Что учат студенты на курсе «Игровая графика: создание своего проекта»?

Как проходит разработка визуального стиля игры? Какие ошибки допускают художники, приступая к своему проекту? Рассказываем на примере курса Анны Лепешкиной; описанный пайплайн можно применять вне курса.

Анна Лепешкина
Анна Лепешкина

Курс разделен на три этапа (и 9 лекций), повторяющих реальный пайплайн разработки графического контента. Рассказываем о каждом из них.

Этап I: Концепция, референсы и планирование

С чего начать?

Для начала надо определиться с жанром, сеттингом и целевой аудиторией. Без этого практически невозможно понять, какой визуальный ряд вам нужен.

На этом этапе также нужно продумать «геймплей», даже если вы не планируете полноценный релиз проекта. Зачем? Чтобы не создать интерфейс, который не соответствует проекту. Именно игровой процесс определяет, как будут выглядеть интерактивные элементы и интерфейс.

Составляем такой список.

  • Жанр игры, целевая аудитория и ее предпочтения.
  • Платформы, для которых предназначена игра.
  • Сеттинг и примерный сюжет или предыстория.
  • Основные особенности геймплея.
  • Особенности визуального стиля.

После нужно подобрать референсы и проанализировать их. В анализ входят теория и практика.

Теоретическое задание: нужно описать основные характеристики визуального стиля на выбранных референсах.

Упражнение-разминка. Теория. Анализ графики реально существующей игры (или нескольких игр) поможет научиться избегать общих терминов в описании собственных идей.
Упражнение-разминка. Теория. Анализ графики реально существующей игры (или нескольких игр) поможет научиться избегать общих терминов в описании собственных идей.

Частая ошибка на этом этапе – слишком общие термины. Говоря «мультяшная стилистика», «яркая графика» и «стилизованные формы», каждый человек подразумевает что-то свое. Чтобы образы совпали, нужно учиться точнее формулировать свои мысли – это особенно полезно для работы в команде.

Практическое задание: нарисовать свой пропс в той же стилистике, что и на отобранных референсах. Это упражнение — отличная проверка того, «потянете» вы задуманный проект или нет. Если вписаться в заданную стилистику не получается, лучше выбрать вариант попроще.

Упражнение-разминка. Практика. Анализ рубашки карт «Hearthstone» и попытка попасть в стиль проекта от студентки Светланы Брагиной (самая правая карта).
Упражнение-разминка. Практика. Анализ рубашки карт «Hearthstone» и попытка попасть в стиль проекта от студентки Светланы Брагиной (самая правая карта).

Наличие стройной концепции помогает оценить предстоящий объем работы: сколько нужно нарисовать персонажей, фрагментов локации, элементов интерфейса. Не знаете, как ее составить? Поищите примеры среди реальных проектов.

Референсы нужно подбирать не только к графике, но и к геймплею, игровым механикам, общему сеттингу. К примеру, автор проекта «Orcs» Денис Шевцов использовал в качестве референса по геймплею культовую игру Stronghold (2001). Это помогло ему решить ряд задач: выставить камеру, спланировать локацию, понять структуру интерфейса и др.

Денис Шевцов
Денис Шевцов

Иллюстрируем концепцию

Теперь пришло время для “фейкшота” (от англ. Fakeshot) - «фальшивого» скриншота игры, который служит для иллюстрации концепции. Его задача – показать общий вид игрового экрана, включая локацию, интерфейс и персонажей.

Что учат студенты на курсе «Игровая графика: создание своего проекта»?

Частые ошибки. Из-за большого количества элементов начинающие художники часто впадают в крайности. К примеру, делают слишком простой фейкшот вплоть до того, что попросту пишут «тут будет домик». Но так нельзя – нужно обозначить этот домик, а также все, что должен видеть на экране игрок, иначе потом окажется, например, что домик закрывает важные объекты.

Другая крайность – пытаться сразу проработать все детали. Это задача следующих этапов, а пока лучше сконцентрироваться на создании цельной картинки.

