Mouthwashi: парад смертей с галлюцинирующим капитаном
"Мы хотели подчеркнуть слабеющую надежду экипажа, оказавшегося на мели, и то, как рушатся их профессиональные отношения, чем дольше они находятся рядом друг с другом".
"Mouthwashing" – инди игра с атмосферой «закатного ужаса» про увядающий экипаж корабля, дрейфующий в лиминальном пространстве. Хочу поделиться мнением касательного основной сюжетной завязки и отметить несколько интересных деталей и отсылок, которые лучше раскрывают игру, но которые можно упустить при единоразовом прохождении. (присутствуют спойлеры)
Сюжет:
Ингредиенты для торта
Аня (несостоявшийся медик, оказывается запертой со своим обидчиком на борту, обремененная нежеланной беременностью), Кёрли (недееспособный капитан c кризисом личности, пострадавший при крушении судна), Дайсуке (оказавшийся на корабле в последний момент по настоянию матери), Суонси (бывший алкоголик, застрявший в отчаянии и спиртовом искушении), Джимми (катализатор происходящих событий, столкнувшийся с последствиями своих действий).
Все ненавидят Джимми
Зачастую, в происходящем склонны обвинять исключительно Джимми – это говорит нам о том, насколько удачно он прописан, как протагонист. Я не оспариваю совершенные им поступки, но считаю, что ответственность в равной степени ложиться на плечи Кёрли, который привел его на борт судна. Темы ответственности, капитализма, насилия и клаустрофобии играют в произведении важную роль. И разрушительные действия Джимми как совокупность этих испорченных ингредиентов.
Будучи капитаном, Кёрли нес ответственность за членов команды. Как и компания Pony Express, которая поставила экипаж под угрозу из-за низких стандартов найма и высоких требований, пренебрегая правилами безопасности.
Кёрли привел Джимми на судно несмотря на то, что знал о его нестабильном психическом положении - об этом свидетельствуют его слова о том, что он «знает своего друга сто лет» и либо намеренно игнорирует его состояние, либо выгораживает ради помощи. На нестабильность Джимми указывает и то, что он избегает психологических тестов, давая исключительно саркастические ответы и более открыто разговаривает об этом лишь с Кёрли.
В ситуации, когда Аня рассказывает Кёрли о том, что беременна, он лишь пытается сгладить углы, выгораживая своего друга, игнорируя ее состояние. Положение усугубляется, когда Кёрли игнорирует советы компании и на вечеринке добродушно рассказывает о том, что после прибытия все члены экипажа лишаться работы, что подпитывает нестабильность Джимми и общее шаткое положение команды.
Благие намерения Кёрли приводят к коллапсу: перед тем, как Джимми разбивает корабль «Тулпар», он сеет в Кёрли сомнения говоря о том, что последствия за содеянное с Аней отразится на его репутации. Возможно, Джимми намерено поставил Кёрли в шаткое положение из-за зависти и собственных комплексов, которые нашли выход в насилии. В свою очередь, Кёрли ведется на манипуляцию из-за хорошего отношения к Джимми и своих собственных переживаний, касательно будущего карьеры.
Кёрли совершает ошибку, сделав своего друга «вторым пилотом»: пользуясь травмами и недееспособностью Кёрли, Джимми врет экипажу, что виновник аварии – капитан и берет на себя командование кораблем, очевидно, совершенно не готовый к такой ответственности.
В конечном итоге, все, что остается Кёрли – пожинать плоды своих действий, наблюдая единственным глазом.
«Возьми на себя ответственность» и «Надеюсь, будет больно» - фразы, появляющиеся в галлюцинациях Джимии и вторая, вероятно, относится к искалеченному Кёрли, тк в начале игры Джимми говорит ему: «Боль – это то, как мы понимаем, что все еще живы».
Джимми – нестабилен и ненадежен. Ситуация ухудшается равносильно тому, как ухудшается его психическое состояние, приправленное звуковыми и визуальными галлюцинациями. Ближе к финалу, нам демонстрируют как он достигает своего апогея, собирая за общим столом трупы команды и ампутируя часть ноги Кёрли в виде импровизированного торта.
DLC «The next one и another»
DLC о рыбах, являющееся канонным дополнением к основной игре. Из него можно узнать много информации о размышлениях Кёрли касательно происходящего, так же игра имеет параллели с основными сюжетными ветками. Не буду спойлерить, но, кому интересно – можете скачать в steam или поискать на youtube прохождением на русском языке.
На зов помощи
Произошедшее с Аней подается игрокам обрывисто, нелинейно, через намеки, что заставляет многих проглядеть основную суть; на мой взгляд, это интересная идея разработчиков, подавать данную тему не на поверхности: что заставляет нас, как игрока, почувствовать себя «соучастником» - не понимать и игнорировать ее зов о помощи, подобно Кёрли, и услышать ее лишь тогда, когда уже будет поздно.
