Сокровище затерянного мира - воспоминание о "Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie" [лонг]

Так уж сложилось, что нередко видеоигры по фильмам – это поделки низкого качества без полноценного геймплея и самостоятельного сюжета. Особенно много таких видеоигр выходило в конце 90-х и первой половине 2000-х. Они не привносили ничего нового во вселенные своих франшиз, а служили скорее разновидностью мерчендайза или частью рекламной кампании. Почти всегда разработку подобных проектов передавали небольшим аутсорс-студиям, не имевшим достаточного опыта и ресурсов для выполнения сложной работы. В условиях ограничений по бюджету и срокам, у разработчиков почти не было шансов выпустить качественный продукт, поэтому игры получали крайне негативные отзывы игроков и критиков и служили скорее антирекламой.

Сокровище затерянного мира - воспоминание о "Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie" [лонг]

Но были и исключения. В некоторых случаях издатель решал выпустить полноценный проект, выделял на него приличный бюджет и серьёзно подходил к выбору студии-разработчика. Тогда процесс создания продукта уже мало чем отличался от работы над любой другой видеоигрой, не имевшей какого-либо первоисточника. У проекта появлялись все шансы стать бестселлером и даже произведением искусства.

Король Зверей

Сокровище затерянного мира - воспоминание о "Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie" [лонг]

К таким исключениям смело можно отнести Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie – видеоигру в жанре приключенческого экшена, выпущенную дочерней компанией Ubisoft – Ubisoft Montpellier(Юбисофт Монпелье) в ноябре 2005 года. Уже из названия видно, что эта игра была сделана по мотивам вышедшего в декабре того же года фильма Питера Джексона «Кинг Конг», который в свою очередь был ремейком оригинальной кинокартины 1933 года.

Сокровище затерянного мира - воспоминание о "Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie" [лонг]

Разработка игры велась параллельно с созданием фильма под личным контролем Питера Джексона. В качестве руководителя проекта был выбран французский геймдизайнер Мишель Ансель, уже успевший прославиться работой над серией игр в жанре платформер Rayman (на тот момент были выпущены три игры: оригинальный Rayman 1995 года, Rayman 2: The Great Escape 1999 года и Rayman Arena 2002 года). Кроме того, в момент, когда Ubisoft заказала Анселю демоверсию будущей игры про Кинг-Конга, он заканчивал работу над другим приключенческим экшеном Beyond Good & Evil, где он выступил режиссером, сценаристом и геймдизайнером.

Мишель Ансель
Мишель Ансель

Ансель представил Джексону проект будущей игры во время их первой встречи в январе 2004 года. По задумке игрок в ходе прохождения должен был управлять двумя разными героями, и геймплей за них должен был существенно различаться. Эта идея понравилась Джексону, и вскоре команда Анселя, включавшая продюсера Ксавье Пуа и сценариста Жака Эскертье, прибыла в Новую Зеландию, где шли съёмки фильма Джексона, чтобы в подробностях обсудить план и детали разработки видеоигры.

Питер Джексон даёт мастер-класс на Острове Черепа
Питер Джексон даёт мастер-класс на Острове Черепа

Джексон сразу же заявил, что всех героев игры должны озвучивать те же актёры, что исполняли их роли в фильме. Они же подарят им свою внешность, чтобы игра и фильм воспринимались как две части единой истории. Персонажами, которыми будет управлять игрок решили сделать человека – Джека Дрисколла (также главный герой фильма, его роль исполнил Эдриан Броуди) и непосредственно самого Кинг-Конга – огромную гориллу, обитающую на затерянном в Индийском океане Острове Черепа. Также было решено, что для улучшения эффекта погружения в игре не будет кат-сцен, а все происходящее игрок будет наблюдать исключительно «из глаз» персонажей. С той же целью разработчики приняли решение обойтись без прицела, индикаторов здоровья и боезапаса. По предложению Эскертье из игры также были вырезаны события, происходившие с героями до прибытия на остров, поэтому видеоигра стартует сразу с высадки на его берег.

