Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Доступно объясняем, что такое UV-маппинг и UV-развёртка. Как работают эти процессы и какие инструменты помогают художникам при работе с текстурированием в 3D-графике.

Что такое UV-развёртка и UV-маппинг

UV-развёртка — часть UV-маппинга. Это процесс «развертывания» 3D-объекта на плоскость с помощью UV-координат. UV-координаты представляют горизонтальное (U) и вертикальное (V) положение точек на текстуре. Развёртка связывает поверхность 3D-модели с изображением двухмерной текстуры, чтобы на каждой части объекта отображались нужные детали.

UV-маппинг — более широкий термин, который описывает процесс наложения текстуры на 3D-модель. По сути, UV-маппинг — это шаг, следующий за UV-развёрткой. Сначала создаётся развёртка, а затем на неё маппингом накладывается текстура.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Основные этапы UV-маппинга

Подготовка модели

Перед началом работы важно убедиться, что модель полностью готова к развёртке. Она должна быть без лишних полигонов, с чистой и правильной топологией. Без пересекающихся граней и с правильным отображением нормалей.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Модель также должна быть отмасштабирована до запланированных размеров. Если ошибиться с размером и модель будет слишком маленькая или слишком большая, то после текстурирования пострадает качество визуализации.

Если модель сложная и детализированная, то обычно её разбирают на части. Например, для персонажей делают отдельную развёртку тела, одежды и других элементов.

В этом примере для каждой группы объектов есть своя UV-карта
В этом примере для каждой группы объектов есть своя UV-карта

Определение швов

На этом этапе выбираются линии, по которым модель будет разрезана. Это ключевой шаг, от которого зависит, насколько удобно будет работать с развёрткой в дальнейшем.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Швы зачастую размещают на жёстких гранях (Hard Edges), где происходит резкий переход между поверхностями. Это помогает избежать артефактов при запекании нормалей и обеспечивает корректное отображение текстур.

На мягких гранях (Soft Edges) швы обычно не ставят, чтобы избежать видимых разрывов и дефектов будущей текстуры.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Швы размещаются в местах, где они будут менее всего заметны. Например, на обратной стороне модели, под нависающими деталями или по естественным стыкам.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Развёртка (Unwrapping)

После установки швов модель готова к развёртке. Этот этап важен для обеспечения корректного отображения текстур без искажений и артефактов.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

UV-маппинг может быть реализован разными способами в зависимости от целей текстурирования. Два наиболее распространённых подхода — тайловый и уникальный маппинг. Разберём, что они собой представляют и в каких ситуациях применяются.

Тайловый маппинг — это нанесение текстуры с повторяющимися элементами. Пример из жизни — настенные обои, где один и тот же рисунок повторяется по всей длине.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Чаще всего этот метод применяется для текстурирования больших объектов, плитки, металла и других поверхностей, где присутствует более-менее однородный и повторяющийся паттерн.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Текстура занимает весь UV-квадрат, а узоры или изображения повторяются бесконечное количество раз, даже если UV-координаты модели выходят за пределы квадрата. Одна текстура используется многократно, что снижает нагрузку на видеопамять.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Уникальный маппинг — метод, при котором каждая часть модели занимает своё место на UV-карте. Это позволяет использовать индивидуальную текстуру для каждой области 3D-объекта.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

При уникальном маппинге все объекты размещаются на одном UV-квадрате, а разбивка на разные материалы происходит непосредственно на самой текстуре.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Сравнение тайлового и уникального маппинга

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Эти подходы также можно комбинировать: например, для ландшафта использовать тайловые текстуры, а для важных объектов и областей — уникальные.

После выполнения развёртки необходимо проверить её на качество. Для этого на модель накладывается тестовая текстура «чекера» с шахматным узором или сеткой. Это помогает сразу выявить растяжения и сжатия текстуры, а также определить лишние или недостающие швы.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Если после развёртки обнаружены проблемы, на этом этапе их зачастую несложно решить. Вершины объекта можно подвинуть, а швы добавить или удалить. Внимательное выполнение этого этапа поможет избежать множества проблем на последующих стадиях.

