Tom Clancy’s Splinter Cell: о таком не расскажут в новостях!
Пока мировые телеканалы транслируют официальные версии событий, пока новостные ленты пестрят громкими заголовками, а в сети множатся самые безумные теории, в сумраке наступающей ночи к своей цели неотступно шагает оперативный агент Третьего эшелона.
Это будет рассказ о том, как я знакомился с историей одного из самых известных мастеров скрытности в игровой индустрии, чем меня зацепили игры этой серии, почему продолжают радовать до сих пор, невзирая на почтенный возраст доброй половины франшизы, какая из частей понравилась больше всего, а какая оставила самые неоднозначные впечатления.
Удивительным образом история Сэма Фишера не отпускает меня, начиная с оригинальной игры 2002 года. И даже сегодня я могу запустить любимые части Splinter Cell и насладиться настоящими шедеврами Ubisoft.
ОПЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ:
РАСКОЛОТЫЕ ЯЧЕЙКИ
Всё началось в далеком 2003 году, в тот самый день, когда на Савеловском радиорынке был собран мой первый ПК, и толстый джевел-бокс на три CD-диска с лицензионной копией оригинальной Splinter Cell стал к нему приятным приложением.
Первое, что захватило меня — впечатляющая графика, которая даже по сегодняшним меркам смотрится очень и очень неплохо несмотря на, что минула почти четверть века. Уже тогда я заметил, что большое внимание в визуальной части уделено работе со светом и тенью. А учитывая, что большая часть игры проходит ночью, в сумерках, в тёмных помещениях и прочем скудным на освещение пространстве, картинка выглядела ближе всего к понятию «реализм» из всего, что я тогда видел в мире компьютерных игр. Ощущение от настолько «живой» картинки сложно передать сейчас, когда графика ААА проектов вышла на невероятный уровень. Но тогда это был настоящий «вау» эффект, который дополнительно усиливался благодаря великолепной работе со звуком. Шаги, смена снаряжения, захваты противников, перезарядка, лопнувшие лампочки, броски подручных предметов и прочие звуки окружения играют на атмосферу секретной операции лучше любого саундтрека. Чего стоит одно только включение прибора ночного видения, ставшего визитной карточкой серии.
Но самое большое впечатление произвёл реалистичный характер повествования и его органичное вплетение в игровой процесс.
Главный герой — оперативник Третьего эшелона Сэм Фишер, первый полевой агент подразделения Splinter Cell — решает проблемы больших игроков, в то время как мир трясёт от кризисов и скандалов. Вместе с ним вам предстоит оказаться буквально в самой гуще событий, которые при негативном исходе могут потрясти основы мировой стабильности. И каждый раз, преодолевая препятствия и вопреки всему выполняя поставленную задачу, вам предстоит мириться с тем, что никто кроме узкой группы «поставленных в известность» не узнает правды. Благодаря вставкам с выпусками новостей вы увидите, как выполненная задача, которая потребовала столько усилий, терпений и внимания от вас и от главного героя, моментально обрастает привычной оболочкой из формальных, ничего не значащих фраз, ссылок на «источники» и прочего официоза.
В то время я ещё не был искушён в компьютерных играх, и потому погружение в атмосферу было настолько глубоким, что первый Splinter Cell был пройден далеко не один раз.
Пара слов о главном герое игры. Сэм Фишер — профессиональный военный. Участник многих операций, начиная с 1980 года. Обладая опытом работы под прикрытием и солидным военным прошлым, в 2004 году Фишер становится первым подходящим кандидатом на зачисление в новое секретное подразделение Splinter Cell в рамках программы по «сбору разведывательной информации» под названием Третий эшелон. Уже к этому моменту Фишеру без малого 47 лет, что отражается на характере главного героя и его отношениях с другими участниками программы.
Буквально с первой игры мне пришёлся по душе данный персонаж, его харизма, узнаваемый стиль, который только подчёркивают удачно подобранные актёры на озвучке.
В английской версии свой голос Сэму Фишеру подарил великолепный Майкл Айронсайд, а в русском дубляже — не менее великолепный Валерий Сторожик. И на мой скромный взгляд, оба справились со своей работой на отлично!
