Нереализованный потенциал. Поговорим об Atomfall
Atomfall поразительный проект, игре удалось привлечь к себе внимание парой ярких трейлеров еще до выхода, однако после релиза она просто затерялась на фоне других новинок. Обзоров на нее кот наплакал, на DTF и Reddit игру тоже особенно не обсуждают. И у меня встал вопрос, неужели получилось настолько пресно, что кроме яркой обертки в игре и нету ничего? Приветствую всех, кто залетел на наш радиоактивный огонек, поехали.
Для всех тех, кто читать не очень хочет, традиционно предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
Ну и прежде чем мы приступим к обсуждению основной игры, сделаю небольшое включение из рубрики исторического контекста, и пару слов о предыстории расскажу. 10 октября 1957 года внутри ядерного реактора “Уиндскейл”, расположенном в графстве Камбрия на северо-западе Англии загорелся графитовый реактор, используемый для создания оружейного плутония.
К счастью, благодаря оперативным и грамотным действиям персонала станции пожар удалось ликвидировать, залив его водой, что создавало опасность взрыва, но его не случилось. По итогам в реальности последствия от катастрофы были довольно таки незначительными. Местных жителей никто переселять не стал, ведь вроде как выброшенные дозы радиации были в пределах нормы.
Разве что риск онкологии незначительно повышался, но на какие то сотые процента. В общем, на пару месяцев запретили продавать молоко с окрестных ферм, да этим и ограничились. А вот в игре, в игре все пошло по несколько иному пути.
Тут с реактором вдруг начали твориться странные штуки и его охватило некое синеватое сияние. Правительство Великобритании тут же обнесла всю территорию забором, которым и закрыла всех местных жителей. На карантин. Разбираться с вопросом, а заодно и поддерживать порядок в зоне карантина отправили военных и несколько групп ученых. Правда все как всегда пошло через одно место, военные ничего выяснить не смогли, так мало того, еще и от разных местных группировок по шапке неплохо так получили, еще и с остатками ученых поссорились.
И вот примерно в этот момент в мир и приходит наш герой, причем самым что ни на есть необычным образом, мы, вдруг, просыпаемся в одном из бункеров, в этой самой зоне. Герой ничего не помнит и ничего не знает, ни кто он, ни зачем он тут, ни что это вообще за тут такое.
И вот сейчас то как раз можно поговорить о первой крайне спорной вещи в игре, сюжете. И начинается то все прямо за здравие, игра вообще не ведет вас за ручку, просто выбрасывает в мир и все. Делай что хочешь. Ну вернее так, около выхода из первого бункера стоит телефонная будка, телефон в которой звонит.
Если мы трубку поднимем, то странный голос скажет нам “Оберон должен умереть”. И все. Никаких больше пояснений. Некоторые западные издания сравнили местную историю с Elden Ring, ну и да, что-то общее точно есть. Там вам точно так же говорят, мол найди кольцо Элдена и бросают в мир, двигаться по которому уже предстоит самому.
И начало этой истории мне залетело просто на ура. Вникать в происходящее очень и очень интересно. Узнавать как люди выживают в зоне карантина, откуда наплодилось столько бандитов, что за странные фрики в резных масках из дерева и все в таком духе. Вот только во всем этом есть один недостаток, местную историю пытаются развивать как этой лихо закрученный детектив, вот только опыта сценаристам не хватило, и местный детектив не работает.
Как вообще строиться сторителинг в хорошей детективной истории? Мы получаем некие исходные данные, ну для примера, вот жертва, ее убили выстрелом в спину. Всё. После этого начинаем собирать разные отрывочные сведения, посредством которых медленно будет складываться пазл единой картины. И, если история написана хорошо, то под самый ее финал, аккурат с главным героем мы должны прийти к ответу, что убийца на самом деле дворецкий. И дальше, произведение, не важно какое именно, хоть книга, хоть фильм, хоть игра должно нашу догадку или подтвердить, что вызовет у нас радость, ибо мы этот клубок ловко распутали. Либо нашу догадку могут опровергнуть, однако если это будет сделано правильно, то мы опять же получим удовольствие, от того что покачав головой, подумаем. Вау, как же мощно закрутили то все, я даже и не понял.
