Tomb Raider: Первая кровь

Этот лонгрид посвящён первой части перезапуска приключений Лары Крофт. Одни ругают эту попытку переосмысления серии за различие между геймплеем и сюжетом, другие же наоборот хвалят за попытку в реализм и экшн. Но факт в том, что даже спустя 10 лет игра всё ещё отлично выглядит, а геймплейно не ощущается устаревшей.

Tomb Raider: Первая кровь

Скажу сразу

С этой серий игр у меня сложились очень сложные отношения. Ещё с детства я намеренно избегал первые части приключений Лары Крофт. Я вырос на абсолютно других играх. Мой детский мозг воспринимал похождения за женского персонажа как нечто инородное и противоестественное. Моими первыми играми были: Serious Sam: The First Encounter, Painkiller, GTA: Vice City и поэтому даже сама мысль, что вместо похождений за брутальных дядек играть за какую-то там крутую тётю, которая ищет в джунглях сокровища, казалась прям отвратной и даже глупой. Возможно это был просто такой детский сексизм, но я тогда вообще терпеть не мог играть за женских героев. Даже фильм с Анджелиной Джоли по этой причине не смотрел. Поэтому пока все мои друзья хвалили в начале 2000ых первые части, я искренне этого не понимал и не хотел понимать. Даже перезапуск 2006ого я пропустил по той же причине. В 2013 уже я был избавлен от этих предрассудков, но всё равно спустя несколько часов дропнул. Мне тайтл тогда показался скучным, да и в обзорах игру ругали. И вот только спустя 10 лет я наконец-то добрался до этой серии. Поэтому да, это мой первый Tomb Raider. Возможно это даже к лучшему, потому что оценивать мне далось эту игру как абсолютно самостоятельное произведение без мыслей "а раньше было лучше".

Tomb Raider: Первая кровь

Всё планировалось иначе

Изначально игру хотели сделать вообще в жанре survival-horror и назвать Tomb Raider: The Ascension. 21 октября 2021 года на случай 25-летия серии разработчики поделились геймплейными кадрами своих ранних наработок. Вместо ожесточенного экшена и массового убийства бедолаг с острова Яматай, игроку было предложено выживать в борьбе с монстрами. История должна была быть ещё мрачнее, а вместо беготни на своих двоих давалась возможность прокатиться на лошади. И если честно, я не совсем понимаю почему эта версия не пошла в релиз. Т.к. эта идея мне лично кажется куда интересней чем то, что получили по итогу. Для увлечённых это, конечно, далеко не откровение (подозреваю, что вообще для всех). Тем более и до 2021 года в сети блуждала эта информация, но я это открыл для себя лишь только когда сел за написание статьи.

Рианна - не Терри Пратчетт, но всё равно неплохо

Завязка в следующем: 21летняя Лара, только получившая диплом археолога, со своей командой отправляются на поиск загадочного острова Яматай. В ходе попадания в аналог Бермудского треугольника, который называется "треугольник дракона" команда терпит крушение и оказываются на месте своих поисков. Беда в том, что они там не одни. Остров полон поехавших культистов, которые оказались не очень рады новой компании. Вдобавок к этому идут аномалии в виде бурь и андеды-самураи. И буквально вся игра будет посвящена поиску и спасению своих друзей с попытками разобраться, что вообще происходит.

Tomb Raider: Первая кровь

И это вполне себе стандартный сюжет в рамках своего жанра. По крайней мере, мне он был действительно интересен. Я реально хотел понять, что вообще творится на этом острове. Но ведь нужно было ещё и параллельно переписать историю Лары, показать её путь становления, и как закалялась сталь. И у Рианны действительно это получись. Она смогла написать персонажа, который соответствовал стандартам своего времени.

На дворе уже не 90ые и мало дать игроку просто крутую и сексуальную героиню, её нужно было сделать глубже, интересней и человечней. Если в настоящее время этот подход может казаться унылым и заезженным, то на момент 2013ого года это было интересным решением. Смелым назвать не могу, не дорос я ещё до верхнего интернета, не дорос… Мода на сильных женщин ещё только набирала обороты. Да и выбор в сторону Рианны вполне оправдан. До этого момента она уже прославилась как сценарист в таких играх как Mirror’s edge и Heavenly Sword.

