Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

Или как геймплейно толковую Last Train Home портит сценарная бестолковщина.

Написал Олег Орлов
Специально для блога FunPay
Плакат Франтишека Паролека «Белое!»: чехословацкие легионеры «отбеливают» взятую под контроль Транссибирскую магистраль. 1918 год
Плакат Франтишека Паролека «Белое!»: чехословацкие легионеры «отбеливают» взятую под контроль Транссибирскую магистраль. 1918 год

28 ноября 2023 года в Steam вышел проект, посвящённый путешествию-возвращению бойцов чехословацкого легиона через всю Россию, охваченную Гражданской войной — Last Train Home. А 1 февраля этого года игра получила DLC Legion Tales.

На странице в Steam разработчики заявляют, что Last Train Home основана на реальном опыте Чехословацкого легиона, который сражался на стороне Антанты в Первой мировой войне. И отчасти это правда, но слишком много в игре исторического лукавства.

От мелких неточностей, вроде несуществующих званий или неправильной военной формы, до глобальной отсебятины: додуманных зверств, вымарывания неугодных эпизодов и прочей сомнительной «клюквы».

Причём местами сценаристы переписывали историю себе же во вред! Но обо всём по порядку.

Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

Первая «отсебятина», которую хочется подметить: в сравнении с реальностью в игре уменьшили количество участвующих фракций. Остались только Красные, белые и чехословаки. На самом деле помимо них в истории фигурировали банды бандитов-«большевиков», анархистов, группировки эсеров, польских легионеров, австро-венгров, японцев, казаческие и крестьянские формирования.

Второе важное отличие, на которое тоже хочется указать сразу: в игре оставили всего один железнодорожный состав чехословацкого легиона вместо 63 ж/д составов по 40 вагонов в каждом (общее количество легионеров варьируется от 61 тыс. до 92 тыс человек). Источник: Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2., 2018 г. стр. 5). Оптимизировали так оптимизировали.

Сверху по часовой стрелке: Бойцы Донской армии в 1919 году; Белорусская пехотная дивизия в марте 1920 года; солдаты 1-й Конной армии; Лев Троцкий в 1918 году; Повешение рабочих в Екатеринославе австро-венгерскими войсками, апрель 1918 года
Сверху по часовой стрелке: Бойцы Донской армии в 1919 году; Белорусская пехотная дивизия в марте 1920 года; солдаты 1-й Конной армии; Лев Троцкий в 1918 году; Повешение рабочих в Екатеринославе австро-венгерскими войсками, апрель 1918 года

Такое уменьшение масштабов конфликта оставило в игре стойкое ощущением недосказанности, а хуже всего: исказило понимание, что же на самом деле происходило в 1918-1919 годах в России.

Вероятно из-за того, что сценаристы игры и руководители проекта недостаточно подробно изучили все аспекты периода Гражданской войны, в проекте присутствуют исторические ошибки и «клюквенные» стереотипы западных стран о России.

Например, главный антагонист Last Train Home — генерал Морозов. Мало того, что его «сливают» драматургически (он исчезает во второй трети игры), так ещё и звания «генерал» не было в Красной Армии вплоть до 1940-го года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии»), а в период Гражданской войны были звания комкор, командарм и комфронта.

Форма Морозова и других офицеров красных с медалями, крестами и эполетами вызывает недоумение — походит на пародию.

Хотя форма остальных бойцов достаточно аутентична, если сравнивать, например, с рисунками самого Каращука.

Андрей Викторович Каращук — самый известный российский мастер военно-исторической иллюстрации. Он оформил около 20 книг в издательствах «Русские Витязи», «Росмэн», «АСТ», «Белый Город», «Эксмо», «Osprey Publishing». Регулярно публикуется в журналах «Цейхгауз», «Военная летопись», «Родина», «Tradicion», «Воин». Оформляет продукцию модельных фирм «Звезда», «Master Box Ltd», «Miniart Limited», «Bronco Models»

Единственное, разработчики сами загнали себя в рамки классов и не стали делать форму различных родов войск (железнодорожные, авиация, артиллерия и др.).

