Короткий обзор квестов (№2) Vampire Masquerade Bloodlines с точки зрения геймдизайна

На этот раз буду хвалить и ругать признанную классику РПГ. Рассмотрим дизайн заданий, отметим положительные и отрицательные стороны отдельно и через призму прошлого обзора на игру Xenus 2: Белое золото.

Введение.

В эту игру я играла давно, проходила много раз, и она навсегда осталась в моем сердечке. Несмотря на возраст играется бодро даже сейчас, хоть игра на релизе была недоделана из-за поспешного выпуска. Для этого обзора я параллельно проходила игру за 3-х разноплановых персонажей для наиболее всеобъемлющего обзора возможностей игры. Цепляют Vampires своей грязной гнетущей атмосферой и вампирской тематикой.

Про квесты.

В общем о структуре квестов. Как и в Xenus 2 в Vampires MB большинство квестов строится на общем шаблоне сходи/принеси/убей-вернись, разве что здесь порой встречаются несложные головоломки, забеги на время и догонялки. Структура квестов многофазная, т. е., если нужно кого-то убить, то перед этим нужно куда-нибудь сходить и узнать местонахождение жертвы. А, если нужно кого-то найти, то придется побегать от места к месту, чтобы его отыскать.

Всего в игре 4 основные локации, в которых можно торговать и брать задания, и несколько сюжетных. Карты компактные, из-за чего легко запоминаешь расположение важных персонажей и зданий и быстро по ним перемещаешься. Второстепенных квестов в игре относительно немного, по 3-4 на локацию, благодаря чему окружение не успевает наскучить.

Про достоинства. Игра создана по мотивам Мира тьмы и полна мистики, чудовищ и мрачных тайн о нелицеприятных сторонах общества. Игрок быстро погружается в атмосферу погрязшего в грехах города и не отпускает до самого конца. Вы столкнетесь с куртизанками, маньяками, психопатами, преступниками, мафиози, фанатиками и другими сомнительными личностями, посетите заброшенные отели, лечебницы, канализацию, катакомбы, ночные клубы, забегаловки, места съемок хардкорных видеофильмов и преступлений.

Диалоги в игре короткие и содержательные (графомания здесь крайне редкая), а персонажи харизматичные, обладают запоминающейся внешностью и/или парой неприятных скелетов в шкафу, благодаря чему не устаешь от чтения диалогов и не теряешь интерес к процессу.

Большинство квестов вариативны, включают проверки на навыки в диалогах, позволяя решить все подкупом, убеждением, соблазнением или устрашением. Часто можно выбирать между силовым, скрытным и мирным прохождением.

На какой вариант сядешь?
На какой вариант сядешь?

Задания включают дополнительные испытания, например, не быть замеченным, никого не убивать или устранить цель без свидетелей. Выполнение допцелей награждается очками опыта и увеличенной наградой.

Для выполнения задания нередко необходимо преодолевать дополнительные трудности: убедить охранника пропустить игрока, отключить камеры наблюдения, взломать хранилище, найти скрытный проход и т. п.

Дополнительные трудности делают задания комплекснее и интереснее. Если отправляете игрока забрать условную посылку, то не говорите сразу куда идти, а отправьте его узнать место назначения от другого персонажа или у него дома из записей в терминале.

Проверки навыков в простейших заданиях создают ощущение вариативности, а дополнительные испытания позволяют получить большую награду за счет увеличения сложности задачи.

Вариативность обеспечивается и для преодоления дополнительных трудностей. Терминал можно взломать или найти записку с паролем, у охранников часто имеются ключи от запертых дверей. В крайнем случае, можно найти скрытый лаз, вентиляцию или убедить помочь охранника.

А можно было бы прятаться от охраны в тенях.
А можно было бы прятаться от охраны в тенях.

В игре отсутствуют маркеры цели, что заставляет смотреть по сторонам, изучая локации и выискивая табличку с названием нужного здания. Иногда игра не дает прямых подсказок, требуя, к примеру, найти человека по водительскому удостоверению, и игроку нужно самому догадаться, что делать дальше.