Упаковка UV-карты

После создания развёртки и её проверки, следующий этап — упаковка. Это процесс размещения всех частей UV-островов внутри текстурного пространства.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

UV-остров — отдельная часть развёртки модели, соответствующая определённой области поверхности. Например, для персонажей создают отдельные острова с развёрткой лица, рук, ног, тела и так далее. Каждый остров должен быть размещён строго внутри своего квадрата и не пересекаться с другими частями.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Грамотно выполненная упаковка гарантирует эффективное использование текстурного пространства и уменьшает вероятность проблем с отображением текстур.

Основные принципы упаковки:

Оптимизация UV-пространства. Нужно максимально плотно заполнить квадрат, избегая пустых зон. Это позволит сохранить высокое качество текстуры.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Приоритет важности. Больше пространства отдаётся деталям, которые будут лучше всего видны. Если мелкие детали будут занимать слишком много места, а важные части — слишком мало, то качество текстуры будет плохим.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой
Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

На данном примере видно, что те детали, которые будет лучше всего видно, занимают больше UV-пространства. А другие специально уменьшены для достижения наилучшей оптимизации и качества. Хотя всё это зависит только от конкретного проекта. В каких-то сценах может потребоваться большая детализация и мелких объектов. В играх элементы, которые скрыты от глаз игрока, вовсе игнорируются или максимально сжимаются для обеспечения наилучшей оптимизации.

Упаковка UV-островов может осуществляться как автоматическими методами, так и вручную. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, которые определяются качеством работы и затраченным временем. Зачастую используется комбинированный подход, чтобы экономить время и контролировать весь процесс.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Грамотно упакованная UV-карта обеспечивает эффективное использование текстурного пространства и гарантирует, что модель будет выглядеть корректно.

Инструменты для UV-маппинга

Существуют разные инструменты для UV-маппинга, каждый из которых имеет свои особенности и области применения. В зависимости от задач, навыков и бюджета можно выбрать подходящую программу.

Основные инструменты: Blender, Maya, 3Ds Max и другие

Включают в себя мощные функции для UV-маппинга. Поддерживают автоматическую и ручную развёртку, инструменты для распределения и выравнивания островов. Они также включают аддоны и плагины для упрощения работы.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

У каждой программы есть преимущества и недостатки, но качество готового материала напрямую зависит от навыков 3D-художника.

RizomUV

Существуют также специальные программы вроде RizomUV, созданные исключительно для работы с UV-картами. Благодаря узкой специализации, они зачастую оказываются более эффективными, чем встроенные инструменты в популярных 3D-редакторах.

Тонкости UV-маппинга: как правильно «обернуть» модель текстурой

Основные преимущества таких программ:

  • Наличие удобных инструментов для редактирования.
  • Оптимизированная упаковка UV-островов, которая позволяет максимально эффективно использовать пространство.
  • Автоматическая развёртка, которая обеспечивает минимальные искажения.

Заключение

UV-маппинг — фундаментальный процесс, от которого зависит, насколько правильно и корректно будут выглядеть текстуры на 3D-объекте. Независимо от того, над чем вы работаете, правильная развёртка и упаковка UV-карт обеспечит качественный финальный результат.

Умение создавать правильную UV-развёртку — навык, необходимый каждому 3D-художнику. Однако одного навыка может быть недостаточно: сложные проекты требуют мощного оборудования, которое способно справляться со сложными задачами. Ведь мастерство — это умение, подкреплённое техникой.

DigitalRazor поможет с выбором подходящего оборудования для 3D-моделирования, разработки игр и не только. Мы понимаем, насколько важна техника в работе с графикой, и предлагаем решения, которые сделают рабочий процесс продуктивным и комфортным.

Ещё больше про графические технологии, видеоигры и игровое железо — на нашем сайте, в Telegram-канале и ВК-паблике.

12
3
1
13 комментариев

Делал я в свое время инструмент для автоматический runtime проекции развертки (кубическая, сфеерическая и тд), интересный опыт конечно.

1
1

получилось?

Запарили эти рекламки тгшечек.
Стья ни о чем, любой тутор на ютубе лучше.

2

Для человека, который начинает свой путь в 3D полезная статья.

1
1

такому человеку лучше конешно посмотреть тутор на ютубе, чекнуть все своими руками, а потом уложить свои знания уложить такими вот тезисами

Попил водички.Спасибо.Посмотрел комплектующие и цену.Даже с учетом работ, пошел попил водички второй раз.

у меня ссылка не открылась говорит опасный ресурс