Руки прочь от киноклуба - недооценённый шедевр Масааки Юаса

Руки прочь от киноклуба - недооценённый шедевр Масааки Юаса

Этот материал посвящен моему любимому аниме Руки прочь от киноклуба от моего любимого режиссера Масааки Юаса. Поэтому любимое эссе в квадрате.

О чем этот аудиовизуальный продукт?

Аниме рассказывает историю трех школьниц, которые основали свой киноклуб для создания аниме и изучения возможностей анимации в кинопроизводстве. Сериал состоит из 12 серии и каждая серия рассказывает о приключениях троицы и их творческом пути.

Анимация в аниме максимально проста, но все равно прекрасна

Какие у этого аниме сильные стороны?

  1. Визуальная форма.
  2. Саунд дизайн
  3. Музыкальное оформление
  4. Персонажи
  5. Идея
  6. Реализация
  7. Режиссура

Ну а теперь подробнее.

Визуально это аниме выглядит шикарно. Да, дизайны самих героев довольно простые, но не стоит забывать, кто является режиссером этого тайтла. У Масааки Юаса все персонажи отличаются простотой. Да и сама анимация обычно не блещет изысками. Он вообще придерживаться так называемого минимализма и принципа ваби саби во всех своих работах.

Ваби саби - это японская философия. Она учит наслаждаться простыми и часто даже несовершенными вещами, которые могут сначала показаться уродливыми обывателю.

Хотя и стоит отметить некоторые визуальные идеи. И одна из них - три стиля рисовки в одном аниме: основной стиль, стиль фантазий героинь и стиль аниме, которое они создают. И каждый из стилей имеет свои не только визуальные фишки, но и аудиальные:

Обычная рисовка: то, что вы видите во время просмотра тайтла. Звуковое сопровождение обычное, без каких-либо излишеств. Музыка очень приятная, фоновая, не навязчивая. В целом мир показан предельно реалистично и даже чересчур обыденно.

Мир фантазий - обзову так тот самый мир, где героини придумывают разные штуки и воплощают их в жизнь. Отличается более простой, схематической рисовкой с отсутствием заливки и редкими цветовыми пятнами. Частота кадров на этих сценах падает. Но вот звук... О, звук тут шикарен. Именно в этих сценах можно услышать озвучивание всех звуковых эффектов голосом человека: технические шумы, шорохи, резкие всполохи - все озвучено голосом. И при этом музыка звучит громче и имеет более сказочный характер. Вообще это все вместе звучит и выглядит настолько невероятно, что я за время просмотра экстаз словила.

Аниме, созданное героинями - здесь частота кадров тоже меньше, но при этом сама рисовка представляет собой нечто среднее между обычной рисовкой и миром фантазий. И здесь звука либо нет, либо он всратый, либо шикарный (зависит от того, добавилась к ним Доумеки или нет)

Звук в аниме

Руки прочь от киноклуба - недооценённый шедевр Масааки Юаса

Это моя самая любимая тема в этом аниме. Как я уже говорила, разные стили анимации сопровождаются разными звуковыми решениями. Но еще более крутым решением я считаю визуализацию звука. И сделано это как раз посредством включения в сюжет такой героини, как Доумеки Паркер. В ней речь пойдет в другом подзаголовке. Тут лишь обозначу некоторые характерные черты. Ее появление - это буквально демонстрация того, что звук в современном кино вещь не просто необходимая, но и естественная. Именно через нее режиссер говорит о важности кропотливой работы с фонограммой и показывает наглядно, как важна конкретная звуковая дорожка. И как при этом звук, при правильном его включение в продукт, может стать незаметным. Ну а еще да, саунд дизайнерам респект огромнейший. Мои ушки благодарят их за проделанную работу.

В чем отличие этого аниме от себе подобных?

Руки прочь от киноклуба - недооценённый шедевр Масааки Юаса

Реализм. Это самая прекрасная особенность вообще многих аниме Масааки Юаса. Он умело балансирует на грани создания необычного образа и реалистичного. Но «Руки прочь от киноклуба» отличается от многих его работ. Здесь картинка до боли проста, как и анимация. но при этом как раз эта простота является самой важной частью восприятия его работы. Помним, что это история о простых школьницах, которые решили создать киноклуб и рисовать аниме. Но при этом эта история рассказана предельно душевно, с затрагиванием личных конфликтов героинь, с их эволюцией, как персонажей. Жанр этого аниме - сэйнен. То есть оно рассчитано на мужчин. А как мы знаем, обычно в центре таких сюжетов истории о юношах, которые сталкиваются с жизненными проблемами, ситуациями или просто попадают в странные приключения. А здесь история о девушках, которые так же встревают в странные ситуации и идут к успеху. (Мне кажется, что это аниме не попало в жанр Дзёсей только из-за отсутствия любовных линий и вообще отсутвием мужских персонажей типа "красавчик". Хотя и стоит признать факт: аниме пользовалось популярностью у женской аудитории 12-30 лет. Я анализировала реплаи в социальных сетях и количество артов художников, а так же реакции пользователей)