Tomb Raider: Первая кровь

И бедную Лару не щадили в этой игре. С самого начала она попадает в настоящий ад. Кораблекрушение, падение на арматуру, ходьба по кровавому озеру, попытка изнасилования и потеря близких. Всё это происходит буквально в первый час игры. Главную героиню с самого начала пытаются убить всевозможными способами. Сценарий всеми силами показывает, что лёгкой прогулки ждать не стоит. Но не только через боль и испытания мне пытались раскрыть героя. Мне очень понравилось, что при этом позволяют узнать внутренние переживания героини, через ведение дневника у костров, а через спрятанные записки раскрывают её прошлое и как она планировала отправление на остров.

Только я не совсем понимаю претензий к “нытью” героини. За всю игру она вообще этого не делала. То есть реально ни разу. За все время она если и страдала, то только физически. Я не помню ни одной сцены где она бы как-то даже плакала. При этом я прекрасно помню как в ранних обзорах на это жаловались. Почему так вышло? Без понятия, но некоторые до сих пор свято верят в то, чего не было. Советую этим людям просто пройти игру и освежить память. Я бы наоборот удивился если бы она с невозмутимым лицом прижигала себе раны раскалённым наконечником стрелы или падала. Окажись я на месте расхитительницы гробниц, то просто наверное бы умер в самом начале лежа проткнутым насквозь арматурой, поэтому стойкости героини можно лишь только позавидовать. В игре буквально 2 раза пытаются показать внутренние переживания из-за смерти близких, но даже тогда Лара не уходит в режим плак-плак, а просто собирает волю в кулак и идёт дальше.

Дядя, не надо..
Дядя, не надо..

В целом весь путь строится на преодолении испытаний и становлении той самой Лары Крофт. Ради этого она и была вынуждена пройти всё это и выжить на острове где только один закон «или ты, или тебя». Поэтому у меня и не было каких-то претензий к сюжету. С этим в игре всё в порядке. Можно лишь предъявить к безликости к второстепенных персонажей и нулевой реализации антагониста. Мне пытались через записки рассказать больше о них и о их мотивации, но этого было мало. Им просто не хватило хронометража. С этим Рианна, увы, не справилась. Буквально неделя прошла с момента прохождения игры, а я уже не помню даже как их всех зовут. Только её подруга Сэмми успела остаться в памяти и то, думаю, ненадолго. Тем не менее, я считаю, что Рианна Пратчетт справилась с поставленной задачей и смогла показать хорошую историю рождения персонажа. Я поверил, а значит работа удалась.

Tomb Raider: Первая кровь

Я хотел конечно немного предъявить, почему там враги в основном русы, а не ящеры, но коммьюнити-менеджер Crystal Dynamics уже объяснил

Ох, прошу прощения, если оно смотрится именно так. На самом деле остров населен представителями самых различных культур. Так получилось, что один из психов, как раз фигурировавший в ролике, русский. Но у нас есть португальские предатели, есть немцы, еще русские, американцы (семья, которая там прячется), много японцев. Что ж делать, если все они разбились на острове и не могут с него выбраться. Выживают сильнейшие, они превращаются из выживальщиков в падальщиков, составляющих некое подобие местного общества. Что они делают на острове и как они собираются поступить с экипажем Лары — загадка. Все они из разных концов света, иногда они говорят на своих языках, но чаще используют ломаный английский, для облегчения взаимопонимания.

Меган Мари

Страшно представить реакцию людей, выйдя игра сейчас.. Хорошо, что это произошло 10 лет назад. Иначе сейчас бы эту игру не так много людей на DTF вспоминали хорошим словом. Интересно, а Вадим это назвал бы геноцификацией или нет? Что думаете?

