Age of Empires: Эпоха больших перемен и больших разочарований. Мысли по стриму от разработчиков
Я познакомился со второй частью ещё более 18 лет назад, тогда я играл ещё ходил пешком под стол и играл в оригинальную игру, как сейчас помню, дядя Вова притащил мне диски с играми похожими на Civilization 3 и Cossacks, естественно пиратские, потом я кажется закончил среднюю школу и случайно наткнулся на довольно странное издание, как ни странно лицензионное, кошелёк мой тогда изрядно подисхудал, а коробка с дисками до сих пор где-то валяется.
Потом вышло HD переиздание, которое я до выпуска из школы свободно поигрывал на пиратке. Однажды я перестану жмотить 50$ и куплю её в стиме со всеми длс.
Потом вышла замечательная Definitive Edition, которую я сразу же поспешил купить в стиме, и в которую я поигрываю и до сих пор.
В общем я уже достаточно налил воды, так что можно перейти к делу, а именно к длс. У Age of давняя история с разного рода длс, но я сэкономлю вам время. К выходу дифинитива уже сложилась традиция, выпускать длс с тремя компаниями и двумя новыми цивилизациями, это и сильно разнообразило мету и давало простым подпивасным казуалычам как я - три новых, по настоящему эталонных для жанра, компании, в которых я могу провести десяток другой часов, а может и ещё парочку выбивая ачивки, но всё изменилось когда народ огня развяз ... не тот лонг, извиняюсь. Когда разработчики анонсировали длс Return to Rome.
И давайте сразу расставим все точки над ё.
Я безумно люблю античный сеттинг, я безумно люблю вторую эпоху империй, что в этой формуле может пойти не так? Оказывается сильно больше чем хотелось бы. С 4 по 7 ноября у длс прошёл збт.
Эту информацию мне пришлось натурально выгрызать. Нормального анонса не было, инфу о длс слили вьетнамские бета-тестеры, вместе с пачкой скриншотов, творился натуральный бардак, но я терпеливый, я сел и начал ждать. Дни, недели, месяцы. Длс вышло почти через год, 16 мая 2023 года.
Начать наверное стоит с обещаний. А их было немало.
- Самое крупное длс в истории Age of Empires 2
- 17 новых цивилизаций (новых для второй части)
- Перенос всего контента из Age of Empires 1
- Три абсолютно новые компании
- Обновлённый игровой процесс
- Ворота
Звучит как кандидат на лучшее дополнение среди всех ртс в принципе, но...
Что-то пошло не так.
Начать наверное стоит с малого. У Age of Empires 2: DE, есть пак 4к текстур, угадайте какое длс в этом паке не поддерживается и игра просто растягивает тебе на пол экрана дико шакальных юнитов?
А помните все те обещания разработчиков? Они буквально перенесли цивилизации и модельки из Age of Empires 1: DE, и по ощущениям они стали выглядеть даже хуже, реально новых цивилизации по сути только две Рим и прото-Вьетнам. Из оригинала перенесли только несколько компаний, которые победили в голосовалке, без каких-либо изменений, при том, что игровой процесс и производственный стандарт компаний сильно изменился, не то что со времён оригинальной первой части откуда компании и взяли, а даже со времён релиза первых длс на DE. Так это ещё и стоит 15$ вместо привычных 10$, грабёж. И того, без подвоха у нас есть только ворота.
Но ладно, там хорошая музыка, геймплей в RoR стал куда быстрее, три новых компании просто отличные, а античный сеттинг... кайф да и только. Много чего перебалансили, может потом и вовсе будут развивать, добавлять новые компании пусть и за отдельную цену, ничего, терпим.
Потом вышло длс The Mountain Royals, не смотрите на отрицательные отзывы, ну или смотрите, длс отличное и отлично дополняет некоторые старые компании, отзывы из-за того, что ценник на Return to Rome как оказалось был обусловлен не размером длс, теперь все новые длс так стоят. Но это тоже ничего, длс отличное, компании интересные, цививлизации замечательные и давно напрашивались в двойке, терпим дальше.