Более ощутимо историю переписали в эпизоде с пущенным навстречу поезду легионеров железнодорожным составом. Большевики и правда такое устроили, только не в Москве (как отображено в игре), и не битком набитый боевой состав, а пустой паровоз.

«18 июня 1918 г. в Троицке (Челябинская обл.) на бронепоезд чехословаков местные железнодорожники направили пустой паровоз, что привело к большим жертвам со стороны легионеров и обслуживающего персонала бронепоезда. Это событие в последствии привело к расстрелу 80 железнодорожников в захваченном белыми Троицке»
И. Ратьковский, «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды»

Но вернёмся к самому началу восстания Чехословацкого легиона.

Как всё было в реальности: поначалу большевикам и легионерам удалось прийти к компромиссу по вопросу, связанному с условиями отправки последних в Европу на фронт через Владивосток.

Дело в том, что Чехословакия на тот момент входила в Австро-Венгрию, но сами чехи и словаки во время Первой мировой войны активно сдавались армии Российской империи и странам Антанты. Приход к власти большевиков в октябре (ноябре) 1917 и последующее заключение Брестского мира поставили крест на планах отправки чехословацких легионеров-добровольцев на Восточный фронт сражаться против Германии и Австро-Венгрии.

Легионеры особенно рвались в бой против последних, так как желали иметь независимое государство, которое пообещали признать все страны Антанты. Будущий первый президент Чехословацкой Республики Т.Г. Масарик убеждал офицеров чехословацкого корпуса в России в соблюдении строжайшего нейтралитета (Обращение Т. Г. Масарика к чехам и словакам, находящимся в России, в связи с его отъездом во Францию и с призывом продолжать борьбу и сохранять единство от 7 марта 1918, Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 65), о чём не раз упоминается в самой игре даже после начала Гражданской войны.

В прологе как минимум два раза легиону приходится вмешиваться в местные дела России и даже применять бронемотовагон, похожий на «Орлик», против большевиков, которые, по мнению авторов игры, жгли зачем-то мельницы и дома сельских жителей во время принудительного сбора провианта.

Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

Действительно, принудительный сбор провизии большевиками у сельских жителей и последующие антибольшевистские конфликты и восстания перед Гражданской войной имели место быть, но, во-первых, свидетельств о сожжённых большевиками деревень не удалось найти в научных источниках и в воспоминаниях участников событий (И. Ратьковский «Красный террор. Карающий меч революции» и статья А. Вовка «О «Красном Терроре». Неубедительно [Ратьковский И.С. «Красный террор. Карающий меч Революции.» 3-е издание, дополненное. М.: ЯУЗА-КАТАЛОГ, 2021. — 352 c.] и К. Сахаров «Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство)»).

Во-вторых, это могло быть самоуправство на местах (принудительная отдача крестьянами грибов и ягод представителям большевиков), неодобряемое со стороны руководства большевиков, а также действия со стороны «большевиков»-бандитов, анархистов или разбойников.

Парадокс отображения большевиков главными и единственными злодеями заключается в том, что кроме как эмоциями и ощущениями легионеров от увиденных принудительных мобилизаций, воровства припасов и расстрелов, ничем другим гнев к большевикам не подкрепляется

Примечательно, что в реальной истории чехословаки сами прославились участием в арестах и в жестоких расстрелах тех, кто им сопротивлялся или являлся сторонником большевиков, и участием в грабежах последних на территории России (И. Ратьковский «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917-1920)» изд. Алгоритм 2017, стр. 83-85, 90, 100, 104, 124-125, 142, 176, 246, 274-275).

В действительности, ненависть чехословаков к большевикам подпитывалась со стороны Антанты призывами и байками о жестокости и кровожадности большевиков и их сторонников.

