«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

История о том, куда может привести дорога из увлечений, зависимостей и желаний. А ещё попытка ответить на вопрос о месте видеоигр в личностном развитии.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Робко поднимаясь из-за горизонта, солнце только-только показывает на небосводе ещё холодные лучи. Где-то вдалеке подают голос первые весенние птицы, отзываясь в унисон одной общей мелодии, смысл которой известен только наступающему дню.

По улице бродят всего пару прохожих, то ли решивших встретить новое число на календаре вне родных стен, то ли со вчера вовсе не заходивших домой. Их можно увидеть в окне. Я наблюдаю за ними какое-то время, но затем внимание перехватывает зевающая и потягивающаяся после сна кошка, уютно устроившаяся на подоконнике. На часах ровно 6:00.

Умиротворённое утро субботы бережно забирает бразды правления у заканчивающейся ночи пятницы.

Я закрываю глаза, делая глубокий вдох. Вокруг тихо и спокойно. Слышно лишь, как в соседней комнате слегка похрапывает папа. Ну и компьютерное кресло иногда скрипит, без угрызений совести выдавая моё тактическое местоположение. И всё равно я знаю, что родители будут спать ещё часа три. А это значит одно — перед тем как вступить в реальный мир нового дня с его бесконечными уроками, уборками, дополнительными кружками, походами по магазинам и прочими не всегда весёлыми вещами, я смогу побывать сразу в нескольких красочных виртуальных мирах, где от меня ждут не меньше, но при этом обязательно дают больше.

Открываю глаза. Кнопка запуска домашнего ПК уже нажата. Путешествие начинается.

Если интересна песня: Asking Alexandria — A Lesson Never Learned

Видеоигры — штука довольно уникальная. Это удивительный медиа продукт, находящийся на стыке... всего. Согласен, что высказывание может прозвучать слишком самоуверенно, дерзко и необоснованно, но, пожалуй, только видеоигры могут подарить человеку ту степень свободы, к которой он стремится в пространстве не только вымышленном, но и настоящем. В этом плане игры расширили границы достижений, взятых, например, тем же кинематографом.

Вторя любой другой форме искусства, видеоигры могут как давать, так и забирать. Они могут стать как чудесной, простите, игровой площадкой для развития, так и разукрашенной деревянной виселицей, забирающей с собой людей, слишком далеко вступивших в зависимость от выдуманных миров.

В этом материале попытаюсь подробно проанализировать что конкретно смогли дать мне видеоигры и как они повлияли на мою жизнь. Расскажу интересные случаи из личного игрового опыта, порассуждаю о любимых сериях и их отдельных представителях, поностальгирую и подумаю о том, что ждёт впереди! Надеюсь, что к концу текста, в первую очередь сам для себя, смогу ответить на вопрос, что мне ближе: площадка или виселица?

Приятного чтения!

Текст написан в рамках конкурса «Игры, меняющие жизнь»

Для удобства ориентирования по тексту предлагаю воспользоваться содержанием.

Примерное время чтения — 30-40 минут

Содержание

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Компьютер включается... впервые

Это безусловно было. Во сколько, как, где и при каких обстоятельствах — не скажет никто, включая меня самого. Но когда-то я впервые в жизни включил компьютер и запустил на нём свою самую первую игру.

Уверен, что тот малец, нажавший кнопку на системном блоке и щёлкнувший по уже давно забытому ярлыку, был несказанно счастлив оказаться в завораживающем мире по ту сторону экрана. Он был под огромным впечатлением и, вероятно, думал о полученном опыте всю следующую неделю. Конечно, вряд ли он мыслил подобными словосочетаниями, а поэтому вся эйфория от пережитого виртуального приключения в голове начинающего геймера скорее всего описывалась невинным: «Блин, прикольно!».

У многих от звука точно сердечко ёкнет

И ведь правда прикольно! А как ещё назвать что-то, с чем ты в жизни ещё никогда не сталкивался, когда тебе нет и десяти лет?

В столь юном возрасте интерес вызывает практически всё: от того как работает соковыжималка, почему небо голубое и играют ли ребята в футбол в соседнем дворе по пятницам до любых продуктов, которые тебе даёт медиа культура... или обычный магазин.

Например, совсем мелким я сходил с ума по трубочкам для молока с различными ароматизаторами. Знаете, которые способны менять вкус напитка, если используешь их по назначению. Бросил одну такую в стакан и вот перед тобой уже настоящий (почти) молочный коктейль со вкусом клубники. Я прекрасно понимал то, как работает магическая трубочка, но это не отменяло величайшего детского восторга от изящности, эффективности и крутости идеи!