Дамы и господа, любители ртс, фанаты Age of Empires, и просто страждущие дтферы, представляю вам единственный и неповторимый - пак анимированных аватарок для внутриигрового профиля, часть первая. Вот тут, честно, меня начали нагонять определённые нехорошие вопросы к руководству Xbox и Филлу Спенсеру лично, но я бегал быстрее, да три доллара за весь пак для меня не деньги, по этому я не долго думая его купил. И начал терпеть дальше, но уже с особой осторожностью, особенно оглядываясь на третью часть, о которой чуть позже. Но мы же не гордые, мы терпим дальше.
Сама дата проведения стрима уже вызывала вопросы, как и набор языков для трансляции. Да, китайский новый год, двойной хайп, два языка, китайский и английский, но это ладно, кто не хочет подсосаться к китаю?
Но перед этим давайте вспомним об обещаниях разработчиков.
Age of Empires II: Definitive Edition: Мы покажем совершенно новое расширение, ориентированное на кампанию, и расширенный взгляд на эксклюзивный игровой процесс.
И тут то начинается всё самое интересное. С чего бы мне начать?
Вы не ослышались. Тут нету компаний, это просто набор миссий в стиле "завоевателей", но дальше - больше. Новых миссий тут всего 5, остальные 14 это пользовательские сценарии, в которых пофиксили баги, добавили озвучку, нарисовали заставки и "добавили некоторых плюшек". Как-то мало походит на компания-ориентированное длс с эксклюзивным игровым процессом?
Но самое страшное здесь не это, длс стоит всего 7$, по скидке оно стоит 6$, оно выходит через 3 недели и я его уже купил как самый последний прогретый гой, коим я и являюсь. Моя жизнь катится туда же куда резво катится Филя с такими длс.
Замковая эпоха
Тут я немного сжульничаю и объединю сразу третью и четвёртую эпоху, от части из-за того, что разработчики так же сжульничали на стриме, уделив этим двум играм секунд 30 от силы, но я нахожу это едвали не самой важной вещью среди той хуйни, что творят майки с моей горячо любимой франшизой.
У мелкомягких давняя история с Age of Empires 3, когда-то они убили её отказавшись сделать её спинофом, теперь они пытаются убить её более изощерённо. Давайте посмотрим на длс к игре, кажется ничего необычного?
Начнём пожалуй с плюсов, каждое длс добавляет по две новых цивилизации, каждая из этих цивилизаций реально уникальная в рамках игры или своего региона, это круто, это почитаемо, это уважаемо. Плюсы на этом заканчиваются. Давайте внимательно почитаем описание одного из таких длс.
А где собстенно новая компания? Ладно в двойке компании относительно короткие, может тут нужно куда больше работы, да и вообще, это длс раздавали бесплатно.
Давайте посмотрим на другое длс.
Ну вот, тут есть компания, "Клич из Долореса", ведь так?
А нет это не компания, это часовая миссия (супротив 15 миссий на 30-40 минут в каждом новом длс ко второй эпохе), не имею не малейшего понятия, почему игра не взлетела? Я вот лично не имею не малейшего понятия.
И вы не поверите, у Филла есть решенье, как скомпенсировать "popularity issue". Ведь ради чего ещё мы заходим в ртс? Ради брони для коня.
Ради платных скинчиков на героев конечно же! Может вы хотели себе горячую томбойшу с огромной аркебузой? Я возбуждаюсь даже пока это произношу!
Или может быть вы хотите горячую куноичи, скрытная ниндзя в кимоно-миниюбке ярко красного незаметного оттенка? Это определённо стоит своих денег!
Уже побежали за кошельками? Я знаю, что вы очень этого хотите, но не так быстро! Ведь есть целый сборник из на минуточку 25 самых разных костюмов!
Вот вы шутите, а это подняло онлайн более чем на 1000 человек.
Но мы забыли о последнем, бог как известно любит троицу, третья часть, три скина, третье гениальное решение.
Ну почти...
И это без шуток гениальное решение, онлайн сразу вырос в три раза, почти догнав 2 и 4 части, но будь всё так круто я бы тут сейчас об этом не рассказывал.
Уже через пару месяцев без достаточной контентной поддержки онлайн скатился почти, что до прежних значений, если раньше было 5к, то теперь 6к и он продолжает уверенно падать возвращаясь на прежние значения. К чему вся эта простыня? Кто бы сомневался, но к тому самому.
