Славься, советский: четыре причины поиграть в «Трудоград»
Поиграли в новую RPG от Atom Team и рассказываем, чем она интересна.
Студия Atom Team известна по своей дебютной игре — Atom RPG. Очередной «русский Fallout» запомнился тем, что был одним из хороших клонов — пускай и страдал от стандартных для новичков ошибок вроде багов и не лучшего баланса. А также слишком своеобразного юмора, состоящего из глупых и совсем уж лобовых отсылок ко всему на свете.
Недавно разработчики выпустили новую игру — Trudograd. По сути, это самостоятельное дополнение, разросшееся до отдельной игры — что-то вроде Fallout: New Vegas. И это не единственная схожесть, ведь события новой игры Atom Team тоже вертятся вокруг одного из немногих переживших ядерную войну городов, Трудограда.
В нём находится изобретение, необходимое для спасения планеты от падающей звезды, и учёный, что его придумал. И оборудование, и человека вам нужно найти по заданию начальства. Правда, это не будет простым делом: в Трудоград абы кого не пускают, особенно в элитный район, без посещения которого пропавшего деятеля науки и его изобретение не найти. Да и своих проблем в городе хватает: заговоры, банды, междоусобное войны, мутанты и даже паранормальная чертовщина.
Мы провели чуть больше внутриигровой недели в лучшем городе из оставшихся и спешим рассказать, почему на Atom RPG: Trudograd стоит обратить внимание.
«Трудоград» — это хорошая ролевая игра
«Трудоград» — это классическая изометрическая RPG с походовой системой боёв, хоть и не без минусов. На месте всё то, за что мы любим классические ролевые игры в духе Fallout: различные билды, масса навыков и перков. По традиции жанра, не все из них одинаково полезные (привет, навык азартных игр, которому ни в одной RPG не могут найти нормального применения). Также можно взять две особые черты, целиком меняющие геймплей. Например, получить талант к стрельбе взамен на полное неумение драться в ближнем бою.
Для своего путешествия я собрал максимально дурацкого героя: не умеет сражаться ничем, кроме пистолетов и ПП (русский ковбой, не иначе), ничего не смыслит в технике и скрытности, слаб физически. Однако при этом понимает в бартере, обладает дьявольской харизмой и умеет общаться с людьми. К тому же сверху я взял пару перков, которые повесили штраф вообще на всё, но сделали героя чуть ли не самым везучим человеком в постсоветской и постапокалиптической России.
В целом прохождение по крайней мере первых 10 часов у меня вышло достаточно комфортным и забавным. Местные поражались тому, насколько они открыты со мной (видать, дело в моей улыбке!), а из-за огромного показателя удачи со мной случались какие-то совершенно невероятные вещи.
Например, в ходе поручения по дрессировке пса я просто «по-братски» уговорил собаку слушаться хозяина. А во время засады в подземелье, в которой меня и моих напарников должны были убить бандиты, прорвало трубы с горячей водой — и всех, кроме нашей команды, сварило заживо.
Из-за выбранного мной совершенно нежизнеспособного билда игра превратилась в какой-то русский Disco Elysium на минималках. Сражений почти не было — свой первый выстрел я сделал часу на третьем. Квесты решались исключительно диалогами и смекалкой. Ну и в целом вокруг происходил какой-то идиотский и мистический абсурд.
Но не стоит думать, что Trudograd — прямо таки отличная RPG. Тут хватает заметных косяков: какие-то навыки полезнее других, а перки мне показались скучными — не хватает чего-то вроде «чёрной вдовы» из Fallout или ещё какого-нибудь жуткого каннибализма. В основном это обычные прибавки к урону в сражениях или бонусы вроде улучшения скрытности ночью.
Однако ролевая система «Трудограда» скорее радует, чем огорчает. Игра позволяет сделать персонажа под себя и вполне неплохо его отыгрывать. Особенно если вы придумали кого-то странного вроде моего везучего ковбоя без даже базовых знаний об оружии — при том, что он агент-ветеран секретной военной организации. Чёртово кумовство! Подкуп! Дуракам везёт!
К слову, приятный бонус: для полноценного прохождения вам не нужно даже запускать предыдущую часть, которую Trudograd продолжает своим сюжетом. Сюжетные подвязки и какие-то персонажи из Atom RPG тут есть — но крайне незначительные. Так же было и в New Vegas: что-то из общего лора тут есть, но знать это совершенно необязательно. Всю необходимую информацию вам расскажут в самом начале.
