Восточная сказка с брутальной завязкой. Лонг на самую неоднозначную часть некогда известной трилогии.
Раз уж появился повод написать о любимой игре Ubisoft, я не смог обойти стороной Prince of Persia: The Two Thrones – игру, что отучила меня пропускать катсцены и привила любовь к женщинам восточной наружности.
И нет, это не преувеличение. Третий принц стал моей первой сюжетной игрой, которую я прошёл от начала и до самого конца, а потом ещё долгое время переигрывал в неё днями напролёт.
Я мог бы подробнее расписать о всей серии, охватить её лучшие годы, отметить взлёты и самые громкие падения, но, если честно, не вижу в этом смысла. Всё же суть темы рассказать о той самой игре Ubisoft, и я постараюсь придерживаться этого правила. А ещё на всякий отмечу одного из жюри: Чёрная смерть.
Начну, пожалуй, с того, что изначально я вообще не был хардкорным фанатом серии, но всё изменилось на мой 12-й день рождения, когда школьный друг подарил мне пиратскую антологию Принца Персии на DVD. Для школьника подарок был просто отличный, только вот компьютера у меня в то время не было, и оценить игры по праву я смог парой месяцев позже, у знакомых – если кратко, то этот пиратский диск ничем не отличался от десятков подобных – первая часть Принца вылетала на одном и том же месте, а третья попросту не запускалась.
В итоге относительно нормально работал лишь Warrior Within, да и тот умудрялся порой вылетать. Игра мне понравилась с первых секунд и надолго врезалась в память прежде всего из-за обилия жестокости, и того самого кадра филейной части Шади во время битвы на корабле. Пройти её я, конечно же, не успел.
Так когда же я впервые поиграл в Два Трона?
Прошло некоторое время, отец обзавёлся неплохим ноутбуком, ну а я, наконец, смог поиграть во вторую часть, но в итоге забросил игру на полпути по причине, о которой уже и не вспомню. Скорее всего, это был один из боссов, который на тот момент мне просто не дался. В итоге игра удалилась с ноута, а потом диск был передан одному из одноклассников и меж тем скоропостижно потерян. О второй части я забыл надолго.
Наступило лето, каникулы и прочие прелести школьной жизни и, как следствие, продажа старых учебников. Конечно же, часть выручки с учебников я собирался потратить на игру, что успешно осуществил, предварительно обговорив все нюансы с одним из родителей. Тогда я ещё не подозревал, что это будет лицензионный диск The Two Thrones.
Спустившись в скромный подвальный магазинчик с играми, я в предвкушении стал выбирать. В играх я тогда разбирался не очень хорошо, как и в понятиях «лицуха/пиратка», поэтому знакомое название и красивая «джевел» коробочка, скорее, сыграли тут ключевую роль. «Ну вот этот же точно запустится» – промелькнула мысль в голове юного гения от одного лишь вида красивой упаковки. Вот так просто и без каких-либо сомнений диск был куплен.
И что почувствовал?
Конечно, эмоций было через край: предвкушение нового прежде неизведанного игрового опыта граничило с иррациональными волнениями о том, что диск по какой-то причине испорчен, игра не запустится, и вообще мне придётся возвращаться в магазин и придумывать оправдание, чтобы вернуть диск продавцу (тогда подобные случаи были нормой, но нерабочие диски принимали очень неохотно). И самое главное – запах, конечно же. Только не говорите мне, что вы не нюхали только что купленные диски с играми. По-моему, так делали все.
Джевел, к слову, в неплохом состоянии у меня остался до сих пор. О диске, к сожалению, такого не скажешь. Теперь это просто реликт из прошлого - что-то вроде редкой вазы. Поэтому пришлось купить игру в Стиме, чтобы вспомнить некоторые моменты и насобирать материалов для лонга.
Вот он – момент истины: игра установилась без ошибок и ты, преисполненный эмоциями и убрав диск в коробку, кликаешь на ярлык, а там...
На самом деле я в то время понятия не имел, что это такое, и, как бы странно это ни звучало, Старфорс из Принца за всю мою юность ни разу не выносил мне мозги ни крашами ни BSOD-ами. Возможно, просто повезло.
Так что там с игрой?
Пожалуй, вспоминая о играх Ubisoft того времени, справедливо будет упомянуть их фирменное интро, которым просто нельзя пренебречь, глядя на компанию через призму времени. Заставка, что пробуждала какие-то приятные и тёплые эмоции и успокаивала душу.
Сама же игра поразила меня с первых минут. Во-первых, вступительным роликом, в котором преобладала своеобразная «песочная» цветовая гамма, если можно так выразиться. После гнетущего сине-серого Warrior Within окунуться в тёплую палитру The Two Thrones было весьма непривычно, но по-своему приятно. Во-вторых, визуальной составляющей – в то время я не видел разницы между cgi и роликами на движке, поэтому, конечно, каждую cgi вставку смотрел с замиранием сердца и отвисшей челюстью, удивляясь продвинутой «графике» игры. А вишенкой на торте стала русская озвучка, которую юный неопытный геймер в лице меня ну совсем не ожидал услышать в подобной игре.
