Принц, сформировавший мой характер
Рассказываю о том, как трилогия Песков Времени оказала существенное влияние на формирование моих жизненных ценностей.
Предисловие
Знакомство с игровой индустрией у меня произошло ещё в детстве, а именно в 3 года. Это было в 1998 году, тогда родители меня брали с собой на компьютерные курсы, где после занятий разрешалось поиграть в передовые для того времени игры в России – DOOM 1-2, Aladdin (1993), “Заработало” и другие более простые настольные игры по типу шахмат, го и пр. Но ярче всего мне запомнилась именно первая часть Prince of Persia с чёрным задним фоном, главным героем в белом одеянии с мечом, шипами-ловушками и, сильнейшей по современным меркам, задержкой ввода команд, особенно при прыжках.
Вторую часть значимой для индустрии франшизы про персидского принца я пропустил, как и неудачный ремейк в 3D. Только в 2004 году я смог снова прикоснуться к играм данной франшизы, когда друг пригласил меня в гости поиграть на купленном ему компьютере. Графика, стилизация, шикарные даже по современным меркам анимации заставили влюбиться в Пески Времени и сразу же отправиться за покупкой диска себе. К сожалению (позже, как выяснилось к счастью) в магазине была только новая часть трилогии Песков, а именно Схватка с Судьбой. Я рискнул её приобрести, а после установки на свой компьютер был удивлён мрачным и достаточно жестоким тоном игры как в геймплейном, так и в сюжетном плане. Позже мы с другом купили недостающие части (он 2, я 1) и устроили соревнование между собой по прохождению игр, помогая друг другу при затруднениях.
Третью часть (Два Трона) в 2005 году мы проходили по такому же принципу. Тогда сюжет трилогии про Принца я считал лучшим, что дала мне игровая индустрия. Лишь в 2010 году – стратегия RUSE, в 2013 году – Bioshock Infinite, заставили сместить Принца на почётное второе место, хотя по влиянию на мою жизнь игры про Пески Времени и поныне стоят на первом месте. Ниже я подробнее раскрою свой последний тезис.
Юность Принца, Пески Времени
На первый взгляд, особенно в детстве, сюжет Prince of Persia: the Sands of Time воспринимается как вольная интерпретация сказок 1000 и 1 ночи, особенно многое взято из Аладдина (внешняя схожесть героев, паркур, арабо-индийский сеттинг, визирь, принцесса и др.). Но при последующих перепрохождениях и взрослении, для себя я выделил главный посыл этой части трилогии Песков Времени – умение выявлять, признавать и исправлять свои ошибки, т.е. нести ответственность за свои слова и поступки. Вышесказанное является лейтмотивом всей трилогии, но более ярко проявляется в 1 и в 3 частях. Чужой трагичный опыт (в данном случае Принца) заложил во мне основные принципы взаимоотношений между мной и людьми не зависимо от вида отношений и от рода деятельности. Например, прежде чем начать распоряжаться вознаграждением за юридические или авторские услуги я сначала удостоверюсь, что заказчик моей работой полностью доволен, найденные ошибки устранены и претензий или замечаний к моей работе нет.
Сама идея-способность возврата времени с помощью кинжала (во 2 части амулета) научила меня разрабатывать модели течения событий по разным сценариям для расчёта последствий тех или иных решений. Как бы мне не пытались доказать, что история и события не имеют сослагательного наклонения, в жизни я не раз убедился, что вышесказанное просто необходимо для минимализации рисков и уменьшения итоговых затрат как материальных, так и моральных. Главное, чтобы все прогнозы имели рациональное начало и не отклонялись от изначально заданного контекста. Игрок и сам Принц через применение Возврата Времени и “фонтанов” сохранения получает необходимый опыт для продвижения по локациям, а также видит потенциальное развитие будущих событий. В своей юридической и исследовательско-исторической деятельностях данная способность позволяет мне с максимальной точностью подобрать подходящий вариант, будь то это защита нарушенных прав потребителей (юридическая стратегия) или определение фактических обстоятельств исторического события в контексте названного в источниках периода.
Труд художников, аниматоров, композиторов трилогии Песков Времени развили у меня эстетическое восприятие окружения, анимаций и саундтрека в играх, а в жизни – архитектуры, различных видов искусств. Несмотря на то, что исторический период событий в игре чётко не определён – предположительно раннее-классическое Средневековье, облик зданий, окружения и персонажей одновременно самобытен и исторически традиционен для арабов и индусов тех времён. Саундтрек Песков Времени, как и всей трилогии, привил мне хороший музыкальный вкус, научил меня распознавать многогранность музыки вплоть до отдельных мотивов различных музыкальных инструментов (ниже представлен мой любимый трек из Песков Времени — Enter The Royal Palace за авторством Стюарта Чатвуда.