Также студенты часто делают много декоративных вещей, забывая, что в это нужно играть. Соответственно, на уровне должны быть интерактивные элементы, которые выполняют определенные функции. Платформы, препятствия, лечилки и т.п. Если этого не сделать, то вы получите просто картинку, а не скриншот игры.

Анна Лепешкина

Работа с цветовыми схемами.

На этом этапе также происходит выбор палитры. Если не выбрать цветовую схему вовремя, потом будет мучительно больно все переделывать.

Проект Сергея Шуртухина «Potion Quest».
Проект Сергея Шуртухина «Potion Quest».

Общие вопросы

Какую перспективу выбрать?

Практика на курсе подается в изометрической проекции, любимой разработчиками мобильных и инди-игр. Она хорошо подходит для многих жанров, включая фермы, билдеры и RPG, но в рамках курса можно работать в разных проекциях.

Point-and-click-квест Елены Калакуцкой.
Point-and-click-квест Елены Калакуцкой.
Проект Рината Калеева «Who Shot the Sheriff», сделанный в 2D.
Проект Рината Калеева «Who Shot the Sheriff», сделанный в 2D.

Как можно сэкономить время?

Для каждого проекта существует необходимый минимум, а вот максимум зависит не только от продуктивности автора, но и от выбранного пайплайна. Например, сэкономив время с помощью 3D-болванок, можно сделать несколько дополнительных вариантов зданий.

На курсе в этих целях используется SketchUp, но также показывается, как нарисовать эти же объекты в 2D.

Моделирование в 3D позволяет ускорить построение объекта, поиск дизайна попробовать разное освещение и т.п. Здания из проекта Александры Чичулиной «To the north».
Моделирование в 3D позволяет ускорить построение объекта, поиск дизайна попробовать разное освещение и т.п. Здания из проекта Александры Чичулиной «To the north».

Всегда можно найти способ уложиться во времени. Разработать не десять основных персонажей, а три, а остальных доделать, поменяв раскраску и самые выделяющиеся детали на базовых концептах. Можно сделать одно тело и несколько вариантов голов, или даже вообще собрать персонажа из конструктора. Те же самые приемы актуальны и для декораций, и для зданий.

Анна Лепешкина

Этап II: Создание контента.

Разобравшись с концепцией, можно приступать к созданию контента – основному этапу в процессе разработки игрового визуала.

Строим локацию

Игровой уровень состоит из повторяющихся элементов – тайлов и блоков. Что это такое?

Тайл ( от англ. tile), буквально «плитка» — кусочек мозаики, из которых состоит участок уровня — дорога, трава, стены и т.п. объекты. Обычно они плоские, хотя могут содержать некоторые выпирающие элементы.

Тайлы из проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».
Тайлы из проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».

Блок – это более сложный объемный элемент произвольной формы и размера. Комбинируя блоки, можно получить еще более крупные объекты.

Блоки из проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».
Блоки из проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».

Блоки могут быть небольшими (куски скал, кристаллы), или занимать значительную часть локации (озера, обломки техники).

Блоки проекта Тамары Черненко «New World».
Блоки проекта Тамары Черненко «New World».

На примере ниже тайлами выстроен только центр островов, а само окружение нарисовано блоками. Блоки требуют больше времени, зато благодаря им локация не производит впечатления “кубовости” и составленности из кусков.

Тамара Черненко
Тамара Черненко

Объединить тайлы и блоки сложнее, чем просто нарисовать локацию, но этот подход позволяет получить запчасти для «конструктора» уровней. С ними можно генерировать множество разных локаций случайным образом. Этот метод часто применяют в играх типа roguelike и в некоторых других жанров.

Что нужно учесть?

Главная проблема – продумать, какие именно элементы понадобятся. В идеале этот список нужно сократить до минимума, чтобы сэкономить память (видео и оперативную), но так, чтобы многократное копирование не бросалось в глаза. По этой же причине стоит избегать слишком ярких и выделяющихся деталей – их повторение сразу будет заметно.

На примере ниже — проект, собранный из минимального набора элементов. Тут не так много контента, но зато продуман игровой процесс, каждый элемент на карте имеет свою функцию. Благодаря этому проект выглядит, как готовая игра.

