ShaderFes: Виртуальный музей шейдерной магии

Будущее уже наступило, просто оно еще неравномерно распределено

— Уильям Гибсон (цитата на стене одного из залов музея)

Что вам приходит в голову, когда вы слышите выражение "виртуальный музей в метавселенной"? Ставлю на то, что перед глазами сразу всплывает кринжовая картинка вроде этой:

Цукеровселенная.жпг
Цукеровселенная.жпг

Ну или в лучшем случае что-то, отдаленно похожее на копию реального музея с репродукциями произведений искусства из реального мира, нередко тоже весьма отдаленно похожими на оригинал (прям как на картинке выше).

Или самое страшное — выставка картинок с уродливыми обезьянами, владельцы которых умоляют купить у них эти произведения "искусства" за крипту.

Я сам еще неделю назад представил бы ровно такую же картинку. Но на днях я встретил то, что полностью поменяло мое представление о виртуальных музеях.

Настолько, что захотелось написать статью про самый настоящий музей шейдерного искусства, на который мне повезло наткнуться практически случайно. Тем более, что в интернете почти нет информации об этом явлении, а на русском языке ее нет вообще.

Лобби музея

Trigger warning: Метавселенные

Не спешите закрывать, я не собираюсь агитировать вас уходить жить в Horizon Worlds или покупать мусорные NFT.

Забудем про все то, что стали называть словом "метавселенная" за последний год, будто бы все это приснилось нам в бредовом сне. Давайте лучше обратим внимание на то, что появилось задолго до поделок последних лет и называлось этим бранным словом до того, как оно стало ругательным.

Я говорю про VRChat.

Типичный паблик в виарчате

Уверен, и про него вы сможете сказать немало "теплых" слов. Вакханалия из школия, щитпостовых аватарок, мемов и фуррей с грудастыми аниме тянками — всё это виарчат. Точнее, его фасад, с этим сталкивается новичок впервые попав сюда. Можно сказать, обратная сторона практически ничем не ограниченной свободы самовыражения. Здесь полно творческих людей. Кто-то создает аватары своей мечты (и это отдельная тема для исследования), кто-то занимается высокоуровневым щитпостом, а кто-то создает миры.

Старпёры вроде меня могут сравнить это со старым интернетом, где могли и на три буквы послать, и свободно разговаривать на абсолютно любые темы, не придумывая новояз, позволяющий обходить системы автоматической цензуры, и свободно креативить, не парясь за алгоритмы продвижения в соцсетях.

Высокоинтеллектуальный контент из 2007-го
Высокоинтеллектуальный контент из 2007-го

Обратной стороной этой картинки было то, что интернет той эпохи, как и VRChat был той еще помойкой, в которой приходилось подолгу копаться, чтобы найти что-то интересное именно тебе.

Сам я практически не интересовался виарчатом до недавнего времени, один раз заходил туда побегать четыре года назад, когда только обзавелся VR-шлемом, не нашел ничего интересного и забил.

Но интересоваться VR и не натыкаться время от времени на видео про него невозможно. Неделю назад ютуб подсунул мне вот это видео:

Это видео продало мне VRChat во второй раз

Автор, инженер-электронщик, раскрыл VRChat с необычной стороны, не только как социальную платформу, где еще жив дух настоящей свободы и анархии, но и как площадку творчества сообщества разработчиков шейдеров. В видео он упоминает ShaderFes — музей-выставку работ этого сообщества, о которой я и хотел бы рассказать в этой статье.

Чистая математика, картинка рисуется без подачи на вход шейдера текстур или полигонов
Чистая математика, картинка рисуется без подачи на вход шейдера текстур или полигонов

Если вы интересуетесь программированием игровой графики, то наверняка слышали про ShaderToy (а может быть даже выкладывали туда свои работы), и многие экспонаты этого музея-выставки вас не особо удивят.

Действительно, сообщество, создавшее выставку ShaderFes не первым пришло к тому, чтобы выкладывать на всеобщее обозрение свои достижения в шейдеростроении. Но они первые (поправьте, если это не так), кто сделал оформленную выставку работ, которую может посетить любой человек, никак не связанный с разработкой игр или программированием графики и не вхожий в сообщество.

Конечно, работы на ShaderToy от этого не становятся хуже, но знают о них немногие, это настоящий гиковский андерграунд, случайно наткнуться на который довольно сложно. Выставка ShaderFes делает шаг (пусть пока и робкий, так как о ней мало кто знает) навстречу более широкой аудитории.