Не могу сказать дорого это или нет, так как последний раз подобное покупал лет двадцать назад 
Не могу сказать дорого это или нет, так как последний раз подобное покупал лет двадцать назад 

Так и со всем остальным. Ещё не затуманенный и не придавленный хлопотами взрослой жизни мозг смотрит на мир более открыто, позволяя сознанию растворяться в красоте простых вещей.

Нетрудно представить, какой знаковой находкой и каким приятным шоком для меня оказались видеоигры, если даже молочные трубочки удивляли и приводили в восторг.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Я не очень хорошо помню, какая игра стала для меня первой. Как и не смогу назвать конкретный момент знакомства с этим видом развлечений. Однако со ста процентной уверенностью готов сказать, что счастлив, что когда-то на дороге моей жизни повстречалось кафе, поверх вывески над которым аккуратно было выведено одно простое слово — «Видеоигры». С тех пор я завсегдатай этого чудесного заведения.

Если позволите, поначалу я был совершенно непривередливым посетителем и заказывал первое, на что падал взгляд в меню. Да что уж там, более того, за меня выбор обычно делали обстоятельства, окружение и может быть даже рок судьбы. Счета, очевидно, оставались за ними же.

Одно из первых воспоминаний — игра в Super Mario Bros. на Nintendo Entertainment System (NES). Это блюдо мне порекомендовала подружка, жившая в соседнем подъезде. Пару раз за наше непродолжительное общение мы ходили к ней домой, чтобы сидя в гостиной перед телевизором побегать в «ту игру про водопроводчика, где ещё кирпичи в воздухе висят и трубы зелёные». Мне тогда было примерно лет пять.

Но был ли Mario самой первой игрой? Не уверен. Дома у родителей в тот период стояла Dendi Junior. Правда, о приставке только и помню, что родители дали её друзьям на время, а те так её и не вернули.

Играть в «Марио» мне очень нравилось, но игру так и не прошёл — дружить с хозяйкой перестали  

Следующие несколько позиций из видеоигрового меню я попробовал благодаря отцу. Что интересно, вторя традициям самых дорогих ресторанов, перед подачей основного блюда был рад разогнать аппетит аперитивом. В качестве которого, к слову, выступил Microsoft Word — классический текстовый редактор, где нужно буквы на листочке набирать.

А я и набирал. Причём с таким удовольствием, что нарочно не придумаешь. Будучи юным, только начинающим покорителем компьютерных систем, даже хаотичное тыканье кнопок на клавиатуре казалось высшей точкой виртуальных развлечений. Заходя после школы к папе на работу, я мог час к ряду сидеть в word-файле, набирая строчки текста, состоящего из случайного набора символов. Любознательный детский ум не видел в этом никаких странностей. Буквы — тоже игра!

Literally me каждый раз у бати на работе

Настоящее знакомство с настоящими играми случилось чуть позже. На рабочем компьютере отца в офисе почему-то находились Arkanoid и, что ещё интереснее, Warcraft III: Reign of Chaos.

Пожалуй, если понадобится сказать о каком-то конкретном моменте, когда игры стали неотъемлемой частью моей жизни, я вспомню именно тот день, которым, в очередной раз оказавшись за столом в кожаном кресле адвокатского офиса, вместо иконки Word'a я щёлкнул по иконке с изображением свирепого зелёного орка.

В тот день всего два заманчивых ярлыка со старенького компьютера с «пузатым» монитором подарили мне билет к тысячам разнообразных миров и приключений. Хоть я этого ещё не осознавал

Arkanoid, 1986 год

А дальше была вполне типичная история о зарождении и укреплении хобби в череде повседневности — больше, чаще, лучше. Больше проявлял интереса, чаще стал играть, да и игры со временем становились всё лучше.

Долгое время домашнего компьютера в семье у нас не было, поэтому все мои игровые сессии ограничивались или офисом папы, или квартирой двоюродного брата, или специализированными журналами, рассматривая скриншоты со страниц которых я представлял как прохожу игры с обложки.

На компьютере брата играл куда реже, чем на компьютере отца. Всё потому, что его квартира находилась за полторы тысячи километров от моей, Это определённо вносило ощутимые коррективы в перерывы между контрольными точками. Соответственно играть с Андрюхой — именно так зовут брата — мог только пару недель в течение лета пока находился в гостях у бабушки и дедушки в Волгограде.

Именно Андрей повлиял на формирование моих игровых вкусов. Я всегда прислушивался к тому, что советует старший брат. Повторял за ним и старался стать лучше, даже если это значило просто набрать больше очков в какой-нибудь аркаде.

В то время игры давали мне твёрдый фундамент для укрепления отношений с отцом и братом, чему я был бесконечно счастлив

Более подробно о том, как видеоигры стали неотъемлемой частью моей жизни вы можете почитать в соответствующей статье:

Когда стал чуть постарше и когда в моей комнате наконец появился личный ПК, мир видеоигр заиграл совершенно иными красками. Я мог играть днями напролёт. Особенно в периоды школьных каникул. Однажды не вставал из-за компа в течение часов двенадцати, отвлекаясь только на естественные минутные нужды. Даже считал это достижением! Пути детского сознания неисповедимы.

Несмотря на колоссальные по меркам сегодняшнего дня объёмы «задроства», уже тогда, помимо простой беготни по уровням, я начал задаваться вопросом о том, почему вообще мне нравится проходить игры. Почему какие-то проекты погружают в себя с головой, а в каких-то не могу и пяти минут без зевка провести?

Тут с новой силой в жизнь вернулись выпуски журналов «Игромании» и «Страны игр», которыми зачитывался с упоением, иногда даже не выходя за порог магазина. Пытался впитывать каждое написанное редакторами слово, часто не замечая, что в конце концов оказывался погружённым в разглядывание картинок.

Выпуск журнала «Игромания» от ноября 2009 года

И всё же главное, что определило дальнейший путь формирования увлечения — появление интернета и открытие для себя сайта StopGame.ru, успешно функционирующего и по сей день.

В начале 2010-х чаще «Стопгейма» я посещал разве что какой-нибудь «Вконтакте». Тогда ещё «синий» SG под главенством Максима Кулакова (если ничего не путаю) оказался для детского любознательного и увлечённого темой ума настоящим клондайком материалов об играх. В то время смотрел каждый выходивший от них обзор, позже ещё и постоянно пересматривая отдельные экземпляры. Текстовые рецензии читал реже.

Легендарные Видеоигровые итоги 2011 года, которые Кулаков (справа) всё никак не хотел выкладывать. А зря. Великий видос

Именно под впечатлением от работы лампового игрового интернет-портала, который в том числе служил и своеобразным форумом, я впервые задумался о том, что было бы интересно попробовать себя в подобном ремесле. В действительности, конечно, это звучало куда проще: «Блин, ну круто же играть в игры, да ещё и деньги получать за то, что пишешь хорошая игрушка или нет! А?». В будущем всё окажется не так безоблачно.

И я стал пробовать. Правда, не сразу и даже не совсем то, чем именно хотел заниматься, но идея уже никогда не покидала голову. Пусть через несколько лет, но упавшая в землю сознания почка ещё раскроется прекрасным творческим соцветием из попыток, ошибок, неудач, успехов и достижений.

На фоне знакомства со StopGame видеоигровая индустрия предстала открытой и доступной площадкой для реализации творческих стремлений и, возможно, смешных, но вполне чётких и осознанных целей

Полка с любимыми играми

Кажется, что игры всегда были неотъемлемой частью жизни. Без малого за двадцать лет своей «геймерской карьеры» я успел сыграть в огромное количество проектов. Какие-то тайтлы забрасывал на пол пути, какие-то оставлял в самом начале, какие-то наоборот перепроходил по пять или даже десять раз.

Из года в год мой игровой опыт расширялся, обрастая новыми франшизами, жанрами и платформами. Конечно, появлялись как горячо любимые игры, так и совершенно ненавистные. И всё же каждая из них повлияла на меня по-своему.

О плохом говорить не будем, давайте лучше о хорошем.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Counter-Strike — это жизнь наяву...

«...хэдшот тебе и я здесь рулю...»

Разбудите меня посреди глубокой ночи и я тут же зачитаю слова этой песни от начала до конца — никакими клещами не вытащишь из головы. А всему виной сотни часов на кастомных пабликах в CS: Source V34.

Тут данные по исполнителю разнятся. То это DJ aion, то DJ Slon, то Контра. Всё это не так важно, главное чтобы песня качала (качала и стерео, и моно)

В своё время Counter-Strike стал для меня виртуальным домом. Распорядок дня в средних и старших классах состоял неизменно из завтрака, похода в школу, возвращения домой, обеда, уроков и контры. Разве что опциональным оставалось посещение дополнительных кружков после основных занятий. Время от времени они проигрывали в неравной борьбе желанию остаться дома и посидеть в Скайпе с друзьями, играя в CS.

Родители, конечно, были не в восторге, когда подобное вскрывалось. Зато я был в восторге, когда подобное происходило. В смысле, когда вместо скучных кружков держал длину с AWP на втором Dust'е. От маминых звиздюлей удовольствия получал куда меньше.

