Краткая история жанра хоррор
Сегодня, мне, совершенно нежданно и негаданно, захотелось поговорить о истории целого жанра. И здесь я постараюсь от самого его зарождения до почти наших дней пробежаться, при этом слишком сильно не вдаваясь в детали, чтобы не грузить вас лишней информацией. Поехали.
Для всех тех, кто не горит желанием читать много букв, традиционно предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
Есть такая игра Dredge, это что то вроде рыболовной аркады, с лавкрафтианскими вайбами. Для меня она знаете, как своеобразный анти стресс выступает, зашел, минуток двадцать поплавал, поудил рыбку, потом ее в инвентаре разместил как надо, продал и довольный вышел. Повторять раз в несколько дней, когда нужно или о чем то крепко подумать, или напротив проветрить голову.
Рассказал о ней одному моему приятелю, и он спросил меня, а что за жанр то хоть? И тут я, скажу честно, выпал в небольшой осадок. Ну то есть это точно аркада, но вот корректно ли будет сказать, что с элементами хоррора? А может и не элементами, а игру в целом как полноценный хоррор можно определить? Ведь когда ночами то тут плаваешь, жути она нагнать может.
Ладно, значит нужно определиться с тем, а что же мы вообще понимаем под жанром ужасов то, а будучи человеком очень конкретного склада ума, в поисках ответа я отправился в прошлое, чтобы через призму развития самого жанра, понять, что к нему можно относить, а что нет.
И давайте сразу оговоримся, это будет краткая, во многом довольно беглая история, я не стану глубоко вникать в разные направления и поджанры, ибо их такой вагон, что тут и целого дня не хватит все пересказать, я просто пройдусь по основным вехам, поговорим про людей, которые оставили свой весомый след и про культовые произведения. Надеюсь что будет интересно, поехали.
Вообще сам жанр можно сказать шел с человеческой цивилизацией рука об руку, и зародился где то на ее заре, глубоко врастая корнями в фольклор, религиозные традиции и само собой детские сказки.
С религией все просто, не не может человек пока что объяснить, почему молния бьет ему в дом, ну так это все злые боги или злые духи виноваты. И все в таком духе.
Тут кстати и прямую ветку к готическому роману можно пробросить, о них мы чуть позднее поговорим. Наверняка, многие из вас знают миф о Прометее, ну том самом который людям огонь подарил. Так вот, именно он вдохновил Мэри Шелли на создание Франкенштейна, в оригинале роман так и назывался “Франкенштейн, или Современный Прометей”.
Но вернемся к сказкам, очень сложно объяснить ребенку, что в лес ходить не нужно, потому что там опасно, хищники там всякие, да и банально потеряться всегда можно, тут то на помощь и приходят страшные истории о леших и прочих существах, что непослушных человеческих чад, заберут к себе с целью полакомится.
Простое и банальное: “не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок”. Отличный пример таких историй это Сказки братьев Гримм, если вы оригинальную их версию, без адаптаций под современных детей почитаете, то, ну они мягко говоря будут иметь довольно сильные элементы ужастика, не стесняясь разных жестких деталей.
Сами братья жили уже в XVIII веке, однако они были лишь собирателями немецкого фольклора, которому на тот момент уже черт знает сколько столетий было и он передавался из уст в уста.
Можно сказать, что жанр ужасов в это время хоть и существовал, но не носил развлекательного характера, а скорее был интегрирован в образовательно-познавательную человеческую деятельность как один из инструментов.
Мало ситуация меняется и в Средние века, люди по прежнему просто через страшилки пытаются растолковать явления, которые пока что не в силах осознать. Но вот уже тут закладываются некоторые сюжеты и тропы популярные по сей день, такие как истории про оборотней, ведьм и колдунов.
А вот о первых, чисто развлекательных произведениях, которые можно рассматривать как ужасы, мы можем говорить с появлением готического романа в XVIII веке. И первой ласточкой тут довелось стать Хорасу Уолполу с романом “Замок Отранто”.
Согласно сюжету, Отрантский князь Манфред находит своего сына мертвым. Того придавило, не пойми откуда взявшимся рыцарским шлемом, впрочем, это только завязка и дальше еще ряд мистических событий в старинном замке произойдет.
