Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Хороший сиквел нормальной игры.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Кто: Asobo Studio
Когда: 18 октября 2022
Где: PS5, XBOX S/X, PC, SWITCH (облако)
Цена: 60$
Сколько: ~20 часов

Asobo Studio в 2019 году выпустила игру, которой в любых других обстоятельствах не светило стать ни популярной, ни какой-то особенной. Мало ли мы видели проектов, где в основе лежит стелс в траве, а врагов нужно отвлекать камнями и звонкими предметами?

Но история и ее персонажи, атмосфера, ощущение вечной опасности и интересный сеттинг в лице пораженной чумой Франции вытягивали посредственный и однообразный геймплей.

A Plague Tale Innocence явно была игрой с нераскрытым на 100% потенциалом. Простор для улучшений геймплея был огромный и это понимали и сами авторы.

И вот, спустя три года, они выпускают сиквел, который должен исправить огрехи и развить все идеи оригинала.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Прошло полгода после событий в Гиени. Амиция, Гуго, их мама и Лука прибывают в Прованс, чтобы обратиться к Великому Магистру ордена Алхимиков, которой вроде как может исцелить проклятье Гуго - Макулу.

Малец может управлять крысами, но при этом он же и является катализатором распространения чумы. Куда бы он не пошел миллионы крыс следуют за ним уничтожая все на своем пути и распространяя болезнь.

Во время приступов Макулы Гуго снится один и тот же сон. Он попадает на некий остров, где сопровождает феникс мальчика к источнику с водой способной исцелить его напасть. Это определяет цель путешествия, к которой начинают стремиться брат и сестра.

Requiem чертовски красива. Помимо заметно возросшей детализации, а так же количества и качества локаций через которые проходит путь Амиции и Гуго, разработчики не стесняются тут и там показывать величественные виды просторов Франции и ее архитектуры.

Грязные города со снующими туда сюда свиньями сменяются пораженными чумой регионами устланными трупами несчастных людей и животных. За короткий промежуток времени художники могут поразить как красотой и цветением жизни, так и грязью и отвращением смерти. И между этими состояниями настолько тонкая грань перехода, что порой кажется, словно окружение гниет и умирает прямо на глазах главных героев, которые почти никогда не замолкают и комментируют каждый свой шаг, что неплохо играет на погружение в атмосферу.

Актеры озвучили свои роли потрясающе, но, конечно, пальма первенства уходит в руки Шарлоты МакБерни, что подарила свой голос Амиции. Актриса не просто озвучивает героиню, а буквально проживает ее. Когда Амиция кричит, плачет, злиться или смеется в эти эмоции веришь.

Так же выросло и количество событий происходящих с героями. В течение всей игры разработчики подбрасывают новые механики, которые позволяют двигаться героям вперед, а каждая глава четко разделена по трехактной структуре и завершается если не на высокой ноте то держа в напряжении и желании узнать что же случится дальше.

А случается здесь очень и очень многое. Когда казалось бы, что хуже уже не будет все оказывается с точностью да наоборот. А концовка и вовсе способна довести до мурашек и дрожи в руках.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Несмотря на то что Requiem сиквел игре еще есть что рассказать про образы знакомых героев. Амиция явно стала сильнее и жестче после первой игры, а ее развивающиеся ментальные проблемы оказывают последствия на психику героини. Амиции всего шестнадцать лет, если вы помните.

А вот сказать, что Гуго как-то изменился особо не получится. Это все тот же маленький ребенок, который только постигает мир. Словно события первой игры на него никак не повлияли. Он все так же беззаботно играет в королей и рыцарей и лишь в последней трети начинает сильно фрустрировать по поводу происходящего.

Второстепенные герои, которые так же служат напарниками помогающими в нелегком походе Амиции и Гуго вписаны в историю органично, но их образы раскрыты не так полноценно. Часть бэкграунда этих персонажей узнается лишь из пары тройки фраз сказанных по походу повествования.

А вот что по-настоящему выбивает из атмосферы непрерывного приключения так это "телепортации" между локациями. Герои могут битый час пробираться через десятки стражников и миллионы крыс, а потом мгновенно вернуться в безопасную зону по воле сценария.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Геймплей традиционно делится на три части: спокойные моменты, где можно посмотреть на виды и немного повзаимодействовать с окружением, игра в прятки со стражниками и спасение от полчищ крыс.

