Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Ещё в начале 2000-х глава студии Ice-Pick Lodge, Николай Дыбовский, опубликовал свой манифест, в котором отстаивал идею видеоигр как нового рода искусства. Конечно, он был далеко не первым в своём взгляде на игровой жанр.

Видеоигры, создающиеся как арт-проект и призванные подарить игроку художественный опыт, существуют давно, едва ли не с самого появления игровой индустрии (например, Moondust 1983 г.). На западе их принято называть арт-играми (art games). Фактически это артхаус: как в кино, только не в кино.

А поскольку создаются подобные работы сумрачно и с очень серьёзным лицом, то и понятие артхауса принято связывать с заумью, грязно-серой бытовой эстетикой и мрачными раздумьями о жизни. И верно: немногие авторы готовы не только задать вопрос, но и найти ответы, не только обозначить проблему, но и подарить надежду на её решение.

Вот эти-то редкие гости в видеоигровом искусстве и собраны здесь. Встречаем топ артхаусных игр, которые могут предложить больше, чем экзистенциальную бессмысленность, и вытащить из окружающего нас бытия отчаянно упирающееся чудо.

Сразу оговорюсь, что список от 1 до 10 является просто нумерацией, так как сравнивать одинаково качественные игры едва ли имеет смысл.

1. The Elder Scrolls III: Morrowind, 2002

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Открывает топ третья часть серии The Elder Scrolls от Bethesda, которая…

Так. Стоп. Это же массовая серия самых обычных РПГ, ориентированная на самого широкого геймера! Автор, что ты делаешь?

А автор включил её сюда потому, что при всём своём умении "выстрелить" и угодить каждому она является едва ли не художественным прорывом, и не в одной лишь игровой индустрии. Это игра, которую любят за гениальный лор, и он действительно гениален - потому что это самая достоверная и реалистичная стилизация под мифы и легенды, которую мне когда-либо доводилось видеть. Вообще. Не только в гейминге.

Визуал здесь совершенно инопланетный, от концепт-артов до многих итоговых решений. Смотря на него, веришь, что именно так могли бы жить, одеваться или рисовать существа иной расы.

Что здесь вообще происходит?<br />
Что здесь вообще происходит?

С точки зрения повествования же, когда речь заходит о мифологической истории, сотворении мира, о персонажах, принадлежащих божественному, то канон "Свитков", раскрывающийся именно в Морровинде, однозначно не уступит толкиновскому "Сильмариллиону", а в чём-то будет и более интересен. Его мифологическая поэтичность придаёт странноватый, почти сюрреалистичный фон более стандартным приключениям героя, создавая сильнейший эффект погружения в чужой мир.

2. The Mooseman (Человеколось), 2017

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

В продолжение мифологической темы. Если вы уважаете фольклор, или пытаетесь понять, что же не так с бесконечно-однообразными богами и героями в фэнтези, или просто любили в детстве мифы Древней Греции, - пройдите обязательно.

Человеколось представляет собою платформер-миф от российского коллектива Мортёшка. Это игра о шаманском путешествии в иной мир, основанная на сказаниях коми-зырян. Очень короткая и не очень погружающая, ибо она даёт ощущение скорее просмотра анимационного фильма, нежели прожитого опыта, - но с точки зрения чисто стилистической весьма точное воплощение седого дедушки-мифа.

3. Pathologic (Мор.Утопия), 2005

У кого был такой диск?<br />
У кого был такой диск?

Разве можно было обойтись без неё на русскоязычной площадке?

Классика отечественного артхауса от студии Ice-Pick Lodge. Это игра, которая делает вид, что она про чумной город, на самом деле заставляя наш разум вспомнить, что в мире существует необычайное. Кто ещё не играл, попробуйте - уровень нарратива искупает слабый геймплей.

4. Pathologic 2 (Мор 2), 2019

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Новое прочтение предыдущего участника топа. Создано для тех, кто любит более сложный геймплей… а может, совершенно случайно захотел узнать, как побеждается смерть и как работает шаманское знание в мире умирающего чуда.

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Да, во втором "Море" создатели пошли дальше, и теперь игра не просто служит экспериментальным перфомансом о сверхъестественном, а ищет ответ на вполне конкретный вопрос. Что такое смерть? Как её преодолеть? Преодолеть и победить - это одно и то же?

Жаль, что продолжения этой дискуссии в руте Бакалавра мы пока не видим.

