Visage. Боишься ли ты темноты?

Итак, пиши. Бери ручку и пиши:

"Чтобы источник страха стал навязчивым, липким, не отпускающим ни на секунду, мы должны загнать игрока в крайне неуютное пространство. Желательно, в очень ограниченное место. Вроде дома. Дома вообще жуткие. В них есть чердаки и подвалы.

Пиши, не останавливайся:

"Что мы знаем о природе животного ужаса при виде лиминальных пространств? Откуда это в нас?"

- Пустота сама по себе не может пугать, во всяком случае, долго. Должна быть ощутимая угроза.

- Предлагаю вставить сюда цитату Хичкока.

- Какую?

- "Нет ничего страшнее закрытой двери." Звучит классно. Так и запишем.

- Ну уж нет, мы-то с тобой точно знаем, что пугает сильнее. Дверь, за которой почти наверняка дёргается в конвульсиях силуэт огромной пожилой женщины.

Слушай, ложись уже, хватит, нам завтра рано вставать.
Слушай, ложись уже, хватит, нам завтра рано вставать.

Visage, что в переводе с французского означает "в ближайшие часов восемь срать кирпичами", вышла в разгар Ковида - в 2020, деньги на её создание SadSquare Studio начала клянчить на Кикстартере ещё в 2015 году(вдохновившись успехом небезызвестной демки одного гения), и, как оказалось, не зря. Народ в эпоху глобального карантина сидел по домам, кто-то болел, кто-то опасался заразиться, но всех объединяло чувство тотального беспокойства. Пневмония, отсутствие обоняния, панические атаки - безусловно страшные вещи, столкнуться с которыми добровольно хочет только безумец. А как назвать тех, кто всё-таки собрал волю в кулак и решил взглянуть своему страху в глаза тогда, когда мир и без того переживал не лучший период? Смельчаки? Доблестные исследователи природы страха человеческого? Нет. Визажисты.

Визажистом я стал в 2021, когда наконец приобрёл на предновогодней распродаже "худшую из лучших" консолей нынешнего поколения - Xbox Series S. Белая коробка отправилась прямиком к брату - пусть осваивает, меня же старушка PS4 по-прежнему радовала. Длинный список игр из Gamepass брата впечатлил, несколько проектов были немедленно поставлены на загрузку, а вот до буквы "V" он дошёл уже изрядно утомившимся. Взгляд его кое-как зацепился за неприглядную тёмную обложку, многообещающей её было точно не назвать. Вроде как обычная индюшатина, накидывающая на себя пуха в аннотации, ничего особенного.

Видели и пострашнее!
Видели и пострашнее!

- "Алло, я вчера такую хрень стрёмную скачал, Визаж называется, реально чуть не обосрался, даже нормально поиграть не успел, выключил". - с такими словами на следующий день звонил брат, и я понял, что набрёл он, очевидно, на жемчужину от жанра хоррор, ведь впечатлительным его не назовёшь. Xbox пришлось забрать скоропостижно, ибо повод был более, чем веский.

Гостиная, ставшая почти родной. Рядом с телевизором видеомагнитофон, куда будем вставлять важные для продвижения по сюжету VHS кассеты.
Гостиная, ставшая почти родной. Рядом с телевизором видеомагнитофон, куда будем вставлять важные для продвижения по сюжету VHS кассеты.

Играем мы за мистера Андерсона. Не за того, который выбрал красную таблетку вместо рутины в офисе, а за того, который застрелил жену и двоих детей(Эй, Торк, ты не одинок!). Для Дуэйна, так зовут главного героя, 1985 год выдался непростым по нескольким причинам: во-первых, массовое убийство в его исполнении, а во-вторых, на долю несчастного выпало блуждание в своеобразном "лимбе" - доме, где совершил жестокое преступление не только лишь он, но и бывшие хозяева, истории которых нам и предстоит распутать, прежде чем понять, что сподвигло Андерсона на кровавый поступок. Ответ - алкоголь и хлорпромазин, не благодарите.

Без загадок с картинами нынче никуда.
Без загадок с картинами нынче никуда.

На главный вопрос, что конкретно мы должны делать в игре, можно ответить так: ходить, не наблюдая собственных ног(бюджет не позволяет, извините), в поисках ключевых и расходуемых предметов, в надежде на их дальнейшую пользу, попутно избегая задержек в тёмных уголках локаций. Из расходников, инвентарь Дуэйна пополнит "светообразующий" хлам вроде лампочек, свечей(их нужно вкручивать в предназначенные для этого места - канделябры, светильники и подсвечники), а кроме того, таблетки успокоительного. Последние нужны для погашения заполняющейся шкалы безумия, ну или страха темноты - не успел выпить вовремя - нечисть тут как тут, далее - скрипт скримера, анимация убийства(к сожалению, всегда одинаковая для определённого врага), загрузка. Звучит тривиально, даже неинтересно, но есть нюанс.

Вас тоже ночью на сладкое тянет?
Вас тоже ночью на сладкое тянет?

