Resident Evil: ретроспектива
Самое серьезное нововведение в геймплее — это то, что Джилл первой научилась самостоятельно бегать по лестницам (раньше для этого приходилось подойти к лестнице вплотную и нажать кнопку действия), что добавляет толику тактики. Впрочем, зомби тоже теперь лестницы не помеха.
Во всем остальном это ровно та же самая игра. Ты в точно том же городе, охваченном зомби, пытаешься выбраться из него, по пути забегая в то же здание полицейского участка (но там лишь небольшой фрагмент). Однако и здесь есть серьезные плюсы: сам город стал больше, очень много закоулков, улиц, поначалу легко потеряться в бесконечных поворотах. Зомби стало в разы больше, они быстрее, агрессивнее и постоянно появляются снова. Атмосфера игры прописана на ура, что-то горит, откуда-то исходят крики, а Немезида неустанно преследует Джилл. Загадок в игре меньше, но они есть, в основном собирательство.
Также порой игра сменяет темп и дает немного расслабиться в часовой башне, возвращая атмосферу первой части, где больше головоломок, и меньше врагов. Или на кладбище, где тоже больше приходится пораскинуть своими мозгами, чем мозгами зомби. Но после верного решения загадки предстоит схватка не на жизнь, а насмерть с огромным червем, которая попортит вам нервов.
На самом деле проходится игра влет почти без остановки, но впечатление оставляет достойное. Разумеется, после потрясающих во всех смыслах RE1 и RE2 третья часть, которая по факту спин-офф, смотрится блекло, но тоже может подарить много ярких моментов, а Немезиду вы никогда не забудете, как и его STAAAAARS!
Побег из Раккун-Сити занял 6 часов на высокой сложности.
Resident Evil CODE: Veronica
Третью часть и «CODE: Veronica» разрабатывали параллельно, и, собственно, третьей стала Nemesis, а CV вышла годом позже и на другую консоль. Поэтому ее можно ошибочно пропустить, не сочтя важной для серии ввиду отсутствия номера в названии. Тем не менее, для сюжета в целом она гораздо важнее RE3 и является прямым продолжением RE2.
Под наше управление снова попадает Клэр Редфилд, которая не может справиться с пропажей брата и ищет его в Европе. Попадая в лапы «Амбреллы», она оказывается на таинственном острове под управлением корпорации, где снова вырывается на свободу вирус, не дающий покоя ни живым, ни мертвым. Главная задача Клэр — выбраться подальше отсюда и наконец найти брата, в чем ей помогает другая жертва обстоятельств — парнишка Стив Бернсайд. И это только половина игры...
«CODE: Veronica» вновь возвращается к истокам, сменив улицы города и череду экшена на тихие уголки забытого всеми мрачного места, и снова ритм замедляется, вместо бешеных погонь — неспешное шествие по темным коридорам (местами настолько темным, что разглядеть путь можно лишь с помощью зажигалки) и решение головоломок.
Кажется, что из первых частей CV самая страшная. Здесь действительно много пугающих ситуаций, звуков, жутких и опасных врагов, много непроглядной темноты и почти полное лишение средств самозащиты. На PS4 игра дает доступ только к «сложному» уровню, а потому экономить патроны и избегать прямых столкновений лучше всего, иначе жди беды. Нож — одно из мощных орудий, но приноровиться к нему крайне тяжело, и скорее потеряешь жизни, чем победишь в схватке (у меня так и не получилось). Лучший выход — это всегда бег.
К слову, CV — первая часть, полностью ставшая трехмерной. Задники больше не отрисованные, а вполне объемные, что создает более цельную картинку, но и усложняет задачу поиска активных вещей в локации — раньше они выделялись на нарисованных задниках. Управление стало более заторможенным, Клэр не проявляет такой прыткости, как Джилл, и даже не научилась сама бегать по лестницам, в отличие от нее.
Враги почти те же, но они кажутся куда опаснее, а также добавились брандашмыги, этакие мини-тираны, которые ловко орудуют своей длиннющей рукой, способные схватить издалека или переместиться прямо под нос Клэр.
Загадки вновь уступают место собирательству, тем не менее, изучение острова, хранящего свои тайны, очень интересно. За каждым уголком таится новая внезапная опасность, а недостаток места в инвентаре заставляет вновь и вновь возвращаться через опасные места, полные врагов, на которых как всегда не хватает ресурсов.
Сюжет в этой части вновь набирает глубину и даже пытается показать драму через нового персонажа, но местами перебарщивает с китчем, доводя до абсурда, и становится больше похоже на аниме. Герои, похожие на подростков, эффектно выпрыгивают сквозь окна, попутно отстреливаясь с двух рук, эпатажные злодеи кидаются пафосными фразами, и все это вместе с леденящей кровь атмосферой ужаса, очень красивой и умиротворенной музыкой на фоне и повышенной сложностью игры создает странную картину чего-то невменяемого, но запоминающегося.
Разобравшись с опасностями на острове и посетив местный особняк, где мы знакомимся с главными злодеями, близнецами Эшфордами, а также встречаем старого знакомого Альберта Вескера, чудом выжившего после RE1, Клэр и Стив спешно улетают на самолете. Но Aльфред Эшфорд, глава местного подразделения «Амбреллы», их так просто не отпускает.
Самолет терпит крушение прямо над базой «Амбреллы» в Антарктиде, где предстоит столкнуться с новыми опасностями, новыми монстрами и снова разобраться с Эшфордами.
Снежная база представляет собой совершенно отличную локацию, здесь иная, но все такая же жуткая атмосфера, холодная и опасная. От каждого шороха в этом мертвом промозглом месте бегут мурашки. К счастью, врагов меньше, но самое страшное впереди.
После того, как героям удается выбраться с базы, на них нападает финальный босс — Носферату. Медлительный, но цепкий благодаря своим длинным отросткам, он становится серьезной угрозой. Стрелять ему нужно точно в сердце. И вот, когда, казалось бы, герои уже спаслись, не тут-то было...
И игра переходит к Крису Редфилду.
Он пребывает на остров на поиски сестры, когда та передала ему свои координаты с острова. Спрашивается, если у них были контакты друг с другом, почему они приложили столько усилий на поиски друг друга? Но история об этом умалчивает.
Фактически вся вторая половина игры — это пробежка по уже знакомым локациям сперва на острове, а потом и на арктической базе, но уже в режиме охотника, а не жертвы. Крис более стойкий боец и легко даст отпор любой угрозе, а потому первым же врагов выступает огромный червь из-под земли.
Тут же на острове появляются новые опасности. Альберт Вескер поставил электронные ловушки, задев которые, Крис привлекает внимание внезапно появляющихся хантеров. Такие ловушки лучше избегать по возможности, хотя они могут подстерегать где угодно.
Выяснив, где находится его сестра, член отряда S.T.A.R.S. отправляется за ней в Антарктиду. Там он находит подземный комплекс «Амбреллы» и почти точную копию особняка Спенсера, основателя корпорации, из RE1, где держат обессиленную Клэр, зараженную вирусом Вероника, созданного Алексией Эшфорд, чтобы захватить контроль над всем миром. Ему предстоит неравный бой с одержимой бестией, самой ставшей монстром, чтобы спасти сестру и все человечество.
Сложно однозначно выразить мнение по этой игре, с одной стороны, повышенная сложность заставляет более вдумчиво проходить, рассчитывая каждый шаг, что создает необходимое для серии напряжение и ужас. Но и утомляет раз за разом перепроходить некоторые места, откатываться назад по сохранениям, чтобы не оказаться в дураках без патронов и лечебной травки. Также ближе к финалу есть момент, который может сильно как помешать, так и облегчить дальнейшее прохождение. В определенный момент управление вновь возвращается к Клэр, на недолгий, но очень сложный промежуток. Сперва, не зная, что мне предстоит, я набрал оружия, тем самым лишив Криса необходимого. Дойдя до самого конца, мне пришлось отматывать назад, и уже будучи подготовленным, скинуть ракетницу и боеприпасы в ящик для Криса, потому что после этого фрагмента управление к Клэр больше не вернется, как и доступ к ее амуниции.
