не мешало и дальше двигаться к централизации и бюрократизации страны. И пример он само собой брал с Китая, откуда же еще то. В 600 году к китайскому императору Яню из династии Суй прибыла делегация от Сётоку, в этот раз не за подарками или титулами. Нет, в этот раз они приехали учиться. Спустя три года принц учредил в Японии систему двенадцати рангов, если совсем по простому, то это что-то вроде Петровского “Табеля о рангах”, т.е. каждому чиновнику присуждалася свой ранг, накладывающий определенные обязанности, но вместе с тем дарающий и права.
А в 604 году была издана “Конституция семнадцати статей”, согласно которой в стране устанавливалась централизованная монархия. Кроме того, там же устанавливались нормы, по которым должны трудиться чиновники. Теперь нужно было, чтобы статус монарха признали и за рубежом, ну и само собой принц вновь собрал посольство в Китай, куда же еще то. В 607 году японские дипломаты прибыли к императорскому двору, и передали ему письмо, которое начиналось так:
Сын Неба страны, где солнце всходит, пишет Сыну Неба страны, где солнце заходит. Как ваши дела?
По сути, Сётоку объявил себя равным самому Китайскому Императору. Династия Суй само собой посчитала это оскорбительным, но страна и без того страдающая от внутренних междоусобиц еще и вступила в войну с корейским государством Когурё и им нужен был союзник.
Скрепя сердцем китайцы таки признали за Сётоку право носить титул “Небесный монарх”. Он сохранился и по сей день, став частью имени японских императоров. Да теперь это словосочетание буквально так и переводят Император Японии.
Следующий важный шаг Япония сделали в 645 году, когда император Котоку издал указ о реформе, что получит название “Реформа Тайка”. Суть максимально проста и логична для нас сегодня, но в те дремучие времена не все так ясно было. Согласно реформе была огосударствлена вся земля и люди, то есть абсолютно все, что находиться на территории страны, принадлежит императору, а все люди являются его подданными.
Примерно в это же время впервые звучит и название страны “Ниппон”, ну или же Япония по нашему.
В 701 году вышел первый японский свод законов “Кодекс законов Тайхо”, его само собой во много списали у Китая. Там же подрезали и монетарную систему и уже в 708 году начали чеканить свою монету.
Но самым важным шагом стало издание в 743 году “Закона о вечной приватизации целины”, стимулирующий освоение новых земель подданными, но что в разы важнее, он разрешал существование частной собственности, при учете, что собственник будет платить в казну налоги. Этот закон станет миной замедленного действия, которая в будущем приведет к феодальной раздробленности. Впрочем, на этом этапе решение казалось идеальным. Мало того что подданные бесплатно осваивают новые земли, так они еще и приплачивают за это, ну мечта же.
Правда не пройдет и сорока лет, как последствия не заставят себя долго ждать. Быстро набирающие влияние аристократы и монастыри, получившие под себя землю и доходы с нее, начали подтачивать императорское влияние. Дошло до того, что 794 году император Камму, чтобы по факту сбежать от жрецов, переносит столицу в город Хэйан, ныне известный как Киото. Тут начался откат недавних реформ, земельные наделы теперь выдавали совсем уж в редких случаях, конечно, сильные монастыри и аристократы никуда не делись, но вроде как ситуацию удалось стабилизировать достигнув некоторого баланса.
Начал набирать силу кабинет министров при императоре, так что необходимость вникать во всякие мелочи у него отпала. И мало того, постепенно все важные должности при дворе начали занимать члены одного дома,- Фудзивара.
Они поставляли императору жен, став тем самым кровными родственниками, а в государственных делах, ну играли важную роль. Главы рода Фудзивара выступали в роли регентов при малолетних императорах, это называлось сэссё, а при взрослом же императоре играли роль кампаку, то есть главных советников. Этакий японский аналог визиря или канцлера.