Как давно это было 
Как давно это было 

Начав своё знакомство с серией с версии 1.6, я до сих пор нет-нет, да зайду сыграть под настроение пару каток с друзьями. Сейчас только версия у игры другая и играю не так часто. Но несмотря на это по сей день Counter-Strike остаётся для меня тем местом, куда я готов возвращаться вновь. И из чувства уважения к отданному игре времени, и из чувства благодарности за то, что мне дала и чему научила CS.

Контра на протяжении уже шестнадцати лет является неизменным хобби. Увлечение проявляется в основном через игру, простите, в игру и наблюдение за киберспортивной сценой. В моменте я и сам когда-то хотел стать киберспортсменом, но дальше яркой мечты дело не пошло. Так и остался лишь «своего рода киберкотлетой».

Впрочем, это не помешало мне принять участие в нескольких городский LAN-турнирах. И на одном даже занять третье место со своей командой.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Также во многом благодаря Counter-Strike увлёкся видеомонтажом и даже создал свой YouTube-канала для всяких разноплановых видосов

Самый первый смонтированный мной «мувик» по Counter-Strike: Global Offensive. Всё ещё угораю с концовки 

Вообще, если пытаться обозначить главную вещь, которую смогла дать мне Counter-Strike за все годы взаимодействия, правильно будет назвать одно слово — дисциплина. В самом широком понимании, конечно.

CS научила меня, что для того, чтобы чего-то добиться никогда не будет достаточно только удачи и «пары успешных раундов». Важно работать над собой, «тренироваться» и не полагаться исключительно на талант. И уже не так важно говорим мы об обычной онлайн игре или подразумеваем что-то в разы более существенное. Труд, усердия и уверенность в собственных силах точно проведут вас дальше, чем лень, «шапкозакидательство» и нездоровое самомнение.

Half-Life и период полураспада любви к другим шутерам

Если контра всегда была самым любимым соревновательным сетевым шутером, то халфа (в особенности вторая) остаётся самым любимым одиночным сюжетным шутером от первого лица.

Это именно та игра, которую в общей сложности я проходил раз двадцать, учитывая все версии и все способы прохождения. Даже те, когда я просто сидел за спиной у отца и наблюдал, как он разваливает отряды Альянса.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Именно папа познакомил меня с Half-Life. Как-то вернувшись с работы вечером, он показал мне коробку с диском, пахнущую дешёвым пластиком. На обложке красовались два мужика: один в очках, другой с пулемётом. А посередине схематичное изображение белого светофорного человечка.

Тогда сборник The Orange Box заново открыл для меня какими могут быть одиночные игры. Если до этого я в основном баловался коммерческими игрушками по мультфильмам или просто гонял Си-Джея по штату Сан-Андреас, то теперь не мог оторваться от приключений Гордона Фримена, задаваясь вопросом, почему не знал про Half-Life раньше. Чувствовал себя тогда по-настоящему взрослым. Таким же крутым, как батя, потому что проходил такую же крутую игру, которую проходит и он. К другим шутанам вовсе не прикасался.

Серёж, когда там новая халфа? Долго ещё ждать?

Этот вопрос от отца не покидал меня долгие годы
Тот диск с двумя мужиками на обложке
Тот диск с двумя мужиками на обложке

Помимо того, что Half-Life в принципе перевернула представление о том, что такое одиночные игры и подарила сотни часов удовольствия, игра про молчаливого учёного с монтировкой, пожалуй, сделала то, что не удавалось ничему другому в моей жизни. Half-Life сильно сблизила нас с папой. Простая компьютерная игрушка смогла подарить что-то, чего мне всегда не хватало.

И вот захватывающий геймплей, занимательная внутриигровая физика, «тактильность» мира и увлекательный сюжет уже не кажутся чем-то, почему тебе нравится игра. Игра тебе нравится по иным, куда более глубинным причинам, осознать которые ты сможешь только спустя годы. А сейчас ты носишься по уровням как угорелый с монтировкой наперевес и тебе просто прикольно!

Я правда очень сильно люблю Half-Life.

Охлаждающая тра**нье Grand Theft Auto: San Andreas

С серией Grand Theft Auto у меня всегда складывались дружеские отношения. Не счесть сколько в детстве я провёл часов на просторах того же Лос-Сантоса.

Запуская любимую «гэтэашку», я всегда знал, что меня ожидает что-то крутое. Каждая новая игровая сессия обязательно приносила тонны веселья. И это вне прохождения основной сюжетной линии.

Любимой частью серии всегда оставалась и до сих пор остаётся San Andreas

Впервые я узнал о том, что такое «санандреска» в гостях у друга. Того самого, с кем мы постоянно играли в CS 1.6. В тот день Миша был особенно рад, что я его навестил. Видно, было чем похвастаться. По обычаю мы уселись перед компьютером и он сразу же запустил какой-то незнакомый ярлык. Звук баллончика, синий и жёлтый логотипы с буквой «R» и... впрочем, просто поностальгируйте.

