Уроки японского геймдева: что разработчики могут перенять у JRPG
Единичные решения, которые сделали игры запоминающимися.
Японские ролевые игры — один из самых устойчивых жанров, из которого можно извлечь множество полезных уроков. Многие разработчики перенимают опыт из классической формулы JRPG и на его основе создают собственные проекты.
Автор Gamasutra Стефани Фогел поговорила с людьми из игровой индустрии и собрала мнения на счёт значимых JRPG, с которыми обязательно должен ознакомиться каждый разработчик. Мы выбрали из материала главное.
Valkyrie Profile 2 — эволюция механик в сиквеле
В Valkyrie Profile в течение хода вся партия атакует одновременно, создавая комбо и заполняя счётчик Hit Gauge: он даёт возможность одному из персонажей провести специальную атаку. Между тем, счётчик Charge Turn ограничивает магов в использовании заклинаний, что добавляет стратегический элемент.
Продолжение Valkyrie Profile 2 получило ту же боевую систему, но с передвижением в трёх измерениях, что добавило элементы позиционирования.
Мне кажется, что развитие идей боевой системы первой части — это главная цель всех продолжений в жанре RPG. Если я буду проходить сиквел, то я хочу поиграть в улучшенную первую часть. И если этого можно добиться, не удаляя что-либо из систем первой части, то это прекрасно!
Final Fantasy IV — сочетание определённого состава партии с особенным дизайном боссов
В современных ролевых играх пользователь может самостоятельно определять состав партии. Но выбор — это не всегда хорошо. Например, в Final Fantasy IV закреплённый состав партии только улучшает битвы с боссами.
В FFIV состав партии меняется в зависимости от сюжета, поэтому разработчики сами определяют, кем управляет игрок. Боссы часто использовали специфические способности, поэтому битвы с ними напоминали головоломки. Из-за этого, пользователь должен был всё тщательно продумать, а не просто нанести достаточно урона, чтобы победить.
Valkyria Chronicles — откровение в дизайне тактических RPG
Во многих тактических RPG передвижение реализовано в классической манере — top-down на основе сетки, которая делит поле на ячейки. Зачастую перед ходом пользователь должен подтвердить своё решение. Valkyria Chronicles упрощает весь этот процесс, в то же время создавая новый уровень сложности.
Вместо сетки есть датчик выносливости: когда персонаж бежит по полю битвы, его силы истощаются. Поэтому игрок должен правильно рассчитать свои возможности и привести героя в укрытие. Иначе он окажется лёгкой добычей для врага.
Valkyria Chronicles показывает, что устоявшиеся подходы — не всегда единственно возможные. Более того, они не всегда самые лучшие. В этой игре тактика не принесена в жертву экшену — каждый аспект усиливает и дополняет друг друга.
Disgaea — превращение гринда в искусство
После прохождения основной кампании Disgaea: Hour of Darkness открывается большое количество разнообразного контента, доступ к которому можно получить через гринд. Многие фанаты отмечают, что именно в этом и заключается главное достоинство игры.
Продолжительность стандартной кампании и так приличная, но Disgaea предлагает множество второстепенных и секретных задач, которые могут заинтересовать только самых хардкорных игроков.
То, что поначалу казалось недостижимым, потом зачастую становилось очередной целью. Чтобы добиться успеха, вы должны были учиться получать XP в разы быстрее. Я не видел, чтобы где-то эта система работала лучше.
Final Fantasy Tactics — хорошая проработка облика героев
Final Fantasy Tactics может выступать наглядным пособием по созданию запоминающихся и интересных героев, которые сильно отличаются друг от друга внешним видом.
Ранние части Final Fantasy, а в частности Tactics, создали и закрепили визуальные образы солдата, чёрного мага, плута, тамплиера и так далее. Они настолько устоялись, что эти архетипы до сих пор используются современными разработчиками.
Steambot Chronicles — огромное количество дополнительных занятий
Steambot Chronicles — это отличный пример игры, которая преодолевает свои ограничения за счёт большого количества контента. Тайтл не может похвастаться красивой графикой, но он может удивить свободой, которая предоставлена пользователю. Steambot Chronicles — это смесь жанров, которая полнится огромным количеством побочных квестов, музыкальных мини-игр, моральных выборов, сражений мехов и так далее.
В игре было так много глупого, что она по-настоящему очаровывала. Но это не значит, что всё это было реализовано очень хорошо.
Cyber Doll — нужно быть амбициозными и идти на риск
Cyber Doll — игра 1996 года, которая выходила на Sega Saturn. В ней представлено будущее, в котором люди борются со смертельной болезнью, заменяя части своего тела искусственными.
Разработчики смогли создать интересный мир и успешно реализовать основные механики, но боевая система имела серьёзные недостатки: можно было наносить удары по разным частям тела, что вносило свои особенности в геймплей.
Если игрока ударили по ногам, и они перестали функционировать, то он просто не мог двигаться. Если противник отойдёт достаточно далеко, то пользователь останется абсолютно беспомощным: всё, что он сможет сделать — это медленно ожидать смерти.
Разработчики действительно пробовали сделать нечто интересное, но они немного перегнули палку.
В дальнейшем создатели игры добавили функцию самоуничтожения, чтобы как-то исправить недостатки боевой системы. Тем не менее подобные уникальные инновации помогли тайтлу надолго остаться в памяти пользователей.
Японские разработчики придумали огромное количество уникальных и самобытных геймдизайнерских решений, которые зачастую актуальны и по сей день. А какие удивительные находки JRPG можете вспомнить вы? Расскажите в комментариях.