Как The Legend of Zelda: Ocarina of Time иллюстрирует путь становления личности

Путешествие по Хайрулу, которое не совсем то, чем кажется.

Содержание

Вступление

The Legend of Zelda: Ocarina of Time – буквально самая высокооценённая игра за всю историю видеоигровой индустрии; единственная игра, достигнувшая планки в 99 баллов из 100 на Метакритике. Оно и неудивительно: одна из самых технологически продвинутых игр своего времени, продолжательница идей уже культовой франшизы, игра, кажется, была обречена на успех.

Но только ли технологичность и принадлежность к легендарной серии позволили Окарине Времени навечно запечатлеться в пантеоне игростроя? Жители Страны Восходящего Солнца славятся своим умением намекать игроку на скрытые смыслы через детали окружения и символические предметы, понятные только носителям их культуры.

В этом тексте я не смогу рассказать всех идей, что разработчики закладывали в своё творение, но покажу, какие занятные детали мне удалось обнаружить и как они мне откликнулись. Сразу оговорюсь: совсем не факт, что разработчики имели в виду именно это. Но никто же не запрещал искать (а главное – находить) в играх именно то, что близко лично нам, верно?

Задаём сцену

В целом Окарина Времени – это достаточно стандартное приключение для тех, кто уже знаком с классическими частями Легенды о Зельде. Мне, прошедшему игру после Пробуждения Линка, было даже немного удивительно, насколько скрупулёзно и точно геймплейное ядро игры было перенесено из 2D в 3D-пространство. Разработчики точно знали, что, как и зачем они делают.

Что касается сюжета... что ж, Хайрул снова в беде. Ганондорф задумал очередную пакость: открыть портал в Священное измерение, в котором спрятан Трифорс, завладеть им и поработить всё королевство. Для того, чтобы помешать ему, герою нужно открыть дверь в Священное измерение раньше злодея и завладеть Трифорсом самостоятельно.

Детишки разрабатывают план победы
Детишки разрабатывают план победы

Вот, в общем-то, и всё. Для исполнения плана и победы над Ганондорфом Линку предстоит путешествовать по Хайрулу, проходить различные подземелья и получать священные артефакты, которые нужны Герою для открытия портала и победы над Ганондорфом.

Весь процесс прохождения занимателен тем, что он проходит как бы в двух временных отрезках, разделённых промежутком в 7 лет, между которыми игрок волен переключаться самостоятельно, становясь то старше, то моложе. При этом одни собранные инструменты (например, бумеранг) становятся недоступны, а другие, наоборот, открываются для использования. Кроме того, некоторые области доступны взрослому Линку, но недоступны Линку-ребёнку. И наоборот.

Я сознательно опустил почти все детали сюжета, дабы насколько возможно избежать спойлеров, а потому не спешите кидаться в меня тапками на этот счёт. Давайте лучше вернёмся к теме статьи.

Любопытные детали

Храм Теней

Одно из подземелий, которое Линку предстоит пройти во имя Хайрула, носит название Храма Теней.

Вход в Храм
Вход в Храм

Это безумно мрачное место, населённое призраками, мумиями и скелетами, а также изобилующее различными ловушками. Но главное, что отличает это подземелье от остальных в игре, это то, что оно прямо-таки кишит невидимыми стенами, платформами и даже монстрами, и пройти это подземелье без специального артефакта попросту невозможно.

Этот артефакт называется Линза Истины. Она позволяет видеть вещи такими, какие они есть на самом деле – видеть скрытые проходы, невидимые платформы и так далее. Отмотаем немножко назад.

Линза истины

Линза истины – это артефакт, который достаточно просто пропустить на первом прохождении, если недостаточно внимательно исследовать карту и пропустить диалоги с некоторыми NPC.

Этому способствуют сразу две причины: 1. Линза Истины находится в секретном мини-подземелье; 2. Вход в это подземелье построен так, что Линк может попасть в него только в форме ребёнка.

Получилось!
Получилось!

В Храм Теней Линк попадает уже во взрослом возрасте, и если ранее Линзу получить не удалось, это может стать серьёзным препятствием к прохождению.

«Ну и что?» – спросите вы. «Можно же просто вернуться на 7 лет назад, забрать Линзу, снова вернуться на 7 лет вперёд и спокойно себе идти дальше». И в целом будете правы, но есть одно «НО»: перевоплотиться в ребёнка и идти дальше можно только после прохождения Храма Воды.

Отмотаем назад ещё немного.

Храм Воды

И что же с ним не так, с этим Храмом Воды? Это в общем-то стандартное в рамках игры подземелье, точно так же, как и все остальные, наполненное загадками и врагами. На что я отвечу – не совсем.

В храме воды есть одно необычное противостояние, которое выбивается из общего тона игры – а именно, сражение с Тёмным Линком.

