Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Поиграли в новую RPG от Atom Team и рассказываем, чем она интересна.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Студия Atom Team известна по своей дебютной игре — Atom RPG. Очередной «русский Fallout» запомнился тем, что был одним из хороших клонов — пускай и страдал от стандартных для новичков ошибок вроде багов и не лучшего баланса. А также слишком своеобразного юмора, состоящего из глупых и совсем уж лобовых отсылок ко всему на свете.

Недавно разработчики выпустили новую игру — Trudograd. По сути, это самостоятельное дополнение, разросшееся до отдельной игры — что-то вроде Fallout: New Vegas. И это не единственная схожесть, ведь события новой игры Atom Team тоже вертятся вокруг одного из немногих переживших ядерную войну городов, Трудограда.

В нём находится изобретение, необходимое для спасения планеты от падающей звезды, и учёный, что его придумал. И оборудование, и человека вам нужно найти по заданию начальства. Правда, это не будет простым делом: в Трудоград абы кого не пускают, особенно в элитный район, без посещения которого пропавшего деятеля науки и его изобретение не найти. Да и своих проблем в городе хватает: заговоры, банды, междоусобное войны, мутанты и даже паранормальная чертовщина.

Мы провели чуть больше внутриигровой недели в лучшем городе из оставшихся и спешим рассказать, почему на Atom RPG: Trudograd стоит обратить внимание.

«Трудоград» — это хорошая ролевая игра

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

«Трудоград» — это классическая изометрическая RPG с походовой системой боёв, хоть и не без минусов. На месте всё то, за что мы любим классические ролевые игры в духе Fallout: различные билды, масса навыков и перков. По традиции жанра, не все из них одинаково полезные (привет, навык азартных игр, которому ни в одной RPG не могут найти нормального применения). Также можно взять две особые черты, целиком меняющие геймплей. Например, получить талант к стрельбе взамен на полное неумение драться в ближнем бою.

Для своего путешествия я собрал максимально дурацкого героя: не умеет сражаться ничем, кроме пистолетов и ПП (русский ковбой, не иначе), ничего не смыслит в технике и скрытности, слаб физически. Однако при этом понимает в бартере, обладает дьявольской харизмой и умеет общаться с людьми. К тому же сверху я взял пару перков, которые повесили штраф вообще на всё, но сделали героя чуть ли не самым везучим человеком в постсоветской и постапокалиптической России.

В целом прохождение по крайней мере первых 10 часов у меня вышло достаточно комфортным и забавным. Местные поражались тому, насколько они открыты со мной (видать, дело в моей улыбке!), а из-за огромного показателя удачи со мной случались какие-то совершенно невероятные вещи.

Загрузки между локациями сопровождаются неплохими, атмосферными картинками
Загрузки между локациями сопровождаются неплохими, атмосферными картинками

Например, в ходе поручения по дрессировке пса я просто «по-братски» уговорил собаку слушаться хозяина. А во время засады в подземелье, в которой меня и моих напарников должны были убить бандиты, прорвало трубы с горячей водой — и всех, кроме нашей команды, сварило заживо.

Из-за выбранного мной совершенно нежизнеспособного билда игра превратилась в какой-то русский Disco Elysium на минималках. Сражений почти не было — свой первый выстрел я сделал часу на третьем. Квесты решались исключительно диалогами и смекалкой. Ну и в целом вокруг происходил какой-то идиотский и мистический абсурд.

Но не стоит думать, что Trudograd — прямо таки отличная RPG. Тут хватает заметных косяков: какие-то навыки полезнее других, а перки мне показались скучными — не хватает чего-то вроде «чёрной вдовы» из Fallout или ещё какого-нибудь жуткого каннибализма. В основном это обычные прибавки к урону в сражениях или бонусы вроде улучшения скрытности ночью.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Однако ролевая система «Трудограда» скорее радует, чем огорчает. Игра позволяет сделать персонажа под себя и вполне неплохо его отыгрывать. Особенно если вы придумали кого-то странного вроде моего везучего ковбоя без даже базовых знаний об оружии — при том, что он агент-ветеран секретной военной организации. Чёртово кумовство! Подкуп! Дуракам везёт!

К слову, приятный бонус: для полноценного прохождения вам не нужно даже запускать предыдущую часть, которую Trudograd продолжает своим сюжетом. Сюжетные подвязки и какие-то персонажи из Atom RPG тут есть — но крайне незначительные. Так же было и в New Vegas: что-то из общего лора тут есть, но знать это совершенно необязательно. Всю необходимую информацию вам расскажут в самом начале.

Эта оторванность от Atom RPG и самостоятельность играет на руку Trudograd. Никаких глобальных конфликтов и десятков страниц лора на манер RPG в духе Pillars of Eternity. Ваша задача проста: есть закрытый город, есть две цели в нём, которые надо найти. Как и когда вы это сделаете — уже вам решать. На этом всё, развлекайтесь. Все дальнейшие события отталкиваются исключительно от поиска местных макгаффинов.