Курс страны опять сместился от укрепления центральной власти, к делегированию полномочий на местах. Государство снова начало раздавать земли за налоги, причем теперь даже крестьянам. Правда для этих бедолаг налоговая ставка была наиболее высокой и родился хитрый способ систему обхитрить. Крестьяне брали землю у государства, а потом передавали ее в собственность местным аристократам и монастырям, фактически оставаясь ее владельцами, но налоговое ярмо становилось полегче. Из-за роста частных хозяйств императорский двор уже не мог справляться со сбором налогов по всей стране, благодаря чему в провинциях эту функцию переложили на местные власти. Таким образом позиции небольших провинциальных феодалов значительно усилились.
Как раз в это время и появляются самураи. До этого японская армия представляла из себя крестьянское ополчение, которое поднималось по приказу императора, теперь же, большую часть крестьян от службы освободили. А их место начали занимать разного размера землевладельцы и прочие представители местной знати. Пока что они представляли из себя что-то вроде региональных силовых структур и прежде всего гоняли разных бандитов и разбойников. Но как вы понимаете, если у вас есть своя земля, есть оружие, а у императора всего этого нет, то встает вопрос. А зачем ему служить?
И вот в 1159 году вспыхивает первая самурайская война. Схлестнулись между собой два крупнейших самурайских рода: Минамото и Тайра.
Сперва Тайра удалось одержать победу. Ссаными тряпками они выгнали представителей всех остальных домов из императорского дворца и установили единоличную диктатуру. Род процветал и богател, но было одно но. Свое положение они никак не легитимизировали, то есть вся их власть зиждилась на самурайских штыках, ну то есть катанах. А недовольство домом все росло и росло.
И уже 1185 году вспыхивает вторая битва между Тайра и Минамото, тут то уже победителями вышли Минамото, и в благородство играть не стали, и род Тайра был истреблен почти под корень. Однако после этого наглеть они не стали, в отличие от Тайра, которые все должности и земли втягивали под себя, Минамото действовали аккуратнее, постепенно заручаясь поддержкой все большего числа самураев. По итогам в 1192 году ему был дарован титул “Великого Сёгуна-покорителя варваров”, тут возникло первое чисто самурайское правительство,- сёгунат Камакура.
Таким образом в стране начинается время двоевластия, с одной стороны старая имперская администрация, с чиновниками и древней аристократией, что сидит в Киото, с другой же военно-самурайская в Камакуре. Работало оно все по довольно простому принципу господин-слуга. Сёгун гарантировал самураям неприкосновенность их прав на земли, а также за верную службу одаривал новыми, взамен они служили ему в правительстве и армии. Принцип максимально похож на банальный феодализм в средневековой Европе, или даже на ту систему что существовала у нас на Руси с боярскими родами.
Однако, ничто не вечно под луной и постепенно влияние дома Минамото падало, и сила Сёгуната вместе с ним. Тогда в 1333 году император Го-Дайго поднимает восстание, с целью восстановить единоличное императорское правление. Одним из самураев, что встал на сторону императора был Асикага Такаудзи, о нем чуть позднее.
И проимперским силам удалось развалить сёгунат, Го-Дайго вернулся в столицу, и это событие получило название реставрация Кэмму. Император тут же начал вводить старые порядки, что очень сильно не понравилось самураям, что совсем недавно стояли за августейшую особу.
Тогда, уже упомянутый мной Асикага Такаудзи поднимает восстание уже против своих недавних союзников, к нему тут же примыкают недовольные самураи. Им удалось взять столицу, однако император заблаговременно из нее смысля. Так началась новая гражданская война, между северными мятежными самураями и южными сторонниками императора.
В 1338 году Асикага принимает на себя титул сёгуна. Вот только под ногами у него горела земля, мало того, что страна расколота на две части, так еще и он сам то занял это место, оседлав волну недовольства, которое между прочим никуда не делось. То есть в целом, от нового самурайского восстания он не застрахован. Тогда он принял решение пойти на встречу дайме, так называли крупных самураев, у которых было больше земли и денег чем у остальных, и они могли позволить себе набирать других самураев на службу. Отныне, самые крупные из дайме получали титул сюго, это что-то вроде губернатора провинции. Такие вот местные власти забирали себе больше половины налогов с области, но при этом эти деньги должны были как бы не в карман им идти, а они были обязаны поддерживать малоземельных самураев, которые постоянно были на грани разорения.
