Обзор и классификация игровых эффектов оружия и способностей в играх

Проснулись, улыбнулись и выкатываем новую статейку на тему геймдизайна. Разберем, какие различные игровые эффекты доступны игроку в сражениях и не только.

Содержание

Введение

Постараюсь разделить и классифицировать эффекты и способности по группам, но иногда буду залезать на смежные категории, без этого никак, уж очень часто они пересекаются.

Вариации урона

Начнем с главного — урона. Обычно он именно в таком виде фигурирует в играх и варьируется от оружия к оружию. В комбинации со скоростью атаки и дальностью создает всем известный классический арсенал и градацию по мощности. Но сейчас не об этом.

Обычный урон оружием может подразделяться на виды. Например, в живой песочнице Mount&Blade оружие может наносить дробящий/режущий/рубящий/колющий урон в зависимости от типа оружия и направления удара, а в вампирской рпг Vampire MB урон делится на летальный/сверхестественный. В серии Fallout оружие подразделяется на физическое/энергетическое.

Рядом стоит представление урона от заклинаний и активных способностей через различные стихии: огненный/электрический/химический в Cyberpunk 2077, яд/кровотечение/огонь/холод/электричество в TES: Skyrim и Divinity OS, а также дополнительно гниль/безумие/болезнь в Elden Ring.

Игромеханически все это разнообразие не отличается друг от друга и играет больше на визуальное разнообразие. Для придания изюминки своему проекту есть смысл придумать подходящий вам набор, например, для жанра биопанк использовать плесень/желчь/вирусы и т. п.

Смысла в разнообразии типов урона вносит использование системы сопротивлений/уязвимостей в виде особых свойств персонажей или характеристик экипировки. К примеру, в Baldurs Gates 3 игрок всегда может посмотреть на особенности своих противников, выясняя, к какому типу урона они устойчивы, а к какому уязвимы.

Дополнительно в игре может быть несколько параметров «здоровья» с уроном отдельно по ним. Так в серии Корсары пушечные снаряды могут специализироваться на повреждении корпуса/парусов/экипажа кораблей, в Mass Effect 2 оружие может лучше справляться со здоровьем/щитами/броней противника, а в Faster Than Light игрок может повреждать как корпус, так исключительно экипаж или системы корабля. В Мarvel guardians of the galaxy противники и вовсе могут защищаться разноцветными щитами, уязвимыми к определенному «цветному» урону, а в TES Morrowind можно наносить урон по целостности экипированной брони врага. А раз есть защита, то должен быть и способ ее обойти. В Warhammer Chaos Gates 2 некоторые способности и оружие игнорируют броню, а персонажи в League of Legends наносят прямой урон в обход защиты цели.

Для придания большей уникальности боевые эффекты могут комбинироваться как в TES Skyrim, где урон молнией также выжигает у цели ману, а холодом — отнимает запас выносливости и замедляет противника. Еще один метод — ввести систему взаимодействия стихий как в Divinity OS когда, например, воду можно покрыть льдом заклинанием холода или испарить до облака пара с помощью заклинаний огня. Разные типы урона могут различаться по последствиям, так летальный и сверхъестественный урон в Vampire MB регенерируются персонажем игрока с разной скоростью, а дробящий урон в Mount&Blade наносит не смертельные ранения и позволяет набрать пленников после сражения. Огонь в Dark Messiah of M&M и серии стратегий Stronghold не вызывает эффект урона при горении, но может поджечь противника, спалив до смерти при взаимодействии с маслом. В Underrail же огонь не только наносит урон цели, но и вводит ее в состояние паники. Еще один способ разграничения типов урона может быть заключен в балансе. В Fallout 3 энергетическое оружие сложнее найти, дороже ремонтировать, но и защита от него встречается значительно реже.

Вечеринка огонь
Вечеринка огонь

Немного особняком стоит критический урон в виде множителя повреждений по уязвимым точкам/конечностям в виде, например, хэдшотов в Call of Duty или дополнительный бонус к урону в Baldurs Gates 3.

