20 лет во «Власти Закона». Или настоящий олдскульный киберпанк.

Это история о том, как игровая индустрия начала 2000-х подарила мне игру, сформировавшую моё отношение к творчеству, фантастике, музыке, социальным процессам и многому другому. Игру, которая продолжает дарить положительные эмоции, оставаясь островком стабильности в быстро меняющемся мире. Ярчайший образец жанра киберпанк родом из России.

Музыка: Александр Sensorica Шукаев из саундтрека к «Власти Закона»

КИБЕРПАНК — ЭТО ДИАГНОЗ…

«…Пусть прячутся в чуланах старушки и старички, не верящие в электричество… Чулан спасёт их, не верящих в хаос, анархию и социальное неравенство. Они не узнают, что железная рука ведёт мир не в пропасть, а к спасению. И имя этой руке — власть закона»

— описание на обратной стороне джевел бокса с игрой.

Сейчас рекламный слоган звучит несколько наивно. Тем более на фоне свежих проектов в жанре. Но 20 лет назад на меня, не имевшего даже выхода в интернет и не представлявшего, что такое Киберпанк, это произвело впечатление.

Итак на дворе 2005 год. В кармане новенький нераспечатанный диск. Я иду домой, где меня ждёт мой первый компьютер и…

…РЕАЛЬНОСТЬ 4.13

Мир иного будущего. Мир корпораций и уличных банд, высоких технологий и социального дна, тотального контроля и неравенства, возведённого в абсолют.

Мир, где города растут ввысь, закрывая солнце и небо тем, кому не улыбнулась удача. Где люди разделены на классы и ползут по головам друг друга, в надежде оказаться выше, чем позволяет их социальное положение.

Мир, где сложно остаться наедине со своими мыслями. Где Реальность тянет отовсюду свои липкие щупальца. Мир, где невозможно принадлежать себе. Такая роскошь доступна немногим: избранным или отвергнутым Системой. Все остальные лишь клетки в её циклопических размеров нервной сети.

Ты можешь просто жить, можешь отрицать, сопротивляться и даже бороться. А можешь служить: Системе? Обществу? Людям? Закону? Выбирать только тебе. Для всех в этом мире уготована своя роль. Вопрос лишь в том, чей сценарий ты будешь отыгрывать каждый день.

Будни штурмовых отрядов H.T.P.D

«По итогам соревнования между подразделениями Управления общую победу одержала патрульная группа из Небесного Города НГ-16, не имевшая за время патрулирования ни одного инцидента в своём секторе. Среди групп, работавших в Верхнем Городе, первое место заняла группа ВГП-21, проведшая 12 задержаний. Среди групп, работавших в Нижнем городе, победила группа ПНГ-22. Данная группа имеет наименьший процент потерь среди групп, работающих в Нижнем Городе. За время соревнования группа потеряла всего 40% личного состава»

— диспетчер будничным тоном зачитывает объявление в здании Управления.

Ты — полицейский. Штатный сотрудник Полицейского Департамента Верхнего Города (H.T.P.D). Твоя работа — стоять на страже закона. Ты последняя надежда для отчаявшихся. Ты и есть закон! Но всё здесь имеет свои границы. Потому что закон пишут те, кто выше и сильнее.

В бурлящем котле Нижнего Города тебе — новоиспечённому сержанту полиции — предстоит собрать команду, принять первые вызовы и столкнуться с самыми тёмными сторонами работы полицейского департамента. Уличные банды, непокорные марсианские колонисты, отребье всех мастей — повседневность, рутина, привычный ритм улиц Нижнего Города. А за этим невзрачным фасадом кроются заговоры внутри департамента, коррупция, секретные расследования Службы Безопасности Системы, «вышедшие из под контроля» эксперименты и перманентная война, развернувшаяся в старых коммуникационных тоннелях под улицами городов, названия которых стёрло беспощадное время.

Обычная сцена в здании Управления: офицер-протоколист оформляет женщину с низкой социальной ответственностью, пока очередная патрульная группа пополняет снаряжение.
Обычная сцена в здании Управления: офицер-протоколист оформляет женщину с низкой социальной ответственностью, пока очередная патрульная группа пополняет снаряжение.