После выхода игру ждал коммерческий успех: только за период с 2005 по 2006 было продано 4,5 миллиона копий. Peter Jackson’s King Kong понравилась и игрокам, и критикам. Единственным недостатком игры, на который часто жаловались, была её слишком короткая продолжительность.

Мир получил отличную игру в достаточно редком сеттинге, с разнообразным геймплеем, выдающейся на тот момент визуальной составляющей и голливудскими актёрами на главных ролях.

Лично для меня эта игра стала настоящим открытием. Я никак не мог предположить, что случайно замеченная мною на распродаже, она окажется настолько хороша, что со временем я буду с уверенностью называть её одной из лучших игр, в которые мне доводилось играть.

Шедевр в корзине для уценённых игр

Забавно, что своему знакомству и последующей любви к этой игре я обязан не громким именам в списке её авторов и не кличке короля всех зверей в её названии, а динозаврам. С детства я питал сильнейший интерес ко всему, что имело хотя бы косвенную связь с древними ящерами. Зная это, мои родители дарили мне огромное количество книг и энциклопедий, посвященных динозаврам, с красивыми подробными иллюстрациями. Ни один визит в книжный «Росмэн» не заканчивался без покупки чего-нибудь, имеющего отношение к гигантским рептилиям. Приблизительно в то же время стали выходить «Прогулки с динозаврами» в озвучке Николая Дроздова. Ах, какой это был восторг, выход каждой серии воспринимался как маленький праздник. Впоследствии я пересматривал их много раз, и каждый раз испытывал восхищение от того, как лиоплевродон внезапно выныривал из толщи воды, чтобы схватить не заметившего опасности эустрептоспондила, и не мог сдержать слёз, наблюдая за последними часами жизни старого орнитохейра, у которого больше не было сил, чтобы взмыть в небо вслед за своими сородичами. Последняя серия прогулок, где погибал мой любимец – тираннозавр рекс, и падение метеорита обрывало эру царствования динозавров на Земле, представлялся мне пересказом самых трагичных событий в истории вселенной. Ещё через некоторое время мне наконец разрешили посмотреть первую часть Парка юрского периода (первый раз с купюрами – моменты гибели героев перематывались). После его просмотра я захотел стать учёным, чтобы самостоятельно заняться поиском сохранившегося образца ДНК динозавров…

В общем, не было ничего удивительного в том, что, когда родители подарили мне на день рождения Sega MegaDrive, одной из двух игр, которые они купили в комплекте с приставкой, был Jurassic Park (а второй был «Чемпионат мира Найджела Мэнселла», мне она была не особо интересна, а вот отец с удовольствием сделал Мэнселла чемпионом Формулы-1 во второй раз).

Игра, естественно, мне очень понравилась, и когда появилась возможность, были докуплены другие части: Jurassic Park: Rampage Edition и The Lost World: Jurassic Park. Последняя также имела кооперативный режим (второй игрок играл со второго геймпада на том же устройстве), поэтому её мы проходили вместе с отцом.

После её прохождения присутствие динозавров в моей жизни в целом стало сходить на нет: книги были прочитаны, фильмы просмотрены, новых игр про динозавров не выходило. Про Dino Crisis я ничего не слышал, поскольку в тот момент у меня не было интернета, и всё новое о видеоиграх, я узнавал из журналов или передач по ТВ. С появлением персонального компьютера я стал вновь увлекаться видеоиграми и не раз задумывался о том, как было бы здорово, если бы кто-нибудь создал игру на подобие Jurassic Park с использованием современных на тот момент технологий. Но ничего подобного мне не попадалось до тех пор, пока в 2007 году я из любопытства не решил изучить содержимое корзины с уцененными видеоиграми в «Ашане». Моё внимание сразу же привлекла коробка с двумя картинками, иллюстрирующими геймплей неизвестной мне игры. На одной было изображено дуло Томми-гана, обращенное в сторону гигантского хищного динозавра, на другой – огромная обезьяна, крушившая что-то в джунглях. Я не мог поверить своим глазам, экшен с динозаврами, да ещё и от первого лица! Обезьяна же меня совсем не интересовала. Всё решил один динозавр.