И с одной стороны реформы можно считать успешными в том плане, что недовольство было погашено, и все больше и больше людей стекались под знамена северного сёгуната. С другой же стороны, региональные власти теперь максимально были оторваны от центра, так еще и получили себе много, лично им обязанных, хорошо обученных воинов. Ну то есть, как раз таки тех мелких землевладельцев, которым они как бы из своего кармана помогали.
Но так или иначе уже 1392 году, во время правления уже третьего сёгуна Асикага по имени Ёсимицу войну таки удалось закончить победой. Именно ему удалось провести реформы, устраняющие двоевластие. Теперь именно за правительством сёгуна были все реальные полномочия, императорский же двор оставался не более чем символом. С помощью своих советников и соратников Ёсимицу удалось даже поставить к ногтю губернаторов сюго, и казалось бы, ну вот. Государство пережило тяжелый раскол, теперь то наконец-то пришли мирные времена. Вот только стоило Ёсимицу умереть в 1467 году, как в стране наступил настоящий раскол. Эпоха воюющих провинций, или Сэнгоку Дзидай по японски.
И вот только тут, мы почти вплотную подбираемся к событиям игры, так что темпы повествования немного снизим, и начнем сильнее погружаться в детали и персоналии. Но прежде чем мы к этому делу перейдем, хотелось бы еще немного базы вам выдать, о настоящих самураях.
Фильмы, аниме и игры рисуют нам этаких благородных мечников, постоянно участвующих в зрелищных дуэлях на катанах. И тут равно как и с ковбоями почти все чистая выдумка, если не читали мой лонг про ковбоев, то рекомендую глянуть, он довольно хороший получился.
Самураи, это собственно говоря довольно классическое военно-феодальное сословие, аналог европейских рыцарей или же наших бояр. Впрочем, как раз таки к нашим боярам они ближе и будут, ибо рыцари прежде всего были ориентированы на копейный бой, в то время как бояре это была прежде всего стрелковая конница.
То же самое и с самураями, главное их оружие это лук и стрелы. А катана, ну это скорее оружие статусное и церемониальное, нежели реальное боевое. Конечно, порой приходилось сходиться с врагами лицом к лицу, и пускать в дело верный клинок, но такие ситуации скорее были исключением нежели правилом.
Таким же мифом является и история о том, что катана это невероятно крутой клинок, который буквально все может разрубать, и европейские клинки в сравнении с ним это хлам. На самом деле ситуация была ровно противоположная, а все потому, что в Японии были проблемы с ресурсами. У них никогда не было большого количества железа, для отлития хорошей стали, большая часть руды у них и вовсе была болотной, то есть самого отвратительного качества, что только можно представить.
И само собой, были мастера, что даже в таких условиях делали великолепные клинки, вот только это как правило были штучные заказы, в то же время, как в условном Толедо, знаменитые толедские клинки, которые качеством ничуть не уступали лучшим японским работам, производили в промышленных масштабах.
Но вернемся к эпохе воюющих провинций. После смерти Асикага Ёсимицу влияние сёгуната сошло на нет, абсолютной нормой становятся постоянные мятежи и бунты небольших местных даймё, против губернаторов. Постепенно именно они и становились лидерами своих регионов, где начинали строить личные небольшие государства. Они начали создавать собственные своды законов, один из самых известных региональных кодексов это “Косю хатто-но сидай” введенным Такедой Сингэном в родной провинции Кай.
И к слову о Такеде, вообще весь этот период стал таким концом героической самурайской эпохи, временем, когда между собой сражались настоящие боги войны. Чем то подобным для европейской культуры является Илиада Гомера, последняя война, где сами боги спускались с Олимпа, чтобы вступить в бой, где между собой скрещивали копья потомки Зевса и Аполлона.
В общем, период Сэнгоку Дзидай породил целую плеяду героев, про которых и по сей день пишут книги, делают игры, да и аниме само собой.
