ShaderFes: Виртуальный музей шейдерной магии
ShaderFes 2021 — Всемирная выставка нашего времени
(или ее демоверсия)
Добрались до сути, наконец-то.
ShaderFes — музей, или выставочный центр, похожий на те, что мы привыкли видеть в реальности: всё оформлено с большим вниманием к деталям, здание музея само по себе оставляет довольно хорошее впечатление. Внутри приятно находиться, фоном играет ненапряжная музыка, а стрелки и вспомогательные таблички помогают не заблудиться, и даже для аватаров-малоросликов есть возможность включить ступеньки, позволяющие подняться к поближе к экспонатам (это действительно важно, особенно если ты играешь морской свинкой в масштабе 1:1)
В центральном лобби вас встретит схема выставочных залов, которые здесь разбиты на четыре цветовых группы — Red, Green, Blue, Aplha (прямо как четыре компоненты цвета, которые вычисляет шейдер)
Каждая группа представляет собой цепочку из соединенных залов, пройдя которые вы вернетесь в лобби, и сможете начать просмотр следующей выставочной группы. У каждой группы свой цвет, вы точно не запутаетесь и не попадете случайно в те залы, в которых уже были. В зону Alpha вы попадаете, поднявшись на лифте, который здесь работает без дыма и зеркал, честно поднимая вас наверх, пока вы разглядываете лобби с высоты.
Залы выставки оформлены достаточно минималистично, хотя и не без любви к мелочам. Например, на стенах залов встречаются панели пожарной сигнализации. В общем, приятно глазу, но от главной ценности выставки ничто не отвлекает.
Со зданием разобрались, но это всего лишь декорация, создающая нужную атмосферу. Самое интересное — экспонаты, находящиеся в залах выставки. Здесь показано более двухсот работ от 80+ авторов со всего мира, но преимущественно из Японии.
Музей можно смело назвать интерактивным: многие экспонаты можно взять в руки, покрутить, засунуть внутрь голову, или залезть целиком, чтобы оказаться внутри фрактала, например.
У некоторых работ можно поменять параметры шейдера, подвигав слайдеры поблизости, нередко это может изменить облик шейдера до неузнаваемости.
У всех экспонатов есть табличка с описанием. Жаль, что нередко это описание исключительно на японском языке.
Дальше будет куча скринов и клипов с экспонатами выставки. Это лишь малая часть того, что там есть, выставка действительно очень большая. Хочу заранее отметить, что многие экспонаты полностью раскрываются только в VR, и на плоской ПК-версии могут выглядеть не так интересно, как через VR-шлем.
Некоторые экспонаты могут выглядеть на первый взгляд довольно просто и не очень интересно. Но их красота внутри — часто подобные экспонаты созданы из чистых математических выражений, без использования текстур или других входных данных. Да, на практике легко было бы достичь того же результата более простыми средствами, но когда искусство было про практичность?
А это явно сугубо практичный сегмент выставки. Всё, что надо чтобы собрать аватар вайфу своей мечты: Шейдеры кожи, одежды, волос, ткани, даже глаза:
Отдельные экспонаты поражают воображение своей технической сложностью, хотя я считал, что меня сложно чем-то удивить. Шахматный ИИ на шейдере? Нейросетка с распознаванием образов? Переводчик? Всё это можно найти в выставочных залах, честно говоря, я до этого и не подозревал, что такое можно сделать, используя исключительно графические шейдеры на юнити:
Под потолком выставочного комплекса есть целый холодек, но после основной экспозиции он уже не так впечатляет:
К сожалению, не могу много рассказать об истории этой выставки, и о сообществе, которое за ней стоит, но знаю, что большая часть авторов из Японии, вот тут можно почитать интервью с ними (на японском, но гугл транслейт JP > EN переводит вполне сносно)
Современное искусство?
Я знаком с разработкой игр не понаслышке и довольно хорошо представляю себе сложность современных игр, даже казалось бы на первый взгляд простых.
Игры давно стали видом искусства, объединяющим и изобразительное искусство, и музыку, и литературу, и вносящим новую глубину — интерактивность.
В игровой разработке есть особенные области на стыке сразу нескольких профессиональных сфер — и программирование шейдеров одна из них. Чтобы сделать что-то крутое на шейдере, надо быть человеком-оркестром: хорошо программировать, отлично разбираться в математике, обладать воображением и художественным вкусом, чтобы получившийся результат был приятен глазу. Дополнительной сложности всему этому придают многочисленные технические ограничения, которые приходится преодолевать в процессе работы. В конце концов, итоговый результат должен работать достаточно быстро, чтобы выдавать хотя бы 60 кадров в секунду на среднем игровом ПК.
Искренне и абсолютно неиронично говорю, что я готов считать подобные работы искусством, безо всяких приставок вроде "пост", "мета" и прочее.
Надеюсь, со временем споры о праве видеоигр называться искусством станут историей, наряду с сомнительными образчиками современного искусства вроде банана, прилепленного изолентой к стене. А видеоигры, и все, что с ними связано, займут свое заслуженное место среди других, более привычных человечеству видов искусств.
Как посетить выставку?
Попасть в музей несложно. Виарчат бесплатен, не требует шлема виртуальной реальности. Хотя если он у вас есть и давно лежит без дела, советую все же подключить его к ПК и посетить музей именно в VR-режиме.
Устанавливаете VRChat на ПК (версия под Oculus Quest не годится, увы), регистрируетесь, проходите пятиминутный тутор и ищете в списке миров "ShaderFes 2021", переходите в него и наслаждаетесь выставкой воочию.
Для VR-режима желательно иметь компьютер помощнее, некоторые экспонаты очень жадные до ресурсов, да и сам виарчат не слишком хорошо оптимизирован.
Если затянет, то советую посоветовать посмотреть на ShaderFes прошлых лет, он поменьше и попроще, но тоже ничего. И обязательно посетите Treehouse in the shade, безумно красивый чилл-мирок, в котором можно надолго залипнуть под красивую музыку, размышляя о вечном, ведь автора этого мира уже нет среди живых.
Или полазить по ShaderToy, там за годы скопились тысячи восхитительных работ.
Спасибо что прочитали мой первый лонг, надеюсь вам было интересно!
Офигенный материал, респект. А вот я в vr chat тупо сидел на серваке стилизованном под пятёрочку и болтал с незнакомыми мне людьми, клёво было на самом деле
С пятерочки начинает по-моему каждый, качественно сделанный мирок. В мой первый визит я встретил там хомяка (в натуральный размер), который стоял в окружении десятка аватаров и рассказывал о своём вкусе на женщин, занятное зрелище.
Будущее уже наступило, просто оно еще неравномерно распределеноА где то повернуло вспять.
Блин, вот это качественный материал! Спасибо!
Отличный материал!
Выглядит интересно ∠( ᐛ 」∠)_ завтра зайду посмотреть
Хотя как и было уже сказано, «виртуальный …что угодно» звучит отталкивающе
Шикарная статья, обязательно попробую