Но, и это важное но, мистика и ужасы тут это просто перчинка, в XVIII веке была мода на сентиментализм и потому во главе угла всегда были чувства и эмоции персонажей. Произведение было в штыки воспринято разными интеллектуалами, которые подвергли его жесткой критике ,а вот широкому читателю оно залетело на ура, породив по сути новый тренд. Спустя всего несколько лет выходят “Итальянец” Анны Рэдклифф и “Амбросио, или Монах” Мэтью Льюиса.
И тут вкину неожиданный фан-факт, наше все Александр Сергеевич Пушкин, пусть сам за готические романы и не брался, но отдавал им дань, как бы признавая их популярность. Некоторые из только что прозвучавших имен можно услышать в “Евгении Онегине”, которого не просто так многие считают целым срезом своей эпохи, и даже целая сцена сна Татьяны, была явно вдохновлена классическими готическими романами, добавляя тот самый легкий налет мистики.
XIX же век уже можно считать временем полноценного рождения жанра ужастиков. Многие авторы просто пытались как бы продолжать сложившуюся ранее традицию, иные же придумывали собственные пути. Думаю многим будет известно имя Эдгара Аллана По, который мало того что заложил формулу классического детектива и начал развивать готический роман в сторону психологического романа, не отказываясь при этом от легкого мистического налета.
Современникам он во многом запомнился именно как автор довольно пугающих повестей и рассказов, впрочем, если вы решите почитать его сегодня, то что то страшное найдете едва ли. Но почитать все равно стоит, сохранился он довольно таки неплохо.
В ином направлении начал копать Шеридан Ле Фаню. Вместо углубления в психологию, он напротив написал именно на мистическую составляющую, рассказывая о бестелесных призраках и духах.
Само собой он был далеко не один, именно в этом столетии сложились многие образы, что живут и по сей день. В 1818 году Мэри Шелли написала, уже упомянутого мною, “Франкенштейна”, в 1820 году из под пера Вашингтона Ирвинга вышла “Легенда о Сонной лощине”, подарившая нам образ Всадника без головы. А под закат века и вовсе вышли такие эпохальные вещи как: “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” от Роберта Луиса Стивенсона. Оскар Уайльд поражал всех “Портретом Дориана Грея” и “Кентервильским привидением”, а вишенкой на торте всего этого стал Брэм Стокер с его романом “Дракула”, породившим невероятный интерес к теме вампиров.
Опять же, современного читателя эту опусы напугают едва ли, за годы потребления разного контента мы стали уж слишком пресыщенными всяким разным, но интерес эти истории все равно вызывают и почитать их в целом вполне себе можно, особенно если есть сильное желание ознакомится с первоисточниками многих классических уже образов монстров и чудовищ.
А вот начиная с XX века все уже несколько сложнее, ибо тут жанр начинает разветвляться, помимо литературы зарождаеться кинематограф, который тут же начинает экранизировать многие упомянутые выше классические произведения, да и свои собственные истории придумывать. Параллельно с книгами рождаются и начинают набирать ход комиксы, ну а в последние десятилетия этого бурного столетия уже и любимые нами всеми видеоигры приходят.
Так что я предлагаю так, будем двигаться в порядке появления на свет, сперва доразберемся с литературой, потом перескочим на кинематограф, ну а закончим рассказ уже всеми нами любимыми видеоиграми.
И вот в XX веке уже случился настоящий бум жанра ужасов, да и литературы в целом, связанно это с тем, что стремительно выросла средняя грамотность населения, теперь почти все научились читать и писать. Соответственно на литературу вырос спрос, ведь количество читателей увеличилось, но и предложение тоже пошло вверх, ибо и количество писателей стремительно возрастало. Вместе с тем падал средний уровень качества, начали появляться ремесленники, которые кое-как лишь бы чаще и больше писали всякую ерунду для бульварных журналов.
Так что с громкими именами в первую половину века довольно таки сложно все, но несколько знаковых авторов ужастиков все же появилось. Во первых, само собой неповторимый и горячо мною любимый Говард Филипс Лавкрафт, который по сути взял психологизм из романов По, умножил его на невероятно интересную и самобытную мифологию древних хтонических богов и породил по сути новый поджанр, который пользуется популярностью и по сей день.
Я вот к его книгам и играм по мотивам возвращаюсь регулярно, ибо это прямо в меня попадание, всякие маньяки и призраки меня пугают мало, они не заставляют работать мое воображение, в то время как необъяснимая лавкрафтианская хтонь делает это отлично.