Ну и конечно же:
- Длс выйдет в конце года
- Никаких новых компаний не заявлено
Слабоумие и отвага, Филл, слабоумие и отвага... Печально.
А я непомню, что у тройки были все шансы, если не переплюнуть двойку, то встать в один ряд с четвёркой, о ней сейчас и поговорим.
Четвёртую часть я ждал с благоговением, уже долгие годы я не получал новую Age of, да и просто достаточно крупные rts, я натурально изголодался по жанру, по любимой франшизе, я ждал и верил, и майки сделали это, они анонсировали 4 часть и это было невероятно.
Томительные дни ожидания, сменялись неделями, недели месяцами, месяцы годами, и вот долгожданная Age of Empires 4 вышла в релиз. И чтобы быть немногословным - релиз был спорным. Если вам такое говорит абсолютный фанат серии, то стоит задуматься.
Тут нужна небольшая финансовая справка, я предзаказал делюкс издание, я скачал игру в первый день, и у меня случился Relic Engine Moment. Может кто-то помнит старенький баг с французской раскладкой в Dark Messiah, ну либо люди помоложе могут вспомнить баг с Английской раскладкой в CoH2, а кто делал CoH2? Вопрос я думаю риторический, это вероятно самый раздражающий баг на моей памяти, при заходе в игру она добавляет тебе ЕЩЁ одну английскую раскладку, я всё перепробовал, менять системную раскладку на английский, не помогало, менял британский английский на американский английский который добавляла игра, ей было плевать и она добавляла британский, пробовал через реестр удалить лишние английские языки, чтобы игре было нечего добавлять, но она всё равно умудрилась его добавить и это просто добавило мне лишнего гемороя, и нет нельзя было просто зайти и удалить раскладку, надо было сначала зайти в панель языков, добавить раскладку, которую я хочу удалить и вот тогда она станет доступна для удаления. У меня сгорела жопа. Я потыкался в игру порядка 5 часов, прошёл обучение, пару миссий в компании за норманов и дропнул, из-за необходимости всех этих телодвижений у меня при каждом запуске горело седалище, играть так было просто невозможно, я снёс игру и переодически поглядывал на пачноуты, смотрел, что в игре нет редактора карт, что в игре нет рейтинга, что в игре в целом не то чтобы много контента и его не то чтобы быстро в неё добавляют. В итоге игру довели до релизного состояния только через год, примерно через два баг починили, и я смог нормально в неё поиграть аккурат под первое длс. Да-да, вы не ослышались, первое длс спустя два года. Если хотите убить свою ртс можете начать записывать, ведь план был надёжный как швейцарские часы. Но давайте немного сгладим углы.
За прошедшие два года игра сильно преобразилась и стала наконец-то походить на нормальную игру-сервис. Это сезоны, какие-то сезонные приколюхи, значки, иконки, статуи для ратуши, новые карты, обновления для старых цивилизаций, новые режимы, разочек даже добавили две новых цивилизации.
Межсезонной поддержки, длс, компаний, как майки вообще планируют зарабатывать на игре без них, или хотя бы аудиторию удерживать?
А оказалось, что никак, игра быстро растеряла весь онлайн и варится в этом котле уже который год. И всё бы так дальше и было, а оно так дальше и было, если бы не одно но:
Спустя два года майки таки соизволили родить длс для четвёрки, 14 ноября 2023 года состоялся релиз длс The Sultans Ascend с одной новой компанией, двумя новыми цивами и 4 вариантами цив, онлайн у игры сразу вырос до 30к и держался выше чем у двойки на протяжении двух сука месяцев, длс порвало все чарты продаж, стало самым продваемым длс в серии (а эту позицию долгое время удерживало Rise of Rome с продажами в районе полутра миллионов), что учитывая объёмы продаж четвёрки например ставит это длс выше длс для киберпанка, на которое другие разработчики смотрели и говорил, что его купил слишком большой процент игроков и для индустрии это ненормально.
И хотя само длс мне по многим причинам показалось спорным - это определённо успех, который показывает, что у четвёрки, есть огромная преданная фанбаза, готовая ворваться в игру, если игра будет отвечать им тем же, но то ли разработчики не поспевают, то ли просто не хотят или не умеют, но прошло 2 месяца, никакой подпитки контентом не произошло, онлайн быстренько упал до прежних значений, и мы вновь вернулись туда с чего начали.