Определенно точно можно сказать, что эта самая страшная игра в серии, но ее сюжет скачет от максимальной серьезности до безумной пародии, а атмосфера создает ощущение страшной сказки наряду с чарующей музыкой. Игра проходится очень долго (у меня ушло порядка 20 часов) и сама играет на ваших нервах, пугая и заставляя по многу раз проходить одно и то же, теряя ценные жизни.
Кстати, по мотивам этой части есть довольно занятный комикс, дотошно переносящий сюжет игры, за некоторыми изменениями. Рисунок очень приятный, а читать не так напряженно, как играть. Из всех комиксов по RE этот, пожалуй, самый лучший.
Resident Evil Zero
Первое, что бросается в глаза — графика, шагнувшая далеко вперед в сторону реализма, а задники радуют глаз своей детализацией. Конечно, некорректно сравнивать с предыдущими частями, так как на данный момент игра обновлена до современных систем, но выглядит она действительно очень красиво на первых порах.
На дворе 1998 год, в горах Арклей происходит серия убийств, на расследование которых отправляется команда «Браво» спецотряда S.T.A.R.S. с фельдшером Ребеккой Чемберс. По пути команда натыкается на перевернутый военный внедорожник. Из найденных данных они узнают, что военные перевозили преступника Билли Коэна. Члены «Браво» принимают решение обыскать лес. Ребекка находит поезд, остановившийся посреди леса. Внутри ее ждет настоящий кошмар — ожившие мертвецы! А посреди всего этого ужаса — тот самый Билли Коэн... но он не оказывается злодеем, а предлагает Ребекке руку помощи. Вместе они отправляются на поиски ответов, которые приведут их в таинственный особняк.
Под управление нам дается сразу два персонажа, Ребекка и Билли, причем между ними переключаться можно в любой момент и разделять по необходимости, чтобы каждый выполнял свою задачу. Ящики с инвентарем исчезли, зато теперь можно распределить между героями оружие и предметы, а остатки выбросить, чтобы потом подобрать. Из-за чего опять приходится бегать по всем локациям, чтобы забрать что-то, что не влезало в карманы. Оставляя одного персонажа без надзора, нужно периодически проверять, не подкрался ли к нему враг — смерть одного героя приведет к провалу, но без прямого управления герои неплохо справляются и могут за себя постоять, просто смотрите, хватает ли им патронов.
Собственно, основная часть игры — менеджмент ресурсов, но теперь с помощью двух персонажей. Всегда нужно решать, какому персонажу что дать и кто в какую сторону пойдет, чтобы потом не возвращать обоих героев и не обмениваться необходимыми каждому из них предметами. Бросать где попало ресурсы не очень удобно, они сливаются с окружением, а возвращаться за ними через полкарты порой сильно напрягает. К счастью, все отображается на карте (в этой части я впервые начал ею пользоваться, до этого я запоминал окружение и ориентировался по памяти).
В принципе, на этом все отличия и заканчиваются, механика игры все та же самая, без изменений осталась и статичная камера, и сам геймплей. Добавилось немного монстров, самым опасным из которых можно назвать пиявочных зомби, практически неубиваемых тварей, которые доставляют массу хлопот. Они больно бьют, быстро двигаются и взрываются после того, как чудом их удается убить. Появились дикие обезьяны, напоминающие оборотней, и внезапные лягушки, способные проглотить вас моментально.
Периодически происходят битвы с боссами. Самая запоминающаяся стычка — огромная летучая мышь в церкви. Управление не такое отзывчивое, чтобы ловко с ними сражаться, поэтому крови они могут попить изрядно.
Внутри особняка Ребекка и Били находят центр подготовки «Амбреллы», находящийся под контролем Джеймса Маркуса, сооснователя корпорации вместе с Озвеллом Спенсером и Эдвардом Эшфордом. Вместе они создали вирус-прародитель, но который не смогли контролировать, и теперь он выбрался на свободу.
Сюжет, несмотря на то, что это приквел, не добавляет ничего нового, причем и так доводит историю до абсурда, что героиня за день до событий в RE1 сталкивается с теми же опасностями, в аналогичном особняке с аналогичными лабораториями под ним. И более того, уничтожает прототип Тирана, который в игре представлен почти рядовым противником. При этом сама героиня проходит всю игру с таким лицом, словно вышла на прогулку в парк. Ни ее поведение, ни голос, ни характер никак не проявляются, несмотря на увиденное — то ли она настолько крепкий орешек, то ли проблемы с восприятием.
Смешнее всего даже то, что близ Раккун-Сити находятся целых два особняка неподалеку друг от друга, под которыми скрываются секретные лаборатории.
Вообще само появление RE0 связано с тем, что Capcom пробовала перенести Resident Evil на новую платформу. Изначально это должна была стать Nintendo 64, но в итоге игра вышла на GameCube. Вместе с приквелом разрабатывали и полноценный ремейк первой части, чтобы игроки на новой консоли смогли полностью погрузиться в историю. Поэтому RE0 можно рассматривать скорее как придаток к ремейку, его своеобразное ответвление, нежели полноценную самостоятельную часть. Да, разделение геймплея на двух игроков — новый ход, но во всем остальном это та же игра, что и RE1, разве что значительно красивее (и, к слову, красивее ремейка).
Многие советуют начинать знакомство с серией с этой игры, что, на мой взгляд, ошибочно. Да, по хронологии она раньше, но содержит ряд спойлеров, да и в целом не так сильно цепляет, как оригинал. Зато после него сыграется с большим удовольствием.
На всю игру ушло 13 часов.
> Новое направление
Resident Evil 4
К RE4 у многих неоднозначное отношение из-за кривого ПК-порта, но, к счастью, эти проблемы давно исправлены, мне повезло сыграть в максимально улучшенную по управлению и графике версию, не портя себе впечатление. И можно сказать одно наверняка: эта часть одна из лучших.
После RE0 стало понятно, что серия топчется на месте, вновь и вновь повторяя практически ту же игру. Самой Capcom это тоже надоело, и они решили найти новый путь. Сегодня ни для кого не секрет, что изначальная разработка RE4 зашла так далеко, что стала другой игрой, а именно Devil May Cry, поэтому пришлось немного вернуться назад и начать разработку заново.
Первым делом изменилась камера: теперь она свободно управляется вместе с персонажем, предоставляя управление под максимальный контроль игрока. Медитативное действие с тягучей атмосферой загадок и постоянным страхом тоже остались в прошлом. Мы играем за старого героя, уже пережившего страшную ночь в Раккун-Сити, а значит, больше способны дать отпор врагам, которые теперь тоже стали опаснее, сильнее и быстрее, а некоторые даже вооружились.
После событий в Раккун-Сити прошло несколько лет, ситуация с «Амбреллой» закончилась ее провалом на финансовом рынке, и с тех пор ничего не было известно. Леон С. Кеннеди теперь работает на президента. Его дочь Эшли пропала в глуши Европы, куда и отправляется на ее поиски Леон. Там он сталкивается с неким культом и его одержимыми последователями, подозрительно напоминающими зомби. Но внутри них сидит паразит Лас-Плагас, который и превращает жителей странной деревушки в настоящих монстров.
На самом деле экшен в этой игре — самое лучшее. Толпы врагов, достаточно неоднообразных, наваливается на героя со всех сторон, ситуации каждый раз заставляют проходить все новые и новые испытания. Но стрельба выполнена на высшем уровне: можно стрелять в руку с оружием, и тогда враг его выронит, или, например, в топор, которым в вас запульнут, также в ноги, чтобы заставить врага сбавить обороты, или же в голову, чтобы убить наверняка. Но в таком случае из шеи может выползти огромный червь, с которым еще предстоит отдельно потягаться. В принципе враги требуют к себе особый подход, и их достаточно много. Часто встречаются мини-боссы, с которым схватки порой напоминают этакий Dark Souls. Битвы с ними выполнены по-разному и всегда интересно. То нужно загарпунить огромную рыбину, то победить тролля (вам на выручку может прибежать пес, если до этого вы его спасете).
Локации тоже сменяют друг друга достаточно быстро, представляя новые и новые ситуации и полчища новых и старых врагов, сами уровни недолгие и не успевают надоесть. Динамика у игры на высшем уровне.