Москва, как и многие другие малые и большие города на глобальной карте отображаются без главных достопримечательностей
Москва, как и многие другие малые и большие города на глобальной карте отображаются без главных достопримечательностей

Делая вывод о прологе, хочется сказать, что разработчики могли бы показать события до Пензы в виде рассказов, услышанных от встреченных казаков или белогвардейцев о событиях и восстаниях, которые предшествовали началу Гражданской войны, а не придумывать бредовые сюжеты и бредовых антагонистов, сжигающих мельницы и оставляющих около разрушенных сооружений зерно.

В Пензе главные герои узнают об изданном приказе (25 мая 1918 года) наркома по военным делам Л.Д. Троцкого о разоружении всех чехословаков, а при неповиновении — арестовывать и отправлять в лагеря военнопленных.

Такой приказ действительно имел место быть.

Из книги: Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2.
Из книги: Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2.

Если этот приказ явился триггером для начала восстания Чехословацкого корпуса, то одной из главных предшествующих причин восстания является «Челябинский инцидент», произошедший 14 мая 1918 года.

Тогда солдат Австро-Венгрии И. Малик бросил из движущегося состава в сторону чешского солдата тяжёлый металлический предмет, это привело к серьёзной травме.

Чехословаки не стали терпеть подобной наглости и около Челябинска нагнали и остановили поезд с обидчиком и устроили самосуд

Местные представители власти со стороны большевиков на следующий день арестовали чехов-«палачей». В ответ сослуживцы легионеров разоружили большевиков, оцепили весь город и железную дорогу, освободили арестованных, попутно захватили вокзал и арсенал (д.и.н. О. Назаров «Кровавый след легионеров» журнал «Историк» №7-8 (июль-август) 2021 стр.68-69).

Ничего из вышеперечисленного не было показано в оригинальной игре, а в дополнении этому событию уделена миссия, да и та не в стиле полномасштабного захвата позиций большевиков, а в стиле партизанской вылазки четырёх «смелых» легионеров.

Сдача части оружия Чехословацкого корпуса представителям советской власти. Пенза, Март 1918
Сдача части оружия Чехословацкого корпуса представителям советской власти. Пенза, Март 1918

В реальной истории после 25 мая 1918-го года бойцы Чехословацкого легиона за полтора месяца взяли под свой контроль всю Транссибирскую железнодорожную магистраль и захватили такие города как Пенза, Сызрань, Томск, Курган, Самара, Омск (отдав власть новообразованному Временному сибирскому правительству), Уфа (создав концентрационный лагерь для большевиков их сторонников и рабочих), Новониколаевск (совр. Новосибирск) и др. (д.и.н. О. Назаров «Кровавый след легионеров» журнал «Историк» №7-8 (июль-август) 2021 стр.70-72).

На первых порах легионеры не грабили население, которое встречало их с радостью и даже само помогало в поимке и выдаче большевиков и рабочих.

О воззвании конца мая — начала июня 1918-го года офицеров Чехословацкого легиона, за подписями прапорщика Бачека-Клофера и командира эшелона 2-й дивизии Гайды, к жителям Сибири (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 196-198), в котором было написано о призыве местных жителей к свержению большевистской власти, в игре не сказано ни слова.

Разработчики также ничего не сообщают нам о раннем доверии большевиков к чехословакам (проект обороны Мурманской железной дороги), (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 129, 180-181, 195), о создании чехословаками собственных военно-полевых судов на подконтрольной им территории Транссиба (там же, стр. 314-315) и о попытках Красных договориться мирно эвакуировать весь корпус либо через Владивосток, либо через Архангельск (там же, стр. 192).

Что касается участия корпуса в репрессиях и терроре, то чехословаки активно расстреливали, отдавали на растерзание казакам и помещали в тюрьмы и концлагеря врагов Белых

Несмотря на отсутствие прямого желания чехословаков заниматься работой исполнителей-палачей в России, они спокойно убивали и реквизировали имущество красных, ведь им как Белые, так и страны Антанты в случае победы над большевиками пообещали признать Чехословакию независимым государством. Подробно вышеуказанное в игре не раскрыто.