Но всех мы перечислять не будем, сосредоточившись на троих, что по итогам и смогли объединить Японию. Сейчас мы детальнее поговорим про Оду Нобунагу, Хидэёси Тоетоми и Иясу Токугаву.
И начнем мы с Оды Нобунаги, фигуры невероятного масштаба для своего времени, он и по сей день является пожалуй самой известной фигурой в истории Японии. Он же, к слову, играет немалую роль и в новом Ассасине.
Нобунага родился в семье Оды Нобухидэ, мелкого даймё из провинции Овари, в 1534 году. Дом Ода был далеко не самым значительным, так что лезть в драку за титул сёгуна, или за расширение своих владений Нобухидэ не стремился. Но в такие тяжелые времена, если ты слишком слаб чтобы самому лезть в драку, рано или поздно придут большие дяди, и подеруться с тобой через не хочу. Как раз таки отец Нобунаги так свою жизнь и провел, отбиваясь то от одной атаки, то от другой. Ну и к чести ему сказать, что по итогам то от всех он отбиться смог, что уже немалое достижение.
Нобунага был третьим сыном, однако при этом, первым рожденным от законной жены, так что по факту его сразу и определили в наследники. В два года его назначили хозяином замка Нагоя, где он и начал чудить. Ему всегда нравились странные вещи, а в голову ему приходили необычные идеи, за что его и прозвали “большим дураком из Овари”.
В 1551 году Нобухидэ умирает, и как и ожидалось, передает бразды правления Нобунаге. Вот только титул владыки дома оказался едва ли не чисто номинальным, ведь от молодого эксцентричного лорда, с сомнительной репутацией тут же отвернулось большинство вассалов. Отвернулись и ушли к его старшему брату Оде Нобуюки.
В 1556 году между братьями началась настоящая война, где и раскрылись таланты Нобунаги. Сперва он показал себя как хороший полководец, наголову разбив мятежников, а потом и как хороший политик. Сперва он пощадил своего брата и лидеров восстания, однако, когда до него дошли слухи, что Нобуюки не успокоился, молодой лидер клана Ода позвал его к себе в усадьбу, где того благополучно и угомонили, нанеся несколько колото-режущих ран.
Вроде бы с одним кризисом разобрались, но не долго музыка играла, в 1560 в Овари, земли клана Ода, если кто забыл, вторглась 25 тысячная армия Имагавы Ёсимото. В это же время армия Нобунаги едва 5 тысяч человек насчитывала. Буквально с лету Имагава отбивает себе приграничные крепости. Но глава клана Ода не растерялся и тут. Дождавшись, пока силы Имагавы встанут на отдых, он внезапно атаковал, пробиваясь прямо к лагерю, где изволил почивать сам Ёсимото. Войска противника, не ожидавшие такой наглости, в панике побежали. Усугубилось это еще и тем, что самого Ёсимото в этом хаосе зарубили.
Дом Имагава был сильно ослаблен и против него восстал один из бывших вассалов Токугава Иэясу из провинции Мино, о нем мы еще поговорим, будьте уверены. Повстанцы тут же заключили с Нобунагой союз и уже вместе доморщили остатки Имагавы.
Дальше Ода продолжит путь к объединению Японии, но вместо того чтобы перечислять всех его противников, и все победы что он одержал, лучше я просто поделюсь с вами секретами его успеха. Ну как вы уже могли понять он просто был толковым военачальником, крайне толковым, но этого мало.
Еще важной его чертой было то, что он оказался открыт ко всему новому и именно он, первый в Японии, начал внедрять огнестрельное оружие на регулярной основе.
Вообще португальцы прибыли к берегам Японии еще в 1543 году, они же привезли в Японию и огнестрельное оружие, а вместе с ним и христианство. К моменту совершеннолетия Нобунаги огнестрел уже был известен, и даже довольно таки распространен, но скорее на уровне диковинки.
Ну то есть у многих дайме, особенно из тех, что были побогаче была одна-две роты вооруженных аркебузами ребят, но какой то тактической пользы на поле боя они не создавали. А вот Нобунага сделал ставку на новомодный огнестрел и не прогадал.