Взаимоотношения Принца и Фары дали мне возможность определить грань между допустимым доверием к чужому человеку и сомнением при реализации общих задуманных планов. Именно последнее погубило Фару, а Принц окончательно осознал свою вину в катастрофе. Несмотря на уговоры Визиря о вечной жизни, Принц осознанно и окончательно решает использовать метод Фары (удар кинжалом в центр купола песочных часов) для необратимой ликвидации последствий своих ошибок. Из вышесказанного я также сделал вывод о необходимости применения своевременных действий для устранения неблагоприятных последствий. Например, при наличии явного конфликта с клиентом, я всегда стараюсь использовать диктофон для того, чтобы в будущем защитить себя от оговора или даже для использования записи в суде при восстановлении собственной чести и деловой репутации.
Ещё один урок из Песков Времени я усвоил после того, как Принц убил чудище, в которое превратился его отец. Когда Фара проявила сочувствие к Принцу после сложной битвы, он сказал ей: «Это был не мой отец». Данная сцена дала мне умение не сочувствовать и не корить себя за вынужденный разрыв отношений с бывшим знакомым/другом/родственником, который одномоментно и необоснованно начал проявлять враждебность по отношению ко мне. Более того, я перестал переживать по поводу вынужденных действий-возмездий (конечно, в рамках закона) для внутренней и внешней компенсации от нанесённых мне внезапно возникшим недоброжелателем оскорблений и ущерба. Например, когда клиент-знакомый нарушил предварительные устные договорённости о ведении дела (не заплатил мне за уже проделанную работу и необоснованно обвинил меня в непрофессионализме), а до конфликта пообещал мне оказать содействие по личным вопросам и не сдержал своё слово, то я собрал материал для процесса по защите своей чести, достоинства и деловой репутации. Уже научно доказано, что если постоянно терпеть, смиряться с обидами и издевательствами извне, то рано или поздно это серьёзно отразиться как на ментальном, так и на физическом здоровье, а обидчик будет понимать свою безнаказанность.
Более подробнее о принципах выживания в условиях одиночества, которые мне помогли в жизни, отражено в Схватке с Судьбой.
Принц, изменивший пророчество. Схватка с Судьбой
Схватка с Судьбой по своему аудио-визуальному тону гораздо мрачнее предыдущей части. Сюжет, несмотря на гротескно-тёмный сеттинг, более открытый облик женских персонажей и жестокость, стал более многогранным и глубоким.
В этой части поведение Принца схоже с поведением одиночки-изгоя, против которого ополчился весь мир. Соратники и противники не раз говорили главному герою, что “пророчество” потоков Времени невозможно изменить и что он зря тратит силы и время. Для меня целеустремлённость Принца в Схватке с Судьбой стала эталоном поведения во враждебно и пассивно настроенном обществе. И это несмотря на то, что до конца игры Принц преследовал только одну эгоистичную, но сюжетно обоснованную цель – выжить за счёт смерти песчаных монстров, Шади, Кайлины (императрицы Времени) и Дахаки (стража потока Времени). Благодаря вышеназванному примеру мне удавалось решать личные и юридические вопросы клиентов, вызывая у оппонентов страх, а у окружения – уважение. Например, ко мне обратился человек, который оформил кредит, но после прочтения договора его не устроило наличие скрытых условий. Я составил ему заявление о расторжении кредитного договора. Как только сотрудники банка увидели это заявление, то сразу же приняли заявку, испугавшись юридических последствий. Клиент был доволен моей работой и даже дополнительно вознаградил.
Схватка с Судьбой подарила мне осознание того, что я сам являюсь хозяином своей судьбы и моделей восприятия меня как человека/личности в обществе. Это помогло мне, когда ещё в школе мои родители были подвергнуты оговору с подачи классного руководителя. Я, несмотря на просьбу со стороны учителя и класса не говорить ничего своим родителям, не раздумывая рассказал всё своим родным. Конфликт и сплетни в школе были устранены, а в награду за честность и мою готовность выступить за честь семьи родители мне тогда купили, предоставив выбор, достаточно дорогой конструктор высших биониклов.
Сильнейшим моментом и мотиватором в жизни для меня стал эпизод попадания Принца в склеп после внезапного появления Дахаки. Цитата: «Я архитектор своего собственного уничтожения.», и осознание Принцем наличия второго шанса с помощью маски Призрака запомнились и сформировали мысль о том, что жизнь, которой мы сами распоряжаемся, даёт нам сигналы и символы верного направления. С осознания вышесказанного я стал не только действовать рационально и осторожно, но и стал примечать совпадения при совершении того или иного действия. Например, в своё время я собирался переводиться из своего вуза по причине серьёзного конфликта с преподавателем, который занимал высокую должность в системе судебной власти одного городского округа. Уже в последний момент окончательного сбора документов о переводе мне знакомый преподаватель сообщил, что этот недружественный преподаватель серьёзно заболел и не может больше участвовать в учебном процессе и на защитах дипломных работ. Я принял это как знак о необходимости продолжить учёбу в своём вузе.