Если бы вам было более глубокий анализ творчества Говарда Филипса и того, какой след он оставил в современной медиа культуре послушать то пишите об этом в комментариях, я только рад буду сделать, что то подобное.
Но само собой не Лавкрафтом единым, почти в одно с ним время взошла звезда и другого мастера жанра, по имени Монтегю Родс Джеймс, и он уже явно опирался на рассказы о призраках Ле Фаню, ибо творил в том же жанре. У нас на СНГ просторах этот автор не очень известен, но за океаном, он пользовался, да и пользуется немалой популярностью.
Где то в 1950-х годах начала выходить комикс антология “Байки из склепа”, думаю все кто рос в 90-ые годы смотрели экранизации с одноименным названием.
Примерно в это же время, начинается заря нового большого направления ужастиков, вместо разных монстров и чудовищ фокус сместился на маньяков. Популярными темами для романов становился Джек-Потрошитель и другие фрики, типа Альберта Фиша.
Особенно тут я бы выделил книгу Роберта Блоха “Психо”, которая получит несколько киноадаптаций. Еще пожалуй выделил я бы и творчество Томаса Харриса, написавшего несколько книг про Ганнибала Лектора.
И вот мы уже подходим к современности, о которой я если позволите говорить не буду, ибо существует миллион поджанров, в каждом из которых пишут тысячи авторов и если я просто начну все это перечислять, то времени уйдет немало, да и смысла в этом большого нет. Думаю никто не будет спорить, что главной величиной жанра ужаса конца XX и начала XXI века является Стивен Кинг, этот любитель бокса умудрился написать столько хитов, что некоторыми на это и нескольких жизней не хватило бы. А уж какие по ним снимали великолепные фильмы…
К слову о фильмах. Давайте о кинематографе детальнее и поговорим.
И первые ужастики начали выходить сразу после зарождения кинематографа, еще Жорж Мельес, один из основоположников всей кинематографии, снимал хорроры. Сегодня это кино смотриться в лучшем случае смешно, в худшем же вообще не смотрибельно, но своего зрителя оно нашло. И закрутилось. В 1910 году вышла кинолента по мотивам романа Шелли и получила название “Франкенштейн”. Шла она всего 12 минут, но людям видимо понравилась.
В 1913 году в Германии сняли киноленту “Студент из Праги”, которую многие критики считают первым полноценным фильмом ужасов. И как ни странно на этом раннем этапе в фильмах ужасов первую скрипку играли именно немцы. В 1920 году Пауль Вегенер снял фильм “Голем”, тогда же вышла легендарная экранизация “Дракулы” Брэма Стокера под названием “Носферату. Симфония ужаса”. Режиссером ее выступил Фридрих Мурнау. Образ Дракулы из этого фильма крепко так сохранился в массовой культуре, думаю вы могли видеть или его, или отсылки на него не раз и не два.
Совсем недавно, горячо мною любимый, Роберт Эггерс снял ремейк этого фильма, под названием “Носферату” и на мой взгляд вышло очень круто.
В Российской империи первый фильм ужасов был снят аж в 1909 году и была это экранизация Гоголевского “Вия” от Василия Гончарова. В 1910 году от того же режиссера вышел фильм “В полночь на кладбище”.
В 1916 году Владислав Старевич еще раз переснял “Вия”. А после этого все. Война, революция и СССР, где ужасы вообще оказались не востребованы. Единственным фильмом этого жанра за почти сто лет стал еще один “Вий” 1967 года. И все, потом бум отечественных ужастиков пойдет только в 90-ые.
Но, разумеется, Голливуд глядя на успехи немцев не мог оставаться в стороне и с 30-ых годов первенство в жанре занимает студия Universal. Которая тут же открывает конвейер по отсъему классики. В 1931 году выходить уже американская экранизация “Дракулы”, сразу после этого еще один “Франкенштейн”. А чуть позднее экранизации и других классических произведений, типа “Мумии” или “Человека-невидимки”
Но как вы сами понимаете список готических романов не вечен, и уже к 40 годам этот конвейер докатился до кроссоверов, типа “Дракула встречает Франкенштейна” и все в таком духе. Звучит кринжово, смотрелось я думаю примерно так же, так что вся эта движуха в это время и заглохла.
В это время и другие студии пытались оседлать волну хайпа, та же Paramount собрала “Доктора Джекила и мистера Хайда”, а Warner Bros “Тайну музея восковых фигур”. Все эти фильмы сегодня едва ли можно порекомендовать, как хорроры они совсем не работают и могут разве что местами очень всратыми костюмами и гримом насмешить. Смотреть только тем, кто очень уж историей жанра интересуется и готов терпеть из чисто археологического интереса.
А вот в 50-ые годы фильмы наконец то начали обретать вполне себе адекватную и релевантную даже по сегодняшним меркам форму. Лично для меня главной звездой этого периода можно назвать Альфреда Хичкока, который пытался разыгрывать карту психологического ужаса. Главным его произведением этого периода можно считать само собой “Психо” 1960 года. Крайне рекомендую к просмотру.
Тут же зажглась и ярко засияла звезда Романа Полански, который тоже пытался подходить к жанру с неожиданной стороны, чаще играясь с около оккультными и мистическими темами.
Кроме того, технологии сделали шаг вперед, что позволило показывать в кадре более живых и пугающих монстров. И делать уже их главным драйвером всего процесса. В 1954 году, например, вышел самый первый фильм про Годзиллу, положивший начало крайне долгой франшизе.
Начали появляться хорроры про инопланетян, типа “Нечто из другого мира” 1951 года, а к концу 50-ых колесо сансары сделало новый оборот и на арену вышла британская студия Hammer Film Production, которая начала клепать вольные ремейки фильмов про монстров от Universal. Они сделали и своего “Дракулу” и “Мумию” и “Франкенштейна”. Упор в этих фильмах шел на более красивую и уже цветную картинку, плюс на эпатажные сцены с насилием и обнажённой.
В 70-ые жанр открыл для себя новую аудиторию. Молодых людей и подростков. Тут то индустрию и захлестнула волна слэшеров. “Техасская Резня Бензопилой”, “У холмов есть глаза” и пожалуй наиболее известный на постсоветском пространстве “Кошмар на улице вязов” порождение именно этого времени.
Примерно в это же время Джордж Ромеро показывает высший пилотаж с “Ночью живых мертвецов” и “Рассветом мертвецов” запустив тем самым еще один крайне популярный поджанр. И тут стоп. Чем дальше, тем больше будет появляться разных фильмов поджанров и громких имен.
В киноужасах есть куча поджанров и направлений, некоторые сегодня находятся в полумертвом состоянии, иные ушли в андерграунд, а фильмы про зомби, напротив стали попсой, и все чаще из ужастиков переезжают в некий поджанр боевиков.
Поэтому дальше лезть в этом направлении мы не будем, а просто сделаем скачек к другому, более интересному мне направлению жанра ужастиков.
Ну а теперь самая вкуснятина, то, ради чего я этот лонг и затевал. Давайте кратко и бегло рассмотрим историю видеоигровых ужастиков, и наконец то попробуем ответить на вопрос, какие игры мы к этому жанру отнести можем, а какие нет.
Когда игровая индустрия была молода, просто в силу технических ограничений делать хорроры было довольно сложно, впрочем разработчики пытались. Первопроходцем можно считать игру Haunted House 1972 года выпуска для консоли Magnavox Odyssey. В ней детективу нужно найти сокровище, спрятанное в доме полном привидений. Чтобы вы понимали, в ней даже графики как таковой не было. Поэтому изображение жуткого особняка наклеивалось прямо на экран телевизора. А игра подсвечивала разные объекты через прозрачную плёнку с цветными картинками. Сам же детектив выглядел, как большой белый квадрат.
В 1980 году Роберта и Кен Уильямс, в будущем именитые авторы квестов, выпустили Mystery House.
Главный герой оказывается заперт в большом особняке с другими персонажами. Ему предстоит изучать разные комнаты, искать спрятанные драгоценности, решать загадки и разобраться — кто убивает запертых с ним людей одного за другим. Управляется это все при помощи команд, что то похожее вы могли видеть в Kings Quest и ее продолжениях и ответвлениях от все той же четы Уильямсов.
В 1981 году выходит игра 3D Monster Maze. Главный герой бродит по лабиринту, ищет выход и старается спастись от тираннозавра. Главная фишка что в ней появилась, это механика преследования главного героя монстром.