И вот казалось бы, ну луки того времени по всем параметрам круче, они бьют дальше, бьют точнее, перезаряжаются быстрее, почему они по итогам проиграли бумпалкам? А тут все просто, вырастить профессионального лучника, это очень сложно. Как правило тех же самураев начинали обучать искусству стрельбы из лука примерно с пяти лет и таким образом где-то к пятнадцати, как раз когда военная служба и начиналась их можно было считать квалифицированными специалистами в этом деле.
А с аркебузой все просто, берешь первого попавшегося крестьянина, снимаешь его с работы на полях. Недельку заставляешь потренироваться как маршировать и как перезаряжать винтовку, ну и как в бою ее в сторону неприятеля направлять, целиться если что не нужно, все равно точность никакая. Готово. У вас на руках уже эффективная боевая единица. Поставьте сотню таких в шеренгу и заставьте их стрелять плюс минус в одно время, залпирования тогда еще не было, но какие-никакие тайминги соблюдать старались, и все, максимально простой рецепт победы. А если вдруг вы потерпите поражение и понесете потери, то ничего страшного, спешно мобилизуйте свежих работяг, а там уж бабы новых нарожают.
Собственно говоря именно поэтому военная наука тогда шагала не столько в сторону повышения качества войск, сколько в сторону массовости. Позднее ситуация начнет меняться, но пока что ситуация именно такая.
Кстати, раз уж заговорили о европейцах в Японии и о том, что Нобунага был открыт ко всему новому, он сам общался с португальцами впитывая их знания как губка.
Как раз таки от представителя ордена иезуитов Алессандро Валиньяно Нобунага получит себе в слуги чернокожего Ясуке, из-за которого у всех игрунчиков жесткая тряска началась, когда Ubisoft его одним из главных героев сделали.
На самом деле знаем мы про него не так уж и много. Попав на службу дому Ода, Ясуке освоил японский язык, и согласно записям исполнял обязанности оруженосца при Нобунаге. Ему была пожалована личная резиденция и даже право носить короткую церемониальную катану. В самураи его впрочем никто не производил, а после смерти Нобунаги, чернокожего оруженосца отправили обратно к иезуитам, там то его след и затерялся.
Но вернемся к объединению Японии. В 1568 году Нобунага захватывает Киото, после чего объединяет под собой всю центральную Японию. Против Оды создавали несколько коалиций, но никому так и не удалось одержать над ним верх.
Скорее всего, если бы лидером новой Японии стал именно Ода Нобунага, то страна пошла бы по совершенно иному пути, возможно, гораздо раньше вступив в промышленную эпоху и вступив на путь великой державы. Впрочем, этого мы так и не узнаем, ведь в 1582 году Нобунага остановиться в киотском храме Хонно-дзи.
Но один из его генералов Акэти Мицухидэ решил предать своего господина, он окружил храм и перебил всю стражу Оды, вынудив того совершить харакири.
Сразу после этого Мицухидэ объявил себя новым сёгуном, вот только долго этот праздник жизни не продлился. Другие два союзника и потенциальных приемника Нобунаги Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу прибыли в Киото, и сделали новому сёгуну секир-башка. Ну вернее он сам себе сделал, но под их суровым надзором.
После этого бремя объединителя Японии выпало нести Тоётоми Хидэёси, так что давайте о нем и поговорим.
Вообще это идеальный пример того, что даже при феодализме социальные лифты работают. Довольно редко, да, но зато чертовски метко. Родился Хидэёси в простой крестьянской семье в 1536 году и довольно быстро смекнул, что всю жизнь гнуть спину и сажать рис ему не очень то интересно. Вокруг ведь постоянные войны, столько всего происходит, а значит и способов подняться тоже должно хватать.
Он начал представляться как ронин Киносита Токитиро и в таком виде ему удалось попасть на службу к мелкому самураю Мацусите Нагоре. Кстати, фан факт, когда Тоётоми станет правителем Японии, он этого человека отблагодарит, да еще как, вручив несколько крупных титулов и владений.