Этот проект строится в рамках одного экрана и одной локации. Проект Екатерины Шалагиной «Shelly».
Этот проект строится в рамках одного экрана и одной локации. Проект Екатерины Шалагиной «Shelly».

Излишняя детализация – тоже ошибка. Слишком проработанные декорации будут отвлекать от интерактивных элементов. Чтобы не увлечься, желательно заранее прописать иерархию, первые места в которой займут наиболее важные для игрока объекты – им нужно уделить особенно много внимания, при необходимости добавив яркие акценты.

Локация из проекта Дениса Шевцова «Orcs»: ярко-красные здания — приоритетные объекты — не теряются на фоне декораций.
Локация из проекта Дениса Шевцова «Orcs»: ярко-красные здания — приоритетные объекты — не теряются на фоне декораций.

Нужен ли детальный рендер?

Всегда предостерегаю студентов от слишком пристального внимания к сложному рендеру. Рендер требует времени, как ни крути. Часто можно найти варианты упрощения. Например отказаться от работы с материалами, уделив больше внимания цветовой и тоновой схеме работы. Можно использовать схему лайн + заливка + тени, не вырендеривая объем.

Анна Лепешкина

На примере ниже рендер минимален — он состоит лишь в проработке плоскостей, но в сборке проект смотрится очень приятно.

Что учат студенты на курсе «Игровая графика: создание своего проекта»?

Создаем персонажей

Важную роль играет размер: персонажи в проектах редко бывают крупными. Распространенная ошибка – рисовать их «в натуральную величину», а потом уменьшать. Создавать их нужно сразу того размера, которого они будут на экране, или чуть больше.

Рисуя героев, важно помнить о правилах рисования небольших объектов (таких как иконки): нельзя слишком «дробить» их на части детализацией, и они не должны сливаться с фоном.

Латные доспехи Кощея, как и положено, состоят из пластин, а доспех богатыря - из чешуи, но детализация подобрана так, чтобы герои не распадались. Персонажи проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».
Латные доспехи Кощея, как и положено, состоят из пластин, а доспех богатыря - из чешуи, но детализация подобрана так, чтобы герои не распадались. Персонажи проекта Светланы Дубинкиной «Кощей».

От излишней детализации стоит отказаться еще и ради удобства анимирования персонажей. Важно, чтобы герой хорошо “читался” в движении, на разных фонах, на удаленном расстоянии. Поэтому художники часто утрирую пропорции персонажей, чередуют зоны детализации с зонами отдыха и добавляют цветовые акценты (яркие элементы, часто красного или рыжего цвета).

Яркие акценты (рыжие доспехи, бороды) или крупные элементы (боевой молот) помогают игроку не потерять персонажа на экране. Персонажи из проекта Александры Чичулиной «To the North».
Яркие акценты (рыжие доспехи, бороды) или крупные элементы (боевой молот) помогают игроку не потерять персонажа на экране. Персонажи из проекта Александры Чичулиной «To the North».

Что такое единый стиль проекта и какие проблемы возникают на этом этапе?

Основные сложности связаны с разницей в группах контента: персонажи слишком отличаются от домов, дома от земли и т.п. Но тут возникает вопрос, а действительно ли так делать нельзя? Вряд ли кому-то придет в голову обвинять режиссера «Унесенных Призраками» Хаяо Миядзаки и его Studio Ghibli в отсутствии единого стиля из-за того, что фон нарисован не так, как герои фильма.

Что учат студенты на курсе «Игровая графика: создание своего проекта»?

Как же тогда понять, что ты уже перешел черту и стиль «поехал»?

Тут главное баланс. Стиль отдельных групп может отличаться, но общая картинка должна быть цельной. Это достигается общими цветовыми палитрами, общими элементами и формами. Все очень индивидуально для каждого проекта.

Анна Лепешкина

Переходим к интерфейсу

Интерфейс должен вписываться в визуальный стиль проекта. Если вы сделаете его слишком абстрактным, то зритель не поверит в «реальность» игры. На этом этапе нужно вспомнить концепцию проекта и подумать: какие действия совершает игрок? Какие элементы интерфейса ему понадобятся?

