Ситуация с Atomic Heart настораживает

Мысли о неожиданном решении со стороны разработчиков и появившихся опасениях за игру.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Как мне кажется, то что сейчас произошло с Atomic Heart – прецедент довольно показательный, хоть и необычный. Во всяком случае, не столь частый, чтобы ему невозможно было удивиться или разочароваться им.

Мы уже не раз сталкивались с навязыванием «эксклюзивности» того или иного проекта со стороны разработчиков и издателей путём чаще временного ограничения игры рамками определенной торговой площадки. Даже успели если и не до конца это принять, то хотя бы к этому привыкнуть.

Вспомнить те же эксклюзивы EGS — ситуация с Metro Exodus, например, как наиболее показательная. Наиболее показательная, потому что именно с этой игры началась так называемая «война эксклюзивов» между магазинами игр.

В конце января 2018 года на странице Metro Exodus в Steam появилась информация, что игру уберут из магазина до 14 февраля 2020 года. Несмотря на то, игрокам дали несколько часов, чтобы сделать предзаказ через cервис Valve до того, как эта возможность исчезнет, многие были недовольны — им хотелось дождаться рецензий или просто добавить Exodus в библиотеку Steam. После этого игроки начали рушить рейтинг серии Metro в Steam, но это не убедило разработчиков отказаться от соглашения с EGS.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Однако тут стоит отметить, что привязка игры от 4А Games исключительно к одному магазину была мерой временной и продлилась ровно год, как это обычно и происходит с эксклюзивами Epic Games Store. Лично меня в то время эта проблема не коснулась, так как я успел предзаказать Metro ещё до того, как стало известно, что игру уберут из магазина Valve. Являясь огромным фанатом серии я оформил предварительную покупку третьей части в Steam практически сразу, как только она стала для этого доступна.

Тогда массовое недовольство игроков можно было объяснить во-первых, новизной подобного решения, особенно в сегменте ПК-гейминга, во-вторых постановкой многих людей перед фактом того, что пусть и временно, но они не смогут приобрести игру там, где планировали, а в-третьих тем, что мало у кого возникало добровольное желание устанавливать себе на компьютер ещё один лаунчер ради всего лишь одной игры.

Сейчас ситуация не изменилась.

Дать бы по лбам этим половником тем, кто принимает подобные решения 
Дать бы по лбам этим половником тем, кто принимает подобные решения 

Единственное, в отношении Atomic Heart она стала даже хуже. Вечером 7 сентября стало известно, что Atomic Heart станет «эксклюзивом VK Play» в России и ряде стран СНГ, о чём сообщила пресс-служба ВКонтакте. Конечно, подобная новость вызвала недопонимание со стороны игроков и мгновенную отрицательную реакцию. Сообщество крайне негативно восприняло идею переноса игры из Steam на территорию VK Play.

Однако, как известно, дьявол кроется в деталях, и на этот раз его удалось обнаружить там же. Оказалось, что добавление игры в VK Play не подразумевало запрет на покупку игры в Steam. Изначально.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

После публикации первой новости об эксклюзивности Atomic Heart можно было предположить, что разработчики пошли на этот шаг ради облегчения покупки их проекта со стороны тех людей, кто не хотел бы «заморачиваться» с официальным получением игры от слова совсем. Если для приобретения игры в Steam требуется прибегнуть пусть и к не самым простым, но всё же вариативным и доступным способам оплаты, то тут всё ещё проще — ещё и рубли принимаются без единого костыля.

И вроде всё складывается неплохо. Для тех, кому не так важно покупать игру в определённом цифровом магазине и кто хочет максимально облегчить себе её приобретение появилась альтернатива в виде VK Play. Кому важно обратное и кому незатруднительно оплачивать игру в магазине от Valve, Steam-версия остаётся в распоряжении.

Только звоночек всё равно не самый радужный.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Совсем безрадужным звоночек, постепенно превращающийся в полноценный колокол, становится после публикации второй новости по игре, вышедшей на следующий день. Из неё становится ясно, что в конечном итоге Atomic Heart уберут из Steam на территории России и стран СНГ в принципе, оставив безальтернативной возможность приобретения игры на ПК для пользователей.

Только VK Play и ничего больше.

