Ностальгическая нарезка орков. Вспоминаю The Lord of the Rings: The Return of the King (2003)
В ходе очередного дня подготовки объемного материала по кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец» словил немного ностальгии и приглашаю всех заинтересованных окунуться в воспоминания об игре по лицензии, которая в детстве дарила много часов радости для фанатского сердечка.
На сегодня жанр игр по кинолицензии практически вымер – ну попробуйте вспомнить хотя бы одну консольную или ПК-игру ААА-уровня, сделанную и выпущенную аккурат к премьере очередного крупного голливудского блокбастера. В нулевых же почти каждый второй такой фильм или мультик не обходился без обязательного интерактивного приложения, призванного выдоить дополнительную порцию бабла из карманов поклонников той или иной франшизы или персонажей. В связи с тем, что такие игры были жестко привязаны к конкретной кинокартине и дате ее проката, обычно на их разработку отводились крайне сжатые сроки и отсюда страдало и качество конечного продукта. Из более-менее приличных примеров тех лет на ум почему-то приходит лишь Peter Jackson’s King Kong (2005), в создании которой режиссер Питер Джексон принимал самое активное участие (так что его имя на обложке изданий игры красовалось не для галочки). А сегодня речь пойдет об игровой адаптации финальной части трилогии Джона Р.Р. Толкина от всё того же Джексона.
The Lord of the Rings: The Return of the King, что удивительно, выпустили в октябре 2003 года, в то время как картина вышла в мировой прокат лишь в декабре – разрыв более чем приличный. При этом кадры из всех трех фильмов трилогии, которые вставлялись в качестве промежуточных заставок в начале и конце миссий, содержали в себе весьма значимые моменты из «Возвращения короля», а зрителям в это время лишь предстояло сходить в кинотеатр и насладиться завершением общей эпической истории. Разработали игру умельцы из студии EA Redwood Shores, которую впоследствии переименовали в Visceral Games и благополучно закрыли в 2017 году, а прославилась она прежде всего survival horror’ом Dead Space, в представлениях не нуждающимся.
Сюжетно The Return of the King в целом в точности следует событиям фильма, попутно, правда, захватывая и окончание предыдущих «Двух крепостей» (завершение осады Хельмовой Пади тут использовано в качестве обучающего задания), которые также были ранее представлены в интерактивном формате, но миновали ПК-геймеров. Конечно, местами в деталях здесь сделаны существенные отличия, что является привычным делом для игр по кинолицензии: создаются они еще до окончания съемок, а основным материалом для разработчиков служат скорее декорации, костюмы и концепт-арты, нежели готовые смонтированные сцены. При этом, само собой, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что какие-то решения, годящиеся для киношного формата, могут совершенно не работать в видеоигре, где прежде всего важны вовлеченность в процесс, действие и, собственно, геймплей. Вот и выходит, что в The Return of the King у нас, к примеру, есть целый уровень у Южных врат Гондора, где тройка верных друзей Арагорн, Леголас и Гимли на своих двоих следуют с завербованной армией мертвых к осажденному Минас-Тириту через толпы орков, харадримов и троллей с мумаками, в то время как в фильме они по совету Гэндальфа перехватили корабли пиратов из Умбара и на них приплыли на место сражения.
Пройти игру при желании можно хоть за вечер, в ней всего 13 миссий, растасованных по трем параллельным веткам, обозначенным как Путь мудреца (Гэндальф Белый), Путь короля (Арагорн, Леголас и Гимли) и Путь хоббитов (Сэм). По завершении всей игры вы получаете в распоряжение Фродо, которым можно заново пройти весь путь Сэма, а также разблокированных секретных персонажей – Мерри, Пиппина и Фарамира. Меню выбора заданий здесь представлено в виде красивой древовидной фрески в тронном зале Минас-Тирита, а по мере продвижения наверх игрок открывает также мини-вставки о создании игры и интервью с актерами трилогии, которые озвучили своих персонажей и тут. В детстве я их игнорировал, поскольку в силу возраста не интересовался аспектами создания фильмов и игр, а сейчас с удовольствием кликаю на каждую, чтобы в очередной раз посмотреть, как Иэн МакКеллен в звуковой будке записывает реплики для Гэндальфа, бегущего по долине Изенгарда к дамбе в лесу Фангорн, или узнать, кто из четверки актеров-хоббитов хуже всего играет в видеоигры.
