История о знакомстве с серией Shin Megami Tensei и мнение о Revelations Persona

Перед основной частью данной статьи мне хотелось бы сделать небольшое отступление.
Статья по Revelations Persona является моей, так сказать, первой пробой пера в объёмном рассказе, о полученных впечатлений от видеоигр. Поэтому прошу сильно не критиковать за какие-то косяки, неточности, и кривое оформление текста с картинками.
Спасибо за понимание и приятного чтения.

Начну с того, что серия игр Shin Megami Tensei и её спин-оффы с 2017 года являются неотъемлемыми видеоиграми в моей жизни в сфере виртуальных развлечений. Каждый год я прохожу ту или иную игру из этой любимой вселенной. И именно сейчас, после прохождения Revelations Persona, мне захотелось поделиться мнением о первой игре серии Persona и моей историей знакомства с серией SMT.

История о знакомстве с серией Shin Megami Tensei и мнение о Revelations Persona

Во франшизу, да и в сам жанр JRPG, к которому не прикасался вовсе, и в то время не пробовал играть даже в обожаемую многими классику под треклятым названием Final Fantasy VII, я влился только тогда, когда поиграл в одну из частей серии Persona. Что самое удивительное во всей этой истории, так это то, что я начал не с пятой, которая, конечно, послужила на момент выхода толчком к знакомству с атлусовскими играми. На тот момент я, можно сказать был ноль в английском языке, поэтому остановился только на трёх частях с русским переводом: корявый перевод Revelations Persona от Kudos и Persona 2: Eternal Punishment от RGR Studio для PlayStation 1, а также вполне, по моему скромному мнению и как показано ниже на скриншоте, качественная локализация Persona 3 FES на Playstation 2 с японской или английской озвучкой.

Пример качественного русского перевода Persona 3 FES
Пример качественного русского перевода Persona 3 FES

Играл я сначала с японской озвучкой на эмуляторе, но потом, после первого босса, сохранения по непонятной мне причине пропали. По итогу пришлось начать заново уже русскую версию, сначала с японской, а потом с английской локализацией на прошитой PS3. Причина в смене дубляжа была в том, что я случайным образом удалил ISO-образ с японской локализацией, и после удаления, нашёл его уже с английской. И самое интересное, что разницы в смене дубляжа я не заметил, потому как у меня было большое желание узнать, что же там по сюжету дальше. Игру я проходил минимум полтора-два месяца, то есть, с июля по август, так как в июне был занят уже сам не помню, чем.

В процессе прохождения третий части я не замечал никаких недостатков, включая то, что нельзя управлять другими персонажами, кроме главного героя и Тартар на тот момент не казался таким унылым. Также я старался по максимуму прокачать почти всех персонажей, Social Links, выполнял почти все квесты, тратил много времени на создание Персон и даже, к своему удивлению, убил, хоть и с 3-4 попытки, одного из секретных боссов, чтобы открыть дополнительное подземелье.

После прохождения основного сюжета Persona 3 FES я начал играть в The Answer и тут у меня начались проблемы... Подробно не буду расписывать, скажу лишь то, что сюжетно меня не затянуло и из-за сложности я посчитал данное творение пустой тратой времени. Одной из главных причин является следующая проблема – чересчур много гринда, а сюжетных кат-сцен наберётся на 40-50 минут. И я бросил прохождение, пока не поздно. Плюс проблема в том, что это уже был конец лета, и в этот момент я потихоньку начал переключаться на учёбу.

Собственно, в какой-то момент я начал играть или просто пробовать почти всё, что выходило по франшизе Megaten. Играл я в разнобой. То в ремейк Persona 1 на прошитой PSP, где я дошёл до середины игры и дальше не понял куда идти. То начал проходить, непонятно зачем, Persona 3 Portable за мужского протагониста, а не, по логике, за женского. То пробовал Persona 4 Golden на прошитой PS Vita с русифицированным интерфейсом, где застрял в детективной части истории, если мне память не изменяет. Также я пробовал Shin Megami Tensei 3: Nocturne и Digital Devil Saga на всё той же PS3, где мне было некомфортно играть по причине периодически дёргающегося экрана и низкого FPS, ибо эмуляция данных игр в принципе весьма нестабильна. Ну и самое странное, что я пробовал, так это играть в самую первую Shin Megami Tensei с английским переводом на своей PS Vita, на эмуляторе SNES, и игру я бросил, так как меня убивал почти каждый встречный Якудза, а я не понимал куда идти.