Концлагерей Красных и Белых в игре и вовсе нет, а расстрелами занимаются только Красные.

В игре легионеры вынуждены постоянно собирать припасы либо у деревенских жителей (негласно обворовывая местное население) или берут провиант и ресурсы с военных лагерей и позиций Красных, заброшенных деревень, охотятся в лесах, ловят рыбу в озёрах, прорубях.

В первых главах игры (до январского патча) чувствуется сильная нехватка припасов, особенно еды, зато на последних – переизбыток

Это нелогично как с точки зрения геймдизайна, так и реального положения дел в Чехословацком корпусе в период с 1918-го по 1920-й.

Во время начала наступления чехословаков на города Сибири и Урала у легионеров был определённый запас провизии примерно на два месяца. Позже к нему прибавились захваченные у большевиков припасы, оружие и ресурсы.

Более того, организация «Закупсбыт» организовала поставки в сентябре 1918-го года легионерам провизии на 5 млн. рублей, которую оплатили займом, предоставленным союзниками Белых (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 379-380).

Вместо хаотичного вынужденного сбора ресурсов на начальном этапе игры разработчики лучше бы предоставили возможность принять участие в ключевых битвах того периода: битвы за Пензу, Новосибирск, Уфу и, особенно за Казань, разными подразделениями Чехословацкого легиона, бойцы которого при отступлении и объединились бы в один поезд во время преодоления пути Транссиба до Владивостока.

То, что дизайнеры и сценаристы Ashborne Games назвали операциями, не является полномасштабным наступлением и захватом городов в реальном масштабе.

В тот период, когда происходит действие игры (весна 1918-го – вероятно, февраль 1919-го), партизанскими вылазками и диверсиями занимались не отряды чехословаков, а красноармейцы и сторонники большевиков.

В дополнении Legion Tales разработчики доказали, что могут сделать различные миссии с участием большого количества пехоты и техники, но по каким-то причинам не стали этого делать в основной игре.

Единственным более-менее масштабным сражением в основной кампании можно считать битву за Иркутск. Более-менее приближенным к реальному контексту заданием было предоставление игроку через контекстное меню решить судьбу «большевиков»: грабителей и угнетателей населённых пунктов, которые находились в лазарете после неудачного «карательного» похода.

Сами разработчики говорят о том, что при написании сюжета вдохновлялись прежде всего произведениями известного в Чехии писателя Франтишека Лангера

В России его произведения о Гражданской войне перевели и издали малым тиражом относительно недавно, но в открытом доступе переведённые произведения отсутствуют.

Сценаристам следовало бы вдобавок изучить сборник документов «Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920» в 2-х томах. Ведь наверняка, как и у нас в 2018-м, его издавали и на территории Чехии.

Если о настроении солдат-легионеров во время событий Гражданской войны Лангер пишет более-менее достоверно, то об умозаключениях автора о войне с большевиками говорить не приходится. Лангер, кстати, ещё и персонаж игры — заместитель главного героя. Но мало того, что он старше своего прототипа лет на 15 (годы жизни: 1888-1965), так и ещё на протяжении путешествия постоянно нудно рассуждает о нейтралитете, о смысле сотрудничества с предающими чехов сторонами.

Франтишек Лангер в игре
Франтишек Лангер в игре
Франтишек Лангер в жизни. Фото 1920-х гг.
Франтишек Лангер в жизни. Фото 1920-х гг.

Во Владивостоке он и вовсе без прямой причины покидает сослуживцев, оставляет их на попечение главному герою.

Лишь после победы над красными в форте Владивостока Лангер как ни в чём не бывало поднимается на палубу корабля к главному герою и молча смотрит в сторону моря. На пароходе заместитель главного героя признаёт, что России легионеры оставили «шрамы».