Эта оторванность от Atom RPG и самостоятельность играет на руку Trudograd. Никаких глобальных конфликтов и десятков страниц лора на манер RPG в духе Pillars of Eternity. Ваша задача проста: есть закрытый город, есть две цели в нём, которые надо найти. Как и когда вы это сделаете — уже вам решать. На этом всё, развлекайтесь. Все дальнейшие события отталкиваются исключительно от поиска местных макгаффинов.
«Трудоград» — это «Санитары подземелий 3», которые мы заслужили
Если вы хотите от игр Atom Team серьёзные сюжеты со сложными темами и глубоким лором — вы делаете ошибку. Что Atom RPG, что Trudograd — скорее оживший русский анекдот. Первую игру аудитория в целом запомнила как «кринжовая» из-за переизбытка низкопробных плоских шуток и отсылок в лоб.
Вселенная двух игр в целом не шибко серьёзная: Советский Союз развалился после ядерной войны, и выжившие превратили Россию в смесь «Безумного Макса» и разрухи девяностых годов — со всеми культурными последствиями вроде идиотских верований, повсеместного мракобесия и несправедливости.
Если всё в играх Atom Team кричит о желании «сделать русский Fallout», то подход к текстам и общей атмосфере больше отдаёт «Санитарами подземелий». События здесь не очень серьёзные, и многие вещи существуют лишь смеха ради.
Конечно, авторы всё ещё берут скорее количеством шуток, чем качеством, подобно недавней Breathedge. Однако если вы всё же фанат такого простенького юмора — местные шутки придутся по душе. Особенно потому, что во второй игре разработчики проделали работу над ошибками и значительно снизили уровень «петросянства».
Иногда встречаются банальные вещи, от которых хочется закатить глаза и сказать «да-да, мы поняли, ха-ха отсылка» — например, доктор Мертваго и прочие дурацкие фамилии персонажей. Но в среднем ситуация значительно лучше, чем в Atom RPG.
Над какими-то вещами я откровенно хихикал — например, над бандой воров домашнего скота «Коза-ностра», которые украли у местного жителя коз. Или несчастным мужиком, которого карлики-мутанты загрызли насмерть — о чём тот рассказывает в местном баре каждый раз, когда заходит туда выпить.
Местный сеттинг хоть и абсурдно-комедийный, но местами интересный с точки зрения построения мира, потому как здесь воплощена вся суть русского менталитета по части отношений к вере и происходящему вокруг. После ядерной войны и последующих после неё событий Трудоград смешал в себе, пожалуй, все возможные фракции: коммунистов, «питерскую» интеллигенцию, воров из 90-х местного разлива, атеистов, членов языческих культов и последователей русско-северных верований.
Например, у всех на слуху некая армия северных варваров, которые собираются ограбить и поубивать жителей Трудограда. Люди верят в культ брюквы и почитают этот корнеплод, как нечто священное. А ещё есть культ святого Серёжи — человека, что родился без костей и забрался на две самые высокие горы на планете. Одновременно.
Ещё не до конца забытое советское образование соседствует в разуме местных с верой в чертей и бесов, а сталкеры и выжившие после ядерной войны уживаются с мутантами и даже призраками. В общем, сумасшедший микс реальной разрухи и бардака в головах у людей — и не до конца понятно, выдумки ли местные байки или нет.
«Трудоград» — это город-анекдот. Причём анекдот именно бытовой, русский, будто выписанный из колонки какого-нибудь журнала или местной газеты. Острота, которую вам за пивом рассказывает на даче отец. Не каждому местный юмор придётся по душе, но и откровенно плохим я его назвать не могу.
Трудоград — город наш, родной
Ещё один неоспоримый плюс Trudograd — «наш» колорит. Сам Трудоград — большой советский город, хотя из-за пережитого апокалипсиса больше напоминает типичную русскую провинцию 90-х с ободранными «хрущёвками», разграбленными заводами и обшарпанными квартирами.
Трудоград ощущается грустным памятником некогда великой стране, и ныне погряз в пороках. Здесь повсеместны бандитизм, проституция, наркомания, резко пришедшие суровые нравы капитализма и ещё не прошедший шок от смерти огромного государства. А по окраинам обнесённого защитной стеной города-крепости разрослись привычные сёла с одноэтажными хатами, землянками, огородами и ржавыми тракторами. Всё, как у вашей бабушки в деревне.
Родной «русский дух» чувствуется и в прочих мелочах: пачки советской соли, рогачёвская сине-белая сгущёнка, пережившие войну советские сладости, с детства знакомые агитационные плакаты, и холодные, но такие знакомые «хрущёвки». Ну и настенные ковры, пахнущие лаком шифоньеры и толстые телевизоры.