После же, я начал основательно изучать и проходить серию Shin Megami Tensei с её спин-оффами. Сначала я прошёл Persona 4 Golden на стандартную концовку с пропуском кат-сцен, параллельно смотря аниме по этой части, отчего до сих пор стыдно. Потом прошёл Innocent Sin на эмуляторе PSP, чуть ли не за один день. Ближе к новому году закончил проходить ремейк первой части на PSP, и весной уже Eternal Punishment на прошитой PS3 с тем самым корявым переводом на русский. В прошлом году уже прошёл оригинальную Persona 5 на, и по сей день живой, PS3 с русским переводом. И успел пройти позапрошлым летом первую SMT, на эмуляторе SNES, с русским переводом. Причём на нейтральную концовку, что значит с победой над боссами сторон хаоса и закона.

В данный момент, я в процессе прохождения пятой Shin Megami Tensei на Nintendo Switch, а также год назад приобрёл Shin Megami Tensei 3: Nocturne Remaster HD на PS4, и ещё находится в подвисшем состоянии дилогия Digital Devil Saga, которую в шутку люблю называть «Симулятор нищеброда» по причине малого количества денежной игровой валюты.

Свою историю знакомства с данным франчайзом я поведал, теперь пора перейти к самой важной части, где поделюсь сначала своими мыслями о первой игре в серии Persona, после проведу наглядное сравнение с ремейком, и озвучу своё мнение, в какую из этих версий лучше сейчас играть. Я это говорю потому, что во время прохождения PS1 версии у меня возникали мысли вроде «А прошла ли она проверку временем и что всё же лучше?» Поверьте, здесь есть о чём поговорить.

Обложка Revelations Persona
Обложка Revelations Persona

Оригинальная игра под названием Megami Ibunroku Persona, которая в Америке локализована как Revelations Persona, стартует с весьма меланхоличного опенинга, начинающегося с цитаты китайского художника и философа:

Однажды мне приснилось, что я – бабочка.

Я забылся, и знал только о счастье бытия бабочки.

Вскоре, я проснулся, и я был самим собой.

Мне снилось, что был бабочкой?

Или мне сейчас снится, что я – человек?

Чжуан Цзы
Опенинг Revelations Persona

Первое, на что можно бросить взгляд и оценить при запуске игры, так это прекрасный визуальный стиль окружения от художника Кадзумы Канеко, а также необычайно атмосферный саундтрек, который сочинил Шоджи Мегуро вместе с другими четырьмя композиторам, и именно он ответственен за создание уникальной темы для бархатной комнаты под названием «Aria Of The Soul», звучащей в каждой игре серии в разных аранжировках.

История Revelations Persona стартует с того, что группа подростков из восемь человек, включая протагониста игры, находящихся в школьной подсобке, собираются сыграть в игру под названием Персона. Это игра по призыву, которая позволит увидеть своё будущее. В участии принимают четыре игрока в квадратной комнате, которые становятся по её углам. Сначала первый человек выкрикивает что-то вроде «Персона, персона. Пожалуйста, приди ко мне!» и подходит к другому человеку в следующем углу, чтобы тот проделал тоже самое. И через некоторое время после, как казалось, неудачной игры по призыву, герои видят призрак плачущей маленькой девочки, которая просит о помощи, затем пять подростков, включая протагониста истории, падают без сознания от сильного удара молнии.

Кадр из Revelations Persona
Кадр из Revelations Persona

Во сне протагонист, в так называемом коллективном бессознательном, встречает Филимона, где тот спрашивает имя героя. Протагонисту можно дать любое имя, но по канону одноимённой манги его зовут Наоя Тодо и для удобства буду называть его так. После того, как мы дали имя протагонисту, Филимон рассказывает о том, что мы получили свою персону, и прощается с нами.