ПАНДОРА БУДЕТ ВЫПУЩЕНА ЗАВТРА
Так получилось, что я не помню, проходил ли Pandora Tomorrow сразу после первой части. В воспоминаниях остались кадры из игры: джунгли, поезд из Парижа в Ниццу, джунгли, улочки Иерусалима, джунгли, подводная лодка, джунгли, джунгли, джунгли… Но играл ли я в неё сам или только смотрел прохождение урывками у друга, точно вспомнить сейчас не могу. По итогу полноценно закрывал я данный пробел намного позже. В один момент с другой игрой серии — Double Agent.
Примечательно, что обе части разрабатывала студия Ubisoft Shanghai, а не «главный офис», но узнал я об этом только при написании этого текста.
О самой же Pandora Tomorrow как об отдельной игре сказать что-то развёрнутое довольно трудно. Потому что во всех своих аспектах вторая часть серии повторяет оригинал за исключением сюжета и повествования, которые на мой взгляд были упрощены. С одной стороны, это играет на камерность проекта, с другой, игре не хватает времени раскрыться и показать все свои возможности.
И хотя выглядит и играется Pandora Tomorrow всё ещё довольно бодро, на что работает подтянутая картинка первой части, во время всего прохождения меня не отпускало ощущение вторичности. Как будто Pandora должна была стать дополнением — и весьма неплохим — к первой части, но никак не отдельной игрой.
ТЕОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО ХАОСА
Расцвет лучших идей, заложенных в оригинальной игре, и эталонный представитель жанра стелс!
Что можно сказать нового о Chaos Theory, которая является одной из лучших игр своего времени и чуть ли не лучшей частью всей серии? На мой субъективный взгляд, конечно. Хотя, я думаю, большинство ценителей Splinter Cell согласятся, что третья часть до сих пор остаётся наиболее проработанной в большинстве аспектов. Игровые механики, общий геймплей, сюжет, повествование и графика, звук в сумме выводят её на уверенное первое место. Не могу припомнить ни одного элемента Chaos Theory, который вызывал бы у меня какое-то неприятие и тогда, и сейчас.
Не буду вдаваться в подробности всех нововведений и изменений третьей части, но на одном аспекте остановится просто обязан. Это ближний бой, который практически отсутствовал в первых двух играх!
В Chaos Theory скрытное прохождение вышло на новый уровень. Сокращение эффективной дистанции между главным героем и противниками в совокупности с активным использованием приёмов рукопашного боя сильно добавило игре в зрелищности. Захваты исключительно со спины с последующим оглушением, которыми был ограничен ближний бой первых двух частей, наконец-то расширились благодаря широкому арсеналу новых приёмов.
Конечно, можно справедливо заметить, что с новыми механиками пострадал реализм, присущий первым частям. И я отдаю должное их хардкорности в этом аспекте. Но, начиная с Chaos Theory, использование любых спецсредств меркнет по зрелищности на фоне боевого ножа или боевых приёмов. Причём игра умело обыгрывает эти элементы геймлея, не переходя грань аутентичности и не скатываясь в фарс.
Вслед за геймплейными улучшениями на новый уровень вышло повествование, взявшее за основу и развившее некоторые сюжетные моменты оригинальный игры: «Коды Масса», конфликт между США, Японией, Южной Кореей, КНР и КНДР, бывшие сослуживцы Фишера, играющие свою игру, частные военные компании и т.д.
А познакомился я с этим шедевром практически на релизе. Эту часть я ждал, читал рецензии, искал на прилавках магазинов, торгующих дисками, и в один прекрасный момент стал обладателем лицензионного издания.
От игры я получил ровно то, что хотел, и она была пройдена залпом. Как будто делалась по моим личным запросам. До сих пор помню отдельные моменты геймлея и миссии, фразочки противников и едкие реплики главного героя. Именно эту часть я смело могу рекомендовать любому игроку, даже не знакомому с серией Splinter Cell. Один из лучших проектов Ubisoft на все времена! Но до любимой части всё-таки не дотягивает. Чуть-чуть!
СОМНЕНИЯ ДВОЙНОГО АГЕНТА
Как и писал ранее, Double Agent я проходил значительно позже остальных частей. Но даже на фоне более поздних игр четвёртая часть серии выглядит и играется очень приятно. На мой взгляд, именно с неё начался новый этап для франшизы, когда на первый план постепенно выходит личная история Сэма Фишера.
Более «человечный», включённый в процесс Фишер стал ещё более интересен мне как персонаж.
