Condemned: Criminal Origins, "На срезе безумия"
Ох как давно я хотел за нее взяться. Подтягиваем, вспоминаем и играем в Condemned: Criminal Origins. В по-настоящему культовую игру, которая с маниакальным удовольствием погружает вас в мрачный, почти апокалиптический мир, где грань между реальностью и безумием сильно размыта.
How does it feel to be on this end of the gun? But listen you bastard, don't mess this up for us. We are both on the same path of righteousness.
Немного об игре
Condemned: Criminal Origins вышла практически одновременно с F.E.A.R., предыдущей игрой знаменитой Monolith Productions. Правда вышла она сначала на Xbox 360 в 2005-м и только через год на PC. Это все замечательно, но сначала я хотел бы добавить в статью совсем немного истории. В самом начале разработки, Condemned была известна как The Dark (бэта версия C:CO). Condemned: Criminal Origins и The Dark в целом были схожи, но отличались в нескольких ключевых аспектах. В The Dark протагонистом был некий агент Кросс, который занимался расследованиями всяких необъяснимых дел. Кросс так же обладал сверхъестественными способностями (как и Томас своим "нюхом") и мог использовать различные заклинания. Например, можно было использовать заклинание, вырывающее оружие из рук врага. Другое заклинание ломало двери и препятствия (в релизной версии, как мы занем, Томасу приходилось искать топор, либо кувалду). Инструменты, используемые Кроссом, как и процесс сбора данных, также отличались. Ниже можно посмотреть геймплейный ролик The Dark из дополнительного контента Condemned. Многие элементы The Dark сильно отличались от той игры, которую мы в итоге увидели.
Но вернемся к Condemned: Criminal Origins. Играть мы будем за Итана Томаса ("Иииитааааан" ©RE7), агента ФБР (подразделение SCU — Serial Crimes Unit), который специализирующегося на поимке всяких вонючих серийных убийц. Во время очередного расследования, Томас с престарелым напарником прибывают на очередное место преступления в заброшенное здание. В процессе сборка улик выясняется, что убийца все еще в здании (его выдал сигаретный дым, хехе). Коллеги по классике, как в дешевых хоррорах, решают разделиться. Напарника и офицера полиции атакует группа одержимых, а Томас продвигается дальше, вглубь здания, где его уже ждет подозреваемый. Томас максимально тупо теряет свой пистолет, который подбирает убийца и позже пристреливает им же напарника с офицером, при этом выбросив из окна Томаса со словами "Приготовься к смерти, агент Томас. Она снова придет к тебе в гости." Теперь бедный Томми беглец, вынужденный скрываться от полиции и одновременно искать правду. Вот такая завязка. На самом деле сюжет очень даже неплох для психологического детективного триллера. На ум сразу приходит фильм "Семь" Дэвида Финчера. Туда же "Молчание ягнят", "Голубая сталь" и другие похожие по атмосфере фильмы. А вот атмосферу в Condemned: Criminal Origins хоть ложками черпай.
Condemned это такая смесь Survival Horror'а, детектива и Beat 'em up. Причем на последнее игра делает максимальный упор, потому что пострелять нам дадут всего пару раз за всю игру. Именно жесткие схватки в ближнем бою являются главной фирменной фишкой игры. Condemned была наверное первой игрой с максимально реалистичным ближним боем. Такие жестокие, напряженные и не прощающие ошибок схватки от первого лица в то время были чем-то новым и необычным, сильно погружая в игровой процесс. Отдельно стоит отметить поведение врагов. Всякие бомжи, маргиналы, наркоманы и психопаты любят прятаться за углом, что бы как чертов Сплинтер обрушить кусок трубы на ничего не подозревающего Томаса. Еще они обожают нападать группами, при этом нанося дикие удары и по своим коллегам, из-за чего может возникнуть перепалка, а Томасу остается лишь дождаться выживших и добить. Иногда враги бросают различные предметы в игрока, типа стульев, при этом смачно матерясь. Кстати насчет врагов. В игре не так ужи и много видов врагов, но все они чертовски круто реализованы. Настоящие отморозки, практически животные (мои любимые это ползающие пиздюки, которых рвет кровью). Таким не жалко и дробью в лицо зарядить.
Кстати насчет оружия. В игре довольно неплохой арсенал оружия ближнего боя: медленные но мощные топоры и кувалды, всякие арматуры, несколько вид труб, простые доски с гвоздями, руки манекена и даже дверцы от шкафчиков. И самое главное, мы не просто подбираем эти предметы с пола, а натурально достаем их из места креплений. Если это труба, то Томас вырвет ее из системы отопления, если это доска с гвоздями, то отодрать ее можно со старого деревянного стола или стула, и так далее. Причем все это сопровождается определенными спецэффектами. Выглядело все это в свое время ну очень круто. И да, в игре вы всегда сможете найти какое-нибудь оружие поблизости, даже не сомневайтесь. Тем более некоторые виды будут необходимы для продвижения по сюжету. Что касается огнестрела, то, как было сказано выше, пострелять нам из него дадут совсем чуть-чуть. Патронов для этого добра будет очень мало и вы быстро придете к выводу, что гвоздодер намного эффективней револьвера. Но стрельба сама по себе сделана неплохо. Нет ничего милее выстрела во врага в упор картечью, заставив ублюдка отлететь на метр.