Массовые убийства, платформинг и сундучки

По началу всё происходит довольно интересно. Занимаемся охотой, пытаемся выжить. Но потом спустя минут 20-30 происходит первое судьбоносное убийство одного мужлана, который пытался нарушить нашу сексуальную свободу и всё. Нам дают пистолет и в Ларе просыпается самый настоящий Джон Матрикс из фильма «Командо». Больше никакой пощады женоненавистникам. Игра превращается в шутер, где мы убиваем буквально толпы врагов. В распоряжении у нас пистолет, автомат, дробовик, лук и ледоруб. Хоть это и выглядит немного странно, учитывая, что главная героиня до этого никогда не стреляла, но играется весело. Мне нравилось это делать. ИИ у врагов хоть и на почти нулевом уровне, но благодаря их броскам коктейля молотова и наплыва работяг с дубинками/мечами, я не мог отсиживаться в укрытиях и вынужден был играть более агрессивно. Стрельба сделана на среднем уровне и от неё не хотелось плеваться. Даже двух боссов завезли. Но они ужасны. Это просто два жирных джаггернаута, которых можно быстренько убить с наствольного гранатомёта, либо просто стрельбой со спины. Как по мне, лучше бы их даже не было. Толпы островных сексистов мне было куда веселее убивать.

Однако, мне иногда хотелось это делать в стелсе, побыть в роли некоего Рэмбо, но меня обломили. Игра просто не давала этого делать. Пару противников убиваешь в стелсе, если повезёт, и всё. Идёт кат.сцена и на тебя нападает толпа, и снова начинается ультранасилие. Казалось бы, тебе даётся лук для бесшумных убийств, можно ставить глушитель на оружие и убивать тихо со спины, но при этом зачистить всю арену с врагами по-тихому просто не дают. Меня с самого начала в готовили к роли некоего такого выживальщика с луком, но при этом просто не дали им побыть. Было бы славно, чтобы был выбор между резнёй и ползанием в траве, но нет. Мне не хватило вариативности.

Война. Война никогда не меняется..
Война. Война никогда не меняется..

Также игра предлагает платформинг и он просто нормальный. Серьёзно, я не знаю, что о нём рассказать. Прыгаешь по выделенным зонам, где помечено белой краской, можешь залезть выше чем обычно. Решаешь головоломки с помощью всего этого и всё. Радует, что это сопровождается взрывами, эффектами и часто ловишь ощущения того же анчартеда, но немного дешевле. Лично я получал от этого удовольствие. Порой я вообще ловил некоторые ассоциации с Голлумом (эхо прошлого). Те же белые краски на стенках, карабканье по специальным участкам и даже «чутьё голлума» с выделением объектов взаимодействия имеется, но я это пишу не с целью как-то оскорбить игру. Нет. Мне понравился тайтл. Я к тому, что спустя 10 лет игрокам до сих не предложили ничего нового не то, чтобы в плане механик, а даже в графике. Конечно, и сейчас выходят интересные и крутые ААА проекты, но много ли из них могут вас реально удивить? И лично мне от этого становится бесконечно грустно.

Когда-нибудь я избавлюсь от этого уродца 
Когда-нибудь я избавлюсь от этого уродца 

Ну и конечно же в игре дают расхищать гробницы. Но здесь без великих откровений. Небольшая локация с простенькой головоломкой, которая завязана на платформинге и решается за 5 минут. В награду нам дают артефакт из сундучка. Даёт он только опыт, т.е. ничего и всё. Не могу назвать эту активность бесполезной, она мне позволяла немного отдохнуть от бесконечных перестрелок и просто расслабиться. Чувствовал ли я себя Индианой Джонсом? Ни разу. Для меня это был просто вопросик на карте, который нужно было закрыть. Я очень много провел времени в играх от Юбисофт и для меня это просто уже дело привычки. В любом случае мне было интересно зачищать эту активность, но можно было это и намного лучше реализовать.

Ещё дают поискать артефакты в открытых локациях и их было слишком много. Чуть ли не вся карты ими усыпана. Я обычно всегда пылесошу карту в играх, но здесь это правило нарушил. Разработчики перестарались. Я в анчартеде то ленился собирать все эти коллектоболсы, а тут ещё и на х2 увеличили всё и при этом ничего нового не предложили. Ну уж нет.. Интересно было только записки собирать. Но гробницы я зачистил все.