А тут же ситуация иная. Всякой информации в разговорах с НПС, записках и аудиозаписях то хватает, вот только к разгадке финальной тайны она никак не ведет. Часть информации имеет чисто геймплейный функционал, ну рассказывает о разных тайниках, дверях, бункерах и прочем.
Часть раскрывает детали местного лора, а вот про основной сюжет таких данных совсем уж кот наплакал. И по итогам в финале, когда на нас вываливают, что же тут происходит это просто скучно. Ну то есть и сам финальный твист довольно средний, по крайней мере я ждал сильно большего и его подача по итогам оказалась куцей и рваной.
Если возвращаться к моей аналогии про детективы, то это все равно, что мы бы читали историю про Шерлока Холмса, и он там по ходу всего дела читал газеты, где рассказывали бы о том, какая футбольная команда и с каким счетом выиграла. Слушал сплетни соседок, которые обсуждали бы надоевший ремонт неподалеку и беседовал бы с Ватсоном о войне в Афганистане. А в финале вдруг раз, пришел бы Мориарти и сказал, что он во всем виноват и он преступник. Ну звучит не очень завлекательно, не так ли?
Как бы я не могу сказать, что местный сюжет это прямо очень плохо, не подумайте. Просто крайне интригующие первые часы довольно сильно задрали для меня планку, а дальше ее поддержать, увы, не удалось.
Но в целом есть и довольно сильные и яркие моменты. Мне лично очень понравилось то, как тут обыграли фракции. Их несколько, у всех четко прописанные цели и сценарии поведения, и несколько секретов за пазухой тоже имеется. Чтобы избежать спойлеров, очень кратко перечислю основные стороны, и их главную мотивацию и этим ограничусь.
Есть простые гражданские, ну то есть местные жители, которым не повезло оказаться на этой территории. Они по большей части просто хотят выжить и всякие там реакторы, ученые и прочая чепуха их не сильно то интересуют.
Есть военные, парни вроде как неплохие, какой никакой порядок сохраняют, пусть временами и уж слишком ежовыми рукавицами. Они хотят уже от реактора и всех проблем с ним как то избавиться, и свалить отсюда подальше и понять их можно. Потому я сперва именно за них проходить начал, вот только потом раскрылись всякие интересные тайны, впрочем об этом уже не буду.
Есть ученые, ребята довольно мутные, секретами своими делиться они не спешат, да и осталось их довольно таки немного, однако именно они смогут дать самые вменяемые наводки на то, что нас ждет в самом финале. Их цель изучить феномен того что произошло на реакторе.
Есть еще друиды, вот их я не совсем понял. Эти ребята под воздействием излучения из станции начали слышать голоса в голове, решили, что с ними сама Мать Земля говорит, начали всякие технологии в жертву приносить, строить деревянных чучел для сожжения и прочей чепухой страдать. Она хотят как то мирно сосуществовать с тем, что случилось на станции, считая это неким чудом.
Ну и есть еще простые бандиты, они хотят грабить и убивать, больше ничего не хотят.
И эти фракции это не просто фон, полноценно присоединиться к ним нельзя, но можно сотрудничать, выполняя для них разные квесты. Причем результатом такого сотрудничества может стать и особая концовка, которую каждая из фракций и открывает. Не стану говорить что это прямо что-то невероятное, но как маленькая позитивная деталька вполне работает.
Ну и раз уж начали этой темы касаться, то давайте о квестах и поговорим. С ними тоже ситуация неоднозначная. Ибо вот сами по себе побочные задачи в этой игре это мусор. Абсолютно все они строятся на том, что нужно пойти в какую то точку на карте, найти там нечто или поговорить с кем то и вернуться к квестодателю. Сказать, что это скучно и банально- ничего не сказать.
Награды за квесты тоже как правило бесполезны, опыта в игре как такового нет, а пара расходников явно не стоит той беготни, которую ради них придется проделать. Единственное, что действительно хоть сколько то нужно, так это информация, которой с нами в награду могут поделиться. Опять же, не сказать, что она играет какую-то обязательную роль, ибо всегда есть альтернативы, чтобы о чем то важном узнать, но все же.