Он решает стать писателем, который поведает потомкам о произошедшем.

Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

Отказавшись от участия и частого упоминания исторических личностей, даже своих, реально существовавших чехословаков-офицеров, сценаристы лишили игру исторической самобытности, колорита и логических связей всего происходящего.

Беззубость повествования основной игры и надменная подача событий про «героев-чехословаков» в DLC демонстрирует нежелание разработчиков хотя бы немного углубиться в ключевые события того периода.

Лишь несколько миссий во время всего путешествия хоть как-то связаны с реальным контекстом, в котором находились ключевые участники Гражданской войны.

Ни процесс создания Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧ), в котором чехословаки сыграли ключевую роль, ни Чехословацкий национальный совет (ЧСНС) – главный орган управления чехословацким корпусом на местах в Сибири, ни Чехословацкий временный комитет, ни даже колчаковские силы просто не упомянуты

В игре есть абстрактные враги-большевики, абстрактное местное население, которое без объяснения сначала радо чехословакам, а затем готово их поскорее отправить на тот свет, и абстрактные Белые, которые по факту являются «ни рыбой, ни мясом» и в горделивом тоне говорят легионерам, что их народ является побочным продуктом от Российской Империи.

Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

Задание по спасению детей из царской семьи, а также искусственно созданная спешка, связанная с попаданием на внезапно уходящий пароход на последнем этапе «путешествия», вообще ломает логику и легко вводит в недоумение.

В 2022 году Следственный комитет Российской федерации подтвердил подлинность останков царской семьи Романовых, найденных под Екатеринбургом (ИД Коммерсантъ, 31.01.2022).

Зато фантомная рефлексия Лангера и сослуживцев-легионеров занимает не последнее место. Дело в том, что у каждого легионера в игре свой характер, политические убеждения и свои навыки.

Среди чехословаков есть даже коммунисты, что полностью противоречит реальным событиям 1918-1920 гг

После 25 мая 1918-го чехословаки с особой жестокостью расправлялись с сочувствующими красными легионерами, с австро-венграми и латышами (И. Ратьковский «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917-1920)» изд. Алгоритм 2017, стр. 83-85, 90, 100, 104, 124-125, 142, 176, 246, 274-275).

Понятно, что у студии-разработчика Last Train Home небольшой бюджет и они не могут анимировать простые события, но делать систему морали некоторых персонажей зависимой от того, остановится ли поезд легионеров перед заминированным завалом или пойдёт на таран, это, конечно, мощно.

При этом, когда эти же самые легионеры во время миссий массово убивают красногвардейцев, то это норма и никак не влияет на моральное состояние «коммунистов» в составе легиона

Также удивительным фактом является то, что арты загрузки и концепт-арты из артбука более соответствуют истории, чем сама игра.

Именно в них присутствует Московский Кремль, драка легионеров по политическим причинам на фоне портрета Масарика, концлагерь и другие интересные подробности. Складывается впечатление, что художники лучше знают контекст и ключевые детали Гражданской войны в России, нежели сценаристы и геймдизайнеры.

Энциклопедия также составлена с умом и неподготовленному игроку позволит узнать больше важных исторических моментов нежели расскажет по сюжету игра.

О самоубийстве в поезде полковника Швеца 25 октября 1918-го (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 479-483) как о деморализующем факторе, разработчики упоминать не решились, как и о предложении председателя правления Союза чехословацких обществ в России об ликвидации выборных институтов в армии от 3 октября 1918 (там же, стр.456-457).

Последние два фактора спровоцировали среди легионеров брожение, недовольство и нежелание сражаться за интересы Антанты и Белых. Именно поэтому большая часть чехословацких легионеров была готова только к обеспечению охраны захваченных участков железной дороги и как можно скорее желала либо закончить борьбу с большевиками, получив весомую поддержу от союзников, либо поскорее эвакуироваться из России.

Большевики в истории не оставляли попыток мирно эвакуировать легионеров из России, что даже подтверждается изданным наркомом Л.Д. Троцким приказом №54 от 3 ноября 1918 года о пощаде сдающихся Красным чехословаков (там же, стр.492-493).

Но сценаристы игры решили из Красных сделать абсолютных злодеев без хоть какого-либо намёка на человечность у большевиков. Абсурднее всего на этом фоне выглядит миссия, где тот самый генерал Морозов, при посредничестве священнослужителя, направляет бойцов Красной Армии прямо на пулемётные позиции чехов, а отступающих или колеблющихся подгоняет пулемётным огнём заградотрядов.

Учите матчасть: как чешские разработчики переписали и российскую, и свою историю

После этой миссии внезапно у многих легионеров падает боевой настрой. Складываются ощущение, что перед нами не бывшие участники сражений Первой мировой, а впечатлительные новобранцы, которых без спецподготовки бросили в горнило кровопролитных боёв с большевиками.

Действительно, заградотряды в Красной Армии существовали, но появились только после издания приказа Л.Д. Троцкого о формировании заградотрядов, предназначенных для задержания дезертиров с последующим их осуждением и расстрелом за № 107 от 6 июня 1919.

Поразительно, что разработчики сами себя лишили возможности отобразить несогласие части местных большевиков из Сибири с решением руководства РСФСР о намеренной эскалации между Красными и Чехословацким корпусом (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 190-191).

Ashborne Games не стала вставлять в собственное произведение основы Гражданской войны в России, а именно классового характера противостояния Белых и интервентов с Красными.

Как бы это цинично ни звучало, но Председатель Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Ленин и Народный комиссар по военным делам РСФСР Л.Д. Троцкий в своих речах и докладах не раз говорили о прямой выгоде для классовой борьбы начавшегося противостояния большевиков с интервентами и Белыми.

Чехо-словаки сослужили нам превосходную службу в областях оккупации. Те волости, где они находились, встречают Красную Армию, как избавителей
Троцкий. Речь на заседании Всероссийского Центрального Комитета от 30 сентября
Там, где побывали чехословаки, за Волгой и в Уфимской губернии, настроение даже зажиточных крестьян круто изменилось в пользу Советской власти, ибо чехословаки дали им жестокий предметный урок. Всего несколько дней тому назад ко мне явилась делегация крестьян от 5-ти волостей Сарапульского уезда, — тех самых волостей, которые сумели в самое последнее время отправить по 40 тысяч пудов хлеба Москве и Петрограду. Когда я спросил у этой делегации об отношении крестьян к Советской власти, депутация мне ответила: «Да, чехословаки нас научили, и теперь никто не отклонит нас от Советской власти»
Фрагмент речи В.И. Ленина на митинге 13 марта 1919 г.
Эшелон чехословацкого корпуса.1918 год
Эшелон чехословацкого корпуса.1918 год

Неудачным в игровом и в контекстном плане является миссия-погоня за поездом большевиков с золотым запасом, который по итогу просто передаётся белогвардейцам с концами.

В реальности Чехословацкий легион неустанно охранял с момента захвата в Казани и до передачи основной части ранее захваченного золота большевикам по договору перемирия.

Согласно рапорту подполковника Чехословацкого стрелкового полка от 12 марта 1920 года золото было передано в полном объёме (без учёта обмена части золота Колчаком на оружие и ресурсы, и 13 ранее украденных ящиков) 1 марта 1920 года Иркутскому Военно-революционному комитету (Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. стр. 830-831).

Этот документ хранится в Праге, так что удивительно, что разработчики не воспользовались возможностью развеять миф о якобы украденном чехами золоте.

Подводя итог о контексте и повествовании в Last Train Home хочется сказать, что в очередной раз, имея на руках подробнейшие сведения об участии Чехословацкого корпуса в Гражданской войне в России 1918-1922 гг., сценаристы сами себя посадили в лужу невежества и отсебятины.

