Как The Last of Us предсказывает конец света
Что случится с Землёй, если с её поверхности пропадёт человечество — или хотя бы большая его часть? Этим вопросом задались режиссёры The Last of Us Нил Дракманн и Брюс Стрейли и решили создать свой постапокалипсис, причём с акцентом не на смерти, а на жизни — не человеческой, а более древней, природной жизни. Но насколько реалистично у них получилось?
За время своего путешествия в двух частях The Last of Us Джоэл и Элли повидали немало ужасных вещей: общину каннибалов, жестоких культистов, изуродованных кордицепсом людей и очень много поломанных судеб. Но также они повидали реки, которые пробивают себе путь сквозь асфальтированную почву; деревья, которые разрывают корнями бетонные стены и отвоёвывают улицы; и животных, что возвращаются туда, откуда много веков назад их прогнал человек.
К выходу ремейка первой части «Одних из нас» мы изучили те же источники вдохновения, что и Стрейли с Дракманном, покопались в истории разработки и научных работах о теоретическом конце света. И теперь расскажем, как природа за несколько десятков лет способна почти полностью уничтожить то, что человечество возводило веками.
Дежурное напоминание: в первую очередь мы делаем контент для YouTube, но знаем про любовь аудитории DTF к текстовому формату — поэтому и публикуем такие вёрстки! Но если материал вам понравится, будем очень благодарны за лайк, комментарий и просмотр на оригинальном ролике 🖤
Источники вдохновения для конца света
И сразу про спойлеры. Самые критичные для сюжета моменты (вы наверняка догадываетесь, какие 🏌♀) мы тактично опустим, а вот локации, которые посещают герои обеих игр, показать придётся как следует. Но даже там постараемся не жестить и обойтись лишь самыми важными для нашего повествования пейзажами.
Многие из вас наверняка слышали, что важным источником вдохновения для The Last of Us стал документальный сериал «Планета Земля» от BBC. Оттуда, а именно из эпизода про тропические леса, режиссёры игры Нил Дракманн и Брюс Стрейли взяли идею с кордицепсом однобоким.
Этот вполне реальный паразитический гриб, также известный как зомби-гриб, интересен тем, что умеет управлять поведением заражённых муравьёв: заставляет их спускаться с привычных деревьев в места с более комфортными для гриба условиями, после чего убивает насекомых, питается их телом и в итоге выпускает споры, которые потом заражают новых жертв. Дракманна и Стрейли это описание кордицепса настолько впечатлило, что разработчики представили: а вдруг гриб мутирует так, что сможет заражать и людей?
Мало кто знает, но у The Last of Us был ещё один источник вдохновения, не менее важный: книга «Мир без нас» Алана Уайзмана. В ней автор, пообщавшись с десятками учёных со всего мира, описывает, как природа будет отвоёвывать себе мир, из которого внезапно пропало человечество. Не из-за ядерной войны, астероида или чего-либо ещё столь же разрушительного, а просто пропало. Например, из-за вируса, поражающего только людей.
Идеи Уайзмана вдохновили разработчиков создать не просто боевик про борьбу человека с зомби или даже про борьбу человека с природой, а неспешную историю про освобождение планеты от следов цивилизации. В итоге получился «зелёный» или эко-постапокалипсис — хотя, конечно, саму эту концепцию придумали не в Naughty Dog.
Ещё в 40-х годах прошлого века писатели-фантасты экспериментировали с «природным» концом света. Например, эту тему поднимал Джордж Риппи Стюарт в романе Earth Abides 49-го года и рассказывал, как из-за глобальной эпидемии человечество за пару десятков лет откатилось к земледелию, стрелам и идолопоклонничеству.
В видеоиграх примеров тоже хватает — экопостапокалипсис можно увидеть в Enslaved, дилогии Horizon и отчасти в Elex. Но всё это — более-менее фантастические миры с роботами и магией. В The Last of Us сеттинг более приземлённый. Иногда — пугающе приземлённый.
Художники из Naughty Dog относились к каждой локации в обеих частях The Last of Us как к полноценному персонажу со своим характером и целью. Например, когда в первой игре герои выбираются из недружелюбной бостонской карантинной зоны в более спокойный пригород, малоэтажная застройка и открытые пространства призваны напомнить игроку об уюте и спокойствии прежнего мира. А в начале второй части, когда Элли впервые прибывает в Сиэтл, разработчики отражают её растерянность буквально: с помощью огромной локации, на которой легко потеряться.
