История Myst и её перевыпусков

Вы знали, что есть целых пять основных изданий игры? Теперь знаете. А в этом материале я поведаю вам о каждом из них, разнице между ними, а также в целом о Myst.

Проходя Myst на Xbox мне в голову пришла очередная безумная идея с возможностью прыгнуть выше головы: пройти все версии игры и сделать обзор на каждую. И вот мы здесь.

Я учитывал именно полноценные версии с как таковыми отличиями: условная версия на PS1 учитываться не будет, так как по сути является оригиналом на другой платформе. Быстро возник вопрос структуризации всего этого. В итоге я сошёлся на таком варианте:

  • Myst 1993 (оригинал), далее Myst 93
  • Myst: Masterpiece Edition (обновлённая версия оригинала), далее Myst MPE
  • realMyst (3D ремейк оригинала), далее rMyst
  • realMyst: Masterpiece Edition (обновлённая версия ремейка), далее rMyst MPE
  • Myst 2020 (ещё один 3D ремейк, изначально разрабатывался под VR), далее Myst VR

По итогам текст может показаться хаотичным, но я постарался как можно лучше структуризировать его. И да, Myst VR я проходил без шлема, но так как изначально он разрабатывался под него, то и название будет такое.

Если KKnight для вас будет более удобной платформой, то вот ссылка на материал там:

А вот путеводитель по материалу:

Как Миллеры пришли к идее Myst

Начнём с истории. Авторами являются братья Рэнд и Робин Миллер. Однажды в 1988 году Рэнд поделился со своим братом идеей о создании интерактивного сборника рассказов. Он хоть и был программистом, но по банковским системам, а опыта в создании видеоигр у братьев не было (да и в игры они почти не играли). Как в типичной истории успеха всё началось с маленького помещения, а точнее с подвала. Именно там находился компьютер родителей Робина, и там они создали свои первые игры: The Manhole, Cosmic Osmo и Spelunx.

Они имели много общего: были point-and-click'ами по жанру, целились на детскую аудиторию, имели некую нелинейность, графика была чёрно-белая (в переизданиях появились цвета), а на мир мы смотрим от лица героя. Робин отмечал, что эти игры немного отличались от ранней идеи, так как были больше про исследование, чем сюжет:

В проектах, которые мы создавали для детей, на самом деле мы не рассказывали истории. Скорее это были просто миры, которые игрок должен был исследовать.

Робин Миллер, изданию Grantland.

Уже ближе к 1990 году братья решили создать что-то более взрослое: реалистичные персонажи, полностью нелинейная история и сложные эстетические выборы, которые ставились перед игроком. В те времена у братьев не было больших финансов на создание игры, поэтому они предложили свою идею издательству Activision. Проект назвали «The Grey Summons».

Правда, ответ был негативным, и Activision посоветовала братьям продолжать делать детские игры. И что же остаётся: продолжать делать детские игры в попытках заработать на проект мечты или попытать удачу у другого крупного издательства?

Одна из копий предложения, посланного Activision.
Одна из копий предложения, посланного Activision.

Но внезапно к братьям обратилась компания Sunsoft (уже на закате своей карьеры) с просьбой создать игру для взрослой аудитории. От амбициозных идей «The Grey Summons» братья не отказались. Напротив, они захотели сделать новую игру намного лучше своих прошлых проектов, особенно в графическом плане (графику в один момент хотели рисовать полностью от руки). Ну и к загадочной фабуле истории они пришли довольно быстро.

На удивление компания ожила и планирует перевыпустить пару своих классических игр в этом году.
На удивление компания ожила и планирует перевыпустить пару своих классических игр в этом году.

Работа над концепцией Myst началась в 1991 году. Игрой занимались не только Миллеры, но и художник Чак Картер, звукоинженер Крис Брэндкамп, и ещё несколько человек. Стоит отметить, что студию Cyan братья основали ещё при создании своих первых игр, но теперь команда расширилась. Источников вдохновений было много: порталы в другие миры из «Хроник Нарнии», таинственная атмосфера из романа Жуля Верна «Таинственный остров», мистическая вселенная «Звездных войн», и текстовый квест Zork.

