Мы есть то, кого мы едим

Женщина-режиссёр и по совместительству вегетарианка сняла ни то триллер, ни то хоррор с налётом чёрной комедии про мужчин, которые едят друг друга. Получился шедевр, который оказался никому не нужен... Читай, как я продаю тебе Ravenous.

Сюжет фильма

Американское командование в замешательстве, потому что капитан Джон Бойд (Гай Пирс) захватывает вражеский пункт в одиночку, но происходит это из-за акта трусости с его стороны. Вот уж точно «Казнить нельзя помиловать». Идеальное решение — это вместо расстрела за трусость отправить капитана в богом забытый форт Спенсер за храбрость.

В форте «несёт» службу группка ярких личностей. Давай просто покажу вот этот отрывочек на 45 секунд с представлением каждого персонажа, а заодно то поймаешь настроение фильма:

И вроде выбирай себе досуг на любой вкус: пей бурбон, «лечись» травами, играй в шахматы, верь в бога, веди умные беседы о войне и величии страны. Но шотландский незнакомец по имени Колхун (Роберт Карлайн) сбивает планы капитана, когда решает поваляться обмороженный у входа в форт.

Жители форта помогают ему согреться, а заодно выслушивают топовую историю о том, как командир Колхуна повёл караван запутанной дорогой, завёл всех в пещеру и съел. Колхун уверяет, что в пещере скорее всего остались выжившие. Американцы собирают команду спасения и идут в пещеру.

Напряжение нарастает...

Мои впечатления

Ravenous — тот фильм, от которого я ничего не ждал. Просто очередной хоррор с тем-самым-чуваком из «На игле», который я выбрал внезапно, игнорируя бэклог из сотни других фильм. И как же я рад, что в поисках фона для поедания попкорна я напоролся на такую жемчужину.

Даже особо не разогнавшись, сюжет за первые 15 минут приковал моё внимание четырьмя моментами:

Раз. Музыка. Ей выделил отдельный блок.

Два. Крутая атмосфера заснеженных гор. Кстати, ты замечал за собой, что есть какая-то слабость к фильмам, где валит снег? Или только у меня так?

Три. Главный герой. Трус, который просто не хотел воевать и убивать, но в итоге как-то выжил, да ещё и стал героем. Весь фильм он будет противостоять харизматичному и сильному противнику и метаться из стороны в сторону с вопросом: «Есть или не есть?».

Четыре. Второстепенные персонажи. Я их показал выше. Они такие миленькие, так бы и съел, ном-ном-ном! Вроде роли небольшие, но каждый внёс что-то запоминающееся и своё в ритм истории.

Те 15 правильных минут были лишь затравкой, чтобы познакомить меня с главной движущей шестерёнкой всего фильма — Колхуном. Он появляется, и фильм расцветает окончательно, а с двух сторон ринга вырисовывается ядрёное и оголённое противостояние персонажей Гая Пирса и Роберта Карлайла — оба великолепны!

У меня было в планах подробно рассказать про замес, который начинается с приходом Колхуна, но я не хочу портить тебе впечатления, а любые рассказы лишь приведут к ненужным спойлерам. Ты даже можешь заметить, что я в этот раз и на гифках сэкономил ради твоего девственного незнания сюжета. Просто знай, что тебя ждёт кровавый умный комедийный экшен, который ещё тогда 24 года назад умудрился сказать своё слово в жанре до прихода любителей что-то там переосмыслить, да ещё не стал теребить очередных вампиров, монстров и призраков, а взялся за редкую и мерзкую тему каннибализма.

Мини хвала диалогам

Кое-что я всё таки могу рассказать без спойлеров, например, похвалить диалоги. Они забавные, особенно в контексте каннибальских замашек некоторых персонажей:

Ешь, чтобы жить. Не живи, чтобы есть...

Он, на мой вкус, несколько жестковат. Впрочем, таким и должен быть настоящий солдат...

— Что вы готовите?

— Это тушёное мясо

— Нужна помощь?

— Нет... но возможно позже вы бы могли внести свой вклад

Ну и фраза из финала фильма, безусловно одного из лучших кинофиналов (по-моему скромному мнению):

Если ты умрёшь раньше, то я определённо тебя съем. Вопрос в том, если умру я... что ты будешь делать? Приятного аппетита.