Редкие моменты передышек между заданиями патрульные и штурмовые группы H.T.P.D проводят в здании Управления. Брифинги, пополнение снаряжения и восстановление после тяжёлых рейдов по улицам Нижнего Города проходят под аккомпанемент переговоров отрядов, убывших на задания, объявлений диспетчера и сухих отчётов о потерях среди личного состава подразделений Управления.

Полиция в Реальности 4.13 призвана устранять массовые ошибки Системы жёсткой рукой закона. И если самое серьёзное нарушение закона в Небесном Городе — неоплаченная парковка ховера, то у нарушения с Нижнего Города всегда при себе аргумент крупного калибра да пара десятков сообщников на подхвате. Так что и устранять нарушение и восстанавливать закон предстоит особыми методами. Прибегнуть к грубой силе? Сослаться на право носителя высокого звания служителя закона? Договориться? Воспользоваться старинной истиной: «враг моего врага мой друг»? Решение за тобой. Но всегда помни о последствиях.

Винтики Системы

Хочешь выжить в этом мире? Научись пользоваться тем, что под рукой, и теми, кто под рукой.

В твоём распоряжении всё, чем Система считает целесообразным обеспечить полицейский департамент. На складах H.T.P.D можно найти привычное снаряжение и экспериментальные образцы, простейшую защитную экипировку и продвинутые штурмовые костюмы; проверенные годами решения и передовые технологии.

Кроме того, значок стража порядка позволяет «реквизировать» гражданскую технику, снаряжение, добытое бандами Синдиката, раритеты времён Марсианских войн, привезённые на Землю бывшими марсианскими колонистам, или получить в награду от агентов СБС опытные образцы из секретных лабораторий Системы.

«В мутном потоке человеческой массы они на секунду вырываются из общего течения яркими вспышками, оставляя яркие точки в памяти времен - герои и не очень... Кто-то сумел что-то сделать, а кто-то запомнился тем, что не сделал ничего, но все же запомнился. Те, кто действительно заметен в Реальности 4.13»

— цитата на портале Реальность 4.13

Как командир ты вправе набирать себе в группу и штатных сотрудников H.T.P.D, готовых разделить с тобой тяготы службы, и «свободных стрелков». Опытные служаки, не представляющие жизни вне Департамента, амбициозные офицеры, всеми доступными средствами пробивающие себе путь наверх, и даже молодые люди класса А, ищущие острых ощущений на кипящих событиями улицах Нижнего Города — потенциальные рекруты для твоей группы. Каждому найдётся место. Даже ветеранам Марсианских войн с «парой-тройкой» боевых имплантов…

Киберкрысы модели БиК. 14-й и 22-й. Всё, что осталось от легендарного Зообатальона после яркой, но непродолжительной кампании на Марсе.
Киберкрысы модели БиК. 14-й и 22-й. Всё, что осталось от легендарного Зообатальона после яркой, но непродолжительной кампании на Марсе.

Так, полагаясь на свои навыки, подчинённых и добытое снаряжение, тебе предстоит пройти путь от наивного выпускника академии до опытного командира. От одного трудного решения к другому. От высадке к высадке. От патруля к патрулю. От задания к заданию.

«Выполнена очередная миссия. Кто-то спасён. Кто-то погиб. Порой возникают мысли, что так может продолжаться бесконечно. Все эти миссии, новые бои. Может это всё зря? Но ведь кто-то должен делать эту работу… Так что завтра я проснусь, умоюсь и буду готова к новым свершениям. Закон один. Для всех», —

командующим локальными операциями офицер 4.15. Конец записи. Закрыть Реальность.
Официальный арт к игре
Официальный арт к игре

«HI TECH. LOW LIFE» КАК ПРИЗМА ВОСПРИЯТИЯ

А вот теперь дорогой читатель представь как этот мир, описанный выше, вся эта атмосфера, пульсирующая непривычной вывеской «КИБЕРПАНК», сваливается на голову молодого человека в 2005 году. Из «гаджетов»: кнопочный телефон, дисковый MP3 плеер, ПК на Pentium 4 и нет доступа к интернету.

Культурный шок! И желание впитывать этот мир и эту неповторимую атмосферу.

Но самое интересное началось примерно через год, когда я, переполненный вопросами, провёл себе интернет с «невероятной» скоростью в 256 Кбит/с и начал искать: Что такое «киберпанк»? Кто является его основоположниками? Какие произведения есть в этом жанре? И т.д.