Хуже всего приходится на интерактивность, в RE4 вставили набившую всем оскомину QTE, когда нужно вовремя нажимать кнопки, чтобы избежать гибели. Это не дает расслабиться во время кат-сцен, а из-за местами кривого управления можно легко запутаться в кнопках (но это тоже почти исправили).
В ходе поисков Эшли Леон сталкивается со своей давней знакомой Адой Вонг, которая все так же таинственна и опасна. Она не раскрывает своих целей, но явно идет по следу тех же сектантов и паразита Лас-Плагас. Старые чувства вновь оживают в душе Леона, и по неосторожности он начинает доверять своей пассии. Увы, как обычно это приводит к плачевному исходу.
Также сложностей могут доставить уровни, когда нужно оберегать Эшли. К счастью, ее можно оставить в начале локации, чтобы она не мешалась, а потом забрать (без нее вы уйти не сможете). Но враги все равно будут стараться ее захватить, так что ухо нужно держать востро. И пара моментов, когда вам невольно приходится разделяться, тогда Леону предстоит издалека спасать девушку, отстреливая врагов. Но это тоже проходится без больших трудностей. Не менее интересный уровень за саму Эшли, выполненный почти что в стелсе, в конце которого предстоит решить шараду и убежать от оживших рыцарей.
Собственно, загадки и головоломки никуда не делись, но стали еще проще (все проще и проще). Появилось собирательство всяких предметов, которые теперь можно продавать! А взамен покупать у местного торговца, всегда появляющегося в самых неожиданных местах, оружие, припасы и улучшения.
Как показывает история серии, каждая часть с Леоном выглядит как полноценный блокбастер и играется точно так же. Особого шика добавляет холодная осенняя атмосфера Европы и вновь свойственное еще с «Resident Evil CODE: Veronica» японское безумие (здесь вам, например, запомнится карлик-аристократ, управляющий гигантским роботом в виде самого себя).
Перечислять все из игры не имеет смысла, здесь правда очень много всего, смешано практически в идеальном балансе. Ближе к финалу весь этот балаган абсурда больше напоминает Call of Duty, когда зомби наперевес с оружием устраивают настоящую операцию по захвату задницы Леона. Но играется все потрясающе.
После прохождения основного сюжета можно пройти миссии за Аду и раскрыть ее часть истории. Многого она не добавляет, но можно скрасить вечерок, поиграв почти тот же RE4 в беглом пересказе за стройную красотку в красном платье. Ну как тут устоять?
На всю игру ушло 23 часа на «средней» сложности.
Resident Evil 5
Все «Обители зла» познаются в сравнении с предыдущими, и если RE4 стала глотком свежего воздуха для серии, то RE5 вместо того, чтобы закрепить успех, растеряла большую часть плюсов предыдущей. С самого начала игра вызывает странное чувство. С одной стороны геймплей повторяет RE4, что довольно хорошо, а графика совершила огромный скачок. С другой стороны, картинка сама по себе не вызывает интереса, стиль у игры очень блеклый, атмосфера выжженной солнцем Африки превращает все в унылое однообразие, нет ничего запоминающегося, места и враги навевают скуку, как и само действие. Там, где RE4 удивлял каждый раз, создавая все новые и новые ситуации, бросая вызов игрокам, RE5 жалко пытается повторить это, но без особого старания.
Конечно, у игры есть плюсы. Некоторые боссы вызывают интерес и если не требуют сообразительности и ловкости от игрока, то хотя бы предлагают что-то необычное, например, загнать монстра в камеру и поджечь, или вдвоем с напарником попытаться снять жучка с груди... Но даже лучшие из них кажутся лишь жалким отражением из RE4. Здесь даже есть схватка с троллем, ярче, больше и скучнее: по сути вы просто бесконечно стреляете в одну точку, пока троллю не надоест и он не умрет.
И вот здесь происходит важное. Вся игра завязана на кооперативе. И скорее всего, вдвоем играть намного веселее и интереснее. Постоянно происходит что-то, где нужно действовать вдвоем: один отвлекает, другой стреляет, враги, у которых болевые точки на спине, или нужно вовремя что-то нажать, пока другой помогает. И это выполнено отлично, причем играть соло тоже не проблема, ИИ отважно справляется со многими проблемами. Нужно периодически следить за здоровьем напарника и пополнять его припасы. Этот менеджмент ресурсов малость надоедает, но к нему привыкаешь.
По сюжету Крис Редфилд вместе с напарницей Шевой, работая вместе на BSAA, организацию, направленную на борьбу с биологическими угрозами, оказывается в Африке, где сталкивается с похожей на RE4 ситуацией и тоже расправляется с ордой одержимых паразитом под командованием Альберта Вескера и... Джилл Валентайн. Какое-то время назад Крис и Джилл уже столкнулись с Альбертом, когда искали Спенсера, основателя «Амбреллы», но Альберт проявил невероятную прыть и с легкостью расправился с маленьким отрядом. Джилл ценой своей жизни спасла Криса, выпрыгнув вместе с Альбертом в окно, но судя по всему, не умерла. Теперь она марионетка в руках Альберта, и Крису нужно спасти ее, а также весь мир от смертельной опасности Уроборос, которую готовит Альберт Вескер, дабы заставить все человечество эволюционировать и стать как он или же... умереть!
Сюжет даже для Resident Evil смотрится скорее сносно. Возвращение старых героев получилось не таким эффектным, как у Леона. Крису не хватает черт характера, его персонаж — это просто машина, выполняющая функции. Джилл же не хватает в принципе игрового появления. Как всегда, за всю харизму отвечает Альберт Вескер. Он как всегда хорош собой, самоуверен и испускает огромную долю злодейского обаяния. Но и с ним не так много встреч.
По сути вся игра — не более чем беготня с отстрелом сотни врагов, одни неинтересные локации сменяют другие, ситуации не дают ничего нового. Вы не успеете заметить, как уже находитесь почему-то в другом месте, а почему и зачем — дело десятое. Сплошные зачистки местности в поисках редких предметов. Больше нет продавца, а патроны и улучшения можно покупать прямо в меню.
Интересные задачки встречаются от силы пару раз: когда нужно расставить зеркала так, чтобы луч направился в нужную точку, и активировать статуи Майя. Самое смешное, что эти две головоломки происходят практически на одном уровне. Ни до, ни после ничего и близкого нет.
Чтобы расправиться с боссами, тоже нужна помощь товарища, и вот тут порой живого игрока недостает, особенно в самом финале в битве с Вескером. Но если вы справитесь один, сможете излить свой гнев на камне (да и если не один).
После основной игры ждут два сюрприза. Уровень за Криса и Джилл из прошлого, очень непродолжительный, но жутко атмосферный, напоминающий самую первую часть: старый особняк, таинственность, скрипучие жуткие звуки и головоломки. Увы, монстров здесь почти нет, но те, что есть, достаточно интересны и сложны. Дизайнеры постарались на славу, смотрится этот уровень лучше всей игры, а концовка становится испытанием стойкости и умения контратаки.
Вторая же часть дополнений — это уровень за Джилл уже после ее освобождения от Альберта. Это пустоголовый экшен, когда Джилл просто отстреливается от всех и вся, пытаясь убраться подальше с базы.
Вся игра в целом не вызывает сильно негативных чувств, прошел я ее за один присест, но удовольствия, как RE4, она не доставила. По своим достоинствам она не дотягивает ни до одной предыдущей части, разве что только самой графикой, но и та беспощадна опорочена скучным дизайном.
На всю игру ушло 17 часов вместе с двумя дополнениями (на каждый часа по 2). Сложность игры погоду не сделает, играть можно на любой — все равно может тоска съесть.
Resident Evil Survivor
Вот уж интересный образец RE, по сути это шутер от первого лица или, проще говоря, тир. Здесь есть пистолет с бесконечными патронами и куча зомби и монстров, особенно таких, с которыми не хотелось бы встречаться в других RE. В кругах любителей RE принято считать эту игру одной из худших, и доля правды в этом есть, но все же мне она не показалась настолько плохой. По-своему, она даже интересная.