Единственное, что они там рассказали о будущем четвёрки это выход нового сезона когда-то весной. Никаких новых цивилизаций, никаких новых длс, никаких новых компаний, просто новый сезон весной, ну это определённо формула для успеха. Продолжайте в том же духе.
Имперская эпоха
На самом деле на неё у меня возложены большие надежды. В своё время я долгое время её избегал, сначала по незнанию, потом по наитию, когда анонсировали Retold, я поставил себе в голове мысленную отметку, и начал ждать, не буду же я играть в игру 2002 года или всратый EE 2014? Ведь так?
Где-то в первой половине 23 года я решил наверстать упущенное и устроить себе марафон по всей серии, пройдя все интересующие меня компании в первой части я решил проскочить бесконечную двойку и приступил к прохождению Age of Myhology, опустим некоторые подробности и злоключения, но игра крепко запала мне в сердце, и заняла уверенную позицию, если не наравне со второй частью, то довольно уверенно дыша ей в след, и для меня это в некотором роде самый настоящий шок, отдельные миссии я и вовсе могу назвать без зазрения совести лучшими в серии, и я не думаю, что со мной кто-то сможет в этом поспорить.
Так, что после прохождения я ждал игру уже не как фанат франшизы, а как фанат Age of Mythology. И майки хранили полную тишину, два года, два года с момента анонса целое нихуя, представьте мою радость когда мне сказали, что об игре наконец-то дадут подробностей на вчерашнем стриме?
И вот, самое сладкое майки как и я оставили на десерт, вы готовы?
На протяжении целых четырёх минут, как бы не так грубо, женщина весьма округлой наружности показывает нам огромные 3д модельки персонажей и рассказывает как круто они их детализировалли. Это всё. Ждите игру где-нибудь в 24 году.
Я натурально сгорел, благо вовремя принесли огнетушитель, разрабы выкатили страничку в стиме с порцией скриншотов.
И на самом деле скриншоты одновременно вдохновляют и вызывают некоторые опасения. Чуть-чуть на этом задержимся и я отпущу Ярослава, который наверное единственный эту муть читает.
Детализация - моё почтение. Текстуры, полигоны, материалы, хорошее глобальное освещение, игру не просто обновили как это было с той же тройкой, игра теперь выглядит по настоящему современно, но...
Есть некоторая разница? Не находите? Цвета более приглушённые, мягкие, есть очевидная стилизация и в этом плане игра напоминает тот же варкрафт, цветовая палитра не настолько широкая, всё выглядит несколько бумажным и наверное не настолько пластиковым? Скриншоты из Retold выглядят для меня как небезызвестная Stormgate, и это сейчас не похвала.
Куплю ли я её всё равно? Да хоть прям сейчас, но вопросов к майкам у меня становится всё больше и больше, а ответов я получаю всё меньше и меньше.
Но есть конечно и положительные моменты.
И на такой весёлой ноте и вам желаю всего хорошего! Уж следующий лонг точно будет по инквизитору. Честное пионерское.
@Ярослав
Долгожданный лонг. Щас заценю.
Комментарий недоступен
Я бы добавил еще в статью этот вот граффик из Стим ДБ который показывает что АОЕ2 более интересен пользователям чем АОЕ4 и АОЕ3 -
Причем интересен вообще - без учета ДЛЦ
А вот АОЕ4 получает всплески интереса лишь при выходе Дополнений
Но интерес удержать не могут
Вот что делают 200+ миссий в компаниях, и это я ещё больше трети компаний не прошёл.
Комментарий недоступен
У четвёрки все карты на руках, при крупных патчах онлайн двойку обгоняет и весьма значительно, при выходе недавнего длс он держался выше чем у двойки на протяжении двух месяцев, да и у трёшки есть все шансы, если не обогнать двойку то уверенно дышать ей в спину, разработчики просто то ли не понимают причины успеха своих игр, то ли просто не умеют удерживать аудиторию, все игры во франшизе могли бы уверенно держаться в топ100 стима по онлайну, а пока уверенно там держится только двойка, маркетинг и некоторые решения принятые в которой тоже уже начинают вызывать вопросы, как бы они не доигрались до того, что просто растеряют всю свою аудиторию.