Так а что же в них хорошего то тогда? А вы не поверите, но то, что игра не заставляет вас их делать, оставляя чисто на ваше усмотрение. Ну вот например, нужно вам что-то от какого-то НПС, он вам говорит, иди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что. А вместо этого вы его раз и задушили, или пулю в лоб пустили, и просто сняли с тела, то что вам нужно. И все, вы молодец.
И таким образом можно вообще всех поубивать, кстати. Никаких сообщений о том, что “со смертью этого персонажа нить вашей судьбы прерывается”. Играй себе спокойно дальше. Скажу больше, местный сюжет можно пройти вообще ни с кем не общаясь, не делая побочек, а просто шарясь по карте, и убивая все на своем пути. Не факт, что такой опыт вам понравиться, но сам факт, что его можно реализовать уже радует.
И коль скоро по этому миру по разным квестам придется довольно таки немало погулять, то давайте о нем и поговорим. И мир довольно таки компактный, он состоит из нескольких небольших, но очень плотно насыщенных локаций, в которых еще и данжи есть, которые временами бывают довольно таки объемными. И знаете, исследование мира, пожалуй один из тех немногих аспектов игры, до которого мне и докапываться то не хочеться.
Плюс постепенно мы получаем разные устройства, что открывают нам новые возможности взаимодействия с миром. Миноискателем можно искать разные клады, а перенаправителем сигнала перекидывать напряжение с одного объекта на другой.
Кроме того, локации всегда имеют несколько вариантов прохождения и точек обхода, что могло бы быть приятно, если бы стелс тут работал нормально и был необходим, впрочем, об этом мы еще поговорить успеем. Многие двери закрыты, и к ним нужно искать ключи, что опять же дает дополнительную мотивацию этот мир исследовать. Лично для меня картину портят ровно две вещи, одна портит сильно, вторая не особо.
Во первых, в игре есть авто респаун врагов и это бесит прямо невероятно, особенно, если вы решитесь все квесты проходить, то вам придется еще и бэктрекингом нормально так позаниматься. Причем, когда я говорю нормально, я делаю скидку на то, что игра короткая, ибо продлись оно чуть дольше, скорее всег�� уже начало бы сильно душить. Респавн прямо до абсурда доходит порой. Вот приведу вам одну ситуацию.
Пошел я штурмовать главную базу друидов, которая представляет из себя большой и длинный данж в старинном средневековом замке. Но перед замком, есть еще довольно большой лагерь как бы в открытом мире. Я сперва зачистил всех друидов снаружи, потом пошел внутрь.
Зачистил данж, закрыл все квесты и когда вернулся на свет божий, то внезапно обнаружил, что все друиды опять тут как тут. Стоят как штыки. Скажу честно, это был момент, когда я нажал ALT+F4 и был довольно таки близок к тому, чтобы игру с винта снести и никогда большей к ней не возвращаться. Впрочем, на следующий день я все же снова её запустил, ибо интересно было, блин, чем вся эта эпопея закончиться.
Просто понимаете, я игрок такого формата, что люблю пролутывать каждый угол, зачищать всех врагов и делать все квесты, и штуки вроде автореспана просто вгоняют меня в состояние фрустрации. Я понимаю, что эту карту я никогда не зачищу, тут всегда будут шнырять враги и для меня это очень сильно ломает погружение. Но это проблема субъективная довольно таки, так что вы может быть с ней и не столкнетесь.
Вторая же беда местного эксплоринга это то, что как правило игра не может вас адекватно за него вознаградить. В очень редких, буквально штучных случаях я находил в тайниках и нычках новое, реально хорошее оружие.
Большую же часть времени меня там дожидались новые записки, полубесполезные расходники, которыми у меня уже к середине игры даже стэш был забит, разные материалы для крафта, максимум которых я еще как будто на самой первой локации насобирал, ну и патрончики само собой, которых у меня довольно скоро тоже стало под лимит. Единственное, что кроме редких пушек может порадовать молодого исследователя, так это шприцы для прокачки.
Давайте тогда к ней и перейдем. Прокачка в игре довольно простая, по разным локациям мы находим стимуляторы опыта, за которые потом можем покупать разные перки. Стоимость перков разнится в зависимости от их полезности.
И вот вроде бы все понятно и просто, но блин, даже тут разработчики умудрились навернуть лишнего. Изначально нам доступен крайне ограниченный выбор перков, что то вроде базы. А чтобы открыть все остальные нужно обшаривать карту в поисках специальных книжек, которые откроют еще три перка.