Здесь есть неплохой в целом сюжет, который, к сожалению, подан совершенно по-идиотски, а напряжение игра создает неплохое даже на «легком» уровне, особенно с учетом того, что здесь не предусмотрены сохранения. Вся игра проходится за полтора-два часа и скучать она не даст. Головоломок нет, а подбирать можно что угодно без ограничений. Из постоянных врагов — лизуны и тираны, последних здесь очень много. Выбор оружия небольшой, это существенный минус для этого жанра.
В начале игры можно пойти разными путями, что не изменит сюжета в целом, но покажет разные локации и ситуации в первой половине игры, а также даст доступ к разным оружиям.
По сюжету дело обстоит так: главный герой в начале игры сталкивается с кем-то на падающем вертолете. После крушения он не помнит, кто он и что здесь делает, но записи постоянно намекают на некоего Винсента, жестокого и холодного убийцу, который управляет всем на этом острове, кишащем странными тварями.
Не самая дурная игра для разнообразия. В это можно играть, можно не играть, но запомнится она наверняка. Сохраняться нельзя, так что желательно пройти за 1-2 часа.
Resident Evil: Revelations
RER стала неким ответвлением от основной серии с интересной особенностью: игра подавалась в виде сериала, там было несколько эпизодов с разными ключевыми персонажами, и каждый эпизод начинался с пересказа предыдущих событий. Эпизоды выходили отдельно и позже можно было приобрести полную игру. В свое время такая подача была одной из самых перспективных.
И это на самом деле единственная достойная особенность. Увы, «Откровения» не стали для меня откровением. Во многом RER повторяет RE5, как та повторяла RE4,только в худших чертах. Это все такой же экшен с постоянным отстрелом монстров, только еще тоскливее. В игре очень мало разнообразных локаций, врагов и ситуаций, никаких загадок и в целом вызова для игрока попросту нет. Невзрачный рельсовый тир, который едва ли может чем-то привлечь как новое поколение игроков, впечатлившихся ураганным экшеном в четвертой части, так и поклонников классического ужаса первых.
Действие разворачивается за несколько лет до событий RE5, когда Крис Редфилд и Джилл Валентайн работают вместе в BSAA. После теракта на Террагригии на искусственном острове находят следы нового вируса. След приводит в Средиземное море, где бороздит воды безлюдный корабль, полный тайн и опасностей.
И все же основная проблема кроется в сюжете. Игра очень кинематографична и пытается казаться настоящим сериалом, каждый эпизод обрывается на каком-то интересном шокирующем моменте, а следующий начинает рассказывать про уже других персонажей, чем те занимались в данное время. Истории хитро переплетаются, интригуя разными поворотами. На игрока вываливают целое море персонажей, из которых только Джилл и Крис являются давними знакомыми, а новых раскрывают неохотно. И сама история будто вырванный кусок из какой-то другой, чужеродной серии Resident Evil.
Имена, события, некий технологический город, уничтоженный некой террористической группой год назад, две организации, которые занимаются одним делом, все это больше вызывает недоумение, словно ты начал играть не с начала. При этом о предыдущих для вселенной RE событий сообщается вообще редко, лишь один раз упомянут Раккун-Сити, из-за чего не покидает ощущение, что RER никакого отношения ко вселенной не имеет и словно насильно к ней привязана. Те же Джилл и Крис могут носить какие угодно имена, их персонажи ни на что не влияют.
Краткая экспозиция в самом начале не дает сполна погрузиться в историю, а далее все только усугубляется излишним усложнением, нагруженностью персонажами, за которыми не то что переживать, даже уследить не успеваешь, а те самые интригующие неожиданные повороты вызывают больше недоумения.
Поэтому как часть истории франшизы RER однозначно худшая, тем не менее, игроку, впервые взявшемуся за серию с этой части, возможно, она покажется интересной. Игровой процесс ее вполне дружественный, даже примитивный. Появилась возможность сканировать локации в поисках объектов. На «среднем» уровне сложности враги не доставляют хлопот, а пара финальных боссов так вообще могут порадовать своей легкостью. Говорить про загадки не имеет смысла — их просто нет, забудьте. Есть только мини-игра по разблокировке электрощитков, но она слишком примитивная.
Что ни говори, но графика в игре замечательная, однако дизайн интересен лишь местами. Интерьер корабля приятно радует, но он быстро сменяется однообразными скучными локациями. Часть персонажей кажутся слишком «анимешными», что сильно контрастирует с другими более реалистичными героями как те же Джилл и Крис.
Ну и один важный момент, который бы хотелось отметить. RE4 показал отличную физику повреждений, отстрел врагов был настоящим удовольствием. На врагов влияло, в какую часть тела летит пуля. В RE5 это стало менее заметно, а в RER сошло на нет. Здесь практически невозможно понять, попадаешь ли ты во врага в принципе или стреляешь мимо. Нет ни отдачи, ни чувства повреждения. Окружающая обстановка также никак не взаимодействует с игроком. Словом физики как будто нет вовсе.
Итог таков: это крайне средняя простенькая игра, которая может доставить удовольствие, но вряд ли большое, особенно для любителей серии. Ее можно спокойно пропустить, ничего не потеряв. Даже финал в итоге не приводит ни к чему, к этой части больше ни одна последующая не ссылается.
Зато проходится меньше чем за 10 часов.
Resident Evil 6
Если RE4 можно назвать примером отличной игры, то RE6 производит впечатление отличного блокбастера: здесь постоянно что-то происходит, все взрывается, персонажи не сидят на месте, куда-то бегут, в кого-то стреляют, меняют страны как перчатки, терпят крушение на самолете, убегают от падающего самолета... словом, ни на секунду игра не дает передышки. Работает правило для серии: если в игре один из ведущих героев Леон Кеннеди, то масштаб и динамика должны быть в разы больше. И это все верно.
Одним из немаловажных плюсов игры хочется назвать возвращение зомби. Нет, это не те же самые зомбированные Т-вирусом, медленные и воющие, но и не просто одержимая паразитом толпа. Они кусаются, они заражают остальных, но теперь неплохо бегают, прыгают и даже изредка стреляют. Это поначалу наводит на классическую атмосферу, забитые толпами зомби городские улицы, опасность за каждым углом. Но и герои сильно прокачались с тех пор — одним мизинцем способны одолеть не одну сотню тварей, даже не вспотев.
Графика в игре бесподобна, это огромный скачок вперед, все выглядит живо, насыщенно, детализировано. В принципе к визуальной части в серии RE почти никогда нет претензий, с каждым разом все краше и краше.
Теперь о минусах. Скажу по правде, что первая четверть игры старается произвести максимально хорошее впечатление, а потому ей прощаются сюжетные пробелы, которых здесь море. Дело в том, что в игре четыре кампании, и это интересная в общем-то идея: показать одну историю с разных точек зрения. По ходу сюжета Леон натыкается на давних знакомых, которые тоже находятся в разгаре своих сюжетов, и это дает надежду на всестороннее и обширное раскрытие истории. Поначалу.
Шутка ли, но это первая игра, которая собирает столько важных персонажей вместе.
Уже во второй кампании за Криса Редфилда закрадываются серьезные сомнения. Его история начинается также внезапно и подается обрывочно, не давая никаких подробностей тому, что было и так известно ранее. Самыми интересными становятся как раз те уже ранее виденные сцены, где он пересекается с другими героями, а все остальное время — однообразное и тоскливое постреливание толп врагов, которые и на зомби не очень-то похожи, и стреляют активно, так что все выглядит как дешевый аналог Call of Duty. Диссонанс вызывает уровень с погоней, где вместе с напарником нужно нестись по ночному городу на машине и отстреливаться от врагов. Да, такое же было и в RE5, но даже там это выполнено интереснее.
Под конец происходит схватка с огромным монстром, которого реально можно одолеть несколькими ударами кулака, а далее сюжет внезапно разворачивает драму с самопожертвованиями, но при этом не вызывает никаких эмоций. Что Крис, что Пирс — абсолютно унылые персонажи, пафосные вояки с затертыми до дыр фразами. Вся их трагедия сводится к обрывочным сюжетным штрихам. В начале игры Крис страдает от того, что потерял в бою своих людей. Он глушит печаль алкоголем, пока за ним не приходит сослуживец. Потеряв по итогу и его, Крис почему-то уже не чувствует горя, зато полон сил сражаться дальше. Странный он, в общем-то, командир.