Вот и наши Миллеры, кстати, только уже в 2014 году.
Вот и наши Миллеры, кстати, только уже в 2014 году.

Только вот Sunsoft была заинтересована в консольном рынке, и игру пришлось разрабатывать с определёнными техническими ограничениями. В то время у консолей не было жёстких дисков, а буфер памяти был небольшим, поэтому игру поделили на Эпохи. Также братья подметили, что игроки того времени недолюбливали головоломки. Из-за этого Миллеры решили сделать загадки частью мира: игрок должен был использовать свою наблюдательность и здравый смысл для их нахождения и решения.

Только разработчики сами не понимали для какой именно аудитории они создают игру. Робин чувствовал, что им не стоит париться насчёт этого, ведь они могут «исследовать мир, который сами разработали», и создавать игру для себя. В интервью 2016 года Рэнд заявил, что при разработке Myst и последующих игр, они балансировали между тремя аспектами: сами головоломки, окружающую среду и сюжет. Он также подметил, что подсказки к решениям головоломок должны были выглядеть очевидно и быть взаимосвязанными.

Так, если игрок находит решение и винит вас, то мы проделали работу плохо, но если игрок винит сам себя — это успех.

Рэнд Миллер, изданию A.V. Club.

Миллеры подготовили для Sunsoft предложение на целых семь страниц, с различными концепт-артами, картами островов и описаниями игрового процесса. После такой «демонстрации игры» Sunsoft выделили на разработку 265 тысяч долларов, что оказалось вдвое больше, чем рассчитывала команда, но в итоге меньше, чем окончательная стоимость игры.

Главным конкурентом по мнению Sunsoft была игра The 7th Guest, но Миллеры заверили компанию, что Myst будет как минимум на уровне. Получив добро, разработчики «протестировали» игру в ролевой форме D&D, чтобы выявить любые проблемы, прежде чем приступить к полноценному производству. Очень интересно, как именно это выглядело.

О деталях разработки можно узнать из официального видео, которое шло бонусом к игре. К примеру, звук кристаллов в одной из локаций был записан с помощью гаечного ключа. Уверен, что всё описанное выше всего лишь маленькая часть истории, за 30 лет информации накопилось очень много.

А вот и оно.

Релиз и безумные продажи

Вышла Myst 24 сентября 1993 года. Она имела огромный коммерческий успех: за 6 месяцев было продано 200 тысяч копий для Macintosh (когда для команды 100 тысяч копий уже казалось безумием), а также была всемирно признана одним из приложений, ради которого стоит купить CD-ROM (как и The 7th Guest).

Таких продаж было достаточно, чтобы проект был признан самой продаваемой игрой для ПК, что особенно необычно, учитывая маленькую долю рынка Macintosh, и ещё меньшую долю рынка CD-ROM'овю. Частично это и поспособствовало продажам, так как в те времена создание пиратских копий на CD было затруднительно.

Сразу после дебюта на Макинтоше Myst начали портировать на Windows. Для этого понадобился новый движок, поэтому портом занималась отдельная команда. Порт вышел в марте 1994 года. В этом же году общие продажи дошли до 500 тысяч копий, а ещё через год — до миллиона.

Даже простое руководство к игре, написанное за три недели, продалось в размере 300 тысяч экземпляров. С каждым годом, что удивительно, продажи росли, и по данным 2000 года дошли до отметки 6,3 миллиона копий, безумный успех. Разработка сиквелов (а также пародий и клонов) не заставила себя долго ждать, но это уже совсем другая история.

Переиздания

Myst: Masterpiece Edition является обновлённой версией оригинальной игры, с улучшенной графикой, звуком, и возможностью посмотреть на карту. А вот с релизом непонятно, Steam и GOG пишет 2 января 1999 года, но вот на Википедии пишут о релизе в мае 2000 года. Будем считать, что торговые площадки говорят правду.

