О мировоззрении паладина и почему в изначальной редакции правил D&D их элаймент мог быть только «lawful good»
Что такое элаймент? Это определённое мировоззрение, которое комбинируется на основе 2 осей:
1) добро (good), нейтральность (neutral), зло (evil)
2) порядок (law иногда переводимый как «закон»), нейтральность (neutral), хаос (chaos). Таким образом, нетрудно посчитать, что в D&D возможны следующие 9 комбинаций мировоззрений:
Мировоззрение, или элаймент, имеет очень серьёзное значение. На его основе, существа распределены по соответствуюшим планам бытия в D&D.
Однако, обсуждение планов выходит за рамки данной статьи. Если вам интересна эта тема — добро пожаловать в статью Минска и Бу
Нас же интересует левый верхний угол картинки: «Lawful Good», который иногда переводится как «упорядоченно-добрый», а иногда (как и на картинке) как «законопослушный добрый»
Вот тут и может возникнуть главный вопрос: «А почему это вдруг раньше, до 5 редакции правил D&D, люди, играющие за паладина, должны были отыгрывать именно законнопослушного доброго и никак иначе?»
По старым правилам, если игрок, играющий за паладина, отклонялся от этого единственного мировоззрения, он сразу же терял всю свою божественную силу и переставал быть паладином, не имея возможности использовать ранее полученные им навыки и способности паладина вплоть до своего искреннего раскаяния и искупления.
«Почему он не может быть просто нейтрально-добрым? Почему он обязан следовать каким-то сомнительным сводам правил и законам, отличающимися в разных сосаити, вместо того чтобы просто тупо следовать собственной совести, с лёгкой долей иронии относясь ко всем писанным и неписанным правилам (хаотично-добрый)?» — подумали игроки и попросили чтобы специально для них придумали новые, более оказуаленные правила, потому что по старым им просто было невозможно играть. Так, около 10 лет назад, возникли правила 5 редакции, снимающие вообще все любые ограничения на мировоззрение паладина и делающие типа игру «проще» (на самом деле всё стало только запутанее, ведь теперь, теоретически, «паладином» может стать любой буквально любой лысый чёрт, будь то упорядоченно-злой дьявол, хаотично-злой демон и любой псих с отсутствием любых моральных установок).
Некоторые игроки на это могут возразить, что законопослушный добрый паладин, дескать, имеет свои очевидные минусы. Если такой паладин, верный, например клятве Короны якобы «из мест, общества культуры, где девочек забивают до смерти камнями за неповиновение религиозным традициям», то он, якобы «в таком обществе будет ровно тем человеком, кто выволочет девочку на площадь и призовёт толпу покарать её за нарушение традиций этого народа. И в глазах своей системы ценностей и ценностей общества, где он вырос, это будет святой, благородный и праведный поступок в интересах общества с справедливости».
Эта полная чушь. К сожалению, многие игроки не понимают всех нюансов элаймента и поэтому не понимают что в действительности «законопослушно добрый». Многие, очевидно (иначе таких правил в 5 редакции просто бы не возникло) , глядя на таблицу элаймента подумали «ну раз законопослушно добрый, это не хаотично-добрый персонаж, которой просто, как Робин Гуд, действует по своей совести, то законопослушные добрые паладины просто, не парясь, следуют любым тупым правилам и законам любой степени тупости».
По сути, это равнозначно тому, что у законопослушных добрых паладинов либо вовсе нет совести, либо, если она всё же есть, то они неизбежно столкнутся с моральной диллемой выбора между тем, что неизбежно предписывает им общество в виде правил и законов и тем, что диктует им собственная совесть.
Однако на деле оказывается, что никакой моральной диллемы тут нет (и никогда не было) и эта проблема, которая просто выдуманна из головы. Ведь что такое совесть с точки зрения законопослушного доброго паладина? А совесть, с его точки зрения, это не что иное как внутренний закон, записанный силами добра и света «в сердце каждого человека» (именно про совесть как такой внутренний закон, кстати, говорил апостол Павел, но уже в нашем мире).
Иными словами, совесть, это не просто ещё один внутренний закон, а высшая инстанция, с которой должны быть согласованы все прочие законы государства, общества. Все прочие законы, отличные от совести как внутреннего закона, с точки зрения законопослушного доброго паладина имеют просто меньший вес. То есть в юридическом смысле с точки зрения паладина совесть для него, как и для всех людей, то же самое что и, в юридическом смысле, конституция для правового государства. В таком государстве могут ��ыть придуманы какие угодно законы, но если такие законы противоречат самой конституции, то они не имеют никакой юридической силы и по своей сути не означают ничего.
Так что в выборе между законами общества и собственной совестью законопослушный добрый паладин, как это ни парадоксально, всегда выберет свою совесть, также, как это бы сделал хаотично-добрый персонаж. Просто потому что для законопослушного паладина его совесть это и есть высший закон, конечная инстанция (глас божий).
Именно поэтому в правилах ранних редакций по D&D и было введено такое правило для паладина на эйламент как «только законопослушный добрый».
D&D впервые было издано в далёком 1974 году, и за это время выросло новое поколение игроков, которые, как говорится, просто «не до конца врубились в тему», и поэтому и потребовали более простые и понятные правила, понятные для них. И хотя в этом есть определённо появились свои плюсы, такие как более низкий порог вхождения и более высокая популяризация, вместе с тем многое начинает утрачивать свой первоначальный шарм.
Когда я играл за паладина в neverwinter nights 2 у меня не было проблем с тем, что он может быть только «упорядоченно-добрым». Возможно потому, что я сам тогда, в далёком детстве, был п таким же «упорядоченно-добрым». То есть этот класс мне как родной. Именно поэтому я могу прекрасно играть за паладина в абсолютно любой редакции D&D, потому что по сути я отыгрываю в каком-то смысле самого себя. Разве что могу иногда побухтеть как старый дед насчёт паладинов новой редакции «Нынче паладины пошли не те. А вот в наше то время!»
В завершение этой статьи я хотел бы приложить этот фрагмент из фильма «Царствие Небесное»