Коль скоро мы говорим про дремучие времена, то и про текстовые квесты забывать не стоит. Вот, например, The Lurking Horror 1987 года текстовый хоррор для MS-DOS и Apple II. Сюжет рассказывает о студенте, который пытается закончить курсовую работу для университета. По дороге в учебный корпус он попадает в сильную снежную бурю. И это лишь начало его злоключений. Ему предстоит сражаться с демонами и зомби, разгадать загадку таинственного самоубийства на территории кампуса и сдать уже, наконец, свою курсовую.
Уже тогда начали появляться проекты паразиты, из тех, что ничего из себя не представляют, а просто выходят как дополнение к какому то фильму. Были попытки перенести в игровой формат фильмы “Пятница 13-е”, “Хэллоуин” и многие другие. Но не думаю, что о них есть смысл говорить.
Пожалуй еще из ранней эпохи хорроров хотелось бы отметить аркаду Splatterhouse 1988 года. Геймплейно то в ней ничего особенного не было, но вот картинка, она потрясала воображение. Добиться этого удалось благодаря тому что она выходила не на слабеньких консолях того времени, а на автоматах, с довольно мощным железом.
А вот где-то в 90-ые индустрия делает довольно стремительный рывок вперёд. Растут мощности игровых устройств, улучшается графика и углубляется механика. В какой то момент просто называть игру хоррором было уже мало, ибо это ни о чем не говорило. Ведь что условная The Suffering может считаться ужастиком, что в той же уже упомянутой мною Dredge есть их элементы. И тут жанр начал дробиться на кучи других поджанров.
Сурвайвал хоррор пожалуй, самый известный поджанр на сегодняшний день. Характерная его черта, это упор на выживание главного героя в условиях напряженной атмосферы и ограниченных ресурсов. Персонажи медленны и неповоротливы. Умирают крайне быстро и главное, у них всегда есть дефицит ресурсов, и если использовать их не достаточно расчетливо, то скорее всего до конца приключения вы не доберетесь.
Пожалуй первой игрой поджанра, что задала его рамки стала Alone in The Dark 1992 года. Сюжет тут явно вдохновлялся творчеством Лавкрафта, а геймплей уже включал в себя основные для всего жанра особенности, которые я только что и перечислял. Игра оказалась невероятным успехом и переросла в целую франшизу, которая сегодня, увы, скорее мертва чем жива.
Следующий вехой жанра стала Resident Evil 1996 года. Она довела формулу Alone in The Dark до совершенства, став по сути флагманом на долгие годы вперед. Едва ли мне есть смысл что то еще о ней рассказывать, серия жива и по сей день и я думаю что абсолютно все, кто играми интересуются, хоть раз да и пробовали в какую то из частей поиграть.
Ну и моим личным фаворитом всегда была серия Silent Hill. Японцы из Konami долго думали, как же конкурировать с Обителью зла. И придумали, взяв все те же классические для жанра геймплейные элементы, сдобрив их густой атмосферной и сильной историей за плечами. В то время как сюжеты Resident Evil всегда были максимально тупорылыми, с вирусами и обязательной детонацией всего и вся в конце, Тихий холм поднимал разные сложные темы, сдабривая это все метафоричностью происходящего. И после прохождения игры заставлял вас просто молча смотреть в монитор, осмысляя все то, что только что произошло. Ну и слушать при этом волшебную музыку Акиры Ямаоки само собой.
И на этом, с вашего позволения я от этого поджанра перейду к следующему. В нем были еще яркие представители, типа обожаемой мной серии The Evil Within. Просто эти игры кардинально ничего нового уже не привносили, а значит и исторического какого-то следа не оставили.
А вот что точно оставило след, так это опять Resident Evil с 4 по 6 части. Родитель всей серии Синдзи Миками просто решил перевернуть игру, и превратил сурвайвал-хорроры в новый поджанр, его я бы назвал экшен-хоррорами. Вместо постоянного напряжения игрока, нам накидывают адреналиновые схватки со всякой паранормальщиной как в The Suffering или инопланетянами как в Dead Space. Тут по прежнему не очень живучий герой, не так много патронов, а враги сильны и опасны. Но сама динамика сильно выше, герой мобильнее, а пугают чаще всего банальными скримерами. Здесь хочу передать привет Альме из серии F.E.A.R..
Поджанр подвергался и подвергается разным мутациям. Например, в 2008 году вышла Left 4 Dead, которая добавила к этому всему кооператив. И оно внезапно заработало, да еще как. Годы прошли а разработчики порой все стараются повторить этот успех, но получается у них мягко говоря так себе.