Ну и помимо бесконечных драк (кстати герой по сюжету окажется мегакрепким парнем), Томас время от времени будет собирать различные улики и данные, передавая их своей напарнице и давней подруге Розе из отдела по расследованию серийных убийств. Для этого Томас таскает с собой сумку со специальной высокотехнологичной аппаратурой. Например в игре есть сканнер, который на расстоянии может передавать в лабораторию физические анализы вещества. Это конечно все выглядит очень фантастично, но ничуть не мешает альтернативному сеттингу игры. К тому же не будет же Томас ездить туда сюда на такси, передавая улики в пакетиках. Сам сбор улик выглядит так же эффектно и по сути является мини игрой.
В визуальном плане, для своего года выпуска, Condemned: Criminal Origins выглядела отлично. Базируется игра на уже проверенном движке LithTech Jupiter EX. И если до это вы уже удосужились поиграть в F.E.A.R., то сразу заметите внешние сходства. Крутое освещение, мягкие рилтайм тени, балдежные спецэффекты и отличная работа с материалами, все это было на месте. Но что-то все-равно отличало Condemned: Criminal Origins от своего собрата, и это были очень выраженные постэффекты (в частности bloom и blur), которые придают игре особый стилистический шарм. Ну и конечно все без исключения локации выглядят мегабалдежно и атмосферно. Вот тут дизайнеры и художники постарались на славу.
Ну и хотелось бы затронуть отличнейшее звуковое сопровождение. Скажу так, звук в игре это 70% Condemned: Criminal Origins. Если бы не он, львиная доля густой атмосферы игры просто-напросто улетучилась бы. А если использовать все функции EAX 2.0, то можно просто получить "слуховой инфаркт" (в хорошем смысле).
Сравнение
Попробуем подтянуть визуальную часть игры и, как обычно, стараясь сохранить оригинальный стиль.
Использовал следующее:
1) Condemned: Criminal Origins из Steam
2) Русификатор звука от Team Raccoon и текста от Spirit Team
3) DXVK враппер (даже не пытайтесь запустить без него сборку, ничего не выйдет)
4) DSOAL эмулятор объемного звука (EAX и др.)
5) Condemned Widescreen Fix для нормальной работы игры в widescreen (+ правка переназначения клавиш)
6) DirectInput FPS Fix для исправления падения FPS
7) Condemned-DDS-Converter текстур от SuiMachine (отдельное ему Спасибо! Без него ничего этого бы не было)
8) Мой 4x upscale-текстурный пак (Gigapixel AI, RealESRGAN, BSRGAN)
P.S Апскейлил текстуры (все материалы) персонажей, оружия, предметов, окружения, текстуры скайбоксов и локаций, элементы HUD, UI и эффекты. Короче много всего в таком роде. Вам не обязательно об этом знать.
9) ReShade с моим пресетом (совсем чуть-чуть шейдеров)
Скриншоты для сравнения:
Внимание: Все настроено на мой личный вкус, который может не совпадать с вашим!
⇦ Слева оригинал — Condemned: Criminal Origins (Steam), разрешение 2880x1620, все настройки на MAX
⇨ Справа обновленный вариант — Condemned: Criminal Origins (Steam), разрешение 2880x1620, все настройки на MAX, мой 4x upscale текстурный пак, ReShade (Clarity, SSDO, Flexible CA)
Сбор материалов
1) Скачиваем мой СБОРКУ
Инсталляция
1) Распакуйте в любое место
Запуск и настройка
1) Запускаете "Config.exe" (можете выбрать любое разрешение не выше вашего)
2) Запускаете "Condemned.exe", выставляете разрешение экрана и максимальные параметры
Рекомендации
1) Внимание: на видеокартах AMD игра может не запускаться/работать некорректно из-за проблем с совместимостью с DXVK версии 2.0 и выше (за него отвечает файл d3d9.dll). Если его удалить, то игра запустится, но моя сборка не будет работать без DXVK (не загрузится даже первая локация). Возможное решение: скачиваете архив и распаковываете в корневую папку игры с заменой. Ограничение: ReShade не будет работать, так как заменит d3d9.dll.
2) При входе в настройки экрана, игра может выдавать сообщение о недостаточности видеопамяти. Просто согласитесь и выполните настройки.
3) Если хотите играть с моим ReShade пресетом, то качаем последнюю версию ReShade. Запускаем установщик, выбираем "Condemned.exe" из моей папки, выбираем Vulkan и выполняем установку. Вкл/Выкл клавишей End, меню Home. Удалять так же, только в конце выбираем удаление ReShade.
4) Загрузки локаций первый раз могут быть чуть дольше, чем обычно. При повторной загрузке проблем не будет. Так же при первой загрузке локации, вначале могут наблюдаться микрофризы, но я встретил всего пару таких. При авто и ручных сохранениях так же есть микрофризы, так должно быть.
5) Мягкие тени будут глючить, если включено внутриигровое сглаживание.
Используемые материалы
Русификатор звука от Team Raccoon и текста от Spirit Team
Заключение
Condemned: Criminal Origins одна из моих любимых игр. И знали бы вы, как у меня полыхал зад, когда я понял, что Condemned 2: Bloodshot никогда не выйдет на ПК. Это был как гребаный удар лопатой по зубам.
Welcome to consciousness, my friend. Though you won't enjoy it long. We were good in the beginning.