Далее мы видим совсем уже куцый и неуместный сюжетный обрывок с повзрослевшей Шерри Биркин из RE2 и неожиданным как сам Альберт Вескер его сыном Джейком, непонятно откуда взявшимся и зачем. Но в его крови находится ключ к решению всех проблем, а потому молодого сорвиголову поручено защищать хрупкой девушке. Джейк соглашается на сделку за приличную сумму денег. Но в самом конце благородно отказывается от денег, так как долг по спасению человечества превыше всего (впрочем, правительство бы не обеднело).
По игровому процессу ровно все то же самое: стрельба, очень много стрельбы, никаких загадок, но вновь активное взаимодействие с напарником. Здесь же, в отличие от RE5, когда нужно было следить за ресурсами второго персонажа, если вы играете один, ничего этого не нужно. Можно абсолютно спокойно расслабиться и почти ничего не делать: ваш напарник не устанет, не погибнет и не растратит патронов. Это совершенно идеальный партнер, на которого всегда можно положиться. Разве что их битвы с боссами превращаются в цирковой танец: не похоже, чтобы кто-то из них наносил другому урон, так что без вашего личного вмешательства не обойтись. Но с другой стороны, он хорошо отвлекает внимание на себя.
Худшим же элементом, вернувшимся в эту часть, можно назвать все тот же ужасающий QTE. Их невероятно много, они утомляют, они постоянно разные и требуют невероятной проворности. Иногда кажется, что играешь в некий Fahrenheit. Они только сбавляют ритм, заставляя перепроходить некоторые места до скрежета зубов.
Самым лучшим остается первый сценарий за Леона: там и отличные детализированные локации, и какой-никакой сюжет, который захватывает внимание, и разнообразные уровни, насыщенные экшеном. Проблема в том, что это лишь четверть игры, но словно на ней вся работа и закончилась: дальше пошли недоделанные куски, обрубки, намеки на какие-то идеи и просто парад бессмыслицы.
Сценарий за Аду Вонг, самый последний, даже полноценным сюжетом назвать нельзя, при том что вся сюжетная интрига замешана на ней. Но именно здесь сюжет дает полный сбой, окончательно все запутывая. То, что поначалу привлекало и захватывало, становится непонятной мешаниной из бессмысленных перемещений и идей, где в самом конце вместо ответов и логичной связи всех сюжетных веток остается лишь поток бреда.
Так и выходит, что игра из отличной на первых порах скатывается в такие пучины, что назвать ее просто плохой язык не поворачивается. У RE6 есть один существенный плюс. К Resident Evil: Revelations я стал относиться гораздо терпимее. Хуже, чем RE6, уже точно не выйдет.
На все сюжеты ушел 21 час.
Resident Evil: Revelations 2
За эту часть я брался с такой неохотой, что даже хотел пропустить. После унылой RER1 меня сперва подкупила динамичная RE6, которая очень быстро проявила свое пустое нутро. Поэтому от RER2 я заведомо не ожидал ничего хорошего. Серия, которая пыталась нащупать какое-то новое направление, но не смогла выдать ничего стоящего, кроме как дешевой подделки под RE с безобразным даже для всей серии сюжетом. Однако случилось чудо.
Учитывая, что основная RE ушла в боевик с бешенным ритмом, то ответвление закономерно попыталось вернуться в русло неспешного хоррора, и RER2 это удалось. С самого начала игра нагнетает зловещую атмосферу, больше напоминая «CODE: Veronica». Оттуда же и остров, полный зараженных, и Клэр, которая очухивается после похищения в тюремной камере. Все тщательно старается напомнить игрокам об одной из лучших, но почему-то неучтенных многими частей.
Снова ограниченный инвентарь, правда, намного обширнее, снова поиск предметов и решение головоломок, которые все такие же несложные, но зато интересные. Вместо кооператива, ставшего почти новой визитной карточкой, здесь переключение между персонажами как в RE0, каждый отвечает за свое действие, а потому полностью пройти за одного героя не получится.
На Клэр Редфилд совершается нападение, и она приходит в себя в странном безлюдном месте, похожем на тюрьму. Там же она встречает свою подругу, Мойру, вместе с которой пытается выбраться из кишащей монстрами тюрьмы. Снаружи они добираются до вышки, чтобы послать сигнал о помощи, и с ужасом обнаруживают, что обе они находятся в западне на острове. Между тем, получив сигнал о бедствии, за Мойрой отправляется ее отец Барри Бертон, бывший член отряда S.T.A.R.S. Он тешит себя надеждой, что дочь еще жива, ведь с момента ее исчезновения прошло полгода. На острове он находит девочку, которая умеет чувствовать монстров. Вместе они проникают вглубь острова в поисках ответа, пока некто неустанно следит за ними.
Игра снова разделена на эпизоды с двумя парами персонажей. Самих эпизодов немного, всего четыре, но они достаточно продолжительные и насыщенные. Клэр и Барри каждый в своей паре отвечают за огневую мощь, а их спутницы, Мойра и Наталья за поддержку, поиск предметов и решение задач. С Натальей особенно интересно: эта маленькая девочка чувствует монстров и видит незримых тварей, а также может пролазить в труднодоступные для взрослого человека места. К слову, опасных ситуаций, когда нужно успевать защищать себя и напарника, почти не происходит, компьютер спокойно принимает на себя управление и не мешает игре.
Локации тоже немаленькие, плохо только то, что они часто повторяются. Но прописаны они отлично, чего стоит только фабрика, очень зловещее место, давящее своей атмосферой.
Сюжет можно назвать сильной чертой игры и самой главной. Два сюжета в разных временных линиях, идущих навстречу друг другу, оставляют место для интриги. Да, сценарий поубавил масштаб, и некоторые пробелы вызывают вопросы, однако история получилась хорошо прописанной, личной и драматичной, с интересным финалом. После невероятно перегруженного и бестолкового сюжета в RE6, как и в RER1, это настоящий глоток свежего воздуха.
По управлению все то же, что и раньше. Графика вновь не подвела, но выглядит уже не так красиво и дорого-богато, как в RE6, что и понятно, бюджет меньше. Но очень достойно, не мешая восприятию. Новые монстры по-настоящему жуткие, у них есть свои особенности и слабости, их немного, но каждый успеет запомниться.
Любопытно, что игра проходится в полтора раза дольше первой части, но кажется короче. Возможно, из-за более простой истории и малого количества эпизодов. Больше всего игра похожа на The Last of Us, особенно за Барри: суровый бородатый мужик защищает девочку, вместе они пробираются по лесистым местам и заброшенному городу, защищаясь от монстров, покрытых волдырями, а также ведут задушевные беседы. Но это хорошее сравнение и не выглядит плагиатом.
Из двух дополнительных сюжетов внимания стоит только про Наталью. Это очень простенький, но сюжетно важный стелс-эпизод. Про Мойру же обычный отстрел монстров, дурно скроенный. Правда, тоже не лишенный личной драмы, но существенно нового ничего не добавляющий.
В общем, RER2 — это отличное продолжение серии, которое может разочаровать только своей упрощенностью на фоне классических первых серий и меньшим масштабом на фоне последних, но пройти ее стоит. Причем связь с RER1 минимальна и выражена лишь парой отсылок. Авторы не стали продолжать сюжет и вообще как-то упоминать героев первой части, словно сами хотели забыть о ней навсегда.
На всю игру со всеми дополнительными сюжетами ушло 15 часов.
> Новое переосмысление
Resident Evil 7: Biohazard
Рано или поздно в серии наступает момент, когда нужно либо возвращаться к истокам, либо переизобретать жанр, чтобы не наскучить игрокам. После ужасного во всех отношениях RE6 авторы снова нащупали новый подход, сменив направление: больше ужаса, больше страха, меньше масштаб. И снова первым делом изменения коснулись камеры. Переход от статичной камеры к динамичной с видом от третьего лица в свое время позволило серии добавить экшена, теперь же мы погружаемся в игру с видом от первого лица, словно притормаживая, после постоянной беготни, мы замыкаемся в тесном и ограниченном мирке, полном страха и судорожном мотании головы.
