South of Midnight - шикарный мультфильм, но бездарная игра
И только этими словами я могу описать новый проект от Compulsion Games. Насколько прекрасен общий арт, местная мифология, сюжет, персонажи и истории с музыкальным сопровождением. Вот настолько же абсолютно убог игровой процесс. И я это не для красного словца пишу. Есть разные типы игр категории Б. Есть такие, как Lollipop Chainsaw, где при всём её примитивизме как слэшера и по строения уровней, тайтл может похвастаться своим разнообразием, мини играми и юмором, из-за чего проходится буквально на одном дыхании.
Есть такие, как Unknown 9: Awakening или Timeshift, где всё сделано вторично и средне, но у геймплея есть своя одна определённая фича и этим может удержать игрока. А есть такие игры, как Vampyr от Dontnod, где отличная и самобытная история, крутая атмосфера, интересные квесты и шикарное аудиосопровождение, но абсолютно невыносимый и отстойный геймплей.
Вот South of Midnight как раз из третьего такого типа игр категории Б. И ведь до жути обидно, что так сложилось.
Если первые две главы мне хотелось сделать рефанд (да я её покупал, а не брал по подписке) то потом уже на третьей, когда взбираешься на огромное дерево под музыку в стиле Джонни Кэша со словами «I remember my brother», думаешь, какая же это душевная и уникальная игра, сделанная с любовью. Думаю, все игравшие на этом моменте так подумали, судя по местным обзорам и мнениям.
И ведь дальше игра по местным сюжетам будет ничуть не хуже. Здесь безумно трогательная история про ставших монстрами мать и сына, про умершую сестру отца главного героя, про местного оборотня. Даже огромный аллигатор может вызвать самое искреннее сочувствие. А уж песня Two-Toed Tom... Ух! Каждая мини история, раскиданная по уровням в игре запоминается и заслуживает чуть ли не отдельной экранизации.
Да и основной сюжет про потерю близких тоже ничем не уступает, и финальным вопросом про, что есть милосердие, а что есть справедливость прекрасно ставит точку.
При этом их сюжет раскрывается не только в кат. сценах или записках. Активно используется и передача нарратива через музыку как в недавних играх от Remedy. И ведь сама музыка великолепная, сочетавшая в себе и кантри, и джаз, и блюз в антураже южных штатов Америки. Oliviier Deriviere - самый настоящий гений. После прохождения все местные песни улетели ко мне в плейлист. Уж больно я люблю подобное.
Общая постановка с покадровой и местами кукольной анимацией, вкупе с самобытным артом только улучшает общее погружение и ощущаешь, что попал в какой-то гениальный мультфильм, претендующий на всевозможные награды.
Но есть только одна небольшая проблема.
Игра кал.
И не потому что она средняя. Она именно, что плохая в геймплейном плане.
Структура следующая: простенький и ненапряжный платформинг, пара боев на пустых аренках, потом снова ненапряжный платформинг, затем ещё 3-4 сражения на точно таких же аренках, потом снова платформинг (но с беготней от тумана) и боссфайт, который состоит из трёх фаз (Фазы кстати ничем не отличаются. Там один и тот же мувсет босса из 2-3 атак и одинаковая тактика битвы. Даже анимации перехода фаз одинаковые) и кат.сцена, закрывающая главу.
И так где-то 9-12 часов всей игры. Для такого хронометража - катастрофа. Причём ладно бы просто это было однообразно. Но ведь нет. Сражаться надо на маленьких и пустых аренках, окруженных просто чёрной жижей. Враги тоже - просто чёрная и безликая жижа, как в Resident Evil 7.
Сражаться с ними элементарно больно. Автофокус не работает нормально, из-за чего заряженной атакой хрен попадёшь и делается она безумно долго, из-за чего годится только как финишер, потому что враги ждать зарядки не будут. Но даже как финишер не годится, потому что героиня вечно бьёт не в ту сторону. Простейших комбо нет. Взаимодействия какого-то с окружением тоже нет, потому что объектов никаких вокруг нет.