Филимон
Филимон

Герои пробуждаются в больничной палате своей школы, куда приходит классная руководительница по имени Саэко Таками (a.k.a. Мисс Смит). Также она учительница Наои, которого обучает на дому. В школе нам говорят, что хорошо бы навестить подругу по имени Маки Саномура, которая сейчас находится в госпитале. По ходу прогулки до больницы, можно побродить по школе, и по другим районам города под названием Микаге-чо. Придя в больницу, герои беседуют с Маки, однако у неё случается очередной приступ, и подростки, позвав докторов, стали ждать в коридоре. В этот момент раздаются странные толчки наподобие землетрясения и, когда они прекратились, герои слышат крики на втором этаже. Там группа школьников видят оживших через какое-то время трупов, и подростки вступают с ними в бой, где пробуждают свою истинную силу – Персона. Во время пробуждения данной силы звучит каноничная для серии цитата:

Я это ты, ты это я.

Из моря твоей души, я явился…

И здесь, с вашего позволения, я, пожалуй, закончу говорить об истории первой игры, ибо я считаю, что нет никакого смысла, так прям подробно пересказывать сюжет. Да и думаю мало кто захочет видеть текст, искусственно растянутый, с помощью дополнительных пяти страниц со всеми мельчайшими подробностями. Скажу лишь то, что сценарист Тадаши Сатоми – Гений с большой буквы г. Он умудрился написать историю не о героях, а о простых людях, которые хотят быть этими героями. Тут есть и злодейский злыдень по имени Такахиши Кандори, известного как Гайдо Сардино, который мечтает стать богом, и из-за него начался весь этот беспредел в городе. Особое внимание уделяется истории об отчаявшейся Маки, которая пытается отыскать смысл жизни, как, впрочем, и многие из нас.

Портрет Такахиши Кандори
Портрет Такахиши Кандори

Атлус умудряются в игре, которой почти исполнилось 26 лет, показать, пусть и в гиперболизированном виде, последствия замкнутости, зависти и обиды, которые многим из нас знакомы. На моей памяти подобные темы поднимали в, недавно пройденной мною, трилогии Рема Микальски под названием «Дьявол прошёл здесь».

В Revelations Persona существует две концовки, которые зависят от того, как вы отвечаете на вопросы, и какие решения принимаете по ходу сюжета. Ибо от этого зависит сколько ещё часов вы в игре проведёте, и когда сюжетная ветка закончится. Варианты, скажем так, не всегда очевидны, и даже одна фраза способна напакостить прогрессу из целого диалога, что означает либо чаще сохраняться, либо использовать гайды.

Поэтому если вас всё это отпугивает, то с историей Revelations Persona я рекомендую ознакомиться хотя бы в формате игрофильма или манги по мотивам игры, в которой к моему удивлению хорошо пересказан, и даже расширен сюжет из видеоигры, включая характер протагониста, а также, что меня удивляет, у неё есть качественный фанатский перевод на русский язык. История этой игры действительно заслуживает ваше внимание.

Страница из манги-адаптации Megami Ibunroku Persona - Be Your True Mind
Страница из манги-адаптации Megami Ibunroku Persona - Be Your True Mind

Стоит ещё, как мне кажется, рассказать о спорной американской версии, выпущенной за пределы Японии. Так как следом за положительными моментами игры стоит сказать, что на первом впечатлении могут сказаться её ряд существенных отличий от оригинальной версии.

Атлус, чтобы продать игру за пределы страны восходящего солнца, что логично и лично я считаю правильно поступили, открыли отдельное подразделение под названием ATLUS USA. Вот только похоже эти люди не понимали, как именно западные игроки воспримут всё происходящее в игре, а до релиза треклятой Final Fantasy VII оставался ещё год. По итогу место действия перенесли в США, йены заменили на доллары, поменяли названия демонов, оставив окружение Японии. Вышеописанная сюжетная линия была не тронута, за исключением одного момента, о котором позже, и люди знакомые с этим косяком понимают о чём я. Вот с чего и начинается диссонанс, так это с имён и с внешности персонажей. С какого-то перепугу Маки Саномуру теперь зовут Мэри, Кей Нанджо – это Нэйт, Масао Инаба – Марк, Юкино Маюзуми – Юки, Эрико Киришима – Эллен и т.д. Так мало того, что персонажам досталось в плане имён, так ещё решили перекрасить волосы, поменять тон кожи некоторым персонажам, главному герою убрать серьгу, а одного персонажа, то бишь Марка… Сделать афроамериканцем, что породило достаточно мемов и нелепых моментов.