Тогда я ещё не подозревал, что Grand Theft Auto: San Andreas станет одной из самых важных игр моего детства. Откопав по «пиратским» магазинам нужный диск в течение недели после того, как узнал о существовании такой чудесной игры, я уже никогда не покидал штат Сан-Андреас. По крайней мере так казалось. В первые дни после покупки мог проводить в игре по восемь-десять часов с перерывами на еду и сон.

И самое смешное, что за всё это время я не прошёл ни одной миссии, кроме обязательной первой. Я даже не знал, что в игре есть какие-то задания и что их нужно проходить. Для меня San Andreas изначально была гигантской песочницей, работающей по принципу «развлеки себя сам». Например, главной целью игры я видел «удаление голубой пелены с карты», то есть банальное открытие регионов игрового мира и уход от полицейских погонь. Всё.

Как ни странно, этого было более чем достаточно, чтобы GTA приносила удовольствие

Беспредел и свободные приключения! Вот ради чего я играл в Grand Theft Auto: San Andreas
Беспредел и свободные приключения! Вот ради чего я играл в Grand Theft Auto: San Andreas

Пожалуй, главное, как на меня смогла повлиять «санандреска» — это развитие воображения. Забавное недопонимание геймплейной сути открыло передо мной непаханое поле раскрытия собственного потенциала в качестве художника.

В попытках развлечься я придумывал сюжетные сценарии и разрабатывал, а затем реализовывал всевозможные игровые ситуации. По факту, самостоятельно строил рассказ о персонаже и происходящих вокруг него случайных событиях в обход заранее заготовленной разработчиками истории.

До сих пор с теплотой вспоминаю первичный опыт взаимодействия с GTA: San Andreas, которая показала, что хорошая игра остаётся хорошей, даже если ты играешь в неё неправильно.

Battlefield и вера в собственные силы

Как известно, во всякие Тимфортрессы и Контры играют только лохи. Настоящие пацаны играют в Баталфилд (триии), потому что они круты и у них ничего не тормозит.

В январе 2013 года я как раз стал одним из таких пацанов. На только-только собранный новенький мощный компьютер мной была приобретена игра, где «просто всё взрывается, на экране прям масштабная война, танки, самолёты, на парашюте летать можно, короче вау». Миша, лично познакомивший меня с San Andreas, таким образом пытался заочно свести с Battlefield 3.

AleXDarkstalker98 — Батлфилд 3 (Battlefield)

Cпасибо за изысканный музыкальный вкус
Ешкин!
Ешкин!

Как итог, я ни разу не пожалел, что пошёл на это знакомство. Сначала третья, а затем и четвёртая батла на многие и многие вечера стали для нас с другом единственными онлайн шутерами, которым мы были готовы отдавать своё свободное время. Нонсенс, но даже CS:GO ушла на второй план.

Всегда был благодарен BF3 (как и BF4) за то что она помогла поверить в себя, как в способного и хорошего игрока. За то что она показала, что я действительно могу быть не просто «подпивасом» (относительно возраста, максимум «подквасом») со средней статистикой.

Если моменты «просветления» в контре происходили не так часто, как того бы хотелось, то в батле я блистал абсолютно в каждом матче за редкими исключениями.

Игровая статистика Battlefield 4. Почти дошёл до ножа с сошками! Конечно, найдутся те, кто скажет, что это всё ни о чём и нужно набить 5.86 K/D, чтобы претендовать хоть на какие-то заявления о скилле
Игровая статистика Battlefield 4. Почти дошёл до ножа с сошками! Конечно, найдутся те, кто скажет, что это всё ни о чём и нужно набить 5.86 K/D, чтобы претендовать хоть на какие-то заявления о скилле

Объяснение подобных успехов находил в удобстве — Battlefield реально приятная и комфортная для освоения игра. По крайней мере третья и четвёртая части.

Например, при сравнении с серией Call of Duty, в игры которой я играл не меньше, определяющим фактором того, почему колда привлекала не так сильно, неизменно оказывались особенности мувмента. В отличие от Battlefield, старые Call of Duty разрешали использовать бег только в течение коротких промежутков времени. Это всегда меня сковывало и лишало «чувства потока». Одна небольшая деталь в корни меняла ощущения от игрового процесса.