Все еще введение. Что такое шейдеры

Наверное, материал будет не совсем полноценным, если не уделить пару строк описанию того, что такое шейдеры.

Если вы ставили шейдер-паки на Майнкрафт или ReShade на любые другие игры, то наверняка видели, как сильно замена шейдеров может поменять картинку:

Майнкрафт с заменой шейдеров. Слева сверху — оригинал с примитивным шейдером
Майнкрафт с заменой шейдеров. Слева сверху — оригинал с примитивным шейдером

Если сильно упростить, то шейдер — это небольшая программа, заточенная под выполнение полностью на видеокарте, и формирующая из набора текстур, полигонов и числовых параметров ту картинку, которую мы в итоге видим на экране. Освещение, блики, тени, анимации рассчитываются шейдерами. Простенький шейдер может состоять всего из нескольких десятков строк, и написать его сможет даже новичок в теме, но и выдавать он будет картинку, вроде той, что в Майнкрафте по дефолту.

Код этих программ мало похож на знакомый любому программисту код для процессора (независимо от языка, основные принципы тут те же). Циклы и условные переходы считаются дурным тоном в шейдерах, и хороший оптимизированный шейдер в идеале не должен содержать ни первого, ни второго, только чистый набор математических операций с данными, результатом которых становится буквально несколько байт — цвет пикселя на экране. По необычности чем-то напоминает Verilog — язык, на котором инженеры-электронщики разрабатывают процессоры и прочую электронику, но без такой плотной связи с железом и не такой чужеродный.

В общем, написание шейдеров работа не для каждого, здесь требуется как знание железа, так и хорошая математическая подготовка, да и без чувства прекрасного тоже сложно обойтись, если надо сделать что-нибудь красивое.

Если вам хочется немного больше подробностей, то на DTF уже выходила статья, которая детальнее описывает основы работы шейдеров:

ShaderFes 2021 — Всемирная выставка нашего времени

(или ее демоверсия)

Фоновая музыка выставки

Добрались до сути, наконец-то.

ShaderFes — музей, или выставочный центр, похожий на те, что мы привыкли видеть в реальности: всё оформлено с большим вниманием к деталям, здание музея само по себе оставляет довольно хорошее впечатление. Внутри приятно находиться, фоном играет ненапряжная музыка, а стрелки и вспомогательные таблички помогают не заблудиться, и даже для аватаров-малоросликов есть возможность включить ступеньки, позволяющие подняться к поближе к экспонатам (это действительно важно, особенно если ты играешь морской свинкой в масштабе 1:1)

В центральном лобби вас встретит схема выставочных залов, которые здесь разбиты на четыре цветовых группы — Red, Green, Blue, Aplha (прямо как четыре компоненты цвета, которые вычисляет шейдер)

Каждая группа представляет собой цепочку из соединенных залов, пройдя которые вы вернетесь в лобби, и сможете начать просмотр следующей выставочной группы. У каждой группы свой цвет, вы точно не запутаетесь и не попадете случайно в те залы, в которых уже были. В зону Alpha вы попадаете, поднявшись на лифте, который здесь работает без дыма и зеркал, честно поднимая вас наверх, пока вы разглядываете лобби с высоты.

Залы выставки оформлены достаточно минималистично, хотя и не без любви к мелочам. Например, на стенах залов встречаются панели пожарной сигнализации. В общем, приятно глазу, но от главной ценности выставки ничто не отвлекает.

Со зданием разобрались, но это всего лишь декорация, создающая нужную атмосферу. Самое интересное — экспонаты, находящиеся в залах выставки. Здесь показано более двухсот работ от 80+ авторов со всего мира, но преимущественно из Японии.

Музей можно смело назвать интерактивным: многие экспонаты можно взять в руки, покрутить, засунуть внутрь голову, или залезть целиком, чтобы оказаться внутри фрактала, например.

ShaderFes: Виртуальный музей шейдерной магии

У некоторых работ можно поменять параметры шейдера, подвигав слайдеры поблизости, нередко это может изменить облик шейдера до неузнаваемости.

У всех экспонатов есть табличка с описанием. Жаль, что нередко это описание исключительно на японском языке.

Дальше будет куча скринов и клипов с экспонатами выставки. Это лишь малая часть того, что там есть, выставка действительно очень большая. Хочу заранее отметить, что многие экспонаты полностью раскрываются только в VR, и на плоской ПК-версии могут выглядеть не так интересно, как через VR-шлем.

В VR это выглядит шикарно

Некоторые экспонаты могут выглядеть на первый взгляд довольно просто и не очень интересно. Но их красота внутри — часто подобные экспонаты созданы из чистых математических выражений, без использования текстур или других входных данных. Да, на практике легко было бы достичь того же результата более простыми средствами, но когда искусство было про практичность?