Тот самый диск
Тот самый диск
Тот самый динозавр
Тот самый динозавр

Наконец непосредственно о самом Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie

Peter Jackson’s King Kong начинает радовать своей атмосферой с самого начала. Шторм, тучи, беспокойное море, корабль Venture не может подойти к ощетинившемуся скалами загадочному острову, боясь сесть на мель. Режиссер Карл Денэм (Джек Блэк), чьей идеей и было всё это путешествие, рвётся на берег, чтобы скорее приступить к съёмкам своего фильма в экзотических декорациях первозданной природы. Капитан Энглхорн (Томас Кречман) без особого воодушевления разрешает спустить на воду шлюпки, чтобы желающие смогли добраться до суши. Съёмочная группа отправляется в путь, для некоторых из её участников это приключение будет вовсе не долгим. Волны кидают лодки как щепки, скалы под натиском ураганного ветра осыпаются на головы незадачливых первопроходцев, немногие добираются до берега живыми. Сценарист Джек Дрисколл получает удар по голове и теряет сознание, но его успевают вовремя вытащить из воды. Первое, что он видит по пробуждению – прекрасную Энн Дэрроу (Наоми Уоттс), главную героиню будущего шедевра Денэма. Режиссер тоже тут, невзирая на неудачную высадку он полон решимости начать долгожданные съёмки. Его горящие энтузиазмом глаза уже ищут лучшее место среди скал, чтобы снять первые кадры. Это воодушевление не разделяет опытный моряк Бенджамин Хейз (Эван Парк), который считает, что единственное, о чём команда должна теперь думать, это как им вернуться живыми обратно на корабль. Не проходит и десяти минут, как герои делают первое удивительное открытие – ворота среди отвесных скал. На острове кроме них есть и другие люди! А ещё через несколько минут Остров Черепа демонстрирует своим гостям, что люди не единственные его обитатели. Из прибрежных пучин выходят огромные крабы, которые уже много лет считались вымершими во всём мире.

Прибытие на Остров Черепа
Прибытие на Остров Черепа

Я не смогу сходу назвать другую видеоигру, которая бы также хорошо передавала дух приключений, как это делает Peter Jackson’s King Kong. Она мастерски играет с восприятием игрока, заставляя его чувствовать тягу к неизведанному и в то же время свою хрупкость и беззащитность перед силами природы. По ходу игры вместе с Дрисколлом игрок преодолевает множество препятствий и испытаний: прорывается на остров сквозь скальные пещеры, кишащие огромными членистоногими, совершает побег из плена туземцев, поклоняющимися огромному зверю из джунглей, множество раз вступает в схватку с динозаврами и гигантскими летучими мышами, участвует в охоте на самого Кинг-Конга, и много другое. Делает он это всё не в одиночку, а вместе с другими членами команды Venture: Денэмом, Дэрроу, Энглхорном, Хейзом и его воспитанником Джимми (Джейми Белл). История разделяет, а затем снова сводит с ними Дрисколла при различных обстоятельствах в ходе его приключений. Как и в фильме каждый из героев отлично прописан, обладает собственным характером, бэкграундом и мотивацией к действию. Если Дрисколл всеми силами старается выбраться вместе с мисс Дэрроу живым с острова, то Денэм наотрез отказывается покидать его без сенсационного материала. Но, как говориться, люди предполагают, а остров располагает. Даже самые амбициозные планы ничто по сравнению с природной стихией и дикостью фауны, пережившей миллионы лет борьбы за выживание на изолированном участке суши. По крайней мере именно это заставляет чувствовать игра за Дрисколла. Но есть у этого произведения и совсем другая сторона – игра за Конга.