Рядом на пограничье со следующим разделом находится эффект вампиризма из Dungeon Siege или серии Diablo, который отнимает здоровье врага, пополняя свое (эдакая комбинация урона и лечения на полную величину или долю от наносимого повреждения). Специфический вариант эффекта имеют строители в Supreme Commander, которые могут перерабатывать остовы уничтоженной техники или непосредственно врагов в основной производственный ресурс — сплавы. Орки-грабители в Warcraft 3 ударами по строениям перекачивают в свою казну золото противника, а утилизационная граната в Prey 2017 перерабатывает цели напрямую в ресурсы. По аналогии героиня Bloodrayne 2 перекачивает вражеское здоровье-кровь в заряды для своих кровавых пистолетов. А магические эффекты из TES Oblivion позволяют вытягивать из противника не только здоровье, но и ману, выносливость, а также его физические параметры: силу, ловкость, скорость и т. д., временно передавая их персонажу.

Манипуляции над параметрами

Как вы уже догадались, любые параметры можно не только отнимать, но и повышать, восстанавливая цели здоровье, броню, щиты, ману, выносливость, характеристики, прочность оружия и брони, целостность корпуса и т. п. За это отвечают эффекты ремонта и лечения в Mad Max, поддерживающие заклинания и проклятия в Dragon Age, эффекты уязвимости к огню при нагреве или холоду и электричеству при промокании в Divinity OS, а также повышение атаки/защиты в SW KOTOR с помощью техник силы. В Xcom 2 оперативники получают бонусы/пенальти к вероятности попасть по врагу в зависимости от типа выстрела, а в Hard West за шанс избежать ранения отвечает параметр удачи, который растет при получении ранения и уменьшается при вражеском промахе.

В качестве изменяемых параметров может быть отвечающая за расталкивание врага масса юнитов в Warhammer TW 3, прозрачность (эффект хамелеона) в Fallout 4, невидимость в Baldurs Gates 2, переносимый вес и скорость работы дубликантов в Oxygen Not Included, скорость передвижения и управляемость машин в Need For Speed Most Wanted. Накапливаемый стресс в Darkest Dungeon, Call of Cthulhu Dark Corners of Earth или мораль отрядов в Rome Total War и Age of Wanders. Алиса в Alice Madness Return способна уменьшаться для пролезания в мелкие проходы, а заклинания в Baldurs Gates 3 позволяют как изменять размеры персонажей, так и менять свою расу в качестве маскировки. Боевые стили трансформации в Jade Empire превращают персонажа в различных демонов, а герой Divinity 2 Ego Draconis может перевоплощаться в дракона, фактически меняя восприятие игровой локации. В Clive Barkers Jericho дух главного героя способен перемещаться между телами членов команды, беря их под контроль, а в Dishonored персонаж может вселяться в крыс, рыб и даже самих врагов.

Фактически вы при желании можете сделать в своей игре изменяемым практически любой внутриигровой параметр через прокачку, зелья, способности, заклинания, экипировку, тюнинг и т. п.

Положение в пространстве

Теперь рассмотрим различные эффекты манипуляции с положением цели. Ускорение/замедление в TES Skyrim, притягивание/отталкивание в SW Jedi Academy, захват врагов руками в Prototype, смещение противника в сторону при ударах в Battle in tight spaces, подбрасывание в воздух в Devil May Cry, спуск воздушных юнитов на землю ловчей сетью в Warcraft 3, возможность уронить противника на землю выстрелом в ногу или подкатом в Dishonored, обездвиживание врага при повреждении обеих ног в Fallout 4. Вариантом захвата также является телекинез в Control.

Не рвись, держись

Менее агрессивными манипуляциями с позиционированием можно назвать левитацию в Arx Fatalis, телепорт в Divinity OS, обмен местами с целью (блен, не могу пример вспомнить), плавное падение в Deus Exe HR, переход в мир духов в Prey, перемещение между временными линиями в одном из заданий Dishonored 2. В тактической игре Chroma Squad во время движения персонажи по команде могут подбросить активного напарника, увеличивая дальность его перемещения, а в жестокой но комедийной Stubbs the Zombie игрок временно покидает тело и берет контроль над отделенной рукой или головой персонажа-зомби. Многие юниты зергов в Starcraft 2 способны скрываться, зарываясь в землю.

Рядом с обездвиживанием стоит многогранный эффект стана противника. Это может быть незаметный но вездесущий микростан в серии Mortal Kombat, позволяющий непрерывно продолжать свою серию ударов, временная заморозка противника плазмидом в Bioshock или с помощью гипсопушки в Prey 2017, окаменение в Baldurs Gates 3, эффект паралича в играх серии TES, ослепление стражей известью в Plague Tales, сбой имплантов через вирус в Cyberpunk 2077, дисциплина на замешательство в Vampire MB и остановка времени в Dishonored (эдакий паралич всего мира).

Контроль поведения

Следующей на очереди манипуляция с поведением цели.

Повелся на донат.

Для начала противника можно привлечь к своей позиции с помощью свиста в серии Assasins Creed или отвлечь броском камня в серии Far Cry. Когда вас заметят, то можно стереть память обнаружившему с помощью вируса в Cyberpunk 2077 или успокоить его агрессию заклинанием в TES Oblivion. Если же бой начался, то противников остается ввести в состояние ярости с помощью ядовитого дротика в Fallout 4, захватить над ним контроль дисциплиной в Vampir MB или запугать заклинанием в TES Skyrim, а также натравить на своих союзников с помощью плазмида-маркера в Bioshock. Призванных существ, демонов или нежить маги могут подчинить своей воле или изгнать из мира в Baldurs Gates 3. Также противников можно заставить навредить себе или рипнуться (не одобряем). Героиня Bloodrayne: Terminal Cut способна заражать противников, чтобы использовать в качестве ходячих бомб, а гомункул в стратегии W40k Dawn of War: Soulstorm по желанию может взрывать остатки душ погибших врагов на поле боя. Уже павших противников можно использовать для поднятия скелетов в Warcraft 3 или зомби в Divinity OS, а в TES Skyrim поднятый зомби является временно ожившим персонажем, сохраняющим прижизненные способности, характеристики и экипировку. Собственно, само оживление напарников играет важную роль в партийных РПГ. Также упомянем распространенное заклинание полиморф, превращающая врага в невинного зверька или способность мимиков в Prey 2017 копировать окружающие предметы для маскировки. Если же целью является механическое или электронное устройство вроде турели или камеры наблюдения, то их зачастую можно включать, отключать, подрывать и перепрограммировать при взломе.

Дополнительные эффекты

Немного особняком стоят визуальные эффекты. Это могут быть покачивания экрана и замыливание при повреждении конечности в Fallout или встрече с неописуемым ужасом в Call of Cthulhu. Сбои в интерфейсе при взломе хакером игрока в Cyberpunk 2077. Иллюзорные враги, которые мерещатся персонажу при злоупотреблении стимуляторами в System Shock или персональные глюки по ходу повествования у героев в кооперативной Dead Space 3. Также это могут быть и полезные эффекты вроде ночного видения морпехов и подсветки врагов шлема хищника в Aliens vs Predators или пометка ценных предметов в Vampire MB при повышении навыка обыска.

Наряду с упомянутым раньше изгнанием противников стоит обратная способность — призыв союзников, в роли которых могут быть аватары стихий в Heroes of M&M 5, яйцо со случайным существом или каменная стена в Kings Bounty: Принцесса в доспехах, плотва в Witcher 3 или призванное оружие и броня в серии TES.

Отдельной категорией идут ограничения возможностей противника. Заклинания тишины, не позволяющие колдовать магам или контрзаклинания в Baldurs Gates 3, способности паладинов по отмене магии в Dragon Age. Выбивание оружия из рук в TES Oblivion или вывод его из строя в Cyberpunk 2077. Также противнику можно запретить восстанавливать свое здоровье проклятьем в BG 3. Но ограничения могут быть направлены и на игрока. Так орки в LOTR Shadow of Mordor приспосабливаются к стилю боя персонажа и могут препятствовать попыткам перепрыгнуть через них или захватить врасплох, а беззащитные в ближнем бою жители дворца в Sekiro при обнаружении персонажа вытягивают из него жизненные силы, ограничивая возможности и делают его уязвимым даже перед ними.

Старость - не радость

Из нестандартных эффектов можно вспомнить поглощение заклинаний из TES Oblivion для восполнения маны, а также возращение урона атаковавшему, например, через перк «рикошет» из Fallout 4. Эффекты на игнорирование урона от атак с некоей вероятностью давала пастору носимая им кираса в Call of Juares или на время своего действия защищала магия области неуязвимости в BG 3. В противоположность, иногда игроку требуется отменить вражескую невосприимчивость к урону, например, закоротив силовую броню босса рейдеров с помощью водяного пистолета в Fallout 4 Nuka World или нагревом в лаве хранителя кузни в том же BG 3.

Отдельным видом дебафов можно назвать различные травмы наподобие эффекта повреждения конечности в Fallout 4 или пробой корпуса и возгорание отсека с помощью ракет в FTL.

В качестве варианта воздействия на персонажа может быть ограничение шкалы здоровья после обгорания в Hunt Showdown, накопления радиации в Fallout 4, пожар в рюкзаке в Backpack Hero, мешающий использовать предметы, или затопление оборудования в Oxygen not Incleded.

Способности могут влиять и на окружение. Помимо пресловутой разрушаемости всего и вся в Worms, напрашивается возможность менять ландшафт в серии Периметр или изменять высоту гексов в Urtuk. В непростой игре Noita с помощью заклинаний игрок способен превращать среды из одной в другую, например, воду в горючий алкоголь, а заклинания из Divinity OS зачастую оставляют после себя последствия в виде луж масла, воды, яда или облаков пара.

О принципах действия эффектов

Ну и немного об общих принципах применения.

Используемый эффект может действовать прямо на выбранную цель, применяться на себя, воздействовать на область в виде круга, конуса, линии, ауры, накладываться на оружие или другой элемент экипировки, может воздействовать на несколько выбранных целей сразу или перескакивать с одной цели на другую.

Эффект может срабатывать сразу, длиться некоторое время (как кровотечение в Darkest Dungeon), срабатывать при накоплении до заданного порога (серия Souls) или при определенном условии (в Sekiro молния наносит урон, если пострадавший касается земли), может действовать после задержки, а также требовать времени на подготовку/сотворение (мощные заклинания в Dragon Age Origins).

Вроде, ничего не упустила, основное все перечислено. Если есть что добавить, пишите в комментарии, буду дополнять.

2020
9 комментариев

Так орки в LOTR Shadow of Mordor приспосабливаются к стилю боя персонажа и могут препятствовать попыткам перепрыгнуть через них или захватить врасплохиз похожего мне на ум приходит Мистер Фриз из бетмен аркхем. Суть в том, что это босс, для победы над которым нужно нанести 5 ударов со стелса, причём обязательно разными способами(со спины, с прыжка, проломить стену и т.п.) Почему обязательно разными? Потому что после каждого удара он закрывают свою уязвимость, позволявшую тебе нанести такой удар. К примеру, ударишь ты его со спины, и теперь он постоянно включает генерацию холода сзади, и если ты попытаешься снова напасть со спины, ты то ли подскользнёшься, то ли Фриз тебя сразу обнаружит.

1

Да, помню, сражение было похоже на головоломку.

1

ты упомянула Dishonored про перемещение между временными линиями, и тут я докину ещё примеров:
- в Titanfall 2 такая штука используется, жаль, в одной главе
а вот на постоянной основе:
- серия Legacy of Kain, а конкретно в Soul Reaver, Defiance
- игра по фильму Constantine тоже строилась на решении задач в двух временах
- Silent Hill: Origins давала возможность через зеркала переходить в кошмарную копию мира

1

Но как активный предмет или способность из упомянутых - да, только Dishonored 2 и Titanfall 2
Но я тут вспомнил ещё про перемещение между временными периодами в Prince of Persia: Warrior Within - там был как бы открытый мир в духе метроидвании и можно было просто по сюжету идти, а можно было зайти в такой закоулок во времени и пространстве, что найти какое-то особо мощное оружие

А вот говоря о манипуляциях приходит в голову Prince of Persia: The Forgotten Sands - там у гг есть способность восстанавливать разрушенные куски окружения. Туда же можно отнести Singularity того же года, там у гг перчатка, что позволяет как восстанавливать объекты, так и состаривать их до состояния пыли, причём как окружение, так и врагов
Ещё на эту тему можно назвать Timeshift, но в неё ещё не играл
А вот с перемещением в пространстве есть такая Inversion, от авторов Timeshift. В этой игре взаимодействуешь с гравитацией, то включаешь, то переносишь её на другую плоскость.
Ещё в пространстве можно вспомнить Bionic Commando - там роборука, что юзается как крюк-кошка (ну и с самой крюк-кошкой тоже много игр). Что примечательно, в перезапуске Bionic Commando в этой руке у гг был заключён цифровой слепок сознания его жены

1

большое спасибо за, как и всегда, классный и полезный материал!

1

с похищением здоровья мне вспоминаются перчатки из Heretic - они перетягивают здоровье из врагов в игрока

1

обмен местами с целью (блен, не могу пример вспомнить)в доте есть герой венга, у неё ульта — меняет свою позицию с выбранным героем, неважно союзник это или враг. Простой, но очень эффективный скилл, способный перевернуть казалось бы уже проигранный бой.
Вообще в доте десятки различных механик по перемещению, и они работают по принципу камень ножницы бумага, на каждую найдётся своя котрмера, тебе с точки зрения разработчика должно быть интересно.