Atom Team не пытается дословно подражать своему западному вдохновителю и наоборот «выпячивает» свою русскость. Неизвестно, как на такой экзотический для неё колорит реагирует западная публика, но русскоязычным игрокам должно быть приятно. Пускай и не всем — «хтонь девяностых» в современной культуре всё-таки немного утомляет.
«Трудоград» — это там, где играют в русский «Гвинт»
Верите или нет, но в Trudograd тоже есть своя карточная игра, по которой местные жители сходят с ума. Это «Бомбаган» — эдакий очень простенький аналог Hearthstone, карты в котором собраны из местных поверий.
Суть: игроки сражаются в дуэли один на один. Каждый из них — это город на манер Трудограда, который надо разбомбить. Кто быстрее уничтожит соперника — тот и победил. У обеих сторон по 10 очков здоровья и максимум 10 очков брони, создаваемой картами построек.
Чтобы уничтожить противника, нужно разыгрывать карты за энергию, которая растёт с каждым раундом: оба игрока начинают с одного очка, и с каждым новым кругом резерв увеличивается, позволяя разыгрывать больше карт за ход.
Сами карты делятся на два типа. Первый — постройки и бонусы, что копят вам броню и два основных ресурса — еда и жильё. Второй — существа, которые наносят врагу урон взамен на ваши ресурсы.
«Бомбаган» — под стать самой Trudograd. Не очень сбалансированный, не то чтобы идеальный, но очень весёлый. Тратить на него время стоит, если вы любите штуки вроде «Гвинта» и хотите выполнить местный квест на победу четырёх гроссмейстеров «Бомбагана». Зарабатывать деньги на нём не лучшая идея, так как суммы в этой ККИ крутятся до смешного маленькие. Немудрено: все вокруг нищие. Постапокалипсис как-никак.
К слову, тут ещё есть «Ругалки» — местный аналог рэп-батлов, где надо как можно изощрённее и умнее оскорбить оппонента. Игроков в эту забаву очень мало, и их ещё надо найти. И помните — нельзя шутить про мать.
К сожалению, при всех плюсах, Trudograd есть за что ругать. Как уже упоминалось, здесь есть классические для комплексных CRPG проблемы с балансом и бесполезными перками. А ещё есть откровенно ненужные механики: крафт при небольших масштабах игры и компактности Трудограда мне показался не очень полезным — идее негде разгуляться, проще необходимое просто купить или украсть, нежели собрать из мусора. При том что самопалы будут куда менее полезными, чем нормальное оружие.
То же самое с механиками голода и холода. Еда нужна, чтобы периодически заглушить надоедливый счётчик, а от замерзания можно избавиться практически в любой локации, просто постояв около горящей бочки. Ничего, кроме небольшого раздражения, эти механики не вызывают.
В начале можно в целом обходиться без сражений, но, судя по отзывам игроков, ближе к концу игры вас всё равно заставят воевать несмотря на стиль прохождения. Это делает персонажей с силой или ловкостью ниже пяти бесполезными — это минимальный порог для хоть использования хоть какого-то нормального оружия. А если вам не хватает характеристик и навыка владения для какой-то пушки — от неё не будет никакого прока. Речь идёт даже не о штрафе к точности, а о полном отсутствии шанса попасть даже в упор.
Мелких проблем тоже хватает. Работа с инвентарём неудобная, и ваши вещи быстро превращаются в свалку мусора. В тексте есть пунктуационные и грамматические ошибки. Бои хоть и понятные, но такие же неуклюжие и долгие, как в Fallout 1 и 2. Этот аспект, возможно, стоило бы наконец изменить, а не оставлять в неизменном виде как дань классике.
Лучшие два слова, которыми можно описать Trudograd — «весёлая» и «приятная». Несмотря на то, что это откровенный клон Fallout с вкраплениями русского колорита, у него всё же чувствуется своя харизма. В конце концов, в какой ещё игре можно нюхать клей, ходить по минному полю за золотыми зубами и спорить с бабками у подъезда о местной геополитической ситуации?
Если не ждать от «Трудограда» революции в жанре и проходить её максимально безумно, — она работает так, как нужно. Пускай и не идеально. Это хорошая самостоятельная RPG, которая хотя бы частично исправляет проблемы дебютной игры Atom Team. Не русский «Ведьмак», конечно, но и не неловкий «наш ответ» чему бы то ни было.
Но для следующей игры Atom Team стоит придумать что-то новое. Третий «русский Fallout» вряд ли будет нужен даже верным фанатам студии.