И началось: «Сожжение Хром». «Нейромант». «Граф Ноль». «Мона Лиза Овердрайв». «Виртуальный свет». «Идору». «Все вечеринки завтрашнего дня». Сегодня названия классических произведений Уильяма Гибсона поднимают из глубин памяти калейдоскопы образов, навсегда врезавшихся в память. Взрослые сюжеты. Сложные вопросы. Многогранные персонажи.

Оригинальное издание заключительного тома «Трилогии Киберпространства» Уильяма Гибсона — знаковая часть моей небольшой книжной коллекции
Оригинальное издание заключительного тома «Трилогии Киберпространства» Уильяма Гибсона — знаковая часть моей небольшой книжной коллекции

Затем последовал черёд классики кинематографа в жанре киберпанк: «Бегущий по лезвию», «Отель «Новая роза», «Джонни-мнемоник», «Странные дни», «Нирвана», «Тринадцатый этаж»… Аниме: «Призрак в доспехах», «Сны оружия», «Эксперименты Лейн», «Армитаж III»… И, конечно же, игр: Deus Ex, System Shock, Syndicate, Shadowrun. К слову, так получилось, что о первой игре во вселенной Реальность 4.13 — «Код доступа: РАЙ» — я узнал уже после прохождения «Власти Закона». Поэтому и опыт моего знакомства с КДР происходил сквозь призму впечатлений, полученных от ВЗ.

Вот так и создавался мой собственный мир киберпанка, постепенно надстраивая новые этажи, переходы и ответвления к этому причудливому зданию из стекла, бетона, проводов и неоновых вывесок.

Сейчас я понимаю, что наибольшее влияние на меня оказали, наверное, произведения Уильяма Гибсона. Может быть потому что были осознанной попыткой познать жанр после первого неожиданного знакомства во «Власти Закона», может быть из-за глубины, прогрессивности и вневременного характера творчества отца киберпанка. Но суть в том, что киберпанк так или иначе прописался в моей голове, а пропуск туда выписала «Власть Закона». Она стала отправной точкой в этом путешествии и первой поставила передо мной такие характерные для жанра вопросы, как: смешение реального и виртуального, грань между ИИ и разумом, столкновение технологии и морали, ценность человеческой жизни, трансгуманизм, границы неприкосновенности личности и прочие.

А мир киберпанка, состоящий из антиутопий разной степени депрессивности, стал для меня спасительной оболочкой. Способом отстранённо воспринимать окружающий мир и происходящие в нём события и лишний раз не пропускать их через себя. Критическим слоем восприятия, который позволяет оставаться наблюдателем, а не участником.

Системные требования, сводящие олдскулы
Системные требования, сводящие олдскулы

БОРЬБА С МАШИНОЙ

Наверное прозвучит банально, но во многом именно «Власть Закона» помогла мне преодолеть техническую неуверенность перед КОМПЬЮТЕРОМ и в достаточной степени повысить уровень компьютерной грамотности. Для понимания: когда мне только-только купили первый ПК, за помощью в переустановке операционной системы и даже установке игр я обращался за помощью к «шарящим» друзьям.

Но шли годы, менялось железо, а в любимой игре оставались не пройденными сложные миссии и альтернативные сюжетные ветки. На смену Windows XP пришла Vista, которую вскоре сменила Windows 7. А вместо ПК на время учёбы в институте у меня появился ноутбук. Тем временем игра технически устаревала и в какой-то момент отсутствие нормальных патчей, понятное для игры достимовской эпохи, привело к логичному итогу.

Сначала с новыми операционками отказалась работать вшитая «система защиты от нелицензионного копирования» Starforce, что сделало запуск игры с лицензионного диска практически невозможным. К счастью «зелёный магазин» тогда был на подъёме и найти альтернативную версию любимый игры с «полеченным» старфорсом не составляло особого труда. Но счастье продлилось недолго, ибо и сама игра начала требовать к себе особого в техническом плане отношения в попытках установить её на новые системы. Начиная с вылетов и несовместимости графических драйверов, особенно в случае встроенной графики, и заканчивая железным отказом запускаться.

Но желание иметь любимую игру на компьютере в рабочем состоянии каждый раз пересиливало, а потому приходилось разбираться, искать редкие решения в интернете, импровизировать и параллельно повышать свою грамотность в этом вопросе.

Благо 22 июля 2015 года для живущих в Реальности 4.13 произошло важное событие — появился ремастер «Власти Закона», оптимизированный под запуск на современных системах, и былые трудности с установкой и запуском любимой игры ушли в прошлое.