«Трудоград» — это «Санитары подземелий 3», которые мы заслужили

Если вы хотите от игр Atom Team серьёзные сюжеты со сложными темами и глубоким лором — вы делаете ошибку. Что Atom RPG, что Trudograd — скорее оживший русский анекдот. Первую игру аудитория в целом запомнила как «кринжовая» из-за переизбытка низкопробных плоских шуток и отсылок в лоб.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Вселенная двух игр в целом не шибко серьёзная: Советский Союз развалился после ядерной войны, и выжившие превратили Россию в смесь «Безумного Макса» и разрухи девяностых годов — со всеми культурными последствиями вроде идиотских верований, повсеместного мракобесия и несправедливости.

Если всё в играх Atom Team кричит о желании «сделать русский Fallout», то подход к текстам и общей атмосфере больше отдаёт «Санитарами подземелий». События здесь не очень серьёзные, и многие вещи существуют лишь смеха ради.

Конечно, авторы всё ещё берут скорее количеством шуток, чем качеством, подобно недавней Breathedge. Однако если вы всё же фанат такого простенького юмора — местные шутки придутся по душе. Особенно потому, что во второй игре разработчики проделали работу над ошибками и значительно снизили уровень «петросянства».

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Иногда встречаются банальные вещи, от которых хочется закатить глаза и сказать «да-да, мы поняли, ха-ха отсылка» — например, доктор Мертваго и прочие дурацкие фамилии персонажей. Но в среднем ситуация значительно лучше, чем в Atom RPG.

Над какими-то вещами я откровенно хихикал — например, над бандой воров домашнего скота «Коза-ностра», которые украли у местного жителя коз. Или несчастным мужиком, которого карлики-мутанты загрызли насмерть — о чём тот рассказывает в местном баре каждый раз, когда заходит туда выпить.

Мужик, зачем тебе в доме корова?

Местный сеттинг хоть и абсурдно-комедийный, но местами интересный с точки зрения построения мира, потому как здесь воплощена вся суть русского менталитета по части отношений к вере и происходящему вокруг. После ядерной войны и последующих после неё событий Трудоград смешал в себе, пожалуй, все возможные фракции: коммунистов, «питерскую» интеллигенцию, воров из 90-х местного разлива, атеистов, членов языческих культов и последователей русско-северных верований.

Например, у всех на слуху некая армия северных варваров, которые собираются ограбить и поубивать жителей Трудограда. Люди верят в культ брюквы и почитают этот корнеплод, как нечто священное. А ещё есть культ святого Серёжи — человека, что родился без костей и забрался на две самые высокие горы на планете. Одновременно.

Во время перемещения по глобальной карте можно наткнуться на случайные (и не очень) события
Во время перемещения по глобальной карте можно наткнуться на случайные (и не очень) события

Ещё не до конца забытое советское образование соседствует в разуме местных с верой в чертей и бесов, а сталкеры и выжившие после ядерной войны уживаются с мутантами и даже призраками. В общем, сумасшедший микс реальной разрухи и бардака в головах у людей — и не до конца понятно, выдумки ли местные байки или нет.

«Трудоград» — это город-анекдот. Причём анекдот именно бытовой, русский, будто выписанный из колонки какого-нибудь журнала или местной газеты. Острота, которую вам за пивом рассказывает на даче отец. Не каждому местный юмор придётся по душе, но и откровенно плохим я его назвать не могу.

Трудоград — город наш, родной

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Ещё один неоспоримый плюс Trudograd — «наш» колорит. Сам Трудоград — большой советский город, хотя из-за пережитого апокалипсиса больше напоминает типичную русскую провинцию 90-х с ободранными «хрущёвками», разграбленными заводами и обшарпанными квартирами.

Трудоград ощущается грустным памятником некогда великой стране, и ныне погряз в пороках. Здесь повсеместны бандитизм, проституция, наркомания, резко пришедшие суровые нравы капитализма и ещё не прошедший шок от смерти огромного государства. А по окраинам обнесённого защитной стеной города-крепости разрослись привычные сёла с одноэтажными хатами, землянками, огородами и ржавыми тракторами. Всё, как у вашей бабушки в деревне.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Родной «русский дух» чувствуется и в прочих мелочах: пачки советской соли, рогачёвская сине-белая сгущёнка, пережившие войну советские сладости, с детства знакомые агитационные плакаты, и холодные, но такие знакомые «хрущёвки». Ну и настенные ковры, пахнущие лаком шифоньеры и толстые телевизоры.

Atom Team не пытается дословно подражать своему западному вдохновителю и наоборот «выпячивает» свою русскость. Неизвестно, как на такой экзотический для неё колорит реагирует западная публика, но русскоязычным игрокам должно быть приятно. Пускай и не всем — «хтонь девяностых» в современной культуре всё-таки немного утомляет.

«Трудоград» — это там, где играют в русский «Гвинт»

Верите или нет, но в Trudograd тоже есть своя карточная игра, по которой местные жители сходят с ума. Это «Бомбаган» — эдакий очень простенький аналог Hearthstone, карты в котором собраны из местных поверий.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Суть: игроки сражаются в дуэли один на один. Каждый из них — это город на манер Трудограда, который надо разбомбить. Кто быстрее уничтожит соперника — тот и победил. У обеих сторон по 10 очков здоровья и максимум 10 очков брони, создаваемой картами построек.

