Face Status Bar как в Doom: Лицо-индикатор
В мире видеоигр визуальная коммуникация играет ключевую роль. Face status bar - это концепция, когда лицо персонажа выступает индикатором различных игровых ситуаций. Для некоторых игр 90-х годов так это вообще киллер-фича.
Как это работает? Вместо привычных полосок, графиков и цифр, разработчики используют деформацию лица персонажа для передачи информации. Например, уменьшение здоровья персонажа отображается через покраснение лица, заплывшие глаза и капли крови и пота.
Решил попробовать запрототипировать этот прием в своем аркадном shoot'em up. Потому что ретро-шутеры у меня неизбежно ассоциируются с Doom и Quake. Набросок получился интересным и не сложным в исполнении. Теперь настало время разобраться, как это делали классики и что применимо для моей игры.
Doom (1993)
На дисплее отображается анимированное изображение головы Думгая. Получение урона заставит его стиснуть зубы от боли и посмотреть в сторону, откуда пришел урон. По мере получения урона его голова выглядит все более окровавленной и в синяках, становясь все хуже с каждой потерей 20%. Со временем, от бодрого морпеха персонаж постепенно переходит в умирающего окровавленного морпеха. Особый портрет есть для знаменитого IDDQD, когда лицо становится невозмутимо каменным с мистически-желтыми светящимися глазами. А когда Думгай подбирает новое оружие или использует крутое мощное оружие, то он зло улыбается.
В порте Дума есть еще взрыв головы, когда при низком здоровье игрок получает огромный урон.
По сути, лицо персонажа дублирует проценты здоровья. Состояние меняется каждые 20%. Но есть и уникальная функция, которой нет в HUD. Это взгляды по сторонам, что помогает сориентироваться игроку при получении урона.
Wolfenstein 3d (1992)
Хронологический порядок немного нарушен. Но уж простите, про Doom я подумал в первую очередь.
Здесь лицо главного героя, Уильяма Бласковица, так же начинает кровоточить по мере потери здоровья. Если я правильно помню, персонаж начинал смотреть влево-вправо при бездействии. и широко улыбался, когда уровень пройден. Напишите, пожалуйста, в комментариях про остальные статусы, если вы знаете.
Quake (1996)
Carmageddon (1997)
В Carmageddon статусная панель имеет более юмористический подход. Но и игра же в другом жанре. Лицо водителя меняется в зависимости от происходящего в игре: от спокойного до испуганного или злого при столкновениях или авариях. Это добавляет комедийный элемент к жестокому геймплею и усиливает взаимодействие с игроком.
Интересно, что в Кармаггедоне было два игровых персонажа. Предполагаю, что для повышения ролевой составляющей игры.
В следующей части игры этот прием уже не использовали. Видимо, оказался неэффективным.
UPD: Уже после публикации случайно наткнулся на интересную публикацию.
Огромное спасибо паблику DOS4GW.EXE за наводку!
Metroid Prime (2002)
В этой игре концепция немного меняется по сравнению с олдовыми шутанами. Тут нет отдельной панели в UI. Но лицо героини отражается в визоре. В целом, идея та же. Лицо меняется в зависимости от игровых ситуаций и служит в первую очередь для усиления связи игрока и игрового персонажа.
Моя реализация - Galactic Shodown
Мой космический варвар, Нейку Скрежет, немного наклоняется при маневрах. И хищно улыбается при выстрелах и при уничтожении всех противников. При проигрыше вместо персонажа отображаются помехи на экране.
Портрет как-будто больше играет декоративную роль. Потому что оказалось сложно следить за обстановкой на игровом поле и за лицом. К тому же, когда лицо персонажа не дает как-то полезной информации. Пока единственная польза от него - это шуточные реплики персонажа, когда он успевает полностью уничтожить волну противников до прихода следующей.
А вы что думаете?
Заключение
Преимущества face status bar:
- Уникальность и запоминаемость: Такой подход делает интерфейс игры более оригинальным и запоминающимся, создавая особую атмосферу. Для шутанов начала 80-х так это вообще был тренд.
- Эмоциональная связь: Игроку сопереживает герою. Ну или угорает вместе с ним.
- Визуальная ясность: Деформация лица легко читается и позволяет быстро понять состояние персонажа.
- Дополнительная информация: Некоторые элементы гораздо выгоднее показать через лицо персонажа, чем другими индикаторами в UI. Например, откуда прилетел урон, как в Doom.
Недостатки face status bar:
- Ограниченность: Не все параметры можно отобразить с помощью лицевой мимики. Однозначно, качественные параметры лучше подходят для лица-индикатора, чем количественные.
- Сложность реализации: Разработка качественной лицевой анимации требует дополнительных усилий и ресурсов.
- Устаревший подход: С появлением более современных способов отображения информации, face status bar может выглядеть несовременно. Но это спорно, если речь о ретро-играх. К тому же, есть прекрасные реализации в современных играх.
А какие еще игры вы знаете, где используется Face Status Bar?
Надеюсь, материал был интересен вам. Я буду рад услышать ваши комментарии и дополнения. А так же обратную связь на мою реализацию Face Status Bar в Galactic Showdown. Страница игры доступна на VP Play https://vkplay.ru/play/game/galactic_showdown и https://combat-dices-team.itch.io/galactic-showdown (есть бесплатная демо-версия).
Дальше я попробую провести еще разборы ретро-игр, чьи механики, как мне кажется, удалось затронуть в своем проекте. Не забудьте подписаться на профиль и добавить игру в свои вишлисты/коллекции/подписки, чтобы не пропустить новые статьи.
Кстати, у игры не так давно появился дом в ВК https://vk.com/galactic_showdown. Буду рад видеть вас в сообществе игры.
Всем удачной игры и приятного дня!
Топчик! Ох как не хватает сегодня игр с оригинальными интерфейсами. Последний раз видел face status bar в великой и ужасной Daikatana.
Ну в этой игре прям оригинального скорее всего ничего не намечается. Но кто знает? Быть может именно благодаря вашим подсказкам мне удастся синтезировать что-то не совсем попсовое, но рабочее ))
https://www.youtube.com/watch?v=GIlhhR_KECk&ab_channel=LiborTinka
В одной из додумовой игр от id Software под названием Dangerous Dave, были очень милые анимации смертей.
из неочевидных примеров в платформере cool spot подобное было)