А это явно сугубо практичный сегмент выставки. Всё, что надо чтобы собрать аватар вайфу своей мечты: Шейдеры кожи, одежды, волос, ткани, даже глаза:

Отдельные экспонаты поражают воображение своей технической сложностью, хотя я считал, что меня сложно чем-то удивить. Шахматный ИИ на шейдере? Нейросетка с распознаванием образов? Переводчик? Всё это можно найти в выставочных залах, честно говоря, я до этого и не подозревал, что такое можно сделать, используя исключительно графические шейдеры на юнити:

Под потолком выставочного комплекса есть целый холодек, но после основной экспозиции он уже не так впечатляет:

К сожалению, не могу много рассказать об истории этой выставки, и о сообществе, которое за ней стоит, но знаю, что большая часть авторов из Японии, вот тут можно почитать интервью с ними (на японском, но гугл транслейт JP > EN переводит вполне сносно)

Современное искусство?

Я знаком с разработкой игр не понаслышке и довольно хорошо представляю себе сложность современных игр, даже казалось бы на первый взгляд простых.

Игры давно стали видом искусства, объединяющим и изобразительное искусство, и музыку, и литературу, и вносящим новую глубину — интерактивность.

В игровой разработке есть особенные области на стыке сразу нескольких профессиональных сфер — и программирование шейдеров одна из них. Чтобы сделать что-то крутое на шейдере, надо быть человеком-оркестром: хорошо программировать, отлично разбираться в математике, обладать воображением и художественным вкусом, чтобы получившийся результат был приятен глазу. Дополнительной сложности всему этому придают многочисленные технические ограничения, которые приходится преодолевать в процессе работы. В конце концов, итоговый результат должен работать достаточно быстро, чтобы выдавать хотя бы 60 кадров в секунду на среднем игровом ПК.

Если подобные работы не заслуживают того, чтобы называться искусством, то это проблема искусства

Искренне и абсолютно неиронично говорю, что я готов считать подобные работы искусством, безо всяких приставок вроде "пост", "мета" и прочее.

Надеюсь, со временем споры о праве видеоигр называться искусством станут историей, наряду с сомнительными образчиками современного искусства вроде банана, прилепленного изолентой к стене. А видеоигры, и все, что с ними связано, займут свое заслуженное место среди других, более привычных человечеству видов искусств.

Как посетить выставку?

Попасть в музей несложно. Виарчат бесплатен, не требует шлема виртуальной реальности. Хотя если он у вас есть и давно лежит без дела, советую все же подключить его к ПК и посетить музей именно в VR-режиме.

Устанавливаете VRChat на ПК (версия под Oculus Quest не годится, увы), регистрируетесь, проходите пятиминутный тутор и ищете в списке миров "ShaderFes 2021", переходите в него и наслаждаетесь выставкой воочию.

Для VR-режима желательно иметь компьютер помощнее, некоторые экспонаты очень жадные до ресурсов, да и сам виарчат не слишком хорошо оптимизирован.

Если затянет, то советую посоветовать посмотреть на ShaderFes прошлых лет, он поменьше и попроще, но тоже ничего. И обязательно посетите Treehouse in the shade, безумно красивый чилл-мирок, в котором можно надолго залипнуть под красивую музыку, размышляя о вечном, ведь автора этого мира уже нет среди живых.

Или полазить по ShaderToy, там за годы скопились тысячи восхитительных работ.

Спасибо что прочитали мой первый лонг, надеюсь вам было интересно!

192192
12 комментариев

Офигенный материал, респект. А вот я в vr chat тупо сидел на серваке стилизованном под пятёрочку и болтал с незнакомыми мне людьми, клёво было на самом деле

10
Ответить

С пятерочки начинает по-моему каждый, качественно сделанный мирок. В мой первый визит я встретил там хомяка (в натуральный размер), который стоял в окружении десятка аватаров и рассказывал о своём вкусе на женщин, занятное зрелище.

18
Ответить

Будущее уже наступило, просто оно еще неравномерно распределеноА где то повернуло вспять.

3
Ответить

Блин, вот это качественный материал! Спасибо!

1
Ответить

Отличный материал!

1
Ответить

Выглядит интересно ∠( ᐛ 」∠)_ завтра зайду посмотреть
Хотя как и было уже сказано, «виртуальный …что угодно» звучит отталкивающе

1
Ответить

Шикарная статья, обязательно попробую

Ответить