Прошёл Persona 4 Golden
Всё хорошо, всем советую, но Persona 5 лучше.
P4 и P5 похожи геймплейно, но в пятёрке добавили несколько улучшений.
Немного контекста для тех, кто не играл ни в одну персону: в игре, по сути, есть две игры. В одной ты как в обычной jrpg ходишь по данжам, сражаешься с монстрами и используешь персон в бою (что-то типа саммонов (очень упрощённо), которые дают тебе абилки). У противников иногда есть уязвимости к определённому типу урона. Если бить их по уязвимостям, то получаешь 1-more-атаку, т.е. можешь атаковать ещё раз. Если противников много, то можно делать длинные 1-more-цепочки.
Во второй ты общаешься с NPC, ходишь в школу, занимаешься мирными активностями и прокачиваешь социальные связи, которые усиливают твоих персон. По крайней мере так устроены Persona 4, Persona 5 и, насколько я знаю, Persona 3 тоже.
Теперь контекста достаточно, вот список того, что в пятёрке по моему мнению сделано лучше:
- Данжы там сделаны вручную, а не процедурно генерируются из одинаковых коридоров и комнат.
- За прокачку социальных связей там даются геймплейные бонусы и даже появляются новые геймплейные механики, а не только опыт для персон.
- Новых персон получаешь после переговоров с тенями, если получится уговорить их присоединиться к тебе. В четвёрке они просто выпадают из лутбоксов.
- В бою для 1-more можно переключаться на других персонажей, чтобы цепочки были длиннее.
- В пятёрке все персонажи прокачиваются относительно равномерно и состав отряда проще менять посреди данжа и даже во время боя. В четверке у меня часть персонажей прокачались до 88-90 уровня, а остальные остались на 25-35.
- Визуальный стиль и дизайн UI в пятёрке на порядок выше даже с учётом разницы в возрасте игр.
- Менеджмент SP (ресурс для использования абилок) более жёсткий. Часто приходится экономить, чтобы не пришлось лишний раз возвращаться из данжа в реальный мир и терять день. В четверке SP практически бесконечны, по крайней мере на харде. Я долго запасался расходниками на SP, а они в итоге не пригодились.
Истории в P4 и P5 примерно одного уровня, разве что в четвёрке более логичный и плавный переход от локальных разборок к спасению мира. В пятёрке просто в какой-то момент по непонятной причине начинается конец света и нужно всё разруливать.
Музыка тоже примерно одинаково хороша. В пятёрке, возможно, чуть получше.
Что одинаково отлично сделано, так это персонажи и отношения между ними. В конце обеих игр я считал их чуть ли не своими личными друзьями.