Tomb Raider: Первая кровь

Чуть не забыл

Открытый мир конечно не завезли (слава богу), но и не только по коридорам приходится бегать. Остров поделён на крупные зоны, перемещаться по которым возможно с помощью костров. ЧЗХ? СОСАЛИК??? Сами по себе локации не так интересно исследовать как хотелось бы. Можно поискать коллектоболсы, чертежи для оружий и непосредственно гробницы. Можно, конечно, поохотиться на животных ради опыта, но нет. Не совсем понял необходимость в этом, но есть и есть. Но порой хотелось побродить и поискать секреты, поэтому негатива какого-то не испытывал. Но то как забита карта с вопросиками - это конечно жутко. Не так страшно как Скеллиге, но небольшую тревожность это навело. Особенно когда знаешь, что это просто артефакты и всё. Жалко, что нет при этом противников, кроме уже самой секции выполнения сюжетных заданий, и я снова не смог поэкспереминтировать в убийствах островных мужланов.

Не надо обвинять в лени, я Вальгаллу на 100% чистил с Хогвартсом…
Не надо обвинять в лени, я Вальгаллу на 100% чистил с Хогвартсом…

Также доступна прокачка. У костра позволяют улучшить стволы и прокачать навыки. Эту вещь я бы вообще вырезал. Я не понял зачем она нужна. Особенно навыки с охотой. Самая, наверное, бесполезная ветка. «больше опыта за охоту» вот это, крутой перк… Вот бы ещё и перки на увеличение урона в 0,5%.. Но благо дают повышать не всегда циферки, а позволяют ещё упростить игровой процесс в виде добавления контратак, улучшения «чутья голлума» ради сбора коллектоболсов и тд. Реализовано это всё, опять же, просто на нормальном уровне, но смысла в этом великого нет. Вроде игра о преодолении себя и выживании на острове, а я бегаю по острову и фармлю опыт на обвесик для автомата. Но опять же, здесь можно сделать скидку на время выпуска игры, когда подобное ещё не успело всем надоесть.

Tomb Raider: Первая кровь

И в целом мне зашёл геймплей. Мне ни разу не было скучно и я с большим удовольствием залпом прошёл её, и сразу купил сиквел. Конечно, вместо бесконечной стрельбы я бы хотел видеть больше стелс механики и спокойно бы оставил в арсенале только лук, а коллектоболсы бы урезал раза в три, но это всё дикая субъективщина. Игру тепло приняли и лишь секта лудонарративного диссонанса осталась недовольна. Кста.

Т.е. вот он будет учить сценарию?

Лудонарративный диссонанс — это конфликт между сюжетом видеоигры и игровым процессом. Автором этого понятие является некий Клинт Хокинг. Казалось бы, ведущий геймдизайнер, креативный директор и явно не из пустоты придумал это понятие. Но вот незадача. Он креативный директор Watch Dogs: Legion и будущей части ассасинов с негром-самураем (и да, вряд ли они назовут его Ясуке). Но если этого мало, хорошо. Приведу отрывок из википедии по игре Far Cry 2, где он так же числился креативным директором:

Far Cry 2 является игрой с открытым миром. Набрав задания, игрок волен отправиться в любое место. Согласно анонсам игры, игровое пространство должно составлять около 50 км², быть единым и не разделённым на отдельно подгружаемые локации. В действительности действие игры происходит на двух раздельных локациях, при этом их пространство определено в самой игре достаточно противоречиво: пересечение любой из двух локаций на автомобиле со скоростью 60-80 единиц скорости, предположительно — миль/час (согласно показаниям спидометра автомобиля), по извилистой дороге сложного профиля занимает около 5-10 минут реального времени. В пересчёте на метрические единицы площадь каждой из двух локаций, таким образом, составляет более 100 км². Однако реплики героев игры в телефонных звонках, указывающие на их местоположение, позволяют сделать вывод о том, что между центром локации и любой из её границ кратчайшее расстояние по прямой составляет около мили.