После этого в 1554 году ему удалось попасть на службу к Оде Нобунаге в должности носителя сандалий. И тут нужно сделать, наверное, некоторое уточнение. Многие люди когда слышат что человек служит там главным королевским постельничим, говночерпием и прочее в таком духе, думают что это как то унизительно. Но на самом деле, это были очень престижные должности, потому что ты имел доступ к телу владыки, мог с ним перекинуться парой слов, просьбу какую озвучить и все в таком духе. Так что может быть чин носильщика сандалий и звучит так себе, но на деле это отличный потенциальный буст. Которым Тоётоми воспользовался на все сто.
Долгие десятилетия он воевал за Нобунагу, став, по сути, его правой рукой и одним из самых доверенных военачальников. И когда Акэти Мицухидэ предал Одну, именно Хидэёси смог успеть первым, и нанести подлецу поражение.
После этого его ждала борьба за власть, где главным конкурентом был Токугава Иэясу, который даже смог нанести Тоётоми несколько серьезных поражений. Правда экономическая и военная мощь, что стояла за плечами Хидэёси значительно превышала возможности не самого богатого Токугавы, и он подписал мир, после которого верно служил новому господину.
Затем начались долгие годы борьбы против местных феодалов за единство страны, и к 1590 году этой цели удалось достичь. Все кто отказался преклонить колени перед новым японским лидером были убиты, остальные же пошли к нему на службу.
И первая же вещь, которую Тоётоми сделал, как лидер страны это выпустил “Всеяпонский земельный кадастр”, согласно которому ликвидировалась система частной собственности на землю, все национализированные земли передавались крестьянам, которые должны были платить налог, который варьировался от плодородности полученных наделов.
Кроме того, начал решаться вопрос и излишков военной аристократии. За годы феодальной раздробленности разных самураев уж слишком много наплодилось, оно и неудивительно, работы то для них ого-го сколько было. Но сейчас, когда Япония начала входить в эпоху мира страна стала нуждаться в чиновниках и бюрократах. Так что ряд знатных домов, чуть ли не насильно разоружили и отправили на государственную службу.
Кроме того, при Хидэёси начались первые массовые гонения на христиан, в 1587 году он издает указ ,согласно которому все миссионеры должны покинуть страну восходящего солнца в течении двадцати дней. Видимо чтобы придать им ускорения, 26 миссионеров были подвергнуты жестоким пытками и распяты на крестах.
Ну и самое спорное деяние Тоётоми было продиктовано его непомерными амбициями, в 1592 году он задумал начать внешнюю экспансию. Изначально планировалось вторжение в Корею, после её покорения поход на Китай, а там глядишь и до Индии дойти получиться. В апреле этого же года в Корее высадился 160-тысячный самурайский экспедиционный корпус вооруженный по последнему слову техники. Оснащенный новейшими мушкетами и артиллерией. Уже в июне Корея капитулирует.
Однако, начать наступление в Китай не удаётся, потому что в тылах начинает орудовать партизанщина, постоянно нанося удары силам оккупантов. Кроме того, судя по всему и сам Тоётоми, который уже в возрасте был начал сдавать. Чуя скорую смерть, он собрал совет из пяти регентов, чтобы те помогли его сыну дожить до совершеннолетия, а потом помогали ему править.
Решение верное, ведь если бы регент был один, то скорее всего он сам бы попытался узурпировать власть. А так у руля оказывались пять людей, связанных взаимной ненавистью, которая очевидно должна помешать им объединиться, но в то же время все они друг друга опасаются, что в свою очередь должно помешать им самим какие то агрессивные действия предпринимать.
В 1598 году Тоётоми Хидэёси умирает, после чего следует борьба за власть, победителем из которой выйдет Иэясу Токугава. Давайте об этой, без преувеличения выдающейся личности и поговорим.
В отличие от Оды Нобунаги Иэясу сложно назвать гениальным полководцем, многие важные битвы в своей жизни он проиграл, но всегда адаптировался, вставал и снова включался в большую политику.