Главный герой, Итан, получает сообщение от своей жены Мии, которая исчезла 3 года назад. След приводит его в странный и на вид заброшенный особняк где-то в глубинке Луизианы. Однако место не пустует: там живет жуткая семья словно из фильма ужасов, и теперь Итану нужно выбраться из этого жуткого места, решив множество головоломок и отыскав Мию. Ему на помощь приходит девушка Зои, которая дает подсказки по телефону.
Да, в игру снова вернулись загадки и головоломки. Их достаточно много, и они часто интересные, хотя особо сложными их не назвать, но динамику они не сбавляют. По атмосфере RE7 старается больше походить на первую часть, поэтому врагов здесь мало, они медленные и встречаются не часто. Игра ведет игрока за ручку по тщательно срежиссированному сюжету, наполненному мелкими деталями и давая иллюзию свободы. На самом деле почти все в игре полностью зависит от скриптов, но из-за самой атмосферы напряженности нервы постоянно на пределе, так что создается четкое ощущение нависшей угрозы.
По ходу самой игры кажется, что эта часть самая страшная в серии, и это отчасти правда. Все создает здесь нужную атмосферу: звук, освещение, постоянная нехватка ресурсов, неизвестность за каждым углом. Напряжение дорастает до такой точки, что хочется немедленно выключить игру. Вот тут и вскрывается главный минус: как только ты изучишь ее внимательнее, чувство страха проходит. Разумеется, игра по-прежнему остается жуткой и атмосферной, но пугает гораздо меньше. Например, в одной сцене нужно пробираться по темному подвалу, а фонарик будет периодически выключаться. Стоит ему выключится на несколько секунд, запрокинув вас в кромешную тьму, и можно уже ничего не бояться: так задумано, на вас не нападут. Игра не подкидывает сюрпризов, когда нужно внезапно реагировать на опасность. Наоборот, врагов чаще слышно издалека. А если вдруг происходит автосохранение, то уже знаешь: будет бой.
Еще один важный минус для любителей серии — это, собственно, враги: их всего два вида, что невероятно мало для серии. Вам встретятся сгустки черной субстанции прямоходящие и ползающие. И те, и другие могут доставить неприятность из-за малого числа патронов, но если их достаточно, то справиться с ними не составит труда. Иногда даже можно убежать или выбрать чуть иной маршрут. Если убежать достаточно далеко, то твари могут испариться. Враги не возрождаются самостоятельно, так что изученную локацию можно будет безбоязненно посещать снова, пока по сюжету не сработает скрипт, после которого монстры снова могут появиться в разных местах. Но и там достаточно одного раза от них избавиться, чтобы они больше не доставляли хлопот.
Также вспоминается широкоразрекламированный «преследователь» — отец семейства, неубиваемый тип, который преследует Итана по тесному дому, пока тот ищет выход. На самом деле этот сегмент настолько крохотный, что я даже не обратил на него внимания, вспомнив об этой особенности игры только в самом конце.
Почти вся игра проходит буквально в одном доме и близлежащей территории, но малый масштаб оправдывается хорошей проработкой самих локацией. Пока все не изведано, кажется большим. Также периодически игра прерывается на какие-то сторонние эпизоды с решением загадок или игрой в прятки. Лучшей частью можно назвать эпизод «День рождения», когда герой должен найти ключ, чтобы выбраться из запертой комнаты. Здесь нет ни врагов, ни отчета времени, нужно просто решить головоломку, причем дважды. Первый раз проходит не очень безопасно.
Про графику и говорить нечего, все больше и больше серия похожа на настоящее кино, а персонажи больше обрастают жизнью. Высокая детализация, множество мелких деталей, потрясающая анимация делает игру очень приятной на вид, если можно выразиться таким словом. Игра света и тени дополняют мрачную картину.
Найдя Мию и победив отца семейства, Итан вместе со своей женой и спасенной от кошмарной семьи Зои пытаются спастись. Но вот незадача: обе девушки заражены, а антивирус только один. Итану нужно решить, кого спасти.
Ближе к финалу дают уже пострелять вдоволь для разрядки. С этого момента в игре почти не остается места страху, но менее интересной она не становится. Тут также есть исследования новых локаций и поиск предметов, местами неплохой стелс. Самой же битвы с финальным боссом почти нет, игра практически дает игроку полный покой, а в самом конце на помощь прибывает Крис Редфилд после неудачной пластической операции вместе с бойцами «Амбреллы» (если вы думаете, что этот момент логично обоснуют, то забудьте, весь максимум объяснений — пара заметок в записках). Можно вдохнуть с облегчением.
У игры хватает дополнений: во-первых, это сюжетная часть про Криса после того, как он прибыл на место. Сюжета ноль, зато есть недурный экшен с новыми видами врагов. А во-вторых кое-что уже интересное: это история дяди Зои, который прибыл на выручку племянницы. Эта часть просто творческий разгул. Мы играем за сурового мужика, который расправляется с монстрами голыми руками. Он невероятно силен и проворен. Дополнение короткое, но отличное и дарит неплохую разрядку.
Бросив на произвол судьбы, Итан обещает Зои, что приведет помощь. После того, как появляется Крис, Зои похищают, а ее дядя отважно бросается за ней в погоню, уничтожая каждого встречного. Победив в неравном бою своего мутировавшего брата, дядя наконец спасает свою племянницу. Тут вновь прибывает Крис и дает очнувшейся Зои телефон. Итан говорит: «Я же обещал привести помощь».
Есть также ряд мини-игр, самые интересные из них две. Игра в карты с элементами отрезания пальцев. Вам нужно победить соперника, который находится в таком же положении, что и вы, но выжить может только один. И небольшой квест в комнате. Герою нужно изучить все, что находится в комнате, чтобы найти из нее выход. Это весьма интересный квест на один раз: в нем нет вариативности, но этапы решения достаточно продолжительные. Как разные объекты взаимодействуют друг с другом, что нужно поменять местами, как не издать лишнего шума, как отреагировать на внезапное появление хозяйки — все эти моменты не сразу считываются, но изучаются с интересом. Чаще всего на смертельном опыте.
Ну и есть крохотный эпизод, который помогает взглянуть на самое начало истории: что же произошло с семейством и как они стали одержимыми монстрами. Примечательно, что здесь уже есть два пути: правильный и неправильный. Большой разницы между ними нет, но сам эпизод любопытный.
На всю игру ушло 17 часов.
Resident Evil Village
И наконец последняя номерная часть франшизы, которая за все годы не потеряла своей популярности, а с выходом «Деревни» только воспряла духом.
Сюжет продолжает историю Итана, начавшуюся в седьмой части, что для серии в принципе нетипично: каждая новая часть обходится лишь небольшими отсылками к предыдущим частям, не продолжая сюжет напрямую. RE7 и RE8 представляют собой в какой-то степени единую дилогию, сплетенную не только персонажами, но и темой и раскрытием характеров.
После событий в Луизиане Итан и Мия прячутся в глуши Европы, воспитывая новорожденную дочь и пытаясь забыть прошлое как страшный кошмар. Теперь они вновь вместе и вновь счастливы как одна семья... пока внезапно в их дом не врывается Крис Редфилд (уже после удачной пластической операции) с отрядом и не убивает Мию. Ребенка забирают, а ошарашенного Итана грузят в машину, но по дороге происходит авария, почти все погибают. На глазах у Итана его дочь забирает странная женщина. Самому Итану удается выбраться, и он один пробирается по ночному снежному лесу, пока не выходит в странную деревню, полную жутких тварей и таинственных загадок.
Больше всего «Деревня» похожа на своеобразный ремейк RE4. Посудите сами: герой в поисках похищенной девочки в европейской деревушке, жители которой ведут себя как одержимые. Здесь также есть замок, принадлежащий человеку с проблемами роста. Торговец, преследующий героя и всегда готовый продать необходимое. Собирательство ценностей, улучшения оружия.
