Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Мой разбор творения студии Data Realms.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Cortex Command представляет из себя экшен - платформер с элементами тактической стратегии в реальном времени, вышедший в далёком 2012 году. В игре мы, играя за одну из борющихся сторон, должны противостоять нашим конкурентам за право добычи золота на далёкой планете. Для этого нам требуется строить бункеры на наших участках земли и штурмовать бункеры противников. Вооружения и солдат нам (и не только нам) любезно предоставит торговая станция, которая кружит на орбите планеты. Но главная ценность, которую вы обязательно должны сберечь, эта ваш «мозг» (по совместительству центр управления), с помощью которого вы и руководите болванками роботов и безвольными людьми. При потере «мозга» для вас игра заканчивается.

По сути, Cortex Command смогла объединить уникальные для своего времени игровые механики и проработанный движок физики, сделав каждую партию неповторимой. К сожалению, сейчас игра медленно умирает на просторах Стима потому, что уже давно не получала обновлений и не смогла развить свой игровой потенциал. Поэтому это хорошая возможность рассказать о ней здесь не посвященному игроку.

Содержание:

Сюжет

Игра имеет хоть и простенький, но сюжет. В недалёком будущем человечество переживает глобальную войну, но при этом открывает технологии мозговой трансплантации и космических перелётов, таким образом, знакомясь с инопланетными цивилизациями и становясь частью галактического сообщества.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Для стремительного развития человечеству нужны ресурсы, поэтому люди отсылают на далёкие планеты экспедиции, которыми руководит «мозг», помещенный в специальный сосуд. С помощью его можно значительно сэкономить на рабочих, ведь он может переключаться с объекта на объект, которыми выступают либо роботы, либо люди.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Различные фракции на планетах начали борьбу за самые жирные залежи ресурсов, чтобы выгодно продавать их на галактической бирже. Чтобы не покупать солдат и оборудование с Земли, на орбите была создана торговая станция «TradeStar» (Торговая Звезда), которая предоставляет услуги всем участникам конфликта.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Весь сюжет мы узнаем из начальных вставок и больше игра нам не даёт никакой сюжетной информации, поэтому тут описан мой вольный пересказ происходящего в игре.

Игровой процесс

Весь игровой процесс можно описать так:

  • Мы играем за «мозг» в банке, находящийся в хорошо укреплённом бункере.
  • Мы можем дистанционно управлять нашими бойцами, переключаясь с одного на другого.
  • Нам нужно, используя бойцов, добывать золото, чтобы заказывать больше бойцов.
  • Наша цель уничтожить такой же «мозг» врага.
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

С виду может показаться, что всё примитивно, но главная прелесть этой игры — это её геймплей и внимание к деталям. Разработчики попытались интересно развить основной концепт игры — захват и оборона бункера. Для этого нам даны такие инструменты как редактор сооружений, экономика, большой выбор оружия и предметов, а также несколько уникальных фракций со своими сильными и слабыми сторонами. Но для победы, нам нужно всего лишь уничтожить главный «мозг» противника и не дать уничтожить наш.

Дальше, я попытаюсь подробно рассказать о главных механиках игры, а также о упущенных геймплейных возможностях, которые не реализовала студия разработки.

В дальнейшем, для удобства читателя всех игровых персонажей, на которых мы можем переключаться, я буду называть пешками, так как их жизни не имеют весомой ценности по сравнению с главным «мозгом».

Демонстрация переключения между пешками.

Фракции

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Коалиция представляет из себя хорошо вооруженную ЧВК с большим выбором сверхсовременного огнестрельного оружия. Их бойцы хорошо натренированы и закалены в предыдущих битвах. Хороший выбор, когда нужен эффективный боец по не слишком высокой цене.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Императус это классические промышленники, которые на полученную сверхприбыль создали армию габаритных роботов, закованных в броню. Они используют тяжелые пушки с низкой скорострельностью, но c большим уроном. Идеальный вариант для танкования или защиты важной позиции.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Тэхион была основана небольшой группой элитных корпораций, занимающихся высокотехнологичными исследованиями. Для защиты своих интересов они соорудили продвинутых роботов и мощные лазерные орудия. Хороший выбор, если одними только пулями дело не решить.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Думми в начале представляли собой роботов для тестирования оружия, транспортных средств и проведения разных опасных экспериментов, но в один момент их ИИ обезумел и захватил власть на производственных заводах. Теперь они, сплоченные одним разумом, создают себе подобных и пытаться защитить себя в этом жестоком мире. Их роботы самые дешевые, а оружие не столь мощное, поэтому они хороши, когда ставка делается на количество, а не на качество.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Ронин - так называют бандитов с большой дороги, которые готовы умереть за ваши деньги. Они одеты в изрядно потрёпанную броню, а их оружие давно устарело, но их матёрый характер и удача позволяют им выходить из жутких передряг. Эта фракция славится богатым выбором оружия и недорогими пешками, самое то, если нужны универсальные бойцы.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Браункоут является группой опытных и дорогих наемников. Они имеют массивную броню, но их оружие уступает в дальности, поэтому они предпочитают вести бой на короткой дистанции. Эффективны в зачистке тесных бункеров, когда они представляют смертельную опасность для всего, что находится рядом.