Родился он в 1543 году в небольшом самурайском доме Мацудайра. Все свое детство провел как политический заложник у дома Имагава, который являлся их сюзереном. Судя по всему там то он и научился терпению и смирению, качествам, которые потом ему очень помогут.
Как только представилась возможность он восстал против своих господ из дома Имагава, и заключил союз с Одой Нобунагой, о чем я уже рассказывал. После этого он равно как и Тоётоми Хидэёси будет воевать на стороне Нобунаги и станет вторым его доверенным лицом.
После смерти Нобунаги, он проиграл в политической борьбе Тоётоми, за что понес весьма своеобразное наказание. Ему были пожалованы обширные владения в регионе Канто, но взамен, он должен был отдать свою родовую вотчину.
В новых владениях его никто не знал, да и власть его признавать не спешили. Кроме того ,пусть эта область и была довольно обширна, но население в ней было не таким уж и густым, а инфраструктура оставляла желать лучшего. По сути все годы, которые он верно служил своему новому господину, Иэясу готовил себе почву, превращая свои новые земли в крайне развитую мощную экономическую базу.
Когда началась война в Корее, именно Токугаву планировали отправить главой экспедиционного корпуса, но от мобилизации ему удалось откосить, ловко прикрывшись целым ворохом внутренних причин. Потом он станет одним из пяти регентов, назначенных опекать малолетнего сына Тоётоми.
Дальше наступит долгий период интриг и подковерной политической борьбы, который был великолепно описан в книге Джеймса Клавелла “Сёгун”, очень сильно рекомендую к прочтению.
Ну или если читать вам не очень хочется, то можете глянуть великолепный сериал 2023 года выпуска. Еще, кстати, был сериал 1980 года, сегодня он смотрится несколько простовато, но свой вайб у него все равно есть, и мне он тоже нравиться.
Так или иначе все эти игрища приведут к тому, что в 1600 году Токугава встретиться со своим главным оппонентом Исидой Мицунари в битве при Сэкигахаре. В которой ему удалось одержать сокрушительную победу, пусть и не без некоторых интриг.
В 1603 году, пожилой уже Иэясу получает от императора титул сёгуна, и создает новую администрацию в городе Эдо (современный Токио, если кто не знал).
Времени на проведение какой то собственной политики у Токугавы оставалось не так уж и много, умрет он уже в 1616 году. Однако, кое что он все таки успел сделать.
Во первых, он продолжил, начатую еще Хидэёси Тоётоми политику разоружения самураев издав указ об “Охоте за мечами”. Причины опять же понятны, стране нужны были чиновники а не воины.
Но что гораздо важнее он заложил базу будущей изоляции Японии, сильно ограничив влияние Португальцев и Испанцев на территории страны. А потом и вовсе выдавив их. Вместо них торговлю с Японией теперь могла вести только Голландия, и то в очень ограниченном объеме.
Кроме того, началась борьба с христианством. Любые иностранные проповедники теперь могли быть казнены на месте, впрочем местным тоже доставалось, начались массовые казни и распятия верующих.
Иэясу, наконец то приведет Японию к довольно долгому миру, сёгунат дома Токугава простоит целых 250-лет. С одной стороны, за это время страна сможет полностью восстановиться от столетий междоусобных войн, нарастить высокий демографический потенциал, сохранив при этом свои традиции и обычаи. Вот только чем дальше двигалось время, тем сильнее, традиционалистско-изоляционный подход начинал показывать свои слабые стороны. Пока все крупные Европейские державы входили в промышленную эпоху, модернизировали свои армии и меняли сам уклад жизни, Япония оставалась довольно отсталой аграрной страной. Что очень сильно ей аукнется. Впрочем, об этом детальнее мы поговорим, если оно вам, конечно, интересно будет. И сделаем это в следующем лонге.
Думаю он будет называть “Реальный исторический контекст Rise of Ronin”, она вон совсем недавно получила порт на ПК и как раз рассказывает о нужном нам временном промежутке. Надеюсь что было интересно, если да, то ну можете поддержать выход моего следующего лонга подписавшись на меня на Boosty. Буду очень признателен. Всех благ. Пока.