Схожих черт очень много, что игра и не скрывает вовсе. Меньше всего RE8 похожа как раз на свою предшественницу. Если в RE7 был упор на давящую атмосферу в замкнутом пространстве, то «Деревня» обретает свободу на свежем воздухе. Здесь много открытых пространств, много экшена, много динамики. Порой игра несется без тормозов, не давая перевести дыхание. Относительно открытый мир не дает сбавить ритм, разве что чуть передохнуть, чтобы пособирать необходимые ресурсы для дальнейших забегов.
Атмосфера также изменилась, теперь здесь царит сказочный дух. Все в игре передает ощущение зловещей сказки. Сама графика вновь совершила большой шаг, а дизайн радует глаз.
В качестве врагов в основном выступают оборотни. Они проворны и сильны, но от них можно спрятаться в пустующих домах, заперев двери и закрыв окна, однако спасет это ненадолго. Итану поначалу придется скрываться от врагов, чтобы не попадаться под их зоркий глаз, но довольно скоро он наберется сил — и вот тогда игра обретает новый рывок, уносясь в сторону бесконечного экшена.
Игра состоит из нескольких сегментов, небольших районов этой самой деревни, самым известным из которых является замок леди Димитреску. На эту часть приходятся первые часы игры, самые напряженные, но спокойные в плане динамики. Изучать замок мешает поступь его хозяйки, трехметровой обаятельной вампирши. Она неустанно ищет Итана, не давая нигде чувствовать себя в безопасности. Но бой с ней наступает довольно скоро — и еще какой!
Позже Итану нужно посетить владения еще нескольких владык деревни, чтобы спасти свою дочь: это будет дом с ожившими куклами, эпизод, выполненный в духе RE7, жуткий и пугающий; беготня на болотах, снова кивая в сторону RE4; но самым атмосферным будет посещение сталелитейного завода, очень длительный, но зубодробительный эпизод, в конце которого начинается настоящая битва трансформеров.
Почти добравшись до разгадки, Итан вновь встречает Криса Редфилда. Наконец им двоим удается поговорить, и выясняется, что Мия вовсе не Мия, а Миранда, «матерь» деревни, которая похитила дочь Итана, чтобы вдохнуть в ее тело дух своей давно умершей дочери.
Здесь также есть небольшой сегмент за Криса, вновь наполненный еще большей долей экшена, хотя с учетом и без того насыщенного игрового процесса, эта часть игры смотрится не так хорошо и уместно, как в RE7, и как раз мешает глубокому проникновению истории.
Финал вновь оставляет много вопросов, на которые мы могли бы получить ответы в обещанных дополнениях, но анонсировано пока только одно, да и не похоже, чтобы оно хоть на что-то приоткрыло завесу тайны. Однако сама история заканчивается красиво, оставляя от самой игры и от этой дилогии в целом чувство приятной завершенности.
На всю игру без каких-либо дополнений ушло 13 часов.
> Время ремейков
Resident Evil HD Remaster
Многие начинают свое знакомство с серией с этой части, ошибочно полагая, что это ремастер оригинала. На самом деле, это ремастер ремейка, вышедшего на GameCube в 2002 году, и уже с самого начала в глаза бросаются серьезные изменения. Вместо классического живого видео с актерами игра начинается с пререндеренной заставки, она кажется менее атмосферной, зато не выбивается по стилю. Затем все снова возвращается в старый-добрый особняк.
Джилл, Барри и командир отряда Альберт Вескер заходят в таинственный дом, где почти сразу же разделяются. Джилл отправляется на поиски Криса, который странным образом исчез во время их отступления в особняк. По ходу ее поисков на выручку Джилл периодически приходит Барри, например, в момент, когда в запертой комнате на героиню начал опускаться потолок. Вытащив девушку, бравый герой пошутил: «Ты чуть не стала Джилл-сэндвичем». Но каждый раз после их спасительной встречи Барри исчезает, и Джилл самой приходится разбираться с загадками и опасностями особняка.
Сложно оценивать объективно эту часть. Безусловно, она стала красивее, переместившись в полное 3D, персонажи обросли полигонами, управление стало намного удобнее и отзывчивее. Текстуры фонов подтянули, хотя и не везде, в некоторых локациях очень заметны мыльные текстуры, едва изменившиеся со времен оригинального ремейка. Существенных отличий и по игре предостаточно: особняк местами изменился, кое-какие коридоры стали вести в другие комнаты, задачек и головоломок стало больше, а другие изменились (например, в картинной галерее). Сама атмосфера здания стала мрачнее, комнаты более потертые, затхлые и темные. Это можно посчитать плюсом, однако у меня вызвало скорее больший диссонанс: в оригинале особняк сам по себе не выглядел жутко, скорее, смотрелся буквально только что живым. Жутким он становился за счет самого факта мрачной тайны и происходящей неизвестности.
В целом же здесь почти бережно перенесенный геймплей, сюжет и дух оригинала. Учитывая, что в оригинал я играл за Криса, а в ремейке за Джилл, то трудно сказать наверняка, что осталось неизменным. Появились новые более резкие зомби, которые шустро двигаются и неслабо кромсают когтями. Но общее количество врагов стало как будто бы меньше. Также появилась возможность избегать урона от зомби, нанося им удар ножом или электрошоком после захвата. Полностью зомби это не убьет, но даст возможность или добить монстра, или безопасно убежать.
Добавилась небольшая сюжетная линия про Лизу Тревор, трагичная история о девочке, потерявшей родителей и ставшей жутким созданием, годами слоняющимся под особняком. Как враг она почти неуязвима и в каждом столкновении с ней приходится убегать, кроме финального боя, который тоже решается простой головоломкой, а не огневой силой.
Добравшись до самого центра лаборатории «Амбрелла», Джилл и Барри находят там Вескера, который, преследуя свои цели, выпускает на волю страшную и опасную тварь — Тирана, думая, что может им легко управлять. Но увы, Тиран первым же делом нападает на Вескера. Джилл и Барри принимают бой, после которого замечают, что Вескер сбежал (в оригинале Вескера очень жестоко протыкают насквозь, здесь же он отделывается простой раной и благополучно скрывается; что интересно, в дальнейшем его появление в сюжете не объясняло чудесного воскрешения, разве что намекая сначала на приобретенные способности, а потом и вообще на необычное происхождение Альберта; похоже, что Capcom не стали заморачиваться и просто изменили его «смерть» в первой части, чтобы не вдаваться в детали).
Здесь я хотел отметить общую сложность игры, которая стала значительно легче по сравнению с оригиналом, но после прохождения я заметил один нюанс: в начале игры тебе дают выбор из трех уровней без названий, но описывая примерный стиль игры. Я выбрал средний уровень, но оказалось, что он зачитывается как легкий. Средний — это последний из доступных в самом начале. Что ж, игра действительно на легком уровне проходится несложно, хотя порой патронов может не хватать, а враги так же бьют больно. Из минусов — ближе к финалу игры встречается очень мало монстров, так что может стать скучно, решая исключительно головоломки, но на первых порах вряд ли можно ощутить послабление.
Заканчивается игра таким же боем с Тираном с 3-минутным таймером. Тиран с одного удара выносит большую часть жизни, так что запас лечебных трав с собой нужно взять основательно на любой сложности. А затем, после самоуничтожения особняка, мы оставляем позади все тайны и опасности и только открываем историю Resident Evil. Что же она таит впереди?
На один сюжет ушло 13 часов на «легком» уровне сложности.
Resident Evil 2
Обычно ремейки рассчитаны на двух видов игроков: первые — это те, кто давным-давно играл в оригинал и хочет повторить опыт в современном решении; вторые — те, кто в оригинал не играл, но очень хочет ознакомиться, а в силу ограниченных возможностей и страха перед всем «старым и непонятным» запустить оригинал не может. Да и продавать старые игры порой нет возможности у самого разработчика. Разумеется, в первую очередь авторы преследуют сугубо материальный вопрос: вновь продать ту же самую игру, еще и привлечь новых игроков, которые не хотели бы начинать знакомство с серией с ее середины.
RE2Re идет сразу по двум пути: с одной стороны она кропотливо повторяет оригинал, но с другой — переводит игру в современное управление с динамичной камерой и удобным живым управлением персонажами. Какое же наслаждение вновь погрузиться в любимую игру, но в невероятно детализированной красивой графике и с управлением последних частей!
