Collapse 14 лет спустя. Микрообзор

В сентябре 2008 года украинская студия Creoteam выпустила довольно занимательную игру. Делюсь впечатлениями от шутер-слэшера после перепрохождения. Тут будут спойлеры, это точно.

Впервые я познакомился с игрой в 2009 году. В те времена, единственной возможностью поиграть в "новинки", была покупка пиратских дисков за сто рублей. В доставшейся мне версии не было роликов между миссиями, видимо сэкономили место для других игр. Поэтому сюжет я частично придумывал сам. Это сейчас я бы изошёлся на дерьмо, но в те времена такая мелочь меня не останавливала. Ну да не об этом сейчас. Двадцать первого марта я приобрёл игру в стиме уже официально. Четырнадцать лет спустя.

Про мир, историю и исследование

После инцидента 2013 года, из-за которого образовалась дыра, большая часть Украины стала аномальной зоной. Исследования этой загадки были безрезультатны. Учёные не могли взять образцы, дыра никак не реагировала на их попытки. Так проходили годы, пока не произошла "первая агрессия" - резкое увеличение аномалии. В зону поражения вошла ещё большая часть Европы. Однако главным событием стало появление различных агрессивных существ. В ответ на это, окрестности Киева были огорожены огромными стенами, с автоматическими пулемётными гнёздами. Все кто остались внутри периметра стали заложниками этого места. Возглавили остатки людей лорды, новые властители этих земель.

Центр Киева
Центр Киева

События игры происходят восемьдесят лет спустя, в 2096 году. Играем мы за человека по имени Родан, которому удалось уцелеть после взрыва, унёсшего жизни всех лордов. Одним из погибших был отец героя, это и выступает мотивацией разобраться в произошедшем. История в игре есть, и её даже хочется узнать, но развивается она очень сумбурно. В некоторых главах провисает, в других на игрока вываливают разом слишком много информации. У игры два огромных плюса, и одним из них выступает лор. Узнавать о истории этого загадочного мира интересно.

Уровни кишкообразны, изредка, в дальних углах, можно найти скрытую комнату. В них лежат документы или дневники из прошлого, в которых мы можем узнать немного о лоре. Иногда нам могут позвонить на наш кпк, и выдать экспозицию. В ответ мы тоже можем позвонить, и узнать дополнительные сведения. В общем, нарратив вполне удачный, советую к ознакомлению.

Звонок

Про геймплей

В игре доступно три уровня сложности. На самом высоком будет очень больно. Враги наносят много урона, а очередь из автомата отправит на контрольную точку. Лучше побегать на самом низком и сберечь себе нервы. Я поступил так и не прогадал. Игра пошла бодрее.

Геймплей в Collape довольно вязкий. В первых главах было очень скучно. Мало оружия, только стандартные приёмы ближнего боя, и местные хэдкрабы отбивают всё желание продолжать. Почти всю игру нас будут запирать на маленьких аренах с кучей прибывающих врагов. Разработчики всё-таки учли этот момент, и враги не появляются просто из воздуха. Могут выпрыгнуть из вентиляции, иногда несколько противников выбегают из комнатки размером 1 м². Но так всяко лучше, чем обычный спаун за кадром.

Интересно, как сюда поместились противники?
Интересно, как сюда поместились противники?

С врагами есть проблемы. Они хоть и шустрые, но глупые. Берут в основном количеством и высоким уроном, а не какими-то "тактическими" качествами. Можно сказать что они видят цель, и не видят препятствий. Бегут напролом, иногда застревая в текстурах. В игре меньше десятка типов врагов. Делятся они на людей и "существ". Среди людей есть стрелки и бойцы ближнего боя. Все они подразделяются на ещё несколько видов. Вот примерный список:

  • Слабо бронированный противник;
  • Хорошо бронированный противник;
  • Очень хорошо бронированный противник, жестб.

У "существ" дела ненамного лучше. Все они сражаются в ближнем бою, стрелков среди них нет. А ещё там есть вариация хэдкраба. Я уже говорил как их ненавижу? Я их ненавижу.

В арсенале игрока есть 5 видов оружия, это: меч, пистолет, автомат, дробовик и спец. оружие. Есть ещё конечно их подвиды, но это не так важно. Они отличаются только уроном. На всём протяжении игры нам будет доступно три слота, но на самом деле лишь один, ведь первые два будут заняты мечом и пистолетом. Хорошо хоть боеприпасы у пистолета восстанавливаются автоматически. В шутерной механике больше всего раздражает сама стрельба. Примерно треть выстрелов летит мимо. И я не знаю с чем это может быть связано. Разброс бывает огромным. Импакта от попаданий маловато, но всё же имеется. В итоге стрелять просто неинтересно.

Стреляем - убиваем

Чуть не забыл, игра же ещё и слэшер. В этом аспекте тоже всё неоднозначно. В первой половине игры будет затруднительно кого-либо нашинковать. Мало приёмов, ковырять их долго. Только во второй половине выдают достаточно специальных атак, с помощью которых можно врываться в гущу противников. Приёмы делятся на комбо и супер-комбо. В первом случае зажимаем клавишу движения и спамим левой кнопкой мыши. Удары слабые, довольно короткие и малоэффективные. Выбор клавиши будет влиять на проводимую комбинацию. Второй вариант поинтереснее. Делаем всё то же самое, но после второго нажатия на мышку ждём несколько долей секунды и снова спамим по ней. Комбинация будет состоять из большего количества ударов, урон и площадь атаки заметно возрастают. Но есть одно но, пока начнётся комбо, пройдёт уйма времени, и враги успеют нанести пару ударов. Поэтому воюем с воздухом и крутимся ещё до подхода противников.

Отличия комбо и супер-комбо

По ходу игры мы получаем энергоудары. Это местные суперспособности. Спамить ими до посинения не получится, у них есть своя шкала энергии. Чем сильнее способность, тем дольше она будет восстанавливаться. В игре их четыре вида:

  • Вакуум - создаёт сильное поле, которое отталкивает противников;
  • Фантом - создаёт временную копию главного героя. Атакует самостоятельно;
  • Разлом - посылает направленную силовую волну, которая наносит урон;
  • Искажение времени - замедляет течение времени.
Энергоудары

В игре есть битвы с боссами. Creoteam не поскупились на проработку этих сражений, они выглядят зрелищно. Особенно во время QTE. Тайминг у нажатий приемлемый, и даже такой слоупок как я справлялся.

Про музыку

Это второй плюс игры. Она отлично спраляется со своей задачей. Во время боя используются треки группы NewTone, а за эмбиент отвечал Игорь Белоусов (он же !GOR). И вот тут будет моя остановочка. На дтф был пользователь с этим ником. И он занимался музыкой. Какое совпадение, не правда ли? Жаль что его не видно с лета прошлого года. Если ты это читаешь, то спасибо за саундтрек к игре.
Ниже я прикреплю пару треков:

Про графику

А что про неё сказать? Четырнадцать лет прошло. Как по мне, то выглядит игра нормально, не особо хуже проектов тех лет. Дизайн некоторых существ и локаций выглядит и сейчас достойно. Плюс к этому, движок позволил сделать частичную разрушаемость, это и сейчас не все проекты могут себе позволить. Из недостатков выделю малое разнообразие уровней. Коридоры лаборатории, разрушенные пятиэтажки, снова коридоры лаборатории, и снова разрушенные пятиэтажки. И так много раз.

Ломаем плиты

Итоги

Collapse мог стать вехой в истории "СНГ геймдева", но теперь многими забыт. В игре множество проблем с механиками и большое число багов. Противники застревающие в текстурах стали обыденностью. В тексте я об этом не упомянул, но игра вылетала через каждые 15 минут. Однако решение этой проблемы элегантно, нужно снизить настройки графики до средних, и тогда игра будет вылетать лишь раз в час. Но есть в Collapse и свои плюсы. Лор интересен, музыка шикарна, а бои с боссами зрелищны. 6 из 10. Потраченного времени не жаль.

430
171 комментарий
500 ₽

Комментарий недоступен

14
Ответить
300 ₽

Спасибо за пост! Даже захотелось поиграть)

В тексте я об этом не упомянул, но игра вылетала через каждые 15 минут. Однако решение этой проблемы элегантно, нужно снизить настройки графики до средних

У меня была похожая проблема со старой игрой (Constantine), она в текущей версии 10-й винды вылетала при воспроизведении кат-сцен.
Решилось это просто — я поставила запуск в режиме совместимости (с Win XP SP3 в том случае). Так удалось поиграть вообще без вылетов на лучших настройках графики.
Может, для этой игры тоже стоит попробовать данный способ.

12
Ответить

Купил Коллапс вместо Фаллаут 3 на релизе. До сих пор доволен

42
Ответить

До сих пор храню. Помню поехал в город, только там можно было купить лицензию, и даже там не нашёл коллапс в первые месяцы выхода в джевеле, пришлось брать дорогущий по тем временам стилбук за 800р.

По современным меркам недостижмый шедевр игростроя, учитывая каким дерьмом пичкают игрока(фоллен ордеры и всякие соулсы с гриндовыми ассасин кридами).
Отличнейшая была игра, почти во всех аспектах сбалансированная(дизайн монстров хромал).

18
Ответить
Автор

Вполне достойный выбор, каждому своё

5
Ответить