Люди всё ещё вполне активно играют в Black Ops II. Лобби собралось меньше чем за минуту

Как ни странно, но Battlefield отчётливо дала понять, что даже если ты не очень хорош в чём-то одном, то это совершенно не значит, что ты не можешь быть хорош в чём-то другом. Просто нужно найти свою игру, своё дело и своё подходящее по духу окружение.

Metro 2033 и спуск в подземку любимой постапокалиптической франшизы

Брошусь с места в карьер и скажу сразу: именно благодаря книжной серии «Метро» я увлёкся писательским ремеслом. Оригинальная книга Дмитрия Глуховского открыла передо мной двери в удивительный мир литературы, а произведения «Вселенной» только утвердили моё желание самому рассказывать какие-то истории.

Игры в свою очередь тоже научили очень важным вещам. Особенно персонаж Бурбон из первой части.

Моя скромная коллекция. Естественно комиксы приобретены многим позже 
Моя скромная коллекция. Естественно комиксы приобретены многим позже 

С самого первого дня знакомства с франшизой меня не покидала мысль, что я был бы не прочь очутиться в постапокалиптическом метро Москвы образца 2033 года. Естественно представлял себя бравым сталкером в крутой форме и с автоматом на перевес.

Когда оказывался в настоящем московском метрополитене, каждый раз при переходя от станции к станции подмечал наличие гермозатворов и обязательно сообщал об этом маме. Мол, смотри какие ворота! Если начнётся ядерный апокалипсис, они закроются...

И неважно, что в первую очередь они нужны на случай затопления станций.

Переход между станциями в московском метро. Гермоворота справа 
Переход между станциями в московском метро. Гермоворота справа 

Учитывая безграничную любовь к книгам серии — настолько безграничную, что в возрасте четырнадцати лет даже пытался написать собственный роман во «Вселенной» — ожидание выхода игры Metro 2033 стало для меня мучительным испытанием.

Ещё обиднее стало, когда выяснилось, что первое прохождение взял на себя папа. В отличие от ситуации с Half-Life 2, я не мог дождаться, когда отец наиграется. Правда, выбора всё равно не оставалось и сидя рядом на диване, я смиренно наблюдал за локальными стримами. Впрочем, даже несмотря на желание самому ворваться в прохождение, я всё равно был рад, что у нас нашёлся новый повод для совместного времяпрепровождения.

Перед выходом игры до бесконечности засматривал этот трейлер

Не будет ошибкой сказать, что книжная и игровая серии «Метро 2033» отчасти привели к тому, что сейчас вы читаете этот текст. Если бы не искреннее увеличение «Вселенной» Глуховского в детстве, кто знает, осмелился бы я попробовать начать печатать в word-файле что-то куда более осмысленное, чем набор случайных букв и слов.

Отдаю дань уважения и чистосердечно благодарю тебя, «Метро Два-Ноль-Три-Три».

Puma и Коля Найк — Метро 2033

Да, в детстве я любил подобное. Тем более про Метро же!

Пожиная плоды любви к видеоиграм

В 2019 году я случайно открыл для себя DTF — наткнулся на совместный стрим редакции с авторами StopGame. Они тогда играли в The Division 2. Если не ошибаюсь, на стриме был Вадим Елистратов и Паша Пивоваров, которые активно зазывали на свой сайт. Ну а что...

Зашёл. Посмотрел. Зарегистрировался. И как говорится, понеслась.

До знакомства с DTF я занимался исключительно написанием кинорецензий, которые публиковал на своей странице в ВК. Первой стала заметка о фильме «Мама!» Даррена Аронофски. Второй — о «Kingsman: Золотое кольцо» Мэттью Вона. Просто захотелось выразить мнение о просмотренном и в творческом порыве родились две этих работы.

Нравилось даже не то, что мои каракули кто-то читает. Чисто механически нравилось эти каракули составлять. Будто бы воедино сложилась давняя любовь к тыканью по буквам на клавиатуре в офисе отца и желание о чём-то рассказывать.

«Мама!», реж. Даррен Аронофски, 2017
«Мама!», реж. Даррен Аронофски, 2017

Иронично, но в определяющий момент того, стану я заниматься писательской деятельностью или нет, роль сыграло отсутствие видеоигр в жизни, а не наоборот. На учёбу в другой город со мной поехал старенький ноутбук, на котором практически ни одна игра нормально не работала. На замену пришли книги и кино. Основной ПК остался в родительском доме.

Когда увлечение только начинало обретать форму, я старался писать по короткой рецензии на абсолютно каждый фильм, который смотрел в кинотеатре еженедельно по субботам. Было непросто, но интерес к новоиспечённой работе, которую сам себе и выдал, превышал любые трудности и издержки.