История Myst и её перевыпусков

realMyst представляла собой 3D ремейк игры, выпущенный 15 ноября 2000 года для Windows, и в январе 2002 года для Macintosh. Игру создали на полностью трёхмерном движке Plasma, который позже использовали в 3D частях серии. Также в эту версию добавили смену дня и ночи, и некоторые другие погодные эффекты. Сюжет был частично переписан, чтобы соответствовать сиквелам. Даже была добавлена новая Эпоха «Рим», чтобы укрепить связь с продолжениями. Хоть эту версию в целом хвалили, но запускалась она с трудом, что явно портило впечатление. Робин увидел эту версию только после релиза и был разочарован, так как вообще не видел в ней смысла, и назвал её просто попыткой наживы на фоне популярности Myst.

История Myst и её перевыпусков

realMyst: Masterpiece Edition: обновлённая версия 3D ремейка, вышедшая 5 февраля 2014 года на ПК. Игра перешла на движок Unity, улучшена визуальная часть и были добавлены подсказки (пишут, что они были и в MPE версии оригинала, но подтвердить это я не смог). 28 января 2015 года вышла 2.0 версия этого издания, были исправлены многие баги и улучшена графика. Версия для Switch вышла 21 мая 2020 года. Можно было бы рассказать и о других релизах на консолях, но это бы заняло слишком много времени.

История Myst и её перевыпусков

В сентябре 2020 года Cyan выпустила ещё один 3D ремейк игры, на сей раз для VR и на Unreal Engine 4. Версия для консолей Xbox и ПК без использования VR вышла 26 августа 2021 года. Это издание получило множество дополнительных настроек (например, рандомизация головоломок), а одним из главных пунктов в графическом плане является добавление RTX.

История Myst и её перевыпусков

Сюжет

  • Все версии

Играем мы за неизвестного молчаливого человека, который неизвестным образом находит книгу «Мист». Положив руку на последнюю страницу нас переносит на небольшой остров, описанный в этой самой книге. Творцом этого мира является Атрус, здесь находится его библиотека с множеством других написанных им миров.

Зайдя в библиотеку мы заметим, что большая часть книг сожжены, целыми остались только четыре. Также по бокам будут стоять две книги: одна красного, другая синего цвета. В них заточены сыновья Атруса: Сиррус и Ахенар. Открыв эти книги мы сможем обрывками услышать сыновей, каждый обвиняет друг друга в убийстве отца и сожжении библиотеки. Кроме того каждый будет умолять находить страницы цвета их книги, чтобы один из них смог выбраться.

  • rMyst и rMyst MPE

В эти версии была добавлена дополнительная история, которая чуть больше рассказывает о прошлом Атруса, а также плотнее связывает оригинальный сюжет и сиквел. Становится она доступной только после прохождения игры.

Кат-сцены

  • Все версии

Практически все кат-сцены в игре выполнены в виде маленьких квадратиков внутри книг. Главная проблема только в том, что никак приблизить изображение нельзя, поэтому разглядывать их не очень удобно. В Myst MPE же додумались сделать часть кат-сцен на весь экран. Обычно эти кат-сценах содержат пролёты камеры по островам, или же диалоги сыновей.

  • Myst 93 и Myst MPE

Все анимации в этих версиях выполнены в виде кат-сцен. Зачем я это выделяю? Во-первых, потому что они выглядят немного потешно, ну а как иначе. А во-вторых, потому что как минимум в MPE их можно просто скипнуть, что знатно так ускоряет прохождение.

Почему-то эти анимации улыбнули меня.

  • rMyst и rMyst MPE

Часть кат-сцен была обновлена (к примеру, все пролёты камеры), а другая часть осталась в оригинальном виде. Думаю, суть проблемы разъяснять не нужно, старые кат-сцены выглядят просто как набор пикселей, в отличие от обновлённых. Причём MPE страдает такой же проблемой, часть кат-сцен снова обновили, а другую оставили как есть.

  • Myst VR

Тут кат-сцены переделали по полной. В меню можно включить старый вариант, но даже после перезапуска у меня они не заработали. Также анимации передвижения теперь можно выключить в настройках. И ещё, субтитры по неизвестной мне причине ОЧЕНЬ мелкие, я не знаю кому в голову пришло делать их именно такими.

Книги

  • Все версии

Основа сюжета хоть и будет подана через кат-сцены, но множество других деталей мы можем узнать только в книгах. В игре их всего четыре, и главной проблемой является огромное количество текста. Придётся потратить довольно много времени на прочтение всех, хоть написаны они красиво.