Но знаете что, я еще одну крайне важную веху для жанра упустил, и чтобы о ней вспомнить нам надо вернуться в прошлое, аккурат в 90-ые годы. Тогда рынок захлестнула волна FMV игр. Расшифровывается оно как full motion video, т.е. это проекты, снятые на камеру с живыми актерами, декорациями и прочими атрибутами настоящего кино.
Одним из первых таких проектов стала Night Trap 1992 года. Нам доставалась роль, охранника, следящего за камерами видеонаблюдения. Геймплея как такового не было, все что мы могли это переключаться между камерами и смотреть что на них происходит. Если мы видим как кто то оказывается в опасности, то нажимаем кнопку, что активирует систему охраны. Вот и все. Выглядит оно сегодня плохо, играться еще хуже, однако, это была первая ласточка, проложившая дорогу десяткам, если не сотням схожих проектов.
Но у FMV игр было и несколько иное направление развития. А именно квесты куда как бы вставили заранее отснятые модельки персонажей, совершающих разные действия. Кроме того частенько они прерывались разными киновставками. Самыми яркими представителями такого жанра я бы назвал Harvester 1996 года и Phantasmagoria 1995.
Первая поражала своей жестокостью, но веселила всратыми анимациями и отвратительной актерской игрой. Что, впрочем, не только не помешало, а будто бы даже и помогло игре стать культовой.
За вторую же отвечала уже известная нам Роберта Уильямс и это был настоящий квестовый блокбастер своего времени. Игра обошлась в 4 миллиона долларов, что по тем временам очень солидная сумма, и выглядела она отлично.
Что поразительно жанр жив и по сей день, например в 2022 году вышла Immortality, от авторов Silent Hill Shattered Memories. Геймплей в ней заключался в том, что нужно было из разрозненных записей собрать единую историю, сам не играл, но вроде бы это уже третья подобная игра, значит спросом они пользуются.
Некоторым развитием жанра можно считать популярное нынче интерактивное кино и тут флаг хорроров несет студия Supermassive Games, стартовавшая в 2015 году с Untill Dawn, да так и выдающая разного качества игры с завидной регулярностью. Опять же, сам в такое не особо играю, но хорошо что есть.
Ну и последняя большая и очень популярная подгруппа хорроров про которую бы мне хотелось рассказать, это небоевые игры. Сюда я закинул все, где мы не можем противостоять напирающим на нас опасностям, то есть это стелс-хорроры типа Amnesia, где от монстров нужно бежать и прятаться и простые симуляторы ходьбы, с легкими вайбами ужастика, типа Amnesia Machine of a Pig. И разные кооперативные забавы, типа Lethal Company и Phasmophobia, что сейчас пользуются нереальной популярностью.
Впрочем насчет последенй я немного погорячился, ведь заслуживает упоминания и реверсивный хоррор, то есть тот, где мы сами можем выступать в роли монстра. Первой игрой в этом жанре стала Техасская Резня Бензопилой от 1983 года. Игра была проста и примитивна, бегаем за маньяка и режем людей, за это дают очки. Примерно все, такая вот игра для настоящих социопатов.
Сейчас этот жанр, как мне кажется, полностью уехал в мультиплеер. Годами живет и здравствует Dead By Daylight, периодически всплывают разные ее убийцы, вроде той же недавней Техасской резни Бензопилой и уже закрытой Пятницы 13.
Я думаю, что мне далеко не все удалось перечислить, ведь игра в жанре очень много, тут я старался пробежаться по наиболее важным именно с исторической перспективы. Возможно, лет через десять, условную Phasmophobia тоже будут вспоминать как отца целого поджанра, и считать культовой игрой. Тут лишь время покажет.
Ну так вернемся к нашему изначальному вопросу то, можно ли считать Dreage хоррором, и вообще что мы можем к этому жанру причислить? И тут я скажу вам одну простую вещь никого не слушайте и не загоняйте себя в рамки. Если вам та или иная игра кажется страшной, значит конкретно для вас это хоррор. Если будучи малюткой вы увидели заставку ВИД, и теперь она сниться вам в кошмарах, можете считать, что посмотрели крайне страшную артхаусную короткометражку.
Играйте в то, что нравится лично вам, не оглядываясь на мнение окружающих.