Как уже упоминалось выше, каждая новая миссия встречает игроков нарезкой сцен из трилогии с закадровым голосом МакКеллена, эти вставки нельзя скипать (чтобы искусственно растянуть хронометраж вашего прохождения), которые к началу непосредственного геймплея плавно и красиво перетекают из реальной съемки в графику на движке. Сейчас эти переходы смотрятся коряво, но в те годы дико впечатляли и доставляли огромное удовольствие.
The Return of the King представляет собой слэшер: боевая система в игре основана на совмещении комбо-приемов с дистанционными атаками (у кого-то банальный лук со стрелами, а у кого-то – сгустки магической энергии), причем каждое убийство отдельно взятого врага приносит вам порцию очков опыта и оценивается тем или иным рангом: превосходно, отлично, хорошо или удовлетворительно. Зависит оценка от того, сколько ударов в серии комбо вы наносите без получения урона и прерывания действия. Если серия продолжается достаточно долго без сбиваний, вы на несколько секунд активируете режим превосходства, в течение которого любой поверженный враг приносит вам оценку «превосходно», которая дает максимальное количество экспы. Чисто от себя скажу, что в совершенстве освоил лишь прием «Коварство орка», которой и пользовался почти всю игру вплоть до последних миссий, где уже открыл более простую в осуществлении комбуху «Молот Хельма» и юзал лишь ее.
Полученные в ходе миссии очки опыта подсчитываются в конце, а затем игроку открывают возможность потратить их на приобретение новых приемов или апгрейд оружия дистанционного боя. Причем у ряда комбо-атак в магазине есть две вкладки, на которых вы можете потратить очки на этот прием лишь для конкретного героя, а можете раскошелиться и изучить навык сразу для всех членов Братства Кольца, что здорово экономит ваши нервы и время и разнообразит геймплей.
Возможно, практически все, кто играл в The Return of the King, знают о маленькой хитрости: в уровне на стенах Минас-Тирита, где за Гэндальфа нужно постоянно перемещаться в разные части локации, сбивая осадные лестницы и башни армий Мордора, вы в определенный момент подойдете к кат-сцене, в которой одна из осадных башен все-таки достигнет стены крепости и выплюнет из себя небольшой отряд орков, который после ликвидации спустя короткое время восполнится, вам лишь нужно уйти в другую часть локации и выждать время, не забывая о лестницах, само собой. И продолжать так можно хоть до бесконечности, набивая Гэндальфом очки опыта, а он, на секундочку, практически самый мощный персонаж игры, и именно за него мне легче всего давалось достигать режима превосходства и загребать экспу лопатой. В итоге, когда Гэндальф у вас в ходе этой миссии достигнет максимального уровня (поверьте, это реально осуществимо), можете со спокойной совестью дергать за триггерный крючок и сбить башню вниз, завершить задание и влить полученную массу очков во все умения, универсальные для членов Братства. Как итог, все играбельные персонажи в оставшихся своих миссиях уже появятся обученными новым навыкам, а крошить врагов в капусту станет на порядок легче и веселее.
Еще из запомнившегося: в игре на пиратских копиях часто встречался баг в миссии Кирит-Унгол, где без всяких киновставок на экране силуэт Сэма медленно проваливался в черную пропасть и больше ничего не происходило (выглядело жутковато, если честно). Структура прогресса сюжета построена таким образом, что для продвижения к концу вам необходимо проходить все три ветки, а без миссии в Кирит-Унголе ключевая предфинальная глава у Черных Врат будет недоступна. Из-за этой неприятности я в детстве в игровом салоне возле своего дома попросту никогда не проходил игру до конца и не знал, что происходит дальше побоища на Пелленорских полях. Пройти нормальную версию игры я смог гораздо-гораздо позже, когда у меня дома появился безлимитный интернет и доступ к различным сборкам игр, которые давным-давно в официальной продаже уже не найти.
The Lord of the Rings: The Return of the King, естественно, невыдающаяся игра, она таковой не была и по тем меркам, но в детстве я горячо обожал пересматривать «Властелина Колец» (даже выпросил у родителей лицензионные VHS-ки от «Премьер-Мультимедиа), поэтому игра по мотивам любимого фильма казалась троекратно увлекательной и захватывающей. Собственно, сугубо на ностальгии я время от времени возвращаюсь в нее и по сей день, благо что времени она отнимает немного, а воспоминаний и положительных эмоций, наоборот, отдает с лихвой.