Стоит ли говорить, что именно эта новость смогла вызвать гигантскую волну негодования со стороны игроков. Да, ситуация с неожиданным объявлением «эксклюзивности» игры в угоду определённого игрового клиента не представляется чем-то необычным, однако, конкретно в этом случае, она предстаёт максимально нечестной в отношении заинтересованной в проекте аудитории.

Если раньше подобная «эксклюзивность» и случалась, почти всегда она оказывалась временной мерой и не заставала игроков врасплох настолько сильно. Тут же выбито бинго.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Мало того, что столь значительные изменения в способ официального распространения игры вносятся буквально за пару месяцев до её релиза, так ещё и становится очевидно, что эти самые изменения не выглядят как что-то заранее продуманное. Об этом говорит и красноречивое обращение разработчиков на странице игры в Steam с призывом добавлять их проект в «Список желаемого».

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Сейчас это выглядит так, будто руководство mail.ru, которой принадлежит ВКонтакте и соответственно VK Play, в последний момент обратилось к разработчикам из Mundfish с целью выкупа возможности распространения игры исключительно на своей площадке на территории России и стран СНГ.

Иными словами, mail.ru просто стали издателем игры в этих странах, тогда как за распространение игры на территории США и Европы стала ответственна компания Focus Entertainment, в своё время издававшая The Wolf Among Us, например. И если первые продолжили продвигать творение Mudfish через магазин дядюшки Гейба, то вторые, видимо, решили поджать всю теоретическую прибыль под себя и взять проект в ежовые рукавицы собственной жадности.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Тут, на мой скромный взгляд, начинается самое интересное.

Всего за две новости, вышедшие с разницей меньше чем в сутки, Atomic Heart в глазах СНГ-игроков превратилась из чего-то подающего надежды и глубоко ожидаемого — чуть ли не игры года — в первую игру на торрент-раздаче заблаговременно. Как говорится, от любви до ненависти один шаг. Вернее, два поста.

Подобное отношение игроков к ситуации вокруг игры одной картинкой отлично описал Андрей Апанасик.

Оно и неудивительно. Кому вообще может понравиться, когда исчезает не то что выбор, но даже его иллюзия? Отсутствие какой-либо альтернативы совершенно противоречит понятию свободы выбора, а отсутствие в свою очередь этой свободы приводит к скованности в принятии решений, неудобствам и как итог — ощущению либо обмана, либо наплевательского отношения со стороны.

Люди теряют удобство, а это в конечном итоге одна из самых важных вещей для конечного потребителя.

Проще говоря, своим решением разработчики из Mudfish вполне удачно смогли подорвать доверие многих воодушевлённых их проектом игроков. Как об этом очень верно сказал Клуб фанатов киберпанка, разработчики просто-напросто продали лояльность своей аудитории ради денег.

Сколько бы руководство mail.ru не выделило средств на продвижение собственного игрового клиента через запрет продажи одной из самых ожидаемых игр года в других клиентах, навряд ли это поможет купить уважение и любовь той аудитории, кредит доверия которой они умудрились подорвать.

Этот трейлер под трек Аллы Пугачовой воодушевил на ожидание игры также сильно, как и вышеупомянутые новости о переносе проекта на площадку VK Play это ожидание успокоили

Вдобавок, сомнения вносит и тот факт, что, опять же, в попытке продвинуть собственную разработку mail.ru не находит ничего лучше, чем запретить разработку конкурента. Смешно, конечно, считать VK Play в принципе конкурентоспособным продуктом в сравнении со Steam, но всё же.

Более предметно о VK Play можете почитать в соответствующем обзоре от NiKKERiO. У него очень хорошо получилось передать эмоции от пользования клиентом mail.ru.

Обычно подобный подход говорит о плохом качестве того продукта, продвижение которого как раз таки и основывается на запрете заведомо более надёжной и лучшей альтернативы — если это происходит не в ста процентах случаев, то очень часто. Это заставляет насторожиться.

Вспомним ситуацию с переизданием классической трилогии GTA и как Take-Two Interactive нещадно банила любые сторонние моды схожей тематики, даже подавая на некоторых разработчиков в суд. В итоге вместо нормального переиздания всеми любимых классических частей Grand Theft Auto мы получили ленивые порты со смартфонов.