Честно, я тогда вообще не разбирался ни в сюжете франшизы, ни в истинной концовке второй части, поэтому большую половину сказанного Кайлиной просто не понял. Но ролик пропускать не рискнул, красиво же было.
Начиналась игра с долгожданного возвращения домой, которое пошло не совсем по плану. Приятный голос Кайлины вещал где-то за кадром, а мы, охваченные жаждой приключений, смело двигались вперёд. В этом аспекте The Two Thrones не изменяла предшественницам – игрока сходу бросали в пекло. Попутно нам объясняли, а точнее напоминали, обо всех механиках из серии по мере их появления. Никаких занудных туториалов с повторением одного и того же – сударь, у вас царство горит, не до тренировок вам. Всё объяснялось всплывающими контекстными подсказками без лишней воды.
Коротенькое посвящение в паркур, а затем, внезапно, СТЕЛС, да не просто стелс, а с qte, что было весьма необычно для серии, основными фишками которой была акробатика и драки.
Пришлась ли по нраву эта механика лично мне? Определённо да! Она была до безобразия простой, но разработчики старались разнообразить её до самого конца: сначала незамысловатые одиночные устранения, затем появлялась возможность убивать врагов после отскока от стены, а позже и вовсе быстро устранять до двух врагов одновременно, прыгая по ним так, что любой акробат позавидует.
Конечно, всё было не так просто, как могло показаться из написанного. Чтобы убить как можно больше врагов втихую, нужно было выждать нужный момент, пока не подойдёт патрульный, и затем уже прыгать на спину первого ближайшего врага – обычно в такие моменты принц висел на каком-нибудь уступе. Тогда-то и начинались чудеса эквилибристики с исполнением кульбитов и виртуозными ударами кинжалом в спины, рёбра и глотки обескураженных врагов.
И я даже не хочу говорить, сколько раз у меня НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ делать эти чёртовы qte просто потому, что принц вдруг решал использовать другую анимацию, и я не попадал в её тайминг, или второй патрульный отходил чуть дальше, из-за чего анимация группового устранения просто не запускалась, или просто от случайного клика на ЛКМ. Да, игра умело испытывала терпение игрока, благо у меня тогда его было полно.
Отмечу, что от игры к игре герой не забывал старые приёмы, как это принято сейчас, а даже наоборот – обрастал ворохом новых. То есть, зная простую связку из Warrior Within, её спокойно можно было применить и в The Two Thrones прямо в начале игры. Утерянные механики древних?
Говоря о Принце Персии, конечно, будет преступлением не упомянуть механику управления временем. Сейчас это стало некой обыденностью или даже клише в играх, но в далёком 2006 (когда игру проходил я) это было чем-то из ряда вон. Возможность отмотать собственную смерть – да где ещё такое было?! Особенно часто перемотка помогала на затупах с паркуром и ловушками, а замедление позволяло выбраться из передряг с множеством врагов невредимым.
Немаловажную роль в игре занимала и вода. Вернее будет сказать – в серии. Она символизировала в первую очередь безопасность и умиротворение. Вода в игре залечивала раны и сохраняла прогресс, а наткнуться на очередной фонтан после затянутого сражения было сродни нахождению клада.
По традиции в игре были секретные уровни, которые просто представляли собой комнату с изобилием разных ловушек. Пройдя их, герой навсегда увеличивал максимальный запас здоровья. В The Two Thrones, если не изменяет память, я нашёл их все без чьей-либо помощи. Всё же спрятаны они были не так изощрённо, как в Warrior Within.
Стоят два трона
Впрочем, на одном лишь стелсе игра не зацикливалась. Неспроста её назвали The Two Thrones. Разработчикам пришла смелая идея разделить принца надвое, в переносном смысле. В игру добавили тёмную сторону героя, которая «быстрее, сильнее», и всё в этом духе.
И мне понравилось подобное решение, хоть и не во всех аспектах. Если обычным принцем мы старались играть аккуратно, получая как можно меньше урона, то Тёмный Принц наоборот – побуждал и даже поощрял агрессивный образ игры и порицал слишком долгое избегание врагов. Без сражений он попросту терял здоровье и умирал, но грамотно шинкуя врагов был буквально бессмертен. А дрался Тёмный Принц действительно круто – он мог раскидывать цепью по несколько противников за удар, эффектно крутился на колоннах, резал глотки и скакал по балкам при помощи всё той же цепи – в общем, использовал свой потенциал на полную катушку.
