Unity стреляет себе в ногу

Разбор полётов. В чём суть смены модели лицензирования Unity? Чем это грозит? Убьёт ли это инди и, в частности, гиперказуалки? Нужно ли прям сейчас бежать на другой движок?

Небольшое видео с разбором ситуации вокруг Unity.

Плоти

12 сентября без всяких предупреждений и обсуждений (ну, почти, но об этом чуть позже) компания объявила, что теперь мзда будет взиматься за число установок.

Unity стреляет себе в ногу

Ну просто...

Plus план вообще убрали для новых пользователей.

В Personal плане с 1 января 2024 появится необходимость периодически авторизовываться.

Starting in November, Unity Personal users will get a new sign-in and online user experience. Users will need to be signed into the Hub with their Unity ID and connect to the internet to use Unity. If the internet connection is lost, users can continue using Unity for up to 3 days while offline. More details to come, when this change takes effect.

Выходит так, что если за 3 дня не авторизовался в системе, то не сможешь даже в оффлайне пользоваться.

Стоит отметить, что в прошлом году компания уже повышала стоимость подписки, но тогда сообщество относительно терпимо к этому отнеслось. Сейчас же полностью поменялась модель.

На форуме в теме с обсуждением на момент создания видео больше 200 страниц.

И даже если отбросить сам факт такой кардинальной смены модели, к самому анонсу куча вопросов возникает:

  • Во-первых, платить нужно за переустановки. Условно, удалил игрок вашу игру, поставил заново, за это нужно платить. Даже если один и тот же игрок будет играть на разных устройствах (тот же Стим акк, но на ПК и на Стимдеке), то нужно платить за установку на каждом.
  • Во-вторых, пока что на уровне слухов, но Unity якобы предлагает компаниям освобождение от сборов. Получить его можно, отказавшись от AppLovin и других сторонних сервисов монетизации. Напоминаю, что в том году Unity купила ironSource.
  • В-третьих, странный момент с геймпассом, который так до сих пор и не прояснили.

Если игра в Геймпассе, то «разработчикам не нужно беспокоиться, поскольку за установки будет платить Microsoft».

Масла в огонь подлил тот факт, что Unity втихую удалила свой репозиторий для отслеживания изменений лицензии, и обновила лицензию, убрав пункт, позволяющий использовать TOS из вашей версии Unity. Последняя версия подразумевала, что если вы сидите на старой версии Unity (2021, 2022), то изменение лицензии на рантайм вас бы не коснулось.

Реакция сообщества

Многие разработчики планируют отказаться от Unity. Создатель Slay the Spire, например. Было уже множество анонсов от различных студий, что новые проекты они будут делать уже не на Unity.

Unity стреляет себе в ногу

На фоне анонса, удаления репо с TOS, судя по всему, уже готовится коллективный иск.

Ещё один интересный момент связан с тем, что Ричитело (CEO компании) слил акций за несколько дней до анонса (но там малый процент), но некоторых шерхолдеры скинули более половины акций компании. Так что ими возможно ещё заинтересуются соответствующие органы.

Unity стреляет себе в ногу

Переобувочки

Подъехал объяснительный пост, который только хуже сделал.

  1. Да, это повышение цены.
  2. Но не беспокойтесь, оно затронет не всех.
  3. Сдирать больше денег будем лишь с тех, кто нормально зарабатывает на своих играх.
  4. Если вы встроите в свои игры наши доп. сервисы, то, ВОЗМОЖНО, сможете получить скидку.

Позже был ещё один пост с разъяснениями. Опять тезиз про то, что «изменение не затронет более 90% клиентов».

Но некоторые пункты чуток улучшили.

  • За реинсталы не берут денег.
  • За мошеннические установки не будут брать, но совсем не ясно как они это будут трекать. Подробности своей антифрод защиты они не раскрыли и вряд ли будут раскрывать.
  • За демки, триалки и devops не нужно платить.
  • За игры в раннем доступе нужно платить.
  • За web и streaming игры платить не надо 🤔
  • За благотворительные бандлы не надо платить.