5. Тургор, 2007

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Ещё одно творение студии Ice-Pick Lodge, жанр которого определить затруднительно. Впрочем, у Дыбовского такое всё.

С Тургором есть такая особенность: опыта, который можно в нём получить, не даст ни одна другая игра. Не потому, что тут необычный сеттинг - в Морровинде он тоже необычный. Не из-за странного геймплея: в подобных играх это не самоцель.

Тургор - это игра, которая буквально позволяет прожить философскую концепцию. Как будто вам предложили поселиться на 10-15 часов в трактате Хайдеггера. Причём философия здесь не взята откуда-то извне (такое мы видели в Everything), а составлена самими авторами. Тургор обнимает игрока волнами сюрреалистического визуала, соцветиями странного текста, и прополаскивает ему мозг историей о смысле и механике творчества.

Однозначно одна из самых необычных и креативных игр, созданных на этой планете.

6. Gris, 2018

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Маленький платформер от Nomada Studio, рассказывающий самую базовую и важную человеческую историю: о путешествии от разрушения, когда кажется, что всё кончено, к возрождению и новому началу. Одна из самых жизнеутверждающих игр в списке.

Божественный визуал от испанского художника Конрада Росета очень добавляет очков.

7. Gorogoa, 2017

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Пазл про движущиеся картинки. Что вообще можно вытащить из такого жанра?

Например, то, как человек находит свою истину. Потому что поиск, познание, исследование сродни решению головоломки, когда приходится отсеивать лишнее, пробовать и пытаться, и вспоминать вещи, на которые давно не обращаешь внимания - и в которых-то и скрывалось самое главное.

Gorogoa по-своему похожа и на "Тургор", и на Gris: она о сложении собственной картины мира, об обретении правды, и одновременно - о том, как восстанавливается из обломков человеческая душа.

8. Slay the Princess, 2023

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Хоррор от студии Black Tabby Games.

Сначала Slay the Princess будет изображать из себя артхаусный хоррор в классическом виде: ничего не понятно, но кроваво и смачно. И когда игрок уже решит, что так и задумано и это очередная жестокая история про жестокий мир, внезапно окажется, что всё происходящее имело смысл, а из кровавых обрубков содержания сложится натуральная божественная Бесконечность.

9. Planescape: Torment, 1999

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Старая... то есть бессмертная РПГ, которой больше подошло бы быть текстовым квестом, ибо читать здесь придётся очень много, а уровень нарратива, от отдельно взятых диалогов до всего повествования, близок к эталонному.

Суровая и мрачноватая, юморная и ностальгическая, эта игра затрагивает множество тем: от смерти до взятия ответственности за своё прошлое, какой бы тяжёлой эта ответственность ни была. И всё же самая основа сценарной концепции PS:T, её идея, - она про романтически-философское принятие мира, наступающее после бесплодных попыток борьбы и долгого страдания.

В 2017-м вышло переиздание, которое однозначно можно рекомендовать. Негоже усложнять себе жизнь эмуляторами DOS.

10. Knights of the Old Republic II, 2004

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Классическая РПГ, которую вы точно не ожидали здесь увидеть. Она массовая, как и Morrowind, и более того, является продолжением замечательной, но сюжетно весьма-таки банальной KOTOR I. В чём секрет?

В том, что сценарист у второй части был тот же, что и у Planescape: Torment. Знакомьтесь: этот персонаж, похожий на хорька, - Крис Эвеллон (Chris Avellone), человек-машина по созданию красивого текста.

Артхаус бывает светлым. Топ-10 игр, достойных называться произведениями искусства

Сочетая масштаб, поэтичность, немного напоминающую о Morrowind, и столь любимую им философскую неоднозначность, Эвеллон добивается настоящего вау-эффекта от диалогов в KOTOR II. На редкость годная озвучка усиливает впечатление.

Одно замечание: обязательно ставьте моды на вырезанный контент! Без него игра будет казаться незавершённой.

99
7 комментариев

Артхаус - Моровинд и Котор...
"не рассчитанные на широкую аудиторию" и два популярнейших проекта масс-культа.
Да вы, батенька, мастер оксюморонов

3
Ответить

Мастерами оксюморона оказались создатели этих игр, добавившие отборного артхауса в их лор

1
Ответить

:-(

"The Path" - до свидания, но хорошо хоть без "Dear Esther" обошлось.

1
Ответить

The Path годная, но мрачноватая для такого топа

1
Ответить