Атмосфера в игре не просто густая, её хоть ножом режь. Мы не всегда понимаем, что именно нужно делать и куда точно идти(ближе к концу я даже заглянул в прохождение, каюсь, но как я должен был догадаться про чёртову половицу?),перманентно находясь в диком напряжении. Взяли в прихожей любопытный артефакт, любезно повешенный на полку - будьте уверены, дом уже запустил новую главу кошмара, а вам остаётся нащупать новые лазейки в уже изученных апартаментах.

Всего историй в Visage четыре, включая трагедию главного героя. Каждая глава включает в себя поиск квестовых предметов(кассет, масок и прочего ритуального барахла) и решения не всегда логичных головоломок. Любителей жанра, это обстоятельство, надо думать, не оттолкнёт, а напротив - раззадорит. Ну что ж, удачи вам с пресловутой половицей.

Обязательная толика сюрреализма. Не Visage это начал, не он закончит.
Обязательная толика сюрреализма. Не Visage это начал, не он закончит.

Во время прохождения, со мной произошёл неприятный и несколько жутковатый случай, заставивший отказаться от использования вибрации на пухлом джойстике от слова совсем. В очередной раз, когда острые когти здешнего Бабадука впились в живот Андерсону, мой геймпад разразился подозрительно мощной и долгой вибрацией(её интенсивность не удалось снизить ни в настройках самой консоли, ни в настройках игры), такой долгой, что она продолжалась даже после загрузки "в гостиной". И прекращаться вибрация не собиралась вплоть до выхода из игры. Всё бы ничего, играл я в наушниках, дабы не мешать своей половинке спать, но предательская вибрация подняла на уши и её. Подозреваю, что ни один вибратор во вселенной не звучит громче геймпада от Microsoft. Положа руку на сердце, заявляю, dual shock 4 гораздо приятнее, тише, мягче и вообще лучше во всех отношениях, чем джойстик от Xbox SS. Вот ещё бы стики не дрифтили... но это уже другая история.

Сражений в игре нет, и пусть вас не смущает кувалда в руках героя - она ему так, стены ломать.
Сражений в игре нет, и пусть вас не смущает кувалда в руках героя - она ему так, стены ломать.

Скримеры - есть основа Visage. Не секрет, что эффект от этого хоррор-приёма бывает разный: скример оказался слишком ожидаемым и потому нестрашным, весьма неожиданным, потому раздёргивающим, или вполне ожидаемым, но от того не менее эффектным. У SadSquare Studio получилось третье. Эффектно, жёстко, красиво, пусть и не слишком разнообразно. С задачей разработчики справились на славу - от игры за километр несёт неуютом и тревожностью. Мерцающий стробоскопоным светом коридор, кухня, словно недавно покинутая суетливой хозяйкой, тускло освещённый подвал, чердак, захламленный старыми вещами, детская - всё выглядит потрясающе, в помещения действительно веришь.

Какой уважающий себя ужастик обходится без госпиталя? Здесь он тоже есть.
Какой уважающий себя ужастик обходится без госпиталя? Здесь он тоже есть.

Вот они, чудеса четвёртого нереального движка. Что касается графики и производительности - даже на консолях прошлого поколения игра выглядит ого-го(специально проверял).

Впечатление, в незначительной степени, могут испортить:

Не всегда адекватное заполнение шкалы "боязни темноты" или "безумия". То есть, вы стоите в, прямо скажем, освещённом месте, но игра почему-то считает, что Андерсону всё равно невыносимо страшно, и это не редко приводит к несправедливой смерти.

Отсутствие рук и ног у персонажа. Бюджет был ограничен, это мы с вами понимаем, но кто-то может и докопаться.

Механика с подсказками, мягко говоря, спорная.

Я человек простой, хочу подсказку - стреляю себе в голову.
Я человек простой, хочу подсказку - стреляю себе в голову.

А теперь, внимание: для того, чтобы вам хотя бы намекнули о дальнейшей цели в виде коротких видений, нужно найти секретную комнату в подвале(!), где стоит стол, на котором лежит револьвер. Ну лежит и лежит. Над ним кнопка действия. Нажимаете. Герой поднимает его невидимыми руками, подносит к виску, и... вы видите знакомую дверь, о которой, конечно, забыли, и понимаете - вот она, подсказка. А в барабане пистолета, тем временем, на один патрон меньше. И что же будет, когда закончатся они все?

А вот поиграйте, и узнаете.

1111
13 комментариев

"Нет ничего страшнее закрытой двери."Меня больше слегка приоткрытые пугали в детстве, за которыми засасывающая темнота, особенно если в эту щель всматриваться.

4
Ответить

Тьма. Ты боишься? Я — нет. Это тьма боится меня

Ответить

Только дошёл до 3 истории и игру из Gamepass убрали... печально, ведь, она вполне интересная. Пару раз скримерами и вайбом способна испугать.

2
Ответить

Крутой хоррор.
Особенно понравилось как кухонная техника разговаривала.
Infliction еще попробуй. Хотя Visage круче во многом.

1
Ответить

Боязнь темноты заложено в наших генах.

Ответить

начал играть. не особо понял пока как устроена механика инвентаря с двух рук, надо пробовать, но долго играть страшновато конечно)

Ответить

Да, меня вот впечатлительным не назовёшь, но я себя во время прохождения чувствовал крайне некомфортно, в хорошем смысле слова. Механики там корявенькие, конечно, но в целом, пойдёт.

Ответить