И это только одна книга.

  • Все версии, кроме Myst VR

Также стоит выделить одну деталь, а именно сожжённые книги. Видно, что они уже покрыты пеплом, а если открыть их, то увидим только обугленные страницы. Казалось бы, такая мелочь, а плюсик в атмосферу даёт. Также из-за этого найти один секретик на полке намного сложнее, в Myst VR с этим похуже, так как все книги для взаимодействия выделяются.

  • Myst VR

Опять же в основном ничего не изменилось, и не изменится, если Вы будете играть на английском. В этой версии появилась локализация на стандартный набор языков включая русский. К локализации особых претензий нет, но вот к реализации...

Потратить некоторое время, чтобы подобрать хороший шрифт и нормально всё проработать? Не, берём стандартный Arial и херачим его поверх оригинальных текстур с рамкой. Выглядит это ужасно, и просто портит атмосферу, не знаю как такую работу вообще приняли. Причём «фанатский» русский перевод для всех прошлых версий был с нормальными шрифтами и всё было отлично (а типичная озвучка тех времён вызывает безумную ностальгию).

Комичности всему этому придаёт описание игры в EGS, как вам двумерная виртуальная реальность?

История Myst и её перевыпусков

Геймплей

  • Myst 93 и Myst MPE

Игра является Point-and-click'ом с использованием полноценного 3D. Нашей целью является исследование оставшихся четырёх Эпох Миста, а также поиск в них красных и синих страниц. Конечно же, по пути нас встретят множество головоломок, как до входа в эпохи, так и после. Найдя страницы перед нами встанет выбор концовки, всего их четыре. Три из них являются плохими, а вот четвёртая даёт задел на сиквел.

  • rMyst и rMyst MPE

Из Point-and-click'а игра перешла в 3D головоломку, но частично осталась предана оригиналу (к примеру, возможностью таскать всего одну записку). В некоторых моментах ГГ будет идти по определённому пути и Вы не сможете им полноценно управлять, зачастую такое происходит на лестницах. Фактически ничего не изменилось, только теперь мы можем более детально всё осмотреть. И ещё, в MPE версию зачем-то полезный бег заменили на фонарик, хотя по лору 18 век вообще...

  • Myst VR

Также 3D, только теперь без предначертанных путей. В деталях всё немного поменялось: как минимум теперь мы можем таскать с собой оба вида страниц. И по сути про геймплей больше нечего сказать, так как VR шлема у меня нет, и особенности геймплея в нём я не смогу описать.

Эпохи

  • Все версии

Всего нас ждёт четыре самых разных Эпохи: Лунная, Механическая, Эпоха Затопленного Леса и Эпоха Каменных Кораблей. Попав в каждую из них выбраться можно только после прохождения головоломок. Кстати, путь к прохождению Эпохи, и нахождению страниц зачастую разный. Три из четырёх Эпох можно пройти не набредя на страницы вовсе.

История Myst и её перевыпусков

Дополнительная Эпоха

  • rMyst и rMyst MPE

Как и было сказано ранее, в эти версии была добавлена дополнительная история, а соответственно и новая Эпоха — Рим (или же Снежная Эпоха). Сама по себе она очень маленькая, в ней нас встретит всего одна полноценная головоломка и одна мини-головоломка. Зато внешний вид у неё потрясающий, обожаю снег и горы.

История Myst и её перевыпусков

Разнообразие эпох

  • Все версии, без учёта Снежной Эпохи из rMyst и rMyst MPE

Мне очень понравилась одна вещь в этих Эпохах, которую я не сразу заметил. Головоломки каждой Эпохи основываются на чём-то определённом: Лунная основана на звуке; Эпоха Затопленного Леса вся про исследование и умение ориентироваться в пространстве; Эпоха Каменных Кораблей требует от игрока его смекалки и нестандартные решения; а Механическая, как бы это странно не звучало, основана только на памяти. Конечно, может оказаться, что я это просто придумал, и разработчики так не планировали. Но, как мне кажется, всё идеально сходится.

