Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.

Прим.: эта статья больше подойдет для новичков в рисовании. Если вы уже опытный художник, почитайте наши статьи о температуре цвета и влиянии перспективы на нее.

Что такое цветовой круг?

Цветовой круг Иттена. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F1182%2F00040921-ab6f76b3%2Fhello_html_m57053864.png&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Цветовой круг Иттена. Источник

Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.

Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:

  • три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
  • три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
  • шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.

На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.

В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.

Виды цветовых схем

Покажем каждую на примере круга Иттена.

Комплементарные цвета

Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrawpaintacademy.com%2Fcolor-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи». Источник

Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.

Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре.

Николас Коул

Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.

Аналоговые цвета

Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Такие цвета любил использовать Клод Моне:

Клод Моне — «Японский мостик». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrawpaintacademy.com%2Fcolor-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Клод Моне — «Японский мостик». Источник

В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.

Треугольная схема

Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Яркий пример — «Молочница» Вермеера:

Йоханнес Вермеер — «Молочница». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fsearch%3Fq%3D%2523%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25B5%25D1%2580%26amp%3Blang%3Dhe&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Йоханнес Вермеер — «Молочница». Источник

Сплит-комплементарные цвета

Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.

Клод Моне — «Регата на Аржантёе». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrawpaintacademy.com%2Fcolor-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Клод Моне — «Регата на Аржантёе». Источник

Прямоугольная схема

Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.

Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrawpaintacademy.com%2Fcolor-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля». Источник

Ван Гог также использовал четыре цвета — жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.

Квадратная схема

Состоят из цветов в вершинах квадрата.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Часто используются в дизайне интерьеров:

Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы
Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы

И при изображении городских пейзажей:

Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artistsnetwork.com%2Fart-techniques%2Fcolor-mixing%2Fchoose-color-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». Источник

Монохромная схема

Это оттенки одного из 12-и цветов круга.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.

Клод Моне — «Утро на Сене». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrawpaintacademy.com%2Fcolor-schemes%2F&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Клод Моне — «Утро на Сене». Источник

Ахроматическая схема

Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.

Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке

Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы Резы Асфара.

Художник — Реза Асфар. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FX11X13&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Художник — Реза Асфар. Источник

Как пользоваться цветовыми схемами

Изображение из книги «Теория цвета и практическая живопись»
Изображение из книги «Теория цвета и практическая живопись»

Используйте метод «База, нюанс, акцент»

При работе с цветом важно следить за тем, чтобы они не спорили между собой. Для этого цвета должны отличаться не только по тону, яркости и насыщенности, но и по площади цветовых пятен, чтобы рисунок не превратился в однородную массу. Количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.

Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):

  • База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
  • Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
  • Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.

Рассмотрим БНА на примере:

Художник — Реза Асфар. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2F58QDY8&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Художник — Реза Асфар. Источник

Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.

Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного

Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.

Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) предпочитает уменьшать насыщенность тёмных и светлых цветов, чтобы сделать акцент на полутонах.

На изображении показано движение от менее насыщенного цвета к более насыщенному, а потом обратно к менее насыщенному. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.clipstudio.net%2Fhow-to-draw%2Farchives%2F156922&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
На изображении показано движение от менее насыщенного цвета к более насыщенному, а потом обратно к менее насыщенному. Источник

Ann Maulina сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.

Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.clipstudio.net%2Fhow-to-draw%2Farchives%2F156922&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых. Источник

Расставляйте цвета по уровню яркости

Виды цветовых схем с примерами работ Ann Maulina: Монохромная, аналоговая, комплементарная, сплит-комплементарная, треугольная и прямоугольная. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.clipstudio.net%2Fhow-to-draw%2Farchives%2F156922&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Виды цветовых схем с примерами работ Ann Maulina: Монохромная, аналоговая, комплементарная, сплит-комплементарная, треугольная и прямоугольная. Источник

Ann Maulina советует во время использования схем расставлять цвета по уровню яркости. По мнению художницы, так их проще перенести на скетч.

На изображении показано расположение цвета по уровню яркости — блики, свет, светлый полутон, полутон, тёмный полутон, тень, тёмный акцент. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.clipstudio.net%2Fhow-to-draw%2Farchives%2F156922&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
На изображении показано расположение цвета по уровню яркости — блики, свет, светлый полутон, полутон, тёмный полутон, тень, тёмный акцент. Источник

Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки

Цветовые схемы не решают всех проблем и использовать их нужно с умом. Распространённая ошибка новичков при подборе цветов — дотошное следование этим схемам и использование оттенков, которые в них участвуют. Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.

Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, которые можно получить, следуя схеме, но между ними есть и много других оттенков, которые в неё не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки, которые помогут сбалансировать картинку.

Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.francescomorra.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F02%2FE62610C1-05D8-4F3C-A1C7-28BDC71E0801.jpeg&postId=1064092" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета. Источник

Для работы с ограниченным количеством цветов вам понадобятся промежуточные оттенки: тогда картина заиграет и соберётся воедино.

Если присмотреться, в большинстве кадров с Teal Orange можно также увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Разумеется, в кадре присутствует не только оранжевый и не только синий, цвета находятся в балансе.

Полезные ссылки

  • На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
  • На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
  • Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
  • Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
  • Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
  • Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.

Статьи:

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

321321
21 комментарий

Есть неплохой видос по этой теме

9

Спасибо, что поделились видео)

2

Не стоит использовать старые картины в качестве демонстрационного материала. Их цвета скорее всего уже не соответствуют оригинальной задумке. Как и круг Иттена.

4

Новая одобренная цветовая схема Министерством Народной Культуры РФ.
Пользуйтесь товарищи!

3

Комментарий недоступен

Спасибо за совет начинать от базы. Порой бывает действительно сложно подобрать хорошую палитру самому, а использовать уже готовые палитры получалось так себе.

2

Статья, конечно, отличная. Но в жизни реально проще использовать онлайн-генераторы палитры. Безусловно, иногда и они выдают хрень, но всё равно ускоряют выбор цвета