The Elder Scrolls Online - отличное сингловое приключение
С ноги вкатился в TESO и с удивлением обнаружил насколько хорошо написаны многие побочные истории и как хорошо они связаны с мейнквестами регионов. Некоторые по качеству сценария не уступают заданиям из Ведьмака или лучших квестов Oblivion/Skyrim. Расскажу о своем путешествии.
Текст написал в 2024 году во время активной игры
СПОЙЛЕРЫ
Вкатываться в TESO я начал осторожно. Скачал базовую версию игры из PS+ и не покупал никаких подписок и расширений, так как не рассчитывал, что игра увлечет надолго. Выбор класса в базовой версии скудный и я создал чародейку-данмерку, из которой сделал воина с двумя мечами.
МОРРОВИНД
Что удивительно в Морровинде это то, как авторы умудрились поместить на такой небольшой клочок игровой локации, многие узнаваемые места из оригинала. Морровинд в TESO маленький, его можно объехать на лошади минут за 10-15. Следовательно здесь нет такого огромного количества опциональных подземелий и квестов.
Заданий в регионе не много. Штук 14. Из которых 7 это сюжет региона и столько же побочек. Поначалу это вызывает скепсис, а потом ты понимаешь, что практически каждый квест это мини-история состоящая из подквестов, с десятками персонажей, которые ловко пересекаются друг с другом. Вот ты помогаешь аргонианке вырваться из оков рабства и решаешь судьбу ее друга: отдать его в услужении этой ящерицы или помочь сбежать. В другой раз ты помогаешь местным Охотникам за привидениями изгнать опасного призрака, а в моем любимом задании из Балморы, помогаешь главе местного Дома найти его пропавшую дочь.
И этот квест - лучший сайдквест всей игры, за все те 80 часов геймплея, лучше цепочки чем "Бегство от прошлого" попросту не было. Сразу отмечу, что интересных сайдов в TESO навалом, просто "Бегство" написано как мейнквест, а не сайд.
Берется квест в Балморе, что в Морровинде. Сама цепочка довольно долгая. Если не скипать диалоги и внимательно разбираться в хитросплетениях сюжета, то вся цепочка ("Бегство от прошлого", "О вере и семье", "Важное поручение" и "Воссоединение семьи") проходится за три-четыре часа, что солидно для задания из ММО.
Короче, суть такова, но некоторые детали и имена опущу, потому что их реально очень много.
Советник Дома Редоран, Эрис, нанимает наемников и отправляет стражу, чтобы найти свою пропавшую дочь Вейю. Дескать, они поссорились по причинам, которые знать протагонисту не обязательно.
Начало задания довольно тухлое — буквально приключение на 15 минут. Иди поговори с капитаном стражи Бриваном, случайно помоги наемному убийце клана Мораг Тонг отбиться от нападающих и т.д. Поначалу ты даже не понимаешь как это все связано и зачем нужно. Но для TESO квесты, видимо, пишут те же люди, что и лучшие задания для Скайрима, Киберпанка или Ведьмака.
Потому что абсолютно каждый персонаж и строчка диалог имеет значение.
Во-первых, сюжет подаётся словно это главный квест. Тебе тут расскажут и про Дом Редоран, их правила, кодекс (Дом на первом месте), кто такие наёмные убийцы Мораг Тонг, почему они не Темное Братство, и почему именно им можно совершать заказные убийства. Как связаны другие советники Домов между собой и почему одного из них надо убить и, конечное же, почему Вейа сбежала и зачем присоединилась к Мораг Тонг.
Во-вторых, неожиданно, но большая часть героев харизматична и очаровывает. Сама Вейя вспыльчивая, упертая данмерка, которая очень не любит сидеть на одном месте и выполнять приказы. Ее учитель Нарью, расчётливая, строго следующая правилам и старающаяся удержать ученицу от опрометчивых решений, помогает Вейе прятаться и обучает ее всем премудростям убийц Мораг Тонг. Даже те персонажи, кто появляется в кадре пару раз и толсто намекают, что тебя прирежут, если ты не будешь следовать правилам, привлекают внимание типа Ашуры.
Хотя поначалу, когда кажется, что задания займут те самые пятнадцать минут, к персонажам относишься снисходительно. Но чем больше запутывается клубок интриг и когда ты понимаешь, что дочь сбежала из-за изгнанного из Дома Редоран родного брата, которого в ходе сюжетной линии ещё и "по неосторожности" убили наёмники, нанятые капитаном стражи Бриваном, события начинают развиваться по принципу "было плохо, а станет ещё хуже".
Вейе сносит крышу: она без приказа Мораг Тонг убивает капитана стражи Бривана (а убийства без разрешения караются смертью), с десяток стражей Дома Редоран (тоже запрещено), а затем и собственного отца, который заварил кашу с проверкой собственного сына на верность Дому. Но эта проверка пошла не по плану. Вместо лояльности сынок встал на другую сторону за что поплатился положением в Доме, а затем и жизнью. В итоге, после смерти Эриса и сражения с Вейей, оставшиеся советники Домов, думая (это важно), что Вейя мертва, предлагают замять этот инцидент и никогда его не вспоминать, чтобы и Дома, и Мораг Тонг сохранили свою репутацию.