О персонажах

Цубаме Мизусаки - девушка из богатой известной семьи, которая должна стать актрисой. Но она любит рисовать аниме. Поэтому в клубе она занимается отрисовкой движений, что и приносит ей удовольствие. Она не гонится за славой, которая ее итак сопровождает. Ей просто нравится быть собой. И у нее есть мечта, отличная от желаний ее семьи. Да, вместе с этой героиней раскрывается и извечная тема несоответствия интересов родителей и детей, которые хотят жить своей жизнью. И это чертовски круто, что у каждой героини аниме вообще есть свои конфликты, которые они решают посредством участия в киноклубе.

Мизусаки добрая, светлая, невероятно внимательная. Он способна подмечать разные мелкие детали, которые часто многими людьми остаются незамеченными. И при этом она невероятно трудолюбива и привыкла достигать успеха не с помощью связей родителей, а своим трудом. И этим трудом она показывает родителям, что она хочет рисовать аниме и именно это у нее хорошо получается.

Мидори Асакуса - героиня, ставшая главной причиной создания киноклуба. Это мечтательная девочка, увлеченная рисованием и аниме. Она обожает придумывать миры, разные механизмы и жить в своих фантазиях. Но при этом ее дико пугает реальность простой факт общения с людьми. Она шкерится при любом возможном контакте с людьми и боится с ними говорить. Собственно, это часто отягощает ей жизнь в бытовом плане: нет друзей, нет поддержки и даже в клуб записаться нет храбрости. А потом оказывается, что клуб переполнен и она готова просто прятаться от людей, лишь не принимать этого исхода и снова жить в своем выдуманном мире. В интернете я встречала теорию, что она может быть аутистом. Но нигде в официальных источниках это не сказано. Хотя в правдивости этого можно легко удостоверится, ибо этот аудиовизуальный продукт очень инклюзивный: здесь показано взаимоотношение людей разных рас и культур, которые существуют вместе и имеют свои особенности. Плюс ко всему - не стоит забывать о любви Масааки Юааса к героям со странностями. (В каждом его аниме есть герой, который выбивается из привычной картины общества)

И тут же стоит сказать. Что все же одна подруга у нее есть. Канамори. Та самая, которая может дать ей пинок к активу в прямом смысле этого слова. И та, кто заставит ее выйти в люди и говорить с ними. И при этом даст поддержку и вырвет из мира фантазий в реальный, чтобы Асакуса поела. Вообще их дружба это отдельный вид искусства: два совершенно разных человека нашли друг в друге поддержку и при этом стали существовать в тандеме, без которого их представить невозможно. Ну а еще стоит упоминуть один факт: в одном из интервью Масааки Юааса говорил, что видит в Асакусе экранное воплощение себя самого - человека увлеченного своим делом и отрешенным от реальности во благо создания аниме. Охотно верим, кстати.

Саяка Канамори - моя любимка с первой серии))) Это лидер клуба, исполняет роль продюссера и человека, который дает всем пинки и заведует распределением средств. Тот самый чел, который может найти инвесторов в попе мира и продать душу дьяволу. Чужую душу. И наверняка эта душа должна бы ей деняг. Вообще ее отношение с деньгами это просто отдельный вид искусства. Ну и то, как она решает дела.

Она - та, кто остается хладнокровной в вопросах творчества и всегда нацелена на результат. Да, сначала может показаться, что Канамори не дружелюбна и вообще склонна думать лишь о своей выгодк. Но это не так. Она не только о своей выгоде думает. Ей важен клуб и его процветание. И важна дружба. С той же Асакусой. Она всегда поддерживает ее и старается следить, чтобы эта оторванная от реальности девочка не забывалась в своих фантазиях. Вообще, как персонаж, Канамори меня восхищает следующими факторами

1. Она имеет несколько граней, как героиня:

  • она человек помешанный на деньгах
  • она очень принципиальная
  • она никогда не отступает и добивается своего
  • она способна дорожить дружбой с единственной подругой, хоть это и раскрывается не сразу. Но при этом приятно дополняет образ такой бизнес леди, которая думает только о выгоде, который складывается сначала.

2. Ее дизайн - он одновременно отталкивает и в тоже время привлекает. Не будем забывать, что действие происходит в Японии, а там слишком высокий рост, веснушки, загар и такое вытянутое лицо считается показателем дурнушности. При этом всем, она все равно выглядит очаровательно.