Очень нетривиальное противостояние – Линк буквально сражается сам с собой

Тёмный Линк – персонаж фактически культовый для серии, почти наравне с Линком, Зельдой и Ганондорфом. Он олицетворяет собой все тёмные порывы Линка, теневую и злобную часть его души. Только победив его и завершив прохождение Храма Воды, можно вновь вернуть Линка в детство и заполучить истинный взгляд на вещи – Линзу Истины, а уже с ней – пройти Храм Теней.

Собираем паззл

Храм Теней – по-настоящему страшное место. Здесь Хайрул показывает Линку (а с ним и игроку) тёмную сторону своей истории – неприглядные и даже позорные тайны королевства, доступные ранее только членам королевской семьи.

Здесь Хайрул перестаёт быть благоухающим островком мира и процветания. Многочисленные орудия пыток и приспособления для казней показывают Линку, что у многих поколений благородных и сильных монархов руки оказываются по локоть в крови.

Один из образцов пыточного искусства королевской семьи. Похоже на <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fimages.app.goo.gl%2F4ZaiMi1t5wtw1Qra8&postId=1949085" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">крест Андрея Первозванного</a>, но крови столько, будто здесь происходило <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5&postId=1949085" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">колесование</a>
Один из образцов пыточного искусства королевской семьи. Похоже на крест Андрея Первозванного, но крови столько, будто здесь происходило колесование

Кто были все эти люди? Кем раньше были эти неприкаянные мумии, призраки? Чем они провинились перед властителями, что сейчас они вынуждены прозябать в этих холодных, серых стенах даже после своей мучительной смерти?

Когда рушится твоя картина мира, это всегда больно. Всегда страшно. Никогда не знаешь, что делать с этим дальше, как жить с вдруг открывшейся тебе правдой. Откуда взять силы, чтобы преодолеть это, принять, жить с этим дальше?

Ответ лежит на поверхности – для того, чтобы перенести такие потрясения, нужно иметь твёрдую опору под ногами. Нужно иметь настолько твёрдые внутренние убеждения, настолько крепкий стержень своей личности, которые помогут не сломиться под внезапно обрушившимися на тебя откровениями.

Корень же всего лежит в детстве. Наши детские установки, травмы, потрясения неизменно кочуют с нами всю нашу жизнь. От них не избавиться. Только имея мужество принять их, как часть себя, мы можем смело идти дальше вперёд, несмотря ни на что, помогая себе и окружающим выстоять в каких бы то ни было условиях.

АУФ
АУФ

И для этого... нужно быть честным с самим собой. Нужно не бояться признавать свои недостатки, свои особенности, мечты, желания, травмы. Всё это – неотъемлемые части нашей личности, и примирение с ними, принятие их как часть себя позволяют нам с высоко поднятой головой сносить любые тягости, которые готовит нам жизнь.

Итак.

В Храме Воды Линк вступает в схватку со своим тёмным альтер-эго, что символизирует его способность рефлексировать и честно взглянуть себе в глаза, принять себя самое таким, какой он есть, и не быть разорванным и сломленным внутренними противоречиями.

После победы он получает возможность вернуться в детство и забрать с собой оттуда честный взгляд на вещи в виде Линзы во взрослую жизнь – что показывает, что после того, как Линк разобрался со своими собственными демонами, он может уже честно и без прикрас смотреть на окружающую его реальность, не пытаясь спрятаться или отмахнуться от неё, закрывшись в своём мирке.

И это помогает ему пройти самое тёмное, вероломное и жуткое место во всём Хайруле – Храм Теней. Место, которое символизирует собой упадок духа и неспособность повлиять на ситуацию. Место, которое разочаровывает одним лишь своим существованием, и только сильнейшим из нас под силу пройти через него, не потеряв веры в людей. Не потеряв способность доверять. Не потеряв себя.

Получение заветного артефакта по завершении Храма Теней
Получение заветного артефакта по завершении Храма Теней

Немного духоты и детали таймлайна

Становление личности – это невероятно сложный процесс, растянутый на многие года и зависящий от просто безумно большого количества переменных: от генетического набора человека при рождении до глобальных катастроф и катаклизмов, с которыми человеку приходится столкнуться на протяжении своей жизни.

Окарина Времени иллюстрирует этот процесс просто и доходчиво – парой деталей из пары подземелий, одним артефактом и одной битвой.

В драматургии есть три классических состояния протагониста:

  • Детство. Это состояние, в котором персонаж просто делает всё, что ему говорят, не особо задумываясь о последствиях.
  • Отрочество. Состояние, в котором персонаж всё ещё выполняет чужие приказы, но уже проявляет любопытство, волю и характер.
  • Падение. Это ситуация, в которой герой ломается. Это такой поворотный пункт, после которого персонаж уже не способен быть прежним, весь его старый уклад ломается, и протагонист вынужден найти в себе силы на то, чтобы идти дальше и повзрослеть.