Правда, пойдя на поводу нового поколения игроков, больше знакомых с последними частями серии, нежели с оригиналом, ремейк второй части стал значительно проще, загадок поубавилось (хотя спасибо, что они вообще остались даже в таком виде). Экшена тоже как будто стало меньше даже по сравнению с оригиналом. К примеру, действие на улицах Раккун-Сити почти сведено на нет, основная часть игры проходит в помещениях полицейского участка, где зомби не так много. Однако сами враги стали гораздо-гораздо опаснее. Нужно выпустить почти целую обойму в голову, чтобы убить одного зомби, но это не помешает ему потом неожиданно встать и схватить Леона. Лизунов в игре тоже немного, они страшно опасны, но есть одна хитрость: лизуны стали слепы, поэтому если двигаться осторожно, можно спокойно пройти мимо них. Слух у них тоже не ахти какой.
Главной же опасностью стал Тиран. Да, он был в оригинале, но только со второго сценария и лишь ненадолго. Здесь же это полноценный гвоздь программы. Огромный мужик в шляпе тяжелым шагом, разносящимся по всему зданию, идет за игроком, и стоит ему подобраться к вам — все, конец. Впрочем, услышать его можно издалека, а при приближении сменяется музыка. Убежать можно в безопасные комнаты с сохранением, туда он стесняется заходить, но может ждать на выходе.
В первом сценарии сегмент с Тираном на самом деле не такой большой, он появляется внезапно, но поскольку я почти все необходимое уже собрал, то закончил осматривать особняк уже спустя полчаса, пару раз повстречавшись с этим монстром. Вторая с ним встреча уже в лаборатории «Амбреллы», но мы с ним вновь очень быстро разминулись. Во втором же сценарии он возникает уже сразу и шагу не дает пройти спокойно. В самой лаборатории во втором сюжете его уже напрочь нет.
К слову, весь игровой процесс смещен исключительно на поиск предметов и ключей, можно даже не прерываться на стрельбу по зомби. Изучать участок очень интересно даже несмотря на сниженное количество загадок. Зато есть сейфы и шкафчики, таящие в себе важные ресурсы. Пароли к ним порой можно обнаружить в самых неожиданных местах.
Также вернулся ограниченный инвентарь, поэтому прихватить с собой сразу все не получится. Патронов тоже немного, за всем приходится следить и часто возвращаться назад.
Сюжет у игры тот же самый, лишь отличающийся в нескольких деталях. Но теперь смотрится как полноценное кино, правда, сам Леон стал слишком смазливым юношей, совсем не похожим на себя из RE4 и RE6.
И в обоих сценариях здесь так же есть расхождения с сюжетами. С одними и теми же персонажами встречаются разные герои и совершают разные действия при одинаковых обстоятельствах, открывают те же двери и активируют те же системы, однако под конец все вроде как сходится в одну линию.
Врагов заметно немного, во второй половине в лабораториях появляются ходячие зомби-растения, которых окончательно можно убить только огнем. Они медлительны, но могут нанести немало урона. Огромных пауков в канализации больше нет, а битва с крокодилом превратилась в захватывающую, но практически кат-сцену с небольшим интерактивом.
В общем, RE2Re — игра достойная, красивая и трепетная по отношению к оригиналу. Она может понравиться как тем, кто играл в него, так и новым игрокам, но полноценно заменить его не в силах. Дело даже не в самой сложности, сколько в подходе: игра слишком современная и лишь частично повторяет дух того далекого 1998-го. Но удовольствия она дарит массу даже заядлым фанатам Resident Evil.
На оба сюжета ушло 18 часов, в два раза больше, чем в оригинале.
Resident Evil 3
Ремейк RE3 практически повторяет судьбу разработки оригинала. Выйдя почти сразу после RE2, игра мало чем могла похвастаться новым, не обладала ни графическим превосходством, ни более продуманным сюжетом, ни большой продолжительностью и фактически была собрана на остатках предыдущей части. Однако удивителен тот факт, что несмотря на достаточно дотошное повторение оригинала в ремейке RE2 с сохранением сюжета, атмосферы и отчасти геймплея, RE3Re от своей прародительницы берет лишь общий костяк сюжета и парочку элементов. Во всем остальном это совершенно новая игра. И в этом есть свои плюсы, но и немало минусов.
Самая главная потеря, которая придавала оригиналу хоть какую-то уникальность, — это нелинейность. В классическом RE3 можно было пойти разными путями, которые заранее не просчитывались игроком, и возникали разные ситуации, в которых нужно было быстро решить, как поступить. Это создавало нужное напряжение, последствия могли быть непредсказуемыми. В этом плане RE3Re намного проще: здесь у нас абсолютно линейный сюжет с локациями, не дающими почти никакой свободы выбора. С другой стороны, в отличие от RE2Re темп игры не снижается, не приходится носиться из одной точки в другую, игра ведет по прямой, едва ли сбавляя ритм, и задает новые ситуации уже по собственному велению.
Исследования стало меньше, а зомби — больше. Игра делает упор на экшен, впрочем, как и в оригинале. Тем не менее, оригинальный RE3 еще придерживался концепции кропотливого изучения локаций, поиска предметов и решения головоломок, которых здесь почти не осталось. Почти сразу в руки Джилл попадают и болторез, и отмычка, дающие доступ в закрытые двери, за которыми преимущественно скрываются ресурсы, а не необходимые для продвижения предметы. Зачистить все на карте не составляет никакого труда, и даже нет необходимости возвращаться снова и снова.
У Джилл появилась возможность уклоняться от врагов, что облегчает столкновения с врагами. Даже Немезида, постоянно преследующий героиню, уже не так страшен, если вовремя нажимать уворот. Он быстрее и проворнее Тирана, однако Джилл еще ловчее, а ловушки вроде искрящихся генераторов по городу помогают быстро обезвредить неостановимого врага.
Говоря по существу, что изменилось в ремейке, проще даже не перечислять. В игре присутствуют почти все сцены и места из оригинала, но лишь в общем виде. Например, часовая башня есть только на фоне схватки, самого исследования и решения загадок там нет, что в оригинале давало возможность немного поразмять голову и отдохнуть от экшена. Есть больница, но она тоже наполнена экшеном. Нет кладбища, нет парка, нет огромной змеи, нет поиска отдельных элементов для запуска метро. Но зато много схваток с Немезидой, много беготни, стрельбы и разнообразных врагов. Оружия тоже немало, так что вы в равном положении.
В общем и целом, RE3Re скорее хорошая игра, чем плохая, но она больше похожа на RE6, чем на RE2Re и тем более на саму RE3. Это очень бодрый и кинематографичный экшен, который проходится быстро, но дарит приятные впечатления и не дает скучать. Считать его можно только условным ремейком, дающим общие представления о сюжете оригинала, но ни в коем случае игра не передает ни дух, ни суть изначальной игры, которая и сама не была выдающейся, однако весьма достойной и важной для всей серии.
На бешенный забег по игре при всей моей неторопливости и тщательном изучении всех локаций ушло 7 часов.
***
Спасибо, что дочитали до самого конца. Как вам серия Resident Evil? Хотели бы пройти ее с самого начала? Что бы предпочли, оригиналы или сразу ремейки? И какую еще франшизу мне попробовать одолеть?
Если вам понравилось, можете также почитать статью-обзор на серию Tomb Raider:
Спасибо за интересное погружение в серию RE.
Вот это лонг. Без 5к и Бусти.
Гж, хоть все и не осилил.
Любимая часть - оригинальная вторая. Это РЕ в своей лучшей форме, где идеально соблюдён баланс стрельбы и загадок.
Ремейк двойки тоже хорош. Но скорее как ностальгическое напоминание.
ну так и где ты человека то отблагодарил за работу?
Даже блять спасибо нету.
Вот да, оригинальный РЕ2 почти шедевр. Code Veronica, не будь такой затянутой, тоже очень хороша.
Я оригинал 2 не проходил( но собираюсь в ближайшее время) , но из тех частей которые я прошел(РЕ1, 3, 4,РЕ2Р)мне РЕ4 больше всего понравился
Кстати RE6 в плане графона, местами довольно сильно деграднул по сравнению с 5. Скажем так, появилось мыльцо.