Отдельная хвала уникальному саундтреку

Возможно, саундтрек получился настолько необычным благодаря коллаборации двух разных жанровых композиторов. С одной стороны, мой любимый британский минималист Майкл Найман, который прославился саундтреками к фильмам Питера Гринуэя («Повар, вор, его жена и её любовник», «Контракт рисовальщика») или к драме «Пианино» (1992), а с другой стороны, Деймон Албарн — фронтмен группы Blur и создатель и участник проекта Gorillaz.

Я не знаю, сколько в саундтреке от Майкла, а сколько от Деймона, но всё таки по звучанию музыка склоняется к руке именно Майкла Наймана. Например, вот эту почти весёлую шкатулочную мелодию написал Албарн, но к концу наслаивается оркестр и вся весёлость по наймановски вязнет во тьме.

А вот моя любимая композиция, которую вообще сложно как-то интерпретировать. Могу бесконечно кайфовать, как постепенная перекличка между почти детскими одинаковыми низкими и высокими нотами сначала глушится красивой мелодией, а затем всё сильнее и сильнее обрастает эмоционально. Особенно она цепляет, когда ты видишь финал фильма:

Ну и чтобы ты максимально проникся контрастным саундтреком из «Людоеда», попробуй догадаться в какой сцене играет эта мелодия, а я ниже дам варианты ответа:

Во время какого события играет мелодия Run?
Деревенская вечеринка
Свинопас ухаживает за любимой хрюшкой
Маньяк гонится за жертвой
Повар готовит блюдо из человеков

Может «Людоеду» не повезло со временем?

Я не встречал «Людоеда» в топах и подборках, поэтому когда преисполненный восторгом после просмотра начал рыть инфу, то был удивлён, что много таких же восторженных одиночек хором твердят, что это незаслуженно обойдённый стороной шедевр кинематографа.

Может зря премьера «Людоеда» состоялась в тот же месяц, что и премьера «Матрицы», в марте 1999 года? Я полистал премьеры той весны и всё самое громкое умудрялся брать в прокате: «Матрица» — её я сразу купил, «Жестокие игры», «10 причин моей ненависти», «Анализируй это», «Эд из телевизора», «Силы природы», «Командир эскадрильи», даже «Гениальные младенцы» — всё подряд свежее засовывалось в кассетоприёмник. Но где «Людоед»? Даже тогда его не завезли в прокат.

Блин, Людоед, с утра надо было фильм выпускать, с 8 до 10 по Москве, во вторник! Всему тебя учить надо.

Ну ничего. Спустя десятилетия «Людоеда» любят всё больше, и я примкну к этой армии любителей любоваться, как американцы проводят досуг за поеданием своих товарищей. Если и нужно куда по делу лепить слово «культовый», то к Ravenous.

Что в итоге

Людоед — хорош.

Я покорён тем, как режиссёр Антония Бёрд поместила в один яркий калейдоскоп жанровые элементы вестерна, мистики, триллера, хоррора, комедии, приправив это всё шикарным злодеем, каким-то отбитым саундтреком и атмосферными зимними пейзажами. Не обманывай себя дурацким трейлером и прими этот фильм, как нечто выбивающееся из стандартов жанров с их клише.

Любители с СПГС, вы тоже останетесь довольны, выковыривая ноготками очередную мысль о том, что фильм то на деле несёт феминистический посыл, а может даже скрывает за поеданием плоти бесконечную погоню за властью с завоеваниями чужих земель.

Мы есть то, кого мы едим

Если ищешь ещё обзоров на годноту, то заглядывай в подсайт про южнокорейское кино и в гости к блогеру ПЛАТОНу:

P. S. Подписывайся на мой вот этот вот личный ДТФ блог, ну и на канал в телеге подписывайся — там про кино. Так же супер коротко, зато по горячим следам, отчитываюсь о просмотренном на Кинориуме — заглядывай.

372372
157 комментариев

Пора шашлыков значит :)

48
Ответить

Ой, просто сказачный, нет - СКАЗОЧНО ПРЕКРАСНЫЙ И УТОНЧЁННЫЙ фильм. Обожаю и всем рекомендую. Сам смотрел раза 3 или 4. Потрясающая нагнетающая обстановка безысходности, когда даже главный герой не верит в себя. Изюмительно!

19
Ответить