3. Она отлично прописана. Вообще, в аниме все герои хорошо проработаны, но больше всего, а точнее живее всего смотрит именно Канамори. Хотя я и допускаю тот факт, что мне реалисту и прагматику она просто зашла больше. (Но не больше, чем Доумеки)

Канамори и ее любовь к деньгам
Канамори и ее любовь к деньгам

4. Ее личная арка это просто вау. Именно в ней показано, как маленькая девочка стала такой крутой и властной девушкой, что может вести переговоры со всеми. (Там она по сюжету проводила взрослый в единственный работающий магазин во время метели и получила за это деньги.)

Доумеки Паркер (Домеки Пака) - участница аудио клуба и его представитель. (По факту - единственный участник) Горит своим делом и обожает звук. Занимается сохранением и пополнением школьной коллекции аудиозаписей и подрабатывает продажей фонограмм. Не особо любит контактировать с людьми, но при более близком знакомстве может раскрыться как добрый и очень милый человек. Обожает покушать и поспать (обоих вещей ей всегда не хватает)

Доумеки тоже боится людей. Но только тех, что ее пугают шумом

Она - героиня второго плана, но при этом играет важную роль в создании аниме, которое снимают героини. Ее задача - сделать саунддизайн и подобрать музыку. Да, роль маленькая, но я все равно ее люблю, потому что это единственная репрезентация профессии звукорежиссера! Черт возьми, я была в таком шоке, когда увидела ее в 6 серии, что сразу поняла, на кого косплей хочу сделать. Серьезно: Доумеки лучшая! Самая крутая девушка во вселенной! И еще до боли жизовая. (Кто знаком с мемами про звукорежиссеров, тот поймет весь юмор, что исходит от Доумеки.)

Наглядная демонстрация тяжелого труда всех работников индустрии аудиовизуальных искусств

Вот за это прямо респект создателям. А особенно мангаке Ооваро Сумито, который поднял эту тему первым. И режиссеру Маасаки Юасе, который воплотил ее на экране. Ибо обычно принято идеализировать эту сферу. Но реальность совсем другая. В реальности ты стоишь по колено в говне, а оно еще и воняет. Но ты вида не подаешь и выполняешь свою работу. Потому что какое бы говно тебя не окружало - оно не должно влиять на конечный продукт. И эта мысль есть в аниме

Масааки Юаса опять гений?

Ну, сомневаться в этом не приходится. Каждая его работа восхищает своими особенными фишками и при этом отличается от предыдущих. Вообще, у этого режиссер нет похожих работ. Да даже его режиссерский подчерк прочесть сразу бывает трудно. Кроме одной простой мысли: его работы шикарны.

Анимеманы сразу поняли отсылку на культовое произведение

Вообще отличительные фишки в работах Юасы есть. Это большая работа с визуальными образами, принцип Ваби саби, умелая работа со звуком и симбиоз искусств. Именно симбиоз, где каждый элемент на экране дополняет друг друга и вместе создает неповторимое восприятие. И как ни странно - именно об этом говорится в самом аниме. Там приводится множество размышлений на тему важности звукового сопровождения и каким оно бывает. На тему размышлений о визуальном воплощении сценария и том, как порой приходится менять многие вещи в угоду сохранения конечной идеи.

Да, для меня Масааки Юаса гений. Сомневаться не приходится. Я безумно люблю его работы и каждый раз получаю при их просмотре непередаваемый киноопыт. А это стоит много. Поэтому настоятельно рекомендую данный тайтл к просмотру.

Ну и да, стоит сказать, что существует еще и дорама, снятая по аниме... И я могу поговорить о ней более подробно, если вы этого захотите.

131
38 комментариев

Руки прочь от киноклуба - недооценённый шедевр Масааки ЮасанедооценённыйКаво?

65
Ответить

Удвою, как же уже затрахали эти «недооценённые», «тайтлы, которые вы пропустили(не знали)» и пихают при этом расхацпленные штуки о которых буквально все знают.

11
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Ну так его смотреть никто не стал, значит недооценили.
Послушали восторженные отзывы, но прошли мимо.
Тут же не сказано неизвестный.

Стата Киноклуба (шики/мал):
Просмотрено 13938/Completed: 137,019

Стата Игры Дарвина из того же сезона:
Просмотрено 30718/Completed: 350,865
А это, мягко скажем, проходняк вопросительного качества.

3
Ответить

Вот да, заголовок уровня "Титаник - недооценённый шедевр".
Даже читать пост не захотелось

3
Ответить

недооценённый шедевр Масааки ЮасаНастолько недооцененный, что о нем трубили повсюду, ставили во все топы и говорят до сих пор

49
Ответить

Даже я не смотрящий аниме, слышал про этот шедевр. И хз зачем, решил посмотреть иии дропнул на второй или даже на первой :)

5
Ответить