В отличие от прошлых операций, где Фишер был в основном инструментом в руках Третьего эшелона, новое задание, связанное с внедрением в преступную организацию, включало заметно большую степень его автономности. Полнота информации сменилась обрывочными сведениями, чёткие брифинги – необходимостью действовать, исходя из собственного понимания ситуации, руководствуясь главными целями операции и редкими вводными. В Double Agent главный герой вместе с игроком помещены в информационный вакуум, заполнять который предстоит по большей части самостоятельно.
Выполнение миссий осложняется тем, что помимо задач Третьего эшелона Фишеру предстоит выполнять и поручения новых нанимателей, что приводит к естественным противоречиям и последующим моральным дилеммам — быть раскрытым или переступить через себя ради выполнения основного задания.
Таким образом, игра вышла на новый уровень повествования, добавив критически важный элемент, которого лично мне так не хватало в прошлых частях для полного погружения, а именно самого главного героя: его мотивацию, оценку, решения и принятие их последствий.
Геймлейно четвёртая часть очень похожа на Chaos Theory. Double Agent продолжает развитие игровых механик, заложенных в предыдущем проекте, одновременно предлагая и кое-какие новшества: «обновлённое снаряжение» главного героя, приёмы боевых пловцов и прочие фишки.
ОСУЖДЕНИЕ ОТКОЛОВШЕЙСЯ ЯЧЕЙКИ
2011 год. Новый этап моей жизни. К этому моменту я уже окончил университет, успел полгода поработать продавцом в ныне несуществующем магазине цифровой техники, волею судеб умудрился найти работу по специальности и смог позволить себе новый компьютер. Как раз в это время меня и захватила Conviction, которая в момент релиза оставалась недоступна ввиду отсутствия адекватного железа.
Здесь нужно небольшое отступление, чтобы обрисовать контекст знакомства с пятой частью серии. За годы обучения в ВУЗе первый компьютер успел безнадёжно устареть и тянул в основном старенькие игрушки, поэтому в основном я проводил «компьютерное время» за просмотром фильмов. Благо с появлением в 2007 году безлимитного интернета стала доступна бескрайняя кинотека одного небезызвестного «зелёного магазина». Так вот, одним из самых запомнившихся кинопроектов того периода для меня стала трилогия о Джейсоне Борне, выходившая приблизительно в тот же период — с 2002 по 2007 гг.
И новая часть Splinter Cell, запущенная на новом железе, очень сильно напомнила мне именно историю о Джейсоне Борне. С той разницей, что главный герой не теряет память, но точно также по собственным причинам сопротивляется «системе», его же и породившей. Очень много параллелей можно найти между двумя проектами. Здесь и противостояние профессионала с его бывшими нанимателями, и столкновение личной истории главного героя с интересами больших игроков, и фактор неуловимого героя одиночки, которого преследует «вся королевская рать».
Игра не только продолжила развитие в сторону рассказа собственной истории Сэма Фишера, но и заметно усилила этот компонент. Сюжетная затравка Double Agent, связанная с подноготной Третьего эшелона, прошлыми решениями шефа организации и судьбой дочери главного героя, в Conviction раскрывается в полный рост, обрастая по пути заговорами внутри американских спецслужб, политическими разборками и прочим «грязным бельём», характерным для классических шпионских сюжетов.
Вслед за развитием повествования заметной переработке подверглась и непосредственно игровая составляющая. Конечно, игра всё так же опирается на скрытность, как основную механику, но сам игровой процесс стал более динамичным и разнообразным. Главному герою теперь даётся очень мало времени на принятие решений, так как отныне он сам себе штаб, аналитический центр, разведотряд и оперативная группа. Фишер вынужден действовать практически полностью в автономном режиме, полагаясь исключительно на свой опыт, знания и инстинкты, используя только то снаряжение, которое удастся найти в процессе, и доверия лишь очень небольшому кругу бывших коллег.
Благодаря обновлённому графическому и физическому движку отточенные в Chaos Theory и Double Agent боевые элементы геймлея заиграли новыми красками. Комбинирование ближнего боя, перестрелок и скрытности стало в разы удобнее и интуитивнее. Как и взаимодействие с окружением.
На фоне хрестоматийных представителей жанра стелс, к которым можно смело причислить первые три части, в Conviction знакомая игра предстала передо мной в совершенно новом свете.