Если с первым все понятно и это эпизоды созерцания и простого геймплея типа поговори с персонажем, перелезь через яму или толкни тележку, чтобы забраться на уступ (разработчики ну очень это любят), то со вторым и третьим пунктами все не настолько однозначно.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Пожалуй, нужно сразу констатировать тот факт, что геймплейно игра не так далеко ушла от первой части, как хотелось бы. Стражников легко обойти или обхитрить, а способы преодоления секций с их участием по большей части проходятся по одному сценарию: спрятаться в траве, отвлечь шумом и забежать за сюжетную дверь, которая отрежет Амицию от врагов.

Конечно, врагов можно и перебить, но смысла в этом почти никакого нет, так как Requiem далеко не полноценный экшн и от разнообразия в стиле, например, The Last of Us Part II игра безумно далека.

Но чтобы улучшить геймплей разработчики придумали три ветки навыков умения в которых открываются по мере их использования. Чаще создаем предметы - растет одна ветка. Хорошо прячемся за спинами врагов - растет другая и так далее. Прокачка ровно размазана по игре и к середине развить все умения никак не получится.

Не обошлось, конечно, и без простенького крафта полезных предметов типа огненных снарядов для пращи и улучшения экипировки.

Сама же Амиция по прежнему не особо юркая, и любое столкновение со стражей в ближнем бою чревато быстрой гибелью. Но при этом разработчики не стесняются создавать экшн эпизоды, где героиня должна побеждать набегающие волны противников с помощью одной лишь пращи и арбалета, что очень сильно бьет по реализму и местами выглядит откровенно глупо (например, глава XIV). Да и по каким-то причинам, когда враг замечает Амицию он лишь начинает медленно идти в ее сторону угрожающе что-то приговаривая.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Это все, конечно, не идеально, но играбельно. Правда у врагов и союзников порой случаются проблемы с интеллектом. Считается нормой, если один из стражников видит, как еще минуту назад живого товарища пожирают крысы, спросить не спит ли тот. Или же враг может зависнуть на одном месте блокируя возможность обойти его.

Однажды у меня не появлялась нужная кнопка взаимодействия отчего главу пришло проходить заново так как перезапуск с чекпоинта не помогал.

Да, это недоработки и баги. Не то чтобы их много встретилось за двадцать часов игры, но те что случались бросались в глаза и портили впечатление от процесса.

Оружие под стать героине. Вышеупомянутая праща по прежнему ультимативный инструмент для решения большинства игровых ситуаций и способ убить любого врага без шлема за одно попадание, а новинка в виде арбалета скорее оружие последнего шанса в геймплее с людьми. Болтов к нему не так много, а во время прицеливания Амиция двигается со скоростью улитки (я не беру в расчет те экшн эпизоды, где болты постоянно появляются на одном и том же месте позволяя перебить десятки врагов). Словом, праща всему голова.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Другое дело способности Гуго, которые позволяют чуть ли не безнаказанно вырезать целые локации с помощью крыс. Правда управлять ими не так комфортно как хотелось бы. Крысы (или камера над ними) имеют ощутимую инерцию и на поворотах их может занести в стену или к краю обрыва, и выбираться из такой западни не очень удобно. Но взять в свои руки хвостатую стихию все же приятно.

Эпизоды с крысами в девяноста процентов случаев представляют собой последовательное зажигание факелов и повозок, чтобы разогнать стаю, а оставшиеся десять это побеги от волн безумных грызунов.

Причем "побеги" это фишка игры. Разработчики ну очень часто заставляют Амицию убегать от противников прямиком на камеру как в каком-нибудь Crash Bandicoot.

В сиквеле крысы научились карабкаться по поверхностям, но случается это лишь в моментах управления грызунами.

Крыса крысе крыса. Обзор A Plague Tale: Requiem

Первая игра осознавала свою слабость в аспекте геймплея, но взамен предлагала хорошую историю. От сиквела хотелось получить если не революцию то закономерную эволюцию в плане игрового процесса. Но в Requiem авторы во второй раз предлагают хорошую, сильную и эмоциональную историю к которой вновь прикрутили средний геймплей.

По итогу имеем, что в игру действительно добавили новые фишки и эволюция безусловно есть, но гораздо слабее чем могла бы. А потенциал был и есть огромный. Всего-то нужно дать возможность проходить игру так как хочется, а не прячась в траве кидая камни по углам.