Они могли показать даже всего один состав с легионерами, но не жалкими страдальцами, а солдатами, на которых держался весь Восточный фронт Гражданской войны и которых в последствии предали прежде всего союзники-белогвардейцы своими принудительными мобилизациями и переворотами.

Вместо разветвлений Транссиба лучше бы разработчики дали возможность побывать на Южном и Северном фронтах войны Белых с Красными, так как это больше укладывается в реально произошедшие события (попытка эвакуации через Юг или Архангельск в 1919 году).

Здесь не надо было придумывать какие-то нестандартные сюжетные ходы, ведь они уже созданы самой историей – битвы за города Сибири и Поволжья, создание концлагерей и жестокость сторон во время конфликта, отступление чехов с Поволжья и самоубийство полковника Швеца, предательский по отношению к чехам переворот Колчака в Сибири и прочее, и прочее!

Если бы всё вышеперечисленное было бы отображено в стиле «серой морали», то игроки получили бы политико-социальное высказывание, направленное на отображение отрицательных черт любых гражданских войн и участия внешних стран в них.

И вот вам неожиданный поворот: несмотря на обилие критики в этом историческом анализе Last Train Home, хочется всё же сказать, что игра заслуживает внимания.

Я бы оценил её на все 8/10. И подробно написал, почему так считаю, у себя в блоге.

Да, разработчики не воспользовались потенциалом эпохи и вместо произведения на века об основных конфликтах и о реальных спорных моментах Гражданской войны в России, сделали сюжетно проходной и беззубый проект.

Но то, что делает игру — игрой, геймплейная основа, она — хороша. Есть что доработать, но и в текущем состоянии интересного в Last Train Home полно (если не вчитываться в историю и не знать, как всё было на самом деле).

Эту геймплейную основу впоследствии можно использовать не только в игровых проектах, но и в обучающих, подобно экскурсиям в Assassin’s Creed.

Будем надеяться, что разработчики поработают над ошибками, подучат матчасть и в следующий раз выпустят более ориентированный и всецело основанный на документах и фактах исторический проект.

А вот игры, которые уже основаны на документах и фактах — и с историей обращаются бережно.

Используемая литература и источники.

Сборники документов и документарно-подтверждённых свидетельств о событиях:

  • Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914-1920. Документы и материалы. Т. 2. 2018, изд. Кучково поле, Москва;
  • Л.Д. Троцкий Советская республика и капиталистический мир. Часть 2. Гражданская война. Изд. «Книга по требованию» Москва 2012
  • И. Ратьковский «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917-1920)» изд. Алгоритм 2017
  • Ратьковский И.С. «Красный террор. Карающий меч Революции.» 3-е издание, дополненное. М.: ЯУЗА-КАТАЛОГ, 2021. — 352 c.

Воспоминания участников событий:

  • Т. Масарик: Мировая революция. Воспоминания. Изд. Вече, Москва, 2018
  • К. Сахаров «Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство)». Изд. Вече, Москва, 2018

Научные и научно-популярные статьи и иные источники:

542
516 комментариев

Спасибо @VkontextHistory за здоровенный и дотошный текст. Так и нужно раскапывать неточности и тыкать носом в исторические прорехи сценария.

Оригинальная статья была раза в два больше, но мы разделили её на исторический анализ и геймплейный обзор: про механики игры Олег расскажет больше в своём блоге.

Понравился текст? Не пожалейте ему лайка.
Хотите писать нам статьи? Заполните опросник (https://forms.gle/UCw2fNLcbPT8AFq76).

86
1
Ответить

Ахуеть "исторические фильмы/игры" на самом деле не исторические

134
Ответить

Одно дело — когда есть исторические несоответствия некритичные ради игровых условностей (возьму свой любимый Shogun 2), а другое — полное переписывание истории и подача своей игры как историчной

187
Ответить