Например, после больницы, где главные герои навещают Маки и в святилище находят её тяжело раненную маму, по имени Сэтсуко (a.k.a. Нэнси в английской локализации), а Масао и Нанджо пошли в полицейский участок за огнестрельным оружием. Герои доходят до школьных ворот, и чтобы пройти надо произнести пароль. Пароль звучит следующим образом:

История о знакомстве с серией Shin Megami Tensei и мнение о Revelations Persona

Розы красные,

Зомби синие,

Но моё лицо белое,

Так что ты знаешь, что я не лгу.

И таких примеров в игре достаточно, что отчётливо бросается в глаза во время прохождения. Особенно, когда Нанджо начинает подкалывать Масао и по итогу выходит перепалка, что выглядит всё равно достаточно забавно без оглядки на прокол ATLUS USA.

Лишь Юкино Маюзуми, Хидехико Уесуги (a.k.a. Брэд) и ещё одного персонажа, о котором через абзац пойдёт речь, не коснулись всяческие метаморфозы в плане внешности, кроме исковерканных имён, само собой.

В принципе, подобные моменты ATLUS USA можно было бы простить, и сказать, что несмотря на всё – это первый блин комом, и в дальнейшем всё исправится, если бы не одно большое критическое «НО». Да, я понимаю, что ещё не коснулся даже геймплея, но стоит упомянуть и прояснить один момент.

Играбельных персонажей в основной игре всего девять, включая одного секретного по имени Рейджи Кидо (a.k.a. Крис), которого можно взять в партию, выполнив десять важных действий по ходу истории. Одно из таких правил – отсутствие пятого члена группы, и во время двух моих прохождений, он пока ни разу не присоединялся к партии, ибо про остальные условия без гайда можно не знать, и их довольно тяжело выполнить ввиду неочевидности. Хотя, мне кажется, что тут вообще сложно узнать про какого-либо ещё пятого члена группы, помимо Хидехико Уесуги.

Так вот, проблема в том, что про таких персонажей, как Юкино Маюзуми, Эрико Киришима и Юка Аясэ (a.k.a. Алана) в определённый момент истории просто забывают через 3-4 часа игры, без всякой на то причины, как будто их не было. Самое интересное, что это не прокол сценаристов игры, а всё тех же ATLUS USA. Они каким-то образом случайно вырезали дополнительные 40-50 часов игры со второй сюжетной линией, под названием «Квест Снежной Королевы» (Snow Queen Quest). Не, на диске она, конечно, есть, открыть её можно с помощью чит-кодов, и в сети даже присутствует прохождение данной истории, но текст, как сами видите, закодирован.

Кадр 1 - Квест снежной королевы 
Кадр 1 - Квест снежной королевы 

Чтобы разблокировать данную сюжетную линию, надо выполнить ряд условий в школе после спасения мамы Маки. Таким образом, можно получить доступ к школьной кладовой, и отыскать там маску снежной королевы.

По школьной традиции, маску использовали в постановке спектакля о снежной королеве, и по легенде, каждый, кто во время выступления примерял данную маску, загадочно-неестественным образом погибал. Взяв эту маску, идём к потайному выходу из школы, и видим, как Масао и Маки уходят, так как эти два события происходят параллельно друг другу. В этот момент приходит учитель Саэко, и замечает у протагониста маску. Несмотря на слухи о том, что эта маска проклята, учитель надевает её, и по итогу она становится одержима духом снежной королевы.

В школе появляется 3 башни: Танатоса, Гипноза и Немезиды, а сама королева превращает школу в свой ледяной дворец. Героям необходимо зачистить эти три башни, и победить снежную королеву. На помощь им приходит Филимон, который говорит, что это только полдела – персонажам необходимо по пути к снежной королеве собрать осколки зеркала, чтобы закончился этот кошмар.

