100% в Blasphemous (на Steam Deck)

Blasphemous - пиксельная метроидвания с элементами souls-like от испанских разработчиков, которую мне подарили в рамках "тайного санты" в 2020 году. Под каким ником тот человек сидит на DTF я, к сожалению, не знаю, а вот на Steam Deck порекомендовал мне его поиграть CallMeBeardman! Игра мне понравилась, за что обоим хочу сказать большое спасибо.

Честно признаюсь - метроидвании, да и платформеры в целом, я не играл очень и очень давно. Так что эта небольшая заметка об игре сделана без оглядки на "шедевры" вроде Hollow Knight и кому-то может показаться что я "не шарю". Если так, то вы правы, не шарю и даже не претендую. :)

То чувство, когда обмазался кровью убитых врагов.<br />
То чувство, когда обмазался кровью убитых врагов.

Собственно, игра

Главный герой дал обет молчания и пошел против доминирующей в мире игры веры и божественной сущности. Ну, не он первый, не он последний.

Одна из главных особенностей игры, которой она как правило привлекает людей - пиксель-арт в ней на крайне высоком уровне. Другая особенность, которой игра отпугивает уже купивших - по началу она довольно "душная". Она не водит за ручку, анимации не прерываются ничем, кроме рипоста, который можно использовать далеко не везде, здоровья мало, удары у героя слабенькие, денег на апгрейды нет, к тому же лор у игры свой и все вокруг говорят загадками, даже когда дают задания, которые тоже никак не помечаются в "журнале". Да что там, начинается она буквально с босса, даже до того, как игрок успевает поговорить с первым NPC или получить первую "песню" (местный аналог магии). Поэтому я за последний месяц многократно видел тут высказывания людей, которые ее бросали и их можно понять.

lul u ded<br />
lul u ded

После убийства того самого первого босса нам дают задание убить еще трех (на самом деле больше) и убивать их можно в любом порядке. Лично я начал получать от игры удовольствие только когда убив двух из них, разобрался с управлением, таймингами после уворота, немного проапгрейдился и смог выносить одним ударом хотя бы некоторых мелких врагов. Зато третьего из них я уже вынес с первой попытки. Было ли это удачей или нет, лишь после этого я приобрел уверенность в себе и дальше играть стало не так страшно.

Один из моих любимых пейзажей в игре.<br />
Один из моих любимых пейзажей в игре.

Геймплей, надо полагать довольно "обычный" для метроидваний: бегаем по платформам, убиваем все что движется и не движется, находим новые способности, с помощью которых проходим туда, куда раньше пройти не могли. Сохраняется игра автоматически. После смерти персонаж "воскресает" на ближайшем чекпоинте, теряя при этом часть запаса маны, который можно вернуть подняв свой "труп".

Карта в Blasphemous. Можно ставить свои маркеры чтобы не забыть куда нужно вернуться.<br />
Карта в Blasphemous. Можно ставить свои маркеры чтобы не забыть куда нужно вернуться.

В игре куча скрытых стен, полов, секретов и отсылок/пасхалок, в том числе к манге Berserk, которой также вдохновлялись создатели Dark Souls. В одной из секретных комнат можно найти галерею картин с артом из других инди-игр, большинство из которых я, к сожалению, не узнаю.

Узнаю Shovel Knight и Rime. По остальным даже догадок нет.<br />
Узнаю Shovel Knight и Rime. По остальным даже догадок нет.

В другой комнате стоит игровой автомат, на котором можно за небольшую плату поиграть в ретро-игру с сильно упрощенной графикой и еще более непрощающим платформингом, за прохождение которой дают скин.

В мини-игре нам встречаются некоторые уже знакомые по основной игре враги. В их числе шипы на полу.<br />
В мини-игре нам встречаются некоторые уже знакомые по основной игре враги. В их числе шипы на полу.

Важно заметить, что хоть игра и вышла в 2019, с тех пор с патчами постоянно добавлялся новый контент.

  • С патчем The Stir of Dawn добавили возможность улучшать лечилки и режим New Game +, где помимо прочего есть 5 новых боссов, которых нельзя убить во время первого прохождения;
  • С патчем Strife and Ruin добавили босс-раш режим и квестовую ветку кросс-овер с игрой Bloodstained;
  • С патчем Wounds of Eventide добавили "каноничную" концовку, новые локации и еще больше боссов.
Гигантское золотое лицо смотрит на нас как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением⁠⁠.
Гигантское золотое лицо смотрит на нас как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением⁠⁠.

Звук и музыка

На протяжении всей игры меня очень радовал звук. Сочные удары меча по живому и не очень мясу. Предсмертные крики врагов во время анимации при добивании. Акустические маркеры у боссов, предупреждающие игрока об опастности. И конечно же саундтрек. Композитор по имени Carlos Viola на мой взгляд отлично справился с задачей. Музыка пропитана меланхолией, безнадежностью, но тем не менее красива и где следует динамична.

Музыка уровней:

Музыка боссов:

Достижения

В игре 3 концовки - плохая, очень плохая и каноничная (хорошая НЕОЧЕНЬ). По чистой случайности получилось так, что я в первом же своем прохождении даже несмотря на ошибки, которые делал по незнанию, пошел на ту самую "каноничную", за которую достижений не дают.