Работать над подобными разрушенными уровнями студии было не впервой: ещё для серии Uncharted художники изучали, как разрушаются и зарастают джунглями древние храмы. Для The Last of Us потребовалась более дотошная подготовка: так, авторы много времени уделили отрисовке естественного освещения, так как в мире игры почти нет искусственных источников света; а для второй части художники регулярно ездили в Сиэтл, чтобы изучить местную флору, архитектуру и правильно воссоздать их красоту.
Да, именно красоту — на контрасте былого величия, новой разрухи и природы. Конечно, в начале эпидемии кордицепса мир The Last of Us выглядел не очень привлекательно: усеянные трупами улицы, сгоревшие остовы машин, разграбленные здания. Но за двадцать внутриигровых лет, прошедших перед основным действием первой части, пейзажи изменились. Разруха и хаос скрылись под водой и растительностью, а местами и вовсе превратились в идиллическое зелёное полотно.
Первый месяц после катастрофы
Сентябрь 2013 года. В Южной Америке мутировавший кордицепс заражает сельскохозяйственные культуры, а вскоре и первых людей, которые потребляют их в пищу. Вместе с экспортированным зерном гриб быстро добирается до других частей света.
В конце месяца больницы по всему миру уже переполнены пациентами, жалующимися на кровотечения и головную боль, но врачи не знают, как им помочь. Власти изучают, связан ли рост заболеваемости со странной плесенью в продуктах, завезённых из Южной Америки, а продовольственные компании отзывают свои товары.
Спустя пару дней кордицепс окончательно захватывает нервную систему заражённых, превращая их в агрессивных зомби. Сначала под удар попадают больницы и поселения вокруг них, но разрушения в первый день конца света минимальные. Где-то взорвётся заправка, где-то рухнут строительные леса, но это не воздействие природы, а следствие человеческой паники и нападений заражённых.
Проходит неделя. В городах закрываются здания социальный инфраструктуры — школы, банки, магазины и музеи. Вместо них строятся блокпосты военных, которые пытаются сдержать распространение кордицепса. Тогда же появляются и первые заброшенные города: в них ещё остались здоровые люди, но местные власти и городские службы уже прекратили работу. Без присмотра и обслуживания одна за другой отключаются электростанции, погружая целые районы во тьму.
Через месяц человечество уже полностью понимает масштаб катастрофы. Почти все страны мира вводят военное положение и создают специальные подразделения для борьбы с инфекцией кордицепса. Но даже армия не всесильна, поэтому основное внимание уделяется обороне ещё не пострадавших городов, а не отвоёвыванию заражённой территории.
В уже заброшенных городах обстановка становится хуже. Многие помещения до сих пор используются выжившими в качестве временных или постоянных убежищ, но их постепенно разоряют — не только мародёры и инфицированные, но и природа.
Сильнее других страдают миллионники с метрополитеном, ведь он очень уязвим перед затоплением. Грунтовые воды и стекающая по вентиляции дождевая вода постоянно пытаются подтопить тоннели и единственное, что их останавливает — насосы, откачивающие воду в канализацию. Но без регулярной чистки её трубы быстро засорятся — дожди забьют их листвой, пластиком и другим мусором.
К тому же, во многих городах по всему миру, как в Нью-Йорке или Лондоне, система метро строилась уже после канализации, а значит — ниже сливных труб. В Киеве и Санкт-Петербурге станции закопаны ещё глубже из-за протекающих над ними Днепра и Невы. Всё это означает, что насосам приходится работать на износ, выкачивая воду вверх. Без необходимого обслуживания или из-за отключения электроэнергии они сдадутся очень быстро, и всего за несколько дней вода может затопить всю систему метро.
Первый год после катастрофы
Спустя несколько месяцев после катастрофы около 60% населения Земли либо мертвы, либо заражены кордицепсом. Власти останавливают попытки вытащить людей из самых пострадавших городов и сосредотачиваются на обороне карантинных зон — изолированных от инфекции территорий, где военные собирают последних выживших.