Чего стоит одно только решение с включением элементов повествования и сюжета непосредственно в игровой процесс, когда задачи миссии, оперативные сведения и сюжетные ролики проецируются на вертикальные поверхности прямо перед игроком, буквально всплывая из уголков памяти главного героя.
В целом, как комплексное произведение именно Conviction остаётся для меня любимой частью. Даже несмотря на то, что объективно лучшей по всем параметрам я продолжаю считаю Chaos Theory.
Будто весь путь, который проделала серия до этого, был подготовкой, очень хорошо прописанной предысторией главного героя. И первые четыре игры действительно в полной мере раскрывают персонажа, его характер, образ мышления, особенности восприятия. Показывают не просто флешбеками, записками или дневниками, а непосредственно на примере проводимых Фишером операций.
В результате в ответственный момент жизни, продемонстрированный в Conviction, перед нами предстаёт персонаж с более чем понятной игроку мотивацией. За всё время службы в Третьем эшелоне Фишер значительно преобразился и внутренне перерос организацию, что и позволило ему в критический момент успешно сопротивляться и, в конечном счёте, одержать победу в этом поединке.
В то время пятая часть воспринималась, в том числе, и как логичное завершение серии. Оттого, наверное, и разочарование от знакомства с продолжением было таким сильным…
ВНЕСЁН В ЧЁРНЫЙ СПИСОК
Вот мы и подошли к завершающей — на данный момент — главе похождений Сэма Фишера, дружба с которой, увы, не задалась буквально с самого начала. Вот вроде бы всё на месте: сбалансированный геймлей, взявший лучшее из предыдущих игр, в целом неплохой сюжет, замешанный на противостоянии двух профи в лучших традициях шпионских боевиков, визуальный стиль, так полюбившейся мне в Conviction, разнообразие и свобода в выборе снаряжения, какого не было в серии прежде…
И тем не менее, осилил я Blacklist то ли с третьего, то ли с четвёртого раза. А разброс между попытками занимал по несколько лет. В итоге от первого запуска в 2013 году до завершения сюжетной кампании прошло без малого 10 лет.
Что интересно, кооперативная кампания была пройдена совместно с другом буквально на одном дыхании всё в том же 2013 году, но любая попытка вернуться в основной сюжет давалась очень тяжело. Для понимая, закончив игру в 2023 году и получив вместо финального ролика заглючивший экран, я даже не попытался перезапустить последнее сохранение и просто удалил игру. Самому себе я это объясняю негативно воспринятой концепцией возвращения главного героя к прежнему амплуа. Раскрытый с новой стороны и преображённый после событий Double Agent и Conviction Сэм Фишер ну никак не вяжется с тем, что было показано в Blacklist.
Если говорить объективно, то моё суждение — не более чем придирка или несоответствие ожиданиям, которым никто в студии Ubisoft, отвечавшей за шестую часть, не обязан был следовать. И я прекрасно понимаю тех, кто считает Blacklist отличной игрой. Но лично у меня так с ней и не сложилось. Кто знает, быть может когда-нибудь я вернусь к Splinter Cell и переосмыслю своё отношение к серии…
ФАНТОМ НА ГОРИЗОНТЕ
В 2021 году Ubisoft анонсировала возвращение к серии и её одновременный перезапуск в лице ремейка оригинальной игры 2002 года. Знаю, что в игровом сообществе мнение о ненужности ремейков имеет достаточно много сторонников. Да и самого меня далеко не всегда радуют анонсы очередного возвращения к «забытой классике». Но именно в отношении Splinter Cell новость была из разряда интересных. Возможно, причина в несостоявшейся «дружбе» с Blacklist и в том, что хочется иного, более понятного и логичного с моей точки зрения продолжения, даже если оно будет перезапуском.
Откровенно говоря, я не сильно удивлюсь, если Ubisoft в процессе занесёт настолько, что новый Сэм Фишер претерпит трансформации в полном соответствии с повесточкой, пока ещё актуальной в западном игропроме... Главное, чтобы это не стало единственной причиной перезапуска и по совместительству главной завязкой сюжета. А ещё очень не хотелось бы упрощения игровых механик и повествования. Серия прошла долгий путь от оригинальной игры до Conviction и заслуживает взрослого переосмысления, а не очередного проходняка на самую широкую аудиторию. Если не считать этих моментов, в остальном я как игрок и любитель серии готов к экспериментам с франшизой.