Периодически встречаются персонажи с которыми можно провести небольшой диалог с проверками навыков, получив в награду деньги, предметы или его кровь. От одной такой встречи и выбранных ответов зависит, появится ли у вас свой собственный «питомец».

Такие персонажи формально не являются квестовыми, не дают заданий и не участвуют в других, но позволяют игроку ощутить ценность вложенных им очков навыков. Это простой и дешевый способ заполнить мир игры контентом, небольшими историями и скомпенсировать «слабые» навыки, которые в противном случае игроки могли бы посчитать бесполезными.

Изредка вариант диалога, обеспечиваемый навыком гарантированно не срабатывает или лишает игрока дополнительного задания, из-за чего не желательно быстро прокликивать все диалоги. В напряженные моменты нужно думать, что сказать, чтобы не вызвать подозрения и втереться в доверие.

Попытки доминировать в диалогах через дисциплину могут не сработать на важных персонажах.
Попытки доминировать в диалогах через дисциплину могут не сработать на важных персонажах.
Зато работают на игроке.
Зато работают на игроке.

Персонажи могут по-разному относиться к игроку в зависимости от выбранного вампирского клана. Будете ли вы высокородным, прилично выглядящим или подозрительным и бомжеватым, это будет местами влиять на обращение к вам или на ваши варианты ответов. Некоторые персонажи помнят ваше с ними общение и припоминают вам грубости (от этого, например, зависит, получите ли вы дополнительную квартиру).

Два клана вампиров имеют практически уникальные прохождения, ведь носферату внешне выдают свою вампирскую природу и вынуждены скрываться от людей в канализации, а малкавиане не дружат с головой и имеют уникальные реплики практически на протяжении всей игры.

Докопался до знака... и так на протяжении всей игры.
Докопался до знака... и так на протяжении всей игры.

И, хоть это не относится к дизайну квестов, в игре шикарный саундтрек.

Про особенности. Множество квестов (особенно по началу) целиком мирные, а боевые секции не затянуты, из-за чего игра прощает «неправильное» распределение очков при создании персонажа, а общая вампирская дисциплина (аналог заклинаний) «сила крови», поднимает до максимума физические атрибуты, благодаря чему, персонаж без прокачки взлома сможет открывать практически любые замки в начале игры.

Ролевая система выдает очки опыта за выполнение заданий и их промежуточные этапы, что делает бессмысленной полную зачистку локаций от врагов и поощряет разные стили прохождения. Несмотря на это нужно учитывать, что это боевая РПГ и пройти ее сугубо мирно не получится. В игре есть много обязательных боевых секций и боссы, которых неподготовленному персонажу одолеть будет крайне проблематично.

Аналогом кармы в игре служат два параметра: человечность и маскарад, игра закончится, если опустить один из них до нуля. Человечность отображает насколько персонаж владеет своим внутренним зверем и держит себя в руках, а маскарад — насколько скрытна ваша активность от человеческого общества. Нарушение маскарада может привести к тому, что локации будут патрулировать охотники на нечисть. Кроме того, если у вас будет пуста шкала крови (аналог маны) , то вы можете потерять контроль над своим героем, и он, страдая от жажды, набросится на ближайшего прохожего.

Следите за питанием.
Следите за питанием.

Про недостатки. В разговорах используются только социальные навыки и одна вампирская дисциплина на доминирование над разумом, что логично в рамках системы, но зажато для ролевой игры. Невозможность блеснуть в диалоге своими познаниями в оружии или хакерстве, а также воспользоваться физическими атрибутами персонажа для прессинга или обшаривания карманов собеседника расстраивает.

Варианты ответов социальных навыков выделены в игре отдельными цветными шрифтами, что очень удобно, но это не относится к навыку торговли. Один из моих персонажей был создан с упором в этот навык, и я смогла понять, что торговля влияет на диалоги только в сравнении с другими прохождениями. При этом отсутствует полноценная возможность решения конфликтов через подкуп, что сделало этого персонажа социальным калекой.