Помню, что ловил состояние спокойствия и удовлетворения от того, что могу зарыться с головой в экран ноутбука и не вылезать оттуда, пока в текстовом документе не появится что-то осмысленное. Да что уж там, порой ловил чистый кайф только от вида текста на экране: от того, как смотрелись друг с другом абзацы, как ловко перекликались между собой предложения и как по строчкам протекала основная мысль.

Когда пытаешься закончить лонг, начатый пол года назад 
Когда пытаешься закончить лонг, начатый пол года назад 

Писательство постепенно переросло из быстрой забавы в полноценное хобби. Пусть писал немного и порой какие-то глупости, главное, что не бросал начатое. Это дало плоды — я получил первую интернет-работу. Очень своевременную для студента.

Мне написали ребята с ivi.ru, предложив место переводчика-копирайтера на их ресурсе. Заявок им я никаких не отправлял, как и не искал нужную вакансию. Всего-то потребовалось три раза подряд занять второе место в конкурсе рецензий, ежемесячно (или еженедельно?) проводимом на сайте.

Суть работы заключалась в том, чтобы я находил киноляпы или интересные факты о фильмах и переводил или адаптировал их для страницы соответствующей картины на IVI. Платили 15 копеек за знак вместе с пробелами. Довольно жирно, особенно по меркам 2017-2020 годов. В наиболее удачные месяцы выходило от 15 до 20 тысяч рублей.

Например, ошибки и факты по «Криминальному чтиву» (1994) Квентина Тарантино на сайте — моих рук дело

Все три приза за победные места (кошка не приз, кошка просто кайфовая) 
Все три приза за победные места (кошка не приз, кошка просто кайфовая) 
Первый том пришёл с личной подписью автора 
Первый том пришёл с личной подписью автора 

Тут впору назревает закономерный вопрос: «А причём здесь игры то вообще?».

Держите закономерный ответ: «Ровно в то мгновение, когда у меня появился новый мощный ноутбук, купленный с денег, заработанных за первые полтора года работы на IVI, в одну точку сошлось практически всё: любовь к видеоиграм, желание писать, знакомство с DTF и все те жизненные уроки, которые маленькому мне когда-то подарили виртуальные миры».

На фоне того, что я снова мог прикасаться к актуальным проектам игровой индустрии, умение, отточенное на кинорецензиях, постепенно переросло в стремление попробовать что-то новое. Так «в черновике» стали появляться статьи и заметки о видеоиграх. Где-то это были мини-обзоры пройденного, как до этого я делал с просмотренным. Где-то пытался написать полноценный лонг (тогда я ещё не знал что это за слово) о разработке отдельных игр с анализом и исторической справкой. Бóльшая часть текстов так из черновика и не вышла.

Можете брать себе и при случае кидать в комменты 

Дальше я стал пробовать писать всё и обо всём. Перестал стесняться выкладывать на всеобщее обозрение свои труды. Что-то выходило очень хорошо, что-то из рук вон плохо, что-то просто «нормально». Сталкивался и с серьёзными ошибками, и с неожиданными достижениями. Главное: всё ещё не бросал начатое и всегда старался учиться как на неудачах, так и на успехах. Одно другому никак не мешает.

За время писательской деятельности, по крайней мере относительно личного опыта, я отчётливо понял, что главный инструмент, благодаря которому можно получить отличную мотивацию работать над материалами, а вдобавок и неплохой буст важных для писаки навыков, да и чем чёрт не шутит, в идеале ещё и работу — это конкурсы.

Именно благодаря конкурсу я получил место в штате IVI. Именно благодаря конкурсу я испытал, что значит, когда старания никак не окупаются. Именно благодаря конкурсу я понял, что писать про игры также круто и интересно, как и работать над статьями о кино. И что зарабатывать деньги на собственном творчестве вполне реально. Именно благодаря конкурсу я обрёл новых знакомых и даже друзей. Именно благодаря конкурсу и имеющимся к тому моменту знакомствам от другого конкурса, я получил место в редакции FunPay.

Надеюсь, этот конкурс также не станет исключением и обязательно принесёт по итогу что-то хорошее

Да сколько можно про конкурсы?! Уже даже смысл слова потерялся...
Ладно, последний раз... Конкурс по написанию самой крутой коллективки среди пользователей DTF. Одна из команд-участниц 
Ладно, последний раз... Конкурс по написанию самой крутой коллективки среди пользователей DTF. Одна из команд-участниц 

Помимо этого был опыт работы с Димой Сыендуком. Для его канала написал одно видео, за которое заплатили, но по итогу решили отложить до лучших времён. Времена эти так пока и не наступили. Стал одним из нерегулярных авторов ютуб-канала TVG, опять же, благодаря конку... простите.