Кадр 2 - Квест снежной королевы
Кадр 2 - Квест снежной королевы

Как в случае с историей про Маки, дополнительный рут имеет плохую и хорошую концовку. Та или иная концовка зависит от количества собранных осколков зеркала, и стоит отметить, что эта сюжетная линия была представлена в манге-адаптации игры.

Сама сюжетная линия может и не дотягивает по, так скажем, крутости бытовых проблем Маки, но зато это вполне удачная попытка в нелинейность наравне с вышедшими в 1995 году Chrono Trigger или первой Clock Tower на SNES. Сейчас в большинстве случаев есть только иллюзия на ту самую нелинейность и, по моему скромному мнению – это халтура. В том же Sonic Adventure 2 или же Nier: Automata, которые я не спорю являются годными играми в сериях, скорее просто открываются продолжения сюжета, чем уклон в совершенно другую историю, а в интерактивном кино, под названием Life is Strange, где большинство выборов толком ни на что не влияют.

На этом первая часть моего рассказа про Revelations Persona подходит к концу. Во второй части будет подробно рассмотрена, и разобрана геймплейная составляющая данного творения атлус.

До встречи в следующей части рассказа про первую персону.

3232
17 комментариев

Спасибо за материал. Проходил печально известную американскую версию еще в 97 году на пс1. А затем нормальное переиздание на psp. Уважаю терпение тех, кто осилит это сейчас, ибо геймплей очень устарел и крайне душный. Именно как игру сейчас бы не рекомендовал никому, т.к. с точки зрения геймплея никакой ценности это сейчас не представляет совсем. А вот с историей ознакомиться очень стоит.

4
Ответить

Пожалуйста и спасибо за отзыв.

Очень приятно слышать, что понравилось. :)

Полностью с вами согласен. Поэтому для тех, кого отпугивает геймплейно первая часть, в том или ином виде, дал знать, что существует манга-адаптация, которая является лучшим способом, без лишних временных затрат, ознакомиться с историей.

2
Ответить

Было интересно почитать, спасибо. Я пока в пути по прохождению основных номерных частей Персоны и танцевальных приквелов/Арены. Осталось немного) Мэйнлайн скорее всего останется на следующий год.
Кстати, интересное совпадение - только вчера выкатила свой обзор на Shin Megami Tensei: Persona https://dtf.ru/u/568271-rin/1265375-proshla-shin-megami-tensei-persona

3
Ответить

Прикольно и интересно написано. Про пропатченный ром вообще не знал. x)
Cам факт публикаций тоже интересный. ^_^

Я как раз таки Мэйнлайны только проходил, кроме Persona 2 Innocent Sin, 4 оригинальных, ремейка Persona 2 Eternal Punishment ясное дело и Persona 5 Royal, Strikers (а её можно считать Мэйнлайном? o.o ). В остальные играл понемногу.

Спасибо за отзыв и подписку. :)

3
Ответить

У меня с мегатенами не особо ладится в последнее время. На днях вот забросил Digital Devil Saga практически в самом начале, где-то с полгода назад до этого забросил Ноктюрн примерно на середине. У первой вроде бы сюжет хорош, интригует и сеттингом, и концепцией, но геймплей уныл. У тройки же всё наоборот. А ведь так бодро начиналось знакомство с франшизой...

3
Ответить

Понимаю и сочувствую вам.

Почти тот же самый случай был когда-то, и периодически случаются до сих пор, у меня тоже.
В Ноктюрн из мегатенов я играл меньше всего. Доходил на эмуляторе 3-4 года назад до печально известного Матадора и бросил. Надеюсь, что ситуацию в будущем исправит купленный ремастер на PS4.

3
Ответить

Как-то искал подходящую версию первых двух персон, не нашёл. Хочется и японскую озвучку (если там вообще озвучка есть), и полный оригинальный контент из японской версии (без этих ваших usa версий и ремастеров), и перевод хотя бы на английский.
Для четвёрки с пс2 скачивал какой-то фанатский патч ради этого.

3
Ответить