Вообще если я ничего не путаю, весь добавленный с патчами контент, включая каноничную концовку, для достижений не нужен. С одной стороны это упрощает задачу - к примеру достижение за 100% игры получить в NG+ намного проще, ведь там счет идет далеко за сотню.

Как я уже писал выше - игра не водит игрока за руку и нам мало что говорят. Одна из таких вещей, которые нам не говорят - это то что если действовать определенным образом, то можно провалить второстепенные задания и/или заблокировать некоторые достижения. Так, например, первым таким сюрпризом стал для меня мини-босс Perpetva, ведь, как оказалось, убить ее нужно было с первой попытки. Если этого не сделать и после своей смерти вернуться в локацию, где только что с ней дрался, то ее там просто не будет.

Итого всего для получения всех достижений мне потребовалось 3,5 прохождений и чуть меньше 60 часов. За первое прохождение "вслепую" на "каноничную" концовку я получил 36 из 45 достижений. Во время этого прохождения я также прошел мини-игру и испытания Мириам из Bloodstained, которые из-за ограничений по времени показались мне чуть ли не самым сложным в игре. Достижений за это не дали, но удовольствие от прохождения я получил.

Второе прохождение было в режиме NG+ с более сложными врагами и дополнительными боссами. Проходить мне их понравилось, в том числе из-за музыкальной темки. В этом прохождении я убил мини-босса с первой попытки, "правильно" завершил некоторые квесты, получил достижение за 100% и открыл концовку А.

Далее я начал спидран. Я неоднократно говорил, что я терпеть не могу временные рамки в играх, но одно из достижений требует пройти первую часть игры (т.е. первых 5 боссов) за 3 часа. Это достижение я оставил под конец и после прохождения NG+ обычный режим оказался намного проще и за предыдущие прохождения я так надрочился, что мне хватило 2 часа из 3. При этом я убивал боссов далеко не с первого раза, т.к. не было времени на прокачку и поиск чего-то что бы помогало выживать. По этой же причине я пользовался бутылками, а значит как только это достижение было взято - играть дальше смысла особо не было и я начал игру заново.

Во время последнего прохождения нужно было не пользоваться лечилками во время стычек с боссами, но поскольку времени на нахождение всего, что с этим поможет, было предостаточно, я особо не торопился и обошел карту почти полностью, заодно открыв концовку Б. Время я не засекал, но ушло на это где-то 6-8 часов.

Кстати, в игре еще остался не пройденный контент, к примеру "босс-раш", за который дают скин, а так же "негативные перки" в NG+ за которые также дают 3 скина и 3 четки. Но раз уж достижений за это все не дают, я решил на этом остановиться.

В игре еще остался непройденный контент, а HowLongToBeat как обычно наебал со своими 26,5 часами.<br />
В игре еще остался непройденный контент, а HowLongToBeat как обычно наебал со своими 26,5 часами.

А что... Steam Deck?

Один из главных вопросов у портативок это, конечно, вопрос автономности. Во время игры я многократно пытался засекать время, но расход был таким небольшим, что уставал играть я намного раньше, чем кончался заряд батареи. Если же говорить примерно, то если начать играть на 100% заряда после 5 часов игры с ограничением в 60 fps заряда оставалось примерно 40%. При этом Дек оставался практически беззвучен и вентилятор мне не мешал от слова совсем.

Для передвижения я использовал левый "сосок", поэтому у меня, как и полагается ПК-игроку крайне редко играющему с контроллером, иногда возникали проблемы с точным указанием верха и низа. И поскольку в игре есть механика отскока в прыжке, для активации которого нужно нажимать в воздухе строго вниз+удар, с этим возникали проблемы во время прохождения испытаний Мириам. К счастью, у Steam Deck предостаточно задних неиспользуемых кнопок, а настройки управления в Steam позволили выставить на одну из них одновременное нажатие этой комбинации.

Также при игре на Linux у этой игры есть одна особенность. Сохранения хоть и синхронизируются с облаком Steam, но поскольку игра поддерживается на Linux нативно - лежат они на Linux в отдельной папке. Так что при попытке продолжить играть на ПК с Windows сохраненные профили будут недоступны, хоть из облака никуда они и не деваются. Разработчики об этом знают, но собираются ли они делать с этим что-то пока не понятно.

Файлы игры в разных подпапках облака.<br />
Файлы игры в разных подпапках облака.

Еще иногда игра зависала на экране смерти персонажа, всего раза 3-4. Не уверен связано ли это с тем, что я играл на Деке. Решалось за полминуты выходом из игры через меню и повторным заходом.

Еще скриншоты

TL:DR

Игра огонь. Красивая, в меру сложная, с тонной контента и не самыми сложными достижениями. Рекомендую.

Сейчас игра по понятным причинам недоступна для покупки жителям РФ.

Для всех остальных вот ссылка: Blasphemous в Steam.

PS (совсем не реклама)

131131
50 комментариев
150 ₽

Она кстати входит в подписку пс плюс экстра\делюкс!

2
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Прям неистово плюсую. В первый раз на ура заходит, заново пройти уже год не могу, шоб новый контент посмотреть, лень пипетцб. Почему - сам понять не могу, максимум на треть игры пробежать хватает.

11
Ответить

С удовольствием прошел 3 раза, не подряд конечно. Но платину так и не заполучил еще, оставил на 4е прохождение 😁

2
Ответить
9
Ответить