Для большей ясности, так как мы можем управлять и переключаться между сознаниями наших пешек, то могу предположить, что вышеперечисленные фракции сдают своих членов Торговой Станции и мы можем их приобрести в аренду. В любом случае игра не даёт другой информации.

Вообще фракции можно разделить на 2 типа: человеческие и роботизированные. Роботы более крепкие и устойчивые к урону, но дороже своих мясных собратьев. Люди же более манёвренные, но при попадании начинают истекать кровью, из-за чего их жизнь на поле боя обычно скоротечна. Пешки с самого начала имеют 100 хп, которые уменьшаются от наносимого ей урона. Каждая пешка как гуманоидный объект имеет две пары рук и ног, которые в пылу битвы могут быть оторваны от случайного взрыва. Безногая пешка не сможет ходить, поэтому ей останется только использовать свой джетпак (о нём будет ниже). Безрукая же пешка вовсе становится бесполезной, так как ничего не может брать. Хотя и от неё может быть толк…

На таран!

Также к роботизированным пешкам можно отнести различные дроны и самоходные турели. Они отличаются от пешек лишь тем, что не могут брать в свой инвентарь предметы и имеют стационарное оружие. Чаще всего турели используются в защите, из-за их хорошей брони и никакущей манёвренности.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Те, кто подумали, что фракции выбираются только в начале игры, и нет возможности играть за другую фракцию, правы лишь отчасти. В начале игры у игрока есть опция выбрать конкретную фракцию, но чаще всего игроки ей не пользовались, ведь интереснее сочетать возможности каждой фракции, к примеру выдавая пешке одной фракции пушку второй и садя на транспортник третей. Также этот аспект даёт игре огромную вариативность и позволяет создать баланс между игроками. Поэтому я думаю, что в начале разработчики так и задумывали сделать, чтобы игрок придумывал свою стратегию игры, комбинируя разные фракции.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Оружие и приспособления

Фракции, в зависимости от своей спецификации, имеют свой набор оружия. Видно, что студия разработки постаралась и потратила много времени на создание каждой лазерной винтовки и магнитного рельсатрона, ведь найти две одинаковых по характеристике пушки просто невозможно. Каждая чем-то, но отличается.

При этом, у местного оружия есть странная особенность, магазины к нему не кончаются, то есть его нужно перезаряжать, но истратить весь боезапас невозможно. Но это не касается гранат.

Кстати, о гранатах! В игре нам доступны такие вспомогательные средства как гранаты, взрывчатка, горючие смеси. При этом у каждой фракции есть свои уникальные аналоги, которые имеют особенные свойства, связанные с фракцией, к примеру, электронные гранаты у продвинутых роботов и мощные взрывпакеты у милитаристов.

Зачистка бункера при помощи гранат.

Также помимо перечисленного выше, игра нам дает разные инструменты, чтобы разнообразить игру. В них входят различные сканеры почвы, телепортаторы и даже крюк-кошка.

Во время боя, чтобы зарыться под землю за золотом или пробурить вход в бункер врага, вы сможете воспользоваться буром. Есть 3 вида буров, и они не привязаны к конкретной фракции, хотя изредка у фракций бывают их аналоги.

  • Легкий бур: небольшой компактный бур, удобен для копания земли, но большего ждать не стоит.
  • Средний бур: помощнее лёгкого бура и может копать через камни, но бесполезен против крепких бункерных стен.
  • Тяжёлый бур: самый мощный из всех и может с лёгкостью прогрызать двери и бетонные стены.