Т.е. это что получается? Автор понятия сам же и диссонансил ещё до того как придумал понятие? Даже если это мелочь, но ведь противоречие так же видно. Вот вдруг у меня погружение испортится и я не поверю игре?? И этот человек ещё ругал биошок.. Да и сюжет во втором фар крае я не могу назвать чем-то гениальным. Когда удобно, люди поливают грязью Ubisoft, но стоит одному человеку из компании высказать бред в блоге, так сразу в это смело поверим и настрочим на эту тему статью.

Лудонарративный диссонанс? Непорядочек получается, Клинт…
Лудонарративный диссонанс? Непорядочек получается, Клинт…

В конце концов это же видеоигры. Их основная задача - развлечь игрока и подарить ему, по возможности, интересный опыт и положительные эмоции. Человек должен получать удовольствие от процесса в первую очередь и большая редкость когда сюжет идёт рука в руку с геймплеем без каких-либо противоречий. С таким же успехом можно ругать серию Resident evil, что не заражаешься вирусом после укусов зомби или почему Геральт вместо поиска Цири в Ведьмаке 3 играет в гвинт и чистит вопросики на карте. Почему если персонаж заявлен в игре как бессмертный по сюжету может умереть? Или вот почему в кат.сценах герой убивает врага с одного удара, а по факту на это приходится тратить от 5-10 минут реального времени. Я считаю подобные претензии к играм элементарной глупостью и не более.

Более того, под конец игры Лара и сама кричит, что всех убьёт и её не остановить. Поэтому этот «лудонарративный диссонанс» - не более чем просто игровая условность.

Увы, сам момент я не успел заснять, поэтому пришлось неплохо так покопаться в видеопрохождениях ради этого кадра для совсем уж скептиков
Увы, сам момент я не успел заснять, поэтому пришлось неплохо так покопаться в видеопрохождениях ради этого кадра для совсем уж скептиков

Касательно же вопроса выживания в Tomb Raider пояснили следующее:

Тут мы постарались найти наилучший баланс. Вы не будете умирать от голода, не придется искать воду и регулярное пропитание, равно как и заниматься микроменеджментом своих припасов. Тем не менее, мы хотели приблизить игру и нашего персонажа к реальности. Для этого мы использовали несколько приемов, например, анимацию — вы видите, как героиня падает, держится за раненый бок. Охотится в игре будет необходимо всего лишь один раз, в рамках сюжета, но если вы захотите поохотится еще — пожалуйста. За это вы получите очки опыта и разовьете навыки выживания. Концепцию выживания мы представляем через сценарий, и если игроку захочется этим заниматься дальше по игре — это его дело, так тоже можно. Мы приблизили игру к реальности.

Меган Мари

Т.е. разработчики прекрасно всё знали и представили «выживание» только в рамках сценария. Я понимаю негодующих. Я бы сам хотел убивать минимум противников, используя лишь лук, нож, умение прятаться и смекалку, но ведь это и было бы уже абсолютно другой игрой тогда. Может быть и вовсе она мне не зашла тогда? Но стоило, конечно, дать хотя бы просто возможность игроку всех убивать по-тихой.

Tomb Raider: Первая кровь

Люблю когда в меня бросаются деньгами

Лично я обожаю когда студия разработчиков буквально на экране тебе демонстрирует, что их игра не за 50 рублей сделана. В Tomb Raider прекрасная постановка. Самолёты падают, здания взрываются, повсюду сплошной экшн. И мне позволяют в полной мере наблюдать через что проходит героиня. Каждый центик был вложен, чтобы я мог видеть все страдания героини в лучшем качестве. Подобный подход в основном можно лишь увидеть в играх от Sony, а тут прям удивили. Да, можно сравнить с Uncharted, но это ведь хорошо. Возможно не все это любят, но я был в восторге. Таких игр крайне мало. Всё выглядело действительно красиво, эффектно и на все вложенные деньги. Если ещё короче, то всё можно описать этим видео.