Интерфейс проекта Дениса Шевцова «Orcs» – у зрителя не возникает подозрений, что игра на самом деле существует только в виде графического контента.
Интерфейс проекта Дениса Шевцова «Orcs» – у зрителя не возникает подозрений, что игра на самом деле существует только в виде графического контента.

Не стоит забывать об удобстве. Какие-то кнопки придется нажимать чаще – их нужно сделать заметнее и не убирать далеко в меню. Полезно снова выстроить иерархию, выделив самые важные для игрока действия – и создать интерфейс на основе этого списка.

Этап III: Сборка проекта и оформление

Сборка – подготовка финальных игровых экранов и оформление проекта для портфолио. Технически это не сложно, но этап этот важный — именно эти изображения пойдут в портфолио. Правильное оформление поможет выгодно показать сильные стороны проекта.

Составляем из тайлов и блоков красивую локацию, добавляем туда персонажей и интерфейс.

Один из финальных игровых экранов проекта Дениса Шевцова «Orcs».
Один из финальных игровых экранов проекта Дениса Шевцова «Orcs».

Не стоит ограничиваться одной картинкой – собранных «скриншотов» может быть несколько, а элементы конструктора лучше показать отдельно, продемонстрировав объем работы.

Элементы конструктора локаций из проекта Дениса Шевцова «Orcs».
Элементы конструктора локаций из проекта Дениса Шевцова «Orcs».

Хотите рассказать о геймплее? Можно сделать так.

Описание интерфейса в проекте Тамары Черненко «New World» намекает: автор не просто разместил на экране случайный набор иконок, а подумал о геймплее.
Описание интерфейса в проекте Тамары Черненко «New World» намекает: автор не просто разместил на экране случайный набор иконок, а подумал о геймплее.

Еще можно скачать мокапы и показать, как проект будет выглядеть на экране планшета или телефона.

Проект Светланы Дубинкиной «Кощей» на экране планшета — вариант оформления для портфолио.
Проект Светланы Дубинкиной «Кощей» на экране планшета — вариант оформления для портфолио.

Как можно использовать работы, сделанные на курсе?

Добавить в портфолио.

Такой проект характеризует художника как специалиста широкого профиля, который:

- способен выполнять обширный спектр задач;

- знает, как подстроиться под заданный стиль и следовать правилам проекта;

- умеет рисовать разные элементы игры в едином стиле;

- понимает, что просто красиво рисовать — недостаточно для геймдева. Нужно решать задачи.

Проект «Temporal Condition» сделали за два месяца. В реальной разработке сроки бывают еще короче, но часто время уходит на создание разных вариантов, внесение правок и возвраты назад, чего не происходит в «тепличных» условиях курса. Женя Матюшинская 
Проект «Temporal Condition» сделали за два месяца. В реальной разработке сроки бывают еще короче, но часто время уходит на создание разных вариантов, внесение правок и возвраты назад, чего не происходит в «тепличных» условиях курса. Женя Матюшинская 

Выпустить свою игру!

Хотя продукт курса создается в первую очередь для портфолио, это не просто красивые картинки. Это готовая визуальная часть игры, которую при желании можно довести до релиза. Так поступил автор проекта «Who Shot the Sheriff» Ринат Калеев – его игра уже была показана на GTP Indie Cup 2020, а тизер и геймплейный ролик доступны на YouTube.

Тизер игры «Who Shot the Sheriff»

Конечно, чтобы продолжить проект, придется либо освоить дополнительные навыки (анимацию, программирование, работу с движками), либо найти способных единомышленников. Можно обратиться на профильные форумы, например Gamedev.ru, или поучаствовать в конференциях, например DevGAMM, который рекомендует Анна, или же WEGAME 6.0 в Киеве и RGW в Москве, а также менее масштабных хакатонах и геймджемах. Имея уже готовые наработки, найти специалистов будет в разы проще.

Без программирования и анимации, только в Photoshop игру не сделать. Если человек хочет довести проект до релиза, то на начальном этапе мы подробно обсуждаем этот момент, а в процессе работы делаем упор на то, чтобы реализация в движке была максимально удобной и простой. Чтобы даже поверхностно знакомый с движком человек мог собрать проект. В некоторых случаях это означает, что нужно будет выбрать более простой по логике жанр — пойнт клик квест, раннер, простейший билдер. Почему их? Потому что рпг или стратегия потребует логики и соответственно программирования в разы больше.