Проблемы в ориентировании

  • Исключительно Myst 93 и частично Myst MPE

Так как полноценно осматривать локацию в оригинале мы не можем, то затеряться в одинаковых экранах будет очень просто. Мне достаточно вспомнить Эпоху Затопленного Леса, где находится деревушка с огромным количеством одинаковых домиков. Думаю, Вы и сами понимаете как просто там потеряться, особенно с низким разрешением самой первой версии.

Хоть немного облегчить жизнь игрокам решили в MPE, там нам доступна карта каждого острова. Да, запутаться всё ещё легко, но теперь хоть можно понять куда в целом нужно направляться. Ну и разрешение побольше, поэтому всё видно намного лучше.

История Myst и её перевыпусков

Головоломки

  • Все версии

Головоломки в игре разнообразные и сложные. Частично об этом я уже упомянул в абзаце об Эпохах: нас ждут как звуковые головоломки, так и поиски паролей, составления цепочек и т.д. Уверен, вам часто придётся остановиться и подумать как же всё-таки решить ту или иную головоломку. Но так как ответы всегда идентичны, во второй раз проходить игру будет уже не особо интересно.

Мне было сложно выделить самую любимую головоломку, но по итогам я решил остановиться на субмарине. Хоть я и считаю её не особо очевидной, но она всё равно мне очень нравится.

  • Myst VR

В современной версии решили исправить это недоразумение и добавили режим с рандомными ответами, в добавку к классическому. За такое нововведение отдельная благодарность, было приятно снова искать решения, хоть коснулось изменение не всех головоломок.

Три одинаковых символа, вот это удачный ответ.
Три одинаковых символа, вот это удачный ответ.

Башня

  • Все версии

Стоит заострить внимание на этом элементе игры, так как он не давал мне покоя до самой последней версии. Башня показывает вам как попасть в ту или иную Эпоху, без неё понять решение фактически невозможно. Так вот, перед этим вам нужно активировать рычаги разбросанные по острову, иначе нормально использовать башню будет нельзя. Именно из-за этого не понимал, почему в одной версии башня работает, а в другой нет.

Неочевидные решения головоломок

  • Все версии за исключением rMyst MPE

И тут сразу же всплывает проблема этих головоломок, как минимум пара из них со странными решениями вам встретятся. К примеру, открыв проход к часам в самом начале игры вам нужно составить определённую комбинацию трёх чисел. Игроку дают два рычага, один меняет верхнюю и среднюю цифры, а второй среднюю и нижнюю. Только вот игрок ещё и должен был догадаться, что если подержать рычаг подольше, то далее начнёт изменяться только средняя цифра. Изначально я подумал, что это вообще баг. К такому решению можно прийти только случайно, люди даже полноценные разборы о неправильности этой головоломки делали. Зато эта головоломка вдохновила меня на шутку в конце обложки, хоть какие-то плюсы.

  • rMyst MPE

Фактически главным плюсом этой версии является очень детальная система подсказок. Тут на каждой загадке Вы сможете уточнить любые детали и всё будет расписано как можно подробнее. Всё выполнено в виде вопросов, на каждый из них нам сначала ответят расплывчато, а после скажут напрямую что и как. Очень полезная фича, и почему её не перенесли в современное издание?

История Myst и её перевыпусков

Неочевидные предметы для взаимодействия

  • Все версии, Myst 93 и Myst MPE в меньшей степени

Также иногда я понимал как решить головоломку, но оказывалось я там что-то не нашёл. К примеру, в игре есть головоломка, в которой пять башен издают определённые звуки. Также есть центральная башня, она должна показать нам правильный порядок этих звуков для открытия двери. Но чтобы она это сделала игрок должен был нажать кнопки на башнях, хотя они и без этого издают звук, игрок мог просто послушать его и пойти дальше. Хотя это всё, конечно, можно свести к моей невнимательности.

В Myst VR кнопки вообще сделали серыми. Спасибо, очень заметно.
В Myst VR кнопки вообще сделали серыми. Спасибо, очень заметно.

Графика

  • Myst 93

Для своего времени игра была прорывной в плане графики, и даже сейчас смотрится неплохо. Больше всего выделяются только картонные деревья и маленькое разрешение, всё остальное выглядит нормально. Возможно Вы даже можете поиграть с хорошим разрешением с помощью эмулятора PS1, но в такие дебри я не лез.