Бур является вполне полезном предметом в руках пешки, так как с помощью него можно и окоп вырыть, и в бункер попасть, и золото добыть (об этом ниже).

Ну и конечно, каждый из буров на близкой дистанции может использоваться как очень опасное оружие, ведь способен перемолоть врага за считанные секунды.

И наконец джетпак! Он нужен пешкам для преодоления препятствий и для большей мобильности.

Хотя мне кажется его добавили из-за постоянных застреваний пешек на ровном месте.

У джетпака также есть своя механика тяжести. Суть в том, что у каждого предмета есть свой вес и, нагрузив пешку кучей больших стволов, вы сделаете её не только очень опасной, но и жутко медленной, ведь она при передвижении будет тащиться по земле, а про взлёт и говорить нечего. Поэтому важно при выборе оружия учитывать его вес, чтобы сохранить мобильность пешки.

Физика и разрушаемость

Главная фишка этой игры — это физика. Разработчикам удалось реализовать полное взаимодействие физических объектов между собой, что по итогу позволило игре рождать огромное количество забавных ситуаций.

В какой игре вы буквально можете задавить своего противника?

Карта в Cortex Command состоит из различных материалов, которые можно полностью разрушить. Также есть интересная механика, что неигровые объекты, к примеру, трупы или обломки кораблей, становятся частью карты, которые рождают новые испытания во время боя.

Экономика и Торговая станция

Вся экономика сводится к добыче золота и трате его на постройку бункера и покупке пешек, пушек и транспортников. В начале игры у вас будет на балансе пара тысяч золотых, но чтобы заработать больше нужно добывать буром золотишко, зарытое в земле. При этом золото засчитывается на ваш счёт мгновенно после добычи буром. Поэтому ничего доставать из шахты и доставлять на орбиту вручную не нужно.

С другой стороны, таким образом мы потеряли механику пиратства, при которой можно было бы спереть пару золотых самородков у противника.

DIG! DIG! DIG!

На торговой станции за золото вы покупаете комплект: объекты, которые вы хотите заказать и вместе с ними шаттл, который эти объекты доставит. Так как вам бесплатно ничего не транспортируют, надо внести залог, который вам вернут, если шаттл смог доставить груз и успешно вернулся на орбиту. Каждый шаттл обладает своей вместительностью и уровнем безопасности. Самые вместительные и безопасные варианты — это транспортники с 2 движками, так как они могут держать расстояние от земли и по очереди выгружать груз. Самым же дешёвым и небезопасным вариантом является сброс в железном ящике, где высокий шанс повредить свой товар.

Доставка
Доставка

Цены на торговой станции статичны и припасы бесконечны, поэтому можно сказать, что противостояние на карте зависит от экономического фактора, ведь если у вас закончится бюджет, ваш «мозг» спасёт лишь чудо.

Каталог Торговой Станции, где вы будете заказывать себе покупки прямиком с орбиты.
Каталог Торговой Станции, где вы будете заказывать себе покупки прямиком с орбиты.

Редактор бункера

Значительную часть времени вы проведёте в редакторе бункера, где будете реализовывать свои гениальные планы идеального бункера. В редакторе большое количество объектов и шаблонов, которые позволяют выстраивать разветвлённые коридоры и огневые точки. Но разработчики не стали развивать тему бункеров, из-за чего единственный интерактивный объект в бункере это дверь. Поэтому чаще всего бункеры выглядят как груды бетона с бойницами, а не секретные форты с кучей ловушек, как, к примеру, в Evil Genius.

Пустые бетонные лабиринты
Пустые бетонные лабиринты

Кто знает, что могло бы получиться, если в игру были бы добавлены ловушки, стационарные пулеметы, система электроники и вентиляции, и многое другое, что сделало бы строительство и зачистку бункеров намного интересней и разнообразней. Но это мечты :)

Строительство бункера
Строительство бункера

Режим кампании

Хоть и режим называется «кампанией», но реально он представляет собой пошаговый режим захвата территорий, где вы соревнуетесь с ботами или вашими друзьями до 4 человек. В начале у каждого имеется определенный бюджет и несколько «мозгов». В начале хода вы определяете куда вы хотите высадиться и выделяете на это бюджет и один «мозг».