Анна Лепешкина

О курсе

Что нужно, чтобы записаться на курс?

- Уверенно рисовать в Adobe Photoshop или Procreate.

- Навыки работы с 3D будут полезны, так как построение 3D-болванок в SketchUp входит в предлагаемый пайплайн (можно использовать и другие программы). Но это не обязательно.

- Желание выйти из зоны комфорта и познакомиться со всеми этапами и задачами разработки арта к игре – от концепции до финальной сборки локации.

- Желание научиться правильно ставить задачу и планировать ее реализацию.

Записаться можно тут. Скажите, что вы пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Об авторе курса

Анна Лепешкина – концепт-художник, программист и геймер с опытом преподавания более 5 лет. Анна сотрудничала с такими компаниями, как PlayCo games, Playrix, White ball, Overmobile, Social Quantum, Argon games и др. Кроме игровых проектов, Лепешкина также разрабатывала концепты для анимации (White Ball Animation).

В конце прошлого года Анна Лепешкина и ее муж Алексей Заврин выпустили в Steam свою игру — платформер Potata. Сейчас у игры 87% положительных отзывов. После «Потаты» пара села за новый проект. Опыт, полученный на работе и при создании игры, Анна вложила в курс «Игровая графика: создание своего проекта».

Автор: Артемий Третьяков.

4242
24 комментария

Интерфейс проекта Дениса Шевцова «Orcs» – у зрителя не возникает подозрений, что игра на самом деле существует только в виде графического контента.

а вот и нет

Не в коем случае не в адрес Дениса Шевцова, а скорее в адрес самой школы. вы плохо научили человека судя по его работе. Судя по некоторым работам студентов, вы не указали на простейшие ошибки... а качественные работы - не ваша заслуга а уровень самих студентов. Изображения\персонажи\иконки сливаются. построение интерфейсов неверное. В чем смысл курса то? если ошибки вы не исправляете? 
К сожалению старый принцип арт-форумов  "нас е**т а мы крепчаем" - не потерял своей актуальности. Подход ""рисуй у тебя хорошо получается" - не работает. 

вот еще пример... что тут должен понять игрок?

12

Тут такое дело, что любой курс ограничен по времени. Очень часто ученики не прислушиваются к ментору/информации с лекции или прислушиваются недостаточно. Ученик приносит работу, ментор говорит что он сделал что-то не так, ученик исправляет, но на основе того что уже сделано, так как у него просто нет времени, чтобы переделать все полностью (впрочем, об этом предупреждают в лекциях обычно, так что часть вины на плечах ученика 100%). По этой причине до финала даже простейших курсов доходит 50-80 процентов от группы. Да, менторы действительно хвалят любые работы, а потом добавляют свои "НО", но видимо иначе (жесткая критика) никак. Я сам прошел три курса у Смирнова, остался очень доволен в целом (учитывая мой нулевый уровень, в принципе), но понимаю, что мои работы могли быть лучше, если бы я сам не пытался прыгнуть выше головы (я это делал из-за того, что мне не нравится стилистика, которая предлагается у Смирнова). Т.е. ученик принёс болванку, а новую он уже не успевает делать и ментор по возможности говорит, где подправить напильником, т.е. работает с тем, что есть. 
Хотя ваши примеры полностью справедливы и ошибки в этих работах, на мой взгляд, решаются довольно быстро :/
И, да, у меня и мыслей не было пытаться куда-то устроиться с теми работами, что я сделал на курсах. Действительно крутые результаты и, соответственно, плюс в портфель получаются только у тех, кто уже давно рисует или даже работает в сфере. Иногда даже сидишь и задаешь себе вопрос: нифига себе, чувак, а зачем тебе этот курс с таким портфолио? :О

PS: Я ещё пробовал проходить курс по концепту в другой школе (особенно активизировавшейся в последнее время) и там такая же ситуация (даже хуже). Сам я этот курс дропнул (по личной инициативе), так как понял, что не тяну, но было бы неплохо, если бы мне об этом сказал ментор, а не я сам. Самое страшное, что в моей группе были люди, которые рисовали на уровне "палка-палка-огуречик" и их тоже на каждом разборе хвалили, но, блин, это просто высасывание денег — почему не сказать, что человек не тянет?