  • Myst MPE

В графическом плане всё не так однозначно. Да, игра теперь выглядит отлично, кроме, конечно же, деревьев. Но с добавлением высокого разрешения увидеть огрехи оригинала очень просто, всё эти немного странные анимации или же не стыкующиеся элементы окружения и фона. Хотя в любом случае наблюдать за игрой теперь намного приятнее.

  • rMyst

Пришла пора раскрыть мой фетиш в плане графики, я просто обожаю старые 3D игры. Их графика создаёт безумно ламповую атмосферу, поиграв в эту версию всего пять минут я сразу вспомнил свои похождения в Morrowind. И больше мне сказать нечего, для меня это лучшая версия по графической части, обожаю такое.

  • rMyst MPE

Я осознано выбрал версию для Nintendo Switch, но я уж точно не мог подумать, что всё будет настолько плохо. Игра выглядит просто блевотно, эта попытка в новые технологии и реализм превратилась в рандомный набор текстур. На ПК ситуация получше, но всё равно игра выглядит инородно. Я словно запускаю не Myst, а типичный инди хоррор из стима за 21 рубль.

  • Myst VR

Одним из главных плюсов этого переиздания является графика. Опять-таки реализм с новыми технологиями, но выглядит на сей раз нормально, видно, что авторы постарались. Всё цельное, картинка радует глаз, RTX вообще пушка. Самая современная версия выглядит современно и хорошо, вау.

Смена дня и ночи

  • Исключительно rMyst и частично rMyst MPE?

Одним из главных нововведений в плане графики у realMyst'а стал цикл смены дня и ночи. На каждый остров теперь можно взглянуть как под палящим солнцем, так и во время глубокой ночи. Очень атмосферное нововведение, мне безумно понравилось смотреть как локации понемногу меняют свой внешний вид. Только вот в MPE версии игры смену времени суток, как я понял, максимально замедлили, а может и убрали вовсе.

Дизайн локаций

  • Все версии

Сложно как-то в общем описать дизайн локаций, мы каждый раз попадаем на маленький заброшенный «остров». Сами локации вечно балансируют между светлыми и тёмными тонами. Также зачастую всё может выглядеть сюрреалистично, хоть авторы и каждый раз придумывают какое-то «научное» обоснование этому.

История Myst и её перевыпусков
  • Myst VR

В этой версии часть дизайнов изменили, а некоторые вещи передвинули. К примеру, в Механической Эпохе секреты открываются абсолютно другим способом. Также атмосфера некоторых локаций была изменена: Эпоха Каменных Кораблей теперь происходит не ночью, а на закате. Казалось бы, небольшие детали, но после прохождения нескольких версий с одинаковыми местами это бросается в глаза.

История Myst и её перевыпусков

Баги

  • rMyst MPE

Кто бы мог подумать, но изначально это переиздание вышло в ужасно забагованном состоянии. Что тут говорить, если через год авторы гордо представили 2.0 версию с исправлением большинства багов. Сейчас именно багов я почти не заметил, но вот огромные проблемы с производительностью на Switch очень сложно пропустить. Игра просто постоянно лагает, этот порт вообще тестировали?

  • Myst VR

И эту версию не обошли баги. Мне не повезло повстречаться с самым страшным типом багов — чёрные квадратики. Зачем играть в хорроры, когда есть баги из-за которых ты начинаешь думать, что твоя консоль сломалась? Как оказывается появляющиеся иногда чёрные квадратики это баг RTX, наверное поэтому во время игры в VR шлеме RTX включать нельзя : D

Проблемы с запуском на современных системах

  • Myst 93

Ожидал я безумных проблем с запуском этой версии, но всё оказалось намного проще. Сейчас Вы скорее всего скачаете версию сразу с DOS BOX, мануалом и т.д. Никаких проблем с этим вариантом нет. А вот русскую версию пройти уже не удастся, на некоторых экранах игра просто перестаёт работать.