Персонаж-торговец не подцепит девочек в клубе, но хоть сэкономит на бабочках
Персонаж-торговец не подцепит девочек в клубе, но хоть сэкономит на бабочках

По сюжету встречается много выборов без выбора, когда любой вариант ответа приведет к одному и тому же итогу. Местами вариативность не доведена до конца, не давая сделать напрашивающийся выбор или давая игроку возможность бросить вызов персонажу, настаивать на нем, а потом внезапно об этом забыть.

Варианта не быть крысой не предусмотрено.
Варианта не быть крысой не предусмотрено.

Особенно комично выглядит момент в парке во время пожара, когда собеседник прямо говорит, что нужно убираться, но игрок может выбирать только те варианты ответов, которые затягивают диалог. В итоге мы застреваем в локации и носимся от оборотня, роняя кал.

Этот момент прямо выбивает игрока из погружения и выставляет персонажа типичным героем-дурачком из комедийных хорроров.

Совершенно пустой диалог, который ник чему не ведет. Можно было бы даже сказать, что и персонаж этот в игре лишний, но нет, хотя представить его игроку можно было бы и получше.
Совершенно пустой диалог, который ник чему не ведет. Можно было бы даже сказать, что и персонаж этот в игре лишний, но нет, хотя представить его игроку можно было бы и получше.

В игре имеется масса компьютерных терминалов высокого уровня защиты, взлом которых ничего не дает, кроме дополнительной лорной, но бесполезной информации. Зачастую системы защиты какой-нибудь фирмы взломать проще.

При этом игра позволит вам шантажировать одного персонажа, прочитав его переписку в компьютере. Идея хорошая, но встречается лишь пару раз, все остальные записи ни к чему не ведут, несмотря на сложность их получения.

В дополнительных заданиях нередко присутствуют ограничения на навыки, которые не позволят выполнить задание, если вы не будете иметь нужной прокачки, что выбивается из общей игровой вариативности.

Система кармы на мой взгляд недожата, в игре нет необходимости нарушать маскарад и терять человечность, а квестов, ведущих к этому мало. В противоположность возможностей для восстановления этих параметров предостаточно.

В какой-то момент игры, вас узнает знакомая из прежней жизни. Если не получится ее убедить забыть о вас, то она сделает звонок, по логике которого за вами должны приехать, чтобы закрыть в лечебнице, но этого не случится, вы просто потеряете 1 очко маскарада (если конечно не устроите ей сердечный приступ одноименной дисциплиной). Возможно, тут сказался ускоренный релиз игры.

Лучше бы денег одолжила.
Лучше бы денег одолжила.

Про боевые секции. Как говорилось выше бои вначале игры короткие, обычно с одним противником, а первая сюжетная боевая секция незатянутая и ее можно при желании пробежать или проползти скрытно.

В дальнейшем бои будут становиться сложнее, помимо людей вы начнете сражаться с различными монстрами и другими вампирами. Но продолжительность боевых секций не увеличится, пока вы не доберетесь до коллекторов. Вот здесь игра вас может придушить, но справедливости ради, дважды у игрока будет возможность прервать прохождение и выйти наружу, чтобы пополнить запасы и вернуться без необходимости целиком пробегать локацию. Кроме того, в глубине коллекторов мелкие враги будут респавниться.

Погружаемся в Deep Dark Fantasies

Персонажем-стрелком я честно прорывалась все коллекторы с боем, персонаж-рукопашник имел ускорение и просто пробежал вторую половину канализации, а вот персонаж маг оказался в сложном положении, ведь его заклинания на урон не возвращают кровь от местных монстров. Пришлось добивать его до недорукопашника, благо, хоть враги ватные.

В дальнейшем относительно длинные боевые сегменты вас встретят только под конец игры. Да и в целом, враги в них подозрительно слеповаты (даже не знаю, баг это или упрощение для игрока).

Идейный вдохновитель стелса в Скайрим.

Сражения с боссами и минибосами могут потребовать пары попыток, но не представляют из себя ничего невозможного. Большинство из них представляют собой обычного гуманоида с разным оружием. Позднее против вас выступят различные твари с уникальными способностями и атаками. Но они не жирные и не душат игрока. Разве что неприлично большое здоровье у предпоследнего боса-слизня, но его и вовсе можно безопасно расстрелять из скрытности.

Да не трясись ты.

Благодаря атмосфере и сеттингу в игре все квесты кажутся уникальными, но я выделю из них те, которые больше всего запоминаются и подходят под логику данного цикла статей.

Отель с привидениями.

Атмосферненький домик.
Атмосферненький домик.

Обычно все вспоминают именно это квест, когда говорят об игре. Это чистый хоррор в нашем ролевом боевике. Даже зная всю миссию наперед, при перепрохождении пара скримеров заставила меня подпрыгнуть.

Да не трясись ты!

Весь квест представляет из себя беготню из точки в точку по особняку, с некоторыми помехами со стороны полтергейста, которые не очень-то и страшны, учитывая регенерацию здоровья. За все задание вы не встретите персонажей, с которыми нужно сражаться или говорить, но это одно из самых запоминающихся заданий в игре за счет своей атмосферы и смена стиля игры.

Шерстяной п% др.

Дратути, я волк.
Дратути, я волк.

Собственно вот он квест с догонялками. Игрок оказывается заперт на небольшой локации один на один с неуязвимым оборотнем, от которого нужно бегать по обсерватории и ее окрестностям в течении нескольких минут, пока не вернется спасительный подъемник.

Квест выделяется тем, что ставит игрока в позицию настоящей жертвы, что очень контрастирует со всей остальной игрой, где мы играем за сверхестественного хищника, и обычно сами представляем наибольшую опасность.

И конечно же, меняется весь геймплей. Как бы вы ни были вооружены и прокачены, здесь вас окутывает животный страх. Особенно поначалу, когда вы не понимаете куда вам вообще бежать.

Если вы решите сразу же сделать быстрое сохранение, то узнаете, что пока вы загружаетесь, волк уже бежит к вашему бочку.

Когда вам кажется, что вы нашли безопасное место, а этот тупой волк носится и громит все под вами, не способный подняться по лестнице, он замолкает, выдерживает паузу и запрыгивает прямо к вам с четырех лап, заставляя визжать как сучек.

Когда вам кажется, что вы можете его замансить, он показывает вам, что такое станлок.

Когда таймер истек, а ОН находится с противоположной стороны карты, хоть вам и кажется, что это ваш шанс — не переставайте на бегу орать в ужасе.

Когда вам покажется, что вы добрались до подъемника и спаслись, вы должны помнить, что не стоит пытаться открыть двери в упор, они открываются на себя.

Когда вы все же откроете эти бл% дские двери, ощущая как когтистая лапа поглаживает вашу жопу, вы познаете как тяжело втолкнуть хитбокс персонажа между дверями.

Даже не знаю, что больше прижигает… атмосфера ужаса жертвы или кривой геймдизайн.

Ипаная Арасака!

На этот раз игрока захватывает злобная корпорация, знающая о существовании нечисти и проводящая над игроком серию опытов для выяснения слабостей и потенциальных методов устранения вампиров.

Технически игрок продвигается из помещения в помещение со смертельными испытаниями, слушая комментарии исследователя, а в конце вырывается на свободу и вершит свою месть для сохранения маскарада.

Испытание крестом.

Здесь игрок вновь оказывается в роли жертвы, но жертвы выжидающей удобного случая для нападения на своего захватчика.

Кроме того, игра знакомит нас с особенностями вампиров мира тьмы наглядно.

Камера, мотор.

Это сюжетное задание, в рамках которого игрок расследует источник возникновения до ужаса правдоподобных подпольных видеофильмов. Во время расследования персонаж пообщается со связными, прибегающими к разным методам сохранения конспирации, поищите закладки, посетите студию распространителя и, самое главное, найдете источник видеозаписей.

Животные при съемках этих фильмов не пострадали, в отличие от людей.
Животные при съемках этих фильмов не пострадали, в отличие от людей.

Игрока ждет небольшое приключение в двухэтажном здании, в течении которого мы ищем способ пробраться внутрь и расправляемся с противниками внутри. В конце локации ждет сражение с боссом.

Квест интригует с самого начала, как только мы увидим запись ужасного фильма, пропажу осведомителей и поставщиков. Окружающие персонажи нагнетают, советуя не связываться с этим делом. И как бы ни хотелось, игра все равно отправляет нас на место съемок.

В этом квесте хорошая нагнетающая подача локации перед тем, как отправить туда игрока, не говоря об антураже и оформлении ее самой, внешне выделяющейся на фоне остальных, что соответствует ее хозяину.

Ночь живых мертвецов.

На кладбище Голливуда игрок может получить дополнительный квест от местного «охранника» на сдерживание толп зомби от прорыва через двое ворот в течении 5 минут. Это чистый тир с элементами защиты башни, который очень сложно выполнить. Ворота расположены на приличном расстоянии друг от друга. Под конец таймера нечисть плодятся в неприличных количествах по всей локации. Персонаж-рукопашник просто не сможет с этим управиться, ведь больше всего урона зомби получают от хэдшотов, при этом персонаж-стрелок должен предварительно обзавестись дальнобойным оружием с прицелом, чтобы иметь возможность контролировать ворота издалека. Мне удалось выполнить это задание только магом, который мог выпускать магические снаряды сразу во множество врагов, одновременно высасывая кровь (и то пришлось попотеть).

Над именем недолго думали.
Над именем недолго думали.

Квестик выделяется не только огромной сложностью, но и сменой жанра с рпг на защиту «практически башен» от волн врагов.

Наподобие этого была миссия в дополнении к Fallout 3 Point Lookout c Сафари, где нужно было отстреливаться от гулей вместе с парой аристократов.

Наемные убийцы на пенсии.

По аналогии с прошлой статьей, в Vampires MB тоже есть квест на убийство, в котором два бывших наемных убийцы напарника заказывают друг друга, чтобы иметь на руках оба ключа от общего денежного клада, торгуясь с игроком за лучшие условия. Увы, неожиданных событий игра не припасла, игрок может доторговаться до 80% от нажитого нанимателями или примирить бывших друзей при наличии прокаченного убеждения.

У них довольно забавные диалоги, в которых персонажи наговаривают друг на друга.
У них довольно забавные диалоги, в которых персонажи наговаривают друг на друга.

Квест запоминается своей комичностью. Вот что может быть, если наемники доживут до пенсии.

Конечно, квест можно было бы дополнить, позволив, например, поднять ставку до 100%, после чего оба нанимателя отказались бы от своей затеи с убийством. Или при ставке, скажем, более 70%, наниматель скрывался бы от игрока, чтобы не платить по счетам. Также не хватает возможности убедить их рассказать, где клад, убить обоих и присвоить всю сумму себе.

Конечно, можно долго говорить о квестах игры: о маньке-протезисте, о серийном убийце, о безумном продавце талисманов, азиатских вампирах, о владельце клуба, который просит избавиться от охотников на хосте и т.д. Но это будет уже не короткий а полный обзор игровых квестов. А это нам для данного цикла статей не нужно.

Основной вывод, который мы можем сделать в том, что и простые скучные на первый взгляд задания убей/принеси могут быть интересны, если мир игры цепляет и интригует, а диалоги лишь полнее его раскрывают перед игроком.

Черный юмор в игре хорош.
Черный юмор в игре хорош.

Теперь же надо подумать, за какую игру взяться следующей.

2929
60 комментариев

Оборотня можно задавить ведь дверьми обсерватории...
А так та,выдал базированый спич

3
Ответить

Оооо, я смогла открыть обсерваторию, но подумала, что это просто дополнительный путь для побега.

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Хм а я вроде помню что его можно сжечь электричеством где то там же

1
Ответить

+ за лонг по одной из любимых игр.
Не мог пройти на релизе потому что на диск была запихана версия с критическим багом на священнике. Потом уже прошлась после появления Интернета и т.д.
А ещё круто, что её постоянно допиливают фанаты и уже навернули на неё кучу исправлений и доработок. Так что кто не играл, обязательно поиграйте - игрушка очень хорошая.

3
Ответить

Хорошая статья, базированная. Тоже относительно недавно, с пару лет назад впервые поиграл, прошёл полностью и прибалдел

2
Ответить

Топовая игрулька, я давно еще играла с кривым переводом и ускоренной до писка озвучкой. Сейчас вот перепрошла нормальную версию.

2
Ответить