Чтобы уничтожить противника, нужно разыгрывать карты за энергию, которая растёт с каждым раундом: оба игрока начинают с одного очка, и с каждым новым кругом резерв увеличивается, позволяя разыгрывать больше карт за ход.

Сами карты делятся на два типа. Первый — постройки и бонусы, что копят вам броню и два основных ресурса — еда и жильё. Второй — существа, которые наносят врагу урон взамен на ваши ресурсы.

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

«Бомбаган» — под стать самой Trudograd. Не очень сбалансированный, не то чтобы идеальный, но очень весёлый. Тратить на него время стоит, если вы любите штуки вроде «Гвинта» и хотите выполнить местный квест на победу четырёх гроссмейстеров «Бомбагана». Зарабатывать деньги на нём не лучшая идея, так как суммы в этой ККИ крутятся до смешного маленькие. Немудрено: все вокруг нищие. Постапокалипсис как-никак.

К слову, тут ещё есть «Ругалки» — местный аналог рэп-батлов, где надо как можно изощрённее и умнее оскорбить оппонента. Игроков в эту забаву очень мало, и их ещё надо найти. И помните — нельзя шутить про мать.

К сожалению, при всех плюсах, Trudograd есть за что ругать. Как уже упоминалось, здесь есть классические для комплексных CRPG проблемы с балансом и бесполезными перками. А ещё есть откровенно ненужные механики: крафт при небольших масштабах игры и компактности Трудограда мне показался не очень полезным — идее негде разгуляться, проще необходимое просто купить или украсть, нежели собрать из мусора. При том что самопалы будут куда менее полезными, чем нормальное оружие.

То же самое с механиками голода и холода. Еда нужна, чтобы периодически заглушить надоедливый счётчик, а от замерзания можно избавиться практически в любой локации, просто постояв около горящей бочки. Ничего, кроме небольшого раздражения, эти механики не вызывают.

А ещё тут всё ещё есть мелкие баги и редкие вылеты. Трудоградский дрифт!

В начале можно в целом обходиться без сражений, но, судя по отзывам игроков, ближе к концу игры вас всё равно заставят воевать несмотря на стиль прохождения. Это делает персонажей с силой или ловкостью ниже пяти бесполезными — это минимальный порог для хоть использования хоть какого-то нормального оружия. А если вам не хватает характеристик и навыка владения для какой-то пушки — от неё не будет никакого прока. Речь идёт даже не о штрафе к точности, а о полном отсутствии шанса попасть даже в упор.

Мелких проблем тоже хватает. Работа с инвентарём неудобная, и ваши вещи быстро превращаются в свалку мусора. В тексте есть пунктуационные и грамматические ошибки. Бои хоть и понятные, но такие же неуклюжие и долгие, как в Fallout 1 и 2. Этот аспект, возможно, стоило бы наконец изменить, а не оставлять в неизменном виде как дань классике.

Лучшие два слова, которыми можно описать Trudograd — «весёлая» и «приятная». Несмотря на то, что это откровенный клон Fallout с вкраплениями русского колорита, у него всё же чувствуется своя харизма. В конце концов, в какой ещё игре можно нюхать клей, ходить по минному полю за золотыми зубами и спорить с бабками у подъезда о местной геополитической ситуации?

Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»

Если не ждать от «Трудограда» революции в жанре и проходить её максимально безумно, — она работает так, как нужно. Пускай и не идеально. Это хорошая самостоятельная RPG, которая хотя бы частично исправляет проблемы дебютной игры Atom Team. Не русский «Ведьмак», конечно, но и не неловкий «наш ответ» чему бы то ни было.

Но для следующей игры Atom Team стоит придумать что-то новое. Третий «русский Fallout» вряд ли будет нужен даже верным фанатам студии.

211211
91 комментарий

Вот из за "юмора" в стиле Санитаров подземелий и прочего радио "гы-гы, радио га-га" не смог поиграть в первую часть, ловил дичайший кринж через час игры... тут похоже та же клюква в лаваше...

Ну, а за ребят рад, народу вроде нравиться.

53

обратная ситуация : в свое время "Санитары" зашли как раз из-за своего юмора, атмосферы, отсылок.  оригинальная же "Атом РПГ" вызвала скорее недоумение из-за ощущения общей фальши атмосферы и наружных шуток современных сценаристов,  пытающихся шутить на малопонятную для них тему. отдельный привет глобальной карте, которая прям позаимствована из Wasteland 2

22

"радио "гы-гы, радио га-га"" - а что ещё можно от панконутых людей в постапокалипсисе ждать?

3

поиграй в фоллаут, там петросяниума не меньше

это метаиронично читать от аватки с орденом отечественной войны

А вообще, кстати, не понимаю почему все употребляют словосочетания "наш ответ", "русский ответ фоллауту", если игра, блядь, буквально копирует первые два старых фоллача, даже элемент боевки напарников.

32

почему все употребляют словосочетания "наш ответ", "русский ответ фоллауту"При том, что фоллаут вроде ни у кого ничего не спрашивал

19