Как правило они объединены некой специализацией, книга мастера стрельбы или мастера стелса. Звучит то вроде бы даже и адекватно, разработчики создают дополнительный стимул карту исследовать. Да и у торговцев эти книжки порой появляются, что делает эту систему хоть сколько то необходимой, ибо всякие расходники и прочий мусор смысла покупать нет, этого добра и без того хватает.
Но вот беда тут в том, что ты никогда не знаешь, а какие еще перки тебя впереди то ждут, будет ли что то полезное? И лично я поэтому вечно солил очки талантов до последнего, ибо большинство местных перков это просто мусор.
И я даже понимаю откуда тут ноги растут, коли есть риск, что некоторые книги вы потенциально в своем прохождении найти не сможете, то и засовывать в них имбовые перки, без которых играть будет просто невозможно это не вариант. Соответственно их все свели либо до сомнительных бафов, типа чуть-чуть плюс здоровья, небольшое увеличение урона от огнестрела, шаги ваши враги чуть меньше слышать будут и все в таком духе. Либо дают совсем уж мусор, типа трупы вы быстрее лутать начинаете, или абсолютно бесполезные ветки метательного оружия и ближнего боя. Ну или вот смотрите, почти все оружие тут ржавое, где то ближе к финалу игры я нашел книжку, что открыла мне возможность полировать стволы. Изменило ли это что то в моем геймплее? Ответ нет, пушки стали чуть больше дамажть, но урон этот не сказать чтобы чувствовался, ибо я по головам работать старался.
Вообще с прогрессией игрока тут есть некоторые проблемы, ибо прокачка то на неё не сильно влияет. В том же Сталкере, где прокачки казалось бы вообще нет, мы постоянно становимся круче находя новое оружие и броню. Так вот брони в Atomfall нет, а оружие, ну да делает нас круче, но происходит это относительно редко, и прямо резких скачков как будто нет. Единственное исключение это буллпап винтовка, которая позволяет вообще всех выкашивать без особых проблем.
С боевой системой тут тоже все не слава богу. По началу то интересно, враги вроде злые, дамажат только в путь, пара тычек и вот вы уже улетаете на последнее сохранение. Но чем дальше, тем скучнее, потому что понимаешь, как все тут устроено и насколько игра казуальная.
Давайте сперва с ближним боем, он в игре просто никакой, импакта от ударов нет, очень сильно не хватает возможности ставить блок или делать что-то вроде дэша, чтобы избегать вражеского урона. В итоге, я немного помахал топорами и ножами в первой локации, после чего благополучно забил, и очень этому рад, ибо стрелять в этой игре гораздо приятнее.
Оружие звучит нормально, выглядит стильно, вот от выстрелов то уже импакт чувствуется и это правда может дарить удовольствие. Но смотрите, во первых никакого сурвайвала тут нет, ибо патронов всегда навалом. Ну если их в молоко не высаживать конечно и карту пылесосить. У меня патронов всегда по максимуму было, и даже если случались бои, в которых пуль уходило много, то очень скоро запас возвращался в норму.
И местные бои, это, конечно ух. Враги тут тупые как пробки, они довольно зрячие и меткие, но стоит вам зайти за какой то уголок, как можно будет их всех разобрать по очереди.
Они любят кучковаться, так что большие их стаки можно смело укладывать гранатами. И вот чисто гипотетически, единственная геймплейная ситуация в которой игрок может оказаться в опасности, это если вдруг в чистом поле вас засечет большой стак врагов с дальнобойными ружьями, тогда может быть и застрелят. Вот только больших чистых полей без укрытий в игре то и нет особо, так что считайте себя почти бессмертным.
Даже роботы блин, потенциально самые сильные противники в игре и те никакой угрозы не представляют. Десяток выстрелов им по красным бочкам и можете бежать вынимать генератор, что отправит его на помойку. А выстрелы эти совершить легко, ведь у железяк есть условный боевой радиус в котором они эффективно действуют, если вы будете стрелять по ним из-за пределов этого радиуса, то они и противопоставить вам ничего не смогут.
Резюмируя, челленджа в местной боевой системе нет просто никакого, если вам нанесут урон, то хилок просто вагон и это не проблема, патронов куча, враги тупые. За первый час вы поймете как их эффективно развивать и дальше как по накатанной.