Взаимодействие с разными редакторами в условиях разных тем и в корни отличных друг от друга технических заданий изменили моё представление о писательском ремесле на поле — о нет, он реально собирается произнести это — игровой журналистики. Будучи мечтательным мальчишкой, проводящим время в комментариях под обзорами на сайте StopGame, я наивно полагал, что нет ничего проще и приятнее, чем играть в игры и писать о том, что играешь в игры. Но когда реально начал играть в игры для того, чтобы писать о том, что играю в игры, оказалось, что это дело требует огромного количества времени, усилий, упорства и умения находить мотивацию из воздуха.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Я не считаю себя выдающимся автором, но и не смогу назвать бездарностью. Просто увлечённый делом парень, который время от времени радует (а кого-то и огорчает) своими текстовыми стараниями. Всегда отмечаю для себя, что хотелось бы писать больше и чаще, но каждый раз это желание сталкивается с жизненными обстоятельствами, бытовыми обязательствами и доступными возможностями.

И тем не менее я очень рад, что продолжаю заниматься тем, что нравится. Ведь труд, приносящий удовлетворение обязательно наполняет жизнь смыслом, делая её ярче и интереснее.

Когда-то любовь к видеоиграм поспособствовала появлению мечты стать писателем. Теперь любовь к видеоиграм помогает эту мечту реализовать. И пусть до полноценной писательской карьеры ещё далеко, но кто знает, куда выведет дорога, первый шаг по которой я сделал давным-давно в офисе своего отца.

Часы пробивают девять тридцать утра. В комнату заходит мама. За ней забегает кошка, заблаговременно ушедшая на разведку по квартире и удивлённая тому, почему никто ещё не ушёл на работу, как было буквально день назад.

— Серёж, с добрым утром. Пойдём завтракать, хватит пока кнопки нажимать. Поражаюсь, как ты в выходные готов вставать только рассвет, а на неделе и пушечным выстрелом тебя не поднимешь.

— С добрым. А я что? Тут интереснее, чем в школе. Математика точно не такая прикольная, как гташка. — «На математике прохожих на большой тачке не посбиваешь и перестрелку посреди города не устроишь» — в тот момент подумал про себя я и пошёл на кухню.

На столе уже ждали домашние блинчики со сметаной и клубничным вареньем.

Реально блинов захотелось...
Реально блинов захотелось...

В жизни каждого человека существует что-то, чему тот готов отдавать внушительную долю самого драгоценного ресурса, который у него есть. Кто-то тратит свободное время на прогулки по парку, кто-то оставляет свои мгновения на книги или кино, кто-то часами может слушать музыку или изучать устройство двигателя внутреннего сгорания. Кто-то гуляет с собакой. Кто-то шьёт платья или делает пуговицы. Кто-то печёт пироги. А кто-то играет в видеоигры.

И в этом нет совершенно ничего постыдного. Любимое хобби не должно тяготить лишь фактом того, что оно у вас есть. Никто не может сказать наверняка, к чему способно привести на первый взгляд безобидное и, возможно, даже глупое увлечение, пока это увлечение не станет чем-то большим, чем просто забавой.

В один момент разукрашенная деревянная виселица с лёгкостью может превратиться в игровую площадку, способную не только развлечь, но и открыть пути для развития. Как, впрочем, и наоборот. Нюанс только в том, что результат всегда будет зависеть исключительно от решений того, кто уже стоит под верёвкой или ещё только садится на качели.

«Чего ты всё кнопки эти тыкаешь»: как игры способны изменить жизнь

Выражаю искреннюю благодарность всем, кто прочитал текст от начала до конца. Тем, кто просто быстро пролистал, говорю спасибо. А тот, кто сразу же отправился в комментарии — просто лучшие, не иначе. На Вас держится весь DTF.

Отдельное спасибо ребятам-организаторам конкурса за то, что дали возможность взяться за этот текст. Прекрасная инициатива. Давно на DTF не было таких крутых конкурсных движух. Жму х... виртуальные руки 💛

И на блог мой не забывайте подписываться. Всегда рад новым людям.

69
2
3
2
1
1
52 комментария

@Enotbka спасибо, что продлил сроки! Идеальный тайминг получился. В череде личных неурядиц боялся, что не успею. Фух!

6

Если б не игры, я б либо запил, либо сторчался. Ибо больше в жизни радостей нет.

21
5

Поэтому мы все вместе с удовольствием залипли и сторчались в играх

9
1

Я б тогда книжки читал на древнеяпонском. Если б всё время с игр перевёл в язык.

1

Попробуй поиграть под алкоголем или ещё чем-нибудь. Некоторым доставляет. Я в свое время прошел hotline Miami под грибами.

1