  • rMyst

А вот с этой версией возникли огромные проблемы. Она просто вылетает, иногда когда ты ходишь по Мисту, и в 100% случаев когда завершаешь Эпоху. Подлагивать игра тоже любит, и это никак не исправить. Какие бы патчи я не ставил, какой бы Windows не выставлял в режиме совместимости игра всё равно отказывалась нормально работать. Очень жаль, отличную версию сейчас по сути невозможно полностью пройти.

Саундтрек

  • Все версии

Если я не ошибаюсь во всех версиях саундтрек оставался одинаковым, а если нет, то он явно очень походил на оригинал. Сам треклист полон абсолютно разных настроений, то играет что-то мистическое, то в целом весёлое, то суровое. Но во всех треках чувствуется нотка загадочности. Вообще даже немного удивительно слышать такой разнообразный саундтрек в такой старой игре.

Длительность

  • Все версии

Первое прохождение любой из версий займёт у вас примерно час 3-4, а последующие максимум часа 2. Всё, конечно же, зависит от вашей догадливости, может Вы гений и сразу заспидраните игру за две минуты (это кстати не шутка). На самом деле при всех недочётах игры хочется больше, именно поэтому и существует множество сиквелов.

История Myst и её перевыпусков

Достижения

  • rMyst MPE и Myst VR

В эти версии были добавлены достижения: сюжетные пересекаются буквально названиями, а вот дополнительные максимально разные. В rMyst добавили много небольших достижений в стиле «найди это или встань туда». А вот в Myst VR дополнительных достижений намного меньше, но они теперь в основном завязаны на концовках, то бишь для некоторых вам придётся перепроходить игру полностью. А также есть спидран достижение за те самые две минуты.

Всего 0,46%, хотя на удивление ачивка добывается легко.
Всего 0,46%, хотя на удивление ачивка добывается легко.

Управление

  • Myst 93

В случае оригинала встречается палка о двух концах. Управление в целом нормальное, но из-за маленького разрешения проходить некоторые головоломки больно. Особенно загадку с пианино, или любую другую, где нужно нажимать на очень маленькие объекты. Ну и иногда игрок будет просто крутиться на месте, чтобы попасть на нужный экран.

  • Myst MPE

Тут ситуация уже лучше. Теперь все головоломки играются нормально и без проблем, только крутится на одном месте иногда всё равно придётся. Но вот использование карты и возможность выкинуть страницу запихнули только в настройки, странное решение.

Могли бы просто на кнопку забиндить.
Могли бы просто на кнопку забиндить.
  • rMyst

В этой версии управление максимально странное. Во-первых, игру можно проходить чисто с помощью мышки, так как левая кнопка отвечает за ходьбу вперед, а правая — назад. Во-вторых, с клавиатурой всё очень странно: из WASD работает только W и S, хотя на тех же стрелочках лево и право спокойно исполняет свои функции. Короче к этому управлению ещё привыкнуть нужно, слишком уж оно специфичное.

  • rMyst MPE и Myst VR

Играл я в обе версии на консолях и управление с геймпада там не самое лучшее. Играть не особо удобно, я множество раз случайно выходил из режима приближения у головоломок просто потому что промахивался по пикселю. Также в MPE есть режим управления с помощью тач-скрина, но тогда игра возвращается к point-and-click формату.

Сложность

  • Все версии

Хоть я и описал различные проблемы геймплея, сложность как по мне выше среднего. И да, речь идёт про игру без использования каких-либо дополнительных подсказок кроме башни. Всё же интересных головоломок которые проходятся нормально намного больше, чем тех проблемных. И любую головоломку можно пройти приложив чуть больше времени.

Выводы

  • Myst 93

Прорывная игра для своего времени, с отличным саундтреком, интересной историей и крутой картинкой. Только сейчас в оригинальную версию играть будет сложновато, всё же прошло очень много лет и даже с запуском могут возникнуть проблемы. Для этого же и созданы ремастеры и ремейки, в них то играть приятнее?

История Myst и её перевыпусков
  • Myst MPE

Улучшенная версия оригинала идеально исполняет свою функцию: играться стало лучше, небольшой бонус в виде карты не может не радовать, да и в целом видно проделанную работу. Если Вы хотите прикоснуться именно к point-and-click версии игры, то эта версия для вас. Спасибо разработчикам за патч для современных машин.