И вот ты стоишь вместе с Нарью над бессознательным телом Вейи, и у тебя есть выбор: дать им обеим сбежать, хотя угроза Мораг Тонг будет существовать всегда и рано или поздно они доберутся до них, или убить Вейю, как того требуют, во-первых, правила Мораг Тонг, а во-вторых, здравый смысл. Она слишком много правил нарушила, слишком много жизней оборвала и слишком много людей пострадало из-за её жажды мести и необдуманных действий.
А тебе все три часа показывали и рассказывали, как опасны Мораг Тонг и как далеко они могут зайти (убийство советника одного из Великих домов — это не шутки). Ты точно знаешь все правила, которые нарушила Вейя, а не только какие-то моральные принципы. Она буквально кругом виновата, хотя триггер для её вины спустил родной отец. Но её взрывной и упёртый характер, о котором герои обмолвливались тут и там, приводит всю историю к разрушительной концовке и для её семьи, и, как по мне, для неё самой.
Учитывая все обстоятельства, понимаешь, что единственным правильным выбором будет довести дело до конца и отправить Вейю вслед за отцом и братом. В конце концов, они все здесь те еще мудаки.
В общем, Нарью самолично убивает Вейю, соглашается, что этот выбор правильный и что ее голова осталась на плечах, но как же погано на душе...
И у меня тоже. Пожалуй, большая часть этого чувства исходит из того, что, когда я делал выбор, Вейя лежала на полу без сознания. Лучше бы она погибла в сражении, но как есть — даже острее и от того интереснее.
А что по итогу? Советник дома Редоран Эрис, наш наниматель, и его дети мертвы, капитан Бриван мёртв, капитанша наёмников тоже убита, советница, уличенная в работорговле, мертва. А весь этот инцидент с Вейей замели под коврик, и теперь о нём никто никогда не узнает. Секрет, который все унесут с собой в могилу.
Еще на Реддите пишут, что у этой цепочки есть сиквел в дополнении Саммерсет, надо будет заглянуть.
ПУСТЫНЯ АЛИК'Р
Вообще пустыня Алик'р очень показательный пример, даже лучше Морровинда, потому что именно здесь я заметил как хорошо связан главный квест региона со сторонними заданиями.
По сюжету некроманты Иссохшей длани подняли мертвых и напали на город Сентинель - столицу пустыни. По обычаям и заветам никто не вправе прикасаться к ожившим трупам, потому что это не уважительно по отношению к предкам. "Убийство" нежити-предка карается изгнанием. В итоге местные придумали амулеты которые оберегают город и которые украли члены Иссохшей длани, а значит трупы вот вот заполонят столичные улицы. Какой выход из ситуации? Обратиться к изгнанникам, которые обосновались в пустыне и являются своеобразными меджаями, которые игнорируют запреты и традиции, поскольку если не истребить нежить, то она истребит людей.
В TESO не раз и не два лбами сталкивают культурные традиции и тех кто от них отказывается.
А кто выступит посредником и спасет день? Кто тут Чемпион Морровинда, Устранитель Темного Братства и победитель Молаг Бала? Правильно, наш протагонист, который в каждом регионе становится легендой легенд и добрым другом каждого встречного и поперечного.
И вот путешествуя от города к городу ты натыкаешься на побочные задания, в которых персонажи нет-нет да пожалуются, что виной их бед является Иссохшая длань, мол, они похищают людей, а на деле это мэр город заключила сделку с некромантами отдавая им бомжей и нищих на откуп, лишь бы не трогали основное население.
В другом задании ты пытаешься устроить свадьбу между двумя противоположными сообществами. Одни поклоняются старым богам, другие приняли новых.
Не буду говорить, что все истории супер-интересные, а каждый первый персонаж привлекательный харизматик. Это не так. Но авторы явно вкладывают душу в свои тексты и героев.
Под конец любого региона ты знаешь все его фракции, отношения персонажей друг к другу и кто тут главный злодей. По настоящему проникаешься ситуацией, а когда главарь убивает кого-то из персонажей, к которым ты немного да прикипел или в очередной раз уходит из под носа и устраивает тотальный армагедец, в тебе просыпается то самое чувство личной ответственности и ты идешь на последний бой со словами в голове:
И вбиваешь злодея в землю пока он не отдаст концы. А потом тебя все хвалят, благодарят, нарекают каким-нибудь титулом и просят помочь региону по соседству. Не все персонажи с тобой прощаются, некоторые становятся участниками сюжетов других регионов, что еще больше сближает тебя с ними. Лорана и Стиббонс - топчики.
Ну да ладно. Еще запомнился маленький, но забавный квест в пустыне Алик'р. Все что нужно так это помочь собаке откопать кости хозяина. Простая рутина, но по итогу эти останки собираются в скелета, который рассказывает историю о том, как он попросил проклясть и его, и собаку, чтобы после смерти скелет и песёль могли вечно странствовать по пустыне, потому что это их любимое занятие. Квест не чувствуется заданием ради задания. Авторы за 5 минут рассказывают целую историю и успевают ответить на возникшие вопросы. Как и делают большие TES'ы и другие хорошие сингловые РПГ.