Тут нужно сказать разработчикам отдельное спасибо. Они буквально сделали две игры под одной обложкой. Управляя Конгом, игрок по-настоящему может ощутить себя королем зверей. Одним ударом он убивает обычных врагов, ломает преграды, сносит канатные переправы туземцев. Их копья и стрелы для него не более чем укус комара. Он может взбираться на отвесные скалы и перепрыгивать пропасти шириной в десятки метров. Отдельного упоминания достоен сегмент игры в Нью-Йорке, когда под управлением игрока Конг заберётся на шпиль Эмпайр-стейт-билдинг, ещё раз воспроизведя таким образом культовую сцену, с 1933 года многократно обыгрываемую в различных произведениях искусства.

Хочется отметить, что под конец игры Конг уже вовсе не воспринимается просто огромной обезьяной, обладающей чудовищной силой. Ещё на острове можно заметить эволюцию его отношений с мисс Дэрроу. Желание обладать необычным живым существом трансформируется в Конге в искреннюю привязанность и осознание её хрупкости и необходимости в защите. Конг неожиданно демонстрирует способность к эмпатии и дружбе. И как подобает настоящему другу, ради Дэрроу король зверей готов схлестнуться хоть с тираннозавром. Но в человеческом мире он уже не может защитить даже себя и вскоре становится жертвой, которую некому спасти.

"Это не самолёты. Это красота убила зверя"
"Это не самолёты. Это красота убила зверя"

Особенности геймплея

И хотя история Кинг-Конга ничуть не уступает истории Дрисколла, играть мне всё же больше понравилось за последнего. Разработчики хорошо поработали над геймплеем за человека и добавили в него много интересных деталей. В общих чертах он представляет собой шутер от первого лица. Главный герой перемещается из точки А в точку Б, отстреливая тварей, пытающихся его сожрать. Но патронов очень мало, ведь на острове огнестрела до прибытия Venture не было, поэтому в распоряжении Дрисколла только то, что Энглхорн скинет ему на парашюте со своего гидроплана. На каждом уровне мы находим несколько таких посылок в деревянных коробках. Внутри может быть пистолет, дробовик, пистолет-пулемёт Томпсона или снайперская винтовка. Поскольку счётчик патронов отсутствует, главный герой вслух озвучивает сколько патронов у него осталось, когда их количество подходит к концу. Патронов в игре всегда мало, поэтому часто придётся драться в рукопашную. Для этого в игре есть копья, факелы и кости динозавров. При необходимости их можно метнуть в противника, копья ко всему прочему можно также поджечь. Кроме огнестрела и колющего оружия, игрок может использовать против врагов внутриигровое окружение. Например, поджечь факелом траву, где укрылись жуки и многоножки, тогда она сгорит вместе с ними. С тем же успехом можно сбрасывать копьями в заросли ритуальные вазы с огнём. В ходе прохождения игрок несколько раз столкнётся с несложными головоломками, связанными с этой механикой. Ещё интереснее то, что одних врагов в игре можно приманивать трупами других. Так, многоножки сползутся к телу сбитой летучей мыши, а динозавр в свою очередь поспешит перекусить пришпиленной к земле копьём многоножкой. В условиях постоянной нехватки боеприпасов использование подобных механик может существенно облегчить прохождение. Вообще, благодаря большому количеству мрачных локаций, чудовищ и ограниченного количества ресурсов PeterJackson’s King Kong вполне можно отнести к представителям жанра survival-horror. Некоторые локации очень сложно пройти с первого раза, требуется понять сколько врагов впереди, и где каждый из них прячется. Впрочем, в игре есть система автоматической настройки сложности: если игрок не может пройти сегмент игры три раза подряд, то после четвёртой перезагрузки игра может убавить количество врагов на этой локации. Может произойти и обратное. Если игрок со свистом проходит один сегмент за другим, то игра с высокой долей вероятности увеличит или общее число врагов, или соотношение сильных и слабых противников. Всё вместе это делает прохождение более вариативным, насыщенным и интересным.

Помимо ранее упомянутых мною головоломок с огнём в игре также присутствуют сегменты, где требуется найти недостающую ручку от поворотного механизма ворот. Обычно её поиски сопряжены с некоторой опасностью, например, она может быть спрятана в логове сильного хищника. Такой приём уже много раз использовался в играх, вышедших позже Кинг-Конга, и сейчас подобное не может заинтересовать игроков. Но есть в игре и другие моменты, связанные с механизмом ворот, которые смотрятся забавными даже сейчас. Иногда игроку требуется прикрывать других персонажей пока они пытаются их открыть, в один из таких моментов в игре появляется тираннозавр рекс. В отличие от других врагов в игре, не считая Конга, его невозможно убить ни из какого оружия (прямо как в Jurassic Park). И единственный способом пережить встречу с ним – бегать по локации, не давая Тирексу съесть Дрисколла и других героев, пока они наконец не поднимут ворота. Пожалуй, это один из самых весёлых и запоминающихся для меня моментов в видеоиграх.

Сокровище затерянного мира - воспоминание о "Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie" [лонг]

Геймплей же за Конга запоминается не столько разнообразием, сколько своим масштабом. Тот же Тирекс для Конга уже равный противник, и игроку довольно часто выпадает шанс расквитаться с ним за то унижение, что он пережил из-за него, находясь в шкуре Дрисколла. Игра за Конга вообще может быть сложна не из-за врагов или босс-файтов, а из-за фиксированной камеры от третьего лица. Да, Конг управляется приблизительно как протагонисты старых хорроров со всеми вытекающими. Но кроме этого, у игры, пожалуй, невозможно найти серьёзных недостатков.

Несколько интересных фактов

В заключение хотелось бы рассказать о паре занимательных моментов, связанных с выходом этой игры.

Во-первых, её портировали почти на все актуальные в момент её выхода платформы. В их число вошли: Nintendo DS, Game Boy Advance, Xbox 360, Xbox, PlayStation 2, Windows, PSP и Nintendo GameCube. Ещё существовала Java-версия для мобильных телефонов, но это скорее была отдельная игра по фильму. Занимательным же является то, как эти версии отличаются друг от друга. Например, версии для PS-2, PS-3, PC, Xbox, Xbox 360 и GameCube различаются лишь качеством текстур и разрешением, в то время как в версии PSP отсутствуют напарники и некоторые геймплейные сегменты. В версии для Nintendo DS осталось ещё меньше геймплея, а графику подвергли такому даунгрейду, что в получившемся продукте едва можно узнать исходную игру. Самую интересную версию Кинг-Конга получил Game Boy Advance. В отличие от всех остальных у неё мультяшная пёстрая 2,5D графика с видом сверху, геймплейно же она скорее похожа на клон Зельды. Различия тут есть и в сюжете, так Энн Дэрроу в версии для Game Boy Advance туземцы похищают прямо с палубы Venture.

Во-вторых, у игры в отличие от фильма есть и хорошая концовка, где на помощь в борьбе с самолётами Кинг-Конгу прилетает гидроплан с Джеком и Энглхорном, и король зверей не только выживает, но ещё и благополучно возвращается обратно на свой родной Остров Черепа, а Энн позже прилетает проведать, всё ли у него в порядке.

Кинг-Конг рад вернуться домой после путешествия в Нью-Йорк
Кинг-Конг рад вернуться домой после путешествия в Нью-Йорк

Факт существования хорошей концовки поверг меня в шок, поскольку я узнал о нём только теперь, когда готовился к написанию данной статьи!

Итог

Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie является не толко исключительно хорошей игрой по фильму, но и в целом отличным примером того, какими должен быть приключенческий экшен с элементами хоррора на выживание. Несмотря на то, что с выхода этой видеоигры прошло уже почти 20 лет, она выглядит и играется намного лучше многих современных релизов. Вряд ли мы когда-нибудь увидим её ремейк или продолжение. Может, оно и к лучшему. Пусть она остаётся такой, какая есть, драгоценностью, затерянной среди других игр, как таинственный скалистый остров посреди бескрайнего океана.

Пост написан в рамках конкурса лонгридов "Операция по спасению Ubisoft" от автора Чёрная смерть

80
1
20 комментариев