Да даже банальной тяжелой атаки нет. Жмёшь 3-4 скилла с огромным таймингом перезарядки и тыкаешь одну кнопку атаки, ковыряя губки, мувсет которых я научился считывать только когда стал боевые достижения выбивать. Прочитать врагов проблемно, потому что весь экран в красных стрелках и бьют за ракурсом камеры.
Каждое сражение я просто ждал когда эта пытка поскорее закончится. Причём даже если умер, то никакой анимации смерти нет. Просто экран становится резко красным и пишет, что конец, как в каком-нибудь Голлуме 2023 года.
Платформинг просто базовый. Бегаешь и прыгаешь по выделенным краской объектам. И это не в минус игре, но в минус когда практически в каждой главе с одной и той же кат.сценой с этим базовым платформингом убегаешь от тумана.
В финале причём разработчики решили откровенно поиздеваться и засунули 3-4 таких забега подряд, где героиня даже сама выражает общую усталость от этого.
Самое забавное, что сражения с врагами, беготню от тумана и боссфайты можно отключить в настройках. Но что по итогу останется от игры? Бег под красивую музыку, как уже сегодня писал Enotbka в своём обзоре?
Те же скудные сражения можно было бы исправить, сделав как в Hellblade 2. Уменьшить их общее количество и количество самих врагов подрезать. Просто сделать упор на постановку и зрелищность. Да. Так же одна/две кнопки, но зато красиво и это не будет раздражать. С местной покадровой анимацией это можно было бы интересно обставить.
Ну не можешь ты в сражения, обыграй это постановкой. Зачем мучить себя и игроков? В боссфайтах убрать эти бессмысленные фазы и просто разбавить битвы QTE с платформингом. Того же «крутона» использовать и как-то забраться на босса.
Аналогично и с общей структурой уровней. Всю однородность можно было бы исправить, просто добавив какие-нибудь мини игры, головоломки, элементы исследования локаций, а не только 2-3 ответвления от основного пути с записками и очками навыков.
Ну серьёзно. Даже Спайро и Крэш с PS 1 дадут нехило так прикурить в плане разнообразия игре 2025 года от Xbox Game Studios. Это просто позор какой-то. Я отказываюсь верить, что игру делали 7-8 лет. Спайдерсы за 3 года и то удивлять иногда умудряются. А тут 8 лет и геймдизайн уступает проектам 20-30 летней давности. Ну мрак же.
Не то, чтобы я был дофига каким-то разработчиком или разумистом. Просто обыватель. Но это же максимально очевидные решения.
И подводя итоги возвращаюсь к заголовку обзора. Это шикарный мультфильм, но бездарная игра. Серьёзно. Будь South of Midnight в формате мультфильма/сериала - он бы забрал все возможные награды и кассу.
Да даже просто в виде интерактивного фильма с мнимыми выборами и мелкими эпизодами на платформинг - претендент на высочайшие оценки, культовость и всеобщую любовь. Думаю Compulsion Games стоит серьёзно задуматься стоит ли им вообще дальше заниматься видеоиграми, а не стать студией анимации и радовать людей такими крутыми и самобытными историями. Потому что как рассказчики и художники они гениальны. Умели бы только игры ещё делать.
Но даже при всём этом негативе я бы всё равно бы порекомендовал South of Midnight. Но по подписке. При всех её минусах она даёт уникальный опыт и этим проект ценен. Если хочется чего-то необычного на пару вечеров, то South of Midnight - отличный выбор. Настоятельную советую поставить минимальную сложность, чтобы не портить себе впечатления и кайфануть от сюжета, музыки, атмосферы и арта.
Если пытаться в какую-то объективность, то это откровенные 4-5 провала из 10 даже при том, что остался с положительными эмоциями и восторгом от истории. Потому что это в конце концов игра, а не мультфильм.