2

Комментарий недоступен

9

Главное что бы полезно было. ¯\_(ツ)_/¯

7

в продолжение. 
Анна Лепешкина  - очень талантливая девушка. Ее проект  potata - очень красивая игра.
Но сейчас время в котором почти всю информацию можно найти в интернете и самое важное в любом курсе  -фитбек преподавателя. Без критики человек не правит свои ошибки. Если к вам приходит человек со скилом он и уходит со скилом..+ немного прокачивается.. а что делать людям которых вы не критикуете? они не прокачали себя...но вы забрали деньги и похвалили,после когда подобный студент присылает свои работы - его не берут на работу. У многий артдиров\артлидов уже даже глаз наметан  на портфолио от различных школ. 

6

Извините, а на чем основывается ваше предположение о качестве фидбека на курсе? 
Дело в том, что мы всегда просим всех студенов (и выпускников, и тех, кто по каким-то причинам не закончил курс) оставить отзыв об обучении и по возможности, если возникают какие-то недоработки, вносим изменения.

Вот отзывы некоторых из тех ребят, чьи работы в статье. 
Ринат Калеев:
"Обучался у Анны Лепешкиной, и курс в итоге превзошел все самые смелые ожидания. Прежде всего — я пришел с уже начатым неформатным проектом, то есть не в изометрии. Поэтому были опасения, что с учетом этого информация на курсе окажется не такой полезной, как хотелось бы. Но после взгляда на наброски графики перед курсом и после него все сомнения отпадают :)
Анна – прекрасный преподаватель, чувствуется большой опыт и разносторонние знания, что как раз идеально подходит для проведения такого сложного по структуре курса. В итоге на нем прежде всего учишься не рисовать, а думать, причем в разных аспектах: локации, персонажи, интерфейс. Вначале кажется, что времени на выполнение заданий довольно много, но уже через пару недель понимаешь, что его будет категорически не хватать. Поэтому очень хорошо, что Анна настроена на то, чтобы проекты доходили до финала: помогает всеми доступными силами.
В общем, еще раз огромное спасибо за курс!".
Тамара Черненко:
"Курс очень объемный, и разносторонний. Здорово, что можно воплотить небольшой игровой мир за два с половиной месяца.
И, конечно, хотелось сделать много всего, но пришлось реально оценивать свои временные возможности, и создать максимально цельный проект, придерживаясь выбранного стиля. Некоторые моменты о способах создания изометрических локаций стали приятными открытиями.
Спасибо Анне за фидбеки, которые наталкивали на интересные решения, заставляли думать не только о красивой картинке, но и о ее функциональном назначении".
Светлана Дубинкина
"Для меня курс был непростым: информации много, хочется нарисовать всё-всё, а время ограниченно. Пришлось много думать и анализировать, некоторые вещи приходилось переобдумывать и перерисовывать, узнала техническую сторону работы художников, — всё как я люблю. Это было захватывающе и мега полезно".
Вот сортировка по тэгу "Свой проект" с отзывами: https://vk.com/smirnovschool/OwnProjectCreation?act=s&id=143107500
Вот тут отзывы по разным курсам (мы их не редактируем) https://vk.com/topic-143107500_36044743

Конечно, студенты приходят с разным уровнем, и качество финальных работ у всех разное — это нормально. Не всегда в рамках курса удается отработать все на 100%, поэтому мы обычно вводим разные челленджи для тех, кто окончил курс, чтобы они могли дотянуть то, что не успели по каким-то причинам. 

По остальным вашим вопросам пока не понятно, что сказать, так как они не очень конкретные. Если вам что-то интересно, мы с радостью расскажем подробнее. 

1

Полезный курс, сразу ясно готовит ко взрослой жизни и тому факту что работу вы не найдете и единственный способ - как то устроится художником это пилить свою собственную инди игру.

2