Настройки кампании
Настройки кампании

Если территория высадки не занята, то на выделенные средства вы строите свой бункер. Если же вам не посчастливилось и на территории кто-то есть, то вы тратите выделенные деньги на высадку и штурм. Каждая захваченная территория приносит свой доход, из-за чего будут богатые точки, на которые будут претендовать много игроков. Если ваш «мозг» был уничтожен во время обороны или атаки, вы его никак не сможете вернуть. Хотя режим и находится в «активной» разработке, многого ему не хватает, начиная от более разнообразных активностей на захваченных точках, заканчивая чуток кривым балансом, ведь если кто-то вырывается в лидеры, тогда его проблематично сместить, ведь атака требует намного больше средств, чем оборона.

На атаку выделяется определенное количество средств, которые вычитаются из вашего баланса.
На атаку выделяется определенное количество средств, которые вычитаются из вашего баланса.

Сценарии

В игре также присутствуют готовые сценарии, с помощью которых вы можете как ознакомиться с основными механиками игры в местном обучении, так и испытать себя на уровнях-вызовах. Я могу выделить одни из самых интересных.

  • One-Man Army — режим, где вы определенное время в одиночку сражаетесь против вооруженных ботов. Сложность добавляют постоянно прибывающие челноки с врагами, хотя если в начале у врага выбить хорошую пушку, то выиграть проблем не будет. Также от этого режима идут 2 других сценария. Первый, где все враги будут иметь только буры. И второй, где вы все будете находиться в невесомости.
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
  • Keepie-Uppie — наверное, самый уникальный режим, так как нам предстоит, управляя небольшим челноком, выжить против прибывающих врагов. Вся сложность режима кроется в неимоверно сложном управлении ракетой из-за чего мне ни разу не удавалось дожить до конца таймера.
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
  • Control Chip Hunt — небольшая сюжетная миссия, где нам предстоит исследовать пещеру местных зомби и найти чип. После обнаружения чипа, нам устроят засаду наши конкуренты и справившись с ними мы должны погрузить чип в прибывший шаттл. Видно, что разработчики пристреливались к сюжетным миссиям, хотя сам концепт игры сложно уместить в большой сюжет, но такие небольшие миссии весьма приятны.
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом
  • Exploration — также небольшая сюжетная миссия, где мы сразимся с мамой-крабом (по сути, единственный босс в этой игре), после убийства ее потомства (извините) и пробуримся в секретный маленький бункер. Ничего особенного, но учитывая, что таких миссий с сюжетом на данный момент только две, чтобы увидеть потенциал возможных миссий, рекомендую к ознакомлению.
Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Большинство других сценариев представляют из себя видоизменный штурм или защиту бункера, к примеру защита своего бункера от волн врагов или атака бункера, обороняемого ботом. Такие сценарии экономят время, так как без лишней подготовки ты можешь сразу погрузиться в геймплей.

ИИ

Как ни странно, я могу выделить у этой игры два искусственных интеллекта: врага и наших пешек.

Первый является и не слишком глупым и не слишком умным. Он может без застреваний преодолевать различные препятствия, использовать гранаты и аптечки, и относительно неплохо стрелять. Но ожидать от него многого не стоит, он не будет использовать мудрёные тактики или кооперироваться со своими товарищами. Он просто будет идти напролом, не считаясь с потерями. Из-за этого, играя с ИИ за защитников бункера, весьма легко и даже скучно выносить толпы врагов в узких коридорах. Также враг не оценивает события вокруг и не реагирует на них, к примеру, если кинуть под ноги идущему врагу гранату, он вместо того, чтобы упасть на землю или хотя бы остановиться, продолжит свое движение, но уже без ног.

Второй является нашим помощником, который будет держать пешку на ногах и, когда нужно, отстреливаться, в то время, когда мы управляем другой пешкой. ИИ можно давать команды, к примеру патрулировать или добывать золото буром. Но всё же, бывали моменты, когда бесконтрольные пешки начинали творить хаотичные действия, к примеру срывались с места или начинали пальбу, что иногда мешало, особенно если вы подготавливали особый план.

Круг, в котором мы можем давать пешке команды, а также закупаться на Торговой станции.
Круг, в котором мы можем давать пешке команды, а также закупаться на Торговой станции.

Так или иначе, интеллект не чувствуется безобидным и изредка может удивить, поэтому работа по его развитию точно пошла бы игре на пользу.

Графика и музыка

Вся игра выполнена в стиле pixel art, что весьма подходит под ее физический движок, где каждый пиксель можно уничтожить. Я бы сказал, что чем-то Cortex Command смахивает на Noita, ведь они сильно похожи: в них обоих проработанная физика на уровне пикселей, а также приятный глазу проработанный визуал. Но все же Cortex Command удается иметь свой неповторимый стиль.