Можете кинуть этим камнем в меня, но игре со структурой напоминающую проекты Naughty Dog лучше всего подошел бы более разносторонний геймплей, который не скован в рамках одной единственной механики - стелса. Тогда бы эпизоды, где Амиция расправляется с десятками хорошо экипированных врагов смотрелись бы более уместно. Научить ее ползать, расставлять ловушки, ну вы поняли.

Музыка традиционно для серии хороша. Порой она дарит надежду, а порой драматична, жуткая и давящая, но подчеркивающая творимый вокруг хаос и смерть. Главное, что она всегда к месту и создает нужное настроение.

Пресса оценила игру на 83 балла, что выглядит вполне заслужено, а вот мнения игроков разделились. В районе 7 и 6 баллов на PC и консолях соответственно. На консолях такая оценка из-за жалоб на ограничение в 30 fps.

Итог

A Plague Tale: Requiem это во многом типичный сиквел. Краше, больше и шире. История логично продолжает оригинал и держит в напряжении до самого конца заставляя искренне переживать за героев и сочувствовать их лишениям и потерям.

Но вот геймплейно это просто нормальная игра. Она излишне линейна и не предлагает вариативности, но в целом получилось лучше первой игры. Не настолько чтобы хвалить, но и ругать, по крайней мере, не за что. Возможно к третьей части разработчики позволят себе больше свободы в геймплейном плане.

Да, Requiem не шедевр, но это одна из немногих больших и дорогих игр 2022 года. Красивое сюжетно-ориентированное приключение, которое не стоит пропускать.

Насколько вам понравилась A Plague Tale: Requiem?
Игра года. Лучше проектов не было и не будет в этом году.
Понравилась, но не игра года. Были/будут лучше.
На одно прохождение пойдет.
Не играл, но любопытно попробовать.
Не играл и не планирую.
Не понравилась.

Спасибо за чтение. Еще много обзоров, мнений и подборок в профиле:

140140
43 комментария

Меня больше всего расстроила не-готовность игры к уникальным путям прохождения.
Т.е. например вот где-то внизу бегают крысы - игрой задумано сбросить им кусок мяса, чтобы те отвлеклись и мы смогли пройти. Но я не увидел этого мяса, оно было далеко - поэтому бросил штуку, которая на время приманивает крыс к точке. В результате - мы прошли, только при этом амиция и арно неспешно и непринуждённо что-то обсуждали. Т.е. им надо торопиться, а ведут себя так, будто в полной безопасности. А оказывается, это я просто не сбросил кусок мяса.

Другой пример - тоже нужно было пройти по полю крыс вперёд, а тратить ресурсы на огонь я не хотел. Попробовал отогнать стаю в небольшой проход сбоку, используя способность мальчика - в итоге крысы туда не бежали, потому что там невидимая стена. Потому что я, оказывается, просто выбрал не тот путь, который запланирован игрой.
И т.п. Бывало, что союзники телепортировались, если я прокладывал свой путь из огненных горшков, потому что это не так, как планировалось игрой.

12

Подобное и в первой части было - когда ты находишь вроде путь альтернативный, но игре побоку, у нее есть свой, и единственный. Причем не всегда очевидный.

4

Во во. Я так тупил в некоторых моментах. Не мог понять что делать с рыцарем который к крысам упал, видно только рычаг и всё, как оказалось там две дощечки в которые болтами стрелять можно, а я с помощью ульты к нему пришёл и выйти на смог обратно, так как крысы везде, а пацан не юзает абилку. В итоге перезашёл в игру и меня откинуло туда куда надо, а рыцарь переместился. Или момент где цепь на реке опустить надо, там на другом берегу надо маятник сбить, но там настолько всё заподлицо что вообще думаешь о выходе из постройки, там сквозь доски видна лестница, думал к ней надо, в итоге 5 минут досконально сарай обыскивал прежде чем случай сзади подойти к противовесу и посмотреть на него в упор вверх и там еле светилось звено для удара

1

Меня, разве что, оптимизация разочаровала. Для игры, по сути, необходима RTX-карта. Впрочем, к этому все и идёт. Никто просто так на халяву не даст нам производительность. Апскейлеры станут стандартом и разработчики будут учитывать этот стандарт.

11

Комментарий недоступен

За 4 часа игры не увидел ничего хорошего в игре. Сценарно игра страдает что-то совсем, геймплейно все вообще также, как было в первой части практически. Ожидал от них большего.

13

такой же бред ебанутого, как и первая часть, просто на протяжении всей игры более интересно и разнообразно подано, хз что это за претензия такая

1