Итоги

Лично я остался очень даже доволен этой игрой. После прохождения я смог заинтересоваться серией и пойду проходить сиквелы, и по возможности попробую старые части. Crystal Dynamics действительно постарались и смогли привлечь новую аудиторию. Многие сравнивают игру с анчартедом и они действительно похожи, но геймплейно перезапуск Tomb Raider ощущается куда глубже и интересней. Хоть и уступает в сюжете, постановке и персонажах. Надеюсь, что под новым крылом в лице Embracer Group мы ещё сможем увидеть в дальнейшем от них не менее отличные тайтлы по Ларе. И да, я в курсе про последние новости о реструктуризации, но уж на Crystal Dynamics и Eidos Montreal экономить точно не будут. Они вполне могут родить хиты.

Конечно, игра не без проблем. Второстепенные персонажи и злодей - никакие. Коллектоболсов перебор, прокачка не совсем уместна и не хватает просто возможности нормально по стелсу устранять противников когда все средства для этого имеются. Но я всё равно получил от процесса удовольствие. Вышло отличное и красивое приключение, которое мне подарило положительные эмоций.

Всегда немного тепло на душе становится когда такое пишут. Потому что видно было, что студия реально старалась.
Всегда немного тепло на душе становится когда такое пишут. Потому что видно было, что студия реально старалась.

Поэтому от себя ставлю 7,5 профеминиста из 10.

Ещё бы немного, и я бы смог поставить эту игру в ряд своих любимых. Очень надеюсь, что в сиквеле была проведена работа над ошибками. Мне писали в комментариях, что нет, кто-то писал, что наоборот поправили недочёты и вторая часть наголову выше. Убедиться я смогу в этом уже только лично. Я очень рад, что провёл время на Яматае и смог ещё и написать про это. Если кто-то ещё не играл, то советую. Игра стоит буквально копейки и не попробовать - преступление. Сейчас от студий из Калифорнии уже редко можно встретить игру с одновременно красивой и сильной героиней. Наверное просто не модно. А может и вовсе все сильные и красивые покинули этот штат. Поэтому дайте шанс тайтлу, пацаны.

Ещё здесь есть забытая технология предков. Сейчас для такой радости в новых играх нужно иметь топовую видеокарту. 
Ещё здесь есть забытая технология предков. Сейчас для такой радости в новых играх нужно иметь топовую видеокарту. 

Всех благ!

450450
336 комментариев
500 ₽

"Только я не совсем понимаю претензий к “нытью” героини. За всю игру она вообще этого не делала. То есть реально ни разу. За все время она если и страдала, то только физически. Я не помню ни одной сцены где она бы как-то даже плакала. При этом я прекрасно помню как в ранних обзорах на это жаловались. Почему так вышло? Без понятия, но некоторые до сих пор свято верят в то, чего не было. Советую этим людям просто пройти игру и освежить память."

Полностью присоединяюсь к вышесказанному. Тоже удивлялся с этих" лудонарративных диссонансов"и где обзорщики его на релизе в 2013 году находили)

Ну а к идее пройти все части Ларки с самой первой, конечно, сам смотри, но я бы не советовал) Лучше трилогию новую закончить)

Ну и на пару чашек кофе с утра тебе, Эдди)

41
500 ₽

Я не помню ни одной сцены где она бы как-то даже плакала. При этом я прекрасно помню как в ранних обзорах на это жаловались. Почему так вышло? Без понятия, но некоторые до сих пор свято верят в то, чего не было. Советую этим людям просто пройти игру и освежить память.

Все там так и было. Ларка вечно ныла из-за каких-то мелочей и с недовольным лицом ходила. Ну подумаешь, весь остров убить пытался, да со мной такое каждый день случается!
Вот моей главной претензией было отсутствие минигана и малое количество белых хуемразей. И вообще, куда тебе до верхнего интернета? Опять крестьяне кривозубые ничего не поняли, но в моих интернетах срут

21
250 ₽

Ну посмотрим, как ты отнесёшься к следующим двум

11