Что говорят сотрудники

Один пишет, что они «боролись с решением», задавали вопросы, им сказали, что все ответы будут.

А затем вышел анонс без всякого предупреждения. Часть сотрудников уже покинула компанию. К концу недели ожидаются ещё.

Тред от юнитишника, который год назад участвовал в первых обсуждениях по смене прайсинга (тогда совсем иное обсуждение было).

TL;DR:

  • 3к инженеров работают чисто над движком
  • Разработка движка ОЧЕНЬ убыточна
  • Unity ads удерживает всю компанию
  • Оплата за места плохо скалируется
  • Изменения Apple сильно ударили по рекламному бизнесу
Unity стреляет себе в ногу

Бывшие сотрудники отмечают, что, как минимум, до 2013 года Unity был вполне себе прибыльным. Но в преддверии выхода на IPO компания переключилась на «рост любой ценой».

Джон Ричителло, дьявол во плоти?

Интересное заявление от Ричителло в 2015 году.

Unity стреляет себе в ногу

Это тот самый Ричителло, который в своё время предлагал добавить возможность покупки амуниции и делать перезарядку в Battlefield за реальные деньги, ведь в тот момент игрок готов пойти на всё.

Занимательный пост на реддите, в котором автор акцентирует внимание на том, что Ричителло дескать хороший, а виной всему другие участники совета директоров.

Следом за новостями последовало закрытие офисов Unity из-за угроз.

Угрозы, как выяснилось, поступали от сотрудника компании. Из-за этого отменилась встреча, на которой Ричителло должен был обсудить ситуацию.

Unity стреляет себе в ногу

Что изменится для разработчиков

Стало куда сложней планировать бюджет. Ребята из Nekki написали, что новая политика Unity может увеличить их расходы в 50 раз в худшем случае.

Для гиперкежа подобная система смертельна. Часть проектов просто в минуса уйдёт.

Эти новости ещё раз показали, что очень важно правильно работать с контентом игры и организовать лайвопсы на ранних этапах. В этом очень поможет сервис Balancy.

Unity стреляет себе в ногу

Подорванное доверие

Не так важно, какой там трешхолд и какие комиссионные. Основной момент в том, что этот прецедент подорвал доверие к Unity как к партнёру. И даже если компания откатит полностью своё решение, уже ничего не изменится. В будущем они точно также могут выкатить анонс пожёстче. Скажем, буду форсить установку своих сервисов. Т. е. владелец движка, по сути, влияет на то, какие вы, как разработчик игры, принимаете решение.

Интересно, что новый RPG Maker же на Unity будет.

Я не буду советовать оставаться на Unity или уходить на другой движок, но это новый фактор, который стоит теперь учитывать. Старые проекты и те, что уже довольно долго в производстве, вряд ли слезут сейчас с Unity, а вот при выборе движка под новый проект придётся обеспокоиться вопросом перехода.

Если это 2d игра, то рекомендую посмотреть в сторону Defold или Godot. Старый добрый Unreal Engine с их 5% комиссией тоже отличный вариант ведь в отличии от Юнити Эпики никогда не меняли свою лицензию ретроспективно.

А пока что можно присоединиться к бойкоту Unity, в котором уже участвуют Азур Геймз и Вуду.

Unity стреляет себе в ногу
610610
348 комментариев

Эти новости ещё раз показали, что очень важно правильно работать с контентом игры и организовать лайвопсы на ранних этапах. В этом очень поможет сервис Balancy.

Вот это нативочка, харош

284
Ответить

Плохая нативочка, я три раза перечитал, но так и не понял, зачем это сюда приплетено и какое отношение имеет к статье.

79
Ответить

"Комитет объявил плату за каждый пост, ведь щитпостеры в момент срачей готовы пойти на всё."

194
Ответить

Комментарий недоступен

56
Ответить

Не, тут нужна плата за каждый коммент к посту. Но плотить будет, автор поста. Тогда все по фен шую

6
Ответить

Ну имхо лимит на посты в день это хорошая тема

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить