Как найти своего композитора и не вляпаться в дилетанта
Приветствую, моё имя Назар. Я композитор и аранжировщик. Сочиняю музыку для игр и фильмов. Портфолио можно посмотреть здесь. Сотрудничаю с несколькими инди-проектами: Dictator Glory Fatherland, Sumo tatami и Артур и Шестая эпоха
Эта статья полезна для тех, кто ищет композитора, и для самих композиторов.
Как искать композитора
Сделайте так, чтобы композиторы сами вас искали. Напишите пост в профессиональных пабликах и форумах. Список известных мне сообществ в таблице. Расскажите о проекте и дайте краткое ТЗ. Композиторы сами начнут откликаться. Будьте готовы к гигантскому потоку предложений. Возможно среди них появится нужный человек. Чтобы понять наверняка я выделил 5 признаков дилетанта. Эти критерии помогут сохранить время, деньги и ментальное здоровье.
5 признаков дилетанта
- Слабая база
- Нет опыта работы
- Не умеет вести диалог
- Срывает дедлайн
- Профессиональная стагнация
Если вы ещё не поняли серьезность ситуации, то вот пример что будет, если пустить в проект дилетанта
Слабая база
Чтобы узнать базу композитора - спросите об образовании. Под образованием я имею ввиду те учебные заведения, которые предлагают структурированную систему знаний. Самый хардкорный вариант музыкального образования: музыкальная школа+училище+консерватория=16 лет.
Я учился в Московской школе кино и Институте звукового дизайна. Это альтернативный 16 годам путь. За год преподаватели из индустрии помогают сформировать необходимую базу. Обучающие видосики и онлайн-курсы работают как дополнение к основному образованию. Если вы думаете, что можно сформировать прочную базу по видосам чувака с ютуба то
Встречаются выдающиеся композиторы-самоучки: Ханс Циммер, Густаво Сантаолалья. Но это исключения. Большинство знаменитых композиторов: Кевин Маклауд, Рамин Джавади, Джереми Соул, Пол Ромеро и т.д. - имеют музыкальное образование.
Нет опыта работы
Представим выпускника консерватории с красным дипломом. Он умеет сочинять музыку. Но сможет ли такой композитор написать музыку для игры или фильма, если у него нет такого опыта? Зависит от того, сколько времени вы готовы уделить композитору.
Придется много общаться и вносить правки.
Моим первым проектом была дипломная работа выпускницы режиссерского факультета КИТ. До этого я никогда не сочинял музыку для кино. Режиссер очень подробно рассказывала как должна работать музыка в её фильме. Я впитывал информацию и учился на ходу. В итоге мы добились хорошего результат и остались довольны сотрудничеством.
Плюс в том, что композитор без опыта может согласиться работать для портфолио. Если вы не готовы рисковать и тратить много времени на разговоры, то берите композитора с опытом.
Не умеет вести диалог
Грубость и хамство точно не помогут успешно завершить проект. Но проблему в общение можно не разглядеть в начале. Чем позже проблема проявится, тем хуже для вашего проекта.
Обсудить острые вопросы - лучший тест на адекватность. Сделайте это до того, как начнете работать. Уважайте своё и чужое время.
Острые вопросы:
- Оплата
- Дедлайн
- ТЗ
- Авторские права
- Стиль общение
- Рабочее время
Срывает дедлайн
От старших коллег я слышал утверждение, что работодателю важнее не талант, а способность соблюдать дедлайн. Как понять, что композитор не похерит дедлайн? Спросите у тех, с кем он работал. Если композитор не умеет успевать в срок - он дилетант.
Профессиональный застой
Так бывает, когда профессионал уже 20, 30, 40, ∞ лет в индустрии. С годами может появиться уверенность, что ты всё знаешь и умеешь. “Я делал это уже тысячу раз! Зачем что-то менять, если и так всё работает?”
Рабочие шаблоны уместны, когда нужно сделать что-то конкретное, быстро и качественно. Если ТЗ совпадает с видением композитора, тогда нет проблем. А справится ли композитор с задачей, которая для него не характерна?
- Оцените разнообразие жанров в портфолио композитора
- Спросите готов ли композитор к экспериментам
Эти признаки помогут вам убедиться в компетентности композитора или выявить в нем дилетанта.
Насторожитесь, если есть хотя бы один признак. А если есть все …
(Шутка) В дилетантстве нет ничего плохого. Я тоже был дилетантом. Но мои первые заказчики поверили в меня. В общении с работодателем я стараюсь показать адекватность и стремление учиться. Этих вводных иногда достаточно для начинающего заказчика. Главное двигаться и развиваться, а всё остальное придет с опытом.
Не бойтесь быть дилетантом, бойтесь им оставаться.
5 признаков дилетантаЯ бы начала с
Нет опыта работы
А весь секрет в том что число ждуниоров композиторов на количество проектов зашкаливает. Их реально что то около 1000+ на 1 место в 1м проекте
Да и вообще условный Мик Гордон, Цимерман и Михил ван ден Бос могут за месяц делать музыку для 1 го проекта - который делается лет 5...
Поэтому сегодня самый простой реалистичный способ попасть на композитора в геймдев - это начинать с Саунд Дизайна. Звуков взаимодейстивия и окружения.
И если кому то кажется что он выше этого. То так начинали многие профи даже в 90е - та же звезда Джереми Соула взошла не потому что он был хорош как композитор - а потому что он работал над тотал анигилейшн в качестве саунд дизайнера, а музыку записывал в свободное время дома. И потом пришел к руководству с уже готовой музыкой. Ему НЕ ЗА музыку платили в Cavedog Entertainment, а за звуки:)
И лишь после того как он прославился с наградой "лучшая музыка в игре" - на него посыпались заказы чисто ради музыки.
Хороший способ, но он может не всем подойти. Другой вариант - это заниматься только музыкой, но в разных проектах: кино, игры, театр, реклама, аудиокниги и т.д.
Когда читаю подобные статьи, мне становится грустновато.
Когда уже было чуть за 20 - стукнул кулаком по столу и решил, что не пропадать же скиллам. А из-за семейного форс-мажора, пройдя вступительные в СПбГУКиТ, пришлось в самый последний момент соскочить. По телефону напутственно так ещё сказали, мол, возвращайтесь на следующий год.
Ну а за этот год и помидоры подзавяли уже.
После этого, правда, успешно поработал над несколькими проектами (только не геймдев; видео), но на тот момент уже вообще в другой стезе работал и сил превозмогать, как чувак выше написал, шанс 1000к1, уже не особо осталось.
Впрочем, на периферии в голове по-прежнему что-то такое крутится. Эх.
Ну а тебе удачи, нормальная такая статья, да. (хоть понятно, что и полурекламка))
Спасибо за отзыв, все мы не без греха.)
Если бы можно было поставить 2 плюса, поставил бы. В кой-то веки профильная статья на ресурсе.
Хорошая статья. И как самореклама тоже грамотно. До пандемии я занимался живыми выступлениями и аранжировками для них. Лет 10 примерно. Все скатилось в кабак. Композитору сейчас - вообще не понятно зачем жить. )))
Соглашусь, что в композиторской профессии очень непросто, особенно на старте. Однако, есть способы пробиться к клиентам и стать востребованным в профессии. Думаю написать об этом статью, когда появится больше пруфов