Не уровень Кратоса конечно, но всё ещё достойно. А вот сами локации за него были душноваты, по крайней мере для неокрепшего геймера. Из-за убегающего, словно песок, здоровья, у тебя было минимальное окно для ошибок во время пространственных головоломок, и если в начальных локациях ещё было просто, то к концу игры становилось просто невыносимо. Это, наверное, единственное, что мне не нравилось в геймплее за Тёмного Принца. Хотя сейчас, с горой опыта за плечами, думаю, что прошёл бы их без проблем.
У него даже своё стелс добивание было, которому не требовалось qte. Но, учитывая суть его механики, проще было перебить всех атакой в лобовую.
Немного оп рекрасном
Не могу не отметить девушек из игры. Хотя роль их по большей части и была второстепенной, эти образы прочно засели в юной голове. Возможно, я был слишком впечатлительным или просто романтичным. Фара стала любовью с первого же взгляда на разблокированный арт с ней, отрицать не стану. А что же Кайлина? Замечательная дева, но образ из второй части мне нравился больше.
Каков итог?
Лишь спустя годы я узнал, что у ПК версии игры оказывается были какие-то проблемы, и это действительно так. В игре до жути неудобная камера, у которой порой случается тряска по поводу и без. При управлении мышью ощущается некая вязкость , а при включении АА экран затягивает огромное бледное пятно. Конечно, сейчас это всё решается. АА можно отключить, а остальное исправить неофициальным патчем с Нексуса, но в детстве я как-то и не замечал всего этого. И, наверное, это к лучшему. Я получил, возможно не лучший, но зато незабываемый опыт и отличное приключение, которое влюбило в себя с первых секунд, даже несмотря на некоторую цензуру, которой подверглась игра в угоду рейтингу.
Возможно, The Two Thrones был не самым передовым экшном своего времени, учитывая, что несколькими месяцами ранее вышел первый God of War. И всё же у Ubisoft получилось достойное, на мой взгляд, завершение истории. Эта игра чувствовалась как личное приключение, закончив которое, ты вставал из-за компьютера с чувством выполненного долга. Каждая битва с боссом здесь была этаким вызовом твоей смекалке и упорству, ровно как и битвы с рядовыми врагами – я как сейчас помню момент, когда победил босса, которого никто в моём классе победить не мог. Эмоции были запредельные, но одноклассникам закономерно было наплевать на столь сомнительное достижение.
Что до повествования – не сказал бы, что сюжет третьей части был чем-то из ряда вон. Всё же истории о том, как добро побеждает зло уже тогда набили оскомину, но справедливо замечу, что здесь важен был не сам процесс победы над вселенским злом. Это игра про борьбу принца, прежде всего, с самим собой. Про то, как он извлекает урок из своих ошибок и платит высокую цену, пусть и не своей кровью. Это не просто путь героя, это история его взросления, где Тёмный Принц это олицетворение амбиций главного героя, которые он в конечном итоге перебарывает.
Как бы то ни было, для меня The Two Thrones стала отправной точкой в знакомстве с серией и показала, что повествование игры может завлечь не хуже любого фильма.
История закончена?
Конечно же, я хотел продолжения, хотя игра и была логически завершена. Я даже наверстал две предыдущие части, чтобы быть в курсе вообще всего. Ко всему прочему, полностью прошёл игру 89 года – настолько я проникся серией. И я был рад узнать, что в разработке находилась новая часть, но за новостями о ней следил не очень хорошо. И вот, когда вышла Prince of Persia 2008 года...
мне она не понравилась
На момент релиза я просто её не понял. Игра мне показалась слишком приторной, даже детской, хотя у самого ещё в то время молоко на губах не обсохло. В общем, спустя пару часов моё знакомство с этим переосмыслением закончилось. В своё оправдание скажу, что я оценил эту игру по праву чуть позже, дав ей второй шанс в более осознанном возрасте. Мне понравилась стилизация и геймплейные задумки, но в глубине души всё же хотелось того самого брутального принца.
Увы, чуда не случилось. Были какие-то странные эксперименты и неплохие перезапуски, но выше головы серия так и не прыгнула, уступив место Ассасину. Если спросите меня, то оно и к лучшему. Выйди тот самый Принц сейчас, он будет сильно вторить Кредо Убийцы, а такое нынче принято называть финансовым провалом. Конечно, Ubisoft могли бы пойти на смелый шаг, сделав переосмысление в духе какого-нибудь God of War, но смелые шаги, к сожалению, это не про современный Ubisoft. Думаю, хорошо забытое старое порой лучше оставить там, в детстве, а самому двигаться дальше. Тут как нельзя кстати подойдут последние слова Кайлины: прощай, принц, твоё путешествие подошло к концу.
Надеюсь, вам было интересно, и моё словоблудие хоть кому-то придётся по нраву. Всем дочитавшим до конца – большое спасибо. Остальным – спасибо поменьше.