От тупого ИИ страдает и стелс. Он тут есть, вроде бы даже проработать его старались, можно в высокой траве прятаться, на картах куча всяких лазов и обходов, чтобы ловко заходить противникам за спину, даже ветка перков под скрытное прохождение есть.
Вот только один вопрос, если драться и без того легко, то зачем вообще стелсить? Как будто бы только время терять. Справедливости ради, я пару локаций пробовал чисто в скрытном режиме пройти, не столько потому что надо, сколько от того, что хотелось геймплей разнообразить немного. И удовольствия особого я от этого дела не получил. Просто скрытность тут работает максимально дефолтно, и интереса не представляет.
Есть в игре и торговля, которая тоже работает странно. Ну вот смотрите, вроде бы экстремальная ситуация, люди вынуждены выживать. В таких условиях стандартные денежные отношения должны перестать работать. И это тут реализовали, никакой валюты нет, только бартер. Меняем наше барахло, на барахло торговцев. У них есть свои предпочтения, кто-то больше ценит коктейли Молотова, кому то подавай аптечки, а третьему еду.
Но вместе с этим системы приоритетов у местных людей явно сбиты. В таких экстремальных условиях особенно в цене должны быть боеприпасы и медикаменты, как иначе себя то защитить. Но единственные вещи, которые чего то стоят у торговцев это журналы навыков и энергетические ячейки, нужные для продвижения по сюжету. Все. Патроны они вообще отдают за бесценок. До абсурда доходит, вы за один бинтик можете выкупить под 30 патронов от пистолета, а это если что лимит. Так явно быть не должно и это как то балансировать нужно.
Менеджмент ресурсов тут тоже прикрутили как будто бы ради галочки, ибо смотрите, игра пытается этакий выживач из себя разыгрывать, с типа хардкорными правилами. Но боёвка простая, ресурсов вагон, и по итогам ограничения инвентаря выглядят как надуманная и просто добавляющая лишней суеты и перебежек механика. Постоянно бегать до складов с пневмопочтой, чтобы скинуть всякие расходники, типа тоника на снижение урона так себе удовольствие.
У меня вообще к середине игры даже тайник заполнился, и складировать в него барахло нельзя стало. Тут то манчкин и перфекционист в моем лице начал обливаться слезами, просто проходя мимо жирных тайников с кучей лута.
И знаете, вот сейчас я критиковал и критиковал эту игру. И видит бог, есть за что. В ней буквально все аспекты сделаны не совсем так, как хотелось бы и имеют некоторый изъян. Но, вот что парадоксально, я Atomfall прошел о чем совершенно не жалею, ведь свою дозу удовольствия я получил. Не смотря на все косяки, мне было интересно исследовать этот мир, даже драться было в целом не так уж и скучно, британская эстетика, которую я чаще всего в шоу разных комиков типа Монти Пайтон видел, в игровой мир вписана ну просто идеально. Тут даже можно чаю себе налить и выпить.
В общем, игра мне зашла, пусть она и явно проходная. Едва ли я решусь перепройти её еще раз, чтобы посмотреть другие концовки, да скорее всего через пару месяцев я и вовсе забуду, о чем оно всё было. Но при этом сейчас, в моменте, о тех 14 часах, что я на Atomfall потратил не жалею. Правда, скорее всего, длись она дольше, ну часов скажем 30, то скорее всего для меня это был бы дроп.
Именно поэтому я не могу никому советовать бежать и покупать Atomfall здесь и сейчас, ибо игра, ну слишком уж специфическая и есть ненулевой риск, что вам оно просто не зайдет. Тут либо ждать скидок, либо, и это, пожалуй, самый оптимальный вариант, просто взять Геймпасс и попить её через него. Даже если Atomfall вам и не вкатит, то всегда можно будет что-то другое из него пощупать, благо выбор есть.
Ну а на этом все. Надеюсь, что по старым добрым обзорным роликам вы хоть немного да и соскучились, потому как я да. Пока писал этот лонг и занимался монтажом ролика прямо телом и душой отдыхал. И если вам видео понравилось, то можете подписаться на меня на Boosty, буду очень признателен. Спасибо, что дочитали. И пока.