И вот из переплетения главных и побочных квестов, а так же коротких пятиминутных историй и состоит весь TESO. Благодаря этому дух приключения не покидает ни на секунду. Ты никогда не знаешь с какими событиям и персонажами столкнешься и как повлияешь на их судьбы.
Не так уж и редко авторы ставят перед выбором: убить или пощадить, сдать властям негодяя или отпустить восвояси, рассказать правду или нет. И почти всегда у тебя есть достаточно оснований, чтобы выбрать любую опцию. Получается своеобразная серая мораль, где есть достаточно маневра, чтобы войти в положение и простить, так и казнить. Особенно мне понравилось решать судьбу вампирши, которая приносила в жертву новичков своего ордена. По сути она всего-лишь жертва обстоятельств, но в то же время искренне заботится и об ордене и об его участниках. Хотел исполнить ее просьбу и убить, но выбрал изгнание, чем она была не очень довольна.
ТЕМНОЕ БРАТСТВО
До пустыни я решил посетить Золотой Берег: Анвил и Кватч.
Во-первых, очень круто вернуться в земли TES IV: Oblivion и поглядеть на знакомые места. Особенно радостно было побегать по неразрушенному и процветающему Кватчу. А вот квест региона тут это история Темного Братства.
Линейка Темного Братства, как по мне, просто норм. Не очень увлекательная, но и не настолько скучная, чтобы зевать. По сюжету надо понять, кто убивает членов Братства и остановить его. Ответ максимально предсказуемый. Зато в ходе выполнения вы посетите не одно, а два Убежища и узнаете про обряд Очищения.
А вот что не порадовало так это стелс. В TESO он максимально простой и максимально кривой. Отдельных параметров скрытности здесь нет, а по стелс-локациям раскиданы бочки, в которых можно прятаться. Правда проще всего пробежать галопом забив на скрытность ибо в ней нет никакого смысла. Боты все равно забудут от тебе едва ты выйдешь за радиус их патруля.
Но вот Братство дает тебе возможность совершать скрытые убийства с помощью Клинка Горя (помните такой?). Подкрался сзади, нажал кнопку и персонаж со звуком, что слышно на другом конце Скайрима "бесшумно" убивает жертву. Плюс этого в том, что за такое убийство не назначают штраф. Да и все в общем-то. После квестов ТБ можно повыполнять повторяющиеся задания на устранения целей по всему Тамриэлю. Это нужно, чтобы прокачивать ветку ТБ и получать новые пассивные способности для скрытности. Довольно утомительное дело, если на то пошло.
Да и сам Золотой Берег не сильно кишит интересными побочками. Запомнился квест с капитаном, который никак не может покинуть гавань и он предлагает украсть золото у начальника порта и расплатиться с ним его же деньгами.
Но это похоже проблема региона созданного под гильдию. Потому что в Бангокрае мейн квест и его сайды снова отлично написаны и поданы.
Надеюсь Гильдия Воров не подкачает.
Короче, квесты в TESO — мое почтение.
Порой они написаны с толикой черного юмора, как, например, задание шахтеров, в котором нужно найти барда, чтобы он спел песню для яйца матки жуков квамов.
О, а еще у многих квестов есть послесловие, которое можно упустить. Например, если в задании с Морровиндскими Охотниками за привидениями не убивать, а помочь изгнать духа из их коллеги, то после выполнения поручения можно проследить за женщиной и узнать, что она все-таки одержима призраком, но якобы контролирует его. Об этом можно сообщить ее соратникам. Новую цепочку заданий это не запустит, но значительно способствует погружению в мир.
А теперь к минусам
Многие квестовые персонажи похожи друг на друга как две капли воды. Редактор у TESO неплохой, но для NPC его словно и не использовали. Из-за чего ты можешь даже в рамках одного региона встретить двух одинаковых на лицо персонажей. Только одна из них королева, а вторая придворный маг. А усугубляет ситуацию следующий пункт.
На весь Тамриэль всего ~10 актеров озвучки. Голоса регулярно повторяются, а из-за одинаковых лиц кажется что задания тебе дают одни и те же персонажи.
Про кривой стелс я уже писал выше.
Иногда из чувства синглового погружения выбивают другие игроки. Это ММО, ничего не поделать, но авторы словно сосредоточены именно на том, чтобы подарить игроку одиночное приключение, поэтому другие путешественники не всегда к месту. Отключить их отображение в мире (как в Diablo 4, например) тоже нельзя.
Периодически продолжаю играть в TESO и судьба уже успела занести и в Гратвуд и на Высокий остров, прошел сюжетную часть. Мнение не изменилось до сих пор. TESO одна из лучших сюжетно ориентированных игр и в 2025 году. Не все регионы одинаково хороши, но везде есть интересные и хорошо написанные задания.
Прошлый пост: