Как длинный план в сериале «Переходный возраст» раскрывает подростковое убийство
Большой текст о важном сериале
«Переходный возраст» сложно растянуть на несколько дней. Сериал будто подталкивает к просмотру за один присест, ведь он снят одним кадром. В нем нет скрытых монтажных переходов и всего три склейки – между четырьмя эпизодами. Они позволяют сюжету перемещаться во времени (и отчасти в пространстве, хотя с этим у авторов, кажется, никаких проблем). Такой формат повествования влияет на все элементы проекта Netflix, а каждый эпизод выглядит как самостоятельное произведение со своей драматургией.
В ТЕКСТЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ
День 1. Метод рождает жанр
В дом Миллеров врывается группа захвата и арестовывает самого младшего из семьи – 13-летнего подростка Джейми. Его обвиняют в убийстве одноклассницы.
Если за историю «Переходного возраста» отвевают сценарист Джек Торн и актер Стивен Грэм (он же играет Энди Миллера – отца Джейми), то за постановку - режиссер Фил Барантини и оператор Мэттью Льюис. Эти двое в 2020 году сняли фильм «Точка кипения» про один вечер из жизни ресторана со Стивеном Грэмом в главной роли. Полуторачасовая история, как и «Переходный возраст», снята длинным планом без склеек.
В «Точке кипения» такой метод максимально оправдан. Камерная обстановка (ограниченное пространство), хаотичный темп (кухонная суета), компактный сюжет (история одного вечера), нервные персонажи и ситуации (истерики и срывы) - раскрытию каждого этого аспекта помогает съемка одним кадром. Эффект присутствия необходим такому повествованию, чтобы передать напряжение обычного для ресторана дня, который с каждой минутой теряет свою рутинность. Длинный план прекрасно подходит для этой задачи, ведь он усиливает драматизм сюжета.
В первой серии «Переходного возраста» такой подход решает схожие с «Точкой кипения» задачи. Это самый динамичный из всех эпизодов. После ареста Джейми, действие перемещается в полицейский участок и все это время – дважды на улице, внутри дома на разных этажах, в двух машинах и нескольких помещениях в отделении – камера непрерывно следит за героями. В этом эпизоде бесшовный принцип монтажа помогает задать темп и увеличить напряжение.
Цель – зафиксировать каждое мгновение и показать, как за один час жизнь Миллеров радикально меняется. Еще 10 минут назад они были в своем доме, а теперь в полиции и младший из них арестован. Зритель не теряет ни секунды из этих 10 минут, а проживает их в реальном времени. Динамичная съемка в такой ситуации создаёт документальный эффект, а при задержании Джейми ощущение оперативной записи.
Поведение камеры меняется в зависимости от настроения сцены – от резких поворотов при хаотичном аресте и в доме растерянных Миллеров до плавного движения в формальных помещениях полиции, где темп замедляется, но напряжение при этом нет. Его поддерживают как раз за счет внутрикадрового монтажа. Например, когда фиксируются на переживаниях отца при личном досмотре сына – в данной случае эмоции любящего и обеспокоенного родителя важнее для сюжета, чем дискомфорт ребенка; или при медленном приближении к молчаливому лицу подозреваемого в убийстве подростка, когда его забрасывают вопросами об убийстве, чтобы через его мимику попытаться уловить правду – в такой ситуации камера будто превращается в детектор лжи, уловить которую предлагается зрителю.
В первых двух эпизодах зрительским проводником становится детектив Люк Баскомб (Эшли Уолтерс). История рассказывается с его перспективы и за ним чаще всего следует камера. Если же нужно поменять локацию или показать, что в этот момент происходит с остальными героями, то оператор переключается на другого персонажа и следует за ним до нужной сцены. В отдельных случаях для этого используют кого-то вроде NPC, которых вводят в сериал будто специально для помощи в бесшовной съемке.
При таком подходе к монтажу актеры часто должны держать сцену и за пределами кадра, сохранять образ, даже если сейчас камера направлена не на него, ведь зритель буквально получает события секунда в секунду, а значит и времени на вживание в персонажа между сценами нет. Как это работает можно заметить на кадрах Netflix со съемок сериала.
День 3. В поисках мотива
Если в первом эпизоде съемка одним кадром оправдана сюжетно, то далее она становится скорее творческим вызовом, который перед собой ставят авторы. И справляются с ним изобретательно. Во второй части «Переходного возраста» действие разворачивается в школе, куда приходят детективы в поисках мотива и орудия убийства.
Здесь еще больше людей, чем в полицейском участке, что по определению усложняет задачу съемки длинным планом. Но в данном случае это становится не дополнительной проблемой, а дополнительным решением. Переключение между персонажами происходит еще чаще из-за чего возникает новая динамика – камера движется за спиной детектива, потом цепляется за лицо учителя и следует за ним, пока его маршрут не пересекается с другом Джейми и вот мы уже следим за разговором школьников.
Монтажные переходы от одних героев к другим почти всегда происходят во время движения этих героев. Камере это помогает перемещаться в пространстве, а сюжету – создавать мозаичный образ школы из обрывочных разговоров и показывать, как распространяются сплетни об убийстве ученицы – зритель будто подслушивает беседы не обязательно значимых героев.
Из-за частого переключения героями и локациями, во втором эпизоде чаще происходит и передача операторской эстафеты, когда камера переходит из одних рук в другие. Кроме этой особенности вторую часть наиболее технически сложной делают массовые сцены с участием 300 детей и две самые интуитивно непонятные с постановочной точки зрения сцены (которые к тому же еще и перетекают друг в друга).
Побег друга Джейми через окно и последующая погоня. В «Переходном возрасте» камера часто будто пролетает сквозь стены. Обычно ее передают через окно, но в этой сцене из школьного класса, окно, через которое проходит камера, закрыто.
Но и здесь нет склейки. Окно нарисовали на этапе постпродакшн.
«На самом деле там нет окна. Его вынули и вставили обратно с помощью VFX. Один из операторов был в классе, а когда Райан выпрыгнул из окна, другой оператор который сидел под окном взял камеру и продолжил погоню»
Это единственный момент в сериале, где используют виртуальные эффекты. Даже в следующей сцене все снято без использования графики и монтажной магии. Финал второго эпизода «Переходного возраста» - постановочный бриллиант. В нем есть и техническая избирательность, и сюжетная значимость, и визуальный образ. И конечно, ответственности добавляет ее место в хронологии – это последняя сцена второго сезона, т.е. ошибка в ней заставляет переписывать всю часовую серию с первой секунды.
Детектив Баскомб забирает сына из школы (что, судя по всему, происходит редко, учитывая загруженность отца) и предлагает поехать не домой, а пообедать, проговаривая при этом, что хочет провести время с сыном, а дело подождет. Это конец сюжетной полицейского – больше он не появится в сериале, хотя до этого историю как правило показывали его глазами. Но свою функцию для направляющей идеи сериала он уже выполнил выполнил – на примере его семьи показан тонкий разрыв между поколениями и попытку выстроить мост между отцом и сыном, после чего они навсегда уезжают из сериала.
Далее камера переключается на лучшую подругу убитой девочки, только что у нее случился эмоциональный срыв и она в растерянности – а на втором плане другие школьницы, каждая из которых держит в руках телефон, что еще раз подчеркивает важную для сериала тему соцсетей и их место в жизни подростка (именно в этой серии их влияние стало очевидно).
И наконец третий этап, который и создает вау-эффект – перелет от школы на парковку, где было совершено преступление. Это нужно не только для того, чтобы показать «смотрите, как мы умеем – можем не выключая камеру присоединить ее к дрону и через минуту оказаться в другой части города» – такое бесшовное перемещение из школы (территория детства) к месту преступления (территория, которая ни при каких обстоятельствах не должна пересекаться с детством) символично показывает хрупкость жизнь (подростка в частности).
А еще таким образом закольцовывается второй эпизод – он начался с мемориала у школы, а заканчивается похожим мемориалом на парковке. Рядом с первым стоит отец, сына которого буллят в школе, цветы ко второму мемориалу привозит другой отец, чей сын тоже подвергался насмешкам. Но судьбы этих семей сложились по-разному.
Первый эпизод «Переходного возраста» заканчивается сентиментальной сценой Эдди и Джейми. Во втором их почти не будет. Но при этом именно эта серия лучше всего отражает проблему разрыва поколений. Детектив Баскомб приходит в школу в поисках мотива убийства одним подростком другого. В сериале затрагиваются самые очевидные из возможных влияний на сознание ребенка – кто виноват: семья, школа, социальные сети или общество в целом.
Во втором эпизоде все эти факторы смешиваются и кульминацией становится разговор Баскомба с сыном. В нем становится понятен разрыв поколений – в первую очередь языковой. Они используют похожие символы, но придают им разные значения. И если для родителя эмодзи красной и синей таблетки – это просто отсылка к «Матрице», то для ребенка она связана с маносферой и инцелами. В этом контексте таблетки тоже заимствованы у «Матрицы», но другому поколению до первоисточника уже нет дела, оно придает новые смыслы, которые превращают невинные комментарии в смысловые месседжи, поэтому даже цвет сердечек имеет значение.
Эта сцена рифмуется с аркой семьи Джейми, в которой все любят друг друга (даже о сестре мальчик говорит «она умная»), здесь нет насилия со стороны родителей (ни физического, ни психологического), здесь уделяют внимание детям, но все равно не замечают изменения в сыне. В отличие от детектива Баскомба, родители Джейми не успевают поговорить с ним – это приходится делать специально обученному человеку.
7 месяцев. Театральность и развитие героя
В этой части авторы сериала ставят перед собой возможно самую амбициозную задачу – удержать внимание зрителя не столько длинным планом, сколько длинным диалогом, который спровоцирован методом съемки. Здесь нет экстравагантных сцен, свойственных другим эпизодам, эта серия не удивляет постановочными трюками и не заставляет задаваться вопросом: «да, как это вообще возможно?». Вместо этого –скудные ресурсы, свойственные скорее театру, чем кино.
Технология съемки длинным планом по определению ограничивает и подталкивает к классическим принципам драматургического произведения. Именно третий эпизод «Переходного возраста» нагляднее всего отражает три единства:
- единство действия – сюжет этой серии ограничен разговором психолога Брайони Аристон (Эрин Доэрти) и Джейми;
- единство времени – их беседа длится меньше часа, и зритель слышит каждую реплику в ней, ведь все снято одним кадром;
- единство места – все происходит в исправительном учреждении для подростков, более того, почти вся серия в одной комнате.
Съемка длинным планом требовательна к диалогам и актерской игре. Третий эпизод «Переходного возраста» - хрестоматийный пример их раскрытия. Причем авторы ставят себя в еще более сложное положение, будто решают: «да, мы эту карту на «ферзе» пройдем с ограниченным количеством ресурсов и героев» (на «короле» - если бы героев было не двое, а один).
В такой ситуации важна внутренняя драматургия и развитие характеров, которые должны отразить актеры своей игрой. Здесь диалог разбит на две части – с небольшим антрактом после первого срыва Джейми. Далее тональность разговора меняется – он уже не похож на доверительное общение, скорее на вербальный армрестлинг. Меняется и положение девушки за столом – теперь она сидит не напротив подростка, а по диагонали от него, а значит оба героя чаще оказываются в одном кадре, ��оэтому можно лучше разглядеть их реакцию на реплики собеседника. Ближе к концу серии персонажи физически становятся еще ближе, но все больше отдаляются ментально.
Облет камеры – базовый прием съемки в самом разговорном эпизоде сериала. Он позволяет:
- сохранить принцип бесшовной съемки;
- придать статичной сцене динамику дуэли;
- создать дискомфортное ощущение головокружения;
- постепенно увеличивать напряжение сцены в ожидании эмоционального срыва.
Важный символ, помогающий отразить развитие героев – сэндвич. В начале серии психолог заботливо делится им с подростком, добавляя к нему авторский горячий шоколад с маршмэллоу. Сэндвич тут же разворачивается, но откладывается в сторону. Мальчик вернется к нему только в конце эпизода, когда горячий шоколад уже давно будет остывать на полу. Но его уверенности хватит лишь на один нервный укус в момент максимальной откровенности. Когда Джейми уводят, девушка берет сэндвич, но тут же откладывает его.
Это самая камерная серия, которая концентрируется на трансформации отношений между персонажами:
- дружеские в начале эпизода (предложение еды);
- игривые – в развитии (пародии и комплименты от Джейми);
- токсичные в кризисе (первый срыв Джейми);
- абъюзивные в кульминации (второй срыв Джейми);
- враждебные в финале (слезы девушки и брезгливость к тому самому сэндвичу).
До этого эпизода мы видели Джейми лишь в образе растерянного подростка, который любит родителей и слушает их, хорошо учится в школе, оберегает друзей от неприятностей (не называет их имен пока не убедится, что им ничего не грозит, а умалчивать не имеет смысла). Здесь же Джейми раскрывается по-новому, и мы наблюдаем превращение хорошего мальчика в страшного человека, а затем обратно в хорошего мальчика – в 13-летнем человеке уживаются и пугающие страсти, и любовь к семье и друзьям, и уверенность в своей моральности, и необходимость ее подтверждения от авторитетного взрослого (отца или психолога).
13 месяцев. «Я должен был сделать больше»
Несмотря на один монтажный метод, в каждом эпизоде он раскрывается по-своему и каждый эпизод отличается по действующим лицам, сюжетной интриге, конфликту и даже жанрово:
- 1 серия – криминальная драма с интригой – действительно ли подросток убил одноклассницу или это ошибка (завязывается в начале и разрешается в финале);
- 2 серия – подростковая драма о языковом разрыве между поколениями и роли разговора в отношениях взрослого и ребенка;
- 3 серия – психологический детектив/триллер, в котором выстраивается конфликт герой-герой и раскрывается мышление подростка-убийцы;
- 4 серия – семейная драма – рефлексия и принятие жизни.
Последняя часть «Переходного возраста» концентрируется на семье Джейми. Действие происходит через 13 месяцев после ареста младшего Миллера в пятидесятый день рождения его отца. Это бенефис Стивена Грэма.
Эта серия больше остальных похожа на самостоятельное произведение. Да, третья часть обособлена больше, но там все-таки не совсем классическая сюжетная рамка. Заключительный эпизод легко мог бы стать отдельным фильмом – представьте, что вы никогда не видели Джейми, не знаете, что он сделал, вы не видели ни кадра из предыдущих серий и вы все равно поймете, что происходит в жизни Миллеров исходя из выстроенного сюжета.
- Экспозиция: мы застаем главного героя в хорошем расположении духа – он только что постриг газон и готовится к особому завтраку по случаю 50-летнего юбилея, еду готовит его любящая жена (ах да, еще на титрах нам показали семейные фото и мы понимаем, что у них двое детей); герой начинает разбирать поздравительные открытки и при взгляде на одну из них его лицо меняется – в ней короткий текст: «С Днем Рождения, папа» (мы понимаем, что один из детей не живет с родителями – тут же появляется дочь и становится понятно, что сын где-то далеко и поздравление от него вызывает не самые приятные чувства у отца).
- Завязка: дочь сообщает, что на рабочем фургоне отца кто-то оставил надпись «маньяк» - через минуту дочь в разговоре с мамой пытается понять к кому это относится – к отцу или к Джейми, которому 13 лет (уже здесь можно догадаться, что речь о ее брате, который что-то совершил и раз он живет не с ними, то вероятнее всего, под следствием).
- Развитие действия: отец безуспешно пытается смыть краску с машины, сталкивается с предполагаемыми хулиганами; вместе с женой и дочерью едут в магазин за краской и по дороге составляют план дня рождения главы семейства (о патриархате можно сделать вывод из беседы с женой, где он отказывается переезжать, несмотря на имидж их семьи – тогда же мы узнаем, что травля продолжается какое-то время); в разговоре с консультантом строительного магазина становится очевидно, что его сын совершил убийство, оно вызвало широкий резонанс и неоднозначную реакцию, ведь есть целые сообщества, поддерживающие подростка-убийцу.
- Кризис: отец вновь замечает подростков, которые, по его мнению, и разрисовали машину, срывается на них, но ограничивается словесными угрозами, а затем хаотично заливает краской оскорбительную надпись.
- Кульминация: разговор с сыном по громкой связи во время обратной поездки домой и фраза «… я изменю заявление и признаю вину», заканчивается звонок контрастной фразой: «Извини меня и с днем рождения».
- Развязка: разговор родителей об ошибках в воспитании сына и попытка понять, был ли сигнал, который они упустили (ведь в их глазах он был счастлив) – размышления, в которых перемешаны воспоминания – радостные (эскимо и рисование) и стыдные (поход на футбол), перемешано чувство вины и взаимной поддержки; позже к ним присоединяется дочь и мы убеждаемся в силе любви этой семьи («Джейми наш») – они принимают, все что с ними произошло, остаются дома и остаются друг у друга (а фургон они, конечно, перекрасят).
- Финал: отец заглядывает в комнату сына (по его поведению можно предположить, что впервые с момента ареста) и просит прощение.
Наверное, четвертой серии «Переходного возраста» съемка одним кадром нужна меньше трех других. Здесь минимум постановочных трюков (разве что использование камеры на машине), этой серии они не нужны – у нее самый плотный сюжет. Хотя длинный план полезен для еще большего впечатления от актерской игры: динамика эмоций Стивена Грэма – это отдельное достижение сериала.
«Переходный возраст», исследуя причину убийства школьницы школьником, будто так и не находит ее. Он не обвиняет родителей (хотя мужественный отец был ролевой моделью для Джейми и воспитывали его по своему образу и подобию), не обвиняет школу и медиа (хотя не отрицает фактор буллинга и насмешек), он не ставит диагноз и Джейми (хотя показывает эмоциональные срывы – а у какого подростка их не было?).
Сериал оставляет оценки в стороне – нам предлагают просто провести с героями несколько часов, быть рядом, проживая каждое мгновение. И кажется, единственное на чем он настаивает – на внимании и разговоре, какой был у детектива Баскомба с сыном, какой был у Манды Миллер с дочерью в последнем эпизоде, а не такой, как у Джейми с психологом в исправительном учреждении.
Возможно, поэтому «Переходному возрасту» подходит съемка одним кадром – он будто боится потерять что-то важное, боится упустить момент, после которого ничего нельзя исправить.