На какой бы стадии ни находился герой, он всегда накапливает свой собственный жизненный опыт, на основе которого формируется его характер. Усвоив важные уроки, присущие каждой из стадий, герой может смело идти вперёд, даже если грядущее камня на камне не оставит от его прежних убеждений.

Только получив всё необходимое – Линзу Истины в Детстве и победу над своими демонами в Отрочестве, Линк сможет пережить своё собственное Падение в Храме Теней и в итоге спасти Хайрул.

Или нет.

Существует интересная деталь в том, что в официальной хронологии сюжета серии The Legend of Zelda игра находится на распутье, которое предполагает как победу над Ганондорфом, так и неудачу Линка и падение Хайрула.

Это не совсем актуальная версия таймлайна, но она хорошо иллюстрирует мою мысль. Игры из средней ветви после распутья – это события в том таймлайне, где Ганондорф одержал верх. Интересующиеся могут пройти <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fzelda.fandom.com%2Fwiki%2FZelda_Timeline&postId=1949085" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сюда</a> и ознакомиться с самой новой версией таймлайна
Это не совсем актуальная версия таймлайна, но она хорошо иллюстрирует мою мысль. Игры из средней ветви после распутья – это события в том таймлайне, где Ганондорф одержал верх. Интересующиеся могут пройти сюда и ознакомиться с самой новой версией таймлайна

Мне не удалось найти официальной версии причин, почему Линк мог не справиться со злодеем. У него могло не хватить навыков, сил, способностей. В конце концов, он мог даже просто не дойти до Ганондорфа, погибнув от одной из бесчисленных опасностей, подстерегавших его на пути. Но в свете высказываемых здесь идей, может быть... он просто не захотел?

Может быть, после того, как он увидел все бесчинства, учиняемые королевской семьёй в Храме Теней, он решил, что это королевство недостойно спасения? Что всё, что он знал о Хайруле до этого – всего лишь шутка, которая прикрывала истинное лицо власть предержащих?

Решительность во взгляде? Или сомнение? В ту ли сторону направлен меч?
Решительность во взгляде? Или сомнение? В ту ли сторону направлен меч?

Это тоже выбор, который Линк вполне способен сделать в результате личностного роста и после всего того, что он пережил и перенёс во имя королевства. И ничего не мешало ему рассудить, что это королевство достойно лучших правителей и лучшего будущего, даже если для этого придётся сжечь дотла всё, что есть сейчас.

Заключение

The Legend of Zelda: Ocarina of Time – удивительная игра. Даже спустя почти 25 лет после её релиза она всё ещё способна вдохновлять как гейм-дизайнеров на создание новых игр, так и рядовых игроков на написание вот таких статей.

Кто знает, сколько скрытых смыслов, сколько неразгаданных загадок и тайн хранит в себе Окарина Времени? Ответом можем быть только мы с вами – играя в игры и создавая свои собственные истории: как на просторах Хайрула, так и на просторах нашего личного жизненного опыта. Быть может, у вас такие истории есть уже сейчас – не стесняйтесь делиться ими в комментариях!

Постскриптум

Спасибо, что дочитали до этого момента.

Эта статья стала для меня почти спонтанной – я был уже в процессе подготовки другого материала, подумав было отложить статью по Окарине в долгий ящик, но...

Сегодня грянул мой День Рождения, и это первый мой День Рождения в качестве автора статей на DTF, так что я захотел отметить и отпраздновать его вместе с вами выпуском внеочередного материала, который оказался ещё и с такой подходящей к случаю темой – про взросление и рост над собой.

Ну, типа

⚡Что касается графика выпуска статей – он никуда не делся и не отменился: уже послезавтра на Boosty планируется выпуск нового текста, так что, если есть желание и возможность поддержать автора, автор будет рад и польщён. Подписка на месяц стоит всего соточку, а статьи публикуются по 15 и 30 числам каждого месяца.

✅ И как всегда – подписывайтесь на мой блог здесь, конечно! Это не первая и не последняя статья, которая в нём появляется, а дальше – больше! Кто я такой, что тут забыл и вообще какого чёрта – можно почитать тут:

Этот пост недоступен

Благодарности

🔥 Хочу поблагодарить наикрутейшего Rogotch – моего первого и пока единственного бустера. Для меня подписка на Boosty выглядит актом какого-то запредельно высокого уровня доверия, и я всеми силами хочу и стараюсь это доверие оправдывать.

111111
30 комментариев
500 ₽

С днём рождения!)

7
Ответить

Тут есть цпойлеоы?

4
Ответить

немножко есть, да :(

4
Ответить

С днем рождения тогда! Пусть статьи пишутся легко, а поклонники прибавляются :) Игра еще в планах, так по диагонали пока что пробежался

3
Ответить

Спасибо! :) Помню, да, что ты собирался за неё взяться :)

1
Ответить

Странно что ты про колодец с этим веселым парнем ничего не написал. Место тоже мерзкое, еще и находится при этом прямо под жилой деревней. Можно тоже всяких теорий насочинять))

2
Ответить