Ситуация не сосем идентичная, однако очень показательная.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Нельзя что-то показать в лучшем свете просто запретив другое и не оставив выбора.

Конечно, можно сказать, что для разработчиков даже выгоднее добавить игру в VK Play, так как mail.ru берёт комиссию в размере 5% от продаж, тогда как Valve кладёт себе в карман несоизмеримые 30%. Да, рациональное зерно в этих словах есть, однако в подобной риторике не учитывается банальный охват аудитории каждой из площадок, даже если речь идёт только об СНГ.

Окупить столь ожидаемую сообществом игру не составит великого труда и через Steam даже в СНГ, тем более что в других странах Atomic Heart будет официально распространяться именно через магазин Valve. Видимо разработчики решили получить гарантированную прибыль сразу по утверждению договора, нежели понадеялись на прибыль долгосрочную и возможно более существенную, пусть и не столь гарантированную.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Тем не менее больше всего настораживает следующий момент. Если исходить из представления, что теперь Atomic Heart на территории России и стран СНГ является подконтрольным проектом mail.ru и ВКонтакте, а значит оказывается под прямым влиянием государственного аппарата и соответствующей политической повестки, возникает опасение, не попадёт ли проект Mudfish под жёсткую цензуру и не станет ли игра ретранслятором «правильных» мыслей и идей. Вероятность небольшая, но всё же допустимая.

Возможно, этому поспособствуют жёсткие условия договора между Mudfish и mail.ru, а может и давление со стороны последних в отношении первых. Об этом можно только предполагать.

Ситуация с Atomic Heart настораживает

Вот и получается, что такая ожидаемая игра, выглядящая как что-то совершенно новое, хоть и собранное из элементов старого — но элементов очень удачных — рискует оказаться отредактированным под нужды современного политического веяния сухим проектом той страны, про которую и почти в которой она и родилась.

Откровенно запретив людям покупать игру в том месте, где они этого хотят и где планировали, оставив СНГ-игроков без какой-либо альтернативы в вопросе покупки своего проекта на ПК Mudfish посеяли в сознание сообщества куда больше вопросов, чем смогли дать ответов.

Надеюсь, по итогу я окажусь неправ и несмотря на все вышеперечисленные опасения и нехорошие звоночки игра действительно станет хитом и завоюет любовь аудитории настолько сильно, что никакой VK Play не сможет стать преградой в приобретении детища Mudfish официально.

Просто поделился мыслями. Всем мир!

P.S. Для аутентичности завершу гифкой с рассуждающим Гослингом. Сам буду проходить Atomic Heart через Game Pass, если и оттуда до релиза не уберут.

4545
95 комментариев

Комментарий удалён модератором

Если бы они просто сделали покупку в VK Play, и при этом оставили бы в других лаунчерах, то вопросов было бы ноль. А так продали очко и ещё делают вид, что ради игроков.Самой лучшей рекламой лаунчера ВК было бы то, что игра продавалась бы процентов на 20 дешевле — был бы шум "прадались!" но поменбше, были бы пользователи у ВК которые пришли к ним из-за более низкой цены и это вызвало бы лояльность к площадке. Я хз, какие отбитые тупые маркетологи сидят в ВК чтобы так закапывать своим чёрным пиаром площадку которую они должны продвигать.

20

А так продали очко и ещё делают вид, что ради игроков.

Вот это хуйня всегда больше всего вымораживала

7

Комментарий недоступен

4

при этом оставили бы в других лаунчерахтак в геймпассе игра доступна

1

Да ты чё, сделай пометку о том, что их возможно заставили.
Забыли русских режиссёров, которым звонили пьяные ФэСэБэшники и требовали снять серию про хороших ОМОНовцев, которые пиздят Навальнят?

Откуда мы знаем, что с игроделами не то же самое. Может и им сказали "подъебать прибалтов", продавая игру в СНГ через контору Усманова.

*значит оказывается под прямым влиянием государственного аппарата и соответствующей политической повестки, возникает опасение, не попадёт ли проект Mudfish под жёсткую цензуру и не станет ли игра ретранслятором «правильных» мыслей и идей. Вероятность небольшая, но всё же допустимая.*
Аналитика уровня б/политика

38