Как мне тогда казалось…

Но так получилось, что в период с 2017 по 2019 гг. я остался без полноценного ПК с одним лишь 11-дюймовый MacBook Air 2013 года выпуска. Не спрашивайте, почему и как. На то были свои причины. Суть в том, что версии игры под Mac OS не было, а поностальгировать временами хотелось. Логичным выходом была установка Windows на MacBook второй системой, но это бы отъело и без того небольшой объём дискового пространства, ограниченного 128 гигабайтами. В качестве альтернативы на просторах интернета было найдено решение — WineSkin — оболочка для запуска Windows приложений на Mac OS.Наверное кто-то скажет, что это элементарно, но тогда для меня это был настоящий вызов. Честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю, каким образом мне удалось заставить работать эту оболочку, но в какой-то момент я нашёл верный порядок установки и настройки, и «Власть Закона» запустилась! К слову, благодаря этому личному «достижению» в период вынужденного маководства я впервые прошёл оригинальную Diablo, наслаждался традиционным Max Payne в новогодние праздники и впервые попробовал, что из себя представляет глобальный мод для Fallout 2 — Restoration Project. И всё благодаря «Власти Закона».

Тот самый MacBook, к слову, до сих пор в строю несмотря на почтенный возраст и помогает мне с текстами
Тот самый MacBook, к слову, до сих пор в строю несмотря на почтенный возраст и помогает мне с текстами

В 2019 году я вернулся в ПК-гейминг с приобретением «игрового» ноутбука, а не так давно и вовсе собрал новенький ПК, так что технические проблемы с запуском «Власти Закона», надеюсь, ушли в прошлое.

По итогу, хочу сказать, что приобретённые в процессе навыки (в основном грамотного поиска решений в интернете...) оказались весьма кстати, так как помогают самостоятельно решать многие технические вопросы и дома, и на работе. А около года назад волею судеб меня из гуманитарной сферы занесло в сферу создания видеоконтента, и я безмерно благодарен и любви к компьютерным играм вообще, и «Власти Закона» в частности за достаточную подкованность в теме.

МУЗЫКА РЕАЛЬНОСТИ

Я не уверен, что оказало на меня определяющее влияние в этой связке: атмосфера «Власти Закона» или её саундтрек. И до сих пор не могу найти внятный ответ на вопрос, почему музыка Александра Sensorica Шукаева так запала в душу. В одном уверен на сто процентов, без него вселенная Реальности 4.13 была бы неполной, а мир киберпанка для меня — совершенно иным. И в отношении работы, проделанной автором во «Власти Закона», я абсолютно субъективно! предвзято! и самоуверенно! могу сказать — это один из лучших саундтреков, которые я слышал.

Надо ли говорить, что с первого запуска ВЗ творчество Александра Шукаева стало для меня добрым спутником и поселилось во всех плеерах, телефонах, а на данный момент и в облачных сервисах. Это личный универсальный способ концентрации и расслабления в одном флаконе.

Самое малое, что я могу сделать в благодарность великолепному автору, это посоветовать его личный сайт, где можно ознакомиться с его творчеством:

В НАДЕЖДЕ НА БУДУЩЕЕ

В заключение хочу выразить огромную благодарность всем причастным к созданию «Власти Закона» и «Кода доступа: РАЙ», команде Mist Land и студии CatsWhoPlay, которая пересобрала под новым названием разработчиков любимой игры. Я очень надеюсь, что они не оставляют планов на новые проекты во вселенной Реальности 4.13. Потому что будет чертовски здорово через два десятка лет увидеть этот знакомый мир, окунуться в эту неповторимую атмосферу и сказать: «Я был там, 20 лет назад, когда зарождался российский киберпанк…»

И ещё немного кадров ВЗ на закуску
100
1
1
7
2
23 комментария

Спасибо. Как раз изучаю это чудо народного творчества ;)

1

Пересборку от 2015 года бесплатно разрабы раздают, узнал про это в зеленом магазине
http://www.reality413.com/index.php/home/news/316-vlast-zakona-zolotaya-kollektsiya-remaster

8

Там англ версия, плюс без длс, ну такое

2

Ну всё, пошел игру качать

4

Нравится мне отечественный геймдев тех лет, из-за постоянных экспериментов с жанрами, стилистикой и тд.

3