Тема личных взаимоотношений, а именно взаимная ненависть Кайлины и Принца вместе с взаимопомощью, перешедшие в любовь, дала мне ориентир на построение своей личной жизни в перспективе (свою Кайлину в положительном смысле (без ненависти) я пока не нашёл). Здесь я имею ввиду именно общие начала у будущих спутников жизни, где несмотря на какие-либо причины ненависти, оба поняли, приняли и прониклись уважением друг к другу. Более подробно тему влюблённости и любви в трилогии Песков Времени я раскрыл в другой конкурсной статье в прозе и в стихах – Песок, Время, Любовь в трилогии Prince of Persia the Sands of Time.
Главная польза, которую мне удалось извлечь из сюжета Схватки судьбой, заключалась в том, что я смог распознать в себе “тёмную” сторону – эго, истоками которого являлись нанесённые обществом (школа) обиды от травли (буллинга). Подобно Принцу, который несмотря на соблазн со стороны маски побуждений к совершению эгоистичных поступков, смог найти способ спасти и убедить Кайлину в бессмысленности вражды, мне удалось взять под контроль гнев и трансформировать большую часть энергии в учёбу, особенно в изучение истории как науки.
Но вышесказанное не отменяет того, что без должного контроля и внутренней силы воли, эго и гнев могут полностью подмять первоначальную личность под себя с помощью манипуляций с сознанием. Рассказ о личном усвоенном опыте из Двух Тронов, надеюсь, убедит в этом...
Принц, гнев и эго. Два Трона
В Двух Тронах, которые ранее назывались Родственные Клинки, сценаристы решили противопоставить взрослого и сформировавшегося как личность главного героя своему второму “тёмному” я. Подобный контраст внутренних психологических терзаний Принца позволил мне прочувствовать и осознать со стороны опасность эгоистичного и беспринципного поведения. Конечно, я понимал и сейчас понимаю, что именно эта “тёмная” сторона позволяет мне безопасно жить в обществе без масок (быть собой), с возможностью полностью себя защитить от внешних нежелательных раздражителей. Важен внутренний баланс и, что удивительно, чувство страха способно потушить пламя гнева, как и чувство гнева способно рассеять туман сомнений и страха. Третья часть трилогии Песков Времени показала мне, что нельзя давать эмоциям захватывать контроль над разумом. Это осознание в прямом смысле спасло родственнику (внутренне я отказался от многих обид и помог в трудную минуту) и позже мне (когда в силу определённых обстоятельств не мог работать долгое время) жизнь.
Вышеуказанный пример с приходом на помощь, несмотря на расхождение интересов и обиды, очень хорошо показан в Двух Тронах. Фара обвиняла Принца в эгоизме по отношению к своему населению, а также в обмане про сущность Тёмного Принца. Принц решил отсрочить месть Визирю, к которой его постоянно подталкивала вторая сторона личности, и спас жителей из горящего дома. Фара своевременно вернулась и вырвала главного героя из лап смерти, убив противника в воздухе точным попаданием стрелы.
Эпизоды – первый: с отказом подчинения Принца своему эго во время обнаружения тела отца в колодце; второй: с борьбой, точнее с уходом от борьбы Принца со своим Тёмным “Я”; показали мне, что не стоит давать волю и постоянно подпитывать через гнев и доминирование своё эго. И в Схватке с Судьбой, и в Двух Тронах верно геймплейно отображено уменьшение здоровья (в Двух Тронах до гибели главного героя) в состоянии “Тьмы”. Гнев, действительно, на небольшой промежуток времени даёт силы для преодоления трудностей и для применения законных методов наказания обидчиков. Но если он задержится внутри человека, то устроит пожар и сожжёт до основания всё светлое в личности, оставив только низменные порывы и хроническую обозлённость на весь внешний мир. В своё время я уже писал о внутренней борьбе Принца в ещё одной конкурсной статье – Пески Времени, одна Судьба, два Принца.
С точки зрения донесения определённых моральных посылов Два Трона можно назвать самой основательной и фундаментально-завершающей частью трилогии Песков Времени. Внутренняя борьба эго с личностью самого Принца, поиски компромиссов между своими и общественными интересами, осознание прошлых неудач и устранение внутренней чрезмерной критики, всё это делает для меня последнюю часть Песков про персидского Принца самобытным, не перестающим быть актуальным проектом.
Заключение
Трилогию Песков Времени я с уверенностью могу назвать своей школой по адаптации взаимоотношений с различными по характеру людьми. Принц своим опытом помог и сейчас помогает мне преодолевать трудные моменты в жизни. Это единственные игры, сюжеты которых побудили меня облечь их в форму поэзии.
С годами я всё больше осознаю существенную роль и значимость знаний, полученных от первого и последующих прохождений Песков Времени, Схватки с Судьбой и Двух Тронов, и никогда не забуду смелых, поучительных приключений во Дворце Азада, на Острове Времени и в Вавилоне.
Лонг написан для конкурса статей «Игры, меняющие жизнь»
Благодарю за внимание