Детали:
Игровая доска
Диалоги каждого персонажа имеют свой цвет: Джимми – зелёный, Кёрли — белый, Аня — синий, Суонси — желтый, Дайсукэ — розовый. Цвета соответствуют фигурам, расставленных на игровой доске и их положения изменяется по ходу повествования. Кёрли соответствует кубикам, которые задают тон игре, что может указывать на его положение капитана.
В сцене, где все сидят за столом, можно заметить, что фигуры, помимо фигуры Джимми, опрокинуты, что может свидетельствовать о нем как об единственном выжившем (на тот момент).
Карточки
Из найденных карточек можно заметить, что их искажения соответствуют увечьям, которые Джимми нанес их владельцам: обожжённая карточка Кёрли, простреленная карточка Суонси. Карточка Ани цела по причине, что Джимми травмировал ее морально и визуально ее увечье не заметно ни для него, ни для других членов экипажа.
Убивает 99,9% бактерий
Аня отмечает, что ополаскиватель для рта, который они перевозят, бесполезен как дезинфицирующе средство из-за высокого содержания сахара.
Так же попытки Джимми «очистить» свои поступки и «исправить ситуацию» лишь усугубляют происходящее, доводя положение до критического. Это может относится и к Кёрли, имеющего все качества для «хорошего капитана», однако 0,01% в виде Джимми, чью абсурдность поступков он игнорирует, как и в случае с разбавленным ополаскивателем, создает лишь благоприятную среду для подпитки бактерий.
Битый пиксель
В диалоге, когда Аня с Кёрли смотрят на ночной дисплей, она говорит ему: «Если хорошо присмотреться, в верхнем правом углу можно заметить битый пиксель», на что Кёрли ей отвечает: «Иллюзии это не мешает. Все равно так как-то спокойнее. Наверное, я просто привык мыслить глобально».
Битый пиксель может быть аналогией к ситуации, произошедшей на корабле: Кёрли, которого заботит общее состояние команды экипажа, игнорирует беспокойство Ани и даже в моменте, когда узнает о ее беременности и виновности Джимми, пытается оправдать друга и сохранить иллюзию общей картины; бездействие Кёрли приводит к тому, что Аня прячет пистолет, а Джимми разбивает «Тулпар», обрекая на гибель весь экипаж и в следствии неудачного столкновения занимает роль капитана, очевидно не готового нести такую ответственность.
Отсылки
The Horror is driving him crazy
По словам создателей игры, они вдохновлялись «Сиянием», «Сайлент Хиллом» и «Твин Пикс».
Наиболее яркие отсылки в игре можем наблюдать к экранизации Кубрика:
Аня очень похожа на персонажа Венди (Шелли Дюваль) – обе девушки оказываются в центре событий, связанных с темами насилия, безнадежности и изоляции. В обоих случаях виновниками оказываются мужчины, чьи имена начинаются на букву «Д» («J»).
Постепенно ухудшающееся моральное состояние Джимми, кишащее обилием галлюцинаций, так же может напоминать персонажа Джека из фильма.
Заключительная общая деталь между произведениями – топор.
We've been expecting you
Помимо Венди, прототипом образа Ани могла быть Анджела Ороско из игры «Sillent Hill 2», чье физическое и моральное состояние было подорвано из-за сексуального насилия.
«Я хочу умереть. Это моё единственное желание. Но это желание оказалось трудным для исполнения. Я хочу умереть, и всё же я вынуждена продолжать жить».
«Невыносимо. Всё невыносимо. Даже тогда, я знала, что никто из них не мог спасти меня. Я знала, что в конце концов у меня не останется выбора. И теперь я знаю, что есть только одно, что я могу сделать. По крайней мере, такое ещё возможно».
Внутренние переживание обеих героинь приводят их к размышлениям о суициде. Возможно, подобные мысли присутствовали и у Ани, поэтому в последнем диалоге с Джимми говорит ему: - «Ты был прав. Я должна была сразу так поступить. Я всегда думала, что личность не заканчивается на минутах слабости. Что все могут стать лучше, что у каждого есть второй шанс. Думаешь, мне самой всего этого хотелось? Не пойми превратно. Это – не минута слабости. Совсем наоборот. Это – первый поступок в моей жизни. Я обо всем позабочусь».
Возможно, вдохновением для образа Джимми мог послужить Эдди Домбровски. Как и Джимми, Эдди не нравится его «дерьмовая» жизнь, со временем это приводит к вспышкам насилия и к ответственности, от которой он бежит в Сайлент Хилл.
«Может я всего лишь жирный, отвратительный кусок дерьма. Но знаешь что? Не имеет значения, умный ты, тупой, уродливый, красивый... Всё это уже не важно, если ты мёртв!»
Fire walk with me
Черный вигвам выглядит как мерцающая в темноте красная комната. За занавесками расположена черная пустота, а внизу — черная жидкость. В итоге это место выглядит как что-то несуществующее и космическое. В этом измерении время не имеет значения.
(Описание с сайта "twin peaks fandom")
Возможно, главная комната корабля является отсылкой к черному вигваму. Большой экран искажается по мере усугубления ситуации, за счет аварийного красного цвета создавая атмосферу лиминального пространства.