Секреты недр земли
Секреты недр земли
Где-то в далеке...
Где-то в далеке...

Буду краток, OST этой игры выполнен очень качественно и гармонично накладывается на геймплей. Вот парочка:

Моды

Модификации являлись спасательным кругом этой игры. Если коротко, то благодаря модам можно было установить множество новых фракций, оружия и карт. Так как моддинг не был слишком тяжёлым, игра приобрела множество модификаций и по факту они ее поддерживали на плаву. Но видимо разработчикам было так всё равно на игру, что моды пару месяцев назад перестали распознаваться игрой. И это забило последний гвоздь в крышку гроба.

Cortex Command: заброшенная игра с большим потенциалом

Общее впечатление

Хотя игра и находиться в разработке больше 22 лет, она оставляет впечатление бета-версии. Кампания игры еще не доделана, есть баги и застревания. А также долгое время такой важный аспект игры как мультиплеер был реализован только через одно устройство с раздельными экранами и управлением с клавиатуры и джойстика (играть в неё на джойстике отдельная пытка). Конечно, через какое-то время был добавлен локальный мультиплеер, но это не то, что могло бы привлечь массового игрока в игру.

Хотя, с другой стороны, игра имеет огромную реиграбельность и заставляет тебя экспериментировать и изучать разные механики. Если подумать это игра могла бы быть идеальной для компаний, если туда добавить полноценный мультиплеер и улучшенную игровую кампанию. Но сейчас она из себя представляет только концепт, который без дальнейшего развития канет в лету.

А что, если в транспортник положить бомбы?

Сегодняшнее состояние игры

Хотя игра когда-то имела популярность, сегодня о ней мало кто вспоминает. Разработчики старались ее как-то дорабатывать, но есть ощущение, что они просто выгорели от своего проекта. Это также доказывает тот факт, что они в июле 2019 выложили исходный код игры в общий доступ и с тех пор не занимаются игрой.

Кстати, последняя игра разработчиков, вышедшая в 2018 году, это Planetoid Pioneers, которая продолжила и развила некоторые механики Cortex Command, но по сути является совсем другой игрой.

Надежды, что разработчики вспомнят о своем детище мало, поэтому сейчас игрой занимаются фанаты, которые создали «Cortex-Command-Community-Project». Эта фанатская версия игры потихоньку обновляется, и кто хочет ознакомиться с ней вот ссылка. Эта версия полностью бесплатна в отличии от стимовского собрата, но лично для меня в ней есть как существенные исправления старой игры, так и добавленные нелогичные игровые решения. Хотя приятно знать, что игра полностью не заброшена.

Заключение

Для меня Cortex Command поистине является кладезем интересных механик, но в конечном итоге её большой потенциал не был раскрыт. Созданная небольшой компанией разработчиков, она многие годы получала исправления и совершенствовалась, но теперь это в прошлом, поэтому надеюсь, эта статья познакомила вас с этой замечательной игрой! Играйте и экспериментируйте!

Look sir, free crabs!
Look sir, free crabs!

Спасибо за чтение!

Статья написана для конкурса «Скрытые сокровища».

6666
14 комментариев

Нереальный топ игр, очень много часов в ней провел ещё до релиза в коопе

5

бля ахуенная игра и ахуенные моды к ней, ставил себе мод на вархаммер

2

Вууух, еле успел до полуночи, надеюсь карета еще не превратилась в тыкву) Буду рад конструктивной критике!

1

Так разрабы те еще перцы они и Planetoid выпустили с одной миссией и без нормального редактора и забили тем самым убив игру сразу же на выходе и еще продали онлайн который они вырезали одним из патчей отдельно

1

Много залипал в нее подростком. Проблема игры в том, что ее кор геймплей достаточно уныл и противоречив, игра пытается быть разу всем, но ни один аспект в ней не доведен до ума, игра тащит только графикой, саундом и разрушаемостью. Хотя мне иногда кажется что поместить все это в 3д пространство на вокселях, допилить управление юнитами и игра засияет, так как появится простор и разнообразие для того, чтобы она действительно стала стратегией с разрушаемостью а не просто хихи-пострелушкой.

1

@Игры пожалуйста, можно репост

Шо за шедевр графомании ??