История Myst и её перевыпусков
  • rMyst

Лучшая версия, в которую сейчас играть практически невозможно. Красивая графика с атмосферной сменой дня и ночи, возможность взглянуть на игру уже в полноценном 3D. Видно, что разработчики вкладывали душу в этот проект, хоть по итогам эту версию и хаяли за «пустоту». Но к этому всему добавляются вылеты и лаги, а также специфичное управление. Но MPE версия исправит все проблемы и сможет забрать право лучшей?

История Myst и её перевыпусков
  • rMyst MPE

Неудачная попытка переиздать отличную версию. Новый визуал выглядит неприятно, играть не особо удобно, и ко всему этому добавьте постоянные лаги. Мне кажется версию для Switch вообще никто не тестировал. Но и что-то хорошее в этом переиздании имеется: система подсказок очень полезна, только переиздание хорошим от этого не станет. Лучше бы просто сделали поддержку современных машин у оригинала.

История Myst и её перевыпусков
  • Myst VR

Отличный ремейк оригинала который хорошо играется и без VR шлема, но всё-таки лучше поиграть на ПК и на английском. Локализация рушит атмосферу своим текстом поверх всего, а на консоли играть будет не особо удобно. Но всё остальное в ремейке сделано хорошо, появилось множество дополнительных опций, жаль только подсказок не добавили. Сейчас это лучший способ прикоснутся к 3D версии Myst.

История Myst и её перевыпусков

Итог

Myst и сейчас является отличной игрой, хоть и с различными недочётами как в общем, так и в версиях по отдельности. А вот в каком варианте приобщится к этой головоломке Вы вольны выбирать сами. Думаю, я предоставил вам достаточно информации для этого выбора. Но если вам важно моё мнение, то вот личный топ версий:

  1. Myst VR

  2. Myst MPE

  3. rMyst

  4. Myst 93

  5. rMyst MPE (Switch, ПК версию можно вставить на четвёртое место)

Ну и напоследок, поздравляю Мист с днём рождения! Этот материал специально был приурочен к этой дате. Было бы ещё круче сохранить этот пост на следующий год, когда серии стукнет 30 лет, но я решил не растягивать всё настолько( ° ʖ °)

Милый тортик.
Милый тортик.

Для большинства обзоров я стараюсь делать новую аватарку, всегда интересно экспериментировать со своим «персонажем». Обычно я либо делаю себя в виде главного героя, либо пытаюсь как-то визуализировать главную особенность игры. В случае Myst первый вариант отпадает, а вот второй... В голову пришла только сама книга «Мист», но, по очевидным причинам, аватарку из этого не сделать. Надеюсь в сиквелах будет что-то более подходящее. Да, я выделил целый абзац, чтобы показать вам себя в книге:

Широкий Срадикулит
Широкий Срадикулит
265265
27 комментариев

Хренасе диссертацию выдал! Но игра дыа, того заслуживает. Мист и Сибирь - две базы, без которых я хз даже, как жить. Хотя за третью Сибирь, за этих душнейших юколов, с Сокаля всё же стоило бы сорвать погоны. Ну, или одну погону.

25

мист в разы круче сибири

1

Такие квесты мне кажется для интеллегенции с соответствующим складом ума. Всякие Сиберии и т.д. Хотя играл у мамки на работе в братьев пилотов. Почему-то мне кажется тоже самое, кто заседал в героев меча и магии.
Можете назвать меня быдлом, но это не мое

Помню обзор какой-то 4 части в журнале пс-игры в 2004 году. Лично меня развратили экшены с пс1, дримкаста и пк, всякие рпг / ртс / фпс. Так что и не смотрел на такой жанр. Фаренгейт все таки интерактивное кино

7

А я помню как играл в первый Мист на 3DO, на английском :)

6

Однажды пробовал играть в Myst на Нинтендо ДС - с одной стороны, стилус прекрасно заменяет мышь, с другой же хрен что разглядишь на малюсеньких экранчиках в разрешении 256 на 192 пикселя.

6

Помню ехала на горбушу, чтобы её купить, а её не было. Так и не поиграла. Интересно было читать, что я тогда упустила, спасибо :)

6