Жизнь в таких поселениях ещё похожа на знакомый нам мир: функционируют городские службы, люди ходят на работу, где-то даже печатаются газеты. Но по другую сторону высоких бетонных стен царит хаос: если внутри карантинных зон военные не пропускают ни инфекцию, ни инакомыслие, ни ростки новой природы, то снаружи всё стремительно покрывается растительностью — даже руины зданий, которые власти разбомбили, чтобы помешать заражённым забраться на ограды.
К концу первого года после конца света в небольших поселениях, где ещё оставались здоровые люди, заканчивается продовольствие. Выжившие либо охотятся на дичь, либо, чаще, покидают убежища в поисках нового укрытия — заброшенных городов становится больше.
После первой же весны здания, тротуары и асфальт покрываются трещинами: в умеренном климате температура в феврале-марте скачет из плюса в минус около 40 раз за месяц. Постоянно тающая и замерзающая вода медленно разрушает материалы, а в трещины попадают семена сорняков и деревьев, которые, прорастая, разрушают город ещё сильнее.
Десять лет после катастрофы
Через три года после катастрофы прорываются оставленные без обслуживания трубы — в том числе и внутри домов. Малоэтажная застройка сдаётся первой: её сильно подтачивают пробравшиеся внутрь термиты и мыши.
Производители современных крыш дают на свой продукт гарантию в несколько десятков лет, но она не распространяется на технические отверстия — такие как дымоход, где и будет первая протечка. Из дымохода вода попадает в потолочные перекрытия, которые, конечно же, обработаны водоупорным лаком, но влага пробирается там, где в древесину вбиты гвозди и вкручены шурупы.
Да и настоящей древесины там скорее всего немного: сейчас чаще используют более дешёвую фанеру, которая из-за влажности быстро расслоится. В стыках между стенами и крышей появляются щели, гвозди ржавеют, их хватка ослабевает, давление на всю конструкцию увеличивается — а потом из-за него лопаются оконные стёкла, пропуская внутрь дождь и плесень.
В то же время высоко над ветшающими домами Международная космическая станция, оставшаяся без управления и ресурсов с Земли, медленно отклоняется от курса. Скоро она войдёт в атмосферу и быстро сгорит, а вместе с ней сгорят все планы человечества по освоению космоса.
Прошло 10 лет после конца света. Многие карантинные зоны опустошены: в каких-то закончилось продовольствие, в других уставший от тирании военных народ поднял восстание, третьи пали под натиском заражённых. Стены, которые ещё недавно считались последним оплотом цивилизации, зарастают лишаями, а здания за ними — плющом, который за долгие годы успел добраться до самых верхних этажей.
На улицах растут деревья, выломавшие корнями целые куски асфальта. Эти же корни пробираются к фундаментам и подвалам, многие из которых уже и так подтоплены из-за забившейся канализации. В таком состоянии не каждый фундамент может выдержать вес целого здания — скоро начинают падать небоскрёбы, которые из-за своей высоты более уязвимы перед сильным ветром.
В то же время другие подземные помещения остаются нетронутыми, если забыть про вездесущую плесень, — речь о банковских хранилищах, рассчитанных на самые разные угрозы, в том числе и природного характера.
А вот музейные хранилища оказываются не настолько долговечными: без электричества и контроля климата в них быстро пробираются насекомые, плесень и грибки, питающиеся масляной краской на картинах. В конце концов сохранятся только бронзовые и керамические предметы искусства — что поделать, деньги человечество защищает лучше, чем культуру.
Треть века после катастрофы
Ещё через 10 лет начинаются основные события первой The Last of Us. Карантинных зон в стране почти не осталось, зато появляются новые общины: стремящиеся выжить люди сбиваются в группы и либо пытаются воссоздать знакомый уклад жизни, либо изобретают новый, менее приемлемый с моральной точки зрения.
Таким общинам приходится буквально отвоёвывать себе территорию у природы. За 20 лет фермы превратились в густые рощи, грунтовые дороги — в луга, а аккуратные парки с прудами и каналами — в опасные болота. Впрочем, зачастую секрет выживания оказывается не в борьбе, а в сотрудничестве с природой.
Например, в мире игры есть городок Джексон, расположенный недалеко от заросшей мхом гидроэлектростанции. Горожане здесь поддерживают работу дамбы, несмотря на бушующую реку, развивают фермы на плодородной земле, как следует ремонтируют обветшавшие дома, а не просто прибивают подпорки на скорую руку. И усилия оправдывают себя: жизнь в Джексоне не так уж сильно отличается от обычного американского пригорода до эпидемии.
В то же время всё менее пригодными для жизни становятся большие города, которые оказались буквально между огнём и водой. Многие громоотводы за два десятилетия заржавели, согнулись или рухнули, поэтому молнии начинают бить прямо в крыши домов. Если те загорятся, то огонь быстро спустится на этажи ниже, дойдёт до офисных помещений со стопками никому не нужных бумаг и разгорится гораздо сильнее. Если в здании остался работающий газопровод, то он взорвётся и всё строение быстро сгорит дотла.
Многими этажами ниже город почти захватила вода. Скрытые под асфальтом трубы и тоннели метро прохудились настолько, что текущие по ним потоки вовсю размывают почву. Из-за наглухо забитой канализации воде некуда уходить, она постепенно добирается до стальных колонн, поддерживающих подземные коммуникации, и рано или поздно те сгибаются.
Вслед за ними проседают целые улицы, а местами и полностью проваливаются, превращаясь в бушующие реки. Вдоль этих новых рек зарастают берега и вот уже то, что совсем недавно было переулком или проспектом, превращается в лесной ручей.
Что может случиться дальше
Официальная история The Last of Us заканчивается в 2039 году — через 26 лет после конца знакомой цивилизации. Мы, конечно, не знаем, решит ли Нил Дракманн продолжить историю этого мира, но всё равно можем представить, что ждёт эту вселенную в дальнейшем.
Заканчивается первое столетие после конца света. Заброшенные и заросшие здания превратились в такой же естественный элемент дикой природы, как овраг или упавшее дерево. Фонарные столбы настолько покрылись мхом и плющом, что больше напоминают стволы деревьев, чем конструкцию из металла. А улицы, которые человек веками создавал для комфортного передвижения по городу, из-за обвалов и потопов потеряли всякий комфорт. Зато неплохо держатся исторические каменные дома — в отличие от современных коробок из стали и стекла, эти ещё не потеряли форму.
Частные дома уже почти все сложились, словно карточные домики. Их подвалы заполнились водой и почвой, и наверняка уже вовсю прорастают новой зеленью. На месте большей части малоэтажной застройки стоят лишь дымоходы — но и они медленно разваливаются, кирпич за кирпичом.
Ещё чуть-чуть — и останется только изломанная керамическая плитка, которая продержится ещё много веков. Но, возможно, обгорит: в редких нетронутых мародёрами автомобилях и подстанциях из проржавевших топливных баков вытекает топливо — любая ударившая рядом молния приведёт к пожарам и новым разрушениям.
Спустя ещё пару столетий из канализационных люков в крупных городах уже растут полноценные леса: трубы забились компостом настолько, что превратились в плодородную почву. Последние небоскрёбы, не сдавшиеся ни ветру, ни потопам, рушатся под весом своих же проржавевших балок. Бетонная крошка, оставшаяся на месте зданий, смешивается с принесённым ветром песком и образует идеальную среду для пород, предпочитающих менее кислотный грунт, например берёзы или облепихи.
Где-то в этих лесах виднеются последние мосты: да, местами они погнулись, их соединения разошлись из-за птичьего помёта, который отлично разъедает металл… но почти все стоят — а старые железнодорожные мосты могут и ещё несколько веков продержаться.
Столетие проходит за столетием. Остатки человечества выживают в небольших поселениях и сторонятся заброшенных мегаполисов, где в тени разрушенных зданий всё ещё летают споры кордицепса. Среди руин ходят самые разные животные, которых люди прежде старались держать подальше от цивилизации. От старых районов остался лишь лес. Холмистый — в тех местах, где когда-то были дома. С то и дело попадающимися в земле вилками из нержавеющей стали.
В любом случае, все эти предсказания — это лишь спекуляции двух блогеров (пусть и блогеров, которые перерыли тонну источников для этого материала). На самом деле ни эпидемия кордицепса